Тесты по чтению. Тесты по литературному чтению

Контрольный тест

По литературному чтению

«Что такое псевдоним»

4 классе

Прочитай текст:

ЧТО ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ

Псевдоним - вымышленное имя, заменяющее собой настоящее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним - Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив таким образом его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в старших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.

Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои повести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски означает - дозорный, храбрый и бдительный воин.

31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский - сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занесло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота - отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.

Выполни задания, прочитав текст «Что такое псевдоним»

А 1 . Что такое псевдоним? Запиши ответ.

А 2. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.

А 3. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).

А 4. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь.

А 5. Запиши, пользуясь текстом, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах.

А 6. Чьи произведения с интересом читают дети? Запиши ответ.

А 7. Кто из писателей выбрал себе псевдоним Гайдар? Запиши ответ.

В 1 . Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Объясни письменно.

В 2. Соотнеси слова с их значением.

Кумир имя, которое даётся человеку по какой-нибудь

Характерной для него черте.

Тараторить предмет восхищения, поклонения.

Прозвище говорить быстро, не останавливаясь.

С 1 . Заполни таблицу, опираясь на текст.

Писатели, о которых говорится в тексте

Их псевдонимы

С 2„ Как псевдоним Гайдар отражал основные идеи произведений писателя? Докажи письменно.

С 3. Как Корней Чуковский стал писать сказки? Запиши ответ.

С 4. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.

Самое интересное

Почему интересное

Ответы к заданиям.

А 1.

Псевдоним – вымышленное имя, заменяющее собой настоящее.

1 б.

А 2.

Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

1 б.

А 3.

Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным.

1 б.

А 4.

«Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда»

По 1 б. за произведение

А 5.

С произведениями М. Горького

1 б.

А 6.

Произведения А. Гайдара

1 б.

А 7.

Аркадий Петрович Голиков

1 б.

В 1.

Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович , отсюда и его псевдоним – Максим Горький.

1 б.

В 2.

Кумир - предмет восхищения, поклонения.

Тараторить - говорить быстро, не останавливаясь.

Прозвище - имя, которое даётся человеку по какой-нибудь характерной для него черте.

3 б.

С 1.

1. Алексей Максимович Пешков - Максим Горький;

2. Аркадий Петрович Голиков – Аркадий Петрович Гайдар;

3. Коля Корнейчуков – Корней Иванович Чуковский.

3 б.

С 2.

Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми.

1 б.

С 3.

«Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота - отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман».

1 б.

С 4.

до 3 б.


Тесты по чтению 4 класс

Прочитай текст.

Иван - царевич и серый волк.

(отрывок)

Иван - царевич через стену перелез, увидел терем - на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар - птица. Он птицу взял, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая - золотая, драгоценная! Как такую не взять!»

Только дотронулся до клетки, пошёл по крепости звук, трубы затрубили, сторожа пробудились, схватили Ивана - царевича и повели его к царю Афрону.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:

Чей ты, откуда?

Я царя Берендея сын, Иван - царевич.

Ай, срам какой! Царский сын да пошёл воровать… теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну, да ладно, со-служишь мне службу, я тебя прощу. В таком - то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда от-дам тебе Жар - птицу с клеткой.

Загорюнился Иван - царевич.

1. Напиши ключевые слова, которые помогут пересказать текст.

2. Это отрывок из сказки:

3. Подбери слова, близкие по значению к словам:

А) засмотрелся - …

Б) загорюнился - …

В) разгневался - …

4. Прочитай фамилии писателей и запиши их имена и отчества.

А) Горький ________________

Б) Паустовский _____________

В) Маршак ________________

Г) Катаев __________________

Слова для справок : Самуил Яковлевич, Максим, Константин Георгиевич, Валентин Петрович.

5. Прочитай образные выражения из стихотворения И. С. Ники-тина «Встреча зимы». Напиши, где метафоры, сравнения, эпи-теты.

А) Туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.

Б) Угрюмые небеса; воздух лёгок и чист; в чистом поле; весна золотая; Русь святая; гость незваный; на сторонке чужой; без-людный простор.

В) Плакал лес; начал падать снежок; замёрзла река; горят кап-ли слёз; смотрит весело лес; мороз трещит; кровь горит; метель и крутит, и мутит; вьюга поёт.

6. Укажи, что обозначает термин «послесловие».

7. Какие бывают сказки?

А) _____________

Б) _____________

В) _____________

Г) богатырские

Прочитай рассказ.

К отцу Сергию повадился медведь. Ноздрями шевелит: свежим хлебом пахнет.

Погоди маленько, - сказал отец Сергий. - Хлебушко остынет. Я тебе его и вынесу.

Хлеб он положил на пень, а сам - в сторонку. Медведь поню-хал каравай и съел его с большой охотой.

Каждый день в одно и то же время медведь стал приходить к избушке. Придёт и ждёт, как человек, когда же выйдет отец Сергий.

Иду, иду, - говорит тот. - Несу, несу - голод не тётка. На печь от него не залезешь. Жалко, что мука кончается.

Медведь прислушивался к неторопливой речи человека и не спешил уходить. Теперь отец Сергий пёк караваи поменьше: му-ка кончалась. Испечёт, разломит на две доли и большую отдаст медведю, а меньшую оставит себе.

Ешь, гостюшко, не обижайся. Чем богаты, тем и рады.

А медведь не обижался. Он кое - что понимал. Да и, пожалуй, ему дороже хлеба было доброе слово.

1. Что необычного в содержании этого текста?

А) Медведь любил хлеб.

Б) Медведь понимал доброе слово.

2. Напиши слова и выражения, которые произносил отец Сергий.

А) Как называл хлеб?

Б) Как обращался к медведю?

В) Какие поговорки он произносил?

3. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Без дела жить - только небо коптить.

В) Каждый должен трудиться.

4. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Дважды в год лета не бывает .

А) Не следует надеяться на невозможное.

Б) нужно судить не по внешнему виду, а по содержанию.

В) Каждый должен трудиться.

5. Найди к пословице разъяснение её смысла.

Не всё то золото, что блестит.

А) Не следует надеяться на невозможное.

Б) нужно судить не по внешнему виду, а по содержанию.

В) Каждый должен трудиться.

6. Укажи, что обозначает термин «титульный лист».

А) ___________ - первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.

Б) ___________ - небольшая статья, расположенная после основного текста книги.

В) ___________ - статья, расположенная до основного текста книги.

Прочитай рассказ.

Море таит в себе огромные богатства. Человек издавна ловит в море рыбу. Из морских водорослей приготовляют вкусные кушанья и питательный корм для скота.

Морская вода полезна для здоровья. На берегах морей строят дома отдыха, лагеря.

По морям плавают пассажирские и грузовые суда. Морские дороги соединяют дальние страны. По Л. Мельчакову.

7. Какой это текст:

А) повествовательный

Б) описательный

Г) рассуждение

8. Напиши план к тексту «Море».

Прочитай.

Заботливый цветок.

Почти про каждое растение можно рассказать удивительные вещи. Что ни цветок, то рассказ. Растения спасают нас от болез-ней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтёшь.

Раньше считали, что кипрей, прозванный в народе Иван - ча-ем, годится только на дешёвый чай. Лесники безжалостно выры-вали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали они это потому, что считали будто это растение заглу-шает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же мо-розов погибают.

Оказалось, что кипрей - очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их снежком. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!

А) С любовью ко всем растениям.

Б) По - разному, в зависимости от того, полезно оно или нет.

2. Как Иван - чай влияет на соседние растения?

А) Отнимает у них свет и влагу.

4. Какой из этих отрывков взят из былины?

А) Вдоль по реченьке

лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Б) Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка

промеж ног пускал.

5. Укажи, что обозначает термин «предисловие».

А) ___________ - первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.

Б) ___________ - небольшая статья, расположенная после основного текста книги.

В) ___________ - статья, расположенная до основного текста книги.

6.Восстанови последовательность действий для подготовки к пересказу. Запиши буквы в нужной последовательности..

Памятка для подготовки к пересказу.

А) Раздели текст на части и озаглавь их.

Б) Определи основную мысль текста.

В) Устно перескажи текст по плану.

Г) Прочитай внимательно текст.

7. Приведи один - два примера произведений каждого из перечи-сленных жанров.

А) Стихотворения: ____________

Б) Народные сказки: __________

Г) Басни: ____________________

Д) Былины: __________________

Прочитай рассказ.

Голубое поле.

Как - то вечером мой младший брат сказал: «Завтра я разбужу тебя перед рассветом и покажу то, чего ты никогда ещё в жизни не видел».

Рано утром мы вышли из дома и отправились к полю, засеян-ному льном. Там мы взобрались на большой холодный камень и стали ждать. Я с трудом сдерживал недовольство, не зная цели раннего подъёма.

Вдруг брат сказал: «Смотри внимательно!» Первые лучи солн-ца в одно мгновение изменили цвет поля: из светло - зелёного оно стало ярко - голубым, будто кто - то набросил на него по-крывало необыкновенной голубизны. Цветки льна как по коман-де открылись навстречу солнцу.

Эта чудесная живая картина стала одним из самых ярких впе-чатлений моего детства.

1. Что произошло на рассвете?

А) Тёмное поле стало светлым.

Б) Раскрылись цветки льна.

2. Что запомнилось герою?

А) Внезапное изменение цвета поля.

Б) Настойчивость младшего брата.

В) Красота цветов.

3. Напиши план к тексту «Голубое поле».

Перед тобой оглавление детской энциклопедии.

4. В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрёл радио?

А) Земля и Вселенная

Б) История открытий

В) Страны и народы

А) в главе 4

Б) в главе 5

В) в главе 6

6. Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии?

А) Какие растения есть в пустыне?

В) Какие события произойдут в 2081 году?

7. Укажи те утверждения, с которыми ты согласен.

А) Прибаутка - один из малых жанров устного народного творчества.

Б) С помощью прибауток убаюкивают младенцев.

В) Прибаутки обычно имеют форму диалога.

Г) В прибаутках предмет разговора не называется, а указывают-ся его основные признаки.

8. Продолжи фразу.

Небылицы называются так потому, что ___________________ .

Прочитай.

Сборник народной мудрости.

Составитель «Толкового живого великорусского словаря» Вла-димир Иванович Даль собирал не только слова, но и народные изречения - пословицы. В пословицах народ коротко и метко высказывал свои суждения о жизни, свой вековой опыт. Даль собрал больше тридцати тысяч пословиц. Он переписал их не по алфавиту, как обычно делается, а по смыслу: пословицы о Роди-не и чужбине, о богатстве и бедности, о правде и лжи, о работе и праздности. Читаешь раздел за разделом сборник Даля - и перед тобой открывается, что думает народ обо всём самом важном в жизни. Даль объяснял: собрание пословиц - это свод народной мудрости, здравого ума.

1. Напиши темы пословиц, указанные в тексте.

2. Прочитай пословицы, взятые из сборника В. И. Даля, и напи-ши название темы, к которой она относится. Можешь восполь-зоваться информацией из текста.

А) При сытости помни голод, а при богатстве - убожество.

Б) Правду погубишь, и сам с ней пропадёшь.

В) На чужой стороне и весна не красна.

Г) Заработанный кусок лучше краденого каравая.

3. Напиши близкие по значению слова (синонимы) к словам6

А) изречение - …

Б) праздность - …

Прочитай отрывок из текста.

Последний день июля месяца; на тысячу вёрст кругом Россия - родной край.

Ровной синевой залито всё небо, одно лишь облачко на нём - не то плывёт, нетто тает. Безветрие, теплынь … воздух - молоко парное!

Жаворонки звенят; вокруг голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостом.

А) таинственное

Б) шутливое

В) светлое

5. Выбери соответствующий темп чтения.

А) быстро

Б) не спеша

6. Прочитай группы слов и выражений и название области их использования. Укажи, где характеристика событий, где ха-рактеристика действующего лица и где характеристика кар-тины природы .

А) Начала бояться; бедная; не могла любоваться; трепетала при одной мысли; замерло сердце.

Б) Покрыта белоснежным ковром; убралась инеем; засыпанные снегом; лёд ещё очень тонок; наступившие морозы.

В) Однажды; влетел в комнату; зацепился за оконную раму; те-леграмма; прибежал; встречать; соскочил мигом; беги пулей.

7. Что такое олицетворение?

А) Когда о природе говорится как о живом существе.

Б) Когда один предмет сравнивается с другим.

В) Когда в произведении повествуется о том, что было на самом деле.

Прочитай сказку.

Однажды бедняк проходил мимо харчевни. Видит, сковородка стоит на углях, а от неё во все стороны идёт аромат еды. Присел он на корточки перед сковородкой, достал из сумы кусок сухого хлеба и стал держать его над паром. Когда хлеб достаточно увла-жнился, бедняк начал его есть.

Хозяин харчевни дождался окончания трапезы, схватил бедня-ка за ворот и стал требовать плату за кушанье. Тот отказался платить. За это трактирщик потащил бедняка к судье.

В то время в городе был судьёй Ходжа Насреддин. Он внима-тельно выслушал обе стороны, подозвал к себе недовольного хо-зяина харчевни и приказал ему наклониться. Достал из кошелька горсть монет и со словами «Получай!» стал трясти ими у тракти-рщика перед ухом.

Хозяин харчевни изумлённо произнёс:

Что это значит?

Ходжа Насреддин ему ответил:

Вот моё решение - кто продаёт пар от кушанья, тот получает звон от монет.

1. Найди каждому герою характеристику по его действию.

Слова для справок: мудрый, простодушный, жадный.

2. Выбери верный ответ.

Аннотация - это:

А) статья, рассказывающая об истории создания книги;

Тестовая работа применяется на итоговом уроке по литературному чтению во 2 классе.

Цель – проверить умение учащихся работать с текстом произведения.

Задачи: выявить уровень сформированности следующих умений учащихся

а) выделять тему и главную мысль произведения

б) понимать содержание произведения; взаимосвязи событий, поступков героев; отношение автора к событиям и героям, их чувствам и настроениям

в) находить правильный отрывок произведения к данной иллюстрации.

Тестовая работа составлена на основе русской народной сказки «Белые пёрышки».

Давным-давно это было.

Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.

Один только глухарь остался жить, не замёрз.

Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.

Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.

Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…

Стали лебеди собираться улетать на юг.

А я как же, - спрашивает глухарь, - один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!

Дорога дальняя, - говорят лебеди. – Всё равно отстанешь.

Плачет глухарь, оставаться не хочет:

Я не отстану. Только возьмите меня с собой!

Подумали лебеди – как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.

Вот один лебедь и говорит товарищам:

Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?

Обрадовался глухарь:

Согласен, конечно, согласен!

Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.

Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.

Ну что, устал? – кричит ему лебедь.

Ничего, - говорит глухарь, – пока лечу.

Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.

Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, - говорит ему лебедь, - зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.

Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.

С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

Выполни задания. Ставь X в рядом с правильным ответом.

1. О чём рассказывается в этом тексте?

□ о холодной зиме

□ о встрече глухаря и лебедей

□ о трудном перелёте птиц

□ о взаимопонимании между птицами

2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?

□ весной

□ осенью

3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?

□ чтобы глухарь не скучал

□ чтобы подарить их глухарю

□ чтобы ему было теплее

□ на память о себе

4. Глухарь остался зимовать, потому что…

□ его не взяли с собой лебеди

□ он не умеет летать

□ он устал

□ он погиб бы в пути

5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.

6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.

Лебеди собираются на юг.

1. Холодная зима.

Встреча глухаря и лебедей.

Белые пёрышки.

□ описать внешний вид глухаря

□ описать внешний вид лебедя

□ объяснить, как лебеди собираются на юг

□ рассказать о взаимопонимании птиц

8. Каков жанр этого произведения?

□ рассказ

□ сказка

□ стихотворение

9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?

□ глухарь

□ полёт лебедей

□ белые пёрышки

□ холодная зима

10. Что в этом произведении является правдой?

□ глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки

□ глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния

□ глухари умеют плакать

□ лебеди помогают глухарям при перелёте

Правильные ответы:

1. о взаимопонимании между птицами

3. на память о себе

4. он погиб бы в пути

5. Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.

До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!

Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.

6. 3. Лебеди собираются на юг

1. Холодная зима

2. Встреча глухаря и лебедей

4. Белые пёрышки

7. рассказать о взаимопонимании птиц

9. белые пёрышки

10. глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки

1. Закончи загадку: «Языка не имеет, а у кого побывает, тот …»

А) самый умный;

Б) много знает;

В) расширяет свой кругозор.

2. Что не относится к рукописной книге.

А) переплёты отделаны золотом и драгоценными камнями;

Б) расписная начальная буква каждого абзаца;

В) книга большая и тяжелая;

Г) книга напечатана в типографии.

3. Древние рукописные книги писали на

А) бумаге;

Б) пергаменте;

В) бересте;

Г) глиняных табличках.

4. Что такое летопись?

А) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;

Б) сказки о Древней Руси;

В) былины;

Г) рассказы о жизни святых.

5. Рукописные книги писали

А) ученые;

Б) знатные и богатые люди;

В) учеными монахами;

Г) любой, кто умел писать.

6. Когда научились печатать книги?

А) в начале XV века;

Б) в середине XV века;

В) в конце XV века;

Г) в XX веке.

7. При каком царе напечатали первую книгу?

А) при Иване Калите;

Б) при Иване Красном;

В) при Иване Грозном;

Г) при Юрии Долгоруком.

8. Друкарь – это …

А) глупый человек;

Б) книгопечатник;

В) переписчик книг;

Г) мастеровой.

9. Как звали первопечатника?

А) Иван Калита;

Б) Иван Красный;

В) Иван Грозный;

Г) Иван Фёдоров.

10. Почему книга «самое великое чудо на свете»?

А) дорого стоит;

Б) редкость;

В) красочная;

Г) книга рассказывает нам о необычных случаях жизни, приключениях, исторических событиях, странах…

Тест №2. «Устное народное творчество» (Приложение2)

1. Что не относится к устному народному творчеству?

А) потешка;

Б) поговорка;

В) пестушка;

2. Определи зачин.

А) «жили-были…»

Б) «стали они жить-поживать…»

В) «я там был…»

Г) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

3. Определи концовку сказки.

А) «за тридевять земель…»

Б) «я там был мёд-пиво пил…»

В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

Г) «жили-были»

4. Определи, к какому виду сказок относится сказка «Сивка-Бурка».

А) волшебная;

Б) о животных;

В) бытовая.

5. Что не является волшебным предметом в русской народной сказке?

А) шапка-невидимка;

Б) игрушка-погремушка;

В) сапоги-скороходы;

Г) скатерть-самобранка.

6. Что такое пословица?

А) это рифмованное предложение;

Б) повествовательное предложение;

В) маленькое народное произведение;

Г) словосочетание.

7. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»

А) будет ладиться работа;

Б) гуляй смело;

В) сам себя губит.

8. К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки: «Солнышко, покажись, Красное, нарядись!...»

А) песенки-заклички;

Б) докучные сказки;

В) потешки;

Г) скороговорки.

9. Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам?

А) В. Васнецов;

Б) И. Билибин;

В) И. Айвазовский

Тест №3. «Поэтическая тетрадь №1»

«Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим».

А) Ф.И. Тютчев

Б) А. А. Фет

В) И. С. Никитин

«Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда».

А) Ф.И. Тютчев

Б) А. А. Фет

В) И. С. Никитин

«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы».

А) Ф.И. Тютчев

Б) А. А. Фет

В) И. С. Никитин

«Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям».

А) Ф.И. Тютчев

Б) А. А. Фет

В) И. С. Никитин

Г) И. З. Суриков

5. Укажи, чьё имя Иван Захарович.

А) Тютчев

В) Никитин

Г) Суриков

6. Укажи, чьё имя Афанасий Афанасьевич.

А) Тютчев

В) Никитин

Г) Суриков

7. Укажи, чьё имя Фёдор Иванович.

А) Тютчев

В) Никитин

Г) Суриков

8. Укажи, чьё имя Иван Саввич.

А) Тютчев

В) Никитин

Г) Суриков

9. Как называются выразительные слова, которые помогают описать предмет, явление, людей, животных?

В) сравнение

Г) эпитет

Тест №4. «Великие русские писатели»

1. Укажи, чьё имя Александр Сергеевич.

А) Пушкин

Б) Лермонтов

В) Крылов

Г) Толстой

2. Укажи, чьё имя Лев Николаевич.

А) Пушкин

Б) Лермонтов

В) Крылов

Г) Толстой

3. Укажи, чьё имя Иван Андреевич.

А) Пушкин

Б) Лермонтов

В) Крылов

Г) Толстой

4. Укажи, чьё имя Михаил Юрьевич.

А) Пушкин

Б) Лермонтов

В) Крылов

Г) Толстой

5. Какой поэт родился, когда «… по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. … и вошёл в жизнь празднично».

А) А. С. Пушкин

Б) М. Ю. Лермонтов

В) И. А. Крылов

Г) Ф. И. Тютчев

6. О каком писателе говорится: «… был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, учил французский и итальянский языки».

А) А. С. Пушкин

Б) М. Ю. Лермонтов

В) И. А. Крылов

Г) А. А. Фет

7. Кто из поэтов, «когда был маленький, часто говорил в рифму»?

А) А. С. Пушкин

Б) М. Ю. Лермонтов

В) И. А. Крылов

Г) И. З. Суриков

8. В каких жанрах говорится о недостатках людей не прямо, а иносказательно?

А) стихотворение

Б) былина

Г) сказка

9. Кто из писателей создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению?

А) А. С. Пушкин

Б) М. Ю. Лермонтов

В) И. А. Крылов

Г) Л. Н. Толстой

10. Кто из писателей «прожил совсем немного лет – двадцать семь»?

А) А. С. Пушкин

Б) М. Ю. Лермонтов

В) И. А. Крылов

Г) Л. Н. Толстой

Тест №5. «Поэтическая тетрадь 2» (Приложение3)

1. О каком писателе говорили современники: «Это был человек мягкий. Добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому»?

А) Н. А. Некрасове

Б) К. Д. Бальмонте

В) И. А. Бунине

Г) М. Ю. Лермонтове

2. Какое из стихотворений Некрасова похоже на сказку?

А) «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»

Б) «Не ветер бушует над бором»

В) «Дедушка Мазай и зайцы»

3. Кому из поэтов принадлежат строчки:

«…Есть в полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов…»

А) Н. А. Некрасов

Б) К. Д. Бальмонт

В) И. А. Бунин

Г) М. Ю. Лермонтов

4. Кому из поэтов принадлежат строчки:

«…Там, где не достала, - лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, - будет и седой…»

А) Н. А. Некрасов

Б) К. Д. Бальмонт

В) И. А. Бунин

Г) М. Ю. Лермонтов

5. Кому из поэтов принадлежат строчки:

«…Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?...»

А) Н. А. Некрасов

Б) К. Д. Бальмонт

В) И. А. Бунин

Г) М. Ю. Лермонтов

Тест №6. «Литературные сказки»

1. Кто сочиняет литературные сказки?

Б) создаются народом

2. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Терпение и труд всё перетрут»?

А) храбрый заяц

Б) лягушка

В) Рукодельница

Г) Ленивица

3. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Смелый приступ – половина победы»

А) храбрый заяц

Б) лягушка

В) Рукодельница

А) Д. Н. Мамин-Сибиряк

Б) В. М. Гаршин

В) В. Ф. Одоевский

А) Д. Н. Мамин-Сибиряк

Б) В. М. Гаршин

В) В. Ф. Одоевский

А) Д. Н. Мамин-Сибиряк

Б) В. М. Гаршин

В) В. Ф. Одоевский

Г) Л. Н. Толстой

7. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

А) лягушки не умеют летать;

Б) прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным;

В) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

8. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…»?

Б) лягушка-путешественница

В) Рукодельница

Г) Ленивица

9. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков…»?

Б) лягушка-путешественница

В) Рукодельница

Г) Ленивица

10. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте… Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила»?

Б) лягушка-путешественница

В) Рукодельница

Г) Ленивица

Тест №7. «Были-небылицы»

1. Определи к какому виду относятся сказки из этого раздела.

2. С кем из морских жителей вёл беседу Евсейка?

А) с огромной рыбой в сизо-серебряной чешуе;

Б) с морской звездой;

В) с морской черепахой;

Г) с раком отшельником.

3. Найдите морское животное, которого нет в сказке «Случай с Евсейкой»

Б) голотурия

В) креветки

4. Найди среди названий птиц, то слово, которое не встречалось в рассказе «Растрёпанный воробей»:

А) ворона

Б) сорока

В) воробей

5. Сколько лет было Наде в рассказе А. И. Куприна «Слон»?

А) 5 ; Б) 6; В) 7; Г) 8.

6. На каком этаже жила девочка Надя?

А) 1-ом; Б) 2-ом; В) 3-ем; Г) 4-ом.

7. Какой формы был торт, который купили для слона?

А) круглый

Б) овальный

В) квадратный

«… Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. …»

А) М. Горький

Б) К. Паустовский

В) А. Куприн

« - От маленькой радости смеются, - ответила мама, - а от большой – плачут. А теперь спи!»

А) М. Горький

Б) К. Паустовский

В) А. Куприн

«Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб;…»

А) М. Горький

Б) К. Паустовский

В) А. Куприн

Г) В. Гаршин

Тест №8. «Поэтическая тетрадь 1» (ч. 2)

1. Как ты думаешь, что общего в стихотворениях С. Черного, А. Блока, С. Есенина? Выбери правильный ответ.

А) много интересной информации;

Б) поэты любят Родину, природу;

В) стихи красиво написаны.

«Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты – большой»?

А) С. Черный

Б) А. Блок

В) С. Есенин

«Слоник, слоник, настоящий слон живой, –
Отчего ты всё качаешь головой?»

А) С. Черный

Б) А. Блок

В) С. Есенин

«Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…»?

А) С. Черный

Б) А. Блок

В) С. Есенин

« Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила»?

А) С. Черный

Б) А. Блок

В) С. Есенин

Г) К. Бальмонт

Тест №9. «Люби живое»

1. Что объединяет произведения этого раздела?

А) реальные события;

Б) вымышленные события

2. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Ребята пускали по реке кораблики»?

А) «Листопадничек»

Б) «Капалуха»

В) «Мышонок Пик»

Г) «Наша Жучка»

3. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка»?

А) «Листопадничек»

Б) «Малька провинилась»

В) «Про обезьянку»

Г) «Наша Жучка»

4. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка»?

А) «Листопадничек»

Б) «Капалуха»

В) «Мышонок Пик»

Г) «Ещё про Мальку»

5. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЯШКА, КАШТАН, ЮХИМЕНКО.

А) «Листопадничек»

Б) «Малька провинилась»

В) «Про обезьянку»

Г) «Наша Жучка»

6. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЗАЙЧИК, БОБР, ВЫДРА.

А) «Листопадничек»

Б) «Малька провинилась»

В) «Про обезьянку»

Г) «Наша Жучка»

7. По опорным словам отгадайте название рассказа: МЫШЬ, РЕБЯТА, ЩУКА, ЧАЙКИ.

А) «Листопадничек»

Б) «Капалуха»

В) «Мышонок Пик»

Г) «Ещё про Мальку»

8. По опорным словам отгадайте название рассказа: СОБАКА, ХОЗЯЙКА, ЩЕНКИ.

А) «Листопадничек»

Б) «Малька провинилась»

В) «Про обезьянку»

Г) «Наша Жучка»

9. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?

А) из мухоморов

Б) из бледных поганок

В) из сыроежек

Г) из опят

10. Любимое лакомство Яшки из рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»

А) конфеты

Б) мармелад

В) бананы

Тест №10. «Поэтическая тетрадь 2» (ч. 2)

«В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ»?

А) С. Я. Маршак

Б) А. Л. Барто

В) Е. А. Благинина

«Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет»?

А) С. Я. Маршак

Б) А. Л. Барто

В) Е. А. Благинина

«Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят»?

А) С. Я. Маршак

Б) А. Л. Барто

В) Е. А. Благинина

«Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал»?

А) С. Я. Маршак

Б) А. Л. Барто

В) Е. А. Благинина

Г) С. В. Михалков

5. В каком стихотворении есть такие строки:

«И звучат печально гаммы
В нашей комнате без мамы»?

А) «Гроза днём»

Б) «Если»

В) «Разлука»

Г) «Кукушка»

6. В каком стихотворении есть такие строки:

«По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит»?

А) «Гроза днём»

Б) «Если»

В) «Разлука»

Г) «Кукушка»

7. В каком стихотворении есть такие строки:

«Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»?

А) «Гроза днём»

Б) «Если»

В) «Разлука»

Г) «Кукушка»

Тест №11. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1. Отгадай, из какого произведения эти предметы: КИСТИ, КРАСКИ, ДЕРЕВЯННЫЕ ДОЩЕЧКИ.

В) А. П. Платонов «Ещё мама»

2. Отгадай, из какого произведения эти предметы: СТАКАН С ЛОЖКОЙ.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»

В) А. П. Платонов «Ещё мама»

Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»

3. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ЦВЕТОК.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»

В) А. П. Платонов «Ещё мама»

Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»

4. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ХЛЕБ, ФОНАРЬ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

5. Отгадай, из какого произведения эти предметы: УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ, РАДИО.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»

В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Г) Н. Н. Носов «Федина задача»

6. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ИГРУШЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН.

А) Н. Н. Носов «Телефон»

Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»

В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Г) Н. Н. Носов «Федина задача»

7. Какого героя нет в рассказах Н. Н. Носова?

8. О чём не упоминалось в задаче из рассказа Н. Н. Носова «Федина задача»?

Б) пшеница

9. Кто не родственник в рассказе М. М. Зощенко «Великие путешественники»

А) Стёпка

В) Минька

10. Какое слово не синоним остальных слов?

А) тараторить

Б) болтать

В) путать

Тест №12. «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

1. Какой журнал не детский?

А) «Мурзилка»

Б) «Крестьянка»

В) «Весёлые картинки»

Г) «Трамвай»

2. В каком году был основан журнал «Мурзилка»

3. В каком году был издан журнал «Весёлые картинки»

4. Чем журнал отличается от книги?

А) есть картинки

Б) есть обложка

В) есть тексты с продолжением

5. Кто из писателей в юмористической форме рассказывал в своих произведениях, как не надо поступать?

А) Г. Остер

В) Ю. Ермолаев

Г) Н. Носов

6. Его пьесы поставлены более чем в 30-ти театрах, среди них «Емелино счастье», «Две бабы-Яги»

А) Г. Остер

В) Ю. Ермолаев

Г) Н. Носов

7. Как расшифровывается название детского журнала «Чиж»?

А) читаем интересный журнал;

Б) чересчур интересный журнал;

В) чрезвычайно интересный журнал.

8. Какого животного символизирует Мурзилка?

Б) котёнка

В) медвежонка

Г) волчонка

9. Какой журнал не относится к журналам 20-30-х годов XX века

А) «Русалочка»

Б) «Мурзилка»

А) взрослым

Б) послушным детям

В) непослушным детям

Г) никому не запрещает

Тест №13. «Зарубежная литература»

А) Ш. Перро

Б) Братья Гримм

В) В. Гауф

Г) Г.-Х. Андерсен

2. К какому виду сказок относится сказка «Гадкий утёнок»?

А) о животных

Б) волшебная

В) бытовая

3. Какой птицы не было на птичьем дворе в сказке «Гадкий утёнок»?

В) перепел

Г) селезень

4. Какая из птиц на птичьем дворе воображала «себя чуть не императором»?

В) перепел

Г) селезень

5. В кого превратился гадкий утёнок?

А) в лебедя

Б) голубя

В) селезня

6. Как называется жанр рассказов о Персее?

А) былины

В) сказка

Г) легенда

7. Назови бога неба и грома в древнегреческой мифологии.

Б) Апполон

Г) Посейдон

8. Кто не является героем древнегреческой мифологии?

А) Геракл

Б) Одиссей

В) Персей

Г) Паллант

9. Что обещал подарить Персей трусливому царю Полидекту7

А) диковинных рыб

Б) сочных ягод

В) золотую корону

Г) голову Медузы Горгоны

10. Кого по дороге домой освободил Персей от морского чудовища?

А) Анромеду

В) Артемиду

Г) Афродиту

Тесты созданы на основе:

Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./Составитель Климанова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Байкова М. И., Гостимская Е. С. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. – М.: ВАКО, 2004.

Использованы картинки в презентациях с сайта http://www.lenagold.ru/ .

Иванов Д. Шаблон теста для начальной школы.

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ М.М.ЗОЩЕНКО «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА»

Ф.И. ученика ___________________________________________________

Выбери правильный ответ.

1.Что любили дети, когда были маленькими?

1)играть со взрослыми 2)разговаривать со взрослыми

3)ужинать со взрослыми

2.Как вели себя дети поначалу?

1)тихо 2)развязно 3)были неаккуратными 3)были аккуратными

3.Почему гостям сначала нравилось поведение детей?

1)поточу что замечания детей смешили гостей

2)потому что гостям было интересно слушать детей

3)потому что гости сами не знали, о чём говорить

4.Почему родителям сначала нравилось поведение детей?

1)потому что дети их тоже забавляли

2)потому что дети помогали развлекать гостей

3)потому что гости видели хорошее развитие детей

5.Какую историю рассказывал папин начальник?

1)как он спас моряка 3)как он спас пожарного

2)как он спас полицейского 4)как он спас офицера

6.Почему Лёля сидела как на иголках?

1)она хотела рассказать свою историю 2)она хотела вставить своё замечание

3)она хотела выйти из-за стола 4)она хотела поговорить с мамой

7.Как она перебила рассказчика?

1) «Это что! Вот у нас во дворе одна девочка…»

2) «Ничего интересного! Вот у нас на улице один мальчик…»

3) «Я знаю историю поинтереснее!»

8.Как на поведение детей отреагировал папин начальник?

1)затрясся от гнева и сказал родителям, что они плохо воспитывают своих детей

2)затрясся от гнева и выскочил из комнаты

3)густо покраснел и ничего не сказал

4)рассмеялся и попросил родителей не ругать детей

9.Как на всё это отреагировал папа?

2)поставил детей в угол

3)лишил их на неделю сладкого

10.Когда он снял свой запрет?

1)через месяц 2)через два месяца 3)через три месяца

11.При каком условии?

1)что они не произнесут ни одного слова

2)что они будут говорить очень вежливо

3)что они не будут ничего сами рассказывать

12.над чьим стаканом мальчик грел масло?

1)над своим 2)над папиным 3)над Лёлиным 4)над стаканом папиного начальника

13.Что произошло с маслом?

1)она упало на брюки папиного начальника

2)оно упало в папин стакан

3)оно упало в стакан папиного начальника

4)оно упало на пол

14.Почему дети не сказали о том, что масло упало в стакан?

1)потому что им было запрещено говорить

2)потому что они испугались

3)потому что им хотелось пошутить

15.Что назвали гости «главным преступлением» детей?

1)что они так пошутили 2)что они стали греть масло над стаканом

3)что они никому ничего не сказали 4)что они потом смеялись

16.Что ответили дети?

1)что они больше не будут 2)что им запрещено было говорить

3)что они не нарочно 4)что ничего особенного не случилось

17.Какие слова папа велел запомнить детям навсегда?

1) «Надо исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют»

2) «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки»

3) «Из всякого правила бывают исключения»

18.Почему папа не стал наказывать детей?

1)пожалел их 2)потому что за глупость не наказывают

2)его уговорила мама 4)их простил папин начальник

Предварительный просмотр:

ТЕСТ по произведению Н.Носова «На горке»

а) В. Бианки

б) С. Маршак

в) Н. Носов

2. Что строили ребята во дворе?

а) снежную крепость

б) горку

в) шалаш

3. Как звали мальчика, который не принимал участия в строительстве горки?

а) Котька Сорокин

б) Котька Скворцов

в) Котька Чижов

4. На чём он решил прокатиться с горки?

а) на санках

б) на коньках

в) на лыжах

5. Чем посыпал мальчик горку, чтобы взобраться на неё?

а) солью

б) снегом

в) песком

6. Сколько раз прокатился Котька с горки после того, как посыпал

её песком?

а) много раз

б) два раза

в) ни одного раза

7. Что Котька сделал сбоку у горки?

а) снеговика

б) ещё одну горку

в) ступеньку

Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 1

ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТИ СТРОКИ?

(выбери правильный ответ)

1.Коровушка, голубушка, дай скорей молока, хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

А) Курочка и петушок

Б) Петушок и бобовое зёрнышко

В) Петушок подавился

2. Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.

А) Водоносы

Б) Случай у колодца

В) У страха глаза велики

3. Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

А) Каша и журавль

Б) Лиса и журавль

В) Лиса и окрошка

4. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

А) Скупая старуха

Б) Находчивый солдат

В) Каша из топора

5. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

А) Гуси – похитители детей

Б) Гуси – лебеди

В) Пропавший мальчик





Top