Толстой юность анализ по главам. Cочинение «Герой «Юности» Л

В 1857 году была напечатана повесть «Юность» Толстого. Краткое содержание двух предыдущих повестей, «Детство» и «Отрочество», придётся прочитать всем тем, кто хочет знать больше о главном герои «Юности». Повесть является частью псевдо-автобиографической трилогией.

Главного героя повести зовут Николай Иртеньев. В третьей части трилогии он представлен уже юношей. Николай готовится к вступительным экзаменам в университет. Для главного героя настало время всерьёз задуматься о своём будущем и о выборе жизненного пути. Иртеньев стремится к самодисциплине и нравственному самосовершенствованию. Для этих целей он заводит специальную тетрадь, чтобы записывать свои жизненные принципы, которым он намерен неукоснительно следовать. Помимо этого, Николай исповедуется, стараясь вспомнить даже самые давние и уже забытые грехи. После исповеди главный герой чувствует себя родившимся заново.

Поступив в университет, Иртеньев ощущает себя взрослым и отправляется со своими друзьями в ресторан, чтобы отметить зачисление. Николай внимательно наблюдает за поведением своих знакомых. Дмитрий Нехлюдов – образец нравственности. Он не пьёт, не курит и не играет в азартные игры, как другие. Однако Николай решил подражать Дубкову и Володе. Главный герой пьёт шампанское и курит папиросу.

На следующий день Иртеньев отправляется с визитами к знакомым своих родителей. Отец считает, что его сын стал взрослым, а значит, должен привыкать к светской жизни. Николаю скучно в обществе малознакомых людей. Только с Дмитрием Нехлюдовым он может позволить себе быть собой. Дмитрий приглашает друга в своё имение. После долгой душевной беседы с Нехлюдовым у главного героя появляется желание с ним породниться. Дмитрий может жениться на его сестре, или он сам женится на сестре Дмитрия. На следующий день главный герой едет в деревню, где придаётся детским воспоминаниям. Здесь он много размышляет о матери, о своём месте в этом мире и наслаждается всеми прелестями деревенской жизни.

Иртеньев-старший женился во второй раз. У детей не складываются отношения с мачехой. Через несколько месяцев после женитьбы отец Николая и сам начинает чувствовать ненависть к новой жене.

Николай разочарован своей студенческой жизнью, которую он представлял по-другому. Главный герой продолжает общение с Нехлюдовым, не пренебрегая при этом студенческими кутежами, за что Дмитрий его осуждает. Новые знакомые Николая не отличаются благонравием. Они ждут от жизни, прежде всего, удовольствий, не задумываясь над тем, каким образом они будут получены. Главного героя раздражает светское общение, которое он считает слишком лицемерным. Под влиянием новых друзей Николай забывает об учёбе и увлекается погоней за удовольствиями. Результатом становится провал на экзаменах.

Иртеньев запирается в своей комнате, чувствуя стыд и отчаяние. Он разочарован жизнью и не хочет ни с кем разговаривать. Однажды Николай находит тетрадь, в которую записывал правила жизни. Юноша испытывает раскаяние и долго плачет. Николай решает следовать своим правилам и дальше. Но теперь он намерен никогда от них не отступать.

Характеристика персонажей

Николай Иртеньев

Главный герой повести невольно вызывает симпатию читателя. Николая отличается самостоятельность, которая возникла вследствие его продолжительного одиночества. Юноша растёт без матери. Отец постоянно занят. С сестрой можно обсуждать далеко не все темы. Главный герой принимает решение заняться самовоспитанием. Он испытывает острую потребность в нравственном стержне, без которого, по его мнению, невозможно прожить свою жизнь достойно. Религия становится для молодого человека одним из способов достигнуть нравственного идеала. Николай верит, что искреннее раскаяние в грехах на исповеди сможет очистить душу. Однако религии оказывается недостаточно. Юноша начинает придумывать собственные правила, следование которым должно сделать его ещё совершеннее.

Как и многие молодые люди его возраста, Николай склонен быстро увлекаться и так же быстро разочаровываться. Студенческая жизнь кажется ему очередной ступенью к нравственному идеалу. Посещение «храма науки», как и посещения Божьего храма, должно возвысить главного героя, способствовать совершенствованию его моральных качеств.

Заблуждения о студенческой жизни
В реальности студенческая жизнь оказалась не такой, какой её ожидал увидеть Николай. Студенты не только далеки от нравственного идеала, они к нему и не стремятся. Главный герой пытается найти радость жизни в запретных удовольствиях, но и они, в конце концов, его разочаровывают и доставляют огромное количество хлопот.

В конце повести юноша приходит к выводу о том, что начал свой путь правильно, но затем сбился с него. Николай ставит перед собой задачу вернуться на путь истинный. Главный герой вновь принимает решение осознанно и самостоятельно, не испытывая давления извне.

Николай бессознательно тянется к человеку, который соответствует его представлениям о нравственном идеале. Нехлюдов становится «альтер эго» главного героя. Но в отличие от Николая, Дмитрий не ставит перед собой цели приобрести высокие моральные качества. Такими качествами он обладает от рождения. Нехлюдову не приходится прикладывать каких бы то ни было усилий, чтобы стать «правильным». Убеждение о том, что пить, курить и придаваться различным формам разврата – это зло, является его внутренним ориентиром. Это такое же неотъемлемое и неизменное его качество, как, например, цвет волос или глаз. У Нехлюдова нет необходимости прятаться от всевозможных соблазнов, от которых так неистово пытается уберечь себя Иртеньев. Дмитрий просто не представляет, что его поведение может быть каким-то другим. Любое иное поведение, отличное от того, которое он имеет, для него противоестественно.

Следует отметить, что Дмитрий не пытается казаться «хорошим», не проявляет ханжества. Все его действия полностью искренни и соответствуют его внутренним моральным установкам. Дмитрий никогда не навязывает окружающим свой «моральный кодекс», однако считается необходимым сделать замечание оступившемуся другу.

Главная идея повести

Юность – один из самых непростых периодов в жизни человека. Она знаменует собой переход в новую жизнь. Не совершить роковую ошибку поможет самоконтроль и участие близкого человека.

Анализ произведения

Значительное место в повести отведено размышлениям главного героя, описанию его ощущений. В произведении мало событий. Автор решил посвятить свою повесть внутреннему миру Николая. События, как таковые, необходимы только затем, чтобы показать движения души главного героя, его реакцию на происходящее.

Ирина Борисовна ЯЩЕНКО - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Череповца Вологодской области.
Урок прислан на конкурс методических разработок в номинацию «Как я преподаю трудную тему».

“Диалектика души”главного героя повести Л.Н. Толстого «Юность»*

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

Вступительное слово учителя

“История души человеческой”, то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в “я” героя, в сложных взаимоотношениях со средой, волновала многих писателей XIX века: А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского. Среди этих имён имя Л.Толстого занимает особое место.

- Каким вы представляете себе Л.Толстого после знакомства с биографией и после изучения его произведений («Севастопольские рассказы», «Детство», «Отрочество» (главы), «После бала»)? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

Поражают огромная требовательность к себе, к своему труду, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию как назначению личности; чуткость и прозорливое ощущение того, что тебя окружает. Значительную роль в жизни девятнадцатилетнего юноши Льва Толстого играл дневник, предназначенный для пристального анализа своих поступков, мыслей, чувств. Вскоре возникает потребность в более широкой форме проследить основное содержание и направление своего развития - так рождается замысел автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», задуманной как «Четыре эпохи развития». Вторая часть «Юности» - «Молодость» - так и не была создана, хотя её планы сохранились в бумагах Л.Н. Толстого. «Юность» была опубликована в журнале «Современник» (1857).

“История души человеческой” (наблюдение за психологией отдельного человека), изображённая Лермонтовым в «Герое нашего времени», нашла иное воплощение в автобиографической трилогии Л.Толстого: это история умственного и нравственного развития главного героя Николеньки Иртеньева. Печорин дан как сложившаяся личность. Заслуга же Л.Толстого, по мнению Н.Г. Чернышевского, состоит в том, что он открыл “диалектику души” (“...психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души...”), то есть изображение самого процесса, самого движения, перехода одних чувств в другие. Эту особенность таланта Л.Толстого Ап. Григорьев определил как “музыкальное начало”.

Называем тему, цели урока, эпиграф. Со словариком (см. приложение) работаем в течение всего урока.

- В чём вы видите необычность манеры повествования в повести «Юность»?

Ещё М.Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» писал, что “история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой...” Метод Л.Толстого - это метод своеобразного “наложения”: “я” - шестнадцатилетнего юноши и “я” - взрослого человека. Юношеские мечты, порывы, деяния оцениваются с двух позиций: с юных лет (через внутренние монологи) и с позиций человека с большим жизненным опытом. Этот приём даёт ощущение целостности и глубины картины.

- Покажите на примерах “движения души” главного героя (гл. II, XVI): “я” юноши (главы II, III, конец главы ХIII); “я” взрослого (главы IX, XVI, XVII, конец глав XXI, XXX) .

Тончайшие, неуловимые переходы в настроении Николеньки Иртеньева раскрываются прежде всего через внутренние монологи (глава II). Так писатель достигает достоверности.

- Что герой считает началом юности? (Глава I.)

“Добродетельные мысли” о том, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Он стремится “прилагать эти мысли к жизни”.

- Как он оценивает самого себя на пороге взросления?

Очень строго, критически: прослеживается склонность юноши Иртеньева к самоанализу, самоосуждению - отвращение к самому себе (“благородного ничего не было”), эта склонность вызвана попыткой объяснить самому себе то, что не в силах объяснить ему окружающие.

- Попробуйте определить, что составляет нравственный идеал Николеньки Иртеньева? (Глава II.) В чём состоит его следование идеалу? (Глава III.)

Безупречные мечты: “...Всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель... Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе”.

Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева: каковы ваши выводы на основании прочитанных глав? (Глава II, конец главы ХХII, начало главы ХХII.)

Поэтика Л.Толстого во многом схожа с лермонтовской. Оба писателя противопоставляют реальной жизни гармонию природы. Природа воздействует на романтическую душу юноши, это тоже своего рода дружба. Можно говорить о психологизме пейзажа Л.Толстого. Именно восприятие Николенькой природы помогает автору раскрыть его непосредственность, способность глубоко и сильно чувствовать звуки, краски, запахи - красоту. (Сравните с хладнокровным отношением к природе Дмитрия Нехлюдова.)

Юноша тонко чувствует не только природу, мир вещей также становится для него понятным и значимым.

Прав Ю.М. Лотман, считающий, что “дом для дворянского дитяти - это целый мир: культура, образование, воспитание”. Наглядный тому пример - таинство обедов у Иртеньевых.

- Какова роль предметных деталей в раскрытии душевных переживаний героя на примере сопоставления интерьера дома Корнаковых (начало XIX главы), Ивиных (глава XX) и деревенского дома Иртеньевых (глава XXVIII)? (См. табл. 1.)

Таблица 1. Интерьер

Корнаковы, Ивины

Иртеньевы

Квартира Корнаковых: “Зала... была также строго, холодно и опрятно убрана, всё блестело и казалось прочным...”

Дом Ивиных: “Когда я шёл вверх по этой большой лестнице, мне показалось, что я сделался ужасно маленький...”

Формы среднего рода (“что­то было там мраморное, и золотое, и обвёрнутое кисеей, и зеркальное”) усиливают впечатление безличной, холодной, пустой роскоши, в которой ничего не сможет согреть и порадовать: “Я вдруг почувствовал, что я не человек, а какаято не стоящая внимания вещь - кресло или окошко”.

Деревенский дом Иртеньевых: в родном деревен­ском помещичьем доме его окружают простые вещи: задвижка, косая половица, ларь; “...всё это так было знакомо, так полно воспоминаний, так дружно между собой...”

В этом случае безличные формы среднего рода, обезличивая каждую деталь, объединяют их между собой, показывая, что дом - это цельное и любовное содружество и половиц, и ступеней, и стен. Каждая вещь в родном доме вызывает целую гамму чувств и переживаний. (“...Как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга?”)

Характер дома Нехлюдовых в Кунцево - это простота и изящество.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "ОбоиЛидер". Вот скажите, Вы же не будете ходить в одной и той же одежде каждый день из года в год? Даже если она Вам очень нравится. Она пачкается, мнется, да, в конце концов, просто надоедает! Вот так и обои для стен – пачкаются, выгорают, изнашиваются и тоже надоедают. Выход – пойти в магазин и купить новые! Тем более, что для этого даже выходить из дома не потребуется. В каталоге на сайте oboilider.ru представлен широчайший выбор обоев, среди которых Вы обязательно найдете, те, на которые Вам не надоест смотреть, ну, по крайней мере несколько ближайших лет. ПереОБОЙТЕ Ваш дом, и он заиграет новыми красками. Не забудьте заглянуть в раздел "Распродажа" и тогда обновка обойдется совсем недорого.

Главный герой - Николенька Иртеньев - и на пороге юности по-прежнему живёт богатой, противоречивой, с порывами и падениями, внутренней жизнью. Все 45 глав - борьба добра и зла в душе, поступках героя.

- Докажите, что процесс “приложения мыслей к жизни” непрост, часто противоречив.

Перед нами живой человек, со своими потерями и приобретениями, который пытается найти ответы на многие вопросы. Это “человек дороги, пути”. (См. табл. 2.)

Таблица 2. Антитеза

Мечты

Действительность

Мечты о самоусовершенствовании жизни (“разумная, нравственная, безупречная жизнь”), составление правил жизни, нравственных обязанностей перед собой, ближними и Богом. “Поневоле и неохотно” готовится в университет, и лишь случайности спасают его от провала.

Очищение души после двух исповедей.
Двойственное чувство к Дубкову.

Тщеславные мечты о том, чтобы быть известным, любимым, самолюбование по дороге домой (вторая исповедь).
Презрение к денежным отношениям в дружбе. Взял в долг у Дмитрия и долго не возвращал деньги.
Неприятная мысль, что он наследник князя Ивана. Похвальба в университете своим родством с Иваном Ивановичем.

Страстное желание совершенства, осознание свободы и весеннее чувство ожидания перемен.

Поступки, уводящие от идеала добродетели: покупка ненужных вещей, участие в “обмывании” мундира в ресторане и как следствие этого - нелепая ссора с Колпиковым и перебранка с Дубковым; визиты к Валахиным, Корнаковым, Ивиным, перед которыми ему хотелось блеснуть новеньким мундиром; университетская пирушка с богатыми студентами.

- Почему в этой борьбе с самим собой герой часто терпит неудачи?

Он молод; хочет, чтобы его любили; пытается исправить характер и стать достойным мира сего. Он ищет нравственных преобразований. В поисках кумира, идеала для подражания Николенька Иртеньев обращается к миру взрослых, где осуществляет своё представление о человеческом достоинстве - “comme il faut” (франц. “как должно, быть порядочным, благовоспитанным человеком”).

- Как вы поняли, что такое comme il faut? Как сам герой объясняет его смысл? Чем можно объяснить, что на протяжении всей главы XXXI автор более двадцати раз употребляет выражение “comme il faut”?

Светскость манер и поведения:

Отличное произношение французских слов;

Длинные и чистые ногти;

Умение кланяться, танцевать и поддерживать разговор;

Презрение к простому народу;

Выражение равнодушия ко всему, скучающий вид в присутствии посторонних. (Сравнить с Онегиным, Печориным.)

- Какие из примет “благовоспитанного” человека неплохо бы и всем нам использовать в своём быту, а какие вызывают ваше осуждение?

- Отсутствие нравственного опыта (молод) приводит Николеньку Иртеньева к душевному разладу, краху. Проследите, как приходит к шестнадцатилетнему герою признание несостоятельности идеала светскости (аристократизма)?

Через способность проанализировать свой мир, через приобретаемый жизненный и нравственный опыт Николеньки: столкновение с самовлюблённым Ивиным, с одной стороны, и знакомство со студентами-разночинцами - Семёновым, Зухиным, Оперовым - с другой. Люди типа Дубкова никогда не создавали для себя нравственных правил, не мучались оттого, что не всё удаётся в жизни, а пользовались теми нормами, которые были приняты в их среде и считались общеобязательными.

- К каким выводам приходит главный герой в результате наблюдения за миром новых странных знакомых? (Глава XLIII.)

“Да уж не вздор ли всё это?” Николеньке захотелось сблизиться с ними, хотя сделать это для него было непросто. Он приходит к пониманию того, что ему “надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и не хорошо...”

- Попробуйте определить смысл финальной главы “Я проваливаюсь”.

Отчаяние, охватившее Николеньку после позорного провала на первых же университетских экзаменах, породило решимость начать новую, деятельную, нравственную жизнь. Пусть этот порыв останется только порывом, но в нём залог нравственного роста Николеньки, его дальнейших поисков правды и красоты жизни.

Эти поиски продолжат уже другие герои Л.Толстого: Нехлюдов в «Утре помещика» и в «Воскресении», Оленин в «Казаках», Андрей Болконский и Пьер Безухов в «Войне и мире», Константин Левин в «Анне Карениной». Поиски смысла жизни (“спокойствие - это душевная подлость”) - отличительная черта героев Л.Толстого.

- Объясните смысл эпиграфа к уроку.

- Каким в итоге предстал перед вами главный герой повести? Какие качества его души созвучны вашему миру, а какие вызывают осуждение?

- Каковы нравственные уроки великого Толстого?

“Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостной любовью откликающейся на всё, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как она сама?” - задаёт вопрос Н.Г. Чернышевский и этими словами определяет значение повести Толстого «Юность».

Действительно, нет ничего нежнее и ранимее, чем душа юноши. И велика заслуга писателя, эту душу постигшего и раскрывшего, помогающего каждому из нас понять самого себя, предупреждающего о неизбежных ошибках, призывающего к самосовершенствованию.

Приложение

Словарик к уроку: автобиографическая трилогия; диалектика; идеал; нравственные законы; добродетель; “диалектика души”; comme il faut.

Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.

В рассказе уживаются вместе фантастика и простой быт. Порой кажется, что исключительно тебе Николай раскрывает свою личность, свою душу, глубоко погружает читателя в его внутренний мир, делится своими эмоциями. «Юность» была написана в виде автобиографичной прозы. У меня есть предположение, что именно этот вид жанра облегчил задачу Льву Толстому описать картину бурного потока мыслей человека. Не зря же ведь русский философ Николай Гаврилович Чернышевский описывал писателя, как о человеке, разбиравшийся в душах людей.

Во вступлении Николай поясняет, с какого момент началась юность. Юность началась, когда Николай подумал о том, что цель человека есть стремление к самоулучшению его Шестнадцатилетний Коленька, готовиться к сдаче вступительных экзаменов для поступления в Московский университет. Молодой философ размышляет о его предназначении, о будущем. Все свои мысли он записывает в специальную тетрадь, где рассказывает о правилах, которые, по его мнению, нужны для самосовершенствования каждому человеку. Он стремится свое предназначение в этом враждебном обществе, старается доказать свою независимость от всех. Отойти от общественного мнения, от стереотипного мышления, против которого борется. Это подтверждает его характер, независимый и стойкий.

Николай – в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте он начинает лучше понимать свою роль в истории и значение общества для человека, также как и осознавать себя.

После хорошей сдачи вступительных экзаменов и успешного поступления в университет, наш герой превращается в студента узкого круга общения. Способный к анализу происходящего вокруг него, его качества становятся более широкими, и он лучше приспосабливается к общению. Отношения интеллигенции и простого народабольшая проблема России, о которой Николай прекрасно знает.

Главный герой заметил, что выше его на голову светское общество имеет абсолютно такую же эгоистичную манеру поведения к его личности и ему самому, как он к крестьянским людям. Он хорошо общается со студентами разного происхождений, даже если ему не нравилась речь собеседника, он видел нечто хорошее в этих людях, что привлекает и воодушевляет Николая. Ему нравилось общение с этими людьми, это подбадривало его. Он понимал, что какого бы не был происхождения человек, его отзывчивость, общительность и главное – характер, играет главную роль в построении мнения о человеке. Впоследствии, главным врагом становится он сам, борется за нравственность. Дело в том, его все еще привлекают нравы аристократичной жизни, привязанные к нему людьми сверху. Он принимает близко к сердцу всё, что вокруг, самокритично упрекая себя в том, что он мелочен, беспомощен и труслив.

Вариант 2

«Юность» - заключительная часть трилогии Л.Н. Толстого, работу над которой автор закончил в сентябре 56 года. Писатель трижды переделывал повесть, и даже последней версией был недоволен.

Автобиографическая повесть стала естественным и логическим продолжением первых двух частей «Детство» и «Отрочество». Создаётся первое впечатление, что ничего не изменилось в жизни повзрослевшего героя. Однако, Крымская война повлияла на взгляды писателя и это отобразилось в произведении. Герой оценивает происходящее вокруг и самого себя критически-недоверчиво, идеи и чувства автора, запечатленные в его дневнике, находят отображение в повести Льва Николаевича.

Героя повести читатель отождествляет с самим Толстым, через мысли Николеньки передаются умозрения и идеи автора, которые со временем изменяются, повышаются жизненные цели, растет духовность писателя.

Так, в главе «Весна» читатель ожидает описание природы, однако, главная цель далека от желания живописать пробуждение природы. Перед нами символ рождение обновленного человека, его преображение.

Стремясь к духовному обновлению и самосовершенствованию, Николенька едет в монастырь, чтобы признаться в грехе, о котором он забыл в предыдущее посещение. Равнодушие извозчиков к его усердию неприятно поражает юного героя. Он чувствует свое превосходство над этими мужиками, а самолюбие и гордыня – это грехи, с которыми юноша ведет безуспешную борьбу, вновь овладевают им.

Герой постоянно анализирует свои поступки и мысли, готов уличать себя в неискренности и лжи. Николенька Игнатьев стремится к правде, постоянная самопроверка приводит к неудовлетворенности собой. Дмитрий Нехлюдов, друг героя, также озабочен чистотой помыслов и их общение заставляет героя размышлять о вопросах жизни, о нравственном долге.

Полной противоположностью Дмитрия становится Володя и его приятель Дубков. Они далеки от мыслей Дмитрия, его поступки им непонятны, поэтому становятся предметом насмешек. Эти самодовольные молодые люди очень легко относятся к жизни, требовательная серьезность Нехлюдова кажется им страной.

В главном герое наблюдается некая двоякость. С одной стороны, это стремление к чистоте помыслов, к любви всех людей, а с другой желание если не быть лучше, то хотя бы не хуже тех, кто вырос с ним в одной среде. Так, поступив в университет, он изъявляет желание иметь рысака и щеголять личным кучером при удобно случае. Барские привычки, от которых герой пока не избавился, не дают героя полностью отождествлять с автором, который никогда не относился с пренебрежением к крестьянам, торговцам мелочью и рабочим.

В повести появляются герои, которые влияют на своеобразное прозрение Николеньки. Так оказывается, что для хорошего образования вовсе необязательно проходить домашнее обучение, иметь личных гувернеров. Сверстники, не имевшие таких возможностей, имеют знания не хуже, а иной раз даже обладают большими знаниями.

Персонажи Семенов и Зухин появляются в жизни героя и у них Николеньки следует поучиться пренебрежительному отношению к светским привычка. К тому же превосходство Зухина в знаниях по физике и литературе заставляют героя ощущать скрытое противостояние.

Какой из персонажей ближе, какой дорогой следовать – выбор героя и читателя. Можно пойти по пути Дубкова, проживающего необыкновенно уютной квартире. Однако описание уюта делает эту квартиру примитивным бытом, столь ничтожным пред возможностью духовного развития. Так, метафорическое «картонные звериные головы» превращают изобилие картин, обоев, пистолетов и прочего в примитивный быт, подделку.

Поиски истины и, лжи, настоящего и поддельного крайне важны для Толстого и находят отображение на протяжении всего творческого пути писателя. В «Юности» истинные чувства и ложные проходят испытанием героя любовью. Любовь к девушке, о которой он холодно вспоминает, вернее заставляет вспоминать ее, и любовь к отчему дому, который он вспоминает с искренними чувствами и теплотой. Для читателя не остается загадок, где истина, а где ложь.

Николай Николаевич Носов очень любил описывать жизнь простых деревенских людей, их быт и проблемы. Он раскрывал каждого человека досконально и показывал нам все положительные и отрицательные стороны человека.

  • Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс

    Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

  • Сочинение

    Главный герой повести «Юность» - Николенька Иртеньев. Толстой его рисует уже взрослым, молодым человеком, у которого выработались определенные правила, мысли и взгляды на жизнь. Он умен, наблюдателен, склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив и мечтателен. Живость воображения и отсутствие привычки к усидчивой работе мешают ему проявить свою одаренность. Однако внутри него идет непрерывная и напряженная душевная работа.
    Николенька учится в университете, вращается в студенческой среде. Эти годы и Петербург наложили определенный отпечаток на его характер. Он стал поклоняться законам моды, уделять много времени и внимания своей внешности, делать и говорить то, что никак не соответствовало его понятиям. Модно было не посещать лекции, хамить, ничем не заниматься, бывать в увеселительных заведениях, курить трубку и вести бесполезную болтовню - и этого герой придерживался. Он был поглощен праздностью светской жизни. Николенька и сам не заметил, как окунулся в стремительный водоворот развлечений и безделья.
    Иртеньев стал считать себя аристократом, и тут же в его манерах проявляются нотки презрения к людям, стоящим ниже его. Он перестал ценить истинные чувства и уважать окружающих. Целый год герой повести ничем не занимался, забросил учебу, разъезжал по гостям и друзьям, а в итоге - позорный провал на экзаменах.
    В этот-то момент у Николеньки и произошел душевный переворот. Он понял1, что выдуманные правила никак не соответствуют реальной жизни. Нельзя следовать навязанным мнениям аристократической среды, а также поклоняться мимолетной моде, которая пытается установить свои законы и порядки, отбросив в сторону порядочность и честь. Праздное существование - это не тот смысл жизни, к которому необходимо стремиться и которого нужно достигать.
    Провал на экзаменах положил начало новой жизни главного героя. Он пришел к очень важному выводу, который извлек из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром, - к идее нравственного самоусовершенствования. К этой идее герой повести приходит на переломе от отроческого к юношескому возрасту, и с этого момента жизнь приобретает для него смысл и глубокое нравственное содержание.

    Л. Н. Толстой. Повесть «Юность». Анализ произведения

    Время и история создания

    Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» - первое напечатанное произведе­ние Л. Н. Толстого. Именно эта трилогия принесла писателю широкую извест­ность и признание. «Юность» - третья и последняя часть - впервые напечатана в 1857 году в журнале «Современник«. В ней описаны университетские годы жизни главного героя.

    Главному герою Николаю Иртеньеву шестнадцать лет. Он готовится к эк­заменам в университет. Его переполняют мечты о будущем, о предназначении своей жизни. Николай ведет дневник, стараясь сам для себя установить цель своей жизни, прописать обязанности и правила, необходимые для нравственно­го совершенствования. Перед Пасхой в дом приезжает монах. Николай испове­дуется. Он чувствует себя чистым и новым человеком. Но оказывается, что он скрыл на исповеди один свой стыдный грех, о котором вспоминает ночью. Про­мучившись всю ночь, он рано утром спешит в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Исполнив это, Николенька радуется. Ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Находясь в радостном возбуждении, он делится своими переживаниями от исповеди с извозчиком. Тот равнодушно отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». И радостное светлое чувство Николеньки куда-то исчезает, он вдруг начинает сомневаться, так ли он хорош на самом деле.

    Николай сдает экзамены и зачисляется в университет. Поскольку он теперь уже взрослый, по приказанию отца в полное распоряжение Николая поступает экипаж: кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик.

    Подтверждая свою зрелость, Николай совершает свои первые взрослые по­ступки: накупает много разных безделушек, трубку и табак. Он пытается заку­рить, но чувствует тошноту и слабость. Его друг Дмитрий Нехлюдов разъясняет Николеньке всю глупость курения. Вместе с друзьями Николай едет в ресторан отмечать поступление в университет. Общаясь с тремя друзьями, Николай за­мечает, что Нехлюдов отличается от других, Володи и Дубкова: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях, то есть ведет себя более нравственно и достойно. Но Николай при этом осознает, что ему почему-то хочется подражать именно «неправильным» Володе с Дубковым. Он начинает вести себя сообразно своему пониманию взрослости: пьет шампанское, закури­вает в ресторане папиросу от свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. Результатом таких его поступков является ссора с незнакомым чело­веком. Николай оскорблен, но продолжает вести себя нелепо, ссорясь с другом, несправедливо накричав на него. Нехлюдов успокаивает и утешает его.

    Проходя следующий этап взрослости, Николенька отправляется делать визи­ты. Он посещает несколько знакомых домов, в том числе и князя Иван Иваны­ча. Ему трудно выдерживать долгие часы скучных и принужденных бесед. Ком­фортно, свободно и легко ему лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. С этим человеком Нико­ленька откровенен, он ищет его совета, помощи. Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Он восхищен умением Дмитрия спокойно анализировать поступки. Его привлекает свободный и благородный ум товарища. Дмитрий дает почувствовать Николаю, что взросление - это становление души, работа над собой, а не просто возмож­ность нарушения запретов. После разговора в доме Нехлюдовых Николенька думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

    Николай живет в деревне, где воспоминания о маменьке, о детстве оживают в нем. Он размышляет о своем будущем месте в свете. Ему хочется стать хоро­шим, правильным, благовоспитанным человеком, он понимает, что достиже­ние этого требует огромного внутреннего труда над собой. Николеньке нравится в деревне. Он с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы.

    Начинается учеба Николая в университете. Он во многом разочарован новой жизнью. С одной стороны, в его жизни есть общение с Нехлюдовым. Разговоры с ним для Николая очень важны. С другой стороны, его увлекают студенческие кутежи, которые его друг осуждает. У Николая появляются новые знакомые среди студентов. Он замечает, что главной заботой у новых приятелей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под их влиянием он следует такому же принципу. Учится Николай небрежно, поэтому на первом же экзамене проваливается. Он чувствует себя истинно несчастным и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий Нехлюдов пытается помочь другу, но в их дружбе наступило охлаждение, его сочувствие кажется Николаю снисходительным и оскорбительным.

    Николенька достает забытую им тетрадь, где сам написал для себя «Правила жизни». Он плачет, осознавая наивность и чистоту своих юношеских надежд. Его слезы - раскаяние. Он решает вновь написать правила жизни и больше уже не изменять им.

    Поэтика, композиция, идея

    Тема повести Льва Николаевича Толстого «Юность» - нравственные иска­ния юного человека, осознание своего «я», мечты, чувства и душевные пережи­вания шестнадцатилетнего героя.

    Повествование ведется от первого лица. Этот прием дает нам возможность посмотреть на мир глазами героя, сближает нас с ним. Мы становимся теми, кому Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир.

    Жанр этой повести - автобиографическая проза. Целью писателя было опи­сать картину внутренних движений человека, поэтому избрана именно такая форма произведения.

    В начале повести Николай размышляет, с какого именно момента для не­го начинается пора юности. Его вывод: она наступает тогда, когда ему само­му пришла в голову мысль о том, что «назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию». Николаю 16 лет. Он хочет найти свое место в мире, в обществе, стремится осознать свои достоинства и недостатки, сформировать свое «я», отстоять свою независимость. В этом возрасте человек наиболее полно ощущает свое единство с миром и в то же время ищет свою ин­дивидуальность.

    Социальное окружение Иртеньева диктует ему свои правила, законы, вну­шает, что «прилично», что «неприлично». Каждый постулат подвергается Ни­колаем проверке, он проходит эту «школу» на личном опыте. В университете он видит пагубность сословного отношения к людям, поскольку чувствует, что стоящие на ступеньку выше аристократы также неуважительно и высокомерно относятся к нему, как он сам к людям более низкого происхождения. Он нахо­дит приятелей среди людей прежде чуждого ему круга, так как «предчувствовал что-то хорошее в этих людях, завидовал тому веселому товариществу, которое соединяло их, испытывал к ним влечение и желал сблизиться с ними».

    Николай подвергает анализу не только отношения людей, общественные правила, но и свой внутренний мир. Он приходит в конфликт с собой, чувствуя, что его привлекают «прилипчивые нравы» светского образа жизни, которые он сам осуждает. Он осознает свои недостатки: «Меня мучит мелочность моей жизни... я сам мелочен, а все-таки имею силы презирать и себя, и свою жизнь».

    Герой повести не статичен. Меняясь каждую минуту, разочаровываясь в сво­их представлениях и увлекаясь новыми идеями, он находится в постоянном нравственном развитии.

    Огромную роль в раскрытии диалектики души Николая Иртеньева играет дружба с Дмитрием Нехлюдовым. Благодаря беседам с ним герой начинает по­нимать, что взросление - это работа над собой, это медленное становление ду­ши. Нехлюдов, помогая Николеньке разбираться с его сложностями и сомне­ниями, открывал для друга понимание самого себя.

    Повесть состоит из глав-эпизодов. Каждая глава содержит в себе определен­ную мысль о жизни человека. Построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя.

    В повести нет внешней динамики, нет острого сюжета: важно не описание событий, а отражение их в переживаниях и впечатлениях, возникающих под влиянием этих событий. Сюжет строится на динамике внутренней жизни.

    Главный прием раскрытия образа у Толстого - психологический анализ.

    Очень важна речевая характеристика героев-. Николенька стремится освоить непременно изысканный французский язык, чтобы быть сотюе 11 £аи1;. Смесь немецкого и ломаного русского языков характеризует Карла Иваныча. Речь Нехлюдова правильна, точна, выразительна.

    Важны, безусловно, и те выводы, к которым приводит Толстой своего героя: в «Юности» Толстой сформулировал закон нравственного самосовершенство­вания. Герой произведения, Николенька Иртеньев, понимает, что закон этот - внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стрем­ление совершенствовать свой разум, воспитывать волю, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.



    
    Top