Сочинение на тему «Онегин и Печорин как герои своего времени.

«Герой нашего времени» - это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии. М.Ю. Лермонтов.

Герой нашего времени – это первый русский реалистический роман в прозе. Как Пушкин в «Евгении Онегине», так и Лермонтов в «Герое нашего времени» поставили перед собой задачу раскрытия «истории души человеческой», показать типичных героев в типичных ситуациях.«младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Онегиным и Печориным ?

Оба героя - представители высшего светского общества.

Много общего у них было в том, как они проводили свою молодость: вначале герои бешено гонялись за светскими удовольствиями, затем были разочарованы в них. Оба пытались заниматься наукой, чтением литературы, но так же оба охладели к ним. И Печориным, и Онегиным быстро овладела скука.

Так же, как и Онегин, Печорин выделяется по интеллектуальному развитию из окружающей его дворянской среды. Оба героя являются типичными представителями здравомыслящих людей того времени, которые довольно критически относились к жизни и к людям.

Белинский обратил внимание читателей и на различие между героями. Онегин «является в романе человеком», «которому все пригляделось, все прилюбилось». Онегин скучает. «Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, но апатически несет свое страдание», - пишет критик. И действительно: бешено гонится он за жизнью, ищет её; обвиняет сам себя в своих ошибках и заблуждениях. Его тревожат внутренние вопросы, и он ищет их разрешения.

Печорин – эгоист. Но еще Онегина А.С. Пушкина Белинский назвал «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно было бы сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «… силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца…».

Печорин другой человек по своему духовному складу, да и живет он в других социальных и политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы 19-го века, ещё до восстания декабристов 1825-го года, во время общественно-поличитеского подъёма. Печорин же – человек 30-х годов. Это время реакции, когда декабристы были казнены или сосланы в Сибирь, а революционная демократия еще не заявила о себе как об общественной силе.

Онегин, возможно, мог примкнуть к декабристам, А вот Печорин совершенно был лишен такой возможности. Вот почему Белинский писал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина было более трагично, потому что он и по натуре своей был более одарён и глубок, чем Онегин.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что и у Лермонтова, и у Пушкина получились в чем-то схожие, в чем-то отличные, но типичные для своего времени герои.

Онегин и Печорин - «герои своего времени»

В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века.

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. Герой романа - бывший гвардейский офицер, переведенный на Кавказ. Перед нами раскрывается сложная натура Печорина, очень схожая с Онегиным. «Это Онегин нашего времени... Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою», - сказал Белинский о Печорине. Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». Действительно, между Печориным и Онегиным много сходства. Оба они - представители светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой и т.д. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.

Наиболее близки Онегин и Печорин по социальному происхождению, полученному воспитанию, по характеру, по взглядам. Онегин получил типичное для того времени аристократическое воспитание. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь». Но все же Евгений получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. О ранних годах Печорина нам известно очень мало. Но можно предполагать, что он получил такое же воспитание, как и Онегин. Поэтому он не приспособлен к жизни, не привык к трудовой деятельности. Правда, Печорин получил несколько лучшее образование, чем Евгений. Это видно из его дневника. Ему не чужд интерес к философии и истории. Он склонен к материалистическому взгляду на вещи, хотя пишет об этом, как всегда, с иронией: «Я вышел из ванны свеж и бодр… После этого говорите, что душа не зависит от тела!». Закончив образование, Онегин и Печорин вступают в свет. Безукоризненное знание французского языка, остроумие, изящество манер, умение поддержать в обществе разговор - все это обеспечило им успех в обществе. Оба бросаются в водоворот шумной светской жизни. Балы, театры, увлечение женщинами - вот все их развлечение. Такой образ жизни мог удовлетворить заурядных людей. Онегин же - яркая незаурядная личность. Это человек, явно выделяющийся из окружающего общества одаренностью натуры и душевными запросами. Евгения не могли удовлетворить окружающее его общество, светские развлечения. Онегин чувствовал себя чужим в обществе. «Он выше окружающего общества настолько, что дошел до сознания его пустоты», - говорит об Онегине Добролюбов. На фоне лживого лицемерного общества выделяется и ум Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Он превосходно знаком с мировой литературой, начитан. Это натура богато одаренная. Он не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе своей силы необъятные». Ум, образованность, способность критически относиться к окружающему делают Печорина незаурядным человеком, резко выделяющимся из основной массы дворянского общества.

Несмотря на большое сходство, между Онегиным и Печориным немалая разница. Объясняется это тем, что они жили в разное время. Двадцатые годы девятнадцатого века, когда жил Онегин, были годами общественно-политического оживления, когда назревало восстание декабристов. Под влиянием передовых людей у Онегина складываются прогрессивные взгляды. «…Ярем он барщины старинной оброком легким заменил…» Эта мера дает основание предполагать, что Евгений примыкает к либеральным течениям в дворянстве двадцатых годов. Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. «Самолюбивая посредственность отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному». Из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку. Пушкин подчеркивает острый, злой язык Онегина, его манеру резко и зло отзываться обо всем окружающем. Печорин - иной, чем Онегин, по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Печорин - герой тридцатых годов, времени разгара реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы еще не появились. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он, действительно, принадлежит тому времени. Печорин не мог найти себе единомышленников, он был одинок. Поэтому образ Печорина более трагичен, чем образ Онегина. Время, реакция убили в Печорине все лучшее. Печорин не мог уйти к декабристам, как это мог сделать Онегин. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным поступкам. Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мысли не допускает бешеных порывов». Но при всей своей одаренности он - «нравственный калека». В нем много странностей, что Лермонтов настойчиво подчеркивает: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся! Это признак - или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый - оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но он не размахивает руками, - верный признак некоторой скрытности характера» и т.д. Эта противоречивость Печорина - «болезнь поколения того времени». В чем же она проявляется? В его отношении к жизни, борьбе ума и сердца и т.д. Печорин говорит о себе сам: «Я давно уж живу не сердцем, а головою… Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых отношений между людьми. Разочарованный, он тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему наслаждение. У Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней - «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Печорин от природы наделен горячим сердцем, способным сильно переживать. В глубине души его происходит борьба искреннего чувства и привычного для него равнодушия и черствости. Отвечая на вопрос Максима Максимыча о Бэле, Печорин отвернулся и «принужденно зевнул», но за этим показным безразличием он торопится скрыть подлинное волнение, заставившее его побледнеть. В последнем свидании с Мери Печорин «принужденной усмешкой» спешит подавить возникшее чувство жалости к девушке, которую он заставил глубоко страдать. Чувства Печорина гораздо глубже, чем Онегина. «… Я не создан для блаженства…», - говорит Онегин Татьяне. Тем самым он сознает неспособность к сильному, глубокому чувству любви. В основе его чувств лежит себялюбие.

Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру, дорожит ее любовью, хочет догнать ее, увидеть в последний раз, пожать ей руку, боится потерять ее навеки. Она стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Перед смертью он спрашивает себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. Он был лишен высокой деятельности, никому не мог принести пользы, где бы он ни появлялся, всем приносит одни несчастья. Несмотря на способность к сильному искреннему чувству, любовь Печорина эгоистична. Он похищает Бэлу, добивается любви Мери, а потом отказывается от нее, нарушает покой «мирных» контрабандистов, убивает Грушницкого.

Печорин отличается двойственностью натуры. «В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры - противоречие между гибкостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека».

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в «лишнего человека»? «Во мне душа испорчена светом», - говорит сам Печорин, т.е. светским обществом, в котором он жил и уйти от которых не смог. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века. В галерею «лишних людей» входят Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров, Рудин, Инсаров Тургенева.

Онегин типичный представитель «лишних людей» двадцатых годов. Таких, как он, было много. Пушкин говорит, что он был «просто добрый малый, как вы да я, как целый свет». Онегин стоит первым в ряду «лишних людей». За ним следует целая галерея образов. Типичен для своего времени и Печорин, о котором Лермонтов сказал, что в нем он дал портрет «не одного человека: это портрет, составленный из пророков всего нашего поколения». Печорин продолжает ту галерею образов, которую начинает Онегин.

«… Онегин – это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу… «Герой нашего времени» Лермонтова – его младший брат

(А.И. Герцен)

Вступление

В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» – лучшие художественные произведения своей эпохи. В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти применение своим способностям и умениям.


«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».

(В.Г. Белинский)

«Евгений Онегин»

Онегин - типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт создал такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Онегин – является современником, как автора, так и декабристов. Главного героя не интересует светская жизнь, карьера чиновника, ему всё скучно. По слова В.Г. Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей», а Пушкин же говорит, что скука Онегина происходит из-за того что у него нет полезного дела. Онегин «страдающий эгоист», но все, же незаурядная личность. Русское дворянство того времени было сословием землевладельцев и помещиков. Владение поместьями и крепостными было некой измерительной рулеткой богатства и престижа, а также высокого общественного положения. Отец Евгения «давал три бала ежегодно и промотался, наконец», а сам главный герой после получения наследства от «всех своих родных» стал богатым помещиком и…

Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный...

Но богатство также связано с разорение и долгами. Закладыванием итак уже заложенных имений, долги были не только делом бедных помещиков, но и многих «сильных мира сего». Одной из таких причин в этой ситуации было сложившееся в царствование Екатерины II представления «истинно дворянское поведение заключается не только в больших тратах, но и в тратах не по средствам». Благодаря появлению из-за границы различной просветительной литературы, люди, а именно молодое поколение начали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства, в их числе был и Евгений. Он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». К сожалению таких людей, было немного, поэтому, когда Онегин, под влиянием идей декабристов «ярем он барщины старинной оброком легким заменил»,

…В своем углу надулся.

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед.

В случае наследник может принять наследство и с ним взять на себя долги или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Молодость время надежд на получение наследства. Во второй половине жизни следовало освободиться от долгов, став наследником «всех своих родных» или выгодно женившись.

Кто в двадцать лет был франт иль хват.

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов.

Для дворян того времени военная служба была естественной, а отсутствие этой черты должно было иметь специальное объяснения. Онегин как ясно из романа, вообще никогда не служил, что делало Евгения белой вороной в кругу современников. В этом случае показана новая традиция. Раньше отказ от службы называли эгоизмом, то теперь отказ стал приобретать форму борьбы за личную независимость и отстаивание права жить независимо от государственных требований. Так и Онегин ведет жизнь, свободную от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время мог себе позволить не каждый. Возьмем в пример порядок, рано ложится и рано вставать, подчинятся которому, должен был не только чиновник, но и император. Это являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина от простонародья и деревенских помещиков. А вот мода вставать, как можно позже восходила от французской аристократии и была занесена в Россию эмигрантами. Излюбленные места для прогулок был Невский проспект и Английская набережная, именно там Онегин и гулял «надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Возможность в послеобеденное время заполнить промежуток между рестораном и балом, являлся театр. Театр был не только местом зрелищ, но и своеобразным клубом, где велись светские беседы.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит;

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам.

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Устав от городской жизни Онегин поселяется в деревне. Там и начинается дружба Онегина и Ленского, которые как говорит Пушкин, сошлись «от делать нечего». Это, в конечном счете, привело к дуэли.

Роман «Евгений Онегин» - неисчерпаемый источник рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам же Онегин является истинным героем своего времени и для того что бы понять его мы изучаем время в котором он жил.


«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой»

(В.Г. Белинский)

«Герой нашего времени»

Печорин-герой совсем иного переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Г.А. Печорин – одно из главных художественных открытий М.Ю. Лермонтова. В нем получили свои художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи. В образе и типе Печорина запечатлено разительное несоответствие внешнему и внутреннему миру. Он неоднократно в своем дневнике говорит о своей противоречивости и двойственности. Эта двойственность рассматривалась как результат светского воспитания и воздействие на него дворянской сферы, переходного характера его эпохи.

Объясняя цель создания романа, М.Ю. Лермонтов еще в предисловии дает понять, чем для него является образ Печорина: «Герой нашего времени милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор ставил перед собой задачу, желая отобразить на страницах романа, героя своего времени. И вот перед нами Печорин – трагичная личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». В изображении Лермонтова, Печорин – человек вполне определенного времени. Это дворянин-интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья душа испорчена светом. Личность Печорина представлена в романе как неповторимое индивидуальное проявление в нем общечеловеческого видового и родового. От своего предшественника Онегина, Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. В этом отношении он характерный представитель своего времени, по словам Белинского «века философствующего духа». Печорин воплощает такие качества как развитое сознание и самосознание, восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества в целом. Но будучи сыном своего времени и общества, он несет на себе и их неизгладимую печать. В личности Григория наблюдается особенно характерное для социального неустроенного общества, противоречие между его человеческой сущностью и существованием, по словам В.Г. Белинского «между глубокостью натуры и жалкостью одного и того же человека». Однако в деятельности Печорина больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Он умирает ни в чем, не уступив своим принципам и убеждениям, хотя и не совершив того, что мог сделать в иных условиях. Лишенный возможности прямого общественного действия, Печорин стремится противостоять обстоятельствам, утверждать свою волю, свою «собственную надобность». Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы человеческого бытия – о цели и смысле жизни. В ночь дуэли с Грушницким он размышляет: «Пробегают в памяти все моё прошедшее, и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения. Я увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». Жертвой своеволия Печорина становится Бэла, насильственно вырванная из её среды, из естественного течения её жизни. В эпоху Возрождения индивидуализм был исторически прогрессивным явлением. С развитием буржуазных отношений своей гуманистической основы. В России углубляется кризис феодально-крепостнической системы, зарождение в ней новый буржуазных отношений. В 1842 году В.Г. Белинский говорил: «Наш век … это век … разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов …».

Печорин со своим тотальным индивидуализмом и отрицанием морали современного ему общества, как и других его устоев, был не только его личным достоинством. Недовольство уже давно вызрело в общественной атмосфере, просто Печорин явился лишь ранним и ярким его выразителем. Существенно, что Григорий далек от прагматичного приспосабливающегося к жизни эгоизма. Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором он вынужден жить. Его меньше всего заботит положение в обществе, все это он отвергает как чисто внешнюю мишуру, недостойной живущего в нем устремления к подлинной полноте жизни, в обретении значительной жизненной цели. Свой сознательный индивидуализм он рассматривает как нечто вынужденное, поскольку пока не находит для себя приемлемой альтернативы. Еще одна важная черта героя-это постоянное любопытство к жизни, к миру, а главное к людям. В нем ярко выражено влечение к общению с людьми. Григорий Александрович как говорится в предисловии тип «современного человека», каким автор «его понимает» и каким часто встречал.


Заключение

Итак, перед нами два героя, оба представители своего непростого времени. Замечательный критик В.Г. Белинский не ставил между ними знака «равно», но и большой пропасти не видел. Пушкин и Лермонтов сумели уловить в жизни и воплотить в литературных образах наиболее существенные черты молодого человека своего времени, дать типичный характер со всеми его отрицательными и положительными чертами. В предисловии к роману «Герой нашего времени» автор дает точную характеристику своему герою: «…Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Пушкин тоже упоминает о типичности своего героя, говоря: «Онегин добрый малый, как вы да я, как целый свет». Оба автора пишут образы своих героев в развитии, социальное происхождение которых одинаково. Оба они воспитывались в светском обществе и получили соответствующее образование. Пушкин показывает, что ум и начитанность Онегина широки, хотя и поверхностны. Он читает книги известных писателей и современные Пушкину альманахи. Память Печорина также насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике можно встретить цитаты из «Горя от ума» А.С. Грибоедова или из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

Ум Онегина проявляется в понимании психологии людей. Так в разговоре с Ленским о Лариных Онегин он говорит, что если бы был поэтом, то выбрал бы старшую сестру: «В чертах у Ольги жизни нет», её лицо «как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Печорин тоже был тонким психологом. Это доказывает его высказывание о Вернере: «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которая нравится впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой».

Умение разбираться в людях, безусловно, способствовало точному изображению героев, передачи их лживости и лицемерия. Неудовлетворенные жизнью в «высшем свете», герои ищут применение своим силам и знаниям. Онегин пытается обрести себя, занимаясь ведением хозяйства, управлением поместьем. Но, не приученный к систематическому труду, он быстро оставляет это занятие. Печорин в свою очередь, пытается обрести себя в новой среде. Он рад переводу на Кавказ. Но везде, когда проходят первые впечатления, он ощущает скуку и неудовлетворенность жизнью.

Пушкин показывает своего героя в преддверии восстания декабристов, как бы давая возможность Онегину применить свои силы в благородном деле. Евгении, несмотря на его прогрессивные взгляды, скептик с резким и охлажденным умом. По словам Герцена, такие люди как Онегин «никогда не становятся на сторону правительства» и «никогда не умеют вставать на сторону народа», так как не умеют жертвовать своим покоем ради высшей цели. Поэтому такой человек вряд ли станет декабристом. Время действия романа «Герой нашего времени» происходит после восстания. И герой этого времени не имеет возможности найти достойное применение своим силам. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает». Оба поэта, стараясь как можно ярче изобразить характеры героев, ставят их в экстремальные ситуации. На дуэли Онегина и Ленского проявляет холодный эгоизм героя. Его не волнует судьба Ленского, а беспокоит лишь мнение света о своей персоне. Лермонтов, рисуя дуэль Печорина и Грушницкого, также показывает безучастие к страданиям Грушницкого. Печорин выступает как холодный эгоист и в отношении к судьбам Бэлы, Максима Максимовича и Веры. Однако главное обвинение Печорину – отсутствие жизненной цели, бесплодность существования, но герой и сам задумывается о цели своей жизни. Он записал это в журнале: «А верно она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что в душе я чувствую в душе моей силы необъятные…». Размышление о смысле жизни было свойственно молодому поколению 30 годов XIX века. Оно было присуще всем современникам Лермонтова, не находившим применения своим «необъятным силам». Для Онегина эта проблема не столь актуальна. Он может действовать, участвовать в движениях декабристов. Но Онегин не способен использовать эту возможность, поэтому, как и Печорин, он становится «лишним» человеком. Печорин и Онегин, лишние не в судьбе России, а в своем обществе, так как они им чужды. Осуждая своего героя за бездействие, Пушкин в какой-то мере осуждает и те общественно – политические условия, в которых возник и развился человек, далекий от народа и далекий от дворянских революционеров. В заглавии романа Лермонтова скрыта глубокая ирония, так как даже в 30 годы были известны имена истинных героев своего времени: Белинский, Герцен, Огарев, да и сам Лермонтов. Онегин и Печорин близки друг другу, как старший и младший братья. Оба они разочаровываются в жизни. Безрадостно ждут ее конца. Особенно грустно осознавать это, когда прочтешь фразу Печорина: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия”.

Под этой фразой вполне мог бы подписаться и Онегин. Вот и получилось, что совершенно разные герои, живущие в разные исторические эпохи, пришли к одному итогу: один начав, а другой, продолжив галерею “лишних людей”.

Текст сочинения:

Пушкин и Лермонтов сумели уловить в жизни и воплотить в литературных образах наиболее существенные черҭы молодого человека своего времени, дать ҭипический характер со всеми его отрицательными и положительными чертами. В предисловии к роману Герой нашего времени Лермонтов сам говориҭ о ҭипичности своего героя: ...Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развиҭии. Пушкин тоже упоминает о ҭипичности своего героя, говоря: Онегин добрый малый, как вы да я, как целый свет. Оба автора пишуҭ образы своих героев в развиҭии. Социальное происхождение героев одинаково. Оба они воспиҭывались в светском обществе и получили соответствующее образование. Пушкин показывает, что ум и начитанность Онегина широки, хотя и поверхностны: он стремиҭся пополнить недостатки своего образования самостоятельным чтением. Онегин читает книги известных писателей и современные Пушкину альманахи. Но со временем он оставил книги, задернул траурной тафтой, так как не находил в них ответы на волнующие его вопросы. Память Печорина также насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина. Ум Онегина проявляется в понимании психологии людей. Так, в разговоре с Ленским о Лариных Онегин говориҭ, что если бы был лириком, то выбрал бы старшую сестру: В чертах у Ольги жизни нет, ее лицо Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне. Печорин тоже был тонким психологом. Это доказывает его высказывание о Вер-нере: Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражаюҭ неприятно, но которая нравиҭся впоследствии, когда глаз выучиҭся читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой.
Умение разбираться в людях безусловно способствовало точному изображению героев, передаче их лживости и лицемерия. Неудовлетворенные жизнью в высшем свете, герои ищуҭ применение своим силам и знаниям. Онегин пытается обрести себя, занимаясь ведением хозяйства, управлением поместьем. Даже ярем он барщины старинной оброком легким заменил под влиянием идей декабристов. Но, не приученный к систематическому ТРУДУ, он быстро оставляет это занятие. Печорин, в свою очередь, пытается обрести себя в новой среде. Он рад переводу на Кавказ. Печорин общается с людьми, разными по социальному положению и взглядам на жизнь. Но везде, когда проходят первые впечатления, он ощущает ҭу же скуку и неудовлетворенность жизнью. Пушкин показывает своего героя в преддверии декабристского восстания, как бы давая тем самым возможность Онегину применить свои силы в благородном деле. Несмотря на прогрессивность взглядов Онегина, он скепҭик, человек, не верящий в мира совершенство, его ум резкий, охлажденный. Он вряд ли станет декабристом, так как не умеет жерҭвовать своим покоем ради высшей цели. Такие люди, по словам Герцена, никогда не становятся на сторону правительства и никогда не умеюҭ стать на сторону народа.
Время действия романа Герой нашего времени происходиҭ после восстания декабристов, в период реакции. И герой этого времени не имеет возможности найҭи достойное применение своим силам. Поэтому Белинский говориҭ: Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает. Оба поэта, стараясь возможно ярче изобразить характеры героев, ставят их в экстремальные сиҭуации. На дуэли Онегина с Ленским проявляется холодный эгоизм героя. Его не волнует судьба Ленского, а беспокоиҭ лишь мнение света о своей персоне. Лермонтов, рисуя дуэль Печорина с Грушницким, также показывает его безучастие к страданиям Грушницкого. Печорин выступает как холодный эгоист и в отношении к судьбам Бэлы, Максима Максимовича, Веры. Печорин сам признается в своем эгоизме: По
правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя; Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе. Однако главное обвинение Печорину отсуҭствие жизненной цели, бесплодность существования. Герой сам задумывается о цели своей жизни. Он записал в журнал: А верно, она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...
Размышление о смысле жизни было свойственно молодому поколению 30-х годов XIX века. Оно было присуще всем современникам Лермонтова, не находившим применения своим необъятным силам. Для Онегина эта проблема не столь актуальна. Он может действовать, участвовать в декабристском движении. Но Онегин не способен использовать эҭу возможность, лирикому, как и Печорин, он становиҭся лишним человеком. Печорин и Онегин лишние не в судьбе России, а в своем обществе, так как они ему чужды. Осуждая своего героя за бездействие, Пушкин в какой-то мере осуждает,и те общественно-полиҭические условия, в которых возник и развился человек, далекий от народа и далекий от дворянских революционеров. В заглавии романа Лермонтова также скрыта глубокая ирония, так как даже в 30-е годы были известны имена истинных героев своего времени: Белинского, Герцена, Огарева, да и самого Лермонтова. И все же печоринство оказалось ҭипичной болезнью времени. И в двадцатые и в тридцатые годы существовали лишние люди, которые стояли выше общества, но не могли и не умели найҭи применения своим силам.

Права на сочинение "Онегин и Печорин как герои своего времени" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Онегин и Печорин как герои своего времени

Печорин – «младший брат Онегина».

А. И. Герцен

Печорин – «это Онегин нашего

Времени, герой нашего времени.

Несходство их между собой гораздо

меньше расстояния между Онегою и

Печорою» .

В. Г. Белинский

План

I Тема «лишнего человека» в творчестве А. С. Пушкина и

М. Ю. Лермонтова.

II Лишние люди – Онегин и Печорин – герои своего времени.

    Происхождение героев.

    Разные эпохи, породившие их:

а) Онегин – современник Пушкина и декабристов;

б) Печорин – герой эпохи 30-х годов XIX века.

3. Их души «испорчены светом».

4. Черты, сближающие «лишних людей»:

а) отсутствие карьеризма и страсти к наследству;

б) крайний индивидуализм;

в) «эгоисты поневоле».

5. Качества, различающие этих двух героев:

а) первый – человек,свободный от служебных обязанностей; второй- офицер;

б) потерявший интерес ко всему Онегин и деятельная личность Печорина;

в) надежда на возрождение Онегина к жизни и отсутствие её у Печорина.

6. Дуэли – шаг к пониманию этих личностей.

III Романы А. Пушкина и М. Лермонтова и их герои - лучшие художественные документы своей эпохи.

Цитаты к сочинению.

    «Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым. Пушкин, часто недовольный и печальный, оскорблённый и полный негодования, всё же готов заключить мир. Он желает его, он не теряет на него надежды: в его сердце не переставала звучать струна воспоминаний о временах императора Александра. Лермонтов же так свыкся с отчаяньем и враждебностью, что не только не искал выхода, но и не видел возможности борьбы или соглашения. Лермонтов никогда не знал надежды: он не жертвовал собой, ибо ничего не требовало этого самопожертвования. Он не шёл гордо неся голову, навстречу палачу, как Пестель и Рылеев, потому что не мог верить в действенность жертвы: он метнулся в сторону и погиб ни за что».

А. И. Герцен

2. «Он (Лермонтов) полностью принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слёзы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли- и какие мысли! Это уже не были идеи просвещённого либерализма, идеи прогресса – то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов… влачил тяжёлый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения».

А. И. Герцен

3. «Не домогаться ничего, беречь свою независимость, не искать места – всё это при деспотическом режиме, называется быть в оппозиции».

А. И. Герцен




Top