Сочинение «Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Островского)

Для них главный смысл жизни можно определить словами Весны из сказки «Снегурочка»: «На свете все живое должно любить».Дочь Весны и лютого Деда Мороза - один из самых очаровательных образов драматургии Островского - Снегурочка попадает в мир людей, «детей Солнца» берендеев, не имея главного - горячего сердца, способного любить. Любовь - чувство, подвигающее любящего на самоотречение, растворение в предмете чувства. То, что Снегурочка, полюбив, растаяла - глубоко символично. Это не месть Ярилы Морозу, а дар любви - самоотречения. Мизгирь уходит вслед за любимой, но сказка заканчивается оптимистично - гимном Солнцу и жизни, дающей возможность любить, отдавая свое сердце другим.Светел и поэтичен другой женский образ Островского - Катерина в драме «Гроза». Натура Катерины цельная и неординарная. Искренность, эмоциональность, непосредственность - таковы приметы «горячего сердца» в этой героине.В сказочном мире судьба такой героини была печальна, в реальном же мире она трагична. Гордая, волевая, мечтавшая о семейном счастье, Катерина выдана замуж за слабого, безответного Тихона, лишена радости материнства. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве собственного достоинства, жажде жизни, любви, смириться с затхлым существованием мира города Калинова. Но и любовь к Борису - трагедия. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для героини чувством, соединяется с горьким сознанием «греха» преступления. Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание остаются с Катериной в момент гибели.Смыслом жизни другой героини А. Н. Островского - Ларисы в драме «Бесприданница» - тоже является любовь. Без любви, человеческого тепла, понимания «жить холодно». Душа Ларисы крылата, она восторженна, артистична. Ее горячее сердце жаждет любви. Но все ее иллюзии и надежды рассыпаются от столкновения с черствостью и расчетливостью окружающих. Человек, которого она полюбила, оказывается бессердечным, у него «ничего заветного нет». Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в орлянку, поступая с ней, как с вещью. Выстрел Карандышева приносит ей освобождение от постылой жизни. Снова человек с горячим сердцем, живущий чувствами, волнуемый страстями, оказывается униженным и обманутым.

15. Пьесы а.Н. Островского «москвитянинского» периода (50-ые гг.). Проблематика, система образов, стилевые особенности.

В 1850 становится сотрудником журнала "Москвитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны "Утро молодого человека", "Неожиданный случай"«Неожиданный случай» - пьеса Александра Островского. Написана в 1850 году.История написания[править | править исходный текст]Пьеса «Неожиданный случай» была задумана как комедия. В процессе работы над пьесой Островский пришёл к мысли сделать из нее драматический этюд.«Неожиданный случай» был закончен примерно в сентябре - октябре 1850 года и появился в сборнике «Комета» (1851 год).Первое представление пьесы «Неожиданный случай» было осуществлено 1 мая 1902 года в Александрийском театре, в бенефис суфлёров и вторых режиссёров.Действующие лица[править | править исходный текст]Сергей Андреич Розовый, неслужащий помещик лет 27.Павел Гаврилыч Дружнин, чиновник, товарищ Розового по учебному заведению.Софья Антоновна, вдова лет 30.Маша, горничная Софьи Антоновны.

Утро молодого человека

«Утро молодого человека» - пьеса Александра Островского, написанная в 1850 году.Сцены «Утро молодого человека», законченные не позднее октября 1850 года, появились в 22-м номере «Москвитянина» того же года (цензурное разрешение от 14 ноября 1850 года). Черновых рукописей сцен не сохранилось.Рецензент журнала «Современник» писал о пьесе: «Каждый журнал с радостью поместил бы „Утро молодого человека“ на своих страницах: так много в этих коротеньких сценках простодушной бойкости и наблюдательности» («Письмо иногороднего подписчика», «Современник», 1851, т. XXV, стр. 95-99).Вдохновлённый успехом этой пьесы, а также двух предыдущих («Семейная картина» в 1847 и «Свои люди - сочтёмся» в 1849), Островский в 1851 году уходит со службы, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.В 1852 году, посылая пьесу в драматическую цензуру, Островский внёс в неё ряд исправлений (рукопись хранится в Театральной библиотеке им. Луначарского в Ленинграде).Цензурное разрешение на постановку пьесы «Утро молодого человека» было получено 11 ноября 1852 года. Первое представление состоялось 12 февраля 1853 года в Петербурге, на сцене Александринского театра, в бенефис Бурдина. Роль Недопекина играл Прусаков, Лисавского - Зубров.11 мая того же года пьеса была поставлена на сцене Малого театра в Москве, в бенефис Усачёва. Роль Смурова играл П. М. Садовский, Лисавского - С. В. Васильев, Недопекина - Колосов.Действующие лица[править | править исходный текст]Недопекин Семен Парамоныч.Лисавский Сидор Дмитрич.1-й молодой человек.2-й молодой человек.Смуров, купец, дядя Недопекина.Вася, племянник Смурова, двоюродный брат Недопекина.Сидорыч, приказчик тетки Недопекина.Иван, лакей.Гришка, мальчик.


Вв едение
А.Н.Островский начал свой творческий путь в 40-ые годы XIX века, когда русский театр переживал острый кризис, и создал самобытную национальную драматургию. Он стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального демократического театра. В качестве излюбленного жанра писатель выбрал именно пьесу, потому что, как он сам отмечал, «драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать» (Островский 1941: 64).
В произведениях Островского представлены люди разных сословий и характеров в самых разнообразных жизненных проявлениях. Драматургии Александра Николаевича присущ разноплановый подход: за сатирой мы можем увидеть глубокий психологизм, а за повседневным бытом – лиризм и романтику.
А.Н.Островский заботился о том, чтоб его герои выглядели правдиво, и действительно, в его пьесах мы видим реальных людей, взятых из истории или из газетных заметок, а не абстрактные образы. Драматург не рассказывает о характерах своих героев, а показывает их в действии. Главной точкой опоры в произведениях Островского является конфликт. Наличие конфликта делает произведение более интересным, потому что там происходят столкновения убеждений и характеров, через которые открываются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование конфликта можно постичь мотив, стоящий за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. В центре пьес Островского стоят конфликты разного характера: это и социальные конфликты, и столкновения поколений, и даже борьба с самим собой, когда конфликт развивается не вокруг героя, а в нем самом (такое мы можем встретить в психологических драмах).
В качестве главного противника «темного царства» А.Н.Островский выбрал женщину, угнетенную, униженную, но наделенную стойкостью характера и горячим сердцем: это нежная и беззащитная Катерина («Гроза»), отчаянная Аксюша («Лес»), дерзкая Параша («Горячее сердце»), наконец, безрассудная Лариса Огудалова («Бесприданница»). Героини пьес А.Н.Островского отличаются по складу характера от всех тех, кто окружает их: они честны, искренни, принципиальны и неспособны на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царит лицемерие, обман и фальшь, их жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается иногда трагично. Происходит это потому, что горячее сердце героинь Островского не подвластно рассудительному уму. Эти женщины подчиняются только закону собственной совести и способны, по словам Гончарова, «думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами» (Гончаров 1955: 177).
Жертвы хищников в пьесах А.Н.Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. Естественно, все симпатии драматурга были на стороне тех, кто восстает против деспотизма и лжи и попрания человеческого достоинства.
Все героини пьес Островского находятся в разных общественных положениях: Катерина – жена богатого купца, Аксюша – бедная девушка, живущая в доме своей богатой тети, Параша – дочь богатого помещика, а Лариса вообще принадлежит к новой буржуазии. Однако, несмотря на принадлежность к разным социальным классам, у них много общего. Прежде всего, это желание быть свободной от оков «темного царства», иметь право на собственный выбор и счастье с любимым человеком.
В своем творчестве А.Н.Островский рассматривает проблемы, касающиеся разных сторон жизни. В данной работе мы будем рассматривать проблему женской доли, места женщины в русской действительности XIX века, ориентируясь на пьесы А.Н.Островского, а также проблемы нравственности и любви как одной из составляющих протеста «горячего сердца» против «темного царства».
Объектом исследования нашей работы является драматургия А.Н.Островского, его произведения, общим лейтмотивом которых является конфликт между женщиной с «горячим сердцем» и обществом, где нет места свободной мысли и права личности, где царят насилие и произвол.
Цель исследования – проанализировать действия героев пьес А.Н.Островского, дать оценку их поступкам и определить предпосылки, явившиеся причиной конфликта между главными героями и окружающим их миром, а так же определить характер конфликта, при этом мы прибегаем к сравнительному анализу характеров героев пьес.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка использованной литературы.
Во введении рассматривается общая характеристика пьес А.Н. Островского, в которых наблюдается конфликт «горячего сердца» с окружающим миром, ставится проблема и цель работы, определяется объект исследования.
В первой главе мы обратились к анализу образа главной героини вершинного произведения Островского «Гроза».
В трех последующих, меньших по объему главах мы рассмотрели развитие образа героини с «горячим сердцем», соответственно, в пьесах «Лес», «Горячее сердце», «Бесприданница».
В заключении представлены основные выводы, сделанные на основании проведенного исследования .

Гл ава вторая
Хозяева и жертвы «темного царства»
Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой. Такая ситуация характерна, как для драмы «Гроза», так и для комедии «Лес». «Интересно, что в центре комедий Островского, посвященных помещичьему быту, всегда не помещик, а женщина-помещица. Помещица – существо более взбалмошное, непрактичное, живущее чувствами. В ее поведении меньше логики, сильнее элемент комического» (Штейн 1973: 73). Таковой является богатая помещица Раиса Павловна Гурмыжская. Она предстает перед читателем в образе благодетельницы, тратящей свое состояние на помощь бедным родственникам и всем нуждающимся. Но на самом деле это жадная, скупая и безнравственная женщина. Гурмыжская – характерный тип героини представляющей собой дворянский вариант «самодурного» начала, так полно раскрытого Островским в «Грозе».
«Лес» по праву называют «театром в театре», где у каждого заранее отведенная роль. ««Лес» – «театр в театре», потому что основные участники интриги стремятся достичь своих целей, задумывая и ставя каждый свой спектакль» (Журавлева, Макеев 2001). «Играешь – играешь роль, ну и заиграешься», – признается Гурмыжская (Островский 1974: 3; 299).
Будучи очень хитрой по своей натуре, Гурмыжская замышляет план, распуская слух, что хочет выдать замуж Аксюшу, свою бедную родственницу, за Буланова, гимназиста – недоучку, который живет в доме Раисы Павловны. Однако эта затея не вызывает доверия у хорошо знающей ее прислуги: «и Карп, и Улита предвидят, что роль, отведенная Буланову переменится» (Журавлева, Макеев 2001). «Я ведь не выйду за него, так к чему же эта комедия?» – спрашивает Аксюша. «Комедия? – подхватывает ее благодетельница, – как ты смеешь? Да хоть бы и комедия, я тебя кормлю, одеваю и заставлю играть комедию» (Островский 1974: 3; 265). Потом Гурмыжская разрушает несуществующую помолвку племянницы и Буланова и с радостью принимается за новую роль мученицы, которая якобы выходит замуж лишь для того, чтобы сохранит усадьбу. На самом же деле она просто потакает своей прихоти.
Сопоставляя двух представителей «темного царства» в пьесах Островского, Раису Павловну Гурмыжскую и Марфу Игнатьевну Кабанову, можно сказать, что Гурмыжская страшнее, поскольку дворянская свобода позволила развиться в помещице порокам, чуждым калиновцам. Раиса Павловна прекрасно понимает преступность своей страсти к Буланову и сознательно прячется за показной добродетелью, в то время как Кабанова свято верила в праведность защиты старых устоев.
Комедия «Лес» – одно из самых совершенных и самых сложных произведений Островского. Это отразилось в конструкции пьесы. «Эта пьеса вобрала в себя черты трех типов комедий А.Н.Островского – народной, сатирической и комедии с высоким героем» (Журавлева, Макеев 2001). Любовная линия Аксюши и Петра не выдвигается здесь на первый план, хотя развитие действия и драматическая борьба сосредоточены именно на судьбе этих героев. Можно сказать, что участь Аксюши становится поводом для развертывания другой линии действия – борьбы между сатирически обрисованным миром помещичьей усадьбы, центром которой является Гурмыжская, и Несчастливцевым, племянником Раисы Павловны, который стал бродячим артистом. А.Л.Штейн вывел основные сюжетные линии пьесы, которые, переплетаясь, составляют единое целое: первая линия – Гурмыжская хочет сделать гимназиста своим любовником, а пока держит его при себе под видом жениха Аксюши; вторая линия – Аксюша и Петр любят друг друга. Их счастью мешает прижимистость Восьмибратова и намерение Гурмыжской выдать Аксюшу за Буланова; третья линия – «Пешие путешественники» Несчастливцев и Счастливцев ищут трагическую актрису (Штейн 1973: 69). Мастерство Островского здесь проявилось в том, что он органически сочетал эти три сюжетные линии и включил одну в другую.
Молодые влюбленные в «Лесе», Аксюша и Петр, стремятся соединиться и преодолеть препятствия, стоящие на их пути. Своим порывом к свободе, к любви Аксюша напоминает нам Катерину. Вообще в пьесах «Гроза» и «Лес» явно прослеживаются параллели: Аксюша так же, как и Катерина живет под покровительством властной, деспотичной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого), наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимости. Однако Аксюша – это образ более упрощенный, лишенный глубокого психологического самоанализа, свойственного Островскому в «Грозе». Аксюша уступает Катерине в духовном богатстве. Об этом свидетельствует ee признание: «Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца» (Островский 1974: 3; 308). Аксюша и Петр любят друг друга, но Аксюша более решительна в своих действиях: Она готова на все лишь бы быть с любимым, быть свободной. Она даже просит деньги у человека, которого видит впервые в жизни, этот поступок дается ей с трудом, но все же ради любимого, она идет и на это, а Петр, боясь отца, не может принять собственного решения, всю ответственность взваливая на хрупкие плечи Аксюши. «Петр – личность заурядная, и только любовь к Аксюше возвышает его и делает на какое-то время интересным персонажем» (Штейн 1973: 77).
У Островского именно женщина играет ведущую роль в отношениях, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в «Грозе», так и в «Лесе». Любовь героинь к своим возлюбленным является частью протеста против нарастающего гнета «темного царства», кратковременным утешением. Не найдя понимания и поддержки в возлюбленных и окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, они обе ощущают необходимость освобождения и, будучи в душе идеалистками, видят его только в смерти, и только по счастливой случайности Несчастливцев спасает Аксюшу. Он предлагает ей стать драматической актрисой, рассмотрев в ней натуру с «горячим сердцем». «Ты знаешь больше других; ты знаешь бури, знаешь страсти – и довольно! Здесь на твои рыдания, на твои стоны нет ответа; а там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз», – говорит Несчастливцев Аксюше, и она только от безысходности соглашается на предложение актера (Островский 1974: 3; 313). Именно женщина, пережившая большую душевную трагедию и способная чувствовать сильно, может стать трагической актрисой, но в жизни ее страдания могут не находить отклика, а на сцене на страдания актера откликаются тысячи зрителей.
Несчастливцев разыгрывает отставного офицера, Гурмыжская притворяется благодетельницей, Аркашка Счастливцев играет роль слуги, Буланов разыгрывает страстного любовника – все герои пьесы играют какую-то роль, и лишь Аксюша настоящая, чувства ее неподдельные, «страдания ее – не бумажные, не театральные, это подлинные человеческие страдания» (Штейн 1973: 85). Островский видел, что идеальные порывы Несчастливцева не могут удовлетворить обыкновенную, земную женщину, такую, как Аксюша. И в самый последний момент Аксюша отказывается от романтических скитаний с Несчастливцевым, ради замужества.
Несчастливцев. А что ж в актрисы то, дитя мое? С твоими чувствами…
Аксюша. Братец… чувство… оно мне дома нужно (Островский 1974: 3; 329).
Жизнь сильнее романтики, а реальная страсть для Аксюши сильнее выдуманной, театральной, ее идеал – идеал обыкновенной женщины: муж, дети.
«Аксюша не посягает на существующий порядок, но в рамках этого порядка имеет намерения чистые, справедливые, естественные» (Штейн 1973: 77). У Аксюши есть только два пути – или подчиниться законам поместья «Пеньки», что противоречит ее взглядам на жизнь, или броситься в омут, утопиться от несчастной любви. «В этом поступке тоже протест, в нем тоже проявляется сила характера. Но сила, выражающаяся не в борьбе с этой жизнью, а в уклонении от нее», – считает Штейн (Штейн 1973: 77).
Островский с мастерством раскрывает тему угнетенной, униженной женщины, и не только женщины, а всех тех, кто вынужден находиться под гнетом власть имущих, кто находится в плену «темного царства». Человек, обладающий деньгами, имеет власть, и от того, каков этот человек, зависит судьба окружающих. В пьесе «Лес» Иван Восьмибратов и Раиса Павловна препятствуют счастью Петра и Аксюши.
В отличие от «Грозы», которая по своему жанру является драмой, «Лес» – комедия, следовательно, развязкой в пьесе должно быть торжество добра над злом, но Островский не наказывает своих героев: Раиса Гурмыжская воплощает в жизнь свое задуманное, она выходит замуж за Буланова, Восьмибратов получает приданое за Аксюшу, а влюбленным ничто не мешает быть счастливыми. Здесь можно было бы поставить точку, если бы Островский не преследовал иной цели. Писатель не ставит задачи наказать героев, а желает показать нравственное торжество над «темным царством».
и т.д.................

Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич... Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.

Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.

Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.

Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому...- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,- его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” - человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.

Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.

Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/


Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы «Гроза» Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы «Бесприданница». Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за «широту души», Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что «Сергей Сергеевич... Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать «героем ее романа».

Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.

Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из «Доходного места», учитель Иванов из «В чужом пиру похмелье».

Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?» Он не хочет жить среди всей этой «грязи», процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. «Мы с вами начнем жить честно, по-новому...- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом». Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,- его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: «Я не герой, я обыкновенный, слабый человек». Мелузов из пьесы «Таланты и поклонники» - человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: «Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу».

Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы «Лес», Наров из «Талантов и поклонников», Кручинина и Незнамов из «Без вины виноватых».

Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

Александр Николаевич Островский - замечательный драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа.

Островский исследует характеры: купца Болыпова и приказчика Подхалюзина из пьесы «Свои люди - сочтемся!», Паратова и Карандышева из «Бесприданницы», Тихона и Дикого из «Грозы». Всех их объединяет жажда наживы, желание любой ценой добиться благосостояния и власти, они готовы душу продать дьяволу. Об окружающих и даже самых близких они не заботят - ся, поэтому нет в этом кругу истинной любви и привязанностей. Дочь предает Вольтова, посаженного в долговую яму. Паратов, несмотря на искреннюю и преданную любовь Ларисы, «женится на деньгах», продавая свою свободу подороже. Тихон бежит от тирании матери, оставляя беззащитную молодую жену в этом царстве тьмы. Здесь нет высоких понятий: благородства и чести, совести и преданности. Но очень хорошо развиты чувства стяжательства и наживы, поэтому лучшие Герои Островского стремятся вырваться из мрака на светлую дорогу, на свободу. Для Катерины, как ни покажется странным, это - омут, для Ларисы - замужество.

Нежная, беззащитная Катерина, попав в семью Кабановых, ощущает себя как в тюрьме. Вспоминая своих родителей и дом, Катерина понимает, что навек утратила ощущение свободы и счастья, выйдя замуж за Тихона, попав в эту среду. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, - говорит она Варваре, сестре Тихона, - какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая действительность возвращает героиню в мир кабановых и диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Катерине же претит такое поведение. Полюбив Бориса, она не хочет скрывать своих чувств.

У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. В грозе она видит предостережение Бога и во всем кается людям. Тихон жалеет Катерину, но боится мать. Борис полностью зависит от Дикого, поэтому не властен над своей судьбой. Всеми отвергнутая, героиня видит единственный для себя выход - омут. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.

Совершенно иная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса образованная, культурная, мыслящая девушка. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться. Лариса понимает, что мать хочет продать ее подороже. Полюбив в Паратове внешний блеск, Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку.

Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», - говори она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини - это достойный ее уход из жизни.

«Гроза» и «Бесприданница» - лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.

Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

Драма А. Н. Островского “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей – разбогатевших купцов. Деньги, заслонив истинные ценности, оказывали все большее влияние на людей. Судьба главной героини, Ларисы Огудаловой, – воплощение трагических последствий этого пагубного влияния.
Лариса – молодая красивая девушка, обладающая ярким неповторимым характером, горячим сердцем и романтической душой. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом – певческим и музыкальным. Она стремится к душевности, чистоте отношений, ценит порядочность, мечтает о подлинной, возвышенной любви и тихой семейной жизни с любимым человеком. Но все эти мечты разбиваются о прозаическую действительность – у ее матери “состояние небольшое, давать приданое не из чего”. Лариса Дмитриевна “барышня хорошенькая, – объясняет молодой купец Вожеватов, – играет на разных инструментах, поет, обращение свободное… Ну, а жениться-то надо подумавши… теперь женихов-то в самый обрез; сколько приданых, столько и женихов, лишних нет – бесприданницам-то и недостает”. Беда Ларисы в том, что в обществе, в котором она, по воле матери, вынуждена вращаться, все решают деньги, и буржуазные представления о положении бесприданницы являются определяющими в оценке окружающих ее людей. Потому искренность Ларисы встречает осуждение и непонимание: “Не глупа, а хитрости нет, – говорит о ней Вожеватов, – к кому расположена, нисколько этого не скрывает… а бесприданницам так нельзя… Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда”. Лариса думает, что в лице “блестящего барина” Паратова нашла свою любовь и что он любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой “миллионщиков” из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль.
Не случайно он признается Кнурову: “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. А Лариса продолжает верить, что ее возлюбленный – человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: “Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины”. К сожалению, такая искренность и глубина чувств Ларисы вызывают у окружающих только едкую насмешку. “А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!” – смеется тот же Вожеватов, которого Лариса искренне считает своим другом. Положение бесприданницы, на его взгляд, обязывает льстить, хитрить, притворяться, лгать, принимать комплименты от “женихов, на которых без отвращения смотреть нельзя”. “Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”, – поддерживает его мать Ларисы.
Но Лариса Дмитриевна “не таких правил”. Пережив свое страстное увлечение Паратовым и тяжелую разлуку с ним, имея перед глазами горький пример сестер, “проданных” матерью, устав от “цыганского табора” в своем доме, Лариса дала Карандышеву согласие на брак.
Бряхимовские купцы не в состоянии понять, что для Ларисы невозможно улыбаться “во время страшной, смертельной тоски” и любезничать с ними, не слишком заботясь о своей нравственности. “Эта женщина создана для роскоши, – рассуждают они, – в нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится”.
В финале происходит жестокое прозрение героини. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Он публично утешает ее жениха, А Лариса, окончательно разочаровавшись в Юлии Капитоныче, говорит Паратову: “У меня один жених: это вы”. Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, пытается уверить ее, что страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден жениться на нелюбимой женщине ради получения наследства. “Идеальный мужчина” прекрасно все сознавал и точно рассчитал свои действия. Он не мог смириться с тем, что какой-то ничтожный Карандышев отнимет у него, “блестящего барина”, красивую игрушку, и решил поставить Юлия Капитоныча на место. Насладившись своей местью, Паратов не удосужился даже проводить потрясенную девушку домой. Лариса действительно была для Паратова только мимолетным увлечением.
И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. Мы видим, что о Ларисе все время говорят, ею восхищаются; четыре героя пьесы соперничают, надеясь снискать ее благосклонность, но чувства, желания, стремления самой девушки, ее внутренний мир, ее переживания никого не интересуют. Лариса с самого начала чувствует себя неуютно в этом мире. “На меня смотрели и смотрят, как на забаву, – горько сознает она. – Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно… “; “Я вижу, что я для вас кукла, поиграете вы со мной, изломаете и бросите”, – говорит она Карандышеву, сознавая, что брак с нею для него – способ подняться в собственных глазах и глазах окружающих, способ удовлетворить свое тщеславие. Карандышев и сам прекрасно понимает, что он Ларисе “не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий”, но он не может побороть желания потешить свою оскорбленную гордость, свое самолюбие. “Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?” – сокрушается Лариса, но Карандышев не слышит ее. Обман Паратова лишь усугубляет трагичность положения героини. “Я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать… Какая же я жалкая, несчастная”, – говорит она, укоряя себя за слабость, неспособность расстаться с такой унизительной жизнью.
В трагичности судьбы героини есть доля и ее собственной вины. Лариса лишена цельности. Ее человеческие качества – стремление к нравственной чистоте, правдивости, открытости – высоко поднимают ее над окружающими, но над ней довлеют буржуазные представления о жизни и влияют на ее понимание людей. Она ослеплена столичной элегантностью, шиком Паратова, его умением с блеском транжирить деньги. Эти качества Лариса принимает за “широту натуры” и считает Паратова “идеалом мужчины”, но тем горше ее прозрение. Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту и талант товаром. Именно это, а не несчастная любовь заставляет Ларису искать смерти.
К трагической развязке Ларису окончательно приводит сообщение Карандышева, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь: “Они не смотрят на вас как на женщину, как. на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь”. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии, но и решиться на самоубийство тоже не может. “Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… Пока еще упрекнуть себя не в чем… ” – думает Лариса и потому выстрел Карандышева она принимает как избавление. Она всегда была одинока, наедине со своими думами и мечтами, и вот теперь она счастлива, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства, она успокоена, она всех прощает, она даже благодарит Карандышева, освободившего ее от еще большего унижения, от полной нравственной гибели.
В мире, где никому не нужны искренние чувства, любовь ж теплота человеческих душ, где царят цинизм, безнравственность и кипят мелкие страсти, “бесприданницы” оказываются выкинутыми за борт жизни. Любовь и деньги несовместимы, и трагическая судьба Ларисы Огудаловой – один из многих примеров драмы “горячего сердца” в мире наживы и грубого расчета.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Драма “горячего сердца” в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”


Top