Что такое историко культурное наследие. Понятие «культурное наследие»: история формирования и современная интерпретация

Спикер: Наталья Душкина


Интервьюер: Валерия Табакова и Ирина Шмелёва

Практика сохранения исторического наследия - это попытка самоидентификации общества. Мы сохраняем памятники архитектуры и культуры для того, чтобы понимать, кто мы, откуда и куда движемся. Невозможно делать прогнозы, не затрагивая тему сохранения наследия, так как формирование взаимоотношения общества с прошлым определяет его настоящее и будущее. Наблюдая за тем, что сохраняется и реставрируется в разных городах и странах, можно предположить, как они будут развиваться. Новые методы сохранения, новые критерии отбора наследия, все большая диверсификация типов наследия, возможно, даже выборочное разрушение памятников, - все это определённым образом будет влиять на облик и саму ткань будущих городов.

Одним из основных вопросов сохранения является вопрос противопоставления старого и нового, исторического и современного, реставраторов и архитекторов. Мы поговорили со специалистом по охране наследия Натальей Душкиной в надежде понять, в чем основные различия этих подходов.

Наталья Душкина родилась в Москве в семье известного советского архитектора. Архитектор, профессор Московского архитектурного института, независимый эксперт по вопросам охраны архитектурного наследия, член Docomomo, эксперт по мировому наследию в ICOMOS, Наталья также автор множества статей и монографий по истории архитектуры и охране исторических объектов, издаваемых в России и за рубежом.

Закрыть

В 1964 году была принята Венецианская хартия, документ, который стал профессиональным кодексом в области охраны наследия. Однако по-прежнему существует много разногласий на тему того, как реставрировать и что следует сохранять. Почему это происходит?

Венецианская хартия была принята в 1964 году, это был по сути все еще послевоенный период. В то время Европа понимала, что все разрушенное во время Второй Мировой войны должно быть восстановлено как можно скорее — это было важно и с моральной, и с экономической точек зрения. Необходимым казалось сделать« как было» и предъявить результат всем, кто пережил войну. Многие объекты реконструировались поспешно, это приводило к ошибкам и неточностям. И именно тогда родилась Венецианская хартия.

Она основывалась на негативном опыте быстрого восстановления исторических объектов. Документ начинается со слов: «Это наша ответственность — передать объекты наследия во всем богатстве их подлинности». Что это значит? Это значит важно помнить: мы — временные пользователи ценностей, которые унаследовали. Мы — люди, которые должны сохранить их и передать будущим поколениям. В исторической перспективе мы — всего лишь пренебрежительно малое мгновение времени. Все, что сделано человеком — от пирамид до Эйфелевой башни — свидетельства жизни. И если мы сотрем их, то мы сотрем историю человечества.

Восстановленная архитектура Белого города, Тель-Авив, Израиль / Фото: Andrew Nash /​Flickr​.com

Подлинность — ключевое понятие в осознании того, что значит сохранение наследия. И вместе с тем это наиболее противоречивое понятие. С одной стороны, подлинность сейчас — это эфемерное, устаревшее понятие. А с другой стороны, абсолютно все понимают, что подлинность была, есть и остается вечной культурной ценностью. Переводя это на язык финансов, можно сказать, деньги, вложенные, к примеру, в подлинный рисунок Кваренги, через 20 лет можно будет вернуть в многократном размере. И тут не нужно лукавить. Поэтому, когда я слышу разговоры о том, чтобы оставить только« идею» здания, снести все, что есть, и построить заново, я понимаю, что это не имеет ничего общего с реставрацией.

В течение XX века Тель-Авив превращался в серую« корку»

Иногда я слышу смешной тезис: «Город — это не музей, город должен развиваться». Города развивались всегда. Нельзя противопоставлять развитие сохранению, это не антагонистические вещи. Очень важно понимать, что сохранение — часть развития.

А как вы думаете, какую роль в процессе культурного развития сохранение играет именно в российском контексте?

В России своя специфика. Это желание получить быстрые деньги, желание быстрейшего обогащения. Все это — эхо постсоветского периода« дикого» капитализма. И, конечно, под эти ножницы попадает, прежде всего, наследие, потому что оно, как правило, находится в исторической части города, где самая дорогая земля. Если вкладываться в дорогую землю, значит нужно получать максимальные доходы — это правило, которое диктуют деньги.

От реставрационного проекта окупаемость должна быть долгосрочной, в районе 15−20 лет(если это действительно научный проект). Но в России мы видим примеры, когда известные крупные фирмы окупают проект реконструкции за 5−7 лет — это крошечный срок, таких сроков не бывает. Сразу становится понятно, что это не реставрация, а просто ремонт.

В западных странах, конечно, тоже возникают подобные проблемы. Но там существуют специализированные организации по охране исторических объектов, они имеют многолетний опыт работы с такими девелоперами, уже выработаны механизмы, инструменты сопротивления. В Москве же очень слабые органы сохранения наследия. Несмотря на то что они рапортуют о миллионных инвестициях, успешная реконструкция происходит только там, где нет спорных вопросов. Но тем не менее это процесс обучения. Я считаю, что последнее время появилось много новых тенденций, хороших и позитивных, которые предвещают, что все-таки есть свет в конце тоннеля.

Граффити — репродукция работы художника Д. Пригова« А-Я», микрорайон Беляево, Москва, Россия / Фото Чистовой Маргариты / ag.mos.ru)

А что это за тенденции?

Не совсем тенденции, а скорее методологии сохранения, финансово основанные на частно-государственном партнерстве.

Те же компании, которые делают ремонт вместо реставрации, вводят совершенно правильную практику: объединение частных и государственных инвестиций для восстановления исторических объектов.

Имея ввиду колоссальный размер нашей страны и чудовищное состояние наследия, единственный путь сохранять памятники — это двигаться в сторону получения частных капиталов. Для этой области разработан целый ряд программ: «рубль за метр», проекты« народной реставрации», сбор денег. Однако инвесторам нужно что-то предлагать взамен. Недавно в поправках к закону № 73 «О сохранении наследия» была предусмотрена важная вещь — льготы инвесторам. Этого, на мой взгляд, должно быть вполне достаточно, чтобы привлекать частные капиталы. Но на деле это работает не всегда, только в случае, если люди понимают всю важность сохранения исторического объекта.

Кроме всего прочего, в деле сохранения наследия огромное значение имеет позиция гражданского общества. И здесь тоже наблюдается положительная тенденция. Наш московский Архнадзор — это совершенно правильная организация, настоящее патриотическое движение, в хорошем смысле этого слова.

Говоря о тенденциях в области сохранения наследия, уместно вспомнить, наверное, Белый город в Тель-Авиве. Там в процессе восстановления собственникам разрешили надстраивать исторические здания на несколько этажей. Город расцвел. Что вы думаете об этом проекте?

Тель-Авив прошел несколько этапов увядания. Из-за климата и войн в течение ХХ века он постепенно превращался в чудовищную серую« корку». Здания там не реставрировали, а просто затирали цементом. Город был страшно искажен. Но появилась компания, которая понимала, что этот город не только наследие и символ сионизма, но настоящий символ нации.

Многие архитекторы с раздутыми эго сходят с ума от собственных произведений

У государства не было денег на реставрацию. Нитца Шмук, израильский архитектор, которая на тот момент была главой департамента охраны наследия, понимала, что деньги на реставрацию могут быть взяты только у собственников зданий. И была разработана та самая концепция, о которой вы говорили: брать деньги у собственников здания на реставрацию их домов, но разрешать им надстраивать несколько этажей, увеличивая таким образом полезную площадь. Собственникам это было выгодно.

Город был восстановлен. Нитца Шмук совершила чудо. Все было реконструировано очень качественно и детально, и, главное, восстановление вызвало совершенно невероятный эффект.

Колесо обозрения« Лондонский глаз», построенное в историческом центре, Лондон, Великобритания

Говоря о неординарном подходе к сохранению наследия, хочется поднять тему совсем новых форм наследия. Что вы думаете о проектах сохранения неочевидных объектов, непризнанных памятников?

Не все, что блестит, ценно. И проект по сохранению микрорайона Беляево — хороший тому пример. Мы прекрасно понимаем, что церковь ХVIII века или Шуховская башня — это ценности в силу своей уникальности. Микрорайон Беляево — типовой объект, поэтому его ценность разглядеть сложнее.

Тем не менее там сформировалась специфическая среда, гармоничный ландшафт, жизненный уют, все это — ценности, с которыми нельзя расставаться. Кроме того, у нас перед глазами пример того, как такая простая типовая среда оказала эффект на творческий потенциал человека — художника Дмитрия Пригова.

Как мне кажется, главный посыл проекта« Беляево навсегда» — каждое поколение оставляет за собой ценности, и их надо уважать. Технически я не знаю, возможно ли внести Беляево в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Скорее всего, в данный момент это практически невозможно, поскольку даже некоторые объекты Ле Корбюзье не попадают туда.

За каждый объект наследия приходится буквально биться, почему так происходит? Чем это обусловлено?

В обществе происходят изменения. Даже в ХХ веке у людей были гуманистические, духовные ценности. В нынешнее время пирамида ценностей увенчана понятием« деньги», получение прибыли стало более важным, чем профессиональные, религиозные или какие-либо другие ценности.

Во-вторых, общество меняет способ восприятия действительности. Уровень визуализации в мире достиг невероятных масштабов. Раньше основным был смысл, содержание, теперь же все определяет« картинка». Раньше у нас было целостное восприятие мира, сейчас оно разбилось на фрагменты мозаики. Это также относится к и сохранению всего исторического. Обществу важна цельность картинки, красота, гламур — ему не нужны руины, не нужна археология. Для того чтобы получить деньги, необходимо создать целостную вещь. Вот почему появляются совершенно дикие примеры, когда начинают реконструировать археологические фрагменты, достраивать что-либо, тем самым губя археологию как таковую.

Сейчас идет процесс достраивания Пантеона. Та же самая тенденция — парк« Царицыно». Народу нравятся красивые картинки, и никто не знает, ни кто такой Казаков, ни кто такой Баженов, ни кто такая Екатерина и что там между ними происходило. Народу там хорошо, потому что чисто, предложено меню функций и есть цельный образ. Цель этого парка — получение прибыли. Это презентация наследия, а не его реставрация.

Или еще пример — Лондон. ЮНЕСКО назвала Лондон самым непривлекательным городом с точки зрения опыта сохранения наследия. Тот факт, что Лондон сейчас является коммерческим центром всего мира, говорит о том, что все происходящее в нем напрямую воздействует на другие города. При обсуждении судеб Москвы и Санкт-Петербурга, где наблюдаются явные признаки разрушения и перестройки исторического центра, первым аргументом в споре является апелляция к Лондону. «Почему в Лондоне можно, а у нас нельзя? Мы хотим быть не хуже Лондона». Тут возникает вопрос о профессионализме; в современном мире такими вопросами должны заниматься профессионалы.

Нельзя противопоставлять развитие сохранению, это не антагонистические вещи

Какие именно профессионалы сегодня нужны?

Я считаю, что профессионалы должны быть независимыми. Это может звучать наивно, но и строительный, и архитектурный бизнес могут быть построены на обоюдном соглашении сторон, являться источником прибыли и в то же время приносить пользу обществу.

Сейчас мир полон невероятных искажений, и очень многое зависит от профессионализма. Сейчас многие арзитекторы с раздутыми эго сходят с ума от своих собственных произведений. Они хотят реализовывать свои проекты, не оглядываясь на какие-либо институции, занимающиеся сохранением наследия. С одной стороны, я понимаю эту позицию архитектора, но с другой — нужно признать, что времена изменились именно благодаря развитию мощных общественных институтов по сохранению наследия.

Рем Колхас объясняет, что с течением времени человечество создает и сохраняет все больше и больше объектов наследия, на выставке CRONOCAOS в 2010 году, Венеция, Италия / Фото: Designboom

На деле, сейчас идет битва на рынке между теми, кто занимается восстановлением, консервацией города, и теми, кто его отстраивает заново. Помните, первая студия Института« Стрелка» с Ремом Колхасом была о наследии — возможно, это такое же желание перефокусировать архитекторов на поле восстановления, реновации и при этом быть первым на рынке нового строительства.

Рем очень умен, и поэтому привлекателен как профессионал, но в то же время это и пугает. Однако он — человек, с которым можно договориться, он предлагает коммерческий, современный подход к восстановлению. Иногда он даже выступает за разрушение ради созидания. Чтобы достичь баланса в такой ситуации, ему необходимо быть в оппозиции к классическим, консервирующим подходам. С Ремом можно достичь консенсуса. С умным человеком всегда можно найти пути решения проблемы.

Что будет происходить с теорией и практикой сохранения наследия в будущем — через 20, 30, 40 лет?

Мой прогноз: XXI век — это не дикая экспансия развития, а совершенно противоположное явление. В ближайшем столетии мы столкнемся с проблемами экологии, сохранения нашей среды обитания, появится потребность в «зеленой» архитектуре, осваивании старых« гнезд». Сейчас мы производим больше, чем потребляем, и сохранение наследия поможет нам в будущем освоить и рационально использовать то, что есть. Мы не можем больше разрушать, так как уже сейчас нет места для хранения такого количества отходов. Меня, например, давно тревожит вопрос: «Куда дели весь мусор, оставшийся от снесенной гостиницы „Россия“?» Человечество должно остановиться в своем стремлении к разрушению, нужно учиться исправлять и развивать те вещи, которые у него уже есть.

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, соз­данная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и пе­редающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого име­ни. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

Культурное наследие - совокупность всех материальных и духовных куль­турных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в ар­сенале общественной памяти. Его основу составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи. Оно подразде­ляется на движимое, недвижимое и духовное. К недвижимому относятся па­мятники архитектуры и градостроительства; ансамбли; достопримечательные места; памятники археологии, истории, этнографии. К движимому - архео­логические находки; элементы недвижимых памятников, подвергшихся фраг-ментированию; этнологические материалы; предметы, связанные с истори­ческими событиями и лицами, а также с историей развития науки и техники; произведения искусства; редкие книги, манускрипты, инкунабулы; предме­ты нумизматики и филателии. К духовному наследию - фольклор; навыки ведения традиционного хозяйства; язык, обычаи; навыки традиционных ре­месел, искусство 24 .

21 Bennett W., Bird J. Andean Culture History. N.Y., 1960.

22 Steward J.H. Theory of Culture Change. Urbana, 1955.

23 См.: Lederman R. Globalization and the future of culture areas: Melanesianist Anthropology in Transition //
Ann. Rev. of Anthropology. 1998. Vol. 27. P. 427-449.

24 Габдрахманова З.М. Историко-культурное наследие (www.rubricon.com ).

Согласно законодательству РФ, культурное наследие включает следую­щие категории объектов:

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют вы­дающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искус­ства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архи­тектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выда­ющуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: дело рук человека или совместные творе­ния человека и природы, а также зоны, включая археологические дос­топримечательные места, представляющие выдающуюся универсаль­ную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или ант­ропологии.



Культурные ценности - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, ин­кунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектур­ных, исторических, художественных памятников, а также памятников мо­нументального искусства и другие категории предметов.

Культурное наследие различается по своей ценности на местное, регио­нальное, национальное и всемирное. Культурное наследие народов РФ - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также па­мятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для со­хранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в миро­вую цивилизацию.

Памятники истории и культуры относятся к культурному наследию и являются достоянием народа. Они тщательно охраняются государством. Охрана памятников истории и культуры - система правовых, финансовых и иных мер, принимаемых государственными органами и направленных на выявление, учет, сохранение, реставрацию и использование памятников (включая обеспечение общественной доступности). Так, на Украине под охраной государства находится более 130 тыс. памятников разных видов; на базе некоторых из них функционируют 61 историко-культурный заповед­ник, в том числе 13 национальных. Кроме того, в 1 400 городах и поселках, а также восьми тысячах сел фонд исторических зданий превышает 70 тыс. объектов. В списке исторических городов и поселков городского типа - 401 населенный пункт. Только в Киеве - 2 148 памятников истории и культу­ры, в том числе 39 - международного значения. В реестр национального культурного достояния в городе внесено 380 памятников архитектуры, 23 - археологии, 25 - истории, 9 - монументального искусства.

Охраной объектов культурного наследия на уровне РФ занимается Мини­стерство культуры РФ, в его составе - специальное Управление по охране памятников. Существует отраслевой НИИ «Наследие». При Госстрое России существует институт реконструкции городов Инрекон. Он курирует и реали-зовывает программу исторических городов. В городах и районах функции охраны памятников выполняют отделы культуры. Однако «из 80 тыс. памят-

ников на территории России, - сказал Юрий Андрианов, заместитель дирек­тора Центра по охране памятников архитектуры Госстроя РФ, - 90% нахо­дится в ужасном состоянии. 25 тыс. памятников истории и культуры находятся на федеральном бюджете, т.е. под охраной государства. На всю страну по ли­нии Госстроя выделяется 180 млн рублей в год (данные на 2003 г.).

К охранным мероприятиям в археологии относятся: выявление объектов археологии и проведение историко-культурной экспертизы, выделение ох­ранных зон с установкой особого режима использования территории, пол­ный запрет любых работ, проведение которых может повлечь за собой раз­рушение памятников или нарушение сложившегося природно-археологи-ческого комплекса. Для выявления случаев естественно-природной угро­зы разрушения объектов археологии проводится мониторинг земель исто­рико-культурного значения,определе­ние способов устранения причин раз­рушения, проведение работ по консервации разрушающихся объектов или полного комплекса аварийно-спасательных раскопок.

Под защитой государства находятся все памятники и вновь выявленные историко-культурные объекты вне зависимости от форм собственности, уровня управления, степени сохранности и характера использования. Госу­дарство является гарантом сохранения историко-культурного наследия и обеспечивает соблюдение законности в этой сфере, а также определяет меры административной, уголовной и иной ответственности за уничтожение, хищение и нанесение ущерба памятникам и вновь выявленным объектам историко-культурного наследия.

Особо ценные культурные объекты включаются в мировое культурное наследие, или всемирное наследие - выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного на­следия, к которой присоединилось большинство стран мира. Государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

С 1985 г. Китай присоединился к конвенции ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия, 23 объекта страны вошли в «Список миро­вого культурного и природного наследия», по этому показателю Китай за­нимает четвертое место в мире. Среди них 15 объектов являются памятни­ками культуры и архитектуры: Великая китайская стена, Императорский дворец «Гугун», каменные пещеры Могао, гробница Цинь Шихуана и ее погребальные статуи воинов и коней, стоянка древнего человека «Чжоуко-удянь», летняя резиденция «Бишушаньждуан», Цюйфу -родина Конфуция, древние архитектурные сооружения в горах Уданшань, дворец Потала, горы Лушань, древний город Пинъяо, Сучжоуские сады, древний город Лицзян, Летний императорский дворец «Ихэюань», Храм Неба в Пекине. Природ­ное наследие Китая, занесенное в «Список», это известные на весь мир за­поведники Улинъюань, Цзючжайгоу, Хуанлун и горы Тайшань, Хуаншань и Эмэйшань. По «Конвенции по сохранению мирового культурного и при­родного наследия» в местах, признанных памятниками мирового наследия,

должны быть поставлены специальные эмблема ЮНЕСКО и соответству­ющее пояснение. В 2004 г. в городе Лицзян провинции Юньнань был офи­циально открыт первый в Китае специальный парк мирового наследия, привлекающий множество отечественных и зарубежных туристов. Площадь парка составляет около 33 гектаров; он воспроизводит в миниатюре город Лицзян. На 27-й конференции ЮНЕСКО по мировому культурному насле­дию, проходившей в Париже, было решено включить живописную мест­ность, где одновременно протекают три большие реки провинции Юньнань, в каталог мирового культурного наследия, а также включить в этот каталог 13 минских могил в уезде Чанпин под Пекином и минскую гробницу Сяо-лин под Нанкином в качестве дополнительных памятников императорских захоронений династий Мин и Цин. Таким образом до настоящего времени в этот каталог уже вошло 29 достопримечательностей Китая. Китайское правительство принимает активные меры для усиления охраны и управле­ния культурно-историческими и природными объектами, которые внесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Также в настоящее время во многих местах Китая развернулась активная работа по выдвиже­нию местных достопримечательностей в число культурных памятников мирового культурного наследия.

В 2003 г. Вена вошла в число 730 городов и других населенных пунктов земного шара, которые причислены к категории мирового культурного на­следия. Эта высокая и заслуженная честь оказана Вене не в последнюю оче­редь потому, что австрийская столица вот уже несколько веков считается музыкальной столицей мира. Бургомистру вручена специальная грамота ЮНЕСКО, подтверждающая новый статус.

Дни исторического и культурного наследия Москвы учреждены поста­новлением столичного правительства. Они будут отмечаться в городе еже­годно 18 апреля, в Международный день охраны памятников и достоприме­чательных мест, и 18 мая, в Международный день музеев. Цель этих меро­приятий - более широкий доступ и пользование граждан культурными ценностями, активизация пропаганды памятников истории и культуры. Таких памятников, принятых на государственную охрану, в Москве насчи­тывается свыше 3 тыс. Помимо этого в столице есть около 2 тыс. выявлен­ных объектов историко-культурного наследия и более 10 тыс. ценных объек­тов историко-градостроительной среды.

Выдающиеся архитектурные памятники культуры из всемирного наследия ЮНЕСКО

Установлено, что после включения туристических объектов в список все­мирного наследия их посещение вырастает на 30% в год. Всего в мировом списке 730 культурных и природных объектов. Причем, в Европе скон­центрировано 322 культурных объекта, больше чем в остальных районах мира (общая цифра по Европе вместе с природными составляет 375). ЮНЕСКО выделяет более 4 млн долл. в год для поддержания объектов все­мирного наследия 25 . Эти деньги расходуются не только на сохранение объек­тов на должном уровне, но и на их защиту, например, перенос дороги по­дальше от объекта, мелиорация земель, работа с почвой и др. На данный момент 175 стран-участниц ратифицировали «Конвенцию всемирного на­следия» ЮНЕСКО, которая является важным инструментом развития и реализации на практике туристских стратегий, политики и деятельности.

Основная проблема современной России заключается в том, что не раз­работаны сами стандарты того, какими должны быть органы охраны насле­дия. В одних регионах это госучреждения (как, например, в Москве), в дру­гих - научно-производственные центры. И подход к охране памятников у них, естественно, разный. Росохранкультура сегодня получила обширные полномочия в сфере согласования территорий охранных зон и проектов работ на объектах наследия, но не имеет достаточного количества сотруд­ников для осуществления этих полномочий на всей территории России 26 .

Составной частью борьбы за сохранение культурного наследия в прежние годы являлось краеведческое движение - массовое общественное движение в 1920 - начале 1930-х гг. в СССР, направленное на изучение и сохранение памятников культуры, истории и природы. В 1927 г. в СССР насчитывалось 1 763 краеведные организации. Краеведческое движение имело свои цент­ральные координирующие органы в Москве и Ленинграде, центральные и местные издания, проводило съезды и конференции. Базой краеведческого движения являлась провинциальная интеллигенция - учителя, агрономы, работники краеведческих музеев. Краеведческое движение было одной из мощных составляющих общего природоохранного движения. В 1937 г. крае­ведческое движение было официально распущено, многие краеведы как «враги народа» оказались в ГУЛАГе. В настоящее время краеведческого дви­жения в странах СНГ как такового не существует.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и ок­ружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплоче­ния нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

По аналогии с агентами и институтами социализации целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъек­тами культуры, если пользоваться философской терминологией.

В агенты культуры включаются: 1) только индивиды и группы, оказыва­ющие личное, непосредственное воздействие на формирование культурно-

25 Воронцова О. Будущее культурного туризма // Газета для путешественников (http://i-spb.ru ).

го потенциала личности, создающих, оценивающих или распространяющих культурную продукцию; 2) учреждения, способствующие созданию, разви­тию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов. Тех и других, т.е. индивидов и учреждения имену­ют субъектами культуры. Нередко учреждения культуры выделяют в само­стоятельную категорию и называют институтами культуры. Поскольку тер­минология в данном случае еще не устоялась, оба наименования следует считать в равной мере употребимыми.

С социологической точки зрения к агентам культуры относят прежде всего большие социальные группы - этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носи­телями субкультуры; малые социальные группы, в частности круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.; индивидов-писателей, музыкантов, меценатов, артистов, сказителей и т.д., создающих, распространяющих, исполняющих или спонсирующих художественные произведения; учреждения культуры (академии наук, шко­лы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, ста­дионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др.).

В более развернутом виде классификацию агентов культуры следует стро­ить так: 1) большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, высту­пающие носителями субкультуры; 2) малые социальные группы, в частно­сти круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.; 3) индивиды - писатели, музыканты, мецена­ты, артисты, сказители и т.д., создающие, распространяющие, исполняющие или спонсирующие художественные произведения.

К агентам культуры и институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие и распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие насе­ление культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не един­ственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшиеся социальные практики. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру может осуществлять один-единствен­ный чиновник, уполномоченный государством отслеживать идеологическое направление литературы. В качестве цензора может выступать главный ре­дактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цен­зура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функ­цию - идеологический (иногда моральный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты также на­зываются культурными институтами, способствующими продвижению ли­тературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными ин­ститутами выступают такие группы населения и явления, которые на пер­вый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных

институтов называют английских дворецких, промышленных инструкторов, институты опекунства, частного образования, гувернерства.

Малые социальные группы, в свою очередь, подразделяются на: 1) доб­ровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культу­ры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей. К ним в пер­вую очередь относятся творческие объединения типа союзов художников, писателей и композиторов; 2) специализированные объединения и кружки, например кружок петрашевцев или группа митьков; 3) круг поклонников

отдельных видов искусства, музыкаль­ной группы, определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определен­ной религии (например, буддисты), религиозные секты и др.; 4) культурные среды, представляющие собой раз­мытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллиген­ции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям; 5) семья, в которой происходит пер­вичная социализация и инкультурация человека.

Большие социальные группы подразделяются на: 1) этносы (племя, на­родность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общ­ности людей, объединенные совпадающей исторической судьбой, опреде­ленными традициями и культурой, особенностями быта, единством терри­тории и языка; 2) профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, искусствоведы, краеведы, историки, этнографы, филологи, философы и физики, критики, цензоры, архитекторы, строители, реставра­торы; 3) непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например, зрители, читатели, поклонники; 4) аудитории - чи­тательскую, зрительскую, массовую, специализированную, газетно-жур-нальную, научную, популярную, молодежную, пожилую, женскую и т.д.

Особую категорию агентов культуры составляют вкладчики - люди, ко­торые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп: 1) создатели художественных произведе­ний - поэты, писатели, композиторы, художники; 2) меценаты, спонсоры, т.е. инвесторы культуры; 3) распространители культурных ценностей - из­датели, конферансье, лекторы, дикторы; 4) потребители культурных ценно­стей - публика, аудитория; 5) цензоры -литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил; 6) организаторы - царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков и т.д.

Подлинные культурные символы России не нуждаются в лишнем представлении. Представленные на этой странице объекты всемирного культурного наследия входят в особо значимые объекты, созданные когда-либо человеком. Их исключительная рукотворная красота и непревзойденная эстетическая важность поразят воображение даже самого искушенного ценителя прекрасного.

Первыми в Список культурного наследия всего человечества в 1990 году включили Московский Кремль, вместе с прилегающей к нему Красной площадью, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и Кижский погост. Все эти объекты, которыми особенно гордится Россия, были признаны «шедевром человеческого созидательного гения». Кстати, столь высокий критерий заслужили и несколько других российских архитектурных творений: Новодевичий монастырь в Москве, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Ферапонтов монастырь в Вологодской области.

Подлинный символ России – Московский Кремль – не нуждается в лишнем представлении. Каждый, кто хоть раз бывал в Москве, обязательно посещал Красную площадь и сам Кремль. Стоит напомнить, что это самая древняя часть города. Именно здесь, на Боровицком холме, князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость.

Все гости северной столицы, и в первую очередь, иностранные, отмечают, что Санкт-Петербург – наиболее красивый и цельный в художественном отношении город мира. Логичная планировка, включающая строгие прямые улицы и многочисленные каналы (их свыше 400), мосты, набережные, парки. И, конечно же, выдающиеся памятники дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры. Во Всемирное наследие включен не только исторический центр, но и дворцово-парковые ансамбли его пригородов – заложенный Петром I роскошнейший Петергоф, Пушкин (Царское село), Стрельна, Гатчина, а также историческая часть Кронштадта с его крепостью и фортами и крепость Шлиссельбург.

Погост Кижи, или Спасо-Преображенский погост, расположенный в Карелии, является уникальным шедевром северного деревянного зодчества. «Гвоздь» ансамбля – Преображенская церковь – была построена в 1714 году… без единого гвоздя. Как гласит легенда, ее построили одним топором, который потом мастер выбросил в озеро, и изначально без гвоздей. Сегодня Кижский погост – небольшое пространство, огороженное деревянной стеной, внутри которого расположены уникальные постройки, различные по высоте и очертаниям. Они составляют единый и крайне живописный ансамбль, который прекрасно вписан в суровый северный пейзаж.

Но не только центр России богат на Всемирное наследие. «Третья столица России», Казань, тоже подарила цивилизации уникальный Кремль. В своем историческом развитии он прошел несколько этапов длительностью в тысячелетие. Деревянная крепость возникла на рубеже X и XI веков, в XII веке ее перестроили в каменную. Со второй половины XIII века до середины XVI кремль служил центром Казанского княжества в составе Золотой Орды, а затем Казанского ханства. А потом Казань, после длительной осады, захватили войска Ивана Грозного и кремль снова реконструировали. Сегодня же Казанский Кремль является выдающимся примером синтеза разных художественных стилей и демонстрирует взаимопроникновение различных культур (булгарской, золотоордынской, татарской, русской, возможно — итальянской), и отражает своеобразие различных – сменявших одна другую – исторических эпох.

Редакция Russia-Open представляет Вам Российские «шедевры человеческого созидательного гения».

Культурное наследие - важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память - понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память - это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия - обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли - это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать - природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать - культурных, три - природно-культурных, девять - природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве - Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия - это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование - крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, - уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них - ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение - важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Главным результатом деятельности людей в области культуры является создание духовных богатств, которые отражают широту и многообразие духовной культуры народов данной страны.

Что составляет духовное богатство общества?

Духовным богатством являются традиции и обычаи, моральные нормы, религиозные заповеди, ритуалы и праздники, книги, произведения искусства, школьные учебники, университеты и школы, научные журналы и конференции и многое такое, без чего человеческая жизнь не имела бы смысла. Вот что такое духовное богатство человечества.

Духовные богатства общества составляют культурное наследие страны, выраженное в материальных и нематериальных культурных ценностях.

    Советуем запомнить!
    Культурные ценности - ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, архитектура, скульптура и др.
    Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Например, народные частушки, стихи А.С. Пушкина и научные теории - это нематериальная часть духовного богатства. Монастырь, местный краеведческий музей или рукописи стихов А.С. Пушкина - примеры материальной части культурного наследия нашей страны.

Слово «ценности» играет при определении культурного наследия ключевую роль. Неудачное стихотворение или некрасивое здание мы вряд ли будем ценить. Они не составляют духовных ценностей. Но лишь то, что сделано ладно, красиво, что нас вдохновляет и возвышает нашу душу, относится к духовным или культурным ценностям.

Сохранение культурного наследия

Культурные ценности, составляющие культурное наследие, являются достоянием народа. Они тщательно охраняются государством.

Охраной культурного наследия в России занимается Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия - Росохранкультура. В стране уже долгие годы работает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Это добровольная общественная организация, благодаря деятельности которой были сохранены сотни архитектурных памятников, усадеб. Членом общества может стать любой человек или организация.

Особо ценные культурные объекты страны включаются в мировое культурное наследие - Всемирное наследие.

Списки ценностей, являющихся Всемирным наследием, публикует ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Списки Всемирного наследия ЮНЕСКО включают около тысячи памятников по всему миру Например, Московский Кремль и Красная площадь (Россия), Кентерберийский собор (Великобритания), исторический центр Рима (Италия), древний город Чичен-Ица (Мексика), Великая Китайская стена (Китай), пирамиды (Египет), статуя Свободы (США) и др.

Назовите культурные ценности, изображённые на фотографиях и вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В каких странах они находятся?

    Интересные факты
    В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 24 российских природных и культурных памятника:

    • Московский Кремль и Красная площадь;
    • исторический центр Санкт-Петербурга и прилегающие группы памятников;
    • архитектурный ансамбль Кижского погоста;
    • исторические памятники Новгорода и окрестностей;
    • историко-культурный комплекс Соловецких островов;
    • белокаменная архитектура Владимира и Суздаля;
    • ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиеве Посаде;
    • церковь Вознесения в Коломенском (Москва);
    • леса Коми;
    • озеро Байкал;
    • вулканы Камчатки;
    • Алтайские горы;
    • западный Кавказ;
    • архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря;
    • историко-архитектурный комплекс Казанского кремля;
    • Куршская коса;
    • центральный Сихотэ-Алинь;
    • исторический центр города Дербента;
    • Убсунурская котловина;
    • ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва);
    • природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»;
    • исторический центр города Ярославля;
    • геодезическая дуга Струве;
    • плато Путорана.

    Создание, распространение, усвоение духовных богатств общества

    Известно, что новые идеи, произведения искусства, гениальные открытия создаются конкретными людьми. В нашей стране на ниве культуры трудится множество замечательных людей - настоящих энтузиастов, искренне и беззаветно преданных любимому делу. В их числе - деятели театрального искусства и кино, артисты, режиссёры, музыканты, художники, работники библиотек и музеев и др. Произведения выдающихся писателей-прозаиков, драматургов, поэтов могут оказывать влияние на общество не только в период их жизни, но продолжать влиять на души и умы миллионов людей в целом ряде поколений.

    Жизненный цикл любого произведения представляет собой длинный путь от вынашивания творческого замысла до его создания, опубликования.

    Например, создание книги - долгий процесс: написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, распространение (продажа), каталогизация (зачисление в каталоги библиотек, в справочную литературу), обретение популярности (или нет), цитирование, критика и т.д.

    Мало создать произведение, необходимо донести его до общества. До тех пор пока оно не выставлено для всеобщего обозрения (картина, скульптура), не издано (литература, наука), не исполнено (музыка), не поставлено (театр, кино), оно не станет частью культуры. И конечно, не всё созданное станет духовным богатством народа.

    Таковым оно станет лишь тогда, когда будет усвоено людьми - через семейное воспитание и домашнее чтение, школьные уроки и практические занятия, посещение театров, музеев, библиотек, лекториев, концертов, выставок и т.д. Мы усваиваем, обучаясь и воспитываясь, приобщаясь к прекрасному и доброму

    Государство регулирует и направляет процесс создания, распространения и восприятия культурных ценностей. Оно создаёт школы и университеты для образования молодёжи, научные институты и лаборатории для создания новых идей и технологий, библиотеки и музеи для хранения культурных ценностей и т.д.

    Почему библиотеки были нужны людям в разные эпохи? А вам нужна библиотека?

    Важную роль в сохранении и распространении духовного богатства играют библиотеки (от греческих слов biblion - книга и theke - хранилище). В современном обществе они стали массовым явлением.

      Дополнительное чтение
      Библиотеки возникли в глубокой древности. В середине VII века до н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурба-напала в Ниневии имелось большое собрание клинописных глиняных книг. В Древнем Египте существовали библиотеки при храмах. Но в Древнем мире наибольшую известность получила знаменитая Александрийская библиотека папирусных свитков.
      В средневековой Европе библиотеки создавались при крупных монастырях и соборах. В Древней Руси первая известная библиотека была основана в XI веке Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. При Петре I в XVIII веке возникают светские библиотеки, при Петербургской академии наук и Московском университете.

    Как вы считаете, в чём значение библиотек в истории человечества? Какие современные крупнейшие российские библиотеки вы можете назвать?

    Другим хранителем духовного богатства общества является музей (от греческого слова Mouseion - дом муз). Музеи осуществляют хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

      Дополнительное чтение
      Музеи появились ещё в Древнем Египте около 3500 лет назад. Своего расцвета они достигли в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты, хранились произведения искусства и предметы культа. В эпоху Возрождения многие купцы и аристократы собирали коллекции монет, печатей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг, оружия. К этому времени относится создание одного из старейших в Европе музеев - галереи Уффици во Флоренции.

    Как вы считаете, в чём значение музеев в истории человечества? Какие музеи есть в вашем городе?

    История публичных (общественных) музеев в России берёт начало от Кунсткамеры, созданной Петром I в начале XVIII века.

    Сегодня в государственных музеях России находится на постоянном хранении 37 млн предметов, а посещаемость составляет около 80 млн человек ежегодно. Появились частные музеи.

      Подведем итоги
      Духовное богатство общества представляет собой результат длительного развития культуры конкретного народа. Оно включает материальные (музеи, дворцы, библиотеки) и нематериальные ценности (песни, идеи, теории).

      Основные термины и понятия
      Духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, Всемирное наследие.

    Проверьте свои знания

  1. Что является духовным богатством общества? Приведите конкретные примеры.
  2. Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его сохраняют?
  3. Приведите примеры российских памятников, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  4. Объясните, зачем нужны библиотеки и музеи.
  5. Существует ли культурное наследие семьи? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.

Практикум

  1. Подумайте, какие музеи вы хотели бы посетить. В каких музеях вы уже побывали? Составьте список.
  2. Выберите один из 24 российских памятников, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и подготовьте о нём устное сообщение.
  3. Подготовьте воображаемую экскурсию по вашему любимому музею: определите маршрут, выберите экспонаты, составьте сообщение о каждом. Оформите работу в виде компьютерной презентации.
  4. Напишите мини-сочинение на одну из тем: «Музей будущего», «Библиотека конца XXI века».



Top