Сопоставление дуэлей онегина и печорина. Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина: сходство и различия, сравнение, сопоставление

Онегин и Печорин - два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина - Грушницкий.

Онегин и Ленский начинают общаться в деревне, и общаются исключительно «от делать нечего». В принципе, их не может ничто объединять. Онегин - холодный эгоист и циник, вечно хандрящий. Ленский же, напротив, - романтик до мозга костей. Он живет не действительностью, а своими грезами. В Ольге он любит не женщину, а скорее свой романтический идеал, который, как ему кажется, воплотился в ней. Имецно потому, что он живет не реальной жизнью, а романтическими иллюзиями, он и вызывает Онегина на дуэль из-за пустяка. Здравомыслящий человек никогда не поступил бы так, но Ленский отнюдь не здравомыслящ. Ведь поединок - это так благородно, так поэтично, так по-рыцарски!

Характеры двух героев ярко проявляются в ночь перед дуэлью. Онегин спокоен. Ольгу он пригласил в шутку, чтобы позлить Ленского. Точно так же, шутя, он относится к дуэли. Поэтому и проспал: его не тревожили мысли. Иное дело - Ленский. Он с самого начала воспринимает все в слишком преувеличенном виде. В самом деле, что может быть обидного в том, что твой друг пригласил твою невесту на танец? По крайней мере, это не повод, чтобы обвинять Ольгу в хитрости и измене, а Евгения вызывать на дуэль.

В ночь перед дуэлью Ленский не спит: «садился он за клавикорды», «к Ольге взоры устремив, шептал: не правда ль? я счастлив», «при свечке Шиллера открыл», «берет перо; его стихи полны любовной чепухи». Словом, поведение Ленского - полная противоположность спокойствию Онегина. Впрочем, было бы странно, если бы молодой поэт вел себя иначе.

Как говорил Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским - верх совершенства в художественном отношении»:


Надо отдать должное Онегину: после того, как он убивает Ленского, его терзает, пусть недолго, «тоска сердечных угрызений». И невольно вспоминается Печорин, хладнокровно покинувший место дуэли с Грушницким, даже не оглянувшись. Онегин, по крайней мере, позаботился о теле своего соперника.

Грушницкий очень напоминает Ленского, как Печорин - Онегина. Груш-ницкий и Печорин общаются поначалу, как добрые приятели. Правда, Грушницкий во всем уступает главному герою. Если Печорин - человек умный, склонный к самоанализу, то Грушницкий - поверхностный романтик, пустозвон, любитель красивых фраз. Его чувство к княжне Мери неподдельно, но все же слишком приукрашено им самим. Точно так же, как Ленский, Грушницкий


Единственная разница состоит в том, что Ленский делал это в стихах, а Грушницкий - в прозе.

Так же, как Онегин вздумал подшутить над Ленским, пригласив Ольгу, Печорин шутит, влюбляя в себя княжну Мери. Первопричина дуэли заключается именно в этом. В отличие от честного поединка героев «Евгения Онегина», дуэль в «Герое нашего времени» - достаточно подлое действо. Во-первых, Грушницкий изначально рассчитывал испытать храбрость Печорина, стреляясь из незаряженных пистолетов. Во-вторых, Печорин, узнав о заговоре, со своей стороны обманывает Грушницкого: в нем слишком много гордости и злости, чтобы не сделать этого.

Кто прав, кто виноват в споре Грушницкого с Печориным? Наверное, правых вообще кет. Грушницкий сказал, что им двоим на земле нет места. А выживает всегда сильнейший. Это правило сработало и в случае Онегина с Ленским.

Когда Пушкин описывает возможные варианты судьбы Ленского, останься он жив, здравомыслящий читатель считает наиболее вероятным такой вариант:


Правильно заметил Белинский, что Ленский - не из тех натур, которые все время развиваются и идут вперед. Он умер «вовремя для своей репутации». И остался в памяти людей молодым, пылким, красивым. Так же и с Грушницким. Нет ничего хуже постаревшего сентиментального глупца. Но надо сказать, что смерть Грушницкого гораздо менее «романтична», чем смерть Ленского, как и сам этот герой менее привлекателен.

(1 вариант)

"Евгений Онегин" и "Герой нашего времени" являются основными вехами развития русской литературы XIX в. Это лучшие произведения двух истинных гениев России: А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Романы потрясают читателей и литературоведов не только грандиозностью замысла, но и своим новаторством. Оно проявляется прежде всего раскрытии образов двух главных героев. Впервые Пушкин написал реалистический роман в стихах. Это было сродни революции. Поэт переживал за свое творение, понимая, что не все люди смогут оценить произведение, опередившее свое время. Эти переживания не были необоснованными. Даже многие друзья Пушкина не смогли понять гениальности концепции произведения.

М.Ю. Лермонтов пошел в свои творческих исканиях еще дальше. Созданный им роман был не реалистическим, как у Пушкина, а совмещал в себе черты двух течений. И это гениальное произведение не было по достоинству оценено критиками и современниками.

Прежде всего новаторство двух романов заключается в новых для литературы того времени героях. Впоследствии этот тип был назван "лишним человеком". Данное понятие подразумевает под собой романтический, потом реалистический образ молодого человека, дворянина, умного, образованного и интересного, но далекого от реальной жизни, разочарованного, бездеятельного, чуждого своим современникам. Галерея этих персонажей открывается Онегиным, за ним следует Печорин.

Время появления подобных персонажей – 1830е гг., период спада. После восстания декабристов и воцарения Николая I, жестокого, реакционного политика, общественная жизнь России надолго затихла. Появилось новое социальное явление – молодые люди, у которых было все, кроме счастья и ощущения значимости своей личности. Их страдания и искания были воплощены в романах об Онегине и Печорине – героях своего времени.

Несмотря на кажущуюся непохожесть двух произведений, их сюжет построен одинаково: герой проходит через какое-то испытание, его характер раскрывается в зависимости от ситуации.

Несомненно, основным испытанием и для Онегина, и для Печорина является испытание любовью.

Онегин, как и Печорин, в начале романа предстает как покоритель чужих сердец, "непостоянный обожатель очаровательных актрис". Его не интересовали глубокие чувства, он не искал любви на всю жизнь, до гробовой доски, а лишь цинично добивался обожания хорошеньких девушек, а, добившись, быстро бросал их, не думая о причиненных страданиях. Это было его лекарство от скуки.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

В "науке страсти нежной" Онегин явно преуспел.

Итак, Онегин – прожигатель жизни. Но вот он знакомится с Татьяной. Ему удается без труда завоевать эту провинциальную барышню. Она не блещет красотой, а ее душа – потемки для ветрогона. И Евгений здесь просто играет роль наставника, поучает девушку, как надо жить. Но, вернувшись из путешествия, пережив нравственный переворот и очищение, он смотрит на Татьяну другими глазами. Онегин влюбляется в нее, полностью теряет голову, и не потому, что изменилась Татьяна (в душе она осталась прежней), а потому, что глубокие изменения коснулись самого Евгения, он духовно вырос, стал достоин Татьяны. Но Онегин опоздал, она замужем и будет "век ему верна". И это – наглядная иллюстрация трагедии "лишнего человека", его "жалкий жребий".

Печорин повторяет судьбу Онегина. Он также бесцельно бредет по жизни, пытаясь найти себя, также зачем-то добивается любви женщин, а потом оставляет их. Онегин видит, что Татьяна стала его жертвой, но уже поздно. Печорин тоже мог предотвратить трагедии Бэлы и Мери, но не захотел. Играл он и судьбой Веры, но она оказалась сильнее него – и вот он, раздавленный и униженный, плачет о потерянном счастье.

В романтическом "Герое нашего времени" нет единого женского образа. Мы узнаем черты Татьяны и в Бэле, и в Мери, и в Вере. И, таким образом, любовь героя более многогранна и выразительна.

Не менее выразительно описывается и отношение героев к дружбе. У Лермонтова снова нет однозначности, Ленский воплощен и в Грушницком, и в Вернере, и даже в Максиме Максимыче. Однако напрашивается сравнение Ленского и Грушницкого. Печорин и Грушницкий тоже "от делать нечего друзья". Сюжетная линия дуэли из-за пустяка, увлечения одним любимой другого тоже прослеживается в обоих произведениях.

Нельзя не упомянуть про нравственные искания Онегина и Печорина, ведь они оба невольно чужды высшему свету, обществу, которому должны принадлежать. Онегин путешествует по России, Печорин – по Кавказу, оба пытаются в этих путешествиях найти смысл и цель своего существования. Они волочатся за женщинами, заставляют их страдать, стреляются на дуэли, ломают судьбы людей, сами не зная ради чего. В итоге участь их незавидна.

И Онегин, и Печорин – настоящие "герои времени". Они очень похожи друг на друга, похожи и их трагедии. В целом мире для них нет убежища, им суждено всю жизнь страдать и искать покоя. Такова участь лишних людей.

(2 вариант)

Вероятно, приступая к своему роману, Лермонтов думал о том, что его главный герой станет напоминать читателям о существовании пушкинского Онегина. Несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина отметил одним из первых В. Г. Белинский. "Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин - это Онегин нашего времени", - писал критик.

Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей. Печорин - герой эпохи безвременья. Общим для великих произведений Пушкина и Лермонтова является изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции. Лучшие представители этого класса оказались не удовлетворены жизнью, отстранены от общественной деятельности. Им ничего не оставалось, как бесцельно растрачивать свои силы, превращаясь в "лишних людей".

Формирование характеров, условия воспитания Онегина и Печорина, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.

"Но рано чувства в нем остыли", - пишет Пушкин об Онегине, который "заболел" "русской хандрой. У Печорина тоже очень рано "… родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой".

Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Образованность и природная любознательность Онегина обнаруживается в его спорах с Ленским. Один перечень тем чего стоит:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь…

Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека. Печорин же так говорил о себе: "Я стал читать, учиться - науки тоже надоели". Обладая недюжинными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни и растратили ее по пустякам.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в "науке страсти нежной", в знании "русских барышень". Печорин говорит о себе: "… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… Оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…" Ни любовь прекрасной Бэлы, ни серьезная увлеченность юной княжны Мери не смогли растопить холодности и рассудочности Печорина. Женщинам он приносит только несчастье.

Любовь неискушенной, наивной Татьяны Лариной также сначала оставляет равнодушным Онегина. Но впоследствии наш герой при новой встрече с Татьяной, теперь уже светской дамой и генеральшей, осознает, что он потерял в лице этой необыкновенной женщины. Печорин, оказывается, вовсе не способен к большому чувству. По его мнению, "любовь - это пресыщенная гордыня".

И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Евгений в своем письме к Татьяне пишет:

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Печорин же прямо заявляет: "… двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам".

Присущее обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским "от делать нечего". А Печорин говорит: "… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…" И он демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: "Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!.."

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной "светской черни". Но Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды. По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая выходка. Онегин "поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить" за скучный вечер у Лариных. Печорин говорит следующее: "Я лгал, но мне хотелось его победить. У меня врожденная страсть противоречить, целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…"

Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется у обоих пониманием бесполезности своей жизни. Об этом с горечью восклицает Пушкин:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она,

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Ему как бы вторит герой Лермонтова: "Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Узнав хорошо свет и пружины жизни, я сделался нравственным калекой".

Слова Пушкина об Онегине, когда

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

он "начал странствия без цели", можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего "друга", и жизнь его продолжилась "без цели, без трудов". Печорин во время путешествия размышляет: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?"

Ощущая "в душе силы необъятные", но совершенно попусту растрачивая их, Печорин ищет смерть и находит ее "от случайной пули на дорогах Персии". Онегин же в двадцать шесть лет также "безнадежно устал от жизни". Он восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,

Зачем не хилый я старик?..

Онегин и Печорин - два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина - Грушницкий.

Онегин и Ленский начинают общаться в деревне, и общаются исключительно «от делать нечего». В принципе, их не может ничто объединять. Онегин - холодный эгоист и циник, вечно хандрящий. Ленский же, напротив, - романтик до мозга костей. Он живет не действительностью, а своими грезами. В Ольге он любит не женщину, а скорее свой романтический идеал, который, как ему кажется, воплотился в ней. Имецно потому, что он живет не реальной жизнью, а романтическими иллюзиями, он и вызывает Онегина на дуэль из-за пустяка. Здравомыслящий человек никогда не поступил бы так, но Ленский отнюдь не здравомыслящ. Ведь поединок - это так благородно, так поэтично, так по-рыцарски!

Характеры двух героев ярко проявляются в ночь перед дуэлью. Онегин спокоен. Ольгу он пригласил в шутку, чтобы позлить Ленского. Точно так же, шутя, он относится к дуэли. Поэтому и проспал: его не тревожили мысли. Иное дело - Ленский. Он с самого начала воспринимает все в слишком преувеличенном виде. В самом деле, что может быть обидного в том, что твой друг пригласил твою невесту на танец? По крайней мере, это не повод, чтобы обвинять Ольгу в хитрости и измене, а Евгения вызывать на дуэль.

В ночь перед дуэлью Ленский не спит: «садился он за клавикорды», «к Ольге взоры устремив, шептал: не правда ль? я счастлив», «при свечке Шиллера открыл», «берет перо; его стихи полны любовной чепухи». Словом, поведение Ленского - полная противоположность спокойствию Онегина. Впрочем, было бы странно, если бы молодой поэт вел себя иначе.

Как говорил Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским - верх совершенства в художественном отношении»:

… Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

Надо отдать должное Онегину: после того, как он убивает Ленского, его терзает, пусть недолго, «тоска сердечных угрызений». И невольно вспоминается Печорин, хладнокровно покинувший место дуэли с Грушницким, даже не оглянувшись. Онегин, по крайней мере, позаботился о теле своего соперника.

Грушницкий очень напоминает Ленского, как Печорин - Онегина. Груш-ницкий и Печорин общаются поначалу, как добрые приятели. Правда, Грушницкий во всем уступает главному герою. Если Печорин - человек умный, склонный к самоанализу, то Грушницкий - поверхностный романтик, пустозвон, любитель красивых фраз. Его чувство к княжне Мери неподдельно, но все же слишком приукрашено им самим. Точно так же, как Ленский, Грушницкий

… пел разлуку и печаль
и нечто и туманну даль…

Единственная разница состоит в том, что Ленский делал это в стихах, а Грушницкий - в прозе.

Так же, как Онегин вздумал подшутить над Ленским, пригласив Ольгу, Печорин шутит, влюбляя в себя княжну Мери. Первопричина дуэли заключается именно в этом. В отличие от честного поединка героев «Евгения Онегина», дуэль в «Герое нашего времени» - достаточно подлое действо. Во-первых, Грушницкий изначально рассчитывал испытать храбрость Печорина, стреляясь из незаряженных пистолетов. Во-вторых, Печорин, узнав о заговоре, со своей стороны обманывает Грушницкого: в нем слишком много гордости и злости, чтобы не сделать этого.

Кто прав, кто виноват в споре Грушницкого с Печориным? Наверное, правых вообще кет. Грушницкий сказал, что им двоим на земле нет места. А выживает всегда сильнейший. Это правило сработало и в случае Онегина с Ленским.

Когда Пушкин описывает возможные варианты судьбы Ленского, останься он жив, здравомыслящий читатель считает наиболее вероятным такой вариант:

А может быть, и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.

Правильно заметил Белинский, что Ленский - не из тех натур, которые все время развиваются и идут вперед. Он умер «вовремя для своей репутации». И остался в памяти людей молодым, пылким, красивым. Так же и с Грушницким. Нет ничего хуже постаревшего сентиментального глупца. Но надо сказать, что смерть Грушницкого гораздо менее «романтична», чем смерть Ленского, как и сам этот герой менее привлекателен.

Самое же интересное и загадочное заключается в том, что ведь и сами авторы двух романов погибли на дуэли. Пушкин - от руки Дантеса, Лермонтов -Мартынова. Неужели они своим художественным чутьем предвидели собственную гибель? Как бы там ни было, но это еще одна связующая нить между Пушкиным и Лермонтовым, двумя величайшими русскими классиками.

Поэт Владимир Ленский и юнкер Грушницкий…. На первый взгляд, совершенно разные персонажи, с разной историей, судьбой, обладающие разными чертами характера и даже вышедшие из-под пера двух совершенно по-разному гениальных писателей. Но так ли несхожи герои романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» как кажется на первый взгляд? Попробуем разобраться.

Н. И. Пруцков утверждал: «Проблематика и персонажи пушкинского романа, художественная методология пушкинской прозы явились школой реализма для автора «Героя нашего времени». Если согласиться с этим высказыванием, то можно предположить, что М. Ю. Лермонтов придал некоторым своим персонажам черты характера именно Пушкинских героев. Было ли это на самом деле так? Мы этого никогда не узнаем. Тем не менее, я все-таки считаю, что Ленский и Грушницкий действительно чем-то похожи друг на друга.

Михаил Врубель — Мери и Грушницкий (иллюстрация к роману)

Во Владимире Ленском мы встречаем романтическую мечтательность, возвышенность, «дух довольно странный» для человека того времени. Дело в том, что Ленский – «поэт», он проникнут верой в любовь, дружбу. Мы помним, что «его стихи полны любовной чепухи». Но что же Грушницкий? «Его цель – сделаться героем романа» — пишет Лермонтов. Для него является истинным наслаждением производить эффект. Он так давно уверяет других, что он обречен на тайные страдания, что уже сам в это верит! Таким образом, мы наши первую схожу черту этих двух персонажей. Перед нами два романтических героя, уверенных в своей исключительности, даже немного смешных в своей возвышенной убежденности. Но если представления Ленского о жизни на самом деле смещены в сторону идеала, то Грушницкий лишь примеряет разные маски, придуманные им самим же. Грушницкий отчаянно пытается казаться не тем, что он есть на самом деле, сделаться выше в глазах окружающих.

Следующее, что объединяет Ленского с Грушницким, это роль, отведенная им авторами. Ленский и Грушницкий призваны оттенять характеры Онегина и Печорина. Ленский, который смотрит на все сквозь призму своего возраста и литературы, и Грушницкий, который пытается изображать разочарованного в жизни романтика, на самом деле идеально подходят на эту роль.

Естественно нельзя не сказать о таком очевидно похожем развитии сюжета, а именно о том, что оба героя трагически погибают на дуэли. Обе смерти кажутся глупыми и нелепыми. Действительно, герои погибают просто так, в угоду свету и своему самолюбию. Ленский защищает вовсе не свою честь, и даже не честь Ольги, а свои идеалы. Не желая признать того, что он ужасно ошибся в своей возлюбленной, он вынужден стреляться. А что же Грушницкий? Он тоже защищает свою маску, придуманный им самим образ делает его игрушкой в руках Печорина. Таким образом, оба героя защищают на дуэли то, чего нет, а именно выдуманные ими самими ложные идеалы.

Илья Репин — Дуэль Онегина с Ленским

Подводя итого, мы можем сказать, что Ленский и Печорин крайне схожи в своих воззрениях на жизнь и выполняют одинаковые функции в романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».

Обсуждение закрыто.

Сочинение «Две дуэли» (Герой нашего времени и Евгений Онегин)

В жизни дворянина начала XIX века дуэли была отведена социально-
знаковая роль, то есть дуэль олицетворяла собой защиту чести
в дворянской среде. Дуэль - это поединок двух людей, один из которых
обижен и требует восстановления чести.
В художественной литературе социально-знаковая роль дуэли выполняла
двойную функцию. Во-первых, дуэль как элемент композиции
чаще всего определяла кульминацию; во-вторых, дуэль служила
поворотным пунктом в судьбе главных героев произведения
и использовалась автором для более глубокого раскрытия образов.
Рассмотрим две дуэли. Дуэль между Онегиным и Ленским в романе
Пушкина «Евгений Онегин» и дуэль между Печориным и Груш-
ницким в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В этих двух
романах дуэль использована и как композиционный ход, и как средство,
позволившее изменить жизнь героев.
Роман Пушкина «Евгений Онегин». Ленский, оскорбленный легкомысленным
поведением Ольги, винит во всем Онегина, усматривая
в этом поведении оскорбление для себя. Он вызывает Онегина на
дуэль. Дуэль для Ленского - единственный выход из создавшейся
оскорбительной для него ситуации. Онегин принимает вызов. Он
не нашел в себе силы отказаться от дуэли, потому что общественное
мнение, которое он презирал, но все же не смог игнорировать, диктовало
ему согласиться на дуэль. Ночь перед дуэлью для Ленского
была мучительной, он пишет стихи прощания:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день 1рядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он...
Онегин же спокойно спал в эту ночь. Пушкин наделяет Онегина
в этот, казалось бы, смертельный момент какой-то инертностью, даже
равнодушием. Ленский убит. Для судьбы Онегина, да и всех остальных
(Татьяны, Ольги) дуэль оказалась отправной точкой к перемене жизни.
Пушкин не дает нам отчета о психологическом состоянии Онегина,
читатель может только догадываться о его переживаниях.
После дуэли Онегин уезжает в путешествие года на три и возвращается
другим человеком. Его ждала роковая встреча с Татьяной,
пробудившая глубокое чувство в ранее столь холодной душе,
но это все потом. Ольга после смерти Ленского вскоре вышла замуж,
она недолго печалилась о своем поэте. Татьяна поняла, что дуэль
навсегдаразлучила ее с Онегиным («Несчастной жертвой Ленский пал»).
Дуэль в романе Пушкина выполняет и еще одну очень важную
роль. Смерть Ленского символична. Ленский - романтик, и, как романтик,
он погибает при столкновении с реальной жизнью.
Пушкин в главах, следующих за описанием дуэли, прощается
с романтизмом. Прощание грустное - это прощание с юностью,
и как прекрасна и быстротечна юность, так же прекрасен и романтизм,
но он недолговечен - наступает зрелость, а вместе с ней и реализм,
ставший для Пушкина путеводителем в его поэзии и прозе.
Дуэль в другом романе, - «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- также играет двойную роль. Дуэль происходит и реально,
и символично между Печориным, главным героем романа, и Груш-
ницким, своего рода пародией на образ Печорина. Грушницкий моделирует
в искаженном виде и внешность, и манеру поведения разочарованного
в жизни человека.
Печорин ставит Грушницкого в поистине трагическую ситуацию,
пытаясь заставить своего «двойника» раскаяться в задуманной подлости.
Эта ситуация и для самого Печорина может оказаться роковой:
«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому я решил
испытать его: в душе его могла проснуться искра великодушия,
и тогда все устроилось бы к лучшему...» Грушницкий был убит на
дуэли. Печорин пережил трагические минуты и лишний раз убедился
в том, что он послан в мир, чтобы приносить несчастья другим.
Дуэль понадобилась Лермонтову в романе не только для сюжетного
хода, но и для того, чтобы раскрыть глубину характера своего
героя. Накануне дуэли он размышляет о самых главных вопросах
человеческого бытия: о смысле и цели жизни человека, о его назначении
на земле. Перед предполагаемой смертью не приходится сомневаться
в честности и искренности Печорина. И читатель, наконец,
понимает, для чего понадобилась Печорину «цепь психологических
экспериментов над собой» и над всеми, кто встречался на его пути.
Он искал смысл и назначение своей жизни.
Итак, две дуэли при различных психологических нагрузках все
же имеют одно важное свойство, которое присуще природе самой
дуэли. Дуэль призвана разрешать конфликт в своей социально-знаковой
системе. Оба писателя используют дуэль и как сюжетный ход,
и как средство для раскрытия глубинных процессов, происходящих
в сознании человека или в окружающей жизни.


Top