Русская худ культура в эпоху просвещения презентация. Презентация на тему: Русская художественная культура эпохи просвещения

Презентация на тему: Русская художественная культура эпохи просвещения














1 из 13

Презентация на тему: Русская художественная культура эпохи просвещения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник Пушкин выразил в этих строках самую суть характера царя-реформатора Петра 1. За какое бы дело Петр не брался, он вникал во все его тонкости: собственноручно редактировал газеты и переводы книг, открывал школы, библиотеки и музеи, распределял дворян по учебным заведениям. Пётр был чрезвычайно любознателен. В первоё своей заграничной поездке в 1697 году -1698 г. в составе (великого посольства), он сумел увидеть многое. В Голландии побывал в музеях, в госпиталях, воспитательных домах, театрах. За границей Пётр начал собирать произведения искусства и разнообразные раритеты. Петра интересовали способы бальзамирования тела, он принимал участие в операциях по вскрытию трупов. Однажды заметив, что его русские спутники с брезгливостью наблюдают за этим, он заставил их разрывать зубами мускулы и сухожилия тела. Увидев работу гравера, царь засел за медную доску и выгравировал картину, изображающую торжество христианства над исламом. Известны и скульптурные, и архитектурные работы Петра.

№ слайда 3

Описание слайда:

С большим уважением относился Пётр к знаниям и знающим людям, сам всю жизнь учился и требовал этого от других. Не получив систематического образования, он тем не менее хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, говорил по-голландски, понимал французский, немецкие языки. По некоторым сведениям, царь в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. В быту Пётр любил простоту и естественность. Нередко его можно было увидеть в штопанных чулках и стоптанных башмаках. Даже хорошего экипажа не было у царя. В случае надобности он брал его у Известного щеголя Москвы Сената Ягужинского. Не было у Петра и роскошных дворцов. Придворные торжества приходилось устраивать во дворце его любимца Меньшикова.

№ слайда 4

Описание слайда:

День рождения российской прессы. В конце 1702 или начале 1703 года произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел 1 номер первой русской печатной газеты «Ведомости». Правда, газета часто меняло своё название. Еще в 17 веке в Кремле выходила газета «Куранты». Однако она была рукописной, издавалась в одном экземпляре и предназначалась для узкого круга читателей - царя и его придворных. К тому же материалом для «Курантов» служит в основном извлечение из иностранных газет, переведенные на русский язык. Поначалу «Ведомости» печатали в Москве. Первая русская газета внешне мало походила на современную. Выходили «Ведомости» не регулярно: от 1 до 70 номеров в год. В 1708-1710г. в России перешли на новый шрифт - гражданский, который с некоторыми изменениями используется по сей день. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Изменившиеся графика начертания букв сделала их проще и понятнее.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Первый музей. При Петре появился и первый музей – Кунсткамера, основанная в том же году, что и публичная библиотека. Её экспонатами служили поначалу древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничных путешествий. В Данциге приобрел коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же у знаменитого доктора Рюйша, Петр купил уникальную анатомическую коллекцию заспиртованных человеческих уродцев. Собрание Кунсткамеры пополнялось также отечественными редкостями. Кунсткамера впервые была открыта для посетителей в 1719 г. Находится музей в высокой башне, где размещалась одна из первых обсерваторий в России.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Первая академия В 1721 году Петр подписал указ о создании отечественной академии. Открылась российская академия после смерти Петра, которая объединяла научно-иссследовательские подразделения и учебно-педагогические – университет и гимназию и находилась академия на содержании государства. Создание академии положило начало не только науке но и высшему образованию в России. Образование Петр ставил во главу угла всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы: навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Обучение в школах давалось нелегко. Учебный день длился 8-9 часов, каникулы были непродолжительными – рождественские праздники зимой и один месяц летом. Учились по 10 лет. Применяли жестокие наказания: за пропуск занятий – розги, за воровство, пьянство, побег – арест, отправка на каторгу.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Перемены в быту. Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание. Энциклопедией культурного поведения стала книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Составитель этой книги неизвестен, он извлек из иностранных источников всё, что считал ценным и полезным для русских читателей. С начала 18 века много изменилось и в устной, и в письменной русской речи. Появилось обращение на «Вы», «милостивый государь» «господин мой». В царствование Петра1 вошел в обиход новый юлианский календарь. Летоисчисление стало вестись не от сотворения мира, а от Рождества Христова. По-новому стало исчисляться время суток. Раньше было принято делить сутки на дневные и ночные часы: после восхода солнца начинался отсчет дневного времени, после захода солнца точно так же отсчитывали вечернее время. Были устроены часы: куранты на Спасской башне Кремля в 17 веке. В сутках количество часов стало 24. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру. Образование, наука, просвещение, искусство, быт развивались на протяжении 18-19вв. под знаком преобразований, начатых Петром1.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Человек и культура нового времени. В культуре нового времени главенствует человек. В архитектуре главным сооружением стал дом, дворец – жилище человека, в живописи «царит» портрет, писателя интересуют в первую очередь человек. Особенно это проявилось в литературе. Большой популярностью пользовались небольшие приключенческие повести: «История о российском дворянине Фроле Скобееве», «История о храбром российском кавалере Александре» и другие. Повести отражают свою эпоху и ее героев, которые совершили невероятные подвиги, построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию, флот, Разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю. Эти люди описаны в литературе, лица многих из них можно увидеть на старинных портретах.

№ слайда 13

Описание слайда:


  • Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его "учёной дружины". В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине . Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.



Первое здание Московского Университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века.


  • В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно.



Образование

Как известно, Екатерина поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира - Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России.


Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

  • Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михайло Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. Кроме того, он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка.

  • Западное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль элементы западного барокко. Нарышкинский стиль получил свое название от боярской семьи Нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать Петра I , Наталья Нарышкина. В конце XVII в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь Покрова в Филях, сохранившиеся до нашего времени. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице Петра I , Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный. Некоторые здания строили по эскизам самого Петра Великого.



  • В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая с Запада масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.

В.Л.Боровиковский.

Портрет М.И. Лопухиной, 1797


  • Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ ещё в XVII в., и её развитие под влиянием западной музыки продолжалось и в XVIII в. Среди русских исполнителей XVIII в. известность приобрели скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова, а авторов музыкальных произведений - Василий Титов и Василий Тредиаковский. Первый балет был поставлен в России ещё в царствование отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В 1738 г. в Петербурге была открыта «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Екатерина II посылала своих лучших композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, учиться за границу. Важный вклад в раннюю русскую оперу сделали также Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и лично Екатерина II , также писавшая либретто для опер.


  • Федор Григорьевич Волков (1729-1763) - выходец из купеческой семьи, прославленный актер, зачинатель отечественного профессионального театра. В 1750 году он собрал в Ярославле любительскую труппу и на свои деньги построил деревянный театр. На основе этой труппы через шесть лет указом Елизаветы Петровны был создан в Петербурге первый постоянный русский публичный театр. Его репертуарную основу составляли трагедии А. П. Сумарокова, который был назначен директором нового предприятия. Как отмечали современники, наиболее ярким и талантливым актером был сам основатель труппы Федор Волков.
  • Федор Волков вместе с братом Григорием принял участие в за́говоре против императора Петра III с целью передать престол его жене, великой княгине Екатерине Алексеевне. После удачного переворота новая императрица Екатерина II возвела братьев в дворянское достоинство и пожаловала семью сотнями крепостных душ.


  • Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)
  • Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)
  • Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)
  • Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)

В русских труппах пели нередко крепостные актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.

  • Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768-1803 гг.), замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Удивительна и красива история любви Н.П.Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра, игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой. Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. Эта красивая любовь длилась около 20лет. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве. Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. На самом же деле Параша Ковалева была дочерью кузнеца из подмосковного села Кусково. Параша Ковалева становится графиней Шереметевой. Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний. Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия. Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. В память о жене он построил больницу для бедных и принимал участие в других благотворительных проектах. На портрете тридцатипятилетняя актриса изображена в домашней одежде, незадолго до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына. Граф Шереметев заказал своему крепостному Н.И.Аргунову, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния.

  • В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому. Денис Иванович Фонвизин – известный и знаменитый писатель-драматург, сатирик, переводчик и основоположник русской бытовой комедии, родился 3 (14) апреля 1745 года, в стародворянской семье, в городе Москва Российской империи. Именно, выбранное Фонвизиным литературное направление, внесло существенные коррективы в его судьбу как служителя Отечеству. Он оставил яркий след в русской литературе, коим восхищались многие поколения простых и выдающихся ценителей его творчества.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл.1, ст. XVIII

Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.



Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».

Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учи теля). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумароко ва: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.

Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Ду-бянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Раз витие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин - родоначальники русской оперы. Духовная му зыка. Творчеством.С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Клас-сицистский хоровой концерт.

Становление инструментальной музыки в России. «Рус ский Паганини» - И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.

Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искус стве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драма тургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сати рические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).

Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.

Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Твор чество А.П. Лосенко. Скульптура - новый вид искусства в Рос сии. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.

Идеалы зодчества - прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм - российс ких и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон - иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Ероп кин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» - предвес тие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны Знать :

Основные эпохи в художественном развитии человечества;

Культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

Основные стили и направления в мировой художественной культуре;

Роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

Особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

Выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

Основные художественные музеи России и мира.

Уметь:

Отличать произведения искусства различных стилей;

Показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

Сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

Пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Формы и средства контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по мировой художественной культуре

Класс 11 «А» класс

Учитель Гинзбург И.А.

Количество часов:

всего - 34 часа;

в неделю - 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы Гинзбурга И.А.

Календарно – тематическое планирование

10 «а» класс

Кол-во часов

Тема урока

Дата проведения урока.

По плану По факту

Раздел 1. Художественная литература древнего и средневекового востока.

Введение

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции.

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Раздел 2. Художественная культура Европы – становление христианской традиции

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия.

Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности.

Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

Обобщающий урок по теме

Художественная культура Европы

Обобщающий урок по теме: «Художественная культура Азии»

Раздел 3. Духовно - нравственные основы русской художественной культуры – у истоков национальной традиции (10 – 18 вв.)

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля.

Художественная культура 17 века: смена духовных ориентиров.

Русская художественная культура в эпоху Просвещения формирование гуманистических идеалов.

От языческой к православной художественной культуры

Художественное наследие древнерусских княжеств.

Иконопись: творчество Андрея Рублева и Дионисия.

Художественная культура «Бунташного века»

По пути к европейскому обществу:

«Россия молодая мужала гением Петра…»

«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества)

Строительство Санкт-Петербурга

Художественный кружок Н.А.Львова

Итоги 18 века – на Олимпе мастерства

Обобщающий урок по теме «художественная культура в России с 10 по 18 век»

Обобщающий урок

Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его "учёной дружины". В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.

Постепенное освобождение из-под влияния церкви, становление нового миросозерцания, "обмирщение" литературы, обратившейся теперь к земным делам и радостям человека, настоятельно требовали дальнейшего "обмирщения" и совершенствования языка.

Петровская эпоха оставила в наследство русским просветителям грамматическую неупорядоченность и чрезвычайную лексическую пестроту. К тому времени ещё не был выработан язык русской художественной и научной прозы. Это приводило, в частности, к необыкновенным сложностям при переводе с иностранных языков. Известна трагическая судьба переводчика Волкова, который, не справившись с трудностями перевода терминов, в отчаянии покончил жизнь самоубийством.

Попытки дальнейшей демократизации языка мы встречаем ещё в творчестве замечательного писателя XVIII в., создателя сатирических произведений Антиоха Кантемира, который охотно вставлял в свои сатиры и "простолюдные" слова, и пословицы. Как верно отметил позже В. Г. Белинский, сатиры Кантемира отличаются не только "русским языком, но и русским умом".

Резко противопоставлял церковнославянский и русский языки другой видный представитель классицизма XVIII в. - Василий Тредиаковский. В предисловии к переводу романа Поля Тальмана "Езда в остров любви" этот необычайно трудолюбивый, но неудачливый жизни русский литератор откровенно и темпераментно заявлял: "На меня, прошу вас покорно, не изволите погневаться (буде вы ещё глубокословныя держитесь славенщизны), что я оную не словенским языком перевёл, но почти самым простым русским словом, то есть каковым мы меж собой говорим. Сие я учинил следующих ради причин. Первая: язык словенский у нас есть язык церковный, а сия книга мирская. Другая: язык словенский в нынешнем веке очень темен, и многие его наши читая не разумеют:" В программной речи, произнесённой в 1735 г. при открытии "Российского собрания" переводчиков, Тредиаковский выдвинул задачи составления грамматики "доброй и исправной", словаря ("дикционария") и риторики.

Однако жизнь по-прежнему настоятельно требовала демократизации и упорядочения русского языка. Отсутствие грамматических и стилистических норм затрудняло не только официальную языковую практику. Оно противоречило требованиям господствовавшего тогда литературного направления - классицизма, в основе которого лежали рационализм, жёсткая нормативность и иерархия жанровых правил, призванных регламентировать художественное творчество.

Осуществить насущные задачи упорядочения русского литературного зыка оказалось под силу лишь гению Ломоносова, в котором счастливо соединился талантливый поэт и великий всесторонний учёный. "С Ломоносова, - писал В. Г. Белинский, - начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим". Не будет преувеличением сказать, что с Ломоносова начинается также научное осмысление и нормализация русского литературного языка.

Поразительно много сделала Ломоносов в области гуманитарных наук. Но, конечно, наиболее значимы для нас его труды по грамматике и стилистике. Высоко оценивал он значение грамматики в жизни общества во вступлении к "Российской грамматике", законченной в 1755 г., Ломоносов писал: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, сомнительна юриспруденция без грамматики". Труд Ломоносова - это, в сущности, первая грамматика именно русского, а не церковнославянского языка. Этот труд содержит не только подробное и обстоятельное описание грамматического строя русского языка, основанное на богатых и тщательных наблюдениях. Грамматика Ломоносова - это первое нормативно-стилистическое пособие, в котором регламентировалось употребление параллельно существовавших тогда форм языка. Трудно бы было даже перечислить те особенности тогдашнего словоупотребления, которые обнаружил и отметил в своей грамматике Ломоносов, нередко гениально предсказав их дальнейшую судьбу. Так, например, он указывает, что для высокого стиля в предложном падеже рекомендуется употреблять формы существительных на -е, а для простого стиля - формы на -у; например: в поте лица труд совершить, но в поту домой прибежал. Следы стилистического размежевания этих грамматических вариантов мы находим и в современном языке; ср. в нейтральном стиле: быть в отпуске, работать в 5-м цехе; в разговорной же речи: быть в отпуску, работать в 5-м цеху. И таких примеров, повторяю, можно было бы привести десятки.

Не меньшее историческое значение имело ломоносовское учение о трёх стилях. Здесь нет возможности и необходимости излагать подробно его стилистическую теорию. Достаточно сказать, что Ломоносов утвердил именно русскую (а не церковнославянскую) основу русского литературного языка. Однако из речевой практики изгонялись далеко не все славянизмы, а только "весьма обветшалые", "невразумительные" слова (например: обаваю, рясны, свене - в переводе: заклинаю, ресницы, кроме). Полный же отказ от церковнославянизмов значил бы тогда нежелательный разрыв с книжной культурной традицией (кроме того, как мы увидим ниже, многие славянизмы стали впоследствии значимым стилистическим средством). Историческая задача состояла тогда в соединении русских (в том числе просторечных) и церковнославянских элементов в пределах единого литературного языка, что, в свою очередь, предполагало их приуроченность к определённым литературным жанрам и стилям речи. Эту задачу блестяще разрешил Ломоносов. Это подготовило почву для создания единого русского литературного языка.

Важную роль в создании единого русского литературного языка сыграла и сама литературная практика поэта и учёного. Долгое время в науке господствовало мнение о том, что Ломоносов - это главным образом придворный поэт, автор хвалебных торжественных од, щедро насыщенных звонкими и пышными метафорами. Возвышенность и пафос ломоносовских стихов дали повод сравнивать их с праздничным великолепием дворцов Варфоломея Растрелли. Но такая оценка его литературного творчества страдает явной односторонностью. Это отметил ещё Пушкин. "Ломоносов, - писал он, - сам не дорожил своею поэзиею и гораздо более заботился о своих химичесмких опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и проч.". Пушкин упоминает и о таком факте: "В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: "Я отставлю тебя от Академии!" - "Нет, - возразил гордо Ломоносов, - разве Академию от меня отставят". Вот каков был этот "униженный" сочинитель похвальных од и придворных идиллий!"

Наука для Ломоносова была истинным призванием, делом всей его жизни. Даже в стихах по торжественному случаю (например, в "Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны") он слагает гимн науке:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут:

Ломоносов-учёный необыкновенно много сделал для сложения языка русской науки. Помимо усовершенствования синтаксиса, он внёс значительный вклад в создание доступной и удобопонятной научной терминологии. Им были предложены такие физические и технические наименования, как: воздушный насос, земная ось, жидкие тела, равновесие тел, сопротивление, упругость и десятки других. Новое философское и терминологическое значение вложил Ломоносов в бытовые русские слова: опыт, движение, явление, частица и др.

Эпоха русского Просвещения характерна не только общим значительным увеличением лексического состава русского языка, но и весьма заметным приростом слов, обозначающих отвлечённые понятия. Ещё Кантемир в переводе книги Фонтенеля "Разговоры о множестве миров" ввёл в обиход слова понятие, плотность, начало (в значении "принцип"). В XVIII в. русский язык обогащается десятками новых слов на -ость (законность, правильность, устарелость, ограниченность, удалённость, доверчивость, мечтательность, раздражительность, рассеянность и др.) и на -ние (впечатление, обозрение, обвинение, обучение, перерождение, переселение, предохранение, философствование и др.). Существенно при этом отметить, что подобные слова, выражающие отвлеченные понятия, родились уже явно на русской, а не на церковнославянской основе.

В последней четверти XVIII в. в литературе и языке всё более ощутимыми становятся веяния нового времени. Подходит к концу эпоха господства классицизма. Реалистическая лирика Державина требует уже иных языковых средств. Вторжение просторечия в средний и даже высокий стили разрушает строгость их былых границ. Опрощению постепенно подвергается и язык поэзии. Вот, например, какими непринуждёнными, разговорными словами (прежде совершенно недопустимыми в поэзии) пишет уже Державин:

Или, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой:

Но народная стихия тогда не обрела ещё полных прав гражданства. Время переоценки ценностей впереди. Русский язык ещё не полностью освободился от вериг славянщизны, а уже на роль законодателя норм претендует дворянский салон. Какой же путь изберёт наш язык?

Для развития мировой культурологической мысли, раскрыть их роль в формировании культурологии как особой системы знаний - насущная задача современной науки. Итак, тема данного реферата – «Проблемы культуры в философии русского просвещения». Цель работы – отразить сущность процесса становления культуры в эпоху Просвещения. В связи с целью работы, поставлены следующие задачи: - отразить сущность...

Журнала» П. Руссо критикует сторонников традиционной концепции, идущей от гуманистов XVI в., которые не стремились к широкому распространению знаний среди большинства «непосвященных». Культура эпохи европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания...

НАУКА РОССИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Россия XVIII века связана прежде всего, с деятельностью Петра I и Екатерины II. Безусловно Петр I был великим ре­форматором, он, как говорится, действительно «прорубил ок­но в Европу». Другое дело, сыграло ли это положительную роль в судьбе России или нет. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день. Петр I сумел подчинить все общественные силы делу укрепления российской государственности. Но делал он это порою, не считаясь с обычаями, а, тем более, с правами всех своих граж­дан - от простого народа, до руководителей церкви и дво­рянства. Практически они все были перед ним равны - то есть, все они были равны нулю. В нем удивительно сочета­лась простота, нелюбовь к церемонии, своеобразный демо­кратизм, любовь к России и жестокость, нетерпимость, орто­доксальность. Но все же именно с петровских реформ начи­нается быстрое возрастание роли России в мировой истории. К концу XVIII века на мировой арене появляется Российская империя, которая стала играть ведущую роль как в жизни Европы, так и всего мира. Главное достижение этого периода Российской истории - высвобождение творческих сил лично­сти, осуществление ломоносовской формулы, что «будет соб­ственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».

Первую в нашей стране теоретическую схему историческо­го развития представил в 1739 году В.Н. Татищев в своей «Истории Российской». Главной действующей силой истории он считал просвещение ума.

Одной из центральных идей Российского Просвещения стала идея воспитания совершенного человека. Оригинальные мысли на сей счет высказывали В. Н. Татищев и А. Кантемир. В 1764 году Екатерина утвердила «Генеральное учреждение, о воспитании особого пола юношества». То есть была предпри­нята практическая попытка, навеянная идеалами Руссо, фор­мирования «новой породы людей» - не испорченных новыми привычками и нравами. XVIII век в России - время форми­рования зрелой национальной культуры. Роль национального самосознания требовала выработки нормативной базы обще­национального русского литературного языка. Подготовку его основ, как известно, выполнил М. Ломоносов. В процесс формирования национального самосознания вовлекаются все более широкие слои населения, что находит выражение в развитии науки, образования и искусства.

В 1724 году Петр I учреждает Академию наук с художест­венным отделением. Уже в середине XVIII века Академия организовывает крупные научно-исследовательские экспедиции. Эти экспедиции связаны прежде всего с именем капитана Беринга. Экспедиции Беринга показали, что Азия и Америка отделены друг от друга проливом, подтвердив открытие казака Дежнева. Русские мореходы открыли Северо-Западную Америку, исследовали Камчатку, нанесли на карту Курильские острова.

В Академию России были приглашены для работы из­вестные ученые из-за границы. Одним из таких был гениаль­ный математик Эйлер. Основные свои труды он написал в России, создал математическую школу.

Русскую науку XVIII века нельзя представить без М.В. Ломоносова (1711 - 1765). Ломоносов создал новую науку - физическую химию. Им была организована в России первая химическая лаборатория. Он изучал природу электричества, заложил основу грозовых явлений, доказав общность природы молнии и электрической искры, первым указал на элек­трическое происхождение северных сияний. Ломоносов фор­мулирует закон сохранения материи и движения, который называет «Всеобщим естественным законом». Большим собы­тием в культурной жизни России стало открытие в 1755 году первого русского университета. Инициатором создания МГУ был Ломоносов. При университете открыли две гимназии: одну для дворян, другую - для юношей из некрепостных сос­ловий. МГУ имел три факультета: юридический, философский, медицинский. Согласно традиции, присущей университетам Европы, преподавание велось на латинском языке, но вскоре перешло на русский. Вскоре МГУ превратился в крупный учебно-научный и культурный центр России. При нем возник­ли различные научные общества, стали издаваться книги, журналы, начала выходить первая общественная газета - «Московские ведомости». Первая школа, как известно, появи­лась в Москве в 1621 году в так называемой «Немецкой сло­боде», затем в 1640 году при Андреевском монастыре. При Петре I было открыто более 40 школ во многих городах Рос­сии - церковно-приходских и цифирных. К середине XVIII ве­ка их количество составляло уже несколько сотен. К середи­не XVIII века уровень грамотности на Руси был уже достаточно высок. Около 90% класса имущих владело грамотой, самыми неграмотными оставались крестьяне, хотя их процент неграмотности по сравнению с XVII веком (15% грамотных) возрос почти вдвое.

Родиной машинной техники принято считать Англию. И это в известной мере справедливо. Но почти на 20 лет рань­ше парового двигателя англичанина Д. Уатта была изобрете­на и построена паровая машина Ползуновым (1728-1766). Он жил и работал на Урале и Алтае. Это был 2-цилиндровый паровой двигатель, в котором поршни перемещались навстре­чу друг другу. Двигатель Ползунова стал работать через не­делю после его смерти и проработал около двух месяцев (с его помощью подавался воздух для плавильных печей).

Двигателю потребовался ремонт, но Ползунова уже не было. Другим замечательном инженером-изобретателем был И.П. Кулибин (1735-1818). Более 30 лет он заведовал меха­ническими мастерскими Академии наук, работал над изготов­лением часов со сложным механизмом автоматического дей­ствия. Эти часы он преподнес Екатерине II. Механические мас­терские Академии наук во 2-й половине XVIII века стали крупнейшим научным центром России в области техники приборостроения. Здесь было создано большое количество оригинальных механизмов и приборов. Кулибин сконструиро­вал часы, которые, кроме минут, секунд, показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов. Особые заслуги его известны в произ­водстве оптических придоров. В 1779 году был сконструирован первый прожектор.

Кулибин в 80-е годы сконструировал повозку-самокатку, конструкцию «механических ног» - протезы. Он разработал несколько проектов одноарочных мостов через Неву, длина пролета которых составляла около 300 метров. Деятельность Кулибина оказала большое влияние на дальнейшее развитие технической мысли в России.

ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Русская литература в эпоху Просвещения прошла три эта­па исторического развития. Первый начинается с 1700 года и длится до середины 20-х годов. Он связан с жизнью и дея­тельностью Петра I. В литературе этого периода формируются основные элементы русского классицизма, прославляется

Петр I, как самый «просвещенный» монарх Европы. Второй этап - 30-50-е годы. Это время становления русского клас­сицизма. Его основоположники - Кантемир, Ломоносов, Сумароков. В литературе происходят радикальные преобразова­ния. Создаются новые классические жанры, реформируется литературный язык, появляются теоретические трактаты, обосновывающие эти нововведения.

Заключительный этап - 60-90-е годы - время расцвета русского классицизма. Расцвет русского классицизма связан с именами И. Фонвизина, Державина, Карамзина, Радищева.

Наиболее широко известны сатирические произведения Фонвизина - «Бригадир» и «Недоросль». Эта едкая сатира на представителей власть имущих. По мнению одного из героев «Бригадира» выдавать дочь нужно только за человека, имеющего не менее двух тысяч крепостных душ. Митрофанушка, герой «Недоросля», вообще не желает что-либо делать, тем более учиться. Зачем знать географию, рассуждает Митрофанушка, - «извозчики сами довезут, куда следует». Зачем знать арифметику - «приказчики на то существуют, чтобы считать». Комментарии, как говорится, здесь излишни. Гавриил Романович Державин (1743-1816) - выдающийся русский поэт XVIII века, предшественник А.С. Пушкина, родом из мелкопоместных дворян, рядовой Преображенского полка. Принимал участие в Дворцовом перевороте, который возвел на престол в 1762 году Екатерину II. Был участником подавления Пугачевского восстания. После написания оды «Фелица» (1782), посвященной Екатерине II, был замечен и приглашен ко двору, занимал высокие должности в государстве: губернатор, государственный казначей, министр юстиции.

В одах и стихах Державина получила яркое выражение ге­роика его времени. Будучи свидетелем блестящих успехов русского оружия, Державин в своих победных одах дал образцы батальной живописи, образы выдающихся военных деятелей и, прежде всего, великого Суворова («На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор»). Державин не ограничивается воспеванием полковод­цев, им (полководцам) неизменно сопутствуют «русские храб­рые солдаты, в мире первые бойцы».

Красочно изображает Державин быт русских людей XVIII века - купечества, крестьян, дворян. Он описывает яркие на­родные гулянья с определенной степенью романтизма и идил­лии. Впервые под пером Державина в русской поэзии возникает прекрасное описание красоты природы. Со временем в сти­хах Державина стала настойчиво звучать тема рока, смерти, смысла жизни. Смысл жизни, и сама жизнь - противоречие. Для Державина смысл этого противоречия состоит в следу­ющем: с одной стороны,- это жизнерадостное восприятие мира, с другой - пессимистическая мысль о судьбе человека. Высшее художественное воплощение «двойного» восприятия жизни достигается в оде «Водопад» (1794). А.С. Пушкин считал оду «Водопад» лучшим произведением Державина.

В образе водопада - «алмазной горы», с гремящим ревом падающим вниз, чтобы через некоторое время бесследно по­теряться в «глуши глухого бора» Державин дает аллегориче­ское изображение жизни и смерти человека: «Где стол был яств-там гроб стоит». В его поэзии намечены дня пути пре­одоления этого противоречия. Один - традиционный путь, религия, вера в спасителя нашего Иисуса Христа. Другой -взамен небесным утешеньям, путь наслажденья мирской жизнью, «прекрасным мгновеньем», «благоуханьем роз». Для се­бя Державин окончательного выбора не сделал. Творчество Державина - подлинный памятник русскому классицизму ХVIII века.

Николай Михайлович Карамзин - выдающийся русский писатель и историк, автор многих повестей, основатель рус­ского сентиментализма, великий патриот России. С 1791 года он издает «Московский журнал». В этом журнале были напе­чатаны повести Карамзина «Бедная Лиза», «Наталья - бо­ярская дочь», «Марфа-посадница». В своих повестях Карам­зин делает экскурсы в историю России. Вплетая в ткань худо­жественных полотен рассуждения о российской истории, он прославлял времена, «когда русские были русскими, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали». В своих работах он главное вни­мание уделял характеру, традициям и обычаям русского на­рода, как пишет сам Карамзин «характер славного русского народа», гордого, сильного, великодушного.

С 1802 года Карамзин начал писать многотомную «Исто­рию государства Российского». Цель этой работы Карамзин определяет следующим образом: «Должно приучить россиян к уважению собственного», «восславить знаменитых предков наших», «во всех обширных странах российских надобно на­учить питать любовь к Отечеству и чувство народное». Карам­зин успел написать 12 томов истории от Рюриков до правле­ния Василия Шуйского (1612). Работа Александра Никола­евича Радищева (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) хорошо известна, и потому специально рас­сматривать ее мы не будем.

Архитектура России XVII века связана с тремя стилевыми направлениями: барокко, рококо и классицизм. Русское твор­чество по-своему использует детали барокко. Появляются колонны, «разорванные» фронтоны, гирлянды, раковины (ро­кайль), круглая скульптура. В конце XVIII века возникает нарышкинский стиль, «нарышкинское» барокко с элементами рококо и классицизма.

Середина XVIII века ознаменовалась большим каменным строительством. Укрепление Российской империи, военные по­беды на море и на суше способствовали широкому градостро­ительству. Это содействовало созданию замечательных про­изведений русского зодчества. Особое внимание уделялось строительству в Петербурге и Москве.

Одним из крупнейших архитекторов XVIII века был В. Растрелли (1700-1771). Родом из Италии, он с юных лет жил в России. Под руководством Растрелли на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры - Зимний дворец (ныне Государственный Эрмитаж). По заказам Стро­гановых и Воронцовых Растрелли возвел великолепные двор­цы. В окрестностях Петербурга были построены прекрасные дворцовые ансамбли: Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе. С именем Растрелли связано и строительство Смольного монастыря. Для творчества Растрелли характерно стремление придать зданиям торжест­венный, величавый вид, что подчеркивалось богатым декора­тивным убранством, четкостью пропорций и ритмом колонн. Неоценимый вклад в русскую и мировую архитектуру вто­рой половины XVIII века внес гениальный зодчий В. Баженов (1737-1799). Необыкновенные способности к рисованию, которые проявились у него еще в раннем детстве, содействовали тому, что Баженов твердо избрал жизненный путь. Он окончил Российскую Академию художеств, посетил Францию. Италию, где совершенствовал свое образование и изучал архи­тектурное наследие античности. В Россию он вернулся приз­нанным мастером. Напротив Кремля, на высоком холме им построен горделивый и изящный дом Пашкова, ныне старое здание Государственной библиотеки, одно из красивейших зданий Москвы.

Большой вклад в русскую архитектуру XVIII века внес М. Казаков (1738-1812). Им построено ныне старое здание МГУ, монументальное здание Сената в Кремле. Колонный зал Дворянского собрания (теперь колонный зал Дома Союзов).

Русская скульптура XVIII века стала неотъемлемой частью архитектурных ансамблей. Выдающимся мастером скульптур­ного портрета был Ф. Шубин - земляк и младший современник М. Ломоносова. Ф. Шубин был прекрасным резчиком по кости и обладал высоким художественным вкусом. Одно из известных творений Ф. Шубина - скульптурный бюст Ло­моносова, бюст императора Павла I.

XVIII век характеризуется и подъемом русского декоративно-прикладного искусства. Развивается резьба по дереву, которая сочетается с красочностью росписи, изразцами, цвет­ным кирпичом. В 1748 году Виноградовым был создан первый отечественный фарфор. Вскоре появляются целые ансамбли из фарфора. Наряду с развитием золотого и серебряного дела начинается расцвет ювелирного искусства.

Наиболее известные живописцы России XVIII века - Ф. Рокотов, Д. Левицкий, И. Аргунов, А. Андронов. Дмитрий Петрович Левицкий (1735-1822) - руководитель портретно­го класса в Академии художеств Петербурга, мастер портрет­ной живописи. Наиболее известен его портрет Екатерины II. В этом портрете воплощено в живописи представление о муд­ром, «просвещенном» монархе, сходное с тем, который в одах был дан Г. Державиным. В 1773 году Левицкий исполнил портрет Дидро, замечательный по своей жизненной убедительности. Художник прекрасно выписал одухотворенное, энергичное лицо блестящего философа-просветителя XVIII века. Одним из лучших созданий Левицкого является поэтичный портрет молодой М. Дьяковой, написанный в богато разработанной гамме теплых, оливково-зеленых и розовых тонов. С 80-х годов на творчество Левицкого все большее влияние оказывает классицизм. Живопись его, не утрачивая богатства оттенков, становится все более строгой и статичной (портрет князя Львова).

Федор Степанович Рокотов (1735-1809) - выдающийся живописец, один из крупнейших портретистов 2-й половины XVIII века. Он выполняет ряд заказных официальных портре­тов, в том числе портреты Петра III (1762), Орлова (1763), коронационный портрет Екатерины II. С 1765 года покидает Петербургскую Академию художеств и поселяется в Москве. Наиболее известные работы московского периода - семья Воронцовых, портрет Майковой, портрет Новосильцевой - особенно привлекающий большим внутренним очарованием, одухотворенностью, жизненной трепетностью образа.

С середины XVIII века в культурную жизнь России прочно входит театр. В театре ставятся пьесы Фонвизина, пьесы западноевропейской классики. Исключительно большую роль в становлении русского театра сыграл Федор Григорьевич Волков. Его называют «отцом русского театра».

Введение

В истории мировой культуры западноевропейская культура XIX в. занимает особое место. Несмотря на то, что культура XIX в. базировалась на тех же мировоззренческих посылках, что и эпохи Возрождения и Просвещения: рационализм, антропоцентризм, сциентизм и европоцентризм, XIX в. был революционным в истории европейской культуры. Он перестроил всю общественную жизнь, резко изменил условия жизни человека.

Было создано новое материальное, социальное и духовное пространство существования человека. Этому способствовали события, значения которых для судеб европейской культуры трудно переоценить: переворот в науке и промышленности, война за независимость Североамериканских колоний, Великая французская буржуазная революция, а также создание либеральной демократии и новой философии.

Великая французская революция, как и все последующие европейские революции, резко обозначила ограниченность сферы разума и неосуществимость многого из того, что рождалось в сфере сознания и подпитывалось длительными традициями европейской культуры.

Общая система ценностей западноевропейской культуры XIX в. сложилась в процессе длительного развития. Основу того фундамента, на котором была построена культура XIX в. составляли античное наследие, христианство, средневековая культура, идеи Возрождения, Реформации и Просвещения.

Ее средоточием был и оставался Человек, понятие, которое претерпело сложную эволюцию от богоподобного человека античности до свободной личности. Новые мировоззренческие течения XIX в. выдвинули проблемы человека как существа социального и биологического, уникального и до конца непостижимого в своей тайне, которую ни наука, ни религия не могут раскрыть без остатка.

Судьба истории, культуры, искусства XIX в. тесно связаны с судьбой творческой личности, противостоящей бездуховной сплоченности всего утилитарного, массового, рассудочного. В течение всего XIX в. возросло чувство покинутости, одиночества личности, не находящей ориентира ни в разуме, ни в воле, ни в чувствах. Но с утратой целостности восприятия мира не могло быть и целостного воплощения его в художественном творчестве. Разрыв и раздвоение, стремление восстановить утраченное единство, неустанная внутренняя борьба – такова история всех искусств XIX в.

И хотя индивидуальность каждого человека каждого народа часто казались более важными, чем объединяющий их союз, через всю европейскую культуру XIX в. проходит общее стремление к справедливости, к достойному существованию человека в свободном обществе, к мирному диалогу национальных культур.

Предлагаемое учебное пособие поможет студентам представить целостную картину мировоззрения человека XIX в., которое воплощается в различных формах творчества - философии, литературе, драматургии, музыке, архитектуре, живописи, науке и технике, а также понять важность сохранения культурных традиций и в то же время необходимость и неизбежность их переосмысления.




Top