Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго. Сочинение на тему революция в романе доктор живаго, пастернак читать бесплатно

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все вокруг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее. Большинство писателей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, потому что сами часто являлись участниками революций, свидетелями коренных изменений. Как творческие личности, они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделенными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных,новой эпохой, законов по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих. Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в работах писателей была поднята проблема “лишних людей” - тех, кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем, что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответственной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторону революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие, наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохранить старые идеалы. Каждый писатель по-своему относился к происходящим событиям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, прославляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции “золотого века”, желал сохранить русскую культуру, они оценивали революцию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости, любви... Взаимоотношения интеллигенции и революции, место интеллигенции и революции выступает, как одна из актуальных и острых тем русской литературы. Отражение этой темы мы можем наблюдать в творчестве Бунина, Блока, Горького, Булгакова. Но, как и многие другие, Пастернак не мог остаться в стороне.свое отношение к революции автор изложил в романе «Доктор Живаго», пожалуй этот роман занимает центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению писатель посвятил свои лучшие годы литературной жизни и действительно создал шедевр, которому нет равных. В романе рисуются несколько семей, несколько главных героев. Центральный образ романа – Юрий Живаго. И вот все семьи и герои оказываются непосредственно связанными с разворачивающимися революционными событиями. В романе показана история духовной жизни главного героя. И мы понимаем, что за образом Юрия стоит сам Борис Пастернак. Именно свои мысли, чувства, отношения писатель изображает в образе Юрии Живаго. Пастернаку было важно передать свой духовный опыт, свое отношение к революции, а не просто изобразить жизнь героя. Основным вопросом в романе является проблема отношения к революции в России 1917 года. Автор строит все произведение таким образом, чтобы показать все нюансы этой проблемы. И мы понимаем, что герой, доктор Живаго, да и сам Пастернак не отрицают, не отвергают революцию. Но они ее и не возвышают, не восхваляют, не пропагандируют. Их отношение к революции другое: они просто наблюдают за историческими событиями, нисколько не вмешиваясь в них. Автор и герой как бы «плывут по течению» революции, не пытаясь противостоять ей или изменить ее. Такая авторская позиция была необычна для романа того времени, когда везде и всюду пропагандировалась победа «красных». Все писали, восхищаясь или «красными», или «белыми». Такого нейтрального отношения со стороны авторов не было. У Пастернака же не так. Он писал и о «красных», и о «белых», оценивая их действия объективно, а не субъективно: «Доктор вспомнил давно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали». Позиция Пастернака – это попытка увидеть, оценить революцию с общечеловеческой точки зрения. Поэтому в романе Юрий Живаго и уходит из сражающихся рядов, чтобы не принимать ничью сторону. Главным героем своего романа Пастернак сделал яркого представителя русской интеллигенции Юрия Живаго. Более того, писатель изменил первоначальное название романа «Свеча горела» на «Доктор Живаго». Имя главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом «юродивый». Отчество героя образовано от имени «Андрей», имеющего значение «мужественный». Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как «доктор всего живущего». Юрий Живаго является своеобразным alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи. Пастернак раскрывает образ Живаго в двух планах: внешний рассказывает историю его жизни, а внутренний план отражает духовную жизнь героя. Главную роль писатель отводит именно духовному опыту, уделяя огромное внимание монологам героя. Отпрыск богатой семьи, москвич Юрий Живаго – типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по духу – по своей удивительно чуткой душевности, стремлению к независимости и неприкаянности. Обладая сильным умом и хорошей интуицией, Живаго внешне выглядит безвольным человеком. Всё видя и воспринимая, он делает то, что от него требует жизнь: соглашается на свадьбу с Тоней, не противится призыву в армию, не возражает против поездки на Урал. Жизненная позиция Живаго противопоставлена в романе мироощущению другого героя - Антипова-Стрельникова. Они включены в один любовный треугольник, оба безумно и безоглядно любят Лару. Любовь к ней становится для Юрия Андреевича великим счастьем, дарованным судьбой. Именно близость с ней открывает ему высшую красоту простого счастья, способного противостоять любым историческим катастрофам. В Антипове сказалась неудовлетворённость тем, что имеет человек. Желая заслужить то, что он уже имеет - любовь жены и дочери - он отправляется на фронт и затем переплавленный, перемолотый гражданской войной, становится красным комиссаром Стрельниковым, которого люди предпочитают звать Расстрельниковым. Фанатичная преданность идее заставляла его быть беспощадным к любому, кто хотя бы в чёмнибудь расходился с ним. Сея вокруг себя смерть, несясь на бронепоезде, изрыгающем на всё, что оказывается рядом, потоки огня, пуль и снарядов, по выжженной и выстывшей России, он забывает о жене и дочери и о том тепле, которое могло бы его согреть в бескрайних заснеженных пространствах обезлюдевшей родины. На протяжении романа мы не можем не заметить,как образ Павла Антипов противопоставлен главному герою, Юрию Живаго. У каждого из них свои взгляды на жизнь и историю:«вечно растущая, вечно меняющаяся, неуследимая в своих превращениях жизнь общества» и «материал, грубое вещество», которое необходимо переделать. Живаго является человеком,который сохранил «свободу души» ,а Стрельников, разрушивший себя, свою личность, свою душу. Одна из центральных проблем романа незащищенность творческой личности, проблема свободолюбивой, ответственной личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь. Писатель убеждает нас в том, что интеллигенция в 20-е годы колебаться могла только в сторону неприятия революции. Вот только характеры этого неприятия различны: один доказывает этим свою несостоятельность, другой, наоборот демонстрирует незыблемость своих взглядов.

Борис Пастернак с первых шагов в литературе создавал свой собственный неповторимый мир и увлекал в него своих читателей, раскрывая перед ними лабиринты мыслей и образов. Он показывает читателю сложность человеческих переживаний. Я считаю этого писателя одним из величайших русский писателей и поэтов XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы".

Роман "Доктор Живаго" занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и, действительно, создал шедевр, равного которому нет.

Этот роман - лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом мало какие произведения могут сравниться.

Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но хотелось бы остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции.

Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем "Доктор Живаго" даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а, следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И, в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: "...откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины..."

Революция - это и есть откровение "ахнутое", "данное", и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, - лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в "Двенадцати", основным образом - символом революционной стихии - является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства.

Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям.

Прямая противоположность Живаго - жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников - воплощение воли, воплощение стремления действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий. В этом смысле Стрельников безволен так же, как и Живаго. Однако Живаго и Стрельников не только противопоставлены, но и сопоставлены, они, как говорится в романе, "в книге рока на одной строке".

Что такое Россия для Живаго? Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание. В одиночестве Живаго оказывается в Юрятине. И вот его чрезвычайно важные размышления-чувства: "...весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности как бы в знак того, что пространство насквозь живое. И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! То ли это слова Пастернака, то ли Живаго, но они слиты с образом последнего и как бы подводят итог всем его блужданиям между двумя лагерями. Итог этих блужданий и заблуждений (вольных и невольных) - любовь к России, любовь к жизни, очистительное сознание неизбежности совершающегося.

Вдумывается ли Пастернак в смысл исторических событий, которым он является свидетелем и описателем в романе? Что они означают, чем вызваны? Безусловно. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. Ведь никто и никогда не стремился этически оценить явления природы - дождь, грозу, метель, весенний лес, - никто и никогда не стремился повернуть по-своему эти явления, личными усилиями отвратить их от нас. Во всяком случае, без участия воли и техники мы не можем вмешиваться в дела природы, как не можем просто стать на сторону некой "контрприроды".

В этом отношении очень важно следующее рассуждение о сознании: "...Что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть - верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения - верное расстройство его иннервации. Сознание - яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание - свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание - это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите его светом внутрь, и случится катастрофа!"

В другом месте Пастернак устами Лары высказывает свою нелюбовь к голым объяснениям: "Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен".

Пастернак строго следует этому правилу: в своем романе он не объясняет, а только показывает, и объяснения событий в устах Живаго - Пастернака, действительно, только "приправа". В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.

В этом отношении очень важно рассуждение Живаго - Пастернака об истории: "За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном. Как всегда с ним бывало и прежде, множество мыслей о жизни личной и жизни общества налетало на него за этой работой одновременно и попутно".

Мы видим философию истории, помогающую не только осмыслить события, но и построить ткань романа: романа-эпопеи, романа - лирического стихотворения, показывающего все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности.

Да, бесспорно, "Доктор Живаго" - величайшее произведение XX века. Недаром оно признано шедевром мировой литературы. И в наше время читателя интригует сюжет романа. Я прочитала его с большим удовольствием и мои взгляды на многие вещи поменялись.

Как сказал сам Борис Пастернак, закончив работу над романом: «В нем все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально... Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному: земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти». Этот роман, ставший для писателя делом почти всей жизни, является, по сути, эпопеей, произведением, охватывающим значительнейшие исторические события: Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. По словам Дмитрия Лихачева, «Доктор Живаго» — это не просто роман-эпопея, а лирическая эпопея, показывающая все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности».

Главная тема романа — духовная драма российской интеллигенции, прошедшей через войны и революции. Главный герой — Юрий Живаго, в котором скрыто все самое сокровенное, прекрасное. Как говорил сам автор, «Юрий Живаго должен представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий — яркий представитель русской интеллигенции дворянского происхождения. С детства он остался сиротой, и его дядя, бывший священник, отдал его на воспитание в семью Громыко, профессора университета, в прекрасную семью интеллигентов. Атмосфера доброты, взаимопонимания, любви и уважения, в которой рос юный Юра, помогла развиться в его душе поэтичности, тонкости, глубине чувств и переживаний. В нем с самого детства можно было заметить напряженную работу ума и души, стремление все постичь и понять.

Ведь для Пастернака интеллигентность не заключается в одном лишь интеллекте, высшее образование еще не делает человека интеллигентом. Интеллигент — это тонкий, культурный человек, наделенный порядочностью и добротой. Образование развивает ум, культура же есть область духовная, которая прививается в семье. Интеллигентность — это и порядочность, и доброта, и стремление помогать людям, и высокая духовность. Само слово «интеллигент» образовано от слова «интеллект», означающего определенный уровень мышления, который дается образованием. Но интеллигентность заключается не только в интеллекте, это еще и честность, благородство, неравнодушие к людям. И раскрытие смысла трагедии, произошедшей с российской интеллигенцией, дается Пастернаком на основе сравнения судеб двух людей — Живаго и Стрельникова.

Павел Антипов, у которого не было взаимопонимания с любимой им Ларой, уехал на войну, попал в плен, затем вернулся и встал на службу революции. Он полностью «развернул» свою жизнь; бывший учитель стал Стрельниковым, беззаветным слугой революции. Он привлекателен, даже на Юрия он произвел положительное впечатление благодаря своей внутренней силе, уверенности и четкой постановке цели. Но в нем настораживает жестокость во имя идеи, во имя революции. Стрельников не способен творить добро; для этого нужно уметь разглядеть отдельного человека, увидеть личность и суметь помочь. А Стрельников ради общего блага и свершившейся революции уничтожает многих. За высокопарными лозунгами он потерял человека. И в Стрельникове отталкивает именно его фанатизм, слепая вера в идею, которая и порождает его отрицательные качества.

Эпиграфом к роману, по моему мнению, можно было бы взять стихотворение Максимилиана Волошина «Гражданская война», где о характере Стрельникова и ему подобных фанатиков восторжествовавшей революции есть точные строки:

И там, и здесь, между рядами

Звучит один и тот же глас:

— Кто не за нас — тот против нас!

Нет безразличных; правда с нами!

Такой ни в чем не сомневающийся человек страшен тем, что в сложной и многообразной жизни, не укладывающейся ни в какие рамки, его фанатизм исключает поступки, продиктованные сердцем. Слепая вера во что-либо оборачивается неспособностью сделать добро, помочь одному человеку. Самое страшное в фанатизме — уверенность в том, что истина в последней инстанции остается только за тобой, прав только ты. Это порождает неспособность и нежелание понять другого человека.

Живаго же «буйный ветер» революции занес вместе с его семьей на Урал. Жизнь его была нелегка, ему грозил арест как родственнику высланных из страны Советов и как сыну буржуа. Он работал в поте лица, ему все приходилось делать самому, трудиться и умственно, и физически. Но Юрий был удовлетворен тем, что он сам кормит семью. Этот человек всегда умел видеть красоту жизни и восхищаться ею.

Но все же его отношение к революции меняется. На место первым восторгам приходит неприятие творящихся вокруг насилия и жестокости. Живаго постепенно отторгает революцию, превратившуюся на его глазах в бессмысленную братоубийственную войну. Высшая ценность для него — это человек, а законы этой схватки обрекают человека на гибель и страдание.

В то время, когда его силой держали в партизанском отряде, он всячески старался выполнять свой долг врача, спасать человеческие жизни независимо от того, на чьей стороне они в этой войне. И когда его вынуждают участвовать в схватке, он старается стрелять мимо, но все же, как ему кажется, убивает одного белогвардейца. И у этого убитого юноши в ладанке он находит текст девяностого псалма; этот же девяностый псалом лежит и у партизана. И Живаго не может понять, зачем же все эти люди убивают друг друга. Юрий не пытается стать подобным Ливерию Микулицыну и Стрельникову, он не принимает эту кровавую схватку. Этот «мягкий» интеллигент оказывается человеком твердых убеждений, он смотрит на человека как на высшую ценность в жизни. И выполняя свой долг врача, он лечит всех — и партизан, и колчаковцев; для него все они —просто страдающие люди. В своем стремлении не примыкать ни к одной из враждующих сторон, отказаться от классовых оценок Живаго смог встать над схваткой, взглянуть на людей с позиции надчеловеческой. В этом, по мнению Живаго и по мнению Бориса Пастернака, заключается истинный гуманизм.

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

В сопоставлении Живаго и Стрельникова автор показывает истоки трагедии русской интеллигенции. Во имя светлых идеалов, провозглашенных революцией, совершались насилие и жестокость. Пастернак тонко показывает роковой переход через рубеж добра и зла, оправдываемый верностью идее.

Наиболее ярко характеры двух героев раскрываются в их любви к Ларе. В любви, по мысли Пастернака, человек раскрывается полностью, показывает все прекрасное и уродливое, доброе и гадкое, что таится в его душе. У Стрельникова любовь показывает его фанатизм и амбициозность, неспособность принести счастье любимой женщине. Он считал, что должен уйти на войну, совершить подвиг и принести его к ногам Лары; а ей нужен был он сам, и это несоответствие их желаний обрекло обоих, и прежде всего Лару, на несчастье.

У Живаго же любовь высвечивает всю красоту и богатство его души, его высокую духовность и человечность. Он согласен на отъезд Лары с Комаровым, хотя и понимает, что потеряет ее на всю жизнь; но Юрий, в котором нет и следа личных амбиций, гордыни, согласен даже на это, лишь бы спасти любимую.

С отъездом Лары жизнь Живаго теряет смысл и наполненность, он медленно угасает, опускается. Независимо от своей воли он женится, живя без интереса, чувствуя себя ненужным в этой жизни. Юрий окончательно разочаровывается в революции. Хотя кровавая бойня давно уже прекратилась, но даже революционную повседневность он не в силах принять, его отталкивает господствующий дух трескучей фразы. За этими высокопарными лозунгами потерялся человек, самое важное в жизни. В этом и заключается трагедия — в том, что счастливая жизнь отдельного человека оказалась разбитой, искусственно переделанной и опустошенной. Для Живаго оказалось потерянным главное — способность любить и приносить пользу другим людям. Ведь по мысли Пастернака, определяет наполненность и смысл этой жизни именно сама эта жизнь, просто счастливая жизнь отдельного человека, и это есть именно то, что никогда нельзя приносить в жертву ради высоких целей.

Борис Пастернак - величайший русский писатель и поэт XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

Роман «Доктор Живаго» занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и действительно создал шедевр, равного которому нет. Этот роман - лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом мало какие произведения могут сравниться.

Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но я бы хотел остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции. Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем «Доктор Живаго» даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Как уже было сказано выше, я бы хотел остановиться на проблеме интеллигенции и революции, ибо, как мне кажется, именно в ней наиболее полно раскрываются интереснейшие моменты романа. В романе главная действующая сила - стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий. «Какая великая хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали».

В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого… Главное, это гениально! Если бы перед кем-нибудь поставили задачу создать новый мир, начать новое летосчисление, он бы обязательно нуждался в том, чтобы ему сперва очистили соответствующее место. Он бы ждал, чтобы сначала кончились старые века, прежде чем он приступил к постройке новых, ему нужно было бы круглое число, красная строка, неисписанная страница.

«А тут нате, пожалуйста. Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни, в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениальнее. Так неуместно и несвоевременно только самое великое». Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: «…откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины…»

Революция - это и есть откровение, и как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, - лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в «Двенадцати», основным образом - символом революционной стихии - является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства.

Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям. Прямая противоположность Живаго - жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников - воплощение воли, воплощение стремления активно действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий. В этом смысле Стрельников безволен так же, как и Живаго. Однако Живаго и Стрельников не только противопоставлены, но и

сопоставлены, они, как говорится в романе, «в книге рока на одной строке».

Что такое Россия для Живаго? Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание. В одиночестве Живаго оказывается в Юрятине. И вот его чрезвычайно важные размышления-чувства: «…весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности как бы в знак того, что пространство насквозь живое. И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! То ли это слова Пастернака, то ли Живаго, но они слиты с образом последнего и как бы подводят итог всем его блужданиям между двумя лагерями.

Итог этих блужданий и заблуждений (вольных и невольных) - любовь к России, любовь к жизни, очистительное сознание неизбежности совершающегося.

Вдумывается ли Пастернак в смысл исторических событий, которым он является свидетелем и описателем в романе? Что они означают, чем вызваны? Безусловно. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. Ведь никто и никогда не стремился этически оценить явления природы - дождь, грозу, метель, весенний лес, - никто и никогда не стремился повернуть по-своему эти явления, личными усилиями отвратить их от нас. Во всяком случае, без участия воли и техники мы не можем вмешиваться в дела природы, как не можем просто стать на сторону некой «контрприроды».

В этом отношении очень важно следующее рассуждение о сознании: «…Что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть - верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения - верное расстройство его иннервации. Сознание - яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание - свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание - это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите его светом внутрь, и случится катастрофа!»

В другом месте Пастернак устами Лары высказывает свою нелюбовь к голым объяснениям: «Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен». Пастернак строго следует этому правилу: в своем романе он не объясняет, а только показывает, и объяснения событий в устах Живаго - Пастернака действительно только «приправа». В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.

В этом отношении очень важно рассуждение Живаго - Пастернака об истории: «За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном. Как всегда с ним бывало и прежде, множество мыслей о жизни личной и жизни общества налетало на него за этой работой одновременно и попутно. Он снова думал, что историю, то, что называется ходом истории, он представляет себе совсем не так, как принято, ему она рисуется наподобие жизни растительного царства. Зимою под снегом оголенные прутья лиственного леса тощи и жалки, как волоски на старческой бородавке. Весной в несколько дней лес преображается, подымается до облаков, в его покрытых листьями дебрях можно заблудиться, спрятаться. Это превращение достигается движением, по стремительности превосходящим движение животных, потому что животное не растет так быстро, как растение, и которого никогда нельзя подсмотреть. Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою мест. Мы всегда застаем его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимою в своих превращениях жизнь общества - историю.

Толстой не довел своей мысли до конца, когда отрицал роль зачинателей за Наполеоном, правителями, полководцами. Он думал именно то же самое, но не договорил этого со всею ясностью. Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как растет трава. Войны, революции, цари, Робеспьеры - это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действительные односторонние фанатики, гении самоорганизования. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много - годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне».

Перед нами философия истории, помогающая не только осмыслить события, но и построить живую ткань романа: романа-эпопеи, романа - лирического стихотворения, показывающего все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности. Да, бесспорно, «Доктор Живаго» - величайшее произведение. Недаром оно признано шедевром мировой литературы.

В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.

В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения. Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома. на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”. Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: “…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

(No Ratings Yet)

Революция в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”

Другие сочинения по теме:

  1. Это проза поэта, насыщенная образам, философскими мотивами. Центральная проблема – судьбы интеллигенции в 20-м веке. Роман написан о человеке, который...
  2. Написав в 1922 году книгу стихов “Сестра моя – жизнь” и взяв за основу сюжета любовный роман, Пастернак проводит своих...
  3. Над романом “Доктор Живаго” художник работал на протяжении 10-ти лет. Действие в романе разворачивается на фоне событий революции, гражданской войны,...
  4. У романі “Доктор Живаго” Борис Пастернак передає своє світовідчування, своє бачення подій, потрясших нашу країну на початку XX сторіччя. Відомо,...
  5. У своєму знаменитому романі “Доктор Живаго” Борис Пастернак торкнути важливу для своєї епохи проблему ролі революційних подій у долі російської...
  6. В 1956 р. Пастернак закінчив роботу над романом “Доктор Живаго”. Задум роману “Доктор Живаго”, по визнанню самого автора, виник у...
  7. Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нем, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники –...
  8. Твір по літературі: Художня своєрідність роману Б. Пастернаку “Доктор живаго” Є книги, які треба читати повільно, як можна повільніше, тому...
  9. Юрій Андрійович – стихійна, творча людина, і під стать йому його дядько – Микола Миколайович. Хоча можливо я не зовсім...
  10. “…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас” – так понимал природу искусства Борис...
  11. Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит...



Top