Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература

Жаровая система древнерусской литературы подвергалась изменениям, особенно это заметно в литературе XVI-XVII веков. При этом жанры церковной книжности были более устойчивыми, меньше подвергались трансформации, когда как жанры светской литературы под влиянием фольклора и деловой письменности значительно изменились по форме.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства.

2. Литература XII - начала XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала.

3. Литература XIII - середины XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Характеризуется развитием традиций домонгольской литературы.

4. Литература XIV - начала XV века. Этот период носит название литературы «Предвозрождения».

5. Литература середины XV - первой половины XVI века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения.

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

7. Литература XVII века как литература «переходного века».

3. Пути становления русской литературы XVIII века. Формирование её национального своеобразия

Литература XVIII века не разрывает внутренние связи петровской России с допетровской Русью, подготовившей реформы Петра. Европеизация начала XVIII в. – закономерный процесс единого исторического развития.

Г.А. Гуковский отметил, что литература нового века «попадала в сферу действия старых традиций, переданных современникам Тредиаковского и Ломоносова еще XVII веком и петровской эпохой ». В итоге – родилась «оригинально-русская» литература нового века.

Д.С. Лихачев доказал органичное освоение культурных и эстетических ценностей Запада на всем историческом пути России, отметив устойчивые традиции русской литературы для нового XVIII в.

Новая эпоха, унаследовав представление о высокой общественной роли литературы , освобождаясь от деловых и церковных задач, она обрела самостоятельность и, выдвигая важные социальные проблемы, завоёвывала прочное положение в духовной жизни общества. Связь с современностью усиливала патриотическую доминату, способствовала формированию национального самосознания. В дальнейшем роль литературы в русском обществе возрастала.

Стремление использовать литературу для нужд государства, опиравшееся на национальную традицию , отличало и Петра I. Он проявлял практический интерес к литературе, приближал к себе талантливых писателей (например, Феофана Прокоповича). Постепенное освобождение от церковного влияния укрепило общественное положение новой литературы. Реформы Петра, идея преобразования определяли постижение литературой просветительских идей - концепции просвещенного абсолютизма. В этом и состоит коренная особенность характера овладения европейского опыта Россией , в сложном движении формировалась политическая и эстетическая национально-самобытная мысль.

Концепция просвещенного абсолютизма подтверждала возможность прихода просвещенного монарха , способного осуществить необходимые обществу преобразования, подсказанные мудрым и человеколюбивым философом. В России данная политическая концепция пришлась по душе, потому что Петр I для большинства олицетворял данного мудрого монарха .

Этим объясняется и тот факт, что русские мыслители и писатели на протяжении более века - от Феофана Прокоповича до Пушкина включительно утверждали теорию просвещенного абсолютизма, так как опирались на реальный, запечатлённый историей опыт Петра-преобразователя.

Просветительская идеология придала современный облик традиционным ценностям русской литературы. В эпоху форсированного строительства русского централизованного государства в литературе преобладают государственные и социальные темы, бурно развивается публицистика . Публицистичность проникает в разные жанры литературы, придавая ей учительный характер . Учительность – одна из унаследованных черт русской литературы приобрела дополнительное качество: русский писатель в соответствии с концепцией просвещенного абсолютизма выступал в роли гражданина, осмеливаясь учить царствовать очередного монарха. Ломоносов учил царствовать Елизавету, Новиков и Фонвизин - сначала Екатерину II, а потом Павла I (когда он был еще великим князем), Державин - Екатерину II, Карамзин - Александра I, Пушкин после разгрома восстания декабристов - Николая I. Публицистичность – преобладающая особенность русской литературы XVIII в., определяет её художественное своеобразие.

Важнейшей и принципиальной особенностью новой литературы является то, что она создаётся усилиями индивидуальных авторов. В обществе появился новый тип писателя , чья литературная деятельность определялась его личностью, это явление не только порождено XVIII в., а было подготовлено в XVII веке.

Интерес к личности в целом , к внутреннему миру героев и судьбе самого автора, в частности, появился ещё в Древней Руси (примерно 14 в.). Читатели хотели знать биографию писателя , присущие ему взгляды, его миропонимание, влиявшие на стиль повествования. Всё бо льшее место в литературе занимает автор как самостоятельная личность, в XVII в. формируется представление о человеческом характере , усиливая роль автора и героя одновременно. Многие писатели этого века уже сообщали читателю важные сведения о себе, знакомили со своей биографией. Яркий пример – «Житие» протопопа Аввакума , первый опыт создания сложного, духовно богатого характера человека.

Русская литература «перенимала» эстетический опыт мировых литератур, в кратчайший срок желая «сравняться», чтобы «превзойти» их в раскрытии общечеловеческого и своего русского.

Эпоха Возрождения, ознаменованная небывалым расцветом культуры, оказала колоссальное влияние на духовную и идеологическую жизнь человечества. «Изумленный запад» увидел новый мир, когда были произведены археологические раскопки древней Помпеи (середина 18 в.).

Возрождение в России не совпало с общеевропейским. Существует мнение (Д.С.Лихачев), что Россия в конце XIV и в XV вв. переживала свое Предвозрождение . Но «русское Предвозрождение не переросло в Ренессанс ». С исторически обоснованным отставанием Россия по-своему приступила к осуществлению того, что было уже исполнено на Западе. Русское искусство активно решало общевозрожденческие проблемы.

Прежде всего – проблема отношения к античной культуре и освоения её эстетического опыта .

Термин «Возрождение» символизирует конец эпохи средневековья – это открытие человечеством для себя богатого мира языческой античности в пору господства церкви и теологического мировоззрения. Возрождаемая античность послужила фундаментом создававшейся новой гуманистической культуры . Возникший в то время интерес к искусству, философии, литературе Греции и Рима бурно разовьётся в последующие столетия. Изучение античного мира станет повсеместным. Искусство нового времени, обогащённое опытом греческих и римских мастеров, на многие века усвоило и закрепило сюжеты античной мифологии, создало арсенал общих образов и общего языка искусства. Философия античности даёт толчок развитию материализма и идеализма нового времени. Древние историки окажут огромное влияние на характер изображения событий и людей. Книга Плутарха «Сравнительные жизнеописания» повсеместно и во все времена будет воспитывать героев, готовых ценой своей жизни защитить свободу и независимость отечества.

Античность осваивают и те народы, у которых не было Возрождения как особой стадии культурного развития. Каждая нация и страна обращалась к античности в своё время. Россия обратилась к античности в начале XVIII в. До той поры господствующее место в переводной литературе занимали книги религиозного содержания. Своеобразие процесса постижения античности в России состояло в том, что Русь не знала в своей истории античности как определенной культурной стадии, в то время как на Западе античность уже была открыта, и её наследие осваивалось несколько веков. Но, как и в других странах, так и в России, античность и ее идеологическое наследие использовалось для выработки своей идеологии, гуманизма прежде всего, своего самобытного искусства (проблема первая).

Интерес к литературе, философии и истории античности нарастал в России с каждым десятилетием. Выходили переводы сочинений Апулея, Платона, Сенеки, Цицерона, Лукиана, Геродота, Теренция, Демосфена и многих других авторов. Особый интерес был проявлен к поэтам. Первым был переведен Эзоп. Книга «Притчи Эзоповы...» в переводе Ильи Копиевского напечатана на русском и латинском языках в 1700 г. в Амстердаме. В России переводы греческих и римских поэтов стали регулярно печататься с 1740-х гг. Читатель мог знакомиться на русском языке со стихами Гомера, Эзопа, Анакреона, Горация, Вергилия, Федра, Овидия, Ювенала не только в профессиональных переводах, но и в поэтических переложениях (от Кантемира и Ломоносова до Львова, Дмитриева и Державина). Два поэта - (древнегреческий) Анакреон и (древнеримский) Гораций - получили наибольшую популярность, оказали наибольшее влияние на русскую поэзию века, определив два направления.

Горацианское начало отчетливо проявляется у многих поэтов XVIII в. Творчество Горация оказывалось востребованным у поэтов, создававшим национально-самобытную поэзию. «Памятник» Пушкина, вобравший в себя опыт не только Горация, но и Державина, венчал эту традицию русского освоения наследия римского поэта.

Творчество Анакреона сыграло особую роль в творческой деятельности Г.Р. Державина и др. поэтов конца XVIII столетия. Опыт Анакреона привёл Державина к первым образцам русского антологического стихотворения (в духе античной лирики).

Проблема личности была второй возрожденческой проблемой, решавшаяся в России с начала XVIII в. Европейское Возрождение, открыв в человеке неповторимую индивидуальность, духовно богатую личность, объявило её высшей ценностью мира и мерой всех явлений и вещей. «Родилась идея человека, существа индивидуального, отдельного от народа, любопытного без отношений, в самом себе... ». Вот почему эпоха Возрождения стала колыбелью «новейшего искусства». Творчество Шекспира, по мнению Белинского, стоит в начале литературного направления, утвердившееся позже как «поэзия действительности».

Философским обобщением нового понимания человека явился гуманизм - идеология защиты личности, её прав, свободы, счастья, достоинства и независимости.

В петровскую эпоху русские люди осознавали себя участниками масштабных перемен и преобразований, творцами новой судьбы своего Отечества. Россия вышла на международную арену, став крупной мировой державой, быстро догоняла европейские нации, открыв новую эру своей истории.

Осуществляя реформы, Петр воспитывал своих подданных. Развитие культуры и просвещения было подчинено главной задаче: разъяснять политику монарха , развивать инициативу, сознательность и патриотизм, желание отличиться на поприще службы Отечеству. Признавалось реальное, практическое существование в Россиинового отношения к человеку ; мало было приказывать и гнать его на выполнение государевой воли - появилась практическая нужда в прямом обращении к отдельному человеку , ибо осознавалась истина: чем лучше он поймет, что и почему он должен делать, тем результативней будет выполнять свою должность.

Преобразования порождали в России новый идеологический климат, благоприятствующий развитию литературы, она пробуждала самосознание нации, раскрывала и формировала высокое представление о человеке и его внесословной ценности .

Новое понимание человека (вопреки политической и социальной практике сословного государства) не только провозглашалось литературой, но и питало само её развитие. Белинский отмечал: «Первые журналы русские, которых и самые имена теперь забыты, издавались кружками молодых людей, сблизившихся между собою через общую им всем страсть к литературе. Образование равняет людей... Кто из имеющих право на имя человека не пожелает от всей души, чтобы эта общественность росла и увеличивалась не по дням, а по часам, как росли наши сказочные богатыри! ».

Участие миллионов людей разных сословий в «великом метаморфозисе» рождало идею личности , её достоинство измерялось силою патриотизма, а гражданственность определяла самосознание. В то время в Западной Европе гуманизм подвергался деформации. Философия индивидуализма разрушала идеал свободной, гармонической, цельной личности.

Россия решала проблему личности иначе . Национальный фактор повлиял и на формирующуюся русскую гуманистическую идеологию. В дальнейшем о себе заявит социальный фактор, связанный с восстанием Емельяна Пугачева 1773-1775, что углубит философию человека-деятеля, патриота, гражданина.

Признаки этой идеологии сказались на художественной практике крупных поэтов русского классицизма.

Классицизм как направление сформировался раньше всего во Франции в XVII в. Французский классицизм освобождал человека и от влияния религиозно-церковной морали, выдвигая в качестве верховного и непререкаемого авторитета человеческий разум. Выразилось стремление утвердить человека как высшую ценность бытия, отстоять его права, определить всё истинно прекрасное в нём. Классицизм – наследник античности, духовно объединял человечество, вырабатывал общий язык искусства , шла подготовка условий для выражения на языке классицизма самобытных идеалов, индивидуального опыта исторической жизни каждой отдельной нации, национальных решений общечеловеческих проблем, раскрытия идеала человека в конкретном проявлении, в живой социальной практике, в национальной и исторической обусловленности.

Русский классицизм необходимый этап развития русской литературы в качестве общеевропейской . Он создавал общенациональное искусство, интенсивно развиваясь. Создаётся многожанровое искусство, с опережающим развитием поэзии . Проза станет развиваться позднее - с 1760-х гг. и на другой эстетической основе . Усилиями нескольких поколений поэтов были развиты многие жанры лирической и сатирической поэзии. Поэтами-классицистами (Ломоносов, Сумароков, Херасков, Княжнин) утвержден жанр трагедии , подготовивший условия для успеха театра. Под руководством Сумарокова русский театр, созданный им в 1756 г., начал интенсивно развиваться, вырабатывая идеалы гражданственности , формируя представление о героическом характере . Развитие поэтической культуры, освоение ею художественного опыта античного и европейского искусства, включение его в национальную литературу, способствует аналитическому раскрытию душевного мира человека в поэзии.

Классицизм Франции создал нормативную поэтику , подчинив сознание писателя и художника строгим правилам, жёстко регламентировав творческий процесс. В России поэтика классицизма была воплощена неоднозначно, преобладание личностного начала противоречило системе регламентаций и правил в литературе. В этом и состоит суть национального варианта русского классицизма. Его черты : связь с фольклором, развитие сатирического направления. Поэты отступали от эстетического нормативного кодекса. Характерным примером служит одическое творчество Ломоносова, выражавшее личность автора, его взгляды и отношение к изображаемому. Он нарушал многие строгие правила, создавал новую форму оды, воплощавшую детали политической и национальной жизни России.

Ломоносов поэтически обобщил опыт нации данной эпохи, запечатлев обширность русского государства, создав географический образ России. Его поэзия развивала самосознание русских людей, воплощая мощный заряд эмоциональной энергии патриотизма человека, гордости и восхищения своей родиной. Образ Отечества, созданный Ломоносовым, усвоила последующая поэтическая традиция (стихотворения Батюшкова «Переход через Рейн» и Пушкина «Клеветникам России»).

Ломоносов в национальных одах выразил дух развивающейся нации. Пафосом его поэзии стала идея утверждения величия и могущества России , молодости, энергии и созидательной деятельности нации. Поэзия Ломоносова существовала рядом с сатирическим направлением, зачинателем которого был Кантемир. Жизненность ломоносовского направления подтвердила последующая история русской поэзии XVIII-XIX вв.

Вторая половина века была неспокойна в социальном отношении. Память о крестьянской войне 1773-1775 гг. Пугачева сохранит не только народ, но и власть. Вскоре в 1789 г. во Франции вспыхнула революция. Родилась вера в торжество разума и свободы. На этой волне возникает движение Просвещения . Просветители критиковали власть и церковь, отстаивая свободу народа и человека. Идеалисты искренне верили, что неравенство и порабощение народа произошло от неразумности людей. Поэтому главной целью поставили просвещение нации , одновременно пропагандируя свободу.

Доказывая несправедливость существующего общества, просветители обосновали зависимость морали, убеждений и взглядов людей от условий их жизни. Если условия жизни неразумны, заявляли они, то следует их изменить и тогда убеждения людей станут лучше, в обществе восторжествует справедливость. Законы в монархическом государстве устанавливает монарх, следовательно, если просветить монарха, он начнёт издавать справедливые законы. Так вырабатывалась политическая теория просвещенного абсолютизма . Тактика просветителей - оказывать на царей воздействие, «учить» их царствовать.

Эпоха русского Просвещения связана с деятельностью целой плеяды писателей, учёных и публицистов. Ранние русские просветители - Кантемир, Тредиаковский и Ломоносов - первая половина XVIII в., на первое место выдвигались общие задачи просвещения Отечества.

В 1760-1770-е гг. в русское Просвещение влились новые силы. На общественную арену выступили: журналист и писатель Николай Новиков, драматург и прозаик Денис Фонвизин, философ Яков Козельский. Наряду с ними активно работали ученые С. Десницкий, Д. Аничков, пропагандист и популяризатор просветительской идеологии профессор Н. Курганов, составитель одной из популярных книг века «Письмовника». В 1780-е гг. Новиков создал в Москве на базе арендованной им типографии Московского университета крупнейший просветительский центр. В конце 1780-х гг. в литературу вступил молодой писатель, ученик русских просветителей, Иван Крылов. Тогда же вышли из печати и произведения Александра Радищева.

Просвещение в последнюю треть XVIII в. оказывало большое влияние на идейную жизнь общества, в первую очередь на развитие литературы и искусства. Даже писатели, не принимавшие социальной программы просветителей, ощущали влияние просветительской философии, усваивали просветительские представления о внесословной ценности человека и концепцию просвещенного абсолютизма.

Во многом благодаря просветительской философии в декабре 1825 г. произошло восстание дворян.

В западной Европе XVIII в. была «революция в искусстве». Классицизм, утвердившийся в XVII столетии во Франции, продолжал занимать господствующее положение в ряде стран. Но в 1720-1760-е гг. был обновлен Вольтером, сделавшим классицизм рупором просветительских идей. Нарастала неудовлетворенность классицизмом (нормативность, регламентация и, главное, рационализм и философское неприятие идеи личности). В ходе борьбы с классицизмом сложились два новых направления в литературе, позже определяемые как реализм и сентиментализм . Это и было революцией в искусстве.

Реализм эпохи Просвещения прочно связан с классицизмом. Его своеобразие заключалось в сложности толкования человека классицизмом.

«Революция в искусстве» захватила и Россию: формируется просветительский реализм и сентиментализм. Господство классицизма в России завершается к середине 1760-х гг. Социальные противоречия России выдвигали перед поэтами-классицистами новые требования, ставили вопросы социальной и политической жизни русского государства.

Потребностям времени отвечал просветительский реализм, вырабатывая новый взгляд на общество, формируя новую философию человека как свободной личности, достоинство которой определяется не сословной принадлежностью, а личными дарованиями.

На раннем этапе русского реализма - от Фонвизина до Пушкина - определились и обозначились важные принципы метода. Это понимание внесословной ценности человека , вера в его великую роль на земле, патриотическая, гражданская и общественная деятельность как главный путь самоутверждения личности , живущей в обществе, объяснение человека его социальной средой и, наконец, первые шаги в художественном выявлении «тайны национальности», в возможности показать русский взгляд на вещи, русский ум. Важнейшей особенностью метода реалистического показа действительности является раскрытие ее социальных противоречий, сатирическое и обличительное отношение к ней, позволявшее обнажать гибельность рабства для всей нации (Новиков, Фонвизин, Радищев).

Первые успехи новый метод одержал в драматургии : комедии Фонвизина «Бригадир», «Недоросль» заложили основу русского реализма. Дальнейшее развитие он получит в прозе.

Просветительский реализм открыл и художественно воплотил конфликт между старой и новой Россией. Поэтому Фонвизин, а позже Радищев изображали не семейную драму, а драму идей . Своего героя они выводили из сферы частной жизни , ставили перед ним социальные проблемы, определяли выбор деятельности, открывающей ему путь к внеэгоистической самореализации его личности . Всё это придавало просветительскому реализму особое качество, характеризуемое словом «публицистичность» как особой формы художественности в реализме Просвещения. В ней полно представала перед читателем идейная жизнь человека , его связь с миром всеобщего, неприятие им частного, эгоистического «одинокого счастья».

Публицистичность порождалась и стремлением писателя заботиться о всеобщем благе, а не отдельной личности. Просветительская вера в разум убеждала, что слово обладает могучей, действенной, почти императивной силой. Выраженная словом истина , казалось, должна была сразу же произвести желаемое действие - рассеять заблуждение . Поэтому важнейшей задачей литературы было формулирование нравственного кодекса , прямое выражение идеала, носителем которого и выступал положительный герой. Психологизм как раскрытие противоречивости сознания человека был противопоказан просветительскому реализму . Рационализм сказался на построении образов у Новикова, Фонвизина и Радищева.

«Революция в искусстве» захватила и поэзию , скованную нормативностью. Но этот процесс был более трудным. Реализм в поэзии проявлял себя иначе, чем в драматургии и прозе. Очень много сделано было Державиным для развития реалистической лирики: «Державин выдвинул новый принцип искусства, новый критерий отбора его средств, - принцип индивидуальной выразительност и». «Поэтическая система классицизма оказалась радикально разрушенной Державиным » (Гуковский).

Одновременно с реализмом в ряде стран - Англии, Франции, Германии, а потом и в России (1770-1790-е гг.) формировалось и другое литературное направление, получившее название сентиментализма . Он утверждался в борьбе с классицизмом. Между реализмом XVIII в. и сентиментализмом много общего . Оба направления, связанные с просветительской философией, отстаивали внесословную ценность человека, раскрывали духовное богатство личности, избирая своих героев не только из дворян, но и из среды третьего сословия - буржуазии, ремесленников, крестьян. Оба направления противостояли классицизму и способствовали демократизации литературы.

Но многое и разделяло их , прежде всего метод изображения человека . Реализм, раскрывая личность, связывал её с окружающим миром , показывал зависимость характера от обстоятельств бытия, от среды. Сентиментализм, превознося человека, погружал его в мир нравственной жизни , освобождая его от власти внешних обстоятельств и быта. Писатели-сентименталисты не видят связи и зависимости человека от нравов, от среды, в которой он живет. Они стремились к освобождению человека от власти обстоятельств, которым противопоставлен был мир страстей и чувств, раскрывалось «тайное тайных» - жизнь сердца.

Русский сентиментализм связан с европейским. Писателям России были хорошо известны произведения английских, французских и немецких сентименталистов, которые интенсивно переводились ими. Отсюда и своеобразная общность тем, жанров, мотивов и даже героев у писателей этого направления. Создателем русского сентиментализма как новой и глубоко оригинальной художественной системы был Карамзин. Его творчество развивалось в русле традиций русской литературы, подчиняясь общим и определённым закономерностям. Просветители разбудили у юноши Карамзина интерес к человеку – духовно богатой личности. Идея личности становится основополагающей в эстетической концепции писателя , что восходило к решению возрожденческих проблем, поэтому Карамзин всегда проявлял интерес, с одной стороны, к Шекспиру, с другой - к петровским преобразованиям, гордясь успехами России и русской нации.

Сентиментализм Карамзина , связанный с общеевропейским направлением, оказался во многом совершенно новым явлением . И не только национальные условия жизни, но и время отделили Карамзина от его учителей, определили своеобразие его творчества. Сентиментализм Карамзина, обусловленный Просвещением, окончательно сложился в художественную систему в годы проверки теорий просветителей практикой французской революции. Многое в идеалах Просвещения проверки не выдержало. Кризис Просвещения воспринят многими как величайшая драма идей, потрясшая мыслящую Европу. Личной драмой кризис был и для Карамзина, обнаружив катастрофичность бытия человека нового времени . Всё это и определило особый, национальный облик сентиментализма Карамзина.

Любовь к человечеству определяла нравственную и эстетическую позицию Карамзина. Не приняв просветительского учения социального равенства (он признавал лишь моральное равенство людей), Карамзин не был сторонником революции, «насильственного» уничтожения существующего строя. Французская революция не оправдала надежд человечества, не утвердила обещанного царства разума. Она демонстрировала, что внутренние причины исторического развития каждой страны, содержат истину. Отсюда и пристальный интерес Карамзина к истории, её включение в творческое сознание писателя привело к построению концепции истории страны . Ответы на тревожные вопросы современности отныне ищутся в глубокой древности, в этом – проявление общей закономерности развития русской мысли и русской литературы, а не случайный и частный факт биографии писателя.

С XVIII века в России создаётся национальная литература, в основном – это дворянская культура, ориентированная на культуру французского дворянства. В то же время русская литература настойчиво стремилась сблизиться с национальной почвой.

«Поэзия нашего простого народа » (В. К. Тредиаковский) стала в центре внимания русских писателей XVIII в. К народному творчеству проявляли глубокий интерес все писатели - от Кантемира до Державина, Карамзина и Радищева. Сначала широко использовались пословицы - и как выражение народной мудрости, и как образцы поэтической, афористически-чёткой, синтаксически-лаконичной фразы, передававшей русский взгляд на явления жизни - социальной, бытовой, политической.

С петровского времени стала складываться традиция переработок произведений устного народного творчества - сказок, былин. Они будут широко применяться в творчестве М. Чулкова, В. Левшина, И. Дмитриева, Н. Карамзина.

С 1760-х гг. публикуются пословицы, песни, сказки, былины, в течение нескольких десятилетий вышло несколько десятков песенников. В начале XIX в. как результат внимания, интереса к собиранию произведений народа выйдет сборник Кирши Данилова - собрание русских былин. Так через народные песни и пословицы демократическая идеология «вторглась» в высокую литературу, стала событием литературной жизни, участвуя в процессе создания новой литературы.

Борьба за самобытность литературы длилась очень долго (не только на протяжении 18 века, но и в 19). На неё воздействовали исторические, национальные и социальные обстоятельства. Одним из факторов был фольклор . От эмпирического усвоения фольклора литература переходила к более сложным задачам. Произведения народного творчества служили образцом для выработки подлинно русского стиля , обогащали язык произведений «коренными русскими словами », идиомами. Фольклор помогал раскрывать «тайну национальности », постигать «сгиб ума русского ».

Насмешка, издёвка, ирония, шутка, запечатленные не только в пословицах, но и в сказках, различных сатирических «челобитных», пародийных судейских решениях и даже молитвах, выражали народный взгляд на явления жизни, были народной оценкой и судом всех существовавших в России социальных, общественных и бытовых условий жизни. Юмор утверждал нравственное достоинство простого человека, лишённого социальной и политической свободы и человеческих прав. Способствовал самосохранению человека, проявлял национальное достояние - смеховую культуру народа , плодотворно воздействовавшая на искусство (об этом писал М.М. Бахтин в монографии «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», 1965).

Смех в низких жанрах классицизма носил литературный характер, Комический эффект в «смешных героических поэмах» рождался из стилистического несоответствия между слогом и темой, языком и героем.

Проявление личности автора в произведении заставляло отступать от правил и осваивать национальные источники юмора. «Гимн бороде» Ломоносова и пародийные произведения И.С. Баркова, некоторые басни Сумарокова и поэма Вас. Ив. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» непосредственно восходят к народным сатирическим произведениям.

Отличительной особенностью повествовательной манеры Фонвизина и сатирических произведений Новикова является юмор, соотнесенный с народной смеховой культурой. Характерные жанры Новикова-сатирика - «Лечебник», «рецепты», «известия». У Фонвизина - «Всеобщая придворная грамматика», «Поучение, говоренное в духов день», «Наставление дяди своему племяннику» и др., сознательно ориентированное на фольклорную сатиру, пародийное использование «челобитных», «наставлений», «поучений», «рецептов», создававшихся не только в XVII, но и в XVIII в., широко распространявшихся в списках.

Использование иронии русской литературой отмечено Гоголем: «У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости. Глубина этой самобытной иронии еще пред нами не разоблачилась, потому что, воспитываясь всеми европейскими воспитаньями, мы и тут отдалились от родного корня... Трудно найти русского человека, в котором бы не соединялось, вместе с уменьем пред чем-нибудь истинно возблагоговеть, свойство - над чем-нибудь истинно посмеяться ». Это свойство Гоголь видел у Фонвизина и Державина. Последний, по его словам, «крупною солью рассыпал его у себя в большей половине од своих ».

Шутка - главная стилистическая особенность новой поэзии Державина, его обновленной оды. Позже он поставит себе в заслугу создание «забавного русского слога».

Обострение общественного конфликта привело к появлению социальной темы и новых героев - крестьян. Русские крепостные изображались в очерках, в комической опере, в литературной песне, в ирои-комической поэме, в измененной оде. Пословицы и песни передавали народные идеалы и понимание жизни.

С фольклором связана и проблема народности . Писатели-реалисты XIX в. - Пушкин, Гоголь видели её проявление в некоторых произведениях XVIII в., подчёркивали народность комедий Фонвизина, стихотворений Державина, прозы и басен Крылова. Подробно об этом писал Белинский. В «Литературных мечтаниях» он утверждал: «Наша народность состоит в верности изображения картин русской жизни ». На данном основании он ставил «Недоросля», «Горе от ума» и «Ревизора» в один ряд «народных драматических пиес». Говоря о Державине, Белинский подчеркивал и другой аспект народности: в его стихотворениях «видна практическая философия ума русского».

Позже, в 1840-е гг., для Белинского содержание народности обогатится понятием демократичности. И народность будет связана с баснями Крылова. Именно он, по мысли критика, вносит в литературу «совершенно новый для неё элемент - народность, которая только проблёскивала и промелькивала временами в сочинениях Державина ».

Передовой литературе XVIII в. была присуща народность как верность картинам русской жизни, как выражение русского взгляда на вещи. Синтез демократического и национального в художественном творчестве писателей-реалистов присутствует в творчестве Пушкина и Гоголя - они оказываются способными смотреть на мир «глазами всего народа».

Радищев определил особый характер фольклоризма. Песни и сказки, пословицы и причитания, былины и духовные стихи свидетельствовали не только о художественной одарённости народа, но и о его мощной духовной активности, способности к творчеству. А восстание угнетённых для Радищева есть высшая форма народной активности, особого народного творчества, которое просвещает и пробуждает в каждом духовно богатую личность. С таких позиций и подходил Радищев к фольклору. Герцен сказал, что в песне автор «Путешествия из Петербурга в Москву» нашел «ключ к таинствам народа». Радищев уповал на революцию в России, по его мнению, она преобразит облик Отечества, потому что её совершит народ, который качества и черты своего характера: «твердость в предприятиях», «неутомимость в исполнении» непременно обратит со временем, когда «придет година», на снискание «блаженства общественного».

Таков долгий путь русской литературы к народности и национальной самобытности. Важнейшая возрожденческая проблема - сочетание гуманистического и народного начал решалась на протяжении века - от Кантемира и Ломоносова до Пушкина, обусловленная и историческим временем, и обстоятельствами социального и национального развития России.

«Классицизм в литературе» - Сентиментализм. В.Боровиковский «Портрет А.П.Гагариной». XIX века. Классицизм. Русская литература XVIII века – литература классицизма. Основные черты сентиментализма. XVIII век век Просвещения. Представители русского классицизма. Кантемир Сумароков Ломоносов Державин Фонвизин. Условия классицизма. Век абсолютной монархии.

«Английская литература XIX века» - Цели работы. Узнай автора 1. 2. ? ответы. Назовите представителей. Уильям вордсворт 1770 - 1850. Английский романтизм. Джорж ноэл гордон байрон 1788 - 1824. Вальтер скотт 1771 - 1832. Увлекательная интрига Сохранял дух эпохи: стиль и язык архаичны. ПИСАТЕЛИ – РОМАНТИКИ АНГЛИЯ XIX век. История.

«Русская литература 19 века» - Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. К.Ф. Рылеев. И.А. Гончаров. Философская тема нашла своё продолжение в творчестве поэта Ф.И. Тютчева. Н.М. Карамзин. М.Ю. Лермонтов. Вещая душа. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем. И.С. Тургенев. Ф.М. Достоевский.

«Книги о войне 1812» - Фельдмаршал русских войск. Пушкин А. С. К Наполеон// Александр Сергеевич Пушкин/ Бородинское поле.- М.,1989. – С.190. В неволе мрачной закатился Наполеона грозный век. Язык пьесы яркий и понятный, легко прочитываются характеры героев. Где вы, где вы сыны свободы? Преходит тьма, но вечен свет. Есть правды бог: тирана нет!

«Литература XX века» - Исторические события. Первая Чеченская война 1995-1996 г.г. Бескровная революция с 1991 до 2000 г. Актуальные проблемы литературы ХХ века и современной литературы. Проблема периодизации литературы. А.Блок «Возмедие». Двадцатый век… Остро возникшие проблемы в литературе. С 1985 по сегодня –современная литература.

«История романтизма» - Учитель русского языка и литературы Лазакова Н. Н. Философия и эстетика романтизма. Романтизм. 5.Экзотика дальних стран. Значение романтизма. В начале XIX в. Восток превращается в поле не только научных, но и художественных изысканий. История происхождения термина. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса идеалов классицизма.

Всего в теме 23 презентации

Вопрос периодизации древнерусской литературы до сих пор окончательно не решен. Несомненно, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия идей, оригинальных и переводных произведений, основных жанров и стилей, можно выделить в истории развития древнерусской литературы (помимо начального) четыре периода:

- Литература Киевской Руси (11 – первая треть 12 века). Связан с интенсивным развитием древнерусской письменности. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной литературы, как канонической, церковной, так и апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной. В этот период зарождается и развивается оригинальная древнерусская литература. Формируются важнейшие жанры – житие, дидактическая и торжественная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Литература этого периода проникнута патриотическим, гражданским пафосом любви к великой русской земле.

- Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 – середина 13 века). Россия распадается на ряд самостоятельных феодальных полугосударств, развитие литературы принимает областной характер. Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская, Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).

- Литература периода борьбы с иноземными захватчиками и объединения северо-восточной Руси (середина 13 – начало 14 века). Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и укрепления Русского государства, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей.

В этот период Епифанием Премудрым был возрожден и поднят на новую ступень художественного совершенства эмоционально – экспрессивный стиль. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования, усиливается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда»).

В 15 веке своего расцвета достигает новгородская литература, а также литература Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе. Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души.

- Литература периода укрепления Русского централизованного государства (16 – 17 века). В 16 веке происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. Строго прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, другая – нарушение этих правил. Последняя начинает появляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании. Литература, в связи с историческими переменами (крестьянская война Болотникова, борьба с интервенцией) расширяет сферу охвата действительности, изменяет жанровую систему, начинает освобождаться от веры в божественное предопределение. Разрушаются принципы художественного метода средневековой литературы – символичность, этикетность. Житие превращается в бытовое жизнеописание. Яркое свидетельство того – «Житие Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в 1641 году». Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии («Казанская челобитная» и «Повесть о Ерше Ершовиче»). Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.

Древнерусская литература возникла в XI веке и развива-лась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь сменило время княжеств Северо-Восточной Руси с цен-тром во Владимире, летописная Русская земля пережила мон-голо-татарское нашествие, освободилась от ига. Великий князь московский стал царём, Государем Всея Великия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск «колена Рюрикова», на троне воцарилась династия Романовых. Русь становилась Рос-сией, передавая своей преемнице богатейшие литературные традиции.

Термин «древнерусская литература» является условным. Начиная с XIII века литература, изучаемая нами, является вос-точнославянской словесностью средневековья. Продолжая употреблять термин, исторически закрепившийся за назван-ным явлением, не будем забывать о его реальном смысловом наполнении.

Древнерусская литература делится на несколько периодов (по Д. С. Лихачёву):

  • литература Киевской Руси (XI-XIII вв.);
  • литература XIV-XV вв.;
  • литература XVI века;
  • литература XVII века.

В эпоху Киевской Руси происходило становление литератур-ных жанров, закладывались основы всех восточнославянских ли-тератур — русской, украинской, белорусской. В это время жанры греческой и византийской литератур начинают развиваться на национальной почве. В процессе становления древнерусского ли-тературного языка большую роль играет не только живой разго-ворный язык того времени, но и еще один язык, близкородствен-ный ему, хотя и иноземный по происхождению, — язык старославянский (церковнославянский).

Литература следующих двух периодов — это уже литература собственно русского народа, который приобретал национальную самостоятельность на северо-востоке Руси. Это время создания традиций, развития новых идей в русской культуре и словесно-сти, время, которое называют Предвозрождением.

XVI век — время развития публицистических жанров. Созда-ётся «Домострой» — свод житейских правил и наставлений, от-ражающих принципы патриархального быта. «Домострой» тре-бует строгости домашнего уклада.

Во время царствования Ивана Грозного создаются «Великие Минеи Четьи» — свод из двенадцати книг, включающих чтение на каждый месяц. Каждая из двенадцати книг насчитывает от ты-сячи пятисот до двух тысяч листов большого формата. Составле-ние беловых списков длилось около двадцати пяти лет. В книги включены произведения различных жанров, к созданию, перево-ду и редактированию которых было привлечено большое количе-ство русских писателей, переводчиков, книжников и переписчи-ков. В это же время создаётся «Лицевой свод», который содержит положение всемирной истории от сотворения мира до XV века. Сохранившиеся десять томов насчитывают около десяти тысяч листов, украшенных 17 744 миниатюрами (цветными иллюстра-циями).

XVII век — эпоха, когда меняется мировоззрение людей, ста-рые литературные формы распадаются, возникают новые жанры и идеи. Намечается переход к литературе Петровского времени. Развивается сатирическая и бытовая литература, центр внимания постепенно перемещается на жизнь простого человека — не кня-зя, не святого.

Древнерусская литература не похожа на литературу нового времени: её пронизывают иные мысли и чувства, в ней иной спо-соб изображения жизни и человека, иная система жанров.

В эпоху средневековья невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую. Основные виды древнерусского литературного творчества летописание, жи-тия, красноречие , которое включает в себя поучения , жанры по-хвалы и слова; воинские повести, хожения (хождения) и посла-ния . Поэзии, драматургии, романа, повести в современном понимании этих жанров в XI-XVI веках не было. Они возникают только в XVII веке.

Все жанры древнерусской литературы развиваются в тесной взаимосвязи с устным народным творчеством. Более всего фольк-лорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерус-ская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать всё, что было написано до него. Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились оставлять неизменными только тексты богослужеб-ных книг и законодательных актов.

Главная роль книги в культуре Древней Руси — служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важными считались Новый Завет, Священное писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важ-ными также считали исторические произведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочи-нения, не преследовавшие дидактических целей. Их считали «суетными».

В начале своего развития древнерусская литература очень тесно связана с бытом, особенно бытом богослужебным. Произ-ведения, помимо литературного значения, имеют ещё и практи-ческое, прикладное. Лишь постепенно с течением времени про-исходит отделение художественно-эстетической функции от бы-товой, прикладной.

Древнерусская литература — дореалистическая, средневе-ковая, изучение её показывает нам, насколько отличается наше восприятие мира от восприятия наших предков. В сознании жи-телей Древней Руси книга являлась символом христианства, просвещения и особого уклада жизни. При испытании христи-анства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В «Житии равноапостольного князя Владимира» расска-зывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере. Еван-гелие не сгорело в огне. Поражённые язычники поверили в ис-тинность нового учения и крестились. И книга, и сама письмен-ность овеяны ореолом чуда. Славянская азбука была дана Константину после его молитвы как божественное откровение. Понятия «христианство», «книга» и «чудо» тесно переплетались между собой.

Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать (подготовленные) тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксиче-ские конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — всё требует комментария. Не пы-таясь вдуматься в смысл произведения, современный читатель как бы обманывает сам себя. Так, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» кажется ему забавной сказкой, и её бо-гословская проблематика и философская глубина остаются не-замеченными.

За последние столетия коренным образом изменились стерео-типы общественного сознания, нормы поведения, мышление че-ловека, старые слова обрели новый смысл, поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобретением книгопечатания к книге стали относиться иначе. Материал с сайта

Первоначально вся словесность была исключительно цер-ковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощущение авторов и читате-лей. Это проявляется не только в богослужебных и богослов-ских текстах, но и в описании истории, в воинских повестях и светских сюжетах.

В представлении православного средневековья «почитание книжное» было нравственной заслугой и добродетелью, прибли-жало человека к постижению Бога. Для этого надо было «в нощи и в дне» читать и перечитывать духовную литературу. «Повесть временных лет» пишет, что именно так и поступал Ярослав Муд-рый. Искусство чтения состояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного «вьсем сердцъмъ». Чита-тель останавливался, повторно перечитывал важные места, вни-мательно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чтения учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу ве-щей, постигать «духовными очима» невидимый простому глазу мир.

Книга — микрокосм, в котором «любители душепитательных словес» наслаждаются вечными истинами и получают лекарство душевное — утешение и поучение. Читать следовало не второ-пях, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными по-мыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души. До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя вера в чудесную силу слова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • периодизация древнерусской литературы по лихачеву
  • краткая характеристика домонгольского периода
  • периоды развития восточной литературы
  • история древнерусской литературы кратко
  • чему учит древнерусская литература сочинение

Академическая наука использует периодизацию древнерусской литературы, основанную на историческом принципе, начиная с XI века:

  • Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)
  • Литература периода раздробленности и татаро-монгольского ига (вторая треть XIII–XIV вв.)
  • Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)
  • Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)
  • Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)

Этапами в данной периодизации стали важнейшие исторические события, такие, как

  • нашествие татаро-монгол в 1237-1240 годах,
  • возникновение удельных княжеств на постпространстве Киевской Руси,
  • объединение северо-восточных земель,
  • возвышение Москвы и создание Московского государства, его дальнейший расцвет и выделение русской нации.

Но мнения и на этот счет у историков литературы расходятся. Все существующие периодизации похожи, но вместе с тем и отличаются. Количество этапов колеблется от 4 до 7. Были попытки Д.И. Чижевского, Д.С. Лихачева, Г.К. Вагнера выделить периоды в древнерусской литературе, исходя из стиля эпох. Но к единому мнению ученые так и не пришли.

Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)

Возникшая с введением на Руси христианства литература этого периода тесно связана с церковью. Первыми летописцами были монахи Софийского собора и Киево-Печерского монастыря.

«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник того времени. Она состоит из летописных материалов, написанных и переписанных несколькими авторами Х-XI веков. Дошла «Повесть временных лет» в виде Лаврентьевского, Ипатьевского и Радзивилловского списков, созданных в последующие столетия. В летописях в хронологической последовательности излагались главные события в государстве и в мире, описывались династии князей, вооруженные походы, библейские истории, использовались рассказы и легенды из устного народного творчества и Священного Писания. Историю Киевской Руси многие трактуют именно по этому источнику.

Другими образцами литературы этого периода были:

  • ораторская проза «Слово о законе и благодати» (1037 — 1050 гг. XI века) Иллариона,
  • свод юридических правил «Русская правда» (1019-1054 гг.) Ярослава Мудрого,
  • жизнеописание «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI века) неизвестного автора,
  • педагогическая проза «Поучение детям» Владимира Мономаха,
  • образец паломнических записей «Хождение игумена Даниила»,
  • «Моление» Даниила Заточника (1213 – 1236 гг.),
  • философские размышления «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века).

В 2000 году новгородскими археологами были найдены три деревянные навощеные дощечки с нацарапанными письменами. Эту находку назвали Новгородским кодексом и датируют ее не позднее 1-й четверти XI века. На дощечках написаны псалмы, но под воском «спрятаны» более древние тексты. Разгадать эту загадку, как и загадку «Велесовой книги», ученым еще только предстоит.

Литература периода раздробленности (середина XIII–XIV вв.)

В период отсутствия единого центра летописание в отдельных княжествах велось у каждого свое. До нас дошли киевские, новгородские и псковские летописные сборники. Легендарное «Слово о полку Игореве» (около 1185 г.) стало апогеем развития литературы периода раздробленности. Написанное образным языком, впитавшее в себя народные верования «Слово о полку Игореве» поведало о походе русских князей в 1185 году против половцев, завершившемся неудачей. Слово пропитано патриотизмом и стремлением объединить разрозненные русские земли.

Возникает такой жанр, как воинская повесть:

  • «Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора»,
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем».

И в «Слове о погибели русской земли», и в «Житии Александра Невского», написанных после смерти великого князя, воспевается величие и могущество Русской земли, храбрость и слава русских воинов.

Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)

В литературе господствует экспрессивно-эмоциональный стиль и тематика. После татаро-монгольского периода во многих больших городах возрождается летописание, появляются произведения исторического характера и панегирической агиографии. На волне восхищения от победы в Куликовской битве возникают воинские повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)

Развивается переводная литература, публицистика, историческая проза.

Распространяется в этот период и беллетристика (светская повествовательная литература, переведенная с других языков):

  • «Повесть о Дракуле»

  • «Повесть о Басарге».

Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)

В этот период доминируют традиционные формы, ощущается официальное влияние на литературу со стороны правителей, подавляются индивидуальные стили.

  • «Житие протопопа Аввакума», написанное ним самим,
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма,
  • сборник духовных правил и наставлений «Домострой», приписываемый священнику Благовещенского собора Сильвестру,
  • сборник религиозного содержания «Великие Четьи-Минеи»,
  • путевые записи послов «Хождение Трифона Коробейникова в Царьград»

и «Повести о преставлении и погребении М.В. Скопина- Шуйского» — самые яркие произведения того времени.

В этот период осуществился переход к новой литературе, основой которой стал профессионализм каждого конкретного автора, его личное восприятие действительности, протесты и предпочтения.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь


Top