Топ аниме про киборгов. Киберпанк-аниме: лучшее и главное

Первые полнометражные фильмы студии «Тоэй Дога» технически очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея – производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились, и на два десятилетия практически исчезла с экранов США.

Тем не менее, с самого начала было ясно, что движется японская анимация по иному пути. Сказывались совершенно иные культурные традиции и графики, и сюжета. В отличие от американской анимации, в аниме не чувствовалась традиция мюзикла, фильмы были существенно серьезнее, а сюжеты – драматичнее.

Расцвет манги

В отличие от аниме , которое до середины 1950-х находилось в некотором «загоне», в эти годы развивалась достаточно бурно. Она не требовала значительных капиталовложений, а уже сложившиеся читательские традиции позволяли манге не заботиться о конкуренции с иностранной продукцией. Цензура была ослаблена, начали выходить новые журналы, активно печатавшие мангу.

Среди мангак, получивших известность в этот период, особенно стоит отметить двух ныне покойных авторов. Во-первых, это Матико Хасэгава , начавшая в 1947 году печатать в газете «Асахи» один из самых популярных комиксов в истории Японии – «Госпожа Садзаэ» («Садзаэ-сан», 1947-1974). Он рассказывал историю простой японской девушки Садзаэ и ее семьи, с юмором пытающихся сначала пережить тяжелые времена оккупации, а затем найти свое место в жизни в период подъема экономики страны. Оптимизм этого произведения пришелся по сердцу японцам, и до сих пор эта манга входит в число наиболее издаваемых в Японии книг.

Второй, более известный и значительный автор – это уже упоминавшийся Сигэру Тэдзука , взявший еще в детстве псевдоним «Осаму». Окончив школу, юный Тэдзука, уже тогда неплохой художник, мечтал стать аниматором. Но в его родной Осаке такой возможности не было, и он решил пойти более простым путем – стать мангакой.

Осака переживала в тот момент бум дешевых черно-белых комиксов. Они издавались на грубой бумаге низкого качества, стоили невероятно дешево, издатели практически ничего не платили художникам, но зато позволяли им любые эксперименты.

Не упустив своего шанса, двадцатилетний Тэдзука, в те времена – студент медицинского факультета (который он, кстати говоря, впоследствии успешно закончил), выпускает в 1947 году мангу «Новый Остров Сокровищ» («Син Такарадзима»).

Во многом это была революция в мире японских комиксов. Создавая его, Тэдзука активно применял доселе не использовавшиеся в манге «кинотехнологии» – показ действия с разных точек зрения, крупные планы, «растягивание» одной сцены на несколько рисунков, активное использование звуковых эффектов и подчеркнутое изображение фаз движения. Фактически, манга Тэдзуки была макетом анимационного фильма , являясь при этом совершенно цельным и интересным произведением.

Успех превзошел все ожидания. Было продано несколько сотен тысяч копий. Тэдзуке немедленно предложили работу несколько известных токийских детских журналов. В журнале «Манга Сёнэн» он начал публиковать мангу «Император Джунглей» («Джангл Тайтэй», 1950-1954) , а в журнале «Сёнэн» – мангу «Посол Атом» («Атом Тайси») , вскоре переименованную в «Могучий Атом» («Тецуван Атом», 1952-1968) . Подробнее о них мы расскажем ниже, когда будем говорить об их экранизации.

Явление Тэдзуки в мир манги произвело революцию. Новый стиль – сочетание сложного, серьезного сюжета, графики в анимационном стиле и отсутствие необходимости следовать сложившимся штампам привлекло множество молодых талантливых авторов, бросившихся разрабатывать открывшуюся им ниву.

Окончательно оформилась как совершенно самостоятельный вид литературы, разделилась на множество жанров и поджанров. Основной раздел, как уже упоминалось, проходил по линии «манга для парней»/«манга для девочек» (сёнэн-манга/сёдзё-манга).

Родоначальником сёдзё-манги также стал Тэдзука, опубликовав в девичьем журнале «Сёдзё Клаб» мангу «Рыцарь с ленточкой» («Риббон но Киси», 1953-1956, 1958, 1963-1966) о приключениях девушки, переодевающейся рыцарем, чтобы совершать разнообразные подвиги. Как и все произведения Тэдзуки этого периода, она произвела фурор, на сей раз – среди женской аудитории, и вскоре множество художниц начали создавать «особую» мангу для девушек.

Отметим, что «половое» разделение манги всегда подчеркивалось и половой принадлежностью творцов. Случаи, когда автор создает мангу «чужого» пола (самый известный примерРумико Такахаси , пишущая сёнэн-мангу), не столько опровергает, сколько подтверждает правило, поскольку и в такой манге проявляются особенности гендерного («полового») менталитета автора.

Заключение

Мы подошли к волнующему моменту – возникновению мира современной японской анимации. Отсюда рассказ о манге будет исключительно отраженным, а наше основное внимание будет направлено на историю аниме.

Связано это с тем, что самый объем материала – манга , изданная с начала 1960-х до наших дней, требует для одного лишь освоения и осмысления многих лет упорного труда. С другой стороны, абсолютное большинство этой манги представляет для неяпонских читателей лишь теоретический интерес, поскольку она недоступна и никогда в обозримое время не будет доступна в переводах. Насколько нам известно, такая работа (полное изложение истории современной манги) до сих пор не была создана ни в Японии, ни в других странах.


Первые шаги аниме
Начало (1917-1945)

Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмики длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.

Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» Dekoboko Shin Gachou (1917) Симокавы Дэкотэна. Также в 1917 был создан «Сражение обезьяны и краба» Saru Kani Kassen Китаямы Сэйтаро, а в 1918 году - его же «Момотаро» Momotarou.

В 1920-е годы обычная длина фильма не превышала 15 минут. Обычно они были либо попытками повторения западных сюжетов, скажем, американского cериала «Кот Феликс» Felix the Cat, либо, гораздо чаще, - экранизациями классических китайских и японских сказок, скажем, «Величайший герой Японии Момотаро» Nihonichino Momotarou, нарисованными в стиле традиционной японской графики.
Наиболее заметными аниматорами эпохи немого кино считаются Симокава Дэкотэн, Коти Дзюнъити, Китаяма Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Мурата Ясудзи и Офудзи Нобору, вырезавший своих персонажей из бумаги (так называемая силуэтная анимация).

Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях и финансировалась кинематографическими фирмами в обмен на права проката. Скажем, в создании анимации принимали участие такие кинокомпании как «Asahi Kinema», «Takamasa Eiga», «Yokohama Cinema Kyokai» и некоторые другие.

В 1932 году Масаока Кэндзо создает первую чисто анимационную студию «Masaoka Film Production» и в 1933 году снимает на ней первый японскй звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира» Chikara to Onna no Yononaka.
В 1930-е годы в Японии, как и во всем остальном мире, усилились милитаристские настроения, и старинные сказки уступили место бодрым юмористическим сюжетам, все более и более увеличивавшим градус армейского влияния. Уже в 1934 году Мурата Ясудзи снимает 11-минутный фильм «Ефрейтор Норакуро» Norakuro Gochou, экранизация популярных комиксов Тагавы Суйхо о приключениях незадачливого пса в пародийной армии животных. А с 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай, на зрителей обрушился просто поток анимации агитационного содержания.

В 1943 году, по решению правительства, Сэо Мицуё поручили снять первый японский полнометражный анимационный фильм. Им стал «Момотаро - морской орел»Momotarou no Umiwash, а в 1945 году Сэо снял его продолжение - «Момотаро - божественный моряк» Momotarou: Umi no Shinpei. Эти фильмы рассказывали о героических операциях человекообразных зверюшек - морских пехотинцев по освобождению Индонезии и Малайзии от карикатурных рогатых чертей, под которыми подразумевались американцы.
Новое начало (1950-е годы)

В конце 1940-х и начале 1950-х экономика Японии находилась в глубоком экономическом кризисе. Разумеется, это не способствовало развитию анимации, да и к тому же киноэкраны страны были заполнены хлынувшим из США потоком иностранной анимации. Было очевидно, что будущее не за индивидуальными работами художников, а за крупными анимационными студиями по образцу американских. Первой такой студией стала «Nippon Douga», созданная Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэ. В 1947 году Итикава Кон на киностудии «Toho Eiga» создал первый кукольный фильм - «Служительница в храме» Musume Dojoji]. Но вообще анимация в Японии в этот период переживала спад, фильмов делалось мало, и они были короткометражными. Тем не менее, процесс шел.
В 1956 году первую действительно крупную анимационную студию под названием «Toei Douga» создал Окава Хироси, купив «Nippon Douga», к тому времени уже несколько раз перешедшую из рук в руки, а ее первым фильмом стал черно-белый «Каракули котенка» Koneko no Rakugaki(1957) режиссера Ябуситы Ясудзи. В октябре 1958 года «Toei Douga» выпустила первый в Японии цветной полнометражный фильм «Легенда о Белой Змее» Hakujaden], который, в свою очередь, произвел сильное впечатление на заканчивающего школу Миядзаки Хаяо.
Первые полнометражные фильмы «Toei Douga» очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея - производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились и на два десятилетия японская анимация практически исчезла с экранов США.
И тут пришел Тэдзука… (1960-е годы)

Третьим крупным проектом «Toei Douga» стал фильм «Путешествие на Запад» Saiyuki (1960) режиссера Ябуситы Тайдзи. Это была экранизация манги «Похождения Гоку» Gokuu no Daibouken (1952-1959) уже тогда очень популярного и известного мангаки Тэдзуки Осаму. Естественно, что Тэдзуку привлекли к созданию этого фильма. Он заинтересовался положением вещей в современной анимационной промышленности и, увлеченный успехом в Японии телевизионных сериалов американской студии «Hanna-Barbera», решил сам заняться производством телевизионной анимации и отойти от сказочных сюжетов в связи с увеличением популярности научной фантастики.

1970-е

На протяжении следующей декады телевидение медленно, но верно вытесняло кинотеатры с позиций наиболее популярного развлечения. Toei Animation постепенно оставила создание стилизованных под Диснея мюзиклов, и переключилась на производство телесериалов. Аниматоры, работавшие на Mushi Production, разошлись по вновь созданным студиям вроде Madhouse или Sunrise после того, как Mushi внезапно обанкротилась. Такое перераспределение талантов в целом позитивно сказалось на индустрии аниме, поскольку позволило молодым аниматорам занять ключевые позиции в студиях и впоследствии довольно-таки свободно экспериментировать с производимыми фильмами.

Золотой век аниме
Повышение интереса к космическим сагам стало ещё заметнее с выходом в конце 1970-х первого фильма из серии «Звёздных войн». Успех и популярность этой ленты сподвигли японских продюсеров на финансирование полнометражного фильма по мотивам вышедшего ранее сериала «Space Battleship Yamato». С появлением его на экранах часто связывают начало периода сверхпопуляризации, так называемого «золотого века аниме» - хотя на самом деле вместо века он продлился лишь менее пятнадцати лет. К моменту появления на экранах «Space Battleship Yamato» уже происходило ещё одно невероятно важное для последующего развития японской анимации событие - зарождение субкультуры отаку. Поначалу немногочисленные, поклонники редких космических сериалов тех времён и научной фантастики объединялись, находя друг друга по совместным увлечениям и через первые посвящённые аниме журналы, такие, как «Animage» или более поздний «Newtype». Само возникновение таких журналов стало откликом на возрастающую популярность аниме во всех слоях населения. Первые поклонники аниме появлялись также и в других странах. Некоторые популярные аниме были импортированы в США, и показаны по телевидению.

1990-е
После всплеска популярности предыдущих лет к началу 1990-х аниме переживало кризис финансирования. Бюджеты занижались и многообещающие проекты сворачивались за недостатком средств. Критики отмечали также падение качества аниме-сериалов и фильмов, связанное с возвратом к проверенным временем сюжетам и конструкциям. Продюсеры не хотели рисковать, поддерживая дорогостоящие экспериментальные фильмы.

Ситуация изменилась с выходом в 1995-м году, возможно, самого неоднозначного телесериала за всю историю аниме, «Neon Genesis Evangelion» («Евангелион»). Режиссировавший его Хидеаки Анно со студии Gainax, сам являясь отаку, превратил довольно-таки банальный образчик жанра меха в нечто чрезвычайно запутанное, психологичное и подразумевающее огромное количество скрытых смыслов. Говорят, что Анно стремился сделать аниме «от отаку для отаку», и одновременно выразить свою точку зрения на проблемы этого сообщества. Так или иначе, под конец сериала режиссёр окончательно перестаёт сдерживать себя рамками осмысленности происходящего, и обращается к любым доступным ему, пусть даже весьма диковинным, решениям, чтобы выразить свои мысли на экране. Вышедшие впоследствии два аниме-фильма, «Evangelion: Death and Rebirth» и «The End of Evangelion» (оба - 1997), лишь развили такую манеру рассказа. Будучи вначале поставлен в детский таймслот, «Евангелион» был крайне непопулярен, несмотря на изначальную свою принадлежность ко вполне симпатичному детям меха. Несколько серий спустя таймслот был изменён, и в своём новом качестве Евангелион неожиданно завоевал внимание публики. В короткие сроки сериал стал невероятно известен в Японии, а вскоре и среди поклонников аниме по всему миру. Рассказанная сумбурно, скомкано, с использованием множества артхаузных приёмов история бегущего от реальности мальчишки оказалась принята так хорошо, что десять лет спустя объёмы продаж сопроводительных товаров - фигурок героев, коллекционных предметов - всё ещё достаточно велики. Влияние «Евангелиона» на аниме-индустрию было столь велико, что породило даже ряд так называемых «пост-Евангелион» сериалов. Большинство из них также относятся к жанру меха и имеют какой-либо религиозный, философский или психологический подтекст. Примерами таких сериалов могут служить «RahXephon», «Brain Powered» и «Gasaraki». Ещё одна порождённая «Евангелионом» - или, по крайней мере, получившая благодаря этому сериалу второе дыхание, - стилизация сериалов - это «психоделика», странные или крайне необычные, спорные сериалы. После выхода «Serial Experiments: Lain» (1998) полуночное телевидение стало плацдармом для обкатки многих экспериментальных сериалов. Среди последних «Boogiepop Phantom» (2000), «Texhnolyze» (2003) и «Paranoia Agent» (2004
статья написана на основе материалов Википедии

Самое первое аниме появилось в 1917 году. Оно называлось «Новый альбом набросков». Режиссером фильма стал Симокава Дэкотэн. Он же стал создателем «Момотаро» - аниме, которое вышло в 1918 году. Одним из основоположников жанра также называют Китаяму Сэйтаро, режиссера фильма «Сражение обезьяны и краба».Самые первые аниме в мире длились недолго, около пяти минут. Тогда еще не существовало крупных компаний по созданию аниме-фильмов, их рисовали одиночки. Художники основывались на опыте мультипликаторов из Европы и США. Это и зародило новый жанр, популярный до сих пор.К 20-м годам XX века аниме стали длиннее - около 15 минут. Самые первые аниме копировали сюжеты зарубежных мультфильмов. Одним из таких повторений стал сериал «Кот Феликс». Также часто использовались сюжеты народных сказок Китая и Японии. Одним из таких фильмов был «Величайший герой Японии Момотаро».Среди аниматоров, создававших самые первые аниме в мире, можно назвать Симокаву Дэкотэна, Ямамото Санаэ, Мурату Ясудзи и некоторых других. Аниме того времени создавались в скромных условиях. Обычно это были небольшие домашние студии. Расходы на создание фильмов брали на себя кинематографические компании. Взамен аниматоры продавали им права на прокат своего творения. Японские компании «Takamasa Eiga» или «Asahi Kinema» активно занимались развитием жанра аниме в Японии.Студия, которая бы занималась исключительно выпуском аниме-фильмов, была создана только в 1932 году. Своим появлением она обязана Масаоке Кэндзо. Студия взяла название по его имени - «Masaoka Film Production». Первый полноценный фильм на этой студии вышел уже через год после ее открытия. Он назывался «Сила и женщины мира».Те, кто знаком с историей Японии, знают о настроениях этой страны в 30-х годах XX века. В то время страна испытывала мощное армейское влияние. Это не могло не отразиться на культурном уровне. Юмористические сюжеты армейской направленности стали вытеснять народные сказки. Например, в 1934 году вышел фильм «Ефрейтор Норакуро». Его аниматором стал Мурата Ясудзи. Всего аниме длилось 11 минут. Сюжет повествовал о собаке, которая поступила служить в армию. Приключения пса получили широкое признание общественности. Основывался фильм на манге Тагавы Суйхо. Политические события середины XX века часто появлялись в аниме. Агитационная направленность фильмов была вызвана ситуацией в стране.Самое первое полнометражное аниме появилось в 1943. Причем это было решение японского правительства. Созданием фильма занялся Сэо Мицуё. Аниме называлось «Момотаро - морской орел». У фильма было продолжение - «Момотаро - божественный моряк». Причем у обеих картин был политический подтекст. Главные герои - это карикатурные морские пехотинцы. Их миссия - спасти Малайзию и Индонезию от чертей. Естественно, что черти в понимании японцев - это американцы.

6 февраля 2017

В нашей стране аниме - это предпосылка для возникновения субкультуры, в Японии - особый сегмент экономики, который приносит хороший доход в государственную казну. Споры о том, когда возникло самое первое аниме, не прекращаются и сегодня. Раньше не было студий по созданию кинолент, а все выполняли любители, поэтому много информации было утеряно.

100-летие аниме

По неофициальным данным в 2007 году исполнилось ровно 100 лет со дня, когда было создано самое первое аниме. Несколькими годами ранее, а именно в 2005 году, была найдена лента целлулоида, на которой были нарисованы кадры. Ее принято считать старейшим анимационным произведением, создание которого датируется 1907 годом.

Лента состояла из 50-ти кадров. На них был изображен ОЯШ (обычный японский школьник), который писал на доске кандзи: 活動写真 (кацудо сасин), что в переводе означает «активные фотографии». После он оборачивается к зрителю и кланяется, сняв шляпу, которая была частью тогдашней школьной формы. Кто был автором этой анимации, неизвестно, как и то, было продолжение этой истории или нет.

Первое аниме

Официально принято считать, что самый первый аниме в мире датируется 1917 годом. Режиссером этой анимации был Симокава Дэкотэн, а лента носила название Suketchi no nyūarubamu («Новый альбом набросков»). Спустя год, в 1918-м, выходит его анимация «Момотаро». Несколько позже появляется анимационный фильм «Сражения обезьяны и краба» (Sarutokani notatakai) Китаямы Сэйтаро. Этих двух режиссеров принято считать родоначальниками жанра японской анимации.

Первые анимационные мультипликации длились не более 5-6 минут. В них показывали простые сцены из японского быта, сказок или мифологии. Ленты создавались одиночками-мультипликаторами, которые работали в своих домах. Художники брали во внимание опыт мультипликаторов из Европы и Штатов и со временем получили тот жанр, который можно увидеть сегодня.

К настоящему времени самое первое аниме начала ХХ века было безвозвратно утеряно. Остались лишь некоторые сведения, что эти произведения демонстрировали на публике и в кинотеатрах, собирая при этом деньги. Самые первые аниматоры работали в домашних условиях, их работы были простыми и понятными. Возможно, именно поэтому они быстро завоевали расположение публики.

Видео по теме

Первые студии

Самое первое аниме создавалось одиночками-энтузиастами, и мультипликаторы покрывали свои расходы тем, что продавали права на показ в кинотеатрах. Когда об аниме стали говорить как о самостоятельном жанре, к его становлению подключились компании «Такамаса Эига» и «Асаги Кинема», начав активно заниматься развитием этой индустрии. Первые студии, работа которых основывалась на создании и выпуске анимационных лент, появились в 1932 году по инициативе Масаоки Кэндзо. Первая студия была названа в честь своего создателя - «Масаока Фильм Продакшн». В 1933 году эта студия выпускает свою первую работу под названием «Сила и женщины мира».

Становление жанра

В 1958 году анимационные киноленты были самостоятельным направлением японской мультипликации. А в конце ХХ века их официально признали как вид искусства. В это время широкой аудитории были показаны такие ленты, как:

  • «Легенда о белой зиме», автором которой стал Тайдзи Ябусита. Фильм был выпущен в 1958 году при поддержке анимационной студии «Тоэи», общая длительность ленты составила 1 час 19 минут.
  • «Календарь студии Отоги» был признан первым документальным аниме-сериалом. Его выпуск продолжался с 1961 по 1962 год. Режиссер ленты - основатель студии «Отоги», Рюити Ёкояма.

Начало аниме-бума в Японии датируется 1963 годом, когда Оаму Тэдзуки, известный как «гений манги», основал собственную студию «Муши Продакшн» и презентовал первый сериал под названием «Могучий атом», или «Астро бой».

Самая первая любовь

Аниме в 70-х годах прошлого века начало развиваться с небывалой скоростью. Менялось все - от рисовки до жанра. В особенностях изображений больше внимания стали уделять глазам персонажей - их делали все более выразительными. Если в 60-х годах изображения пытались делать естественными, схожими с живым человеком, то спустя десятилетие мультипликаторы усовершенствовали рисовку глаз. Это позволило более доступно раскрывать амплитуду чувств и переживаний главных героев.

Не осталась без внимания и жанровая растасовка. Работы были предназначены не только для детей, но и для взрослых. В первом аниме-сериале затрагивались темы повседневной жизни работников студий. Для детей мультипликация была не особо интересной, однако среди подростков и части взрослого населения она нашла своих почитателей. Даже среди пожилых людей аниме стало второй первой любовью.

Со временем в некоторых студиях начали образовываться группы авторов, которые работали в определенном жанре. К примеру, после выпуска «Чистой романтики» студией «Дин-студио» большинство ее создателей были замечены в разработке аниме «Самая лучшая в мире первая любовь». После выхода двух сезонов этого сериала, полнометражного фильма и овашки, некоторые создатели начали работать только с проектами жанра «сёнэн-ай». Объясняется это длительной работой над аниме «Самая лучшая первая любовь» или личными предпочтениями - неизвестно.

Итог

Когда было создано самое первое аниме в истории, остается загадкой. Кто-то считает, что это был 1907 год, кто-то уверен, что это случилось в 1917-м. Но никто не исключает, что самое первое аниме в мире могло возникнуть на несколько лет или десятилетий раньше. На сегодняшний день аниме уверенно распространяется по миру. Можно отыскать киноленты любого жанра, метража и возрастного ограничения. За более чем 100-летнее существование аниме заметно изменилась рисовка, но в целом оно осталось таким, как и прежде, - простым и понятным каждому.

Возникновение аниме

Самый первый аниме сериал был выпушен студией «Otogi», представляющий собой чёрно-белые исторические мультфильмы. В 1963-м Осаму Тэдзуки, прозванный «Богом манги», основал студию «Mushi Productions» и выпустил свой первый аниме-сериал «Tetsuwan Atom». Это и стало началом бума аниме.
Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмики длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.
Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад -в 1907 году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы, затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется.
Аниме, как самостоятельное направление в мультипликации возникло в 1958 году и было официально признано как искусство в конце XX-го века. История аниме корнями уходит в начало ХХ века, когда японцы начали проявлять некий интерес к мультипликации западных стран.

Во второй половине 1980-х в аниме пришел секс. Сделано это было очень весомо - в 1987 году вышел первый OAV сериала "Легенда о Сверхчеловеке - Парень-бродяга" Хидэки Такаямы. В нем запутанный и необычный сюжет сочетался с красочно нарисованными сценами сексуальных отношений людей.Фактически, этот сериал начал традицию "хентая" как самостоятельного жанра и в очередной раз открыл полемику о возможности художественной ценности порнографии.
В 1987 году вышел и первый яой-OAV - "Песня ветра и деревьев" по мотивам манги Такэмии Кэйко. Стало понятно - секс пришел в аниме хорошо и надолго.Также как и в случае с обычным аниме, большинство аниме в жанре «хентай» созданы по мотивам манги (в данном случае хентай манге). Порнографические сцены, обыгрываемые в хентае, могут быть различного содержания и характера. Вариации направлений довольно обширны от стандартного секса до различного рода извращений, вроде яой, юри, сётакон, лоликон. К отдельной группе можно отнести особо жестокие виды, например гуро или тентакли - это своеобразные ужасы и страшилки хентая. Но классифицировать хентай только по содержанию эротических сцен было бы ошибочно, поскольку так же, как и в любом другом аниме, в хентае можно выделить комедии, мистику, фантастику, фэнтези, романтику

Субкультура «отаку»
Начали появляться субкультуры поклонников аниме: так называемые «Отаку».С течением времени субкультура отаку начала оказывать заметное влияние на создание аниме. Некоторые из первых отаку сами становились режиссёрами и аниматорами, что не могло не сказаться на выпускаемой ими продукции.
В эти же годы был снят один из самых известных, классических аниме-фильмов - «Навсикая из долины ветров» (1984). На волне его успеха и всё возрастающей популярности аниме были выпущено также множество других нестандартных и амбициозных лент, часть из которых и сегодня не теряет в значимости.

Развитие жанров аниме
В начале 90-х годов в мире аниме господствовал киберпанк. Его каноны заложил вышедший в 1987-1991 годах сериал «Кризис каждый день» («Bubblegum Crisis») режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити. Римейк культового фильма появился в конце 90-х под названием «Bubblegum Crisis Tokyo 2040» - еще более совершенное графически и сюжетно аниме, настоящий шедевр. Но е годы не стали временем правления одного жанра, и количество потрясающих фильмов конца ХХ века просто поражает воображение. В сокровищницу аниме вошли фильмы самых разных жанров и студий, начиная с сериалов «про девушек для девушек» и заканчивая фэнтезийными «Войнами Лодосса» и «Бастардом».
После всплеска популярности предыдущих лет к началу 1990-х аниме переживало кризис финансирования. Бюджеты занижались и многообещающие проекты сворачивались за недостатком средств.

Пути распространения
Эволюционировали и способы распространения аниме. Помимо традиционного показа сериалов по телевидению появилось отдельное направление сбыта, называемое OVA (Original Video Animation, «анимация для продажи на видео»). Как следует из названия, OVA-произведения не показывались на телевидении, а сразу продавались на видеокассетах. Первым известным таким творением принято считать «Moon Base Dallos» (1983-1984) созданный под руководством Мамору Осии. Многие известные сериалы, «Patlabor», например, зарождались как OVA, но впоследствии получали телевизионные или кинопродолжения. С появлением OVA также связывают возникновение первых целостных порнографических аниме, хентая, таких как «Cream Lemon» (1984) - до этого их авторов сдерживали рамки цензуры телевидения и кинотеатров.

Компьютеризация аниме
С развитием компьютерных технологий в аниме всё чаще используется компьютерная графика. В последнее время трёхмерные анимационные вставки появляются даже в не слишком масштабных проектах. Существует аниме, целиком созданное при помощи этих приёмов. Например, «Gantz» (2004) комбинирует двумерных персонажей переднего плана с полностью трёхмерным окружением, наследуя это у одноимённой манги, созданной таким же образом.
После невероятного успеха «Евангелиона» 90-х годов многие студии пробовали себя в создании сериалов, которые могут стать для поклонников японской анимации «классикой».

Фансервис
Другое направление развития, активно используемое в последнее время- фансервис. В видеоряд такого аниме встраивают кадры эротического содержания или даже посвящают эротике целиком весь сериал, сохраняя при этом некий сюжет. Делается это для привлечения различных целевых аудиторий т.е для поддержки популярности сериала. Возможно режиссер хочет показать героев аниме с другой стороны и как-то разрядить или просто разнообразить обстановку. Довольно часто фансервисовые серии делаются в виде спешлов И выходят отдельно на Двд диске.
Иногда аниме базируется на популярных японских эротических видеоиграх в жанре «симулятор свиданий», однако такие экранизации могут быть и вполне серьёзными работами, как например «Kanon»

Деление "анимешников"

Всех “анимешников” можно подразделить на несколько категорий. Обычно прмежутки между развитием от одной ступени до другой занимают от года до нескольких лет. Но обычно ярые “анимешники” так или иначе доходят до последней ступени. Так попробуйте оценить себя и решить для себя на кокой вы ступени развития находитесь:

1. Когда просят мультики "как вон то...", "в роде того то…", т.е. что-то видели, понравилось и теперь ищут подобное. О том существовуют аниме без русской озвучки даже не подозревают. Аниме как правило хранят на cd-дисках или на винте

2. Начинают сами называть, что им записать. начинают читать обзоры, очень прислушиваются к советам посторонних. Если посоветуют не то (сказали што полный улёт а в итоге не стоило смотреть), могут разочароваться в аниме. Подавляющее большинство "атакующих" находятся как раз в этой категории. начинают смотреть аниме с русскими субтитрами и понимают, что бывает ну очень неудачная озвучка, коей лучше предпочесть сабы. Аниме на винте уже не помещается.

3. Мало кого слушают (советы типо "Samurai -рулезз" игнорируют), читают обзоры, но на веру принимают далеко не все. Различают понятия жанра и целевой аудитории, следят за новинками. Могут внятно выразить собственные предпочтения. Начинают писать обзоры или так или иначе пытаются внести свой вклад в деятельность анимешной общественности (в основном на это решаютсю еденицы). От русского дубляжа передергиваются, многие начинают учить японский (хотя бы пару сотен слов). Аниме на винте не помещается давно, на полочке с дисками тоже.

4. Обзоров практически не читают, т.к. понимают, кто их пишет. Прислушиваются разве что к мнению нескольких человек, чьи вкусы близки их собственным или чьи вкусы хотя бы понимают. К "атакующим" относятся снисходительно, сами никому аниме насильно не пихают. Могут порассуждать о режиссерах, направлениях, об удачных сезонах и не очень и прочее. Учат (уже знают) японский. презирают не только русскую озвучку, но и большинство русских сабов. Список просмотренного аниме превышает всякие разумные пределы.

5. Законченные психи.
(Данное деление является лишь примерным и не пытается ущемить чьито права)

Жанры аниме


Как и у любого творчества, у аниме есть различные грани и оттенки, которые мы сейчас и рассмотрим.

Сёнэн-аниме.
К 1964 г. сложился канон так называемого «аниме для мальчиков» - «сёнэн-аниме». Аниме рассчитано на молодых людей в возрасте от 12 до 16-18 лет. Если описать совсем вкратце сюжет, то он будет выглядеть так: «очередной мальчик на очередном большом роботе, спасающий очередной мир». Если говорить более развёрнуто, то в таких сериалах показывается история взросления, причем не обычного подростка (как любят подчеркивать в аннотациях авторы произведений), а очень даже НЕобычного – как правило, молодой человек/мальчик обладает явными или скрытыми (но, конечно же, проявляющимися) сверхспособностями, которые он и использует..по назначению – для борьбы с инопланетным захватчиком, чтобы защитить свою девушку/друзей от вампиров хулиганов в тёмном переулке и т.п. Причем, как правило, спасает он по большей части друзей или мир в целом – отношения с девушками в сёнэн-аниме показаны весьма поверхностно, девочки/девушки присутствуют в сериале только на правах друга. Если забегать вперед (касательно хронологии), то наиболее ярким представителем данной категории аниме можно называть эпопею о Гандамах - больших человекообразных боевых роботах. Которыми, естественно, управляет тот самый мальчик, который спасает очередной мир. Если отставить иронию, то с 1979 года (.е. почти 30 лет) студия Sunrise рассказывает одну и ту же историю новыми красками, и интерес к этой вселенной не ослабевает. Лично мне запал в душу MS Gundam SEED, наверное, потому что выпущен относительно недавно, прорисовка сериала на достойном уровне, ну и герои, разумеется, тоже не подкачали. Кстати говоря, именно Гандамы относятся к подвиду сёнэн-аниме, даже к подвидам. Первым подвидом является жанр «меха» (от англ. mechanism), в котором действие ведётся вокруг тех самых «больших человекообразных роботов», вторым подвидом является «сэнтай» (досл., команда/группа), в котором как правило речь идет о небольшой, но постоянной команде персонажей, борющихся с кем-либо/чем-либо.

Сёдзе-аниме.
Логично рассуждать, что там, где есть аниме для мальчиков, должно быть и аниме для девочек (возрастные градации точно такие же, как в мальчишечьем аниме). И в 1966 году студия «Toei Animation» выпускает первый и невероятно успешный аниме-сериал для девочек (сёдзё-аниме) – «Ведьма Салли» («Mahou Tsukai Sally», 1966-1968), основанный на манге «Ведьма Сани» Ёкоямы Мицутэру, которая, в свою очередь, была основана на американском ТВ-сериале «Ведьмочка» («Bewitched»). А имя главной героини было изменено из-за расхождений с авторскими правами фирмы «Сони» («Sony») на торговую марку «Санни». Сёдзе-аниме показывает ту же историю взросления, но с девочкой в главной роли. По мере развития аниме-культуры в этом подвиде аниме стали нормой сложные романтические отношения между главными и (не очень) героями. «Ведьма Салли» являет собой также подвид сёдзе-аниме – «махо-сёдзе», от яп. mahou – волшебный, магический. Сюжет таких аниме крутится вокруг девочек, обладающих какими-либо магическими способностями. Как правило, девочка/девушка является либо потомственной волшебницей (как в случае с Салли), либо обстоятельства складываются так, что девочка/девушка получает магический артефакт, с помощью которого может совершать добрые дела, особенно «во имя Луны». Думаю, что многие из наших соотечественников хоть мельком, но видели образчик махо-сёдзе, прошедшего первоначально по уже почившему в бозе телеканалу 2*2 – «Сейлормун – Луна в матроске». В оригинале сериал назывался «Bishoujo Senshi Sailor Moon» и был выпущен на просторы ТВ в 1992 г., имел множество продолжений, среди которых был даже так называемый live-action movie (то есть фильм, в котором снимались живые актёры). Вернёмся к сёдзе. Однако, несмотря на обилие магических финтифлюшек, девочки в таких сериалах продолжают ходить в школу, помогать родителям по хозяйству и всеми силами отстаивают от злодеев обычную жизнь, хотят быть «простыми школьницами». Это очень важный воспитательный момент, «воспитательность» проявляется в том, что подростки учатся видеть в обычном необычное, ценить достоинства своей повседневной жизни. Также здесь наблюдается влияние традиционно японских взглядов на роль женщины в семье и обществе, «с младых ногтей» девочкам прививают идеи «хорошей жены, заботливой матери».

Спокон.
Истории этого аниме рассказывают о похождениях юных спортсменов, их друзьях и противниках. Собственно, само название жанра состоит из двух слов: «спорт» и «сила воли» (konjo).

Кодомо-аниме.
Аниме, предназначенное для детей. У нас, например, известны v«Кэнди-Кэнди», «Пчёлка Майя», «Лулу – ангел цветов», «Грендайзер», «Гонщик Спиди». Все эти названия были транскрибированы нашими переводчиками, а в оригинале сериалы назывались следующим образом: «Candy Candy», «Mitsubachi Maaya no Boken», «Лун-лун – цветочная девочка», «UFO Robo Grandizer», «Mach Go Go Go». Как видно, названия очень часто подгонялись под нашего потребителя, особенно это заметно в переводе той же «Сейлормун», которой и так досталось от американской цензуры (а именно эту версию и крутили в свое время по нашим каналам).

Добуцу.
С японского переводится как «пушистики». Аниме этого жанра повествует о человекообразных «пушистых» существах. Признак жанра – «усы, лапы и хвост»:) Т.е. герои, в принципе, выглядящие как люди, обладают вышеперечисленными достоинствами.

Хентай.
Как раз из-за этого жанра аниме и не является исключительно мультиками для детишек. Название жанра весьма говоряще и с японского переводится как «извращённый/отклонение». Если на пальцах и чтоб всем понятно было, то это рисованная порнография. Однако ведь в каждом правиле есть свои исключения, так вот и в хентае они тоже есть. Как правило, это относится к аниме, находящимся на стыке между хентаем и другими жанрами. Например, скандально известная «Кайт – девочка-убийца» это не только постельно-жестокие сцены, но и социальная драма. В некоторых случаях драматичность (я говорю уже не только о Кайт) притянута за уши и главные герои могли бы выбрать другой путь решения своих проблем, нежели отдаваясь кому ни попадя, но с другой стороны менталитет японцев и завихрённость их мышления ещё никто не отменял. В случае чисто с хентаем следует отметить следующие моменты/крайности. Крайность первая: только ещё формирующиеся девочки-школьницы, с которыми творят что ни попадя разные нехорошие личности. Как известно, в Японии существует своего рода перверсия как пристрастие взрослых мужчин к очень молоденьким девочкам/девушкам (впрочем, такое, в принципе, наблюдается повсеместно, но именно в Японии это вылилось в другую крайность), поэтому более зрелые женщины стараются «омолодиться» посредством надевания своей старой школьной униформы. Брррр, надеюсь, что это «преображение» происходит только наедине с партнёром. Другая крайность это гипертрофированные вторичные женские половые признаки. Гипертрофированность у мужчин тоже присутствует, но меньше. У здравомыслящего человека при виде этой «красоты» кроме нервного смеха другой реакции не возникает. Следует отметить, что сейю в данном случае «вытягивают» произведение, т.к. единственное «настоящее» здесь это голос актёра/актрисы, который единственный в состоянии вызвать определённые эмоции и реакции. В самом деле, не двухмерная же картинка будет распалять воображение подростков и взрослых?;) Вслед за хентаем идут подвиды сёдзе и сёнэн аниме – юри и яой. Первый, юри, рассказывает о женских гомосексуальных отношениях, а яой, соответственно, о мужских. Причем, как правило, поклонниками яоя являются девушки, а юри – молодые люди. Точно также, тут существует различная «окраска». Примеров махрового яоя и юри я привести не могу, а вот нечто среднего уровня – очень даже. Одним примером для обеих категорий будет являться всё та же «Сейлормун». Да, да! Именно она. Для тех, кто смотрел эпопею, особенно, без американской цензуры (введшей вдобавок наших переводчиков в заблуждение), отношения Зойсайта с Кунсайтом явно выходят за рамки отношений начальник-подчинённый, а Харука с Мичиру явно значат друг для друга больше, чем просто одноклассницы и подруги. Также широко известное юри-аниме это «Юная революционерка Утена» («Shoujo Kakumei Utena»), а в «Притяжении» («Gravitation») слегка попахивает яоем.

Разумеется, аниме затрагивает и такие более привычные жанры как фэнтези и космоопера, киберпанк (включая паропанк) и мистика. Их особенности широко известны по фильмам и литературным произведениями тех же категорий, так что дополнительно мы на них останавливаться не будем.




Top