«Татьяна — милый идеал…» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). Сочинение на тему татьяна милый идеал в романе евгений онегин, пушкин читать бесплатно

Сочинение
Татьяна – милый идеал


Я так люблю Татьяну милую мою!


А.С.Пушкин


ПЛАН
I “Энциклопедия русской жизни”
II Образ Татьяны Лариной
  1. Черты характера Татьяны

  2. “Я к вам пишу - чего же боле?”

  3. “Без подражательных затей”
III Милый идеал А.С. Пушкина

«Евгений Онегин» – одно из лучших произведений русской
литературы девятнадцатого века, написанное величайшим
А.С.Пушкиным. В этом романе меня привлек образ Татьяны.
Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная
возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать то,
чего не видят другие, влечет к ней. Именно богатый внутренний
мир делает Татьяну особенной, неповторимой личностью.

Два персонажа на протяжении всего романа полностью занимают наш
интерес и внимание: это Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Но есть
еще одно действующее лицо. Это лицо - сам автор. В. Г. Белинский
отмечал, что личность поэта в этом произведении отразилась так
полно и ярко, что оценить роман и его героев - это значит
оценить самого Пушкина.

Нет ни одного героя, ни одного эпизода, ни одного описания в
романе, которому Пушкин не дал бы своей оценки. Так возникает
перед нами общительный рассказчик, заинтересованный в доверии
читателя. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует,
восхищает и поражает. Пушкин работал над романом “Евгений
Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение.
Белинский в своей статье “Евгений Онегин” назвал произведение
“энциклопедией русской жизни”. Роман был для поэта, по его
словам, “плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных
замет”. Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным
планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим
“милым идеалом”.

Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского
общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие
и искренние чувства. Красота русской природы, постоянное уединение,
привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний
мир Татьяны. Еще в детстве она сильно отличалась от своих сверстниц.
В своей семье она была одинока. В то время, как все вышивали, заполняли
альбомы, заигрывали друг с другом, Татьяна читала французские романы.
В отличие от своей сестры, “она в семье своей родной казалась девочкой
чужой…” Даже автор невольно сравнивает двух сестер. Пушкину нравятся
обе героини, но по словам автора: “её портрет (Ольги) мне очень мил,
я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно…” Татьяну автор
всячески поддерживает, называя её “милой Татьяной”.

В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным, и с
Ленским. В Онегине Пушкин подчёркивает «не подражательную странность»,
натура Татьяны поражает своеобразием, самобытностью; Онегин - «нелюдим»,
живёт «анахоретом» (отшельником), Татьяна «в семье своей родной казалась
девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем
свете. Разочарованный в светском обществе и в общественно-политической
жизни, Онегин впадает, в хандру и тоску. Неудовлетворённость окружающей
средой вызывает и у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна
видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и
московского и петербургского дворянского общества. Но в ней есть черты,
сближающие её и с Ленским: мечтательность, любовь к природе, романтическая
вера в предания и предназначения. Подобно Ленскому, который «верил, что
душа родная соединиться с ним должна», Татьяна пишет Онегину:

То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой…

Но при всём сходстве отдельных черт Татьяна глубже и Онегина, и Ленского.
Привлекают и её нравственные качества: душевная простота, искренность,
безыскусственность. «Русская душою», по словам поэта, Татьяна любила
родную природу и народные обычаи, любила русскую зиму. Трагедия Татьяны
была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и
«страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того,
о чём она мечтала. Через несколько лет Татьяна вновь встретилась с Онегиным.
К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней,
всеобщее уважение» встречает он в «высшем свете». Но как она относится
к роскоши, своим успехам в свете? Да, она живет в этом обществе, но её,
куда милей жить в своем крае…

Также нельзя забыть два главных эпизода романа. Это - письма Татьяны и
Онегина, которые резко выделяются из общего текста пушкинского романа
«Евгений Онегин». Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня,
вероятно переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь
неожиданной силы своих чувств:

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь,я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…

Знаменитые строки! В них – вся Татьяна. Ей приходится первой признаваться в
любви мужчине. Что сподвигло провинциальную барышню на такую смелость, кроме
сильного чувства? В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности.
Она предполагает, что, «смирив души неопытной волненья», могла бы быть
счастлива с другим. В этих словах есть доля столь несвойственного ей кокетства.
Но тут же искренние чувства берут верх:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!

Татьяна и здесь, и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна.
Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. И мы читаем такие,
к примеру, строки:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.

На что надеялась, что искала она в Онегине?.. Понимания. Онегин с его светским
воспитанием казался ей, деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит,
способным ее понять. Но тут же Татьяна осознает ужас своего поступка:

Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…

Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно
перечесть»), но ни единого слова не исправила, такая уж героиня романа. Не надо
забывать, что Онегин в начале романа и в конце его - это разные люди. Письмо
пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, способный любить.
Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности
и пишет любовное письмо замужней даме:

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!..

Здесь чувствуется не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого
человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере
не ставит ее под удар, ничего не просит.

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами…

И это все. О большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний
Онегин, тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, не смог бы полностью
подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот может. И в итоге герой признает
себя побежденным:

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Пушкин любит своих героев, но не жалеет их - они должны пройти сложный и тернистый путь
нравственного совершенствования. И два письма, таких близких по смыслу и таких разных
по выражению, являются этапами этого сложного пути.

Кто знает, что вышло бы, если Онегин ответил на любовь Татьяны? Может быть она смогла бы
его увлечь, исправить, вылечить его хадру? Но почему-то не смогла этого сделать. Онегин,
видимо, помятуя о своих всегдашних победах в свете, решил пополнить свою коллекцию разбитых
сердец, или, может быть, он просто испугался огромной ответственности, которую налагает
на любого такая чистая душа, как Татьяна? Онегин просто испугался. Да, за такой короткий
срок он и не смог бы узнать Татьяну. Да, она принадлежит деревне, но, позови он ее на край
света, она пошла бы за ним не раздумывая. Не о такой ли любви мечтает и каждый из нас?
Однако, видя Татьяну в ее стихии, на лоне природы, Онегин решил было, что увлекшись
Татьяной, он навеки привяжет себя к деревне. Или, может быть, это его глубоко засевший сплин
боится, что оторвашись от однообразного света, он умрет в душе Онегина? Слыша отповедь Онегина
Татьяне, разве не улавливаем мы отголоски этой хандры?

Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.

Но Татьяна не знает про эту хандру, она проста и безыскусна, и влюблена в Онегина.
Но это первая, юношеская любовь, и она, как правило, несчастна. Наверное, это даже
и не любовь, а репетиция любви. Татьяна, не зная Онегина, создала себе его образ,
наделила его всеми положительными чертами, которые только могут быть в человеке и
полюбила именно этот образ. Так мы думаем, и сам автор не разубеждает нас в этом.
Однако, мы помним и слова Пушкина, который сказал, что его герои перестали слушаться
своего творца и начали жить самостоятельно. Поэтому и сам автор и мы вместе с ним
так удивлены словам Татьяны в конце романа, удивлены этой своеобразной отповеди в ответ:

Я вышла замуж.
Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Татьяна из тех "однолюбок", для которых любовь может быть
или великим счастьем, или великим несчастьем. В Онегине она
сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. И
даже после чтения ею любимых книг,где "Онегина душа себя
невольно выражала", когда она поняла, кого судьба ей послала,
она продолжает его любить. ("Я Вас люблю, к чему
лукавить?"

Татьяна – княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась
ли она? И да, и нет. Конечно, она "в роль свою вошла", но не
потеряла главного – своей простоты, естественности, человеческого
достоинства.

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка – "без подражательных затей". Татьяне
незачем кому – то подражать, она сама по себе личность, и в
этом сила ее обаяния, вот почему "и нос, и плечи подымал,
вошедший с нею генерал". Он гордится своей женой.
В Татьяне Пушкину близко ее равнодушие к светской жизни.
Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе.
Как Онегину не мила его "постылая свобода", так и Татьяна
тяготится мишурой "постылой жизни".

Пожалуй самое главное в характере и поведении Татьяны -
это ее нравственное чувство долга, ответственность перед
своей совестью берут верх над чувством любви. Она не может
быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему
мужу, который”в сражениях изувечен”, гордится ею, доверяет
ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много
разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась
своей возвышенной душой, но не изменила себе. Это очень
цельный, сильный, волевой женский характер.

Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной - это художественное
явление русской литературы. Именно свой милый идеал женщины
А.С.Пушкин и хотел показать читателю в своем гениальном романе
"Евгений Онегин".

«Татьяны милый идеал» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выведен женский идеал автора. Его выразителем является Татьяна Ларина, чьим жизненным кредо можно считать слова «но я другому отдана, я буду век ему верна». В этой фразе, на мой взгляд, отражена вся натура героини – чистая, глубоко нравственная, ставящая долг выше своих эмоций, страстей.
Впервые мы встречаемся с Татьяной во второй главе романа. Автор знакомит нас со старшею сестрой Ольги Лариной. Татьяна, по его собственному признанию, гораздо более ему симпатична, чем ее младшая сестра.
С самых первых строк Автор подчеркивает (используя прием отрицания), что его любимая героиня не вписывается в общепринятые каноны красоты. Она наделена просторечным именем («с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей»). Кроме того, она столь ярка и красива, как Ольга. Наоборот, Татьяна «дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива…»
С самого детства героиня отличалась от остальных девочек – она не признавала их игр и занятий, ее не интересовали обычные «девчоночьи глупости»: куклы, моды, балы. Татьяну привлекали необычные вещи:
страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Она предпочитала уединение, общение с природой и самой собой: «Она любила на балконе Предупреждать зари восход…» Автор подчеркивает, что его героиня очень близка к природе и естественному – деревенскому - ходу вещей, укладу жизни. Вся она воплощение гармонии и непосредственности.
Возможно, именно поэтому Татьяна чувствовала себя чужой в родной семье – «Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей…» Она росла и взрослела «сама в себе», под влиянием собственных мыслей и книг, которые ей заменяли беседы с близкими и друзей.
Что же читала эта героиня? В основном, это были французские любовные романы. Там Татьяна находила все – романтическую любовь, героя, которым можно увлечься, бурную и необычную жизнь, отличающуюся от столь чужого ей домашнего быта.
Именно поэтому, мне кажется, познакомившись с Онегиным, она тут же влюбилась в него, ведь Евгений был так не похож на окружающих ее недалеких деревенских женихов. Татьяна сумела разглядеть в герое недюжинный ум, большой потенциал, душевный надлом. Всем этим он был столь близок ее любимым французским героям!
Мы видим, что, влюбившись, Татьяна полностью отдается своему чувству. Все ее мысли, движения души, действия были подчинены одному – Онегину»: «теперь и дни и ночи, И жаркий одинокий сон, Все полно им…»
Поэтому героиня решается на невиданный для своего времени шаг – она первой признается мужчине в любви, написав ему письмо. О чем это говорит? Мне кажется, о силе чувств Татьяны, о ее естественности, о «незашоренности» ее сознания. Эта девушка далека о светских предрассудков – она любит и считает правильным сказать о своей любви.
Важно, что и Онегин оценил шаг девушки. Именно поэтому он отказал ей – герой увидел нравственную чистоту, искренность Татьяны и не захотел воспользоваться чувством такого светлого и чистого существа в корыстных целях:
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Отказ Онегина стал страшным ударом для героини: «Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит!» Но вскоре произошло событие, которое перевернуло ее представление о возлюбленном, дало толчок для нового поворота в ее судьбе.
Онегин убивает на дуэли жениха Ольги – Владимира Ленского, и уезжает из деревни. Волею судеб, в одиночестве и горестных раздумьях, Татьяна попадает в дом Евгения, в его кабинет. Именно здесь ей открывается внутренний мир Онегина. И что же понимает героиня?
Что тот, кого она так боготворила, считала цельной и сильной личностью, во многом подражатель, жертва моды, не герой, а пародия на героя:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, …
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Думаю, эта догадка помогла Татьяне немного освободиться от оков ее чувства, дать согласие поехать в Москву на «ярмарку невест». А чуть позже мы узнаем, что она удачно выходит замуж – за богатого и именитого генерала и превращается в московскую красавицу, настоящую светскую львицу: «Нина мраморной красою Затмить соседку не могла, Хоть ослепительна была».
Именно такой ее вновь встречает Онегин. Он, много передумавший и перестрадавший, кардинально изменившийся, влюбляется в эту красавицу, сумевшую сохранить свою естественность и искренность. Теперь уже Онегин пишет Татьяне письмо с признаниями, однако получает отказ:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
В этих словах - вся натура героини, которая честь и долг ставит превыше всего. Никогда она не опустится до измены, никогда не оскорбит этим мужа и себя, даже если ей придется расплачиваться страданиями и слезами.
Таким образом, Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин». Ее, в отличие от Онегина, автор считает идеалом женщины и человека, ни разу не сошедшим с правильного пути, всегда и всюду следовавшим за голосом своей чести, своего нравственного чувства. Именно поэтому Пушкин говорит про нее «Татьяны милый идеал».


В романе «Евгений Онегин» Пушкин развивает несколько сюжетных линий, которые проходят на фоне жизни России начала 19 в, в которой читателю благодаря искусству автора, все ясно, понятно и узнаваемо. Знаменитый критик XIX в В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни». Это определение изумительно верно, ведь поэт находит самые убедительные слова и картина русской действительности, как живая, открывается перед нами.

Действительно, прочтя лишь первые 20 глав «Евгения Онегина» мы уже знаем необычайно много из жизни людей той эпохи: как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, когда становились взрослей, что было важно для молодых дворян, что ели и что пили; что было модно смотреть в театре, для чего люди ходили в театр. На страницах романа можно найти даже такие подробности из жизни России 19 в. как особенности экспорта и импорта («за лес и сало» и пеньку ввозили предметы роскоши: «Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза… Духи в граненом хрустале» и многое другое «для забав, для неги модной»).

Однако глупо было бы думать, что этим и ограничивается «ЕО» как роман- энциклопедия. Ведь роман был написан скорее для соотечественников Пушкина, чем для нас, его потомков через 200 лет, и вряд ли ему хотелось нам показать жизнь России начала 18 столетия (действия романа происходят 1819- 1825 гг.). Скорее приходит на ум, когда читаешь роман, что Пушкин хотел показать с новой стороны те события и явления жизни, которые были свойственны русскому дворянству и народу в те годы.

На протяжении романа и в лирических отступлениях показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Как же Пушкин преподносит нам, читателям эти слои?

Высший свет Петербурга выступает на первый план в начале романа, в первой главе, а также в последней VIII главе романа. Прежде всего, бросается в глаза авторское отношение к высшему свету Петербурга - саркастическая насмешка над их жизнью и поведением. Например, про воспитание Евгения:

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно;
* Чего ж вам больше? Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

Сразу видно, что для света ничего кроме хороших манер не требуется и для того, чтобы иметь успех, надо лишь уметь кланяться «непринужденно». Или такая деталь, как разговор светских дам:

* … Но вообще их разговор
* Несносный, хоть невинный вздор;
* К тому ж они так непорочны,
* Так величавы, так умны,
* Так благочестия полны,
* Так осмотрительны, точны,
* Так неприступны для мужчин,
* Что вид их уж рождает сплин.

Однако под этой насмешкой невольно (скорее даже специально) видно авторская грусть и неприятие подобным положением дел. И уже не удивительным становится признание «довольно скучен высший тон».

Далее в серединных главах перед нами предстает поместное дворянство и жизнь деревенской России (о том, что современная ему Россия деревенская подчеркивается также игрой слов в эпиграфе ко второй главе). Когда начинаешь рассматривать помещиков, показанных Пушкиным, то невольно в голову приходит сравнение с Гоголевскими помещиками из «Мертвых душ» (особенно на эту мысль наводит описание сна Татьяны и ее именин):

* С своей супругою дородной
* Приехал толстый Пустяков;
* Гвоздин, хозяин превосходный,
* Владелец нищих мужиков;

* Скотинины, чета седая….
* Уездный франтик Петушков,
* … И отставной советник Флянов,
* Тяжелый сплетник, старый плут,
* Обжора, взяточник и шут.

Пушкин не щадит никого. От его сарказма не скрывается ни один типический персонаж. Однако следует заметить, с каким мастерством ему удается добиться той золотой середины между злой насмешкой и обычным описанием. Пушкин говорит просто и без злости.

Особый интерес как представитель определенного класса представляет Ленский. Он родился в России, но воспитывался и получил образование в свободолюбивой Германии:

* … От хладного разврата света
* Еще увянуть не успев, …

Но такому человеку нет места в той России, которую описал Пушкин в своем романе. Не погибни на дуэли, он мог бы, по мнению автора, стать поэтом или превратиться в этакого Манилова и закончить жизнь как дядя Онегина (также интересно, что Пушкин хотел, но по соображениям цензуры не смог включить еще одну строфу, где говориться, что Ленский мог бы быть «повешен как Рылеев»).

Судьба матери Татьяны также типична для женщин того времени - она была выдана замуж за нелюбимого ей человека, но вскоре привыкла и смирилась, занялась хозяйством:

* Солила на зиму грибы,
* Вела расходы, брила лбы…

То есть заменила счастье привычкой. Этот образ очень напоминает Коробочку из «Мертвых душ». Только лишь в описании простого народа, Татьяны (поскольку она была «русская душою») и Евгения (поскольку именно о нем ведется повествование) Пушкин отказывается от своей постоянной насмешки. Только к ним он относится с уважением и не пытается разоблачить подобно другим образам.

Далее в седьмой главе перед нами предстает московское дворянство, или, как сразу определяет Пушкин - «ярмарка невест». Описывая московское дворянство, Пушкин также саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор», но вместе с тем, поэт любит Москву, и всем запомнились его знаменитые необычайно красивые строки: «Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось…». Он гордится Москвой 1812 года:

* Напрасно ждал Наполеон,
* последним счастьем опоенный,
* Москвы коленопреклоненной
* с ключами старого Кремля…

Как видно, «Евгений Онегин» - действительно «энциклопедия русской жизни», энциклопедия, в которой заново объясняется и раскрывается смысл тех явлений и той жизни, которая окружала людей эпохи Пушкина. Автор смог с помощью авторской иронии, лирических отступлений и необычайно красочных и исторически верных образов рассказать в своей «энциклопедии» о главном в жизни людей. 19 октября (1825) С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет.

* …Поэта дом опальный,
* О, Пущин мой, ты первый посетил;
* Ты усладил изгнанья день печальный…

    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...

    Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине". Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и независмый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся:...

    А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской...

Пушкин, работая над романом “Евгений Онегин”, создавал не только образ своего современника, не только отражение века. В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев - сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красоте - красоте не только внешней, но и духовной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты “об ангеле земном”. Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. “Милый идеал” Пушкина - его Татьяна - и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина - всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, “одного из умнейших мужей России”. Кажется, что Таня - живой реальный человек. В Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина сохранилась даже скамья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она и какая она, мечта самого Пушкина?

Пушкин выделяет Татьяну из представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше многих из них. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны, до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин.

В своей семье она была одинока. Пушкин пишет:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: “И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас”.

Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять “ветошь маскарада” на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщин ее круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам высшего света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, “где воспитанием немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И будучи уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье;

Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою.

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой”. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно понаблюдать за людьми типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм.

Татьяна - та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей - Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Льва Толстого - это Наташа Ростова, для Лермонтова - Вера из “Героя нашего времени”, у Пушкина - это Татьяна Ларина.

В нашей современной действительности облик “милой женственности” приобрел несколько другую канву, идеалом видится женщина более деловая, энергичная, ведь ей приходится решать так много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность - все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин” , ведь его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие автору славу и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.

По мнению В.Г.Белинского, главная заслуга Пушкина заключается в том, что «он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину» . С образа Татьяны Лариной в русской классике наступает эпоха изображения прекрасных дам с настоящим русским характером. Писатель вложил в образ героини свои представления об идеале. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу…», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Причем в личности героини в известной степени воплотилось и мироощущение самого автора.

А.С.Пушкин, в первую очередь, хотел показать внутреннюю красоту Татьяны, ведь внешне она была далеко не красавицей. Однако она очень привлекательна своим внутренним светом, который озарял все вокруг. Уже с детства в девушке было много такого, что выделяло ее среди других, даже в семье она «казалась девочкой чужой».

«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё…»

С ранних лет Татьяна отличалась задумчивостью, мечтательностью и замкнутостью, она жила в своем вымышленном мире. Она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Таня любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными ее друзьями были поля и леса, луга и рощи и, безусловно, книги. Зачитываясь романами, она мечтала сама оказаться героиней необыкновенной истории.

Автор подчеркивает, что барышня была лишена кокетства и притворства - качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная.

А.С.Пушкин подчеркивал близость Татьяны к народу не только ее простонародным именем, но и ее вкусами. Татьяна вместе с дворовыми девушками гадает, прислушивается к рассказам суеверной няни, тайно вычитывает из сонника смысл своих снов… Простая и красивая девушка, с чистым сердцем и любознательным умом, она ищет своего романтического героя и находит его в Онегине…

Ее любовь к Онегину — чистое, сильное и глубокое чувство. Несмотря на полученный отказ, Татьяна не изменяет своему чувству.

Проходит время… Татьяна повзрослела, стала мудрой, опытной женщиной, уважаемой светской дамой. Однако в глубине души она осталась прежней милой и нежной Таней. Она верна своим жизненным принципам и благородно жертвует собственным счастьем ради своего мужа, которому, вопреки всему, верна и предана.

Вот такой предстает перед нами Татьяна Ларина, любимая героиня Александра Сергеевича; девушка, чей образ воплотил в себе самые лучшие стороны женской души: преданность, искренность в чувствах, силу характера, высокую нравственность и благородство.

Дорофеева Александра




Top