Причины того, что ребенок ходит на носочках. Почему ребенок ходит на носочках и что делать

Со старшим сыном Алешей мы начали заниматься бегом, когда ему было три года. Сейчас ему одиннадцать, следовательно, наш спортивный стаж - восемь лет. Почему я начал с ним заниматься? В первую очередь потому, что хотелось видеть его здоровым. А кроме того, очень хотелось как можно раньше открыть для него то чувство радости, которое я сам испытывал от выступления в соревнованиях, когда еще активно занимался лыжным спортом.

Наши совместные занятия начались незаметно. Каждый день мы направлялись с ним в детский сад, до которого было примерно 3 км. Ехали на троллейбусе, и от дома до остановки быстро проходили расстояние 400 м. Иногда выходили с опозданием, и приходилось бежать. Стал замечать, что эти пробежки даются Алеше значительно легче, чем я ожидал. Стали бегать уже сознательно, и вскоре почувствовали, что дистанция для нас коротка. Тогда побежали до следующей остановки (примерно 800 м), позднее до третьей (это уже больше километра), и через 2 года, когда ему было 5 лет, мы перестали пользоваться троллейбусом и все 3 км преодолевали бегом-шагом, а то и просто бегом. Вечером повторяли этот путь в обратном направлении. Бегали как бы играя. Алеше это нравилось, и часто он сам предлагал перейти с ходьбы на бег. Во время бега мы все время разговаривали, и по его ответам можно было легко контролировать дыхание. Если ответы становились слегка отрывистыми, темп тут же снижали, но делалось это незаметно для него. Лишь много позднее он научился сам поддерживать темп на пределе «свободного разговора», и только тогда получил разрешение самостоятельно бегать на соревнованиях.

Боясь перегрузить Алешу, я постоянно сдерживал его попытки увеличить скорость, но вскоре понял, что это приносит как раз обратный эффект. Стал позволять ему делать небольшие ускорения, каждый раз проверяя частоту пульса. В спокойном состоянии она у него 70-75 ударов в минуту, при равномерном беге средней интенсивности поднимается до 96-100 ударов, а при ускорениях достигает 120-130. Заметил, что в среднем через 3 мин после ускорения частота уже вновь находится в пределах 100 ударов при простом снижении темпа бега. При резкой остановке частота пульса снижается почти так же, но его субъективные ощущения при этом хуже: дыхание учащается, щеки краснеют, выступает пот. Итак, ускорения я ему разрешаю, но никогда не позволяю после резко останавливаться. Кстати, когда был снят запрет на ускорения, желание ускоряться заметно уменьшилось.

Предвижу вопрос: что же, так весь год и бегали? А если дождь? А зимой? Конечно, при плохой погоде изредка ездили на троллейбусе, а зимой не бегали, но шагом (по возможности быстрым) ходили все время. По выходным дням становились на лыжи и проходили иногда до 15 км. Правда, самостоятельно он проходил 2-3 км, а остальное расстояние шел на буксире, в качестве которого использовались два связанных резиновых бинта. Двигаясь со сравнительно высокой для него скоростью, он привыкал правильно направлять лыжи при поворотах, а на подъемах активно помогал мне, работая палками. Так что нагрузки нам хватало и зимой.

С пятилетнего возраста начали заниматься спортивным ориентированием. Постепенно осваивали чтение карты, работу с компасом, движение по азимуту, учились сличать карту с местностью и другие технические приемы. Продолжаем и сейчас заниматься этим.

Кроме того, мы всегда отдавали должное спортивным играм (футболу, бадминтону, настольному теннису), а дома у нас есть поролоновый коврик, на котором ребята любят кувыркаться, прыгать, делать стойки, мостики и т. д. Таким образом, Алеша хоть и не обладал высокими физическими данными, но рос подвижным, гибким и достаточно ловким.

Шел 1980 г., приближалась Московская олимпиада. В ее честь Калужский облсовет ДСО «Спартак» и клуб любителей бега «Пульс» организовали для всех желающих конкурс под названием «Олимпийская тропа». По условиям конкурса в течение месяца перед олимпиадой по субботам и воскресеньям участники бегут или идут на километраж. Контрольное время - 2 ч. Победители определяются по сумме километров за все дни конкурса. Мы сразу почувствовали, что это как раз то, что нам надо: и соревнование и игра одновременно. В первый день Алеша легко пробежал 10 км. Он был самым маленьким среди взрослых участников, и на него почти сразу обратили внимание. Мнения любителей бега разделились. Одни весело приветствовали его, другие подходили ко мне и убеждали, что в его возрасте так много бегать нельзя.

Так или иначе, но Алеша почувствовал общую доброжелательность. Уважаемые в городе члены КЛВ «Пульс», о которых он раньше только слышал с моих слов, подходили к нему и без тени превосходства, как равному, пожимали руку, поздравляли с успехом. Что это значило для семилетнего мальчика, объяснять по-видимому не требуется. В последующие дни у Алеши появился на тропе друг-соперник 9-летний Витя Орлов, отец которого тоже участвовал в конкурсе. Вдвоем мальчики пробегали уже по 15-16 км, из которых только 3-4 км шли шагом. После каждого дня бега проводил тщательное медицинское обследование сына. По моим наблюдениям, все было нормально, у него жалоб тоже не было. После бега в субботу он за сутки успевал полностью восстановиться и в воскресенье бежал не хуже, а иногда и лучше, чем накануне. Бегал по-прежнему с удовольствием.

Всего Алеша пробежал 128 км за 8 беговых дней. По окончании конкурса он прошел медицинское обследование в Калужском областном врачебно-физкультурном диспансере. Оно подтвердило, что состояние здоровья хорошее: данные анализов, электрокардиограмма, давление крови - в норме, противопоказаний к занятиям бегом нет. С тех пор медосмотры мы проходим регулярно весной и осенью.

В сентябре того же года мы приняли участие еще в одном замечательном соревновании - IV пробеге памяти С. П. Королева в подмосковном Калининграде. Решили для начала вместе пробежать дистанцию 10 км. Тогда-то Алеша впервые почувствовал, что бежать не только интересно, но и трудно. Сначала все шло нормально. С общего старта уходим одними из последних, но постепенно улучшаем свою позицию. На втором километре замечаем невдалеке похожую на нас пару. Как потом узнали - Алексей Лукаш с девятилетним сыном Сергеем. Бегут легко, спокойно. Видно, что бегать привыкли, могут и побыстрее, но отец считает, что быстрее пока не нужно. Несколько километров бежим вместе, но на седьмом километре Алеша начинает уставать. Немного снижаем темп. Лукаши уходят вперед. Алеша начинает злиться, но сил от этого не прибавляется, скорее наоборот. Говорит о желании остановиться и сойти, Я соглашаюсь, но предупреждаю, что через несколько минут он отдохнет и будет очень жалеть, что не добежал до конца. «К тому же, - говорю, - на твоей майке написано «Калуга». Подумают, что калужане такие уж слабаки?» Он задумался и говорит: «Ладно, попробую продержаться». Бежим медленно, постепенно становится легче, вот уже скорость почти прежняя. На финише Алеша ускоряется, я его рывок как бы не замечаю, и он, страшно довольный, обгоняет меня на два шага. Вскоре он мне говорит: «А знаешь, если бы мы сошли, я бы действительно очень пожалел».

Вот так прошли первые четыре года наших занятий бегом, и, как мне кажется, значение этих лет трудно переоценить. Бег стал для Алеши увлечением, дал ему хорошее здоровье и работоспособность, а кроме того явился очень хорошей формой воспитания. Об этом мне хотелось бы сказать подробнее.

Рассказывая о наших первых пробежках, я часто упоминал о том, что мы разговаривали во время бега. Как я понял позднее, разговор на бегу оказался важен не только для контроля дыхания. Еще важнее оказалось то, как сын воспринимал содержание этих разговоров. Говорили о многом, чаще всего приходилось отвечать на его бесконечные «почему?», говорили о жизни, о технике бега (и тут же пробовали применить это на практике), шутя выучили таблицу умножения, азбуку Морзе, научились определять расстояние по числу шагов и многое другое. Любопытно, что на бегу все это постигалось им необыкновенно легко и все это он до сих пор хорошо помнит. Много говорили с ним о честности в спортивной борьбе, об уважении к сопернику, о чувстве команды, о спортивном патриотизме и его примерах. На бегу он особенно остро воспринимал рассказы о том, как в 1954 г. «терпел» на дистанции 50 км лыжник В. Кузин, как в борьбе с К. Чатуэем и Г. Цири проигрывал и все же побеждал В. Куц, как почти без сознания в страшной жаре бежал X. Пярнакиви, как боролись на олимпиадах В. Веденин и В. Капитонов.

Конечно, не обходилось и без обсуждения отрицательных примеров. Я всегда старался узнать его собственное мнение. И вот стал замечать, что, отдавая должное героям спорта, Алеше больше импонируют те спортсмены, которые в трудные для своей команды время оставались до конца верными ей, или те, которые помогали сопернику на дистанции, хотя сами из-за этого проигрывали. Хорошо, думал я, если такие примеры станут для Алеши главными на всю жизнь. Ну а пока приятно уже то, что он думает об этом.

Вообще мне кажется, что в трудной беговой обстановке появляется необыкновенная легкость восприятия и эффективность воздействия слова. Например, одно дело твердить о вреде курения, и совсем другое - сказать об этом тогда, когда дорог каждый глоток воздуха.

Так что, дорогие папы и мамы, подумайте над таким способом внушения нужных мыслей. Я, по крайней мере, почувствовал большое воспитательное значение тех разговоров немного позднее, когда он пошел в школу.

Как у всех, начало учебы вызвало некоторые трудности с режимом дня. Но мальчик довольно быстро привык к новому режиму. Более того, он вдруг проявил интерес еще и к музыке (в семье у нас до него музыкантов не было). Проверили способности, оказалось, кое-что есть. Стал проситься в музыкальную школу. Разрешили готовиться, но с условием, чтобы это не помешало основной учебе. Обещал и слово держит: сейчас в обеих школах учится отлично. Уроки готовит сам, без напоминаний (считаю, что сказались разговоры о честности спортивной борьбы), немного ревниво, но доброжелательно и без зависти относится к успехам товарищей (уважение к сопернику), радуется успехам своего класса и сожалеет при неудачах (чувство команды).

Бегать мы продолжаем, но теперь уже не каждый день. Вместе бегаем примерно 3 раза в неделю. Дистанции от 7 до 15 км. По выходным дням - на «Олимпийскую тропу» или участвуем в каком-нибудь пробеге в Калуге или в области. Теперь уже бегаем раздельно - каждый в свою силу и на свою дистанцию. Алеша пока в соревнованиях больше 10 км не бегал, но на «Олимпийской тропе» уже преодолевал и 30 км. Медицинская проверка после этого снова показала нормальное состояние организма.

Тренировка у нас рассматривается как подготовка к какому-либо конкретному пробегу. Это интереснее, чем тренироваться вообще, без видимой цели. О пробегах мы знаем заранее: из календаря КЛБ «Пульс». Главным стартом года считаем пробег памяти С. П. Королева в Калининграде, где стартовали уже четыре раза. Этот пробег, проводимый КЛБ «Муравей», считаем образцом организации соревнований для любителей бега. Кстати, до сих пор это был единственный пробег, где на дистанции 10 км официально допускались участники в возрасте до 10 лет, и стоило видеть, с каким удовольствием бежали там малыши и как много их там было.

Ну а теперь специально для тех, кто не согласен с таким способом воспитания, приведу результат другого (облегченного) варианта.

Дочь Юля на два года младше Алеши. Ходила в детский сад, расположенный рядом с домом, так что бегать было незачем. Однако в шесть лет и она заявила: «Вы все бегаете, а я?» Стали брать и ее. Конечно, бежать за нами она не могла, но мы ее и не подгоняли. Алеша убегал вперед, возвращался, а мы с Юлей бежали и шли вместе. Стали брать ее на «Олимпийскую тропу», и, оказалось, не зря, В 1981 г. именно ее 105 км (из общих 790) обеспечили победу нашей семейной команде. Но главное не в победах, а в том, что и она полюбила бег. Сейчас, в 9 лет, девочка пробегает без остановки не больше 6 км, но бегом-шагом проходит и до 15 км. Мы с ней не делаем никаких волевых усилий: бежим только в том случае если есть желание. Контроль обычный: по дыханию и пульсу. Бегает один раз среди недели и по выходным дням. В соревнованиях (кроме конкурса) еще не участвовала. Зимой ходит с нами на лыжах. За счет буксировки ходим довольно быстро и много (16-17 км). Воспитанием на бегу я с ней стал заниматься позже только потому, что еще не видел результатов невольного эксперимента с Алешей. Кстати, Юля очень любит бегать со мной именно из-за возможности поговорить. Занимался я с ней меньше, и примерно пропорциональны этому ее школьные успехи. Второй свой учебный год она заканчивала с одной четверкой, и в музыке успехи довольно скромные, зато очень общительна и любит выступать в художественной самодеятельности. Замечаний по поведению нет. Немного рассеяна и нуждается в большем контроле.

Доволен ли я своими детьми? Пока доволен. Они не капризны, редко болеют, охотно помогают в домашних делах, хорошо учатся при минимальном контроле с нашей стороны. И все же забот с ними немало, как и со всеми детьми - недостатков у каждого из них хватает. Будут ли они хорошими спортсменами? Если захотят, то будут. Но этот вопрос пусть решат сами, когда подрастут. Я же хочу вырастить их просто здоровыми, жизнерадостными людьми, любителями бега, лыж и ориентирования. Пусть любят эти виды спорта всю жизнь, и пусть будут счастливы.

Ну а если вы, дорогие родители, решили тоже использовать такой способ воспитания, то позвольте предупредить вас о двух подводных камнях, которые могут вызвать крушение корабля ваших надежд. Первый - родительское тщеславие. При малейших успехах родителям может показаться, что их ребенок способен на большее, и возникает большой соблазн форсировать его подготовку. Ребенка нельзя заставлять бежать быстро. Пусть бежит как хочет, лишь бы хотел. Не нужна слава, нужны здоровье и радость. Второй камень - «медные трубы», испытание славой. Легко получаемые призы и грамоты «самому молодому участнику» или «за участие в...» легко могут вскружить голову юному победителю, и тем болезненней будут переноситься неизбежные в будущем поражения. Сколько таких юных чемпионов не только не стали хорошими спортсменами, но и вообще не остались в спорте. Я считаю, что уже с самого начала нужно учить ребенка объективно оценивать свои достижения и обязательно учить его проигрывать достойно, подобно тому, как в борьбе самбо учат сначала правильно падать, а уж потом всему остальному.

Итак, нужно ли самим родителям заниматься с детьми бегом? Считаю, что нуясно. Вижу это и по своему личному опыту и по наблюдениям за детьми, отцы (а иногда и матери) которых поступают так же. Уверен даже в большем: кроме родителей, это и делать-то некому - спортшколы любят получать подготовленных бегунов, а не новичков.

И последнее. Начиная с детьми «играть в бег», родители получают превосходный стимул для собственных занятий бегом, как произошло, например, со мной.

Детям свойственно вести достаточно активный образ жизни, при котором нет минуты свободного времени. По данной причине многие взрослые считают лишним участие в спортивной жизни ребенка, которая и без того насыщенна событиями. Однако иногда все-таки стоит задуматься о качестве в ущерб количеству, в особенности в случае со спортивным воспитанием. Речь о беге. Любой ребенок любит быстро бегать и игры в догонялки, но лишь единицы делают это правильно. А неверная техника бега, в свою очередь, способна отрицательным образом сказаться на здоровье. Вследствие этого, целесообразно научить ребенка правильно бегать, чтобы данный этап в его развитии стал не только интересным, но и полезным.

Основы бега

Когда ребенок учится бегать нужно обьяснить ему, что основой любого вида бега является дыхание , в соответствии с которым определяются скоростные и временные показатели тренировок. Ритмичность движения обуславливается темпом самого бега:

  1. Прогулочный бег. В данном случае на вдох и выдох должно приходиться по 4 шага.
  2. Бег умеренной интенсивности. При ускорении темпа соотношение шагов снижается до 3.
  3. Быстрый бег . Максимальный темп предполагает максимально быструю вентиляцию легких. В таком случае на вдох и выдох должно хватать по два шага.

Дети, не достигшие школьного возраста должны учиться бегать в быстром ритмичном темпе с хорошей координацией верхних и нижних конечностей. Важно менять техническую и типовую составляющие бега соответственно имеющимся условиям:

  • по неровной поверхности темп должен быть замедленным;
  • при поднятии в гору — бег должен осуществляться посредством мелких шагов, при спуске — широких.

Бег в игровой форме требуют способности резкой смены темпа и интенсивности. Верно выполняемый бег обуславливается небольшим наклоном корпуса вперед и прямым взглядом. Движения согнутых рук и плечей должны быть незажатыми, пальцы находятся в полусогнутом положении.

Виды бега для детей

Ребенка можно научить следующим техникам бега, которые станут полезными для его здоровья:

1. Бег с поднятием колен вверх

Такая разновидность бега всегда комбинируется с пешей ходьбой или простой пробежкой. Техническая сторона сводится к следующему:

  • нога в согнутом положении поднимается соответственно прямому углу, после чего на пол ставится носок стопы;
  • шаг должен быть коротким;
  • голова должна быть в высоко поднятом положении, корпус — прямым, немного наклоненным назад;
  • руки должны лежать на поясе.

Продолжительность такого занятия составляет 10-20 секунд.


2. Бег на носочках

Такая техника предполагает отсутствие касания пола пятками. Бег осуществляется посредством коротких шагов. Руки должны находиться в поднятом положении или располагаться на поясе. Длительность тренировки аналогична предыдущей — 10-20 секунд.


3. Бег с использованием широкого шага

Суть такого бега заключается в усилении толчка и увеличении продолжительности полета. Это выглядит, будто ребенок совершает прыжки. Данный тип бега делает возможным использование различных гимнастических снарядов в виде палок, мячей и скакалок . При этом должна соблюдаться дистанция в 10-20 метров.

4. Бег с отведением согнутой ноги

Такая техника бега также разбавляется классической пробежкой. После наклона вперед нога в согнутом положении по завершении толчка направляется назад. Одновременно с этим, необходимо доставить до ягодицы пяточной частью стопы. Местоположение рук — пояс. Длительность тренировочного процесса в среднем равна 15 секундам.

5. Перекрестный бег

Нижние конечности в практически прямом положении захлестываются перекресток. Когда производится постановка ноги на поверхность , должна задействоваться стопа.

6. Бег с прыжками

Такой бег выполняется в энергичном темпе, сопровождаясь широкими движениями. Толчок выполняется в верхнем и переднем направлениях.

7. Быстрый бег

Тренировка характеризуется быстрым темпом с использованием широких и стремительных шагов. При этом корпус должен быть направлен вперед. Важно соблюдать прямое положение головы, а также развернутость и отсутствие напряжения в плечах. Нога,осуществляющая толчок, после отталкивания полностью выпрямляется, а нога, совершающая маховые движения, выносится в верхне-переднем направлении. Руки должны совершать активные движения, совпадающие с тактом ног.

Быстрый бег актуален в соревновательных тренировка х. Его продолжительность может составлять 8 секунд. Повторы можно совершать до 5 раз , чередуя их с отдыхом.


Польза бега

И в завершении хочется обратить внимание на пользу , которую несёт бег для детского организма:

  1. Развивается система дыхания.
  2. Увеличивается объем легких, пропадает одышка .
  3. Происходит укрепление системы сердца и сосудов .
  4. При нагрузках физического типа уменьшается сердцебиение, и повышается выносливость.
  5. В правильном направлении формируются все мышечные структуры.
  6. Регулярные занятия бегом способствуют нормализации и улучшению качества сна.
  7. Повышается аппетит. При этом важно следить за здоровым питанием.
  8. Организм очищается от вредных компонентов.
  9. Кровь, насыщаясь кислородом, быстрее бежит по сосудам, что способствует улучшению питания всех органов и тканей.
  10. Улучшается мозговая деятельность.
  11. Повышается устойчивость к стрессовым и депрессивным состояниям.

При регулярных тренировках и следованию приведенных рекомендаций можно быть уверенными в здоровье и крепком иммунитете ребенка.

Видео. Тренировка детей по легкой атлетике

Иногда, глядя на своего малыша, родители озадачиваются: почему ребенок ходит на цыпочках? Такая ситуация встречается и в 1 год, и в 3 года. На это необходимо обращать внимание. Кроме безобидной привычки подобная манера передвижения может быть признаком нарушений здоровья. Для уверенности лучше обратиться к неврологу, который определит, что делать и нужна ли крохе помощь.

Почему дети могут передвигаться на носочках?

На хождение на носочках может влиять возраст. В 1 год ребенок только учится свободно передвигаться, ходить и бегать. Он изучает возможности своего тела, пробует разные движения. Бывает, что первые шаги карапуз делает правильно, но в 2 года встает на цыпочки. Обычно если крохе еще нет 3 лет, то вполне вероятно, что это просто этап развития, особенно если в остальном он выглядит здоровым и хорошо развивается. Постепенно такой период пройдет самостоятельно, и малыш будет опираться на полную стопу. Но к врачу стоит обратиться, чтобы вовремя начать исправлять возможные проблемы в случае необходимости. Тогда можно будет обойтись меньшим количеством процедур – вероятно, поможет массаж.

Причины, по которым ребенок может ходить на цыпочках

  • Неравномерное напряжение мышц. Бывает, что проходит само собой, но нередко необходим массаж, плавание и другие процедуры. Часто возникает из-за родовых травм, тазового предлежания, гипоксии. Нередко проявляется еще до того, как малышу исполнится 1 год.
  • Ребенок пытается выглядеть выше, привлечь к себе внимание или просто дотянуться до чего-то. В таких случаях он скоро начинает становиться на всю стопу.
  • Излишняя активность, попытка выплеснуть энергию. Такому малышу необходимо больше активных подвижных игр, возможно, спортивные или танцевальные кружки, многие из них подходят для детей, которым 3 года.
  • Подражание (например, после увиденного по телевизору балета) или попытка изобразить походку на высоких каблуках.
  • Возможно, малышу некомфортно ходить: пол холодный или на нем крошки, на которые больно наступать.
  • Кроха много времени провел в ходунках и ставит ногу таким образом по привычке.



Почему вредно ходить на цыпочках и какое лечение необходимо?

Что делать, если ребенок ходит на цыпочках? Родителей нередко интересует, можно ли пустить ситуацию на самотек. На самом деле достаточно часто малыш, который в 1 год ходит неправильно, в 2 года или 3 года исправляется. Но лучше контролировать этот процесс, так как в некоторых случаях возможны неприятные последствия: нарушения осанки, заторможенное физическое развитие, косолапость, кривошея. Нагрузка на позвоночник распределяется неравномерно, это влияет на работу внутренних органов. Желательно показаться ортопеду после того, как кроха начал ходить. Если малыш ставит ножку неправильно, то врач может порекомендовать придти на прием и в 1.5, и в 2 года. При постоянном хождении на цыпочках пятка не задействована, передняя часть стопы начинает развиваться слишком сильно, икроножная мышца работает неправильно. В итоге нарушаются функции опорно-двигательного аппарата.

Начинать решение проблемы необходимо с посещения врача. Невролог может назначить дополнительные обследования и выяснить, есть ли причина для беспокойства, если ребенок 3 лет ходит на цыпочках. Далее, если нужно, он подберет лечение и даст рекомендации, что делать. Иногда вполне достаточно выполнять массаж в домашних условиях, временами приходится заниматься комплексной терапией. В нее могут входить следующие процедуры.

  • Парафинотерапия . Марлевые повязки пропитываются парафином, ребенок некоторое время должен в них посидеть.
  • Электрофорез . Назначают, если мышцы чрезмерно напряжены, присутствует гипертонус.
  • Лечебный массаж и гимнастика . Профессионал разминает и растягивает нужные мышцы. Кроме того, занятия полезно проводить и дома.
  • Хвойные или травяные ванночки для расслабления.
  • Плавание .

Определенные процедуры имеют противопоказания, массаж и гимнастика для малышей в 1 год и в 3 года могут отличаться, поэтому только специалист сможет сделать назначения и подробно рассказать, что делать и как. В некоторых случаях для успеха требуется медикаментозное лечение.



Массаж и физические упражнения

Если нет серьезных причин, которые вызывают ходьбу на носочках, то через некоторое время крохе будет удобнее опираться на всю стопу. Но родители, которые думают, что делать в таком случае, хотят помочь своему малышу, а не сидеть сложа руки. Вполне можно делать гимнастику и массаж дома. Если же есть мышечная дистония, вызванная гипоксией (кислородным голоданием) или родовыми травмами, то кроме процедур у специалистов домашние занятия просто необходимы. Существенную пользу они приносят детям любого возраста – и в 1 год, и в 3 года.

Но массаж следует делать правильно, учитывая причины проблемы. Очень часто ответ на вопрос, почему ребенок ходит на носочках, - мышечная дистония. Тонус при ней может быть как повышен, так и понижен. Упражнения должны быть соответствующие. Массаж может быть расслабляющим при гипертонусе или тонизирующим при гипотонусе. Нажатие должно быть достаточно сильным, уверенным, но при этом комфортным для крохи.

Важно ежедневно проводить разминку стопы. Для этого нужно уложить кроху на спинку, поднять ножку к животу, взять стопу в руку и осторожно двигать ею в стороны и по кругу. Еще одно упражнение - выписывать на подошве малыша цифру 8. Заниматься можно и на фитболе - поставить карапуза на него и перекатывать, чтобы он делал шажки. Удобнее делать это вдвоем - один придерживает кроху, а другой двигает мяч. Такие упражнения особенно хороши для совсем маленького ребенка, которому 1 год или около того.

Детям, которым уже 2 года и больше, полезны активные занятия. Например, ходить на пятках или на ребре стопы, приседать, удерживая пятки прижатыми к полу. Отлично влияет на мышцы плавание. Хорошо действует ортопедический коврик. Его можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно, нашив пуговицы разного диаметра на плотную ткань. Ходьба по такой поверхности замечательно стимулирует нервные окончания, поэтому прогуливаться по нему стоит каждый день. Ребенка следует заинтересовать, чтобы занятия его не утомляли, а воспринимались как занимательная игра.



С заботой о здоровье ребенка

Если малыши ходят на носочках постоянно или присутствуют другие нарушения, то необходимо носить специальную ортопедическую обувь. Начинать лучше до того, как крохе исполнился 1 год, с первыми шагами. Очень важно, чтобы она была правильной, с жестким задником, четко фиксировалась на ножке с помощью застежек или липучек. Ведь до 3 лет стопа и мышцы только формируются, исправить что-либо у ребенка, которому 2 года, гораздо проще, чем у старшего.

Родители должны следить за здоровьем своего малыша и знать, что делать в той или иной ситуации.

Не следует допускать следующие ошибки при лечении.

  • Прекращать занятия после первых успехов. Тонус вряд ли уйдет сам, если не пройти курс лечения полностью, то велика вероятность, что ребенок скоро снова станет на цыпочки.
  • Не считать нужным заниматься и делать массаж, если ребенок начал ходить правильно, но бегает на цыпочках. Чтобы ситуация не вернулась к исходной точке, необходимо выполнять назначения врача.

Столкнуться с тем, что ребенок предпочитает вставать на цыпочки, можно и в 1 год, и в 2 года, это распространенное явление до 3 лет. Зная, почему ребенок ходит на носочках, можно добиться нормальной походки. Причины поможет определить врач-невролог, он же назначит лечение: специальный массаж и гимнастику, медикаменты, другие процедуры. Доктор даст рекомендации, что делать родителям, какие упражнения выполнять дома. Если же нет сложностей со здоровьем, а достаточно большой карапуз таким образом проявляет характер, то взрослые в мягкой форме могут объяснить ему, что это выглядит некрасиво. В 3 года он вполне способен это понять и приложить усилия, чтобы исправиться. Терпение и родительская любовь помогут достичь успеха.

Хотела спросить совета. У нас маленький ребенок. Муж приходит домой поздно - малыш ждет, когда папа вернеться, мы вместе ужинаем и спать..Но дело в том, что сын очень "бурно" и радостно реагирует на приход папы, которого весь день не видел- поэтому от радости начинает перебегать из комнаты на кухню из длинного коридора (он просто в силу своего подвижного характера не ходит, а бегает). Так вот, стал к нам приходить сосед этажом ниже (причем, его квартира не прямо под нашей, а как-бы по-диагонали).(да, к слову, соседи, что живут конкретно под нами, никогда нам ничего не высказывали, что мы сколько-нибудь шумим, а вот этому, который по-диагонали,жить, видите ли, не даем..) Так вот, он требовал, чтобы беготня поздно вечером была прекращена- а то ему мешает это заснуть. На что мы сказали- конечно, мы его прекрасно понимаем и со своей стороны постараемся сделать все, чтобы малыш наш ходил, а не бегал.
Но, к сожалению, как понимаете- ребенок он и есть ребенок. Не понимает он, как взрослые люди. Ну не объяснишь ему, почему днем, пожалуйста, сколько хочешь- бегай, а вечером - ни в коем случае. Очень часто он не реагирует на просьбы не бегать. Поэтому иногда бывает, что пробежит разок-другой по коридору..
И вот вчера муж опять поздно вернулся. Было 00.15 ночи.Ну и малыш, как всегда.
Сосед тут же прискакал, стал в дверь названивать. Орал, что ведь он уже один раз просил нас.
Говорил, что его не волнует, что мы обязаны его уговорить и т.п. Пытались мы ему объяснять, что это ребенок, и не может он как взрослый все понимать и т.п. В таком случае он стал угрожать, что будет нам трезвонить назло в дверь и в 3, и в 5 ночи и т.п.- чтобы нам несладко было. Сказал, что в милицию будет обращаться.
Ну что тут делать? Ну не может мой ребенок рано засыпать, и что мне его теперь лупить, избивать за то, что он пробежит из кухни в комнату? Что, когда младенцы плачат по ночам, какой-нибудь недовольный соед придет и скажет "заткните как хотите вашего ребенка"?
Я и так каждый раз слежу за ним вечером, он ни кричит, не плачет- все тихо, проблемы только в его беготне. И человеку старалась идти на встречу как могла. А он в ответ- ничего не желаю знать и понимать, чтоб не бегал и все.. И еще угрожает. Нам что, теперь нормально по своей квартире передвигаться нельзя? Мы же в конце концов не сверлим, не стучим, не орем, не музыку слушаем.. Что, теперь до смерти ребенка избить, чтобы угодить соседу, который, как он сам как то оговорился, слышит даже как вилки в розетки соседи вставляют.
Честно говоря. как мне кажеться, если еще раз явиться- лучше, наверно, самой вызвать милиию- наверняка они у виска покрутят на этого соседа.

Как, по-вашему мнению,мне поступить. Или я, может, в корне не права, и должна излупить ребенка и запугать чем-то до смерти, чтоб не бегал?
Пожалуйста, посоветуйте и рассудите!
Заранее всем спасибо! Екатерина.

Если ребенок во время ходьбы не полностью наступает на всю стопу, а передвигается на носочках, многие родители начинают переживать по такому поводу. Может ли ходьба на цыпочках быть симптомом какого-то опасного заболевания, до какого возраста такое передвижение считают нормой и что делать родителям, если малыш уже долгое время ходит на носочках?



Причины

До 3 лет

Малыш, который только обучается навыку ходьбы, довольно часто становится на носочки. И если ребенку еще не исполнилось трех лет, беспокоиться не нужно.

Для ребенка в 1 год и в 1,5 года эпизодическая ходьба на цыпочках – абсолютно нормальное явление.

Если мама взяла за руку малыша 2 года, а он начал ходить на носочках, поводов для переживаний тоже нет. Ведь пока крохе не исполнилось 3 года, он еще только учится ходьбе и улучшает этот навык. Многие детки пробуют ходить разными способами, пока не научатся это делать правильно. И одним из таких способов имеет право быть ходьба на носочках.



Хождение на носочках до 1,5 лет не является поводом для беспокойства

Чаще всего ребенок становится при ходьбе на носочки из-за неравномерного напряжения мускулатуры ног, которое называют мышечной дистонией.

Другими причинами ходьбы на цыпочках бывают:

  • Частое пребывание в ходунках. Кроха учится делать первые шаги на пальчиках и потом научиться ставить стопы по-другому ему бывает сложно.
  • Высокая активность. Малыш полон энергии и прямо бегает на носочках.
  • Жажда познания и любознательность. Кроха стремится быстрее вырасти и периодически становится на носочки.
  • Подражание маме, которая ходит на каблуках. Также ребенок может увидеть балерин и пробовать ходить, как они.
  • ДЦП. В случае такой причины ходьбы на носочках у ребенка будут присутствовать и другие симптомы данного заболевания.
  • Родовая травма. Она может повлиять на работу мозга малыша, но, как правило, данную причину выявляют и лечат задолго до первых шагов.
  • Пирамидная недостаточность. Так называют нарушения работы той части нервной системы, которая отвечает за передвижение тела.
  • Психологические проблемы. Когда в семье малыша что-то не ладится, кроха ощущает внутренний дискомфорт и начинает ходить на носочках подсознательно, будто крадется.

Более взрослые дети

Если ребенок в 4 года, 5 лет или старше продолжает ходить на носочках, причиной может быть неврологическая болезнь.

В случае хождения на носочках ребенка старше 4 лет покажите его неврологу

Кроме того, дети старше трех лет могут ходить на цыпочках по следующим причинам:

  • Стараются привлечь к себе внимание.
  • Копируют кого-то.
  • Пытаются выглядеть выше.

Случается, ребенок приподнимается на носочки, когда к чему-то дотягивается, не хочет на что-либо наступить или замерз. Эти причины не должны вызывать беспокойства.



Что делать?

Родителям, которые переживают из-за постоянной ходьбы своего малыша на носочках, стоит обратиться к невропатологу. Специалист определит, нет ли у крохи других симптомов, указывающих на неврологические патологии, а также в случае необходимости назначит обследования. Будьте готовы во время визита к врачу ответить на такие вопросы:

  1. Каким было течение беременности и не было ли проблем во время родов?
  2. Не было ли у малыша во время внутриутробного развития и процесса родов кислородной недостаточности?
  3. Малыш становится на носочки во время ходьбы постоянно или эпизодически? В каких обстоятельствах он начинает ходить таким образом?
  4. Есть ли помимо ходьбы на цыпочках другие симптомы, которые вас настораживают?

Если ходьба на цыпочках связана с дистонией мускулатуры, ребенку нужно обеспечить возможность больше двигаться – вставать, лазать, ползать, ходить на четвереньках, ходить по-утиному, по наклонных и мягких поверхностях, босиком.



Активные игры с малышом всегда приветствуются

Также в зависимости от причины ходьбы на носочках ребенку могут посоветовать:

  • Физиотерапию.
  • Электрофорез.
  • Ванны с травяными настоями (используют ромашку, череду, пустырник , лаванду).
  • Лечебную гимнастику.
  • Парафиновые сапожки (у процедуры есть свои противопоказания, поэтому назначать ее должен лишь врач).
  • Плавание.
  • Правильный подбор ортопедической обуви (обратите внимание на наличие жесткого задника и фиксации подъема стопы липучками или шнуровкой).



Специальная ортопедическая обувь должна быть назначена ортопедом

Нужен ли массаж и как его делать?

Большинству малышей, чьи мамы жалуются на ходьбу на цыпочках, рекомендован массаж, который можно проводить как в лечебном учреждении, так и в домашних условиях. Во время массажа маме следует:

  1. «Рисовать» на стопе крохи большим пальцем «восьмерки».
  2. Поглаживать ножки ребенка, начиная от кончиков пальцев до бедер.
  3. Большими и указательными пальцами разминать икроножные мышцы малютки.
  4. Двигать стопы от себя, а потом на себя.
  5. Катать ребенка на фитболе так, чтобы малыш шагал по мячу.
  6. Встряхивать стопы малютки.
  7. По отдельности массировать каждый пальчик.
  8. Поколачивать детскую стопу тыльной стороной пальцев.



Массаж стоп рекомендуется малышам, которые ходят на носочках

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр называет хождение на цыпочках нормой для детей младше двух-трех лет и утверждает, что через этап ходьбы подобным образом проходят почти все малыши, когда осваивают навык ходьбы, особенно, если ребенок часто бывает в ходунках. Популярный врач отмечает, что пристальное внимание данному симптому уделяют из-за его связи с некоторыми опасными неврологическими заболеваниями. Однако в ситуациях, когда ходьба на носочках не сопровождается симптомами нарушения работы нервной системы, по словам Комаровского, ничего предпринимать не требуется.

Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.




Top