Тема Удивительные пони Юнны Мориц (стихотворения «Пони» и «Любимый пони»).doc - Тема: Удивительные пони Юнны Мориц (стихотворения «Пони» и «Любимый пони»). Мориц юнна - любимый пони

Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте вслух (читает лучший чтец) текст после вопросов.

Какая проблема возникла у Насти? (не знала стихов о животных)

Кто такой Булат Окуджава? (поэт)

Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 1977) – поэт, писатель, композитор и исполнитель своих песен. Согласны ли вы с ним, что Ю.Мориц открыла свою страну? Как бы вы её назвали? (Она назвала «Сто фантазий»).

Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский, корейский, турецкий. А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которого мы сейчас начнем.

    Работа со стихотворением «Пони»

Прочитайте заглавие на с.99.

Кто это?(маленькие лошадки, рост 80-140 см, выносливые). Где мы могли бы их увидеть? (в зоопарке, цирке, парке)

Прочитайте стихотворение про себя. Есть ли непонятные слова? (попона)

Молчаливое чтение «Пони».

Какое настроение у пони? Чем занимается каждый день?

Какие слова использует поэт, чтобы показать монотонность работы пони? («пони бегает по кругу и в уме круги считает»)

Кому завидует пони? Почему? (коням, они заняты серьезным делом)

А что может делать пони?

Что вызвало улыбку?

Меняется ли интонация в стихотворении? (спокойная – торжественная – печальная, с обидой и укоризной – гордая, восклицательная) Помечаем…

Самостоятельная подготовка в парах. Проверка чтения.

А теперь давайте споем это стихотворение вместе с Татьяной и Сергеем Никитиными. Можете встать. Будьте внимательны, некоторые строчки поменялись местами.

Согласны ли вы с пони, что он занят несерьезным делом? Чем важна его работа??

Физминутка На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)

До угла доехали.

Сели на машину, (Бег на месте.)

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали. (Приседания.)

Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)

На реке - пароход. (Хлопаем в ладоши.)

Пароходом ехали,

До горы доехали. (Шагаем на месте.)

    Работа со стихотворением «Любимый пони»

Прочитайте заголовок другого стихотворения.

Какое смысловое различие у заголовков? (1 – просто о пони, 2 – о той лошадке, которая любима и дорога)

Послушайте это стихотворение в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Жуковой. Попробуйте понять, что вы почувствуете, когда будете его слушать.

Прослушивание аудиозаписи.

Обсуждение ощущений.

Чтение детьми по строфам и разбор.

1 строфа

Где работает пони? (пони спешит на работу в зоопарк)

Какая работа у пони? Поищем ответ в тексте. (Он возит тележку)

А зачем? Ведь в городе так много транспорта!?

2, 4,6 строфы

Куда же не довезет никто, кроме пони? (страна Детство)

Сколько раз повторяется эта строфа? Почему?

3 строфа

Почему так трудно добираться до слонов, бегемотов, орангутангов…? (Туда где они живут, трудно добраться человеку)

А где мы с вами их можем увидеть? (В нашем зоопарке, он один из крупнейших в России)

5 строфа

Какие слова использует Ю.Мориц для описания самолета и корабля? (великолепен, прекрасен)

Какие это слова? (торжественные)

А какое слово используется для пони, тоже торжественное? (чудесно – радостное)

Какой же прием использует поэт? (сравнение – противопоставление, контраст)

О чем же это стихотворение? (о любимом животном, которое помогает человеку вспомнить детство)

Да, возможно, гуляя по Киеву или Москве или нашему городу со своим внуком Ванечкой, Юнна Мориц наблюдала за пони и вспоминала своё, правда, не очень легкое, послевоенное детство. Почему же она отдает предпочтение именно пони, а не великолепному самолету или прекрасному кораблю? (они неодушевленные, а пони – живой).

Как вы думаете, а из этого стихотворения можно сделать песню?

Давайте ее послушаем в исполнении Никитиных. (Прослушивание аудиозаписи)

Можно встать, подпевать.

Цели:
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2
1. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение фрагментов рассказа Ю. Коваля «Капитан
Клюквин».
2. Беседа.
– Какое чувство осталось у вас после чтения?
– Чем похожи произведения «Капитан Клюквин» и «Ханг и Чанг»; «Капитан
Клюквин» и «Прощание с другом»?
– Какой совет вы получили от писателей? (Человек должен быть другом всему
живому. Не надо лесных обитателей лишать привычных мест обитания,
приносить их домой, сажать в клетки. Человек несёт ответственность за тех,
кого приручил.)
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2013
1

4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
– Что вы можете сказать об авторе? (Любит, знает природу, этому учит своих
читателей.)
– Юрий Иосифович Коваль исходил многие десятки километров по лесам и
полям, жил и в дальних заброшенных деревеньках, и в охотничьих избушках.
Знал в лицо и птиц, и травы разные. И понимал их, и любил. Юрий Коваль не
только был писателем. Руки у него были мастеровитые, «умные». Ладили они и
с красками, и с глиной, и с металлом. Да и писал он как художник – замечая то,
что остальным не видно. Прочитайте другие произведения автора, и вам шире
откроется его особый дар.
3. Сообщение темы урока.
На доске записано: «Резиновый ёжик», «Слониха, слонёнок и слон», «Пони»,
«Ворона», «Любимый пони», «Настоящий секрет».
– Как вы думаете, почему на доске написаны эти названия? (Ответы детей.)
Кто автор этих произведений? (Юнна Мориц.) Какие из этих стихотворений вы
не читали? («Пони», «Любимый пони».)
– Какие из них можно было бы включить в раздел «Животные в нашем доме»?
4. Чтение авторского текста (учебник, с. 98).
– Кто такой Булат Окуджава? (Поэт, писатель, композитор и исполнитель своих
песен.)
– Согласны ли вы с Булатом Окуджавой, что Юнна Мориц открыла волшебную
страну? Как бы вы её назвали? (Страна Фантазия, Страна Доброты, Страна
Детства.)
– Какие слова Окуджавы передают чувства, которые остаются после чтения
стихов Юнны Мориц?
© ООО «Баласс», 2013
2

II. Развитие
умений.
2 4 2 2 4
Работа со стихотворением Ю. Мориц «Пони».

– Прочитайте заглавие. Кто это пони? (Маленькая лошадка.) Где вы их видели?
(В цирке, в зоопарке, в парке.) Какие у вас возникали желания, мысли?

1. Первичное чтение (про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Какое это стихотворение: весёлое, серьёзное, грустное?
– Отчего пони печалится? (Это маленькая лошадка, её не берут на парад, а очень
хочется выйти на площадь в красивой красной попоне – это такая накидка на
спину лошади.)
– Чем пони занимается каждый день? (Работает в зоопарке: катает детей по
кругу, это однообразно – всё время бегать по кругу, и пони завидует большим
лошадям: они занимаются серьёзным делом!)
3. Подготовка к выразительному чтению.
Читаем по строфам и решаем, как нужно прочитать каждую строфу:
1­ю – спокойно, размеренно;
2­ю – торжественно и немного с завистью;
3–4­ю – с интонацией убеждения;
5–7­ю – всё более уверенно.
4. Выразительное чтение.
Работа со стихотворением «Любимый пони».
1. Работа с текстом до чтения.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
© ООО «Баласс», 2013
3

4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
– Чем отличаются названия: «Пони» и «Любимый пони»?
– Интересно, почему у Юнны Петровны Мориц несколько стихотворений про
эту маленькую лошадку?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение вслух (читает учитель).

Юнна Мориц
Любимый пони

Когда на улице прохладно или жарко
И скачет пони на работу к девяти,
Троллейбус из троллейбусного парка,
Автобус из автобусного парка
Готовы вас к воротам зоопарка,
К воротам зоопарка привезти.

У пони - длинная чёлка
Из нежного шёлка,
Он возит тележку
В такие края,
Где мама каталась
И папа катался,
Когда они были
Такие, как я.
Я днём бы и ночью
На пони катался,
Я дедушкой стал бы,
А с ним не расстался!

Туда, где водятся слоны и бегемоты,
Орангутанги и другие чудеса, -
Летают раз в неделю самолёты,
Потом плывут неделю пароходы,
Потом идут неделю вездеходы,
А пони довезёт за полчаса!

У пони - длинная чёлка
Из нежного шёлка,
Он возит тележку
В такие края,
Где мама каталась
И папа катался,
Когда они были
Такие, как я.
Я днём бы и ночью
На пони катался,
Я дедушкой стал бы,
А с ним не расстался!

Великолепен самолёт за облаками,
И корабли прекрасны все до одного, -
Но трудно самолёт обнять руками,
И трудно пароход обнять руками,
А пони так легко обнять руками,
И так чудесно обнимать его!

У пони - длинная чёлка
Из нежного шёлка,
Он возит тележку
В такие края,
Где мама каталась
И папа катался,
Когда они были
Такие, как я.
Я днём бы и ночью
На пони катался,
Я дедушкой стал бы,
А с ним не расстался!

Читает Т.Жукова

Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц (р. 2 июня 1937, Киев), русская поэтесса.
Стихи Юнны Петровны Мориц переведены на все основные европейские языки, а также на японский, турецкий, китайский. На ее стихи написано и исполняется множество песен, например «Когда мы были молодые» Сергея Никитина. Она много пишет для детей, с тех пор как опубликовала несколько стихотворений в журнале «Юность» (тогда Мориц запрещали печатать за независимость и непокладистость в творчестве и даже исключили из Литературного института им. Горького). Детские стихи - добрые, юмористичные и парадоксальные – увековечены в мультфильмах («Ёжик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании», «Любимый пони»). Свои мысли Юнна Мориц облекает не только в буквы и строчки, но и в графику, живопись, «которые не являются иллюстрациями, это - такие стихи, на таком языке».
«Сочинение стихов напоминает подъем в гору: с каждым шагом значительный опыт, совершенней мастерство. Еще усилие – и высота взята!.. Высота-то взята, но дело в том, что истинная поэзия как раз и начинается после этого, она начинается с парения, с волшебства, а это есть тайна, доступная немногим. Вот Юнне Мориц повезло: она открыла волшебную страну, не выдумала, а открыла. Она населила ее живыми жителями, не сказочными, а живыми.
Юнна Мориц открыла новую волшебную страну. Здесь все справедливо, добро, любовно и полно соответствия одного другому: и музыка не могла быть иною, и читать и петь эти стихи иначе, наверное, и невозможно.




Top