Тема гражданской войны в литературе. Раскрытие темы в кинематографе

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

*Открывается сейчас возможность посмотреть на те события с разных т.зр. Книги о гражданской войне: рассказы М.Шолохова, повести А.Малышкина, А.Серафимовича, роман Фадеева. Принадлежность к тому или иному лагерю определяла подход автора к событиям. Участники белого движения создали свои книги о России уже в эмиграции. В 20-е издавалась серия «Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев». Среди них «Очерки русской смуты» Деникина, «От двуглавого орла к красному знамени» Краснова. Мысли о судьбе России.

О России и революции писал Бунин («Окаянные дни»), Гиппиус «Петербургские дневники», Ремизов «Слово о погибели земли Русской». Саркастическая ирония перемежалась у них с чувством стыда и горечи. Преодолевать апокалиптические настроения помогали мысли о покаянии, вера в высшую справедливость.

В 1923 году В. Зазубрин написал повесть «Щепка». Ее герой Срубов - человек с твердыми убеждениями, сам себя считающий «ассенизатором истории». Подзаголовок «Щепки» - «Повесть о Ней и о Ней». «Она» - героиня души. Революция. Она - мощный поток, несущий людей-щепки. «Пусть выжжена будет тайга, пусть вытоптаны будут степи... Ведь только на цементе и на железе построится железное братство - союз всех людей».

Готовность Срубова на все ради идеи превращает его в палача. Эта готовность подчеркивается отношением к отцу. Не услышал сын его предупреждений: «Большевизм - это временное, болезненное явление, припадок бешенства, в который впало большинство русского народа». Перекликаются финалы «Двух миров» и «Щепки». Первая завершалась пожаром в церкви, устроенным фанатиками революционной идеи. События второй происходят в дни Светлой Пасхи. «Срубову кажется, что он плывет по кровавой реке. Только не на плоту он. Он оторвался и щепкой одинокой качается на волнах».

Ю. Либединский («Неделя», 1923), и А. Тарасов-Родионов («Шоколад», 1922) в повествование о бескомпромиссной твердости приверженцев революционной идеи включали мотив сомнения, бреда.

В ряде произведений начала 20-х годов героем была сама новая армия - революционная толпа, «множества», героически настроенные, устремленные к победе. То, что путь этот был кровавым сопряженным с гибелью тысяч людей,- отодвигалось на задний план

А. Малышкин был не рядовым участником боев в районе Крыма, а членом Штаба. Соответственно, знал о потерях с обеих сторон знал о массовом расстреле белых офицеров, которым обещали жизнь в случае сдачи оружия. Но «Падение Дайра» (1921) «не о том» Это книга романтическая, стилизованная под древние исторические повести. «И в черной ночи, впереди, видели - не глаза, а что-то еще другое - темный от века поднятый массив лютый и колючий, и за ним чудесный Даир - синие туманы долин, цветущие города, звездное море».

В «Конармии» И. Бабеля (1923-1925) сталкивались с реальностью революционной мечты. Главный герой книги (К. Лютов) занимал, казалось бы, созерцательную позицию, но был наделен правом судить. Непреодоленное одиночество Лютова не мешает его искреннему желанию понять, если не оправдать, то попытаться объяснить непредсказуемые поступки конармейцев. Убийство воспринимается как наказание, идущее от всей России.

Для многих писателей, и принявших революцию, и её противников, магистральным был мотив неоправданности пролитых рек крови.

Б. Пильняк изображал человека, связанного с революцией идеями и поступками, своей и чужой кровью. В 1926 году в «Новом мире» была опубликована и сразу же запрещена «Повесть непогашенной луны». Олицетворяющий тоталитарную власть негорбящийся человек посылал на смерть командарма. Гаврилов, погибающий на операционном столе, тоже нес вину за пролитую кровь людей. Ледяной свет луны освещал город.

А ночью выплывет луна. Ее не слопали собаки: Она была лишь не видна Из-за людской кровавой драки.

Эти стихи С. Есенина написаны в 1924 году. Луна фигурировала во многих произведениях техлет, без нее не обходилась ни одна научно-фантастическая книга. Непогашенная луна Б. Пильняка как бы давала дополнительный свет реальному миру - свет тревожный, настораживающий.

Историк и наблюдатель революции, Б. Пильняк не восторгался размахом разрушений, но давал почувствовать угрозу для всего живого, прежде всего для личности, от новой государственной машины

Жанровое разнообразие и стилевое своеобразие. Воспоминания и дневники, хроники и исповеди, романы и повести. Некоторые авторы стремились к максимальной объективности. Для других характерна повышенная субъективность, подчёркнутая образность, экспрессивность.*

Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б.Пастернак в романе "Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, которая безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в XX веке.

У Фадеева герои “обыкновенные”. Наиболее сильное впечатление в “Разгроме” производит глубокий анализ вызванных гражданской войной перемен в духовном мире рядового человека. Наглядно об этом говорит образ Морозки. Иван Морозка был шахтером во втором поколении. Дед его пахал землю, а отец добывал уголь. С двадцати лет Иван катал вагонетки, матерился, пил водку. Он не искал новых путей, шел старыми: купил сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл на гармошке, дрался, гулял, воровал ради озорства овощи. Сидел в тюрьме во время стачки, но никого из зачинщиков не выдал. Был на фронте в кавалерии, получил шесть ранений и две контузии. Он женат, но семьянин плохой, делает все необдуманно, и жизнь ему кажется простой и немудреной. Морозка не любил чистеньких людей, ему они казались ненастоящими. Он считал, что им нельзя верить. Сам он стремился к легкой однообразной работе, потому и не остался ординарцем у Левинсона. Товарищи порой зовут его “балдой”, “дураком”, “чертом потлатым”, но он не обижается, дело для него важнее всего. Морозка умеет размышлять: подумывает о том, что жизнь становится “хитрей” и надо самому выбирать дорогу. Нашкодив на бахчах, он трусливо удрал, но после раскаивается и сильно переживает. Гончаренко защитил Морозку на собрании, назвал его “боевым парнем” и поручился за него. Морозка поклялся, что кровь свою отдаст по жилке за каждого из шахтеров, что готов к любому наказанию. Его простили. Когда Морозке удается на переправе успокоить людей, он почувствовал себя ответственным человеком. Он смог организовать мужиков, и это ему было приятно. В отряде шахтеров Морозка был исправным солдатом и считался хорошим, нужным человеком. Он даже пытается бороться со страшным желанием запить, понимает, что есть красота внешняя, а есть подлинная, душевная. А задумавшись об этом, понял, что он обманут в прежней жизни. Гульба и работа, кровь и пот, а впереди не видно ничего хорошего, и ему показалось, что всю жизнь он старался выйти на прямую, ясную и правильную дорогу, но врага, который сидит в нем самом, не замечал. Такие люди, как Морозка, надежны, они могут самостоятельно принимать решения и способны к раскаянию. И хотя у них слабая воля, подлости они никогда не совершат. Они сумеют найти выход из любого, даже самого безвыходного положения. Только перед героической гибелью Морозка понял, что Мечик - гад, трусливый гад, предатель, думающий только о себе, и воспоминание о близких, дорогих людях, которые ехали позади него, заставило его пойти на самопожертвование. В произведениях о гражданской войне важна мысль, что побеждает часто не тот, кто совестливее, мягче, отзывчивей, а тот, кто фанатичнее, кто бесчувственней к страданиям, кто более подвержен собственной доктрине. В этих произведениях поднимается тема гуманизма, которая неразрывно связана с чувством гражданского долга. Командир Левинсон забрал единственную свинью у бедняка-корейца, применяя оружие, заставил рыжего парня лесть в воду за рыбой, дал добро на вынужденную смерть Фролова. Все это ради спасения общего дела. Люди подавляли личные интересы, подчиняя их долгу. Этот долг калечил многих, делая их орудием в руках партии. В итоге люди черствели, переходили грань дозволенного. “Отбор человеческого материала” ведет и сама война. Чаще погибают в боях лучшие - Метелица, Бакланов, Морозка, сумевший осознать значимость коллектива и подавить свои эгоистические устремления, а остаются такие, как Чиж, Пика и предатель Мечик.

Конспект урока по литературе

в 11 классе

Всеволожск

Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов».

Семинар (2 часа)

Цели урока:

образовательные:

    проследить, как в прозе 20-х годов отражена тема Гражданской войны;

    определить, что объединяет все рассмотренные произведения о Гражданской войне;

    отрабатывать навык анализа с учётом идейно-художественного и жанрового своеобразия произведений;

воспитательные:

    содействовать формированию таких нравственных качеств, как патриотизм, историческая память, гуманизм;

    формирование умения оценивать события, изображенные в произведениях, с точки зрения современного подхода к Гражданской войне;

    формировать общую языковую культуру личности и эрудицию;

развивающие :

    развитие познавательного интереса через обращение к различным источникам;

    стимулирование познавательной активности учащихся;

    развитие умения логически мыслить, убедительно строить свои рассуждения;

    развитие самостоятельности мышления;

    поощрять умение поддержать дискуссию и выйти на обобщение материала;

    развитие устной и письменной речи;

    развитие памяти.

Технологии:

Личностно-ориентированная;

Информационно-коммуникационная;

Проблемно-развивающая.

Формы организации деятельности:

Индивидуальная;

Групповая;

Коллективная.

Виды деятельности:

Работа с учебником;

Работа со справочниками;

Работа с текстом;

Творческая работа;

Самостоятельная работа;

Выразительное чтение;

Развёрнутый ответ на вопрос;

Сообщение по теме;

Дискуссия.

Частично-поисковый;

Репродуктивный;

Проблемный;

Исследовательский.

Оборудование:

Учебник;

Тексты художественных произведений;

Раздаточный материал;

Видеозапись фрагментов художественного фильма «Чужая кровь».

Виды контроля:

Размышление над произведением о Гражданской войне;

Контрольные вопросы;

Творческая работа (составление синквейнов).

Эпиграфы к уроку на доске:

Когда на арене европейской истории

появилась новая движущая сила – не личность,

а масса, наступил кризис гуманизма…

А.Блок.

Хорошие дела делает хороший человек.

Революция – это хорошее дело хороших

людей. Но хорошие люди не убивают…

И.Бабель.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

М.Горький.

План урока.

    Мотивация учебной деятельности (вступительное слово учителя):

      проза 20-х годов о Гражданской войне – особая страница нашей литературы;

      новое время – новая концепция личности: отказ от «я» в пользу «мы», не личность, а масса;

      произведения, которые будут рассмотрены на уроке: И.Бабель «Конармия», М.Шолохов «Донские рассказы», А.Фадеев «Разгром».

2.Работа учащихся по группам.

Первая группа: И.Бабель «Конармия».

    История создания книги.

    Каковы оценки критиков 20-х годов, данные книге И.Бабеля.

    Дискуссия С.М.Буденного и А.М.Горького о «Конармии»:

    1. Что ставит в вину Бабелю Буденный?

      Убедительны ли доводы М.Горького?

    Какие рассказы из «Конармии» запомнились? Какие из них, по-вашему, отражают авторскую позицию?

      анализ рассказа «Переход через Збруч»

(проследить, как в рассказе проявляется мастерство

писателя; композиция, пейзаж,

изобразительно-выразительные средства);

b) анализ рассказа «Письмо».

    Повествование ведется от лица Васи Курдюкова. С какой целью?

    Какие особенности речи можете указать?

    Какие мысли возникают после чтения письма?

    Какие художественные детали подчёркивают античеловеческую сущность гражданской войны – войны, в которой нет ни победителей, ни побежденных?

Вторая группа: М.А. Шолохов «Донские рассказы».

    История создания. Место в творчестве.

    Как в рассказах «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя» выражается авторское отношение к Гражданской войне?

Третья группа: А.Фадеев «Разгром».

    История создания романа.

    «Разгром» - один из первых советских романов о Гражданской войне. Как в нём была отражена новая концепция личности.

    Проблематика романа:

а) интеллигенция и революция;

      проблема гуманизма;

3.Подведение итогов, выводы по теме урока.

4.Срезовая работа:

I. Ответы на вопросы.

    В чем заключалась новая концепция личности?

    Почему Гражданская война – это война, в которой нет ни побежденных, ни победителей?

    Какое из прочитанных произведений (или эпизод) произвело наибольшее впечатление?

    Как, по-вашему, решается одна из основных проблем романа «Разгром» - проблема гуманизма?

II. Творческое задание.

Составление синквейнов (Гражданская война)

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Наш урок мы посвящаем разговору о том, как изображена Гражданская война в прозе 20-х годов. Сегодня мы продолжаем разговор об одной из самых трагичных страниц нашей истории.

События Гражданской войны не могли оставить равнодушными писателей. Естественно, что уже в литературе20-х годов появились произведения, повествующие о них.

Мы поговорим лишь о нескольких книгах, в которых достаточно ярко отражены события того времени и, что самое главное, авторское отношение к ним.

Проза 20-х годов о Гражданской войне – это особая страница нашей литературы. Особенность её заключается в том, что произведения были написаны по следам событий, а авторы были их свидетелями и участниками.

Работая на уроке, мы проследим, как в выбранных вами произведениях показаны события и герои, с какой точки зрения подходит автор к изображаемому. Что представляется главным: мораль, гуманизм, нравственные качества или служение «высокой идее» и подчинение всего именно ей?

В ходе предварительной лекции мы отмечали, что в советской литературе была выдвинута новая концепция личности: не «я», а «мы», не личность, а масса. Размышляя о том, чем это грозит, А. Блок писал: (обращение к первому эпиграфу).

И.Бабель, подчёркивая античеловечность войны, в книге «Конармия» размышлял: (второй эпиграф).

М.Горький, говоря о том, что человек должен сохранить в себе человека, призывал: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения».

    Работа учащихся по группам.

Итак, предоставляем слово первой группе.

    Мы работали по вопросам, связанным с книгой И.Бабеля «Конармия». Первые рассказы из будущей книги «Конармия» были напечатаны в 1923-1924 годах. Они сразу привлекли внимание читателей и критики и получили довольно высокую оценку (их называли образцами истинно революционных произведений).

    Автор ничего не выдумывал, он писал о том, что знал и видел. Очень скоро оценка критики меняется, и писатель назван декадентом, клеветником и пасквилянтом. Вокруг имени и произведения Бабеля велись споры, в которых писателю и его книге давались как отрицательные, так и положительные характеристики: «Бабелю удалось раскрыть одну из труднейших тем – тему революционной войны. Впервые художник становится так прямо против жуткой, нечеловеческой по своему напряжению, еще живой истории…» (Яков Бенни).

    Буденный отмечал, что «гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни…, выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиро-коммунистов, фантазирует и просто лжет. Гражданин Бабель не мог видеть величайших сотрясений классовой борьбы, она была ему чужой, противной…»

    М.Горький, отвечая Буденному, писал, что книги, подобной «Конармии», не было еще в литературе. Автор правдиво показал трудный путь бойцов Красной Армии. Трудный, трагический и героический путь. Горький отмечал правдивость и талантливость книги.

    В рассказах Бабеля описывается жестокая, кровавая сторона революционной действительности. С кажущимся спокойствием автор повествует, как, например, «папаша» Курдюков «порубали» сына, а сын – «кончали папашу». Или не менее страшные строки о «пенистом коралловом ручье», который вылился из перерезанного горла пленного белогвардейца. В таких детализированных описаниях было много натурализма, и критики говорили, что запах «сырой крови» - самый обычный запах на страницах «Конармии».

    Подобные эпизоды не исключения или какие-то экстремальные случаи. Это «будничные злодеяния». От сознания «обычной», «привычной» жестокости становится страшно. Бабель показывает, как жестокость, война буквально переворачивают сознание людей, разрушают ту шкалу нравственных ценностей, которая создана многовековой историей человечества. Особенно ярко это прослеживается в рассказе «Письмо».

    Рассказ необычен в цикле «Конармия». Это письмо, продиктованное мальчиком Васей Курдюковым. Подросток, вовлеченный в страшные события эпохи, рассказывает о том, что произошло за последний год.

    Трагизм рассказа заключается в том, что мальчик совершенно спокойно описывает матери смерть брата и отца. Причем на его шкале иерархии событий эти происшествия не занимают первого места, не являются чем-то из ряда вон выходящим. На первое место Вася ставит заботу о коне и просьбу прислать посылку.

    Он пишет матери, как убивали отца и брата, вовсе не задумываясь, какую боль могут причинить эти слова. Гражданская война разделила мир на части: брат идет на брата, сын – на отца. Это трагедия. В этом рассказе она еще более страшна, так как описана с точки зрения ребенка, который воспринимает это буднично, не сожалея, не задумываясь. Семья Курдюковых уничтожена гражданской войной. По разные стороны оказались представители этой семьи. Невозможно ответить, почему так произошло, что они делят между собой. Это трагедия гражданской войны, которая разламывает, разрывает судьбы людей, как та линия, что пересекла фотографию семьи Курдюковых. Бессмысленно, необъяснимо…

    Стиль И.Бабеля особенный: сжатость, темы его прозы. Мышление передается через слово, жест, действие. «Стремительность» повествования чувствуется с первых строк. Это можно увидеть в рассказе «Переход через Збруч». В стилистике «Конармии» совмещены две речевые стихии: письменно-книжная, романтическая и просторечно-разговорная– единство патетики и скорби.

«Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи», красивы, ярки эти эпитеты: «девственная гречиха», «жемчужный туман». И неожиданно фраза заканчивается страшным сравнением: «оранжевое солнце катится по небу, как обрубленная голова»… Это сочетание возвышенно прекрасного и уродливого, жестокого заставляет читателя вздрогнуть.

    Величие природы и уродливый ужас смерти – контраст, на котором построен рассказ Бабеля. Пейзаж еще и еще подчеркивает несчастье, охватившее человечество, трагедию, которую не в силах охватить человеческий разум.

    Таким образом, мы видим, что в книге «Конармия» Бабель показывает Гражданскую войну не как один из этапов борьбы за новое общество, а как страшную трагедию, как войну, в которой нет ни победителей, ни побежденных: воюет весь народ.

Вторая группа .

    Мы работали по «Донским рассказам» М.А.Шолохова. «Донские рассказы» относятся к раннему творчеству Шолохова. Были написаны в 1925 году и отражали главную шолоховскую тему 20-х годов - участие казаков в гражданской войне. Раскрывая эту тему, Шолохов с самого начала соглашался на компромисс классовых и общечеловеческих идей, допускает возможность приспособления к революционным лозунгам ради сохранения в человеке природного, «нутряного». Та борьба, которая, вероятно, происходила в сознании автора, отразилась в его рассказах.

В одних рассказах мы видим, как автор стремится подчеркнуть главную роль классового над человеческим, например, в рассказах «Шибалково семя» и Чужая Кровь», в других – например, «Родинка» - Шолохов на первое место ставит закон человечности. Мы видим трагедию семьи, которую Гражданская война расколола на части, поставила друг против друга. И в этом рассказе Шолохов подчеркивает мысль о том, что братоубийственной войне нет оправдания. Отец, «случайно» убивший сына, выносит и себе смертный приговор.

    В «Донских рассказах» проявилась противоречивость Шолохова. С одной стороны, он стремился писать правду, с другой стороны, должен был писать так, как требовалось официальными властями.

    Поэтому почти во всех рассказах чувствуется стремление прийти к компромиссу между классовой и общечеловеческой идеей.

Третья группа .

    Мы работали по роману А.Фадеева «Разгром». Роман «Разгром» написан в 1926 году, события, о которых повествует автор, имеют реальную основу. Но, рассказывая о гибели партизанского отряда на Дальнем Востоке, писатель выполнял «заказ времени». Фадеев этот «заказ» выполнил, и на долгие годы «Разгром» стал числиться первым и лучшим социально-психологическим романом. Выполняя «заказ», А.Фадеев создает образ интеллигента, преодолевшего свою физическую слабость и обретающего внутреннюю силу для служения революционной идее. В герое «Разгрома» Левинсоне соединилось искомое и должное. А противостояние Морозки и Мечика продемонстрировало превосходство рабочего человека над «чистеньким» интеллигентом по всем статьям. Не помешала этому ни политическая неподготовленность, ни нравственная грубость Морозки.

    По-своему стремился Фадеев разрешить и проблему гуманизма, оправдывая гибель людей и даже убийство раненого партизана классовой борьбой. Мы видим, как изначально безнравственная ситуация не позволяет ответить на вопрос о том, правильно ли поступил командир, согласившись на убийство своего товарища.

    С точки зрения человеческой – это, конечно, безнравственно. А с точки зрения служения «высокой идее» революции – эта жертва оправданна.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в романе Фадеева Гражданская война показана как один из этапов в борьбе за «светлое будущее». Эти «высокие» цели, как показывал Фадеев, оправдывали страшные жертвы, которые были принесены нашей страной.

Учитель:

    Обсудив три произведения, мы увидели, что почти в одно и то же время в литературе появились книги, в которых авторы рассказывают об одном и том же историческом событии, подходя к нему со своих точек зрения.

    Кто из авторов отвергает войну, подчеркивая ее античеловеческую сущность? Кто из них пытается найти компромисс? Кто оправдывает гибель людей, объясняя тем, что дело революции без жертв не обходится? Что объединяет все эти произведения?

4.Срезовая работа по вопросам (в плане).

Результативность: справилось – 100 %

качество - 76%

Домашнее задание.

Сочинение: «Изображение революции и Гражданской войны в литературе

20-х годов».

Конкретизировать тему. Сделать выбор произведений.

(См. приложение. Сочинение)

В конце урока заданы вопросы:

1) Как вам работалось на уроке?

2) Какие мысли вызвали произведения о Гражданской войне?

3) С каким настроением уходите с урока?

МОБУ «СОШ №6»

Конспект урока по литературе

в 11 классе

Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов».

Учитель: Винюкова Татьяна Васильевна

Основная тема творчества писателей 1920-х годов — револю-ция и гражданская война. Она составляла главный нерв произве-дений и писателей русского зарубежья, и тех, кто творил в Со-ветской России. Как писал в романе «Сивцев Вражек» писатель- эмигрант Б. Осоргин, были две правды: «Правда тех, кто считал и родину, и революцию поруганными новым деспотизмом и насилием, — и правда тех, кто иначе понимал родину, …кто видел поругание не в похабном мире с немцами, а в обмане народных надежд». Идеологически существовали две линии в изо-бражении гражданской войны. Одни писатели восприняли Ок-тябрьскую революцию как незаконный переворот, а граждан-скую войну — как «кровавую, братоубийственную». Особенно ярко ненависть к советской власти и всему, ею творимому, про-явилась в «Окаянных днях» И. Бунина, в романах «Ледяной по-ход» Р. Гуля, «Солнце мертвых» И. Шмелева.

Рожденная личным горем (расстрел большевиками сына Сер-гея) книга «Солнце мертвых» — это страшная мозаика револю-ции. Шмелев показывает революционных деятелей как слепую силу. Эти «краснозвездные «обновители жизни» способны толь-ко убивать. С позиций христианской нравственности они не имеют никакого оправдания. Жертвы духовно выше их. Их страдания, боль их душ показаны Шмелевым как страдания всего русского народа, не отравленного идеологией. В романе, состоящем из отдельных рассказов, лейтмотивом проходит образ мертвого солн-ца — трагического символа поруганной, умирающей под вла-стью большевиков Родины.

С общегуманистических позиций изображена гражданская война в романе М. Булгакова «Белая гвардия», в романе А. Тол-стого «Сестры».

В романе «Белая гвардия» окружающему хаосу, непостоянству, разорению противопоставляется упорное стремление сохранить свой Дом с «кремовыми шторами», с изразцовой печкой, теп-лом семейного очага. Внешние приметы прошлого не имеют материальной ценности, это символы прежней устойчивой и нерушимой жизни.

Семья Турбиных — военных и интеллигентов — до конца готова защищать свой Дом; в широком плане — Город, Россию, Родину. Это люди чести и долга, настоящие патриоты. Булгаков показыва-ет события 1918 г., когда Киев переходил из рук в руки, как события апокалиптические, трагические. Библейское пророчество «и сделалась кровь» вспоминается, когда возникают картины диких зверств петлюровцев, сцены расправы «пана куренного» со своей беззащитной жертвой. В этом стоящем на краю пропасти мире единственное, что может удержать от падения, — любовь к Дому, России.

Булгаков изобразил своих героев-белогвардейцев с гумани-стической позиции. Он сочувствует и сострадает честным и чис-тым людям, ввергнутым в хаос гражданской войны. С болью он показывает, что гибнут самые достойные, цвет нации. И это в контексте всего романа расценивается как гибель всей России, прошлого, истории.

В противовес общегуманистическим и критическим по отно-шению к революции произведениям в 1920-е годы появляются произведения, воспевавшие революцию и считавшие граждан-скую войну необходимым и неизбежным шагом советской вла-сти. Эти произведения были разными по принципам изображе-ния человека и истории, по своим стилевым особенностям. В од-них из них создавался обобщенно-поэтический образ народа, объ-ятого стихией революции. В них действовала революционная мас-са, «множества», «красная лава». Таковы «Падение Даира» А. Ма- лышкина, «Партизанские повести» Вс. Иванова, «Голый год» Б. Пиль-няка.

В «Голом годе» Пильняк показывает революцию как стихию, развязывающую пещерное, низменное в человеке. Это бунт ази-атского начала, разрушающий европейское. Дикий разгром, зве-риные инстинкты, цинизм сталкиваются с высокими идеалами «лучших людей» — большевиков. Большевики у Пильняка не индивидуализированы, психологически не обрисованы. Он фиксирует только внешние приметы, в результате в литературу вошли «кожаные куртки», ставшие образом-символом больше-виков.

Другие писатели, апологетически относившиеся к револю-ции, стремились к психологическому постижению революци-онного народа. В «Железном потоке» А. Серафимович показал, как из разношерстной, необузданной, дикой толпы в процессе перехода рождается спаянный единой целью поток. Толпа вы-двигает, выталкивает из себя вожака, который только жесто-костью, силой воли, диктатом может сделать из нее единый — железный — поток. И когда Кожух приводит этот «железный по-ток» к намеченной цели, тогда люди с удивлением вдруг заме-чают, что у Кожуха «голубые глаза».

В романах Д. Фурманова «Чапаев» и А. Фадеева «Разгром» ка-ждый персонаж уже психологически очерчен. По словам Фадее-ва, он ставил задачу показать, что «в гражданской войне проис-ходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борь-бе… отсеивается. …Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят… коммунисты…» Задачи вполне оп-ределяются требованиями социалистического реализма. Идею переделки в ходе революции «человеческого материала» олице-творяет в романе Морозко, а идею отбора и «отсеивания» — Мечик. В однотипных жизненных ситуациях идет сравнение ге-роев, выявление их нравственно-психологического потенциала. Согласно соцреалистической трактовке, Морозко во многих ситуациях оказывается выше Мечика, т. е. «пролетарский гума-низм» (допускавший убийство раненого товарища, потому что он мешал продвижению отряда) выше общечеловеческих поня-тий. В финале Морозко совершает подвиг самопожертвования, спасая отряд, Мечик же уходит. Противопоставление героев но-сит в романе не психологический, а социальный характер.

Фадеев показал недостатки Морозки («баламутство», при-вычку подозревать других в низости, самому отлынивать от дела, способность лгать, красть) как поверхностные, обусловленные обстоятельствами жизни. Под влиянием участия в революции это должно исчезнуть.

Иначе рисуется Мечик. Интеллигентный юноша, романтиче-ски воспринявший революцию, но не принявший ее грязь, кровь, пошлость, однозначно отрицательно оценивается Фадеевым. Пи-сатель показывает, что под благопристойной внешностью таится душа предателя и эгоиста. Фадеев упростил идею «интеллигенция и революция», просто выбросив из нее интеллигента. Материал с сайта

Достижением Фадеева было изображение коммуниста Левин-сона — человека неказистого с виду, со слабостями, но сильно-го духом, разумно умеющего управлять собой и другими.

«Нераздельность и неслиянность с революцией» — такова позиция И. Бабеля в «Конармии». Увидев в революции не только силу и романтику, но и кровь и слезы, Бабель изобразил дейст-вительность трагически. Не отрицая революцию, Бабель пока-зывает ее натуралистически, со всеми «будничными злодеяния-ми». Он видит в ней возвышенное и низкое, героическое и по-шлое, доброе и жестокое. Писатель убежден, что революция — состояние экстремальное, а потому должна иметь конец как вся-кая сверхординарная ситуация. Но поступки, которые дозволе-ны в экстремальной ситуации, становятся обыденностью. Вот это-то и страшно, это и составляет трагизм «Конармии».

Революция и гражданская война изображались по-разному: как стихия, метель, вихрь («Голодный год» Пильняка), как ко-нец культуры и истории («Окаянные дни» Бунина, «Солнце мертвых» Шмелева), как начало нового мира («Разгром» Фадее-ва, «Железный поток» Серафимовича). Писатели, принимавшие революцию, наполняли свои произведения героико-романтическим пафосом. Те же, кто видел в революции разнузданную стихию, изображали ее как апокалипсис, действительность пред-ставала в трагической тональности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • падение даира краткое содержание
  • революция и гражданская война в литературе 20-х годов
  • изображение революций в русской литературе 1920-х годов
  • сочинение человек в вихре гражданской войны
  • изображение гражданской войны в творчестве писателей 20 х годов

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (II часть)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

План.

1. История создания и публикации романа.

2. Многоплановость сюжета и композиции (роман в романе), смысл сопоставления Ершалаима и Москвы (пейзаж, время года, сюжетные параллели). Сопоставление образов героев в исторической и современной частях романа.

3. Изображение советской действительности 20-х – 30-х годов XX века в романе.

4. "Вечные" проблемы добра и зла, свободы человека и смысла жизни, свободы творчества. Образ Мастера.

Тема любви в романе. Особенности нравственно-философской позиции автора. Образ Маргариты и проблема православной нравственности.

Роль Воланда и его свиты в романе. Искажение библейского и православного канона в создании образа Воланда.

Жанрово-стилевое своеобразие произведения, сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности, особенности языка романа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Булгаков М.А. "Мастер и Маргарита" (любое издание).

2. Амусин М. "Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы" (О специфике фантастического в "Мастере и Маргарите") // Вопросы литературы. – 2005. – № 2. – С. 111.

3. Боборыкин В. Михаил Булгаков. – М., 1991.

4. Гаврюшин Н. Литостротон, или мастер без Маргариты // Вопросы литературы. – 1991. – № 8.

5. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. – М., 2003.

6. Золотоносов М. "Сатана в нестерпимом блеске" // Литературное обозрение. – 1991. – № 5.

7. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. "Вот твой вечный дом": Личность и творчество Михаила Булгакова. – СПб, 2000.

8. Ковальчук Д.А. Человек и время в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита". – Сб.: Русская литература XIX – XX веков: Актуальные проблемы исследования. – Армавир, 2001. – С. 118.

9. Кораблёв Е. Тайнодействие в "Мастере и Маргарите" // Вопросы литературы. – 1991. – № 5.

10. Лазарева М.А. Жанровое своеобразие "Мастера и Маргариты" М.Булгакова // Филологические науки. – 2000. – № 6. – С. 22.

11. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова. /Вступ. ст. к собр. соч. М.Булгакова. В 5-ти тт. – Т. 1. – М., 1989. – С. 5-68.

12. Материалы Международной конференции "Михаил Булгаков в XXI веке". К 40-летию выхода в свет романа "Мастер и Маргарита" // Русская литература. – 2007. – № 3. – С. 243.

13. Новиков В.В. Михаил Булгаков – художник. – М., 1996.

14. Палиевский Б.В. Последняя книга М.Булгакова. / В кн.: Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., 1989. – С. 474-482.

15. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. – М., 2000.

16. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. – М., 1996.

17. Соколов Б. Михаил Булгаков. – М., 1991.

18. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. – М., 1997.

19. Яновская Л.М. творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

Роман М.Шолохова "Тихий Дон".

План.

2. Казачество и революция. Трагедия гражданской войны в романе.

3. Образ Григория Мелехова, поиски героем "третьего пути" и трагедия героя. Дискуссии о герое в критике.

4. Женские образы эпопеи как воплощение русского национального характера (Наталья, Ильинична, Дуняша). Образ Аксиньи. Тема любви и семьи в романе.

5. Композиционные и стилевые особенности эпопеи. Мир природы и его философская функция в романе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шолохов М. Тихий Дон. (любое издание)

2. "Тихий Дон": загадки мнимые и реальные // Вопросы литературы. – 1989. – № 8.

3. "Шолоховский вопрос": продолжение разговора // Вопросы литературы. – 1991. – № 2.

4. Бирюков Ф.Г. Постигая тайны художественности (заметки о стиле М.Шолохова) / В кн.: Писатель и жизнь. – М., 1987.

5. Гура В. Как создавался "Тихий Дон". – М.. 1989.

6. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. – СПб, 2000.

7. Ермолаев Г.С. Неизвестные исторические источники "Тихого Дона" // Русская литература. – 2006. – № 4. – С. 184.

8. Колодный Л. Рукопись "Тихого Дона" // Москва. – 1991. – № 10.

9. Литвинов В. Михаил Шолохов. – М., 1985.

10. Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. – М., 2002.

11. Плевако Н. рядом с Шолоховым // Наш современник. – 2000. – № 5. – с. 152.

12. Семёнов С. Философско-метафизические грани "Тихого Дона" // Вопросы литературы. – 2002. – № 1. – С. 71.

13. Семанов С.Н. В мире "Тихого Дона". – М., 1987.

14. Тамарченко Е. Идея правды в "Тихом Доне" // Новый мир. – 1990. – № 6.

15. Хьетсо Г. Кто написал "Тихий Дон". – М., 1989.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов XX века.

План.

1. Взгляд на революцию и события гражданской войны с позиции революционной морали и классового гуманизма в романах "Железный поток" А. Серафимовича, "Разгром" А.Фадеева, "Чапаев" Д.Фурманова, "Хождение по мукам" А.Н.Толстого.

2. Тема революции и гражданской войны, проблема интеллигенции и революции в "Ледяном походе" Р.Гуля, романе "Белая гвардия" М.Булгакова, "Донских рассказах" М.Шолохова. Проблема христианского гуманизма в этих произведениях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения. Сб. ст. – М., 1996.

2. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

4. Гражданская война в лирике и прозе. В 2-х тт. / Сост., вступ. ст., коммент. С.Н.Семанова, П.И.Руднева. – М., 2003.

5. Грознова Н.А. Ранняя советская проза: 1917-1925. – Л., 1976.

6. Заика С.В. Роман А.Фадеева "Разгром" / В кн.: Русская литература: XX век: Справочные материалы / Сост. Л.А.Смирнова. – М., 1995. с. 206-228.

7. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005. – С. 239-256; С. 274-286.

8. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004. с. 487-529; С. 584-638.

9. Коваленко А.Г. Русская литература XX века. 20-е – 30-е гг. – М., 1994.

11. Малахов В. Гавань поворота времен (Онтология Дома в "Белой гвардии" Михаила Булгакова) // Вопросы литературы. – 2000. – № 5.

12. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М., 2001. – С. 53-61, С. 62-71, С. 129-144.

13. Павлов Ю.М. Крест над Днепром. О религиозности автора "Белой гвардии" // Наш современник. – 2007. – № 3. – С. 249.

14. Павлов Ю.М. Революция, гражданская война и идейно-нравственные искания личности в литературе 10-х – 30-х годов (А.Серафимович, Р.Гуль, А.Толстой, М.Цветаева, С.Есенин). / В сб.: Россия на стыке исторических эпох. – Москва-Армавир, 1998. – С. 31

15. Рябцев В.П. "Исход" к новой жизни, или Тема гражданской войны в прозе А.Фадеева и Б.Лавренева // В сб.: Россия на стыке исторических эпох. – Москва, Армавир, 1998. – С. 18.

16. Чалмаев В. "Донские рассказы": к общечеловеческим идеалам через психоз ненависти / Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Ч. 2. – М., 1994.

17. Чалмаев В. Серафимович. Неверов. – М., 1982 (ЖЗЛ)


Похожая информация.


После 1917 года литературный процесс пошёл по трём направлениям:

    Литература русской диаспоры на чужбине (эмигранты).

    «Потаённая» (возвращённая к читателю в 80-е годы) литература.

    Советская (легальная) литература.

Эмигранты (1) и писавшие «в стол» (2) исповедовали идеологию «белого» движения – выступали за сохранение традиций, за приоритет вечных ценностей над временным, преходящим, подверженным сиюминутной политике.

Советские писатели (3) разделяли позицию властей молодой советской республики («красных») и отстаивали единый для всех взгляд на мир, выступали за переустройство мира и человека по определённому идеологическому стандарту.

Власть пыталась приводить художников к идеологической монолитности и художественному единообразию, но даже абсолютно советские писатели сопротивлялись партийным установкам самим своим творчеством, отстаивая право при единой идеологии хотя бы на разнообразие художественных средств и форм. Поэтому внутри советской литературы образовывались различные группы писателей (этот процесс шёл только до начала 30-х годов – до создания Союза писателей СССР, завершившего процесс монополизации советского искусства). Наиболее заметные писательские группы в послереволюционной литературе:

    «Серапионовы братья» (Вс.Иванов, М.Зощенко, В.Каверин, К.Федин, Н.Тихонов, Е.Замятин, В.Шкловский) – выступали против узкоклассового уклада в литературе, за сохранение лучших традиций русской литературы, за привлечение новых художественных форм.

    РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) – исповедовали идеологию пролетарской литературы: воспитание нового человека во имя коммунистического переустройства общества.

Советская литература сформировала новое литературное направление – социалистический реализм. В основе – идея приоритета классового начала над общечеловеческими ценностями и необходимость насильственной «организации» человеческой природы.

Однако вопреки этим идеологическим установкам нередко творили и классики (М.Горький, Л.Леонов, М.Шолохов, В.Каверин, В.Катаев, М.Пришвин), и формальные новаторы, модернисты (Е.Замятин, А.Платонов, Ю.Олеша, И.Бабель).

Один из главных литературоведческих вопросов той поры – об отношении искусства к действительности: искусство – познание жизни и человека или искусство – средство переделки людей.

Конкретный водораздел наблюдался в различном подходе к изображению новой жизни, революции, гражданской войны и человека в переломную эпоху (позиции «белых» и «красных»).

Произведения для чтения и изучения:

М.А.Шолохов. Ранние рассказы. «Тихий Дон».

А.А.Фадеев. «Разгром».

И.Э.Бабель. «Конармия».

М.Волошин. «Гражданская война».

И.А.Бунин. «Окаянные дни».

М.Горький. «Несвоевременные мысли».

Е.Замятин. «Мы»

А.Платонов. «Котлован»

Дополнительно – для самостоятельного чтения:

Н.А.Островский. «Как закалялась сталь».

М.А.Булгаков. «Белая гвардия».

А.А.Фадеев. «Разгром». Основные проблемы, опорные эпизоды, герои

1. Проблема развития характера героев в экстремальных условиях войны. Эпизоды:

Противоречивость Морозки в начале романа (глава «Морозка»).

Эпизод воровства дынь («Шестое чувство»).

Постепенная перемена в Морозке в сцене суда («Мужики и угольное племя»).

Грубое объяснение Морозки с Варей и с Мечиком («Враги»).

Нравственные переживания Морозки («Первый ход», «Пути-дороги»).

Срыв с тоски по коню и любви («Три смерти»).

Героический поступок Морозки («Девятнадцать»).

Развитие характера Вари.

Сложность характера Мечика, закономерность его предательства.

2.Проблема взаимоотношения руководителя и масс:

Сельский сход – суд над Морозкой («Мужики и угольное племя»).

Корректировка Левинсоном плана Метелицы («Левинсон»).

Внутренняя борьба в Левинсоне («Мечик в отряде»).

Превращение в силу, стоящую над людьми – эпизод глушения рыбы («Страда»).

Эпизод гатения болота («Трясина»).

Возвращение Левинсона к жизни («Девятнадцать»).

    Проблема гуманизма:

Эпизоды с глушением рыбы, со свиньёй корейца и с умирающим Фроловым («Страда»).




Top