Степан гаврилович петров скиталец ночи анализ. Скиталец

Новиков Николай Фёдорович.

Николай Фёдорович Новиков
Автопортрет (холст, масло). 80х65. (1991)
Дата рождения:
Место рождения:

дер. Острицы, Можайский уезд, Московская губерния, РСФСР

Дата смерти:
Место смерти:

Москва , Россия

Страна:

СССР Россия

Жанр:

портрет, тематическая картина, пейзаж, натюрморт

Учёба:

МГХИ им. В. И. Сурикова (1942-1949)

Стиль:

живопись

Звания:


Никола́й Фё́дорович Но́виков (22 мая 1922 - 1 ноября 2013) - живописец, народный художник России.

Биография

Родился 22 мая 1922 года в деревне Острицы Можайского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В 1949 г. окончил МГХИ им. В. И. Сурикова (педагоги Игорь Эммануилович Грабарь, Сергей Васильевич Герасимов, Н. Х. Максимов, Пётр Петрович Кончаловский). Член Московского Союза художников с 1949 г. Участвует в художественных выставках с 1950 года. Персональные выставки проходили в 1977 году в Москве, Ленинграде, Пскове, Брянске, в 1978 в Горьком и Владимире. В разные годы вел и ведет общественную работу: секретарь Правления Союза художников России, член живописной комиссии Союза художников России, член Правления ТЖ Московского Союза художников.

Еще в советское время широкую известность имя Николая Фёдоровича Новикова получило благодаря таким тематическим картинам, как «В новом доме», «Дети войны», «Пусть войдут», «Брест живёт», «Журавли» повествующих о трудностях войны, быте русской деревни, жизни крестьян, но художник также много работал в жанре портрета, натюрморта и пейзажа.

Картины художника находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Институте русского реалистического искусства (ИРРИ), Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Музее Есенина, Алма-Атинской картинной галерее, Lazare Gallery и др., а также в частных коллекциях в России и за рубежом: Италии, Франции, Германии, Японии и др.

Умер 1 ноября 2013 года на 91-м году жизни. Похоронен на кладбище «Белоруссия» в селе Поречье Можайского района Московской области России.

Отзывы

Сергей и Алексей Ткачёвы: «Всегда при встрече с Николаем Фёдоровичем Новиковым охватывает чувство доброе, хорошее. Открытое русское лицо простого смоленского парня, в котором чувствуются и удаль, и простота, и сердечность. И это все живет в нем крепко. Он как-то сразу располагает к себе людей. Так было и с нами, когда мы с ним подружились в 1957году в Доме творчества „Академическая дача“ имени И. Е. Репина. Это талантливая русская натура - прекрасный гитарист и рассказчик, неповторимый исполнитель русских народных песен. Но главная его страсть, которой он предан беспредельно, - живопись. Николай Федорович учился в Институте имени В. И. Сурикова (1942-1949) у С. В. Герасимова и других известных мастеров. Его талант и вкус формировались в кругу таких выдающихся художников и ближайших друзей, как, например, В. Н. Гаврилов. Имя Николая Федоровича Новикова стало известно советскому зрителю после появления его первых картин „В разведке“ (1957) и „В людях“ (1960), показанных на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советской власти, и первой выставке „Советская Россия“. С этих пор он неизменный участник многих крупнейших художественных выставок, организуемых в Москве. От выставки к выставке его талант мужает и крепнет. Последующими картинами, такими, как „В новом доме“, „Весенние заботы“, „Брест живет“, „Матери“ и другими, Николай Федорович сделал значительный шаг вперед в своем творчестве и прочно закрепился в российском искусстве как один из ведущих мастеров. Тема нашей современной жизни, тема героического прошлого народа раскрывается автором просто и сердечно, без надуманного пафоса. Скромный и стеснительный в жизни, Николай Федорович Новиков не любит всяческой трескотни и проявления фальши в искусстве. Его честной порядочной натуре все это чуждо. Выставка, которая экспонируется в зале Союза художников РСФСР, первая персональная выставка художника. На ней не показаны картины, принесшие Николаю Федоровичу известность, не представлены и его рисунки, острые, живые, говорящие о блестящем мастерстве рисовальщика. Но эта выставка раскрывает другую грань художника, не менее важную: он представлен на ней как незаурядный портретист. Широкий зритель в этом качестве видит его впервые. Портреты матери, отца, женщин и детей говорят о том, что автор - чуткий художник, для которого главное, как можно глубже раскрыть характер человека, его душевное состояние. Цветовая гамма здесь сдержанная и строгая, лепка формы крепкая. Как пейзажист Н. Ф. Новиков участвовал на многих выставках отдельными работами, но собранные Вместе они производят целостное впечатление. Большинство пейзажей показывается впервые. И здесь видны яркое лицо художника, его горячая привязанность, его любовь к природе средней русской полосы. То это стадо на весеннем лугу, где только-только пробивается травка, - настоящая песня о родном крае. Или же ночной пейзаж с мерцающими на небе звездочками, навевающими грусть осеннюю. Зима с морозцем и инеем, летний вечер с последними лучами уходящего солнца… В пейзажах художника есть чисто новиковская музыкальность, своя особая тональность. Н. Ф. Новиков, как человек интересный и своеобразный, вдумчивый и внимательный к людям, обладает хорошими качествами педагога. На протяжении многих лет он был художественным руководителем в Доме творчества „Академическая дача“. Художники Российской Федерации добрым словом вспоминают советы честного и принципиального человека, которые во многом помогли им в творчестве. В силу своей природной деликатности и скромности Николай Федорович не выпячивается вперед, наоборот, старается быть в тени, менее замеченным, поэтому его не очень волнуют почести и звания, которые он давно уже заслужил. Николай Федорович - художник в полном смысле этого слова и, пожалуй, это самое почетное звание. Он идет своей верной дорогой художника-реалиста, для которого главным источником вдохновения является русская природа, жизнь простых людей с их радостями и горестями, успехами и неудачами. Словом, его волнует все то, что называется жизнью.»

Награды
  • Заслуженный художник РСФСР (1980)
  • Народный художник Российской Федерации (1994)
Примечания
  1. Сергей и Алексей Ткачевы
Работы находятся в собраниях
  • Государственная Третьяковская Галерея, Москва
  • Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов
  • Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), Москва
  • Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
  • Музей Есенина, Москва
  • Алма-Атинская картинная галерея
  • Lazare Gallery (Moscow School of Russian Realism), USA
  • в частных коллекциях в России и за рубежом: Италии, Франции, Германии, Японии и др.
Литература

Камразе Н. Т. «Николай Федорович Новиков». М.: Советский художник, 1976.

Юферова А. А. «Николай Новиков». - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 138 с. - (Монография о художнике). - 10 000 экз.

Вишняков Б. В. «Живописец Николай Новиков», 1990.

Иванов В. Н., Ткачев А. И., Ткачев С. И., Новиков Н. М. «Николай Новиков». - М.: Белый город, 2007. - 48 с. - (Мастера живописи). - 3 000 экз.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Скита́лец (имя при рождении Степа́н Гаври́лович Петро́в ; 9 ноября (28 октября) , село Обшаровка , Самарский уезд , Самарская губерния - 25 июня , Москва) - русский писатель, поэт и прозаик.

Биография

Родился в семье столяра, который был также гусляром . Играл на гуслях и сам Скиталец. Учился в Самарской учительской семинарии, откуда исключён за «неблагонадёжность».

Адреса в Санкт-Петербурге

1905 год - 8-я Рождественская улица, 25.

Библиография

  • «Самарские строфы» (цикл стихотворных фельетонов)
  • повесть « » (1900)
  • повесть « » (1901)
  • «Кандалы» (1904)
  • « » (1905)
  • «В дороге» (1905)
  • « » (1906)
  • «Огарки» (1906)
  • «Этапы» (1907, переработанная версия 1937)
  • «Сквозь строй!» (1916)
  • «Лаврентий Шибаев» (1921)
  • «Дом Черновых» (роман, опубликован в 1935)
  • «Кандалы» (роман, 1940, отд. изд. 1956)

Напишите отзыв о статье "Скиталец, Степан Гаврилович"

Примечания

Литература

  • Полное собрание сочинений, т. 1 – 8, П., 1916 – 19;
  • Повести и рассказы. Воспоминания, М., 1960.
  • Королькова Л. К., Творческий путь Скитальца, Томск, 1964.
  • Избранное. М.: Художественная литература.

Ссылки

  • С. Венгеров : статья в ЭСБЕ

Отрывок, характеризующий Скиталец, Степан Гаврилович

– Что ж, ты разве не слышишь? – довольно долго подождав ответа, опять спросил Ростов.
– А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
– По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.


Top