Танец афро джаз. Афро-джаз – зов предков, облаченный в стиль


В современном мире новые танцевальные стили появляются с завидной скоростью. Еще несколько лет назад танцевальная индустрия не могла похвастаться таким огромным количеством направлений в танце. Реггетон, флексинг, дабстеп – все эти стили появились на танцевальном «горизонте» совсем недавно. Афро-джаз также можно отнести к молодым танцевальным направлениям.


Основной особенностью отличающей афро-джаз от джаза является африканская самобытность стиля. Наряду с классическими джазовыми элементами танца, в афро-джазе используются музыкальные мотивы Африки. Этнический корень танца придает джазу новое звучание и визуальную окраску. Джазовые повороты танца идеально сливаются с этническими африканскими ритмами.

Импровизация в танце

Афро-джазу свойственна высокая пластика танцоров, движения бедрами, хаотичное выбрасывание рук в разные стороны. Главное требование ко всем этим движениям ритмичность и пластика. В афро-джазе большое пространство уделяется импровизации. Кроме креатива в афро-джазе используются элементы хип-хопа. Много место в танце выделено для классических джазовых поворотов, прогибов и кроссов. Музыкальным сопровождением для афро-джаза очень часто выступает пение африканских песен и стук в барабаны.

Физическая подготовка

Физическая подготовка в афро-джазе далеко не самое главное. Если в брейкдансе физически слабый танцор не может выполнить даже простейшие «па», то в афро-джазе ведущим является пластика танцора и умение слушать ритм. Многие психотерапевты рекомендуют авро-джаз как психологическую разгрузку. Танцуя афро-джаз у человека начинает развиваться чувство ритма, координация движений, пластичность.

Энергетика танца

Афро-джаз танцуют босиком. Самая лучшая обувь для этого танца – это ее отсутствие. Танцуя босиком, танцору легче проникнуться энергетикой музыки и ритмов барабанов. Проще окунуться в пьянящую атмосферу свободы, представить себя на песке под знойным солнцем. Танцуя афро-джаз вы обязательно почувствуете приятное ощущение свободы и раскрепощенности.

Афро-джаз - это достаточно новое, будоражащее и притягательное направление современного танца, которое представляет собой «взрывоопасную» смесь романтики джаза и зажигательных африканских мотивов.

Появление этого хореографического направления обычно связывают с именем Кэтрин Данэм, американской актрисы и танцовщицы. Именно она первой систематизировала хаотичные эмоциональные движения африканских танцоров джаза, которых в тридцатые годы прошлого столетия в Америке было огромное количество. Окончательно как самостоятельный танец афро-джаз сформировался в пятидесятом году, но по сей дней продолжает модернизироваться. Если раньше афро-джаз представлял собой синтез исключительно двух направлений – джаза и этнического африканского танца, то сегодня это микс из огромного количества элементов. Здесь и балетные движения, и хип-хоп, и румба…

Афро-джаз – это набор ритмичных, но довольно простых, даже для новичков, движений. Поэтому, придя первый раз на урок, можно просто расслабиться: раскрепощение и расслабление - первый принцип успеха в афро-джазе. Большое внимание в танце уделяется умению «поймать ритм», т.е. почувствовать музыку, научиться двигаться с ней в единении. Афро-джаз относится в разновидности так называемых свободных танцев, в которых особое внимание уделяется не столько технике исполнения, сколько восприятию танца как философии. Свободные танцы учат многому, что может пригодиться в обычной жизни, в частности, именно это джазовое направление учит импровизировать, не теряться в сложных ситуациях. Ну и, конечно же, расслабляться.

Интересно, что это танцевальное направление подходит людям всех возрастов. Практически в каждой солидной танцевальной школе есть как взрослая, так и детская группа афро-джаза, в которой занимаются с малышами, начиная уже с шестилетнего возраста. Кстати, как отмечают профессиональные хореографы, афро-джаз – идеальный вариант для первого танцевального направления ребенка. Он учит понимать свое тело, работать в группе. Кроме этого, афро-джаз предполагает плавный, постепенный переход от простых движений и навыков к более сложным, а значит, для ребенка такие занятия будут наиболее комфортными.

Описывая любое танцевальное направление, нельзя не обратить внимания на физическую подготовку танцоров и на требования к ней. Афро-джаз не предъявляет строгих критериев и требований к танцорам. Здесь нет сложных танцевальных трюков, поэтому достаточно средней подготовки и огромного желания танцевать.

Афро-джаз – достаточно самобытное танцевальное направление, которое, хотя и базируется на классическом джазе, имеет свои уникальные особенности:
1 . Афро-джаз танцуют исключительно босиком, отсутствие обуви символизирует единение с природой. Ведь исторически эти танцы исполняли на горячих африканских песках, где любая обувь просто неуместна. Кроме того, без обуви танцору гораздо проще выполнять танцевальные движения и чувствовать ритм.
2 . Афро-джаз несет в себе высокую философскую нагрузку, он символизирует обращение к высшим силам. Кроме того, он содержит в себе призыв к противоположному полу: танцующий пытается обратить на себя внимание, привлечь, заманить, заинтересовать…
3 . Некоторые психотерапевты и психологи называют именно афро-джаз идеальным средством для снятия напряжения, танец заставляет отвлечься от повседневных волнений и забот, погрузиться в уникальную атмосферу единения с природой.

Кстати, единение с природой в афро-джазе проявляется не только в том, что сам танец изначально представлял собой некое поклонение природе и божествам, которые, по поверью африканцев, находились в земле, но и в том, что сам танцор символизировал часть животного мира. Вы только посмотрите на танцевальные па современных танцоров: в них в равной доле соединены движение человека и животного.

Итак, вам идеально подходит афро-джаз, если вы:
настоящий «танцевальный экспериментатор», непременно хотите испробовать все новое и необычное;
хотите иметь стройную и подтянутую фигуру, избавиться от лишних килограммов;
не любите скучные классические танцевальные направления;
в душе вы – настоящий путешественник, и ваша страсть проявляется даже в танцах.

Афро-джаз – это не просто танец, это настоящее волшебство. Ритмичные этнические мотивы заставляют забыть обо всем на свете, почувствовать себя просто частичкой чего-то необыкновенно большого и могущественного. Этот танец способен показать все существующие эмоции: радость, страх, удивление, гнев, желание… Нужно только набраться смелости и сделать это!

– это переплетение джаза и африканской культуры. Движения характерные для танцев африканцев меняются кроссами, поворотами и прогибами используемых в джазе. Это танец, в котором Америка и Африка завоевывают сердце исполнителя.

Важную роль в танце играет музыка, а точнее ее ритм. Мелодия, которую используют в танце, очень напоминает ритуальный бой барабанов. Для того, чтобы полностью передать зрителю дух афро джаза, танцору необходимо обладать физически крепким телом, быть раскрепощенным в своих мыслях, чувствовать ритм каждой клеткой тела, уметь импровизировать.

Также как и свободный танец, афро джаз можно назвать танцем эмоций и обнаженных чувств. Отличие лишь в используемых движениях.

В афро джазе используют движения Африки. Широкие движения тазом преобладают в танце. Согласно истории таким способом мужчины привлекали внимание аборигенок. Если не затрагивать движения, характерные для джаза, то танец обладает еще одной особенностью. Движения направлены вниз! Таким образом, аборигены обращались к богу. Они были убеждены в том, что бог в земле, а не на небе.

Тем не менее, в основе танца лежит традиционный джаз, который породил множество направлений, в том числе афро джаз. Но в отличии от funky-jazz, latino-jazz и других направлений, в афро джазе есть элементы обращения к этническим танцам Африки, за что его называют одним из классических вариантов джаза.

Как возник танец афро-джаз?
Возникновение этого танцевального стиля связывают с тридцатыми годами прошлого столетия. Katherine Dunham – американская танцовщица, активистка и хореограф, которая в своем танце впервые использовала элементы африканских танцев. Позже ее прозвали королевой черного танца. Она дала жизнь танцу, открыв в 36 году двадцатого века “Ballet Negre”.
На Dunham история развития танца не заканчивается. Многое длятанца афро джаз сделали Перл Примус и Элвин Эйли. Перл добавила в танец затяжные и широкие прыжки. Это дало танцу больше драматичности. Эйли создал постановку с элементами афро-американских мотивов, которая до сих пор исполняется для зрителей разных стран.
Танец афро джаз продолжает свое развитие. Создаются новые комбинации движений, в которых резкие и рваные движению могут превращаться в красивую танцевальную композицию. Благодаря современным технологиям развивается танец афро джаз. Видео различных коллективов распространяются в школах танца молниеносно. Таким образом хореографы черпают вдохновение у своих коллег из-за океана, придумывают и импровизируют сами, тем самым делая танец афро джаз еще красивее, еще изящней!

В своей танцевальной практике я частенько люблю экспериментировать со стилями. Это дает возможность развивать себя как в техническом, так и в творческом плане. Afro-jazz для меня - это полный отрыв, в прямом смысле этого слова, столько безумной и взрывной энергии выделяется при исполнении этого стиля, что иногда забываешься вовсе и полностью погружаешься в этот самобытный танец.

В Украине этот стиль стал популярным после пресловутого шоу «Танцуют все». К сожалению, там этот стиль исковеркали до неузнаваемости. В представлении уважаемой Татьяны Денисовой, афро-джаз - это джазовые прыжки и вращения смешанные с некой «сексуальностью» под саундтрек из мультфильма «Король Лев». У каждого конечно свое виденье, но все таки, если есть техника, ее нужно соблюдать.

В прошлом году я попала на серию мастер-классов от Татьяны Тарабановой, которая в полной мере раскрыла для меня душу афро-джаза. Татьяна - разносторонний танцор и педагог. С 2007 г. преподает contemporary на кафедре современной хореографии Санкт-Петербургского института прикладного искусства. Вся её работа - от мастер-классов до постановок - пронизана особой энергией и юмором, так что всем советую посетить ее классы, не пожалеете.

На ее классах мне было довольно таки тяжело, за первые 3 часа мы просто выжимали от пота форму. Быстрый темп, совершенно другое положение торса, по началу, не давали быстро схватывать материал. Мои ноги с «классической» подготовкой все выталкивали меня на верх, что не допустимо в афро, все акценты делаются к полу. Татьяна подшучивала над нами, что мы белые люди тянемся к верху, а люди с черного континента прославляют землю, так как, по их верованиям, Бог находится именно в земле, а не под ней. Очень понравились разные стилизованные «хлопушки», и свободная работа для корпуса со спиной.

А теперь немного о самом стиле:

Afro-jazz – синтез джазовой хореографии и самобытной африканской этно-культуры. Прогибы, кроссы, повороты сочетаются с пластикой, самозабвенностью жестикуляцией, характерной для жителей Черного континента. Танец всегда играл настолько важную роль в духовной и бытовой жизни африканцев, что afro-jazz, вобравший в себя целый пласт туземной культуры, способен погрузить танцора в соответствующее настроение единения с природой, миром и самим собой. В афро-джазе очень важно чувствовать ритм, при этом от исполнителя требуется полная самоотдача, раскрепощенность и способность импровизировать, ведь afro-jazz – танец этнический, лишенный жестких канонов. Его техника подразумевает широкие, размашистые движения.

Отличительная особенность африканской музыки – в использовании характерных музыкальных инструментов, в основном – перкуссионных. Это не могло не отразиться на характере танца: афро-джаз требует от танцора высокой подвижности, безупречного владения своим телом, полиритмии. В танце можно усмотреть множество специфических сочетаний: расслабленность, широкие движения тазом.

История afro-jazz

В основе афро-джаза лежит традиционный джаз – монокультурный танец, породивший большое количество направлений. Афро-джаз можно назвать одним из классических, «исходных» вариантов джаза, так как он предполагает обращение к элементам африканских этнических танцев.

Первой начала использовать в своих хореографических постановках элементы африканских танцев Кэтрин Данем (Katherine Dunhem) – знаменитая американская танцовщица (преуспевшая, впрочем, и во многих других областях, таких, например, как антропология, этнография, актерское мастерство). Именно благодаря ей «черный» танец перерос в настоящее сценическое искусство. Кэтрин дала толчок и академическому развитию стиля, открыв в 1936 году «Ballet Negre», позже – собственные танцевальные школы в Чикаго и Нью-Йорке.

Немало сделала для развития стиля и Перл Примус (Pearl Primus). Ее вклад – глубокая драматичность танца, основная особенность которого – широкие, затяжные прыжки. Танцовщица черпала вдохновение из книг темнокожих писателей Лэнгстона Хьюза (Langston Hughes) и Льюиса Аллана (Lewis Allan).

Отцом стиля можно назвать еще одного легендарного американского хореографа - Элвина Эйли (Alvin Ailey), ученика небезызвестных Лестера Хортона (Lester Horton) и Марты Грехем (Martha Graham). Самая известная работа Эйли – «Открытия» 1960 г., до сих пор исполняется перед миллионами людей по всему миру. Эта постановка – своеобразный симбиоз древней истории и современного танца с использованием афро-американских мотивов.

Выдающиеся современные танцоры afro-jazz

Самыми известными в мире хореографами стиля сегодня являются легендарный Мэтт Мэттокс (Matt Mattox), Джеральдина Армстронг (Geraldine Armstrong), Рик Одумс (Rick Odums). Среди отечественных исполнителей можно выделить Татьяну Тарабанову, Евгения Шевцова (техника afro-jazz).

Танцуя афро-джаз я открываю «дикую» сторону своей сущности, чего и вам желаю мои дорогие читатели. Не бойтесь экспериментировать находите себя в разных стилях, именно так вы всегда будете развиваться и не стоять на месте. Буду рада комментариям, думаю найдутся и те кто профессионально занимается этим стилем, и сможет добавить от себя что-то интересное =)




Top