Тишков как стать гениальным художником.

Леонид Тишков

Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта

Леонид Тишков на съемках видеофильма «Снежный ангел – 2» в Алморе, Гималаи, Индия, 1999.


В оформлении обложки использованы шрифты Red Ring и Red Square студии Letterhead. Текстовая композиция – Юрий Гордон

На обложке: Частная луна в Новой Зеландии. У подножия вулкана Ронгитото. Фотография Леонида Тишкова и Маркуса Вильямса, 2010.


Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© 2015, Леонид Тишков

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017

Посвящаю эту книгу моей маме Раисе Александровне, уральской учительнице, создавшей Вязаника, голландскому художнику Басу Яну Адеру, исчезнувшему в Атлантическом океане в поисках чуда, и всем-всем художникам-мечтателям нашей прекрасной Земли

Поэт на взморье. Бумага, тушь, 1976.


О чем будет эта книга? Про что и про кого? Она будет про искусство, про жизнь и творчество и человека в эпицентре этих трех солнц.

Она о том, как стать художником. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта! Вот это дело! Как это возможно – стать художником, тем более гениальным.

Самое большое заблуждение – что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное «я» и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без перерыва, работать на свой талант, как Мичурин выращивал яблоко размером с арбуз. И вырастил его. Потому что был уверен в своем яблоке. И, конечно, само яблоко было уверено в своем Мичурине.

Как стать человеком творящим? Если понять, что жизнь – это творчество, что каждое мгновение освещено энергией творения, тогда осознание этого приведет к пробуждению твоего таланта, а потом и гениальности. Как когда-то в детстве, тебе все будет по силам – и рисовать, и петь, и танцевать, создавать свой мир, все было тогда возможно – даже летать!

Что же такое творчество? Творчество – это смысл жизни. Это сама жизнь. И человек, который приходит к творчеству, а именно к художественному творчеству, непременно становится художником. Я буду говорить как художник, посвятивший свою жизнь изобразительному искусству.

Художник создает новые миры посредством всевозможных приспособлений: его волшебная палочка – кисть, холст, бумага, карандаш, инсталляция, видео, объекты, скульптура… Все, что мы можем изобразить и прежде всего увидеть глазами, можно отнести к миру искусства.

Существо, в котором пробуждается художник, начинает понимать, как этот мир устроен, какой он удивительный и разнообразный. Ты читаешь книги, рассматриваешь репродукции, идешь в музей – и тебе хочется самому создавать что-то подобное, что создавали другие художники. Ты не находишь себе места, ты бродишь туда-сюда, в тебе вырастает неодолимая потребность творчества. Поиск устойчивой точки на земле, своей оси, на которой завертится мир, – это поиск творческого «я», поиск основного канала, по которому помчится поток энергии, созидающий художника.

Состояние предтворчества – такое состояние, когда ты вдруг почувствовал, что в твоей душе появляется росток. Любой из нас это когда-нибудь испытывал. Иной дал возможность этому ростку развиться, а некоторые его засушили.

Вот ситуация: человек окончил школу, пошел в институт, учился, например, в электромеханическом институте, потом стал работать на заводе. Но неумолимо все время его тянуло куда-то в другую сторону: в сторону фантазии, сказки. Чего-то ему не хватало, чтобы ощутить эту жизнь во всей полноте. Мир казался ему не то чтобы скучным, а недовоплощенным.

Иногда во сне у него получалось на мгновение ухватить фрагменты волшебного мира. Или вдруг он открывал книгу, читал ее, и ему казалось, что об этом можно было бы по-другому рассказать. Казалось, что книга, которую он бы хотел прочесть, существует, но ее нигде нет. Или: он смотрел на картину, и ему представлялась другая картина, которой нет на этой выставке, а она могла бы быть написана.

Это первый звоночек того, что человек ступил на путь художника. К нему надо обязательно прислушаться. Но чтобы зашагать по этому пути – должна быть у него большая отвага. Бесстрашие. Если человек решил стать художником, то он должен преодолеть в себе трусость не быть им.

В чем заключается эта отвага? В том, что творец – существо внутри мира, а не со стороны. Творческий человек отважно входит в центр мира, в его руке лампа, он поднимает ее над головой и стоит в круге своего собственного света.

И начинает рассказывать – прежде всего о себе: что он хотел бы увидеть в этом мире. И все окружают его, смотрят и удивляются.

Почему искусство интересует людей? Потому что художник проявляет невидимое, делает реальными картины, возникающие в их воображении.

Вот основная причина интереса к творческому человеку. Почему люди ходят на выставки, почему читают книги? Там они видят самих себя, иногда даже не подозревая об этом.


Диагональное движение. Холст, масло, 1986.


Первый шаг

Желание стать художником обрушилось на меня в детстве. Назовем пока это желание талантом, поскольку больше ничего, кроме жажды творчества, у меня не было. Мне так хотелось изобразить место, где я родился, Уральские горы и леса, которые его окружали.

Это был маленький старинный городок Нижние Серги, построенный вместе с металлургическим заводом еще при горнозаводчике Демидове. Мой деревянный дом стоял под невысокой горой Кукан на берегу большого искусственного пруда, созданного деревянной плотиной, перегородившей горную речушку, на улице Нудовской. Дед был мастером на заводе, а родители – учителями. Поэтому у меня дома водились книги. Все они вмещались на этажерку. И среди них детская энциклопедия – десять желтых томов, полных картинок и важных сведений о мире.

Мир вокруг удивлял меня своей странностью, загадочностью и красотой. Сидишь на самой маковке горы Кукан, смотришь на пруд, подковой огибающий горы, а в нем отражаются огромные облака, проплывающие прямо над головой. На середине пруда – лодочка, будто пустая скорлупка семечки, а в ней – рыбак с удочками. Кто – не различишь, наверное, какой-то мои родственник или сосед. Маленький, уютный был городок, сплошная родня населяла его.

Лежал я отрешенно в колокольчиках и траве, смотрел в глубокое, как пруд, небо. И уже не понимал, где отражения, а где настоящие облака. Не понимал, что я делаю здесь, на земле. Для чего я родился, зачем?


Птицы-цветы. Рисунок из блокнота. Бумага, рапидограф, 1983.


Только рисование каким-то образом примиряло меня с реальностью. Я старался изобразить все, что окружало меня и что чудилось, на бумаге. Рука моя все время что-то чиркала, рисовала; все школьные тетради, учебники были изрисованы моими каракулями.

Хотелось рисовать умело и правильно – как в жизни. Будучи натуральным, законченным самоучкой, я постоянно листал альбомы в библиотеке, куда ходил два раза в неделю с авоськой, полной книг. Внимательно изучал репродукции картин настоящих художников, таких как Репин или Шишкин, Леонардо да Винчи и Боттичелли. «Живых» картин я не видел: в Нижних Сергах не было ни Третьяковской галереи, ни Лувра, ни Эрмитажа. Есть у писателя Виктора Голявкина повесть «Арфа и бокс» – про то, как один парень превратился в художника: как в нем вдруг засияли и взорвались цвета, загорелось желание измалевать все стены в доме и сам дом. Он купил краски, он начал рисовать и не мог остановиться. Он даже сам не знал, что он рисует и что им движет в этот момент. И мне тогда очень хотелось научиться рисовать. Но я не верил, что я художник.

Художником считал себя Миша Зобнин, мой одноклассник, сосед по парте. Миша был сыном художника, который работал на металлургическом заводе в оформительской мастерской.

Я помню, у них дома висела копия картины академика Непринцева «Василий Теркин на привале». Маленькая такая копия, размером в два локтя. Отец Миши скопировал ее масляными красками из журнала «Огонек». Вот она – первая живописная картина, которую я увидел живьем.

Мой друг Миша умел ловко рисовать человеческие фигуры. Однажды он отхватил кусок линолеума со старой школьной доски и вырезал перочинным ножом гравюру, напечатал и подарил мне на день рождения. Там был изображен Чингачгук Большой Змей, скачущий на коне. Тогда мы очень любили югославские фильмы про индейцев по мотивам то ли Майн Рида, то ли Фенимора Купера. Роль Чингачгука исполнял черноволосый красавец, весь в перьях, загорелый, играющий бицепсами, культурист Гойко Митич. Эта гравюра и сейчас меня восхищает качественностью и профессионализмом.

Не нужно иметь особые таланты, чтобы начать свой творческий путь и преуспеть в этом – доказывает Леонид Тишков, один из лучших современных российских художников. Кто такой художник? Что нужно ему для творчества? Как обрести и развить свое творческое «я»? – вы найдете в этой книге взгляд изнутри. Автор делится собственной историей, наблюдениями и советами, дополняя увлекательное повествование притчами и фактами из жизни великих мастеров. Книга щедро проиллюстрирована значимыми работами и фотографиями из личного архива художника. Она вдохновит и поддержит на творческом пути всех, кто интересуется современным искусством, рисованием, книжным оформлением, творческими перформансами, и тех, кто не решается, но желает попробовать себя в творчестве.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта (Леонид Тишков, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Первый шаг

Желание стать художником обрушилось на меня в детстве. Назовем пока это желание талантом, поскольку больше ничего, кроме жажды творчества, у меня не было. Мне так хотелось изобразить место, где я родился, Уральские горы и леса, которые его окружали.

Это был маленький старинный городок Нижние Серги, построенный вместе с металлургическим заводом еще при горнозаводчике Демидове. Мой деревянный дом стоял под невысокой горой Кукан на берегу большого искусственного пруда, созданного деревянной плотиной, перегородившей горную речушку, на улице Нудовской. Дед был мастером на заводе, а родители – учителями. Поэтому у меня дома водились книги. Все они вмещались на этажерку. И среди них детская энциклопедия – десять желтых томов, полных картинок и важных сведений о мире.

Мир вокруг удивлял меня своей странностью, загадочностью и красотой. Сидишь на самой маковке горы Кукан, смотришь на пруд, подковой огибающий горы, а в нем отражаются огромные облака, проплывающие прямо над головой. На середине пруда – лодочка, будто пустая скорлупка семечки, а в ней – рыбак с удочками. Кто – не различишь, наверное, какой-то мои родственник или сосед. Маленький, уютный был городок, сплошная родня населяла его.

Лежал я отрешенно в колокольчиках и траве, смотрел в глубокое, как пруд, небо. И уже не понимал, где отражения, а где настоящие облака. Не понимал, что я делаю здесь, на земле. Для чего я родился, зачем?


Птицы-цветы. Рисунок из блокнота. Бумага, рапидограф, 1983.


Только рисование каким-то образом примиряло меня с реальностью. Я старался изобразить все, что окружало меня и что чудилось, на бумаге. Рука моя все время что-то чиркала, рисовала; все школьные тетради, учебники были изрисованы моими каракулями.

Хотелось рисовать умело и правильно – как в жизни. Будучи натуральным, законченным самоучкой, я постоянно листал альбомы в библиотеке, куда ходил два раза в неделю с авоськой, полной книг. Внимательно изучал репродукции картин настоящих художников, таких как Репин или Шишкин, Леонардо да Винчи и Боттичелли. «Живых» картин я не видел: в Нижних Сергах не было ни Третьяковской галереи, ни Лувра, ни Эрмитажа. Есть у писателя Виктора Голявкина повесть «Арфа и бокс» – про то, как один парень превратился в художника: как в нем вдруг засияли и взорвались цвета, загорелось желание измалевать все стены в доме и сам дом. Он купил краски, он начал рисовать и не мог остановиться. Он даже сам не знал, что он рисует и что им движет в этот момент. И мне тогда очень хотелось научиться рисовать. Но я не верил, что я художник.

Художником считал себя Миша Зобнин, мой одноклассник, сосед по парте. Миша был сыном художника, который работал на металлургическом заводе в оформительской мастерской.

Я помню, у них дома висела копия картины академика Непринцева «Василий Теркин на привале». Маленькая такая копия, размером в два локтя. Отец Миши скопировал ее масляными красками из журнала «Огонек». Вот она – первая живописная картина, которую я увидел живьем.

Мой друг Миша умел ловко рисовать человеческие фигуры. Однажды он отхватил кусок линолеума со старой школьной доски и вырезал перочинным ножом гравюру, напечатал и подарил мне на день рождения. Там был изображен Чингачгук Большой Змей, скачущий на коне. Тогда мы очень любили югославские фильмы про индейцев по мотивам то ли Майн Рида, то ли Фенимора Купера. Роль Чингачгука исполнял черноволосый красавец, весь в перьях, загорелый, играющий бицепсами, культурист Гойко Митич. Эта гравюра и сейчас меня восхищает качественностью и профессионализмом.


А я очень смешно рисовал – криво, косо, на полях учебников. До сих пор храню книжку Грибоедова «Горе от ума», густо разрисованную перышком – от титула до содержания, а на обложке в пылу вдохновения даже взял и переправил название «Горе от ума» на «Горе отуманенным»!

И мой уральский приятель Виктор Иванович Кривошеев сберег две синенькие тетради, изрисованные похождениями Лени Бандурина, друга нашего детства. Леня Бандурин был очень веселый, необычный, немножко странный. Он был абсолютно непредсказуемый, спонтанный и всегда хохотал над нашими шутками. Чего ни скажешь – он хохочет. Приятно дружить именно с таким человеком, который ценит в тебе юмор!


Человек из предместья. Рисунок из блокнота. Бумага, рапидограф, 1988.


В этих тетрадках я рисовал, как мы вместе ходили в лес, лазали по скалам уральским, собирали землянику. У Лени были такие турботы – туристические ботинки, вечно они у него промокнут, он их поставит сушиться на пенек, а там их утащит какое-нибудь животное. Или я нарисовал комикс, как Леня объелся земляникой, или он – Чапаев – плавает в пруду, а мы обстреливаем его шишками.

Я недавно листал эти выцветшие тетрадки, они, конечно, очень смешные, но до чего мои рисунки там неуклюжие!.. Казалось, ничто не предвещало, что я стану художником! Тем более я поехал в Москву, поступил в Медицинский институт имени А. И. Сеченова, окончил его. Но художественные ростки прорастали, бились в мою хилую грудь.

В медицинском институте я принялся в огромном количестве рисовать карикатуры, меня начали печатать в столичных журналах, и я решил бросить институт, почувствовав себя известным карикатуристом. Но моя мама, мудрая учительница начальных классов, сказала: «Нет, знаешь, ты давай доучись, будет у тебя диплом о высшем образовании, тогда делай что хочешь».

Не доверяют родители этому желанию: «Я хочу, мама, быть художником! Папа, я буду художником!» Считают его легкомысленным и эфемерным. Потому что Художник – это даже не профессия. И не призвание. Это событие! Превращение в существо совершенно иного порядка.

Но тут есть один важный момент: если это превращение уже началось, его никто не в силах притормозить – все равно что гусенице сказать: «Остановись!» – когда она превращается в бабочку.

Такому человеку можно только помочь или не мешать. Потому что тот, кто решил стать художником, должен очень сильно хотеть стать художником. Ты открываешь у себя внутри могучий источник энергии, похожий на горячий клокочущий гейзер. И она будет приобретать качество энергии реактивного мотора. Потому что ракета летит, ее же никто не тащит в небо. Она летит вверх, отбрасывая ступени, и вскоре становится звездой на небосклоне.

Тогда я не считал себя художником, но стал им. А Миша Зобнин был художником, он мечтал поступать в полиграфический институт, но папа ему сказал: «Станешь художником и будешь совершенно бедным человеком. Ты даже не сможешь содержать семью. Иди в военное училище: там всегда тебе дадут обувь, там казенная одежда, там, по крайней мере, питание, казенный харч. А художник, Миша, это голь перекатная…» Так сказал сыну отец, художник-оформитель нашего металлургического завода.

И друг мой Миша пошел в военное училище учиться на картографа, окончил его. Теперь он уже уволился из армии, в чине майора. Не знаю, занимается ли он сейчас искусством, рисует ли Чингачгука? Но боюсь, что он, может быть, недоволен своей судьбой.


Лист из портфолио «Натюрморты». Литография. Издание «Даблуса» и галереи «Московская палитра», 1992.


В разделе «Скоро», я сразу же добавила её в свой вишлист. Однако выход книги всё откладывался и откладывался. А я понемногу рисовала и мечтала: вот куплю книжку, прочитаю и — ап! — из дилетанта, который и рисовать-то начал после 40 лет, быстренько превращусь в гениального художника. Словно по мановению волшебной палочки😇. То есть, мои ожидания предполагали, что я получу в ней набор практических советов на самые разные темы, связанные с творчеством: как найти свой стиль, где искать источники вдохновения, как развить воображение... Ну, или что-то в этом роде.

Прежде чем писать дальше, раскрою вам страшную тайну (ну, или признаюсь в своём страшном невежестве): до того, как я начала читать эту книгу, я не слышала о художнике Леониде Тишкове. Я ничего не знала ни о нём, ни о его творчестве. Вот ни капельки. Ну, не знаю, как могло такое случиться. Но бывает. Хотя в аннотации написано, что Леонид Тишков — это один из самых известных современных российских художников. И ведь в ожидании выхода книги даже желания не возникало погуглить (сделала это уже после того, как прочитала книгу целиком). Ага, испытываю неловкость по поводу этого своего незнания (особенно прочитав о том успехе, который имели различные проекты художника за рубежом).

А потому я и понятия не имела, что книга эта раньше издавалась в другом издательстве (можно было давным давно купить или скачать и не маяться в ожидании). Может быть, кто-не знает имени художника, но слышал о каком-то из созданных им миров или персонажей: Даблоиды, Водолазы, Летишков и другие для меня они тоже стали открытием.

Не знала я и того, что художник женат на Марине Москвиной (почти четыре года назад я с восторгом прочитала её книгу « Учись видеть » — — наверняка в ней есть упоминание о её муже, ведь они вместе и в творческие экспедиции ездили, и книги совместно издавали, но в моей голове это как-то не отложилось). И вот это оказалось самым забавным: с самого начала книга Леонида Тишкова мне очень сильно напоминала « Учись видеть »: такой же доверительный тон в разговоре с читателем, множество маленьких и больших открытий, умение видеть чудесное в обыденном, встречи с интересными людьми, яркие события жизни я прямо вспоминала свои ощущения от чтения книги Марины Москвиной. И когда в какой-то момент я поняла, что они муж и жена, это словно обухом по голове стукнули.

В общем, если вы, как и я, ждёте от этой книги каких-то советов, приёмов и техник рисования, спешу вас разочаровать. Эта книга совсем о другом. Она автобиографична. Художник пишет о себе, о своей семье, о своём пути. О том, что становится для него источником вдохновения. О мирах, созданных им — на первый взгляд, совершенно воображаемых, несуществующих в действительности, но при этом образно отражающих наш мир, его проблемы и противоречия, многообразие и целостность. О современном (и не очень современном) искусстве, его формах и проявлениях.

Леонид Тишков родом с Урала. Я сама родилась, выросла и живу на Урале, а потому мне так близки были детские воспоминания автора об уральской природе, о быте уральских городов и сёл. Автор очень бережно, трепетно пишет о своей матери, в каждом слове — любовь и уважение к ней. Он считает маму соавтором некоторых своих проектов.

Было забавным осознавать, что, при моём невежестве в отношении творчества самого Леонида Тишкова, имена почти всех художников, о творчестве которых он пишет в своей книге, мне знакомы. Глава о карикатуре вообще вызвала ностальгию — детские воспоминания о том, как моя семья всегда выписывала огромное количество газет и журналов (хотя ох, как это было непросто во времена тотального дефицита). Как достав из почтового ящика очередной номер журналов «Огонёк », «Смена » или «Человек и закон », я первым делом смотрела карикатуру в конце журнала (а про «Крокодил » и говорить нечего, меня оторвать сложно было от рассматривания карикатур), знала по имени всех карикатуристов, отличала их работы по жанрам, стилю.

Восхищает воображение художника, создавшего такое количество оригинальных миров, воплотившихся в разных художественных формах. Это не только живопись и графика, но и скульптура. фотография, видео, инсталляция и т. п. Автор словно желает показать читателю, что художник — это не только тот, кто рисует, художественный образ может существовать в самых разных форматах. Да, какие-то миры могут показаться читателю надуманными: «ах да, это же современное искусство, оно авангардно и концептуально » , но вы обязательно найдёте среди огромного количества художественных проектов Леонида Тишкова тот, что поразит вас до глубины души. Для меня это проект художника «Частная луна »: в книге есть несколько фотографий с этого проекта (одна из них использована для оформления обложки), когда созданная художником модель луны (не нарисованная, настоящая, она включается и горит) светит в самых разных местах нашей планеты.

Кстати о фотографиях. Их в книге много. Эскизы, готовые работы в разных техниках, фото инсталляций и т. д. Но лично мне во время чтения не хватало цвета. Я купила книгу в электронном варианте, читала на ридере и думала, что это просто моя читалка чёрно-белая, а на самом деле иллюстрации в книге цветные. Открыв pdf-файл на компьютере, увидела, что и в этом формате иллюстрации чёрно-белые. А так хотелось рассмотреть поближе и в цвете!

Несмотря на то, что первоначальные ожидания от книги не оправдались, я не жалею, что купила и прочитала её. Для меня эта книга — увлекательная, познавательная, вдохновляющая.

Впрочем, один совет в книге всё-таки есть.

Я могу дать ободряющий совет: перестать принимать что-либо как нечто само собой разумеющееся. С любопытством взглянуть на себя — на очень странное, наполненное чудесами драгоценное существо. И точно таким же взглядом окинуть знакомых и незнакомых прохожих.

При всей простоте, это очень важный совет. Я когда начала рисовать более или менее постоянно, то со временем стала замечать, как меняется моё восприятие. Замечаю то, мимо чего спокойно прошла бы раньше. Смотрю на самые обычные вещи: вот дерево, вот скамейка, вот цветок, и думаю: а как бы я это нарисовала. А если рисую с натуры, то после часто рефлексирую, сравнивая свой рисунок и источник вдохновения: что увидела, на чём сделала акцент. И это оказывается так увлекательно! Многие проекты Леонида Тишкова создавались в точном соответствии с этим советом.
...вермишель, спагетти, макароны, внезапно я увидел в них запасы «нерастраченной поэзии». Случилось это так: открылась дверца кухонного шкафа, оттуда выпала пачка спагетти, рассыпалась на полу, при этом образовалась хрупкая воздушная структура, похожая на лучистый шар. Я как художник не мог не обратить внимания на ее изящество и архитектонику. Из спагетти и макарон я решил возвести солнечный город, Солнцестан, про который написал в своей поэме «Ладомир» поэт Велимир Хлебников.

В заключении ещё две цитаты из книги. Интересный факт: хулиганский, забавный, но в этом что-то есть!
...художник по имени Робин Каннингем, более известный как Banksy <...> тайно развешивает свои работы в разных музеях. Берет и вешает холстик в Лувре или в Третьяковской галерее. Гвоздик вколотит, повесит, сфотографирует и уходит. Таким образом он осуществил эту «диверсию» уже во многих музеях. Даже не важно, что он вешает. Важно, что это вдруг появляется в зале среди классических произведений искусства и ненадолго становится музейным экспонатом.

Любимая цитата из книги
...люди приходят в этот мир с якорями на ногах и парой птиц в руках. Вся их жизнь — поиск равновесия, пытка тяжестью с отчаянной попыткой полета.
Купить книгу на Озоне

Леонид Тишков «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта»

Она о том, как стать художником. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта! Вот это дело! Как это возможно – стать художником, тем более гениальным. Самое большое заблуждение – что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное Я и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без перерыва, работать на свой талант, как Мичурин выращивал яблоко размером с арбуз. И вырастил его. Потому что был уверен в своем яблоке. И, конечно, само яблоко было уверено в своем Мичурине.

Как стать человеком творящим? Если понять, что жизнь – это творчество, что каждое мгновение освещено энергией творения, тогда осознание этого приведет к пробуждению твоего таланта, а потом и гениальности. Как когда-то в детстве, тебе все будет по силам – и рисовать, и петь, и танцевать, создавать свой мир, все было тогда возможно – даже летать!»

Тишков не будет вам врать. Мотивационные спикеры убеждают, что каждый может стать миллионером. Не может. Потому что не каждому это дано. Вот талант, пусть всего капля – есть в каждом. Так что заголовок книги лукавит, совсем немного, но в духе хитрых маркетологов. Они, желая продать книгу всем, убеждают в том, что творить можно и без таланта: все так делают, многие даже преуспевают. Не обязательно раскрытие таланта равняется финансовому благополучию, но богаче человек становится однозначно. Только немного иначе. Не так, как у мотивационных спикеров и консультантов топ-менеджеров.

Сегодня работы Леонида можно увидеть в Третьяковке, Нью-Йоркском и Московском музеях современного искусства, его знают во всём мире. Жажда творчества захватила Тишкова в школьные годы. Он жил в маленьком уральском городке Нижние Серги, где градообразующим предприятием был металлургический завод, построенный ещё при горнозаводчике Демидове. Весьма далёкое от желания творить место. Леонид хотел нарисовать место своего рождения, горы и леса, окружающие городок. Он очень хотел научиться рисовать, потому нещадно копировал все изображения, какие ему нравились, покрывая поля и обложки школьных тетрадей косыми и кривыми рисунками. Его друг Миша умел рисовать куда лучше: как-то на куске линолеума со старой школьной доски он сам вырезал ножом гравюру со скачущим на коне индейцем и подарил другу Лёне на день рождения. До сих пор Тишкова поражает то, с каким искусством выполнено изображение – руками школьника, чей талант никто специально не развивал, в художественные школы не водил.

В те времена заявить родителям, что не хочешь поступать после школы в медицинский, а стать художником, было очень и очень непредусмотрительно. Худодник – это не профессия. Совершенно верно: это – призвание. Если хочешь стать им только ради денег, лучше не губить талант. Если тянет творить не ради прибыли и славы, а просто ощущаешь, что иначе не можешь, тогда притяжение искусства найдёт повсюду. Об этом притяжении Леонид Тишков и рассказывает, и его книга – это не совсем учебник по развитию художественных навыков. Это и не биография художника, который не находил в себе особого таланта, но нашёл достаточно смелости, чтобы не бросить и воплощать в жизнь любую творческую идею, какая приходила в голову, без деления на удачную и провальную. Это и то, и другое. Книга о том, кто не побоялся, хоть и понимал, что не стать ему гениальным художником. Школьный друг Миша, кстати, предпочёл послушать отца: не захотел обрекать свою будущую семью на страдания, потому стал военным картографом. Не сделал первый шаг, а он весьма важен. После него настаёт время других вопросов. Зачем быть художником, например, как развивать воображение, какую выбрать бумагу для творческих идей, какие карандаши и краски, как рисовать каждый день и пробовать рисовать всё более сложные предметы, понятия и образы. Сначала скажите себе «да». Всё остальное – потом.

Приобрести: bookvoed.ru/book?id=7349990&utm_source=vkontakte&utm_medium=social&utm_campaign=vkontakte

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

В этой книге один из ведущих российских художников Леонид Тишков рассказывает читателям, как раскрыть и развить внутреннего гения, который есть в каждом. Автор уверен: состояние «предтворчества», когда в душе появляется росток вдохновения, случается с каждым, и важно его не засушить, а дать ему развиться.

Эта книга вдохновит вас на то, чтобы ступить на путь художника, и поможет совершенствоваться на этом пути, даже если вам кажется, что у вас совсем нет таланта к рисованию.

Фишки книги

  • Иллюстрации автора в разные периоды жизни
  • Фотографии из архива автора
  • На каждой странице — вдохновляющие советы и истории из жизни великих художников
  • Советы на случай, если надо писать или рисовать, а голова совершенно пустая
  • Поэтичная книга-беседа о рисовании и творчестве

Для кого эта книга

Для будущих и действующих художников.

Для всех, кто интересуется рисованием.

От автора

О чем будет эта книга? Про что и про кого? Она будет про искусство, про жизнь и творчество и человека в эпицентре этих трех солнц.

Она о том, как стать художником. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта! Вот это дело! Как это возможно — стать художником, тем более гениальным. Самое большое заблуждение — что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное Я и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без перерыва, работать на свой талант, как Мичурин выращивал яблоко размером с арбуз. И вырастил его. Потому что был уверен в своем яблоке. И, конечно, само яблоко было уверено в своем Мичурине.

Как стать человеком творящим? Если понять, что жизнь — это творчество, что каждое мгновение освещено энергией творения, тогда осознание этого приведет к пробуждению твоего таланта, а потом и гениальности. Как когда-то в детстве, тебе все будет по силам — и рисовать, и петь, и танцевать, создавать свой мир, все было тогда возможно — даже летать!

Статьи в блоге

Если хотите познакомиться с книгой поближе, почитайте эти статьи в нашем блоге:

Развернуть описание Свернуть описание


Top