Страшный зверь. В виде одной сюжетной картинки

Кот такой милый: грудка белая, ножки серые, гладкие, на солнышке лежит, греется – душа радуется. Но это смотря для кого. Всем известно, что для мыши страшнее кошки зверя нет. Но мышка, что из басни «Страшный зверь» — глупая, увидела зверя с благообразной внешностью и говорит: «Добрый, добрый…». И не испугалась она его. А вот громкогласного петуха устрашилась. И только мать подсказала глупышке-мышке, кого воистину надо опасаться. Внешность порой обманчива…

«Страшный зверь»

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один — страшный, а другой — добрый.

Мать сказала:

— Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

— Один, страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух,- сказала старая мышь.- Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть двигает, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Глупышка! Ведь это сам кот.

Образец дается в случаях затруднений при составлении рассказа ребенком.

Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба, Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подо­шли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Вова рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»


ЗАНЯТИЕ № 17

Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Цели. У чить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Взрослый показывает серию сюжетных картин о Пете и его собаке и задает детям воп­росы по содержанию картин.

Ход занятия. ВОПРОСЫ

Когда это было? (Первого сентября.) - Куда шёл Петя? - Кто шёл вместе с ним? - Что нёс Петин пёс? - Где он шёл? - Видел Петя свою собаку или нет? - Кого по­встречал Петин пёс Дружок? - Что было в зубах у чёрной собаки? - Что собаки сделали? - Видел Петя, что собаки поменялись? - Что принесёт Дружок в школу? - Что скажет Петя своей собаке? - Надёжным помощником оказался Дружок?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Изменение одного существительного по падежам

Существительное портфель добавляется в предложение в нужном падеже.

Петя нёс в школу...

Петя привык к своему...

Пёс Дружок обменял Петин...

Остался Петя без...

Теперь Петя будет ходить в школу с новым...

2.

Петя - Дружок - школа. Дружок - портфель - школа. Дружок - встретить - Черныш. Дружок - Черныш - поменяться. Дружок - косточка. Черныш - портфель. Дружок - школа - косточка. Друзья - смеяться - косточка. Петя - ругать - Дружок.

3. Составление рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «НАДЁЖНЫЙ ПОМОЩНИК»

Образец рассказа дается ребенку в случаях затруднений при самостоятельном состав­лении рассказа.

Первого сентября Петя отправился в школу. Петю провожал его любимый пёс Дру­жок. Дружок нёс Петин портфель. Петя гордился своим псом. Ни у кого не было такой учёной собаки! Петя шёл с букетом цветов и не оглядывался. В это время к Дружку по­дошёл знакомый пёс Черныш. Черныш нёс косточку. Собаки постояли, посмотрели друг на друга и - поменялись: Черныш взял портфель, Дружок взял косточку. Останется Петя первого сентября без портфеля! Вот так «надёжный помощник» пёс Дружок!


ЗАНЯТИЕ № 18

В ВИДЕ ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКИ

Цель. Учить детей пересказывать рассказ большого объема.

Ход занятия. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа.

РАССКАЗ «ЗАБОТЛИВАЯ СЕСТРА»

Однажды летом брат с сестрой - Лена и Серёжа - пошли в лес за грибами. Бро­дили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Серёжа на­шёл всего два гриба. Увидел Сергей, что сестра собрала больше грибов, и расстро­ился. «Не пойду домой! - кричит.- Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Серёженька! - говорит ему Лена.

Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на
одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело.
А я понесу твою». Послушал Серёжа сестру, успокоился и говорит: «Корзинку-то я
понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!»

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Когда это было? - Куда пошли Лена и Серёжа? - Кто они друг другу? - Кто стар­ше? - Кто младше? - Сколько грибов собрала Лена? - Сколько грибов собрал Серёжа? - Почему Серёжа расстроился? - Что сказал Серёжа? - Почему он так сказал? - Что ему было обидно? - Что Лена сказала брату? - Почему она так ска­зала? - Ей действительно было тяжело? - Поняла Лена обиду брата? - Стала она смеяться над ним? - Позаботилась Лена о братике? - Что сказал Серёжа сестре?

Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи? - Заботливой сестрой оказалась
Лена? - Какая ещё девочка Лена? - Как лучше учить другого человека: добром или
злом? - Если бы Лена посмеялась над братом, понял бы он свою ошибку? - За что
Серёжа сказал сестре «спасибо»: за корзинку или за добрые слова?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбор нескольких определений и включение их в предложение



При составлении предложений внимание ребенка обращается на то, что определяемое слово должно стоять в конце предложения, например: Какие грибы собирала девочка? - Девочка собирала большие, красивые, крепкие грибы.

Какая девочка Лена? (Заботливая, внимательная, чуткая, добрая и т.п.)

Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний.)

Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, красивые, съедобные.)

Какой девочкой была Лена? - В какой день Серёжа и Лена пошли за грибами? - Каким мальчиком был Серёжа? - В каком лесу дети собирали грибы?

К этому времени на лексико-грамматических занятиях логопед уже изучил с детьми тему «Распространение предложений с несколькими определениями».

2. Составление предложений по опорным словам

Дети - лес - грибы. Лена - корзинка - грибы.

Серёжа - два гриба. Бросил - упал - заплакал.

Послушал - успокоился - говорит.

3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде сюжетной картины


ЗАНЯТИЕ № 19

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ


Когда речь заходит о живописи, воображение, как правило, рисует пасторали и величественные портреты. Но на самом деле изобразительное искусство многогранно. Бывало, что и из-под кисти великих художников выходили весьма неоднозначные картины, которые вряд ли кто-то захочет повесить у себя дома. В нашем обзоре 10 самых страшных картин известных художников.

1. Великий красный дракон и чудовище из моря. Уильям Блейк


Уильям Блейк сегодня известен своими гравюрами и романтической поэзией, но при жизни его практически не ценили. Гравюры и иллюстрации Блейка являются классикой романтического стиля, но сегодня рассмотрим серию акварельных картин Блейка, которые изображают большого красного дракона из книги Откровения. На данной картине изображен большой красный дракон, являющегося воплощением дьявола, который стоит на семиглавом звере в море.

2. Исследование портрета Иннокентия X работы Веласкеса. Френсис Бэкон


Фрэнсис Бэкон был одним из самых влиятельных художников 20-го века. Его картины, поражающие своей смелостью и мрачностью, продаются за миллионы долларов. При жизни Бэкон часто писал собственные интерпретации портрета Папы Иннокентия X. На оригинальной работе Веласкеса Папа Иннокентий X задумчиво взирает с холста, а Бэкон изобразил его кричащим.

3. Данте и Вергилий в аду. Адольф Вильям Бугро


Ад Данте, с его изображением страшных пыток, вдохновлял художников с момента публикации этого произведения. Бугро известен больше всего своими реалистическими изображениями классических сцен, но на этой картине изобразил круг ада, где самозванцы непрерывно борются, воруя личности друг друга посредством укуса.

4. Смерть Марата. Эдвард Мунк


Эдвард Мунк является самым известным художником Норвегии. Его знаменитая картина "Крик", которая олицетворяет тоску, намертво въелась в сознание любого человека, которому небезразлично искусство. Марат был одним из ведущих политических лидеров Французской революции. Поскольку Марат страдал от болезни кожи, то он проводил большую часть дня в ванной, где и работал над своими произведениями. Именно там Марат и был убит Шарлоттой Корде. Смерть Марата изображал не один художник, но картина Мунка особенно реалистична и жестока.

5. Отрубленные головы. Теодор Жерико


Наиболее известной работой Жерико является "Плот Медузы" - огромная картина в романтическом стиле. Перед тем как создавать крупные произведения, Жерико писал "разминочные" картины, подобные "Отрубленным головам", для которых он использовал настоящие конечности и отрубленные головы. Подобный материал художник брал в моргах.

6. Искушение святого Антония. Маттиас Грюневальд


Грюневальд часто рисовал религиозные образы в стиле средневековья, хотя он жил в эпоху Возрождения. Святой Антоний прошел несколько испытаний своей веры, во время того, как жил в пустыне. Согласно одной из легенд, Святой Антоний был убит демонами, живущими в пещере, но позже возродился и уничтожил их. Данная картина изображает святого Антония, который подвергся атаке демонов.

7. Натюрморт из масок. Эмиль Нольде


Эмиль Нольде был одним из первых художников-экспрессионистов, хотя его славу вскоре затмили ряд других экспрессионистов, таких как Мунк. Сутью данного течения является искажение реальности, чтобы показать субъективную точку зрения. Эта картина была сделана художником после исследовании масок в Берлинском музее.

8. Сатурн, пожирающий своего сына. Франсиско Гойя


В римских мифах, которые в значительной степени основаны на греческой мифологии, отец богов пожирал своих собственных детей, чтобы они никогда не свергли его с трона. Именно это акт убийства детей и изобразил Гойя. Картина не была предназначена для общественности, а была написана на стене дома художника вместе с несколькими другими мрачными картинами, известными под общим названием "Черная живопись".

9. Юдифь и Олоферн. Караваджо


В Ветхом Завете есть история о смелой вдове Юдифь. Иудея подверглась атаке армии во главе с полководцем Олоферном. Юдифь вышла за городские стены и направилась в лагерь осаждающей город армии. Там она с помощью своей красоты соблазнила Олоферна. Когда полководец спал ночью пьяный, Юдифь отрезала ему голову. Эта сцена довольно популярна среди художников, но версия Караваджо особенно жуткая.

10. Сад земных наслаждений. Иероним Босх


Обычно Иероним Босх ассоциируется с фантастическими и религиозными картинами. "Сад земных наслаждений" представляет из себя триптих. На трех панелях картины соответственно изображены Сад Эдема и создание человечества, Сад земных наслаждений и Наказание за грехи, которые происходят в земном саду. Работы Босха являются одними из самых ужасных, но самых красивых работ в истории западного искусства.

Рассказ по сюжетным картинкам Рекомендации для учителя Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается 5 серий сюжетных картинок «Забавные истории» автора-художника В. Сутеева (См. В. Сутеев. Забавные истории. Издательство «Малыш», 1983 г.) Они могут быть использованы на уроках развития связной устной и письменной речи в 5 классе, когда учитель знакомит обучающихся с композицией рассказа как типом речи – повествованием, уроках обучения написанию юмористического рассказа в 6 классе по сюжетным рисункам, уроках повторения типов речи (описание, рассуждение, повествование), уроках изучения стилей речи (художественного и разговорного). Каждая серия сюжетных картинок может быть продемонстрирована вся сразу, чтобы обучающиеся увидели всю историю, или каждую часть поочерёдно, или, наоборот, сначала учитель показывает каждый рисунок в отдельности, а потом кто-то из обучающихся рассказывает историю, видя перед собой все рисунки сразу. Во время работы над рассказом важно повторить композицию рассказа (завязка, кульминация, развязка), предложить обучающимся придумать имена героев, клички животным, включить диалог героев, своё заглавие для каждой истории.


















К какой части композиции рассказа можно отнести этот рисунок? Согласны ли вы, что это развязка? Почему? Чем можно закончить рассказ «Весной»? А какое название этой забавной истории придумали вы, ребята? Запишите свой рассказ, соблюдая абзацы и последовательность изложения.












































Вот так зверь!!! Чем закончилась эта история? Кого же так напугались дети? Какую пословицу можно использовать, чтобы закончить рассказ? А, может быть, ею можно рассказ озаглавить? Запишите рассказ или передайте его содержание устно так, чтобы слушать вас было интересно.





38




Top