Тувинские шаманы. Синдром карагая

Биография и интервью потомственной тувинской шаманки, члена Кызылского общества шаманов «Адыг-Ээрен» («Дух Медведя»), «Ак Бору» («Белый Волк»), ведущей авторских семинаров по тувинскому шаманизму в России, в Чехии, Словакии, Германии, Австрии, Даниии, Польше, организатора семинара в Тыве "Шаманское путешествие в другое измерение" 2011, совместно с МЭФ "ИНТЕНТ", участницы международного научно-практического конгресса по шаманизму Москва 2004, эзотерического фестиваля Прага 2007, международного фестиваля "Конь-Самолет 2010".

Людмила Оюн Кара-ооловна родилась 11 октября 1956 г. на территории Азаса Тоджинского района Тувинской АССР. Свой шаманский она дар получила по наследству. По линии отца Людмилы была шаманка по имени Сокпааштай, приходящаяся ей прабабушкой. Имя Сокпааштай происходит от тувинского слова «соктаар», что в переводе означает «стучать», и поэтому ее шаманское имя было Соктаар-кадай («бить в бубен», «стучать в бубен»). Также и по линии матери Людмилы Оюн из рода Ондар была прабабушка, шаманское имя которой было Шокар-кадай от слова «шокар» - пестрый.

Людмила Оюн получила педагогическое образование в Кызыльском государственном институте (филологический факультет). Начиная с 1993 года, после прочтения книг К. Кастанеды и М.Б. Кенин-Лопсана, она стала интересоваться шаманизмом. И уже с середины 1990-х гг. посещала курсы массажа, окончила первую ступень Рейки, занималась спортивной гимнастикой у-шу.

Осенью 2000 г., когда от нее ушел муж к другой женщине, она тяжело переживала разрыв и в это время стала слышать голос своей прабабушки-шаманки. У нее открылся шаманский дар. Через год Оюн стала ученицей духовно-образовательного центра «Хаттыг-Тайга», созданного тувинским шаманом С.И. Канчыыр-оолом. И в мае этого года она получила посвящение от Канчыыр-оола, и начала работать шаманкой в центре своего учителя. Также незадолго до самороспуска центра «Хаттыг-Тайга», с ноября 2001 г., Людмила занималась шаманской деятельностью в Кызыльской религиозной организации шаманов «Адыг-Ээрен» («Дух Медведя»), под руководством председателя данного общества К.Т. Допчун-оол.

С 2004 г. Оюн принимает участие в международных эзотерических фестивалях, проводит авторские семинары по России и другим странам. В настоящее время является организатором шаманского общество «Ак Бору» («Белый Волк»). На данный момент Оюн живет в г. Кызыле, Тыва.

Интервью

Людмила, откуда вы? Как вы стали шаманкой?

Я родилась и живу в Туве. Потомственная шаманка. Шаманство у нас в Туве передается по роду. Если в роду были шаманы, то кто-то из детей в этом роду становиться шаманом.

Большую часть жизни я прожила жизнью обычного человека. Но так случилось, что от меня ушел муж, и я пошла к шаману разрешить свою жизненную ситуацию. Он увидел, что я имею способности к родовому занятию, и предложил обучаться шаманскому ремеслу. И действительно, у меня стало получаться. Долгое время я была помощником шамана, ходила с ним на проведение ритуалов, помогала. Однажды мы пошли на место силы провести ритуал, когда пришли, то шаман сказал: «Проводи ритуал сама». Я опешила от неожиданности, во мне заговорил страх: «А смогу ли я?» Но пришлось подчиниться приказу. Ритуал я провела, все получилось хорошо, был положительный результат от моего первого самостоятельно проведенного обряда. Так я стала шаманкой.

Шаманами у нас становятся как мужчины, так и женщины. У меня есть братья, но никто из них не стал шаманом. Это родовое занятие досталось мне, так распорядилась судьба.

У меня есть дети, они уже большие. Я чувствую, что сын имеет способности к шаманскому делу, вполне возможно, что в будущем он возьмет на себя это родовое занятие. Жизнь покажет.

Шаманами можно стать и в совсем молодом возрасте, но в основном шаманское дело осваивают люди уже после сорока лет. К этому времени человек создал семью, родил детей, приобрел необходимый жизненный опыт. Следует отметить, что шаманская деятельность весьма тяжелая, общение с духами отнимает много энергии. Духи бывают разные, со всеми нужно найти общий язык и договориться. Это бывает непросто. Зрелому человеку это сделать легче.

У меня большая практика в Туве. Часто меня приглашают в другие страны. Я работала в Польше, в Чехии, Германии.

Сейчас по миру идет реализация международного проекта «Бубен мира». Норвежскому шаману Комене было виденье из мира духов. Он организовал этот проект. Был сделан специальный бубен, который передается из страны в страну. В каждой стране шаманы или другие специалисты, владеющие работой с бубном, проводят ритуалы очищения Земли. Наша Земля-матушка стареет, и ей нужно помогать. Недавно бубен прибыл в Туву. Мы проводили обряд очищения. После Тувы он последует в Японию и так далее по всему миру.

Есть что-либо особенное у вас как у шаманки?

Я владею всем спектром шаманских обрядов. Но особенно хорошо у меня идет обряд, который проводится в местах силы, там, где растут два сросшихся дерева разных пород. Эти два сросшихся дерева разных видов растут как бы из одного корня, так близко они расположены. Если я нахожу такие деревья, то это очень хороший знак. Возле него я провожу ритуалы, такое место мне дает силы.

Если вы возле своего дома встретите такой природный феномен, то знайте, это место силы, там живут духи, которые могут вам помогать. Чтобы наладить контакт с ними, нужно пригласить шамана, который проведет соответствующий ритуал. Но если у вас нет шамана в вашем городе, то тогда проведите ритуал привлечения духов сами. Нужно совершить обряд подношения - побрызгайте дерево молоком, посыпьте немного крупы возле дерева. Это задобрит духов и сделает их к вам благосклонными. У этого дерева вы можете загадывать желания, просить помощи. Духи вам помогут.

Как у всякого шамана у вас есть бубен?

У меня есть бубен, мне его сделал мастер. Когда я приобрела бубен у мастера, то после этого шаман провел мне специальный обряд «оживления» бубна. С этим бубном я работаю. Шаманский бубен никто другой трогать уже не должен.

В Туве, кроме шаманов, есть буддийские монастыри, есть ли у вас с ним контакты?

Я сама хожу в буддийский монастырь, разговариваю с ламой. Ламы также проводят свои обряды. У нас нет противостояния. Выбор всегда остается за человеком. За помощью он может обратиться к шаману, а может пойти в монастырь к ламе. Он сам почувствует, кто ему лучше поможет в его конкретной ситуации.

Если человек придет ко мне за помощью, то я приложу все свои знания и умения, чтобы помочь ему. Мой опыт работы позволяет провести обряды и ритуалы очень эффективно для любого человека.

Интервью вели:

И.М.Шихов,
И.Ф.Губернаторов

Необходимость этого интервью назрела давно. С одной стороны, в рамках начатого диалога «Восток — Запад / Запад — Восток», с другой — личный и даже надличностный интерес автора как исследователя сакрального. В первом случае представляется логичным и обоснованным обращение к началу начал — архаическим техникам экстаза, — по выражению знаменитого антрополога Мирча Элиаде, — то есть к шаманизму и к тому человеку, который в наше время является его живым олицетворением, во втором — слияние внутреннего интереса с самой целью исследования — узнавая прошлое, сохранить передачу потомкам.

Многое из нижеприведённого — на русском языке публикуется впервые; спорные с первого взгляда утверждения обретают плоть и кровь при целостном и детальном изучении темы, при незамутнённом взоре и открытом сердце; одним умом картину мира не выстроишь. Ответы на многие вопросы я старался сохранить в первозданном виде, не трогая и не разрушая того уникального и специфического построения, которым изобилует речь шамана.


Наш диалог произошёл в пространстве и времени и одновременно вне того и другого — посредством всемирной сети Интернет. Мистические события происходили с завидной регулярностью, приучая меня к неожиданному повороту событий и умению их толковать; стирались грани недолговечного, в зените проступали иероглифы Неба.

С нами в гостях — Верховный шаман Тувы уважаемый Кара-оол Тюлюшевич Допчун-оол, председатель организации «Адыг-Ээрен — Дух Медведя»1, единственной в России официальной организации шаманов, чьи традиции своими корнями уходят в глубокое прошлое. О вере предков, современном положении дел и дальнейшей траектории развития — мы узнаем из первых уст.

Ильяс Мукашов (И.М.): Здравствуйте, уважаемый Кара-оол Тюлюшевич! На Родине в Туве Вы — человек известный, но в Европейской части страны есть некоторые пробелы. Наш журнал2 читают разные люди — прорицатели, шаманы, обычные люди — ищущие и созерцающие. Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути становления, как начался Ваш путь как шамана, кто были Ваши учителя? Как Вы узнали о своём предназначении?

Кара-оол Тюлюшевич (К.): Конечно, я известен на своей Родине в Туве и за пределами России тоже. Есть страны, в которых меня хорошо знают, я известный. Европейские страны, многие государства, в которых побывал и там исцелял людей, и много сделал и для возрождения ведического шаманизма, на Западе тоже я свой вклад внёс, и в других государствах разных. Но, конечно, пробелы, как говорите — это не так. Я считаю себя известным во всём мире. А вот то, что я к шаманизму пришёл — это не совсем шаманизм. Это ведический шаманизм знахарского толка — я ещё знахарь, я колдун же ещё, шаман, ведист, целитель и ясновидящий. Так что я с детства, с девяти месяцев, попал в руки к своей бабушке — Великой чёрной шаманке. В то время она исцеляла людей и известной во всей Туве была Великой шаманкой. И вот по материнской линии дедушка у меня действительный колдун и знахарь был. От этих двух людей я взял дело, потому что они меня тогда в свои руки взяли и меня воспитывали — я видел всё, что они делали. Хотя при коммунизме было всё скрыто, всё запрещалось. Но ночью люди приходили за помощью. По здоровью, по разным проблемам. Но я считаю, конечно, своими учителями мать моего отца, бабушку — Великую чёрную шаманку — и отца моей матери, дедушку — знахаря и колдуна. Поэтому я всесторонне людям помогаю, исцеляю. Также решаю проблемы разных людей и жизненные, бытовые, самые разные: в учёбах, делах, проблемах, которые люди встречают на своём пути, и даже детям в экзаменах помогаю, и в армии.

Я же, конечно, как своему учителю обязан доктору исторических наук, обладателю звания «Живое сокровище шаманизма» Американского фонда исследования шаманизма Монгушу Бораховичу Кенин-Лопсану, потому что он меня как сына принял, весь свой опыт, всё передавал он мне, и в 2009 году на съезде всех шаманов Тувы, которых около 150 человек, меня выбрали Верховным шаманом Республики Тува, и сам Монгуш Борахович Кенин-Лопсан подписал мне удостоверение, что я являюсь действительным Верховным шаманом Республики Тува, и сертификат дал, выписал тоже и свою личную печать поставил. «Ты отныне над моей головой, наверху находишься», — он так говорил мне. Но это не самое главное, а самое главное — я к шаманизму пришёл в 1982 году, когда был коммунизм, но я ещё молодой был, но я первым делом начал исцелять людей: со своих детей начал, своей жены, потом их друзей, потом эти друзья своих друзей звали, потом в больницу ходил, исцелял. А в 1993 году учредили Общество шаманов «Дунгур», вместе с Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном начали шаманскую деятельность. Я считаю, что специально меня учили только дедушка и бабушка, и, конечно, наставления давал жизненные и самые разные Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. А вот как такового, когда я действительно начал шаманить — меня никто не учил. Потому что я готовый к делу был шаман.

И.М.: В Республике Тува Вы возглавляете Общество шаманов «Адыг-Ээрен — Дух Медведя», в самой Республике шаманы работают как врачи — выезжают на дом и принимают людей в своей организации. Часто приходилось слышать, что советская власть притесняла, репрессировала шаманов. Ведь если сгущать краски, то, наверное, линия передача могла бы оборваться? Но сейчас мы видим возрождение архаических верований, внутренней энергии Духа. Насколько репрессии обескровили шаманскую передачу от предков — потомкам? Или передача подобно ветвям дерева — можно срубить, но семена будущих всходов уже попадали в почву?

К.Т.: Я возглавляю шаманскую организацию — у нас не общество, а организация — «Дух Медведя — Адыг-Ээрен». В 2001 году мы учредили эту организацию, а в «Дунгуре» я с 1993 года. Я там председателем тоже был, но «Дунгур» («Бубен») — это было общество.

Конечно, репрессии в Туве были — огромные чёрные следы оставили шаманизму и шаманам. Я помню, мой дед мне говорил, что в 1942 году у нас здесь, у местности Тоджа — лагерь заключённых был, только шаманы. Там других людей не было, только шаманский концентрационный лагерь — 400 шаманов было. Но вот когда началась война, наша Республика, тогда Народная Республика — независимое государство, — то правительство начало забывать кормить заключённых. И тогда спросили правительство, или члены партии дали добро, — как быть с заключёнными? Они сказали — затолкать их в барак и сжечь, потому что Тува помогает продовольствием и скотом — фронту. И что действительно было — так они сожгли 400 шаманов, затолкали в барак и сожгли. Потом через два дня пришли они, охрана, и посмотрели, как там, что случилось, что осталось. Они же убежали, когда сожгли. Потом приехали, и там пепел, по колено пепел был. А там сидели ледяные люди, прозрачные, как стекло — льдом покрыты люди. Три человека сидели. Потом они взяли лопатку, золу сгребли, подошли и потрогали — они растопили лёд, а там живые люди. Один из них был мой дед, он жил в 60 км от Кызыла вниз по Енисею, ныне там село Баян-Кол. Вот он живой остался. От огня защитил себя, замуровав во льду. А второй был Великий шаман — на западе Тувы есть такая река Алаш, в устье реки Алаш — оттуда был шаман. А третий был с юго-запада Тувы, с местечка Саглы у границы Монголией. Вот три шамана живы остались. Потом в то время доносили отсюда в Кремль — Сталину, что тувинцы сожгли своих шаманов. Остались три живых шамана. Тогда Сталин потребовал к себе этих трёх шаманов. Этих шаманов отправили Сталину. Он с ними говорил. Мой дед хорошо по-русски разговаривал, его предки были с Дона, донские казаки. И Сталин понял, что это умные люди. Надо их попросить отправиться на Сталинградскую битву. Так их отправили на Сталинградскую битву на военном самолёте. И они камлали вокруг Сталинграда прямо в самолёте. На Курской дуге там было сражение — там тоже они камлали. Потом по фронтам полтора года они шаманили и приехали, — Сталин их наградил, и они вернулись обратно. В Туве их встретили холодно. Но репрессии как таковые тех шаманов уничтожали, но их дети оставались, а эти дети рожали потомство. Так что у нас в Туве шаманизм — он у нас в крови, в кости. У нас шаманизм, и хоть предков расстреляли, но их внуки стали шаманами — это гены, человеческие гены; это генетика.

Когда-то было большое государство во всей Азии и Европе — Скифия. Тогда шаманы-ведисты понимали, что будут репрессии, будет коммунизм, будет сожжение, будет инквизиция. Они привили шаманизм своим будущим поколениям. Поэтому как деревья шаманов срубали, но их всходы, семена подрастали. Вот с этого, наверное, Вы примеряете. Так что, шаманизм и шаманов, это, истребить нельзя. Физически можно, конечно, но дальнейшее потомство этих шаманов не истребить. Это никакой силы нет на Земле. Это мистическая сила, это ведическая сила, это магическая сила, это сверхъестественная сила, это наследие предков у нас.

И.М.: В своём открытом письме-обращении к Президенту РФ Вы рассказали для некоторых, может быть, даже и шокирующую новость, что ваш дедушка по личному поручению Иосифа Сталина принимал участие в камланиях на фронтах Великой Отечественной. Более того, ходят такие мифы, что и сам Сталин был сильным шаманом, в Сольвычегодске он принял посвящение, будучи в ссылках при царском правительстве. Как Вы можете это прокомментировать?

К.Т.: Мой дед, когда мне было лет десять — рассказывал, что он действительно встречался со Сталиным, с двумя друзьями — три человека всего. И по просьбе Сталина они участвовали на фронтах, особенно Сталинградская битва, как я уже говорил. А вот Сталин тогда говорил, мол, я почему вас вызвал сюда, дорогие товарищи, товарищи шаманы — потому что Гитлер из Тибета вывез тысячи лам, они против СССР читают сутру. И я хочу противопоставить вас их сутрам. Так как я знаю шаманов давно, говорил он, я хорошо верю шаманам — даже древние завоеватели прибегали к помощи шаманов, как Аттила полководец, как Чингисхан, как полководец Субедей. Шаманская сила очень нам нужна, он говорил. Потому что в такое трудное время помощь со всех сторон Родине нужна. Даже шаманы — он так говорил, понимаете? Вот это суть дела. В такую, как Отечественная война — шаманы даже нужны были.

Мой дед говорил, что Сталин действительно хорошо понимал шаманов. Значит, у него шаманское что-то было — так он заметил, мой дед. Потому что мой дед был Великий шаман, с колдовским, знахарского толка даром. Он понял, что Сталин действительно был посвящённым. Поэтому сам хорошо понимает шаманов. Ну, у него работа такая, что он всё как шаман делал. Поэтому он вызвал из Тувы Великих шаманов и доверил им дело. Конечно, дед мой говорил, что когда-то ссылка была в царские времена — он где-то на Севере посвящение получил. Так мой дед говорил, потому что они беседовали со Сталиным. Насчёт шаманизма они тоже говорили.

Шаманское наследие — оно в мирное время нужно для исцеления людей, всякие жизненные проблемы людей решает и погоду регулирует, дожди вызывает — засухи чтоб не было; природе и человеку помогает. Шаман в мирное время — очень мирный человек. Потому что шаман всегда желает людям, народам — мир, чтобы они счастливо жили, удачливо жили, благополучно жили, и здоровыми жили, дети их крепкими выросли, чтобы они все сыты были, обуты были, всё нормально с ними было. Это шаман так желает людям. И шаману нет никакого различия национальностей и никаких вероисповеданий. Религии разные, но люди остаются людьми. Поэтому, человек — дитя природы. Этого человека шаман должен любить и этого человека должен исцелять и помогать.

И с природой точно так же. Без природы жизни не бывает. Надо обязательно поддерживать природу. Чтобы были дожди, чтобы были солнечные дни летом и зимой, не было никакой засухи, чтоб скот был упитанным, зимой чтобы падёжа не было. А шаман, он в военное время — человек очень нужный, потому что это с древних времён, даже в скифские времена, старославянские, хуннские, тюркские, уйгурские, киргизские, монгольские — это всё использовали; такая сила от шамана исходит. Если враг, то как победить, с какой стороны нападать и как с ними совладать — это шаман как свои пять пальцев знает. Даже в древние времена карты не было, шаманам карта не нужна. Это у него вся шамана сила в голове, и что он думает насчёт этого дела, и есть камни хуваанак, гадательные, это есть карта.

Человек, если просит, что он болен, ещё что-то его мучает, или проблема есть — этому человеку помочь и его болезнь надо исцелять. Человек просто так не болеет. Человеку вот зависть последнее время мешает, и плохие разные злые слова у людей, и разные притеснения — вот от чего человек может заболеть. И болезнь эта — есть чёрт или порча, который заходит в человека. Вот этого чёрта или порчу надо выбросить. Человек потом выздоравливает быстро, без лекарств даже. И на войне точно так же: шаманские стрелы есть священные. Некоторые до тысячелетия доходят по древности. Вот эти стрелы, если от какой страны враг идёт войной на нашу Родину — эти стрелы надо туда нацелить. И чтобы те враги ничего не могли сделать. Нервно-паралитическое действие даёт, сковывает врага. Тогда легче его побеждают. Это основная сила; это есть секрет шаманизма.

Шамана нельзя обижать. Нельзя шамана очернять. Шаман — он же помогает людям и природе, вот что я говорю. А если шамана притеснять будут, злить — это очень опасно делать. Я видел это — когда мою бабушку в юрте сожгли с дедушкой НКВД — я своими глазами видел. Меня как мальчика выбросили на улицу зимой. А дедушку с бабушкой привязали верёвками, бросили в кровать, в юрте, керосином облили и сожгли. Я кричал громко, плакал. Меня спас мой дядя — Дикий шаман. Он меня спас от мороза, без него я бы замёрз. А то там не было вокруг людей на много километров вокруг. Они были в ссылке, я вместе с ними был. Потом что случилось — я видел своими глазами. Те люди, которые сожгли моих бабушку с дедушкой — три НКВД-шника — у них дети все повесились, сами повесились все, и жёны их закончили дни в психбольницах. Я своими глазами видел это. Какая кара их постигла! Даже без потомства остались. Нельзя было это делать. Шаман — это сверхъестественный, мистический человек. Могут отомстить. Это есть тоже сила шамана. Вот, например, люди приходят, плачут — притесняют их, выгонят с работы. Например, женщина приходит — дети есть, кредиты взяла, чтобы платить детям-студентам за их учёбу, и средства к существованию надо, а таких людей с работы выгоняют. И вот я им помогаю, тех притеснителей я часто наказываю, чтобы не увольняли этих женщин с работы. Это есть шаманская сила, чтобы помогать людям.

И.М.: Широко известно на весь мир тувинское горловое пение Хоомей3: в Республике объявлен День Хоомея, собраны ансамбли разных направлений и стилей, они завоёвывают международные награды и премии. Память народа сохранила эпос, песни, сказания и музыку. Можно ли сказать, что хоомей изначально — пение шамана? Звук издают разные люди, разные существа, духи. Является ли хоомей в исполнении шамана — особенным, уникальным? Он творит реальность или хранит прошлое, передавая звук в будущее?

К.Т.: Хоомей, конечно, горловое пение тувинцам с древних времён известно было. И потому тувинцы особенно сильные горловики. А вот в шаманизме хоомей использовали с архаических времён, это ещё с древнего человека перешло. Горлом вызывать духов. Это есть такая сила, для вызывания духов. Я, конечно, горжусь, что тувинские горловики завоёвывают весь мир. Но изначально было это шаманское, во время камлания для вызывания духов использовали. И в шаманских обрядах тоже использовали. Я, например, могу показать, что такое горловое пение в сопровождении бубна. Вот примерно так: «Я призываю духов» (демонстрирует)4.

Особенно использовали горловое пение, вызывая духов для исцеления людей и для убирания из тела разных сущностей. Например, таких как порча и изгнание чертей. Дребезжащий звук в горловом пении использовали. Дребезжание человека внутри — так плохое само собой клеткой или организмом человека вытесняется наружу во время дребезжания голоса шамана. Там дребезжание, смотрите вот (демонстрирует). Дребезжание — это есть исцеление человека голосом. В сопровождении бубна особенно сильное. Бубен — это колесо жизни, восемь граней бубна — здесь восемь сторон света, рукоять в виде креста — это называется могеже, и дымоход юрты у скифов, тувинцев такой. Здесь крест означает вечность. Через дымоход шаманы и простой народ также связывались с Космосом. А бубен, само собой, это шкура высоко на горах пасущегося осеннего марала.

И.М.: Сейчас мне хотелось бы подробнее расспросить о Великом камлании «Вглубь веков», где «Адыг-Ээрен» вошли в контакт с Великими шаманами древности, получили благословение, узнали информацию. Что оно в корне из себя представляет?

К.Т.: Камлание «Вглубь веков» — это 30 000 лет шаманизму в Центре Азии, в Туве. Мы в прошлом году делали в августе, в этом тоже в августе будем делать — 1 августа в ночь Большое камлание будет. Здесь суть что? Во время камлания наши шаманы будут входить в транс вглубь веков, 30 000 лет назад с теми шаманами, которые родом из каменного века, от пещерного человека ещё. С пещерными шаманами каменного века. Мы будем встречаться с ними, разговаривать. И будем перенимать опыт тех шаманов, который они передадут нам как потомкам тех шаманов. И они нам дали добро. Наши предки из тех далеких веков нам передали своих добрых духов.

Объединённые силы армии Цинской империи (Маньчжурии) и Тибета в 1758 году напали на Ураанхай — так тогда называлась Тува. В то время все люди шаманистами были в Туве. Те захватчики навязывали буддизм. Многие, очень многие не хотели принимать этот буддизм. И тогда начался геноцид. Начали резать население — всех подряд. Если один человек в семье против — значит, всю семью вырезали. От 10 миллионов тувинцев осталось после геноцида 60 тысяч человек. Трупы складывали, и семь лет они гнили, от вони люди умирали, от чумы, заболеваний дыхательных путей. Это же геноцид, буддийский национализм; первый фашизм, первый нацизм приняли наши предки в Туве. Потому что они не захотели свои корни убирать. Не хотели свои традиции променять. Не хотели свои обрядовые традиции, шаманские верования упускать. И, конечно, тогда люди понимали, что если предать шаманов и идти в другую религию — наши местные духи не простят. И духи предков тоже не простят. Наши предки думали только о своих потомках, чтобы в будущем внуки, внучки жили хорошо.

И.М.: На Великом камлании участвовали шаманы со всего земного шара, после камлания — в рассветной юрте Вы сделали «разбор полётов»5. Были подняты вопросы сохранения и развития веры, практики Кара Дээр/Тенгри/Дао/Синто, на мой взгляд — это термины схожие и все обозначают практику в эманациях Естества Духа, говорили о недостатках происходящего и методах решения проблемы, пути дальнейшего следования. Прошёл ровно год — как изменилась ситуация за всё это время?

К.Т.: Великие камлания «Вглубь веков» — мы их просто делали, и всё, 30 костров жгли. Шаманы, конечно, со всего света — много было разных. И, наверное, в современном мире такое камлание нигде не делали. Это сильнейший обряд; связь с древними шаманами, связь с древними людьми, и связь древних, могучих шаманских традиций мы переняли. В юрте я говорил, что было, как было, как перенят опыт — это нами, сильными шаманами. Тувинские шаманы считаются во всём мире самыми сильными. Это уже доказано давным-давно, в начале 90-х годов. Потому что в Туве сохранился ведический шаманизм. Это доказывает, что мы — шаманы — переняли опыт даже тех своих древних шаманов и тех репрессированных шаманов, замученных, расстрелянных, в ссылках которые умерли шаманов, — вот их всех опыт у нас в крови и жилах течёт. Это очень радостно.

И такое камлание «Вглубь веков» — это что означает? Означает, что Тува как таковая — страна шаманов, которые сохранились в первозданном виде, которые сохранили в первозданном виде шаманизм. С Тувы ещё в древние времена, в архаические времена шаманизм по разным континентам — например, Северная и Южная Америка, — перекочёвывал, и даже в Европу, африканский континент и в разные страны Азии, Австралии. Откуда шли эти шаманские мистические знания? Это был шаманизм в Туве — как центральный, шаманский центр был, крепость. Значит, здесь, в Туве, непростые шаманы были, это жрецы-шаманы были. Великие шаманы. Отсюда уходили на разные континенты из Центра Азии. Поэтому такой могущественный шаманизм в Туве сохранился с древних времён. И даже вот что инквизиция при коммунизме, что в феодальные царские времена не могли уничтожить до корней тувинский шаманизм. Это есть сила предков; это заслуга предков-шаманов.

И вот это на этом камлании, обряде «Вглубь веков», связь с теми умершими шаманами — мы уже установили. А в нынешний год в сентябре 30 тысяч и 1 год назад будем этот обряд, камлание «Вглубь веков», проводить. Тоже воссоединим с древними предками Великих шаманов-жрецов связь. Чтобы на нашей земле, нашей Родине, в России — мир был, чтобы люди дружно жили, в других разных странах тоже чтобы люди дружно жили, чтоб мирно жили, никаких войн, никаких болезней, никаких катастроф — землетрясений, цунами, наводнений, пожаров не было, чтобы никаких страшных эпидемий не случилось. Это наша цель, шаманов. Великие шаманы «Адыг-Ээрена» будут давать силу в этом обряде. Чтобы не только наш тувинский народ и российский народ, но и заграничные страны, в них люди нормально жили, хорошо жили, дружественно жили; понимали себя и не воевали друг с другом из-за какой-то религии, разности религий. Религии — это философия, слишком затянешься в философию — значит, с ума сойдёшь. Это же учение просто, это никакое не наследие, которое пришло от предков. Это выдуманные учения, философия каких-то людей, чтобы размежевать шаманизм, под выдуманными богами завоевать земли и стирать вековые верования людей. Единый Бог — это Солнце. Без Солнца жизнь на Земле прекратится; холод, мрак.

«Медведь, будучи родственником человека, способен стыдиться. Женщины при встрече с ним должны обнажаться, тогда он убежит, сгорая от стыда и смущения».

Тувинское поверье

Тувинские мужчины и женщины обращаются к шаманам по-разному. Если тувинка бежит к ним даже по небольшим поводам, то мужчина — «только когда совсем припрет».

В Кызыле страждущих принимают в «Дунгуре» — или, если официально, Кызылской местной религиозной организации тувинских шаманов «Дунгур» («бубен» по-нашему). Прием ведут несколько шаманок среднего возраста и один молодой шаман. Старых шаманов в Кызыле почти не осталось. Все разъехались по деревням.

Среди многочисленных посетителей я и впрямь не увидел ни одного мужчины, если не считать мальчика лет десяти, подглядывавшего за ритуалом сквозь занавеску. Впрочем, по словам шаманов, иногда к ним приходят целые спортивные команды перед всероссийскими соревнованиями — вероятно, проводить ритуалы от дурного глаза арбитра, некстати видящего нарушения правил.

В шаманском доме четыре помещения — прихожая, примыкающие к ней две приемные шаманок и комната для ритуалов очищения, куда прямого входа нет. Шаманка первым делом вручила мне горстку камушков, велев прошептать над ней фамилию, имя, отчество, год рождения и прочие анкетные данные.

Заполнив анкету для духов, я отдал камни, и она тут же принялась раскладывать их на столе, то выдавая разнообразные факты о моем прошлом, то обещая светлое будущее. При этом сведения о минувшем имели довольно общий характер («за последние четыре года у тебя умер родственник или близкий человек»), но все равно не всегда оказывались верными.

Дважды нас прерывал телефонный звонок — мобильник в сумочке шаманки ворочался, как крохотный мерцающий идол, и бормотал новомодную песню на английском языке.

На плате она не настаивала, но я оставил небольшое пожертвование. Когда сеанс уже заканчивался, в дальней комнате зазвучал бубен — гулкий, отрывистый, в такт ударам сердца.

– Ритуал очищения начался, — пояснила шаманка. — Посиди снаружи, послушай.

Я вышел и уселся среди девушек.

– Ты зачем тут бубен слушаешь? — сердито спросила другая шаманка из соседней приемной. — Ступай отсюда, а то вред тебе большой может быть!

…Вечерело. Мы сидели с первой шаманкой на скамеечке у ритуального кострища. Голубь, курлыкая, вприпрыжку носился за голубкой, клевавшей остатки пожертвований. Вышел шаман — в накидке из ленточек, шапке из перьев и джинсах из ларька, — побрызгал молоком на четыре стороны света.

– Это — молоко матери-земли, — сказала шаманка, затягиваясь сигаретой. — Люди сейчас кому только ни поклоняются. Деньгам поклоняются, богу поклоняются, монахам поклоняются, шаманам поклоняются. Медведев Путину поклоняется, самому Медведеву — чиновники, этим чиновникам — чиновники помельче. А кому сам Путин поклоняется, кто знает? Все чему-то поклоняются. Только о земле никто не помнит. А ведь когда-то даже вы, русские, говорили — «мать сыра земля». Вот кому нужно поклоняться, кого любить.
– Что, даже шаманам поклоняться не нужно? — уточнил я.
– И шаманам не нужно, — улыбнулась она. — Только земле, матери природе. Посмотри — она здесь такая красивая…

Тыва. Тоджинское кольцо.Фото: Владимир Севриновский

Пожизненный президент тувинских шаманов

«Однажды известный на всю Тоджу шаман-фокусник Арыкай встретил местного начальника и сказал ему:

– Если ты действительно великий человек, покажи мне медведя.

Когда начальник развел руками, Арыкай рассмеялся:

– Ты — всего лишь болтливый начальник, а я — настоящий шаман!

Сказав это, он хлопнул в ладоши, и тут же перед ним встали в шеренгу семь волков и семь медведей. Бедный начальник от страха бухнулся в обморок, а шаман, довольный демонстрацией своего могущества, удалился.

Очнувшись, начальник не стал хлопать в ладоши, дабы явить свою власть. Вместо этого он отправил небольшую бумажку куда следует, и шамана Арыкая посадили ровно на семь лет».

История из собрания М.Б. Кенин-Лопсана

– Повтори, как тебя зовут. Со мной нежнее говорить надо.

Монгуш Борахович Кенин-Лопсан , доктор исторических наук и Верховный шаман Республики Тыва, сидит в маленьком деревянном доме в самом центре Кызыла. Здесь он работает уже 48 лет, и попасть к нему, при некотором везении, может любой желающий. Дверь открыта, в прямом и переносном смысле. Домик принадлежит республиканскому музею, и сам обладатель звания «Живое сокровище шаманизма», присвоенного Американским фондом шаманских исследований, действительно выглядит как живой экспонат.

Олицетворение десятков поколений сибирских шаманов, умевших выживать и сохранять свое ремесло в самых невероятных условиях.

– Слышу я плохо. А вот зрение до сих пор острое.

Глаза шамана и вправду глядят с нестарческой ясностью. Ему 86 лет, но до сих пор каждое утро ходит на работу. Разумеется, в те дни, когда не читает лекции где-нибудь в Австрии или США. Шаманы живут долго — в собранной Кенин-Лопсаном книге мифов некоторым рассказчикам под сотню лет.

– Когда я впервые приехал в Америку, мне сразу предложили остаться. Сан-Франциско, кажется. Знаешь такой город? Там много кто интересуется шаманизмом. Конгресс был, одних китайцев человек пятьсот приехало. Обещали дать американское гражданство. Я все думал, как это. Но мне один друг объяснил, что тогда все мои знания и культура будут принадлежать США. И я вежливо так, спокойно отказался.

Он дает мне горсть камушков — крупных, светлых, почти одинаковых. Совсем не похожих на те, что вчера были у шаманки.

– Отдай судьбу!

Я послушно пересыпаю камни в его ладони. Шаман раскладывает их на столе, попутно сверяясь с листочком, на котором записаны мое имя, адрес и дата рождения.

– Ты ведь кролик? Кроликов лекарства не берут. Лес, природа — твое лекарство. Как заболеешь — уезжай из города, и все само пройдет. О Тыве ты напишешь три статьи. Здесь твоя душа раскроется. Говори, с кем хочешь, никого не бойся. Все будет хорошо. А в Монголию поедешь — душа останется закрытой. На коне там будешь скакать…

Когда я предложил переслать материалы в музей по электронной почте, Кенин-Лопсан покачал головой:

– Я — человек сталинской эпохи. Никаких интернетов не знаю. Вот, видишь — старый телефон, его мне достаточно.

Шаманизм и сталинская эпоха — сочетание показалось мне удивительным. Равно как и то, что в главном музее республики с брежневских времен работал практикующий шаман. Некоторую ясность внесло краткое жизнеописание моего собеседника.

> М.Б.Кенин-Лопсан, Верховный шаман Республики Тыва.
Фото: Владимир Севриновский

Родился будущий Верховный шаман 10 апреля 1925 года, в маленькой деревне у реки Хондергей. Начинал юноша как поэт и переводчик Пушкина на тувинский язык, еще до присоединения республики к России в 1944 году. Затем — Восточный факультет ЛГУ, преподавание в училище, сбор фольклора, первый большой роман и последовавшие за ним десятки книг, названных в одной из рецензий странным, но звучным словом «этноэпические»…

Где же в этой действительно советско-сталинской биографии то, что после падения Советского Союза прославило Кенин-Лопсана в столь необычной ипостаси? Ведь даже описание шаманских обычаев тогда не слишком приветствовалось. Как выживали шаманы, приспосабливаясь к государственному атеизму? Так же, как они веками приспосабливались к изменчивой природе и прихотям баев?

Думаю, ответ дает одна из старых фотографий в краеведческом музее Кызыла. На ней изображен типичный шаман во время ритуала (лицо искажено, на голове — венец из орлиных перьев, в руках вибрирует бубен). Надпись под снимком гласит: «Ученый-этнограф проводит имитацию вызова дождя». Вероятно, по просьбе жадных до научных знаний жителей деревни, которая, в силу странного совпадения, страдала от жестокой засухи.

– Не ценят меня по-настоящему, — пожаловался мне тот, кого в Республике Тыва признали Человеком столетия. — Вот лет через двадцать поймут…

Он качает головой.

– На стуле, где ты сейчас сидишь, до тебя сидели Далай-Лама и представитель Клинтона. Великие люди! Ельцин три раза сидел.

Шаман с видимым удовольствием произносит названия высоких титулов и регалий. Их у него много, от официальных российских орденов до самых экзотических званий. Есть и титулы-прилипалы вроде звания академика пресловутой Нью-Йоркской Академии Наук.

– А как Вы с Далай-Ламой познакомились?
– О, это смешно получилось. Во время его визита в Тыву выяснилось, что он давно уже читал мои труды. Ему их в Лондоне передали. Пообщались мы с ним. Интересный человек, очень образованный.

На фотографиях в музее — Монгуш Кенин-Лопсан в Австрии, на съезде психотерапевтов, проводит лекцию о лечебном эффекте звуков бубна. Другой век, другая страна. На смену шаманам-этнографам пришли шаманы-психотерапевты.

– Я и сейчас должен был в Америку ехать, но что-то ноги не ходят.

Он аккуратно прячет листок с моим именем и координатами в картотеку. Напротив фамилии — изображения камушков, как они легли во время гадания. Денег он с меня не берет, но в конце аудиенции я покупаю за тысячу рублей книгу мэтра. Кенин-Лопсан пишет мне длинное посвящение («в Америке моя подпись пять долларов стоит, а тебе — бесплатно дам!») и ставит сразу две печати. Одна — основанного им шаманского центра «Дунгур», другая — на которой написано его имя и звания: «Доктор исторических наук, Пожизненный президент тувинских шаманов, Человек века».

– Правой бери! — поправляет он меня, протянувшего за книгой левую руку.
– А можно Вас сфотографировать? — осторожно спрашиваю я, помня, как негативно реагируют на камеру некоторые шаманы.
– Что ж, давай, — говорит он, оценивающе поглядев на меня.

Я достаю фотоаппарат и делаю пару снимков.

– Работай, работай! — подбадривает меня Верховный шаман.

Он то приветливо улыбается, то придает лицу суровое, даже высокомерное выражение.

– Плохо работаешь! Давай, старайся! Работай!

Видно, как нравится ему это слово.

Я едва успевал менять ракурсы, включать и выключать лампочки для смены освещения (в этом мне помогал сам шаман, имевший, по-видимому, немалый опыт общения с фотографами). Кенин-Лопсан оживился, глаза загорелись. Он швырнул на стол свою маленькую круглую шапочку и задорно встряхнул седыми волосами:

– Работай как следует! Чтобы все женщины увидели меня и полюбили! Так! Молодец! Хорошо работаешь!
– Повезло тебе, — смеясь, сказал он напоследок. — Я иногда таким коварным бываю, но сейчас — в добром настроении. У тебя сегодня хороший день.

И в этом он был, без сомнения, прав.


ноябрь 2012


Продолжаем движение по Туве. Наш путь лежит от поселка Кызыл-Хая через столицу Тувы - город Кызыл в Монголию. Помимо незабываемых пейзажей в пути, нас также ждет встреча с тувинской шаманкой.

Проезжаем хребет Бармен и любуемся горами необычной формы и цвета.

// lusika33.livejournal.com


Едем весело: машины загружены пивом, водкой и колой (некоторые предпочитают коктейли, понимаешь). Все это употребляется в процессе езды, плюс периодически кто-то просит остановить, так как "вот от сюда просто офигенский вид". Наши машине не снабжены средствами комфорта вроде кондиционеров и это реально проблема. Если попытаться открыть окно, то, помимо того, что получишь по башке от хозяина машины: "на кочках стекла отваливаются, потом чинить гемор", так и пыль столбом на дороге: через секунду в салоне не видно от пыли друг - друга! Мастерим дыхательные повязки из подручных материалов, песо как можем высыпаем на остановках. К вечеру волосы без всякого шварцкопфа приобретают стильную укладку и надежную фиксацию.

// lusika33.livejournal.com


Высоты все еще ваше 1500 метров... Наш Кэмерон, хоть и не совсем твердо стоит на ногах, но "свою работу добре знает".

// lusika33.livejournal.com


Ночуем на реке Кырга прямо около трассы, недалеко от села Мугур-Аксы (если кому интересно: там ловит телефон). Наш главарь научил нас пить по-алтайски с "Чуй-чуем" (Чой-чоем). Стакан с бухлом идет по кругу и каждый, отпив, говорит какие-то крайне умные и крайне нужные в этом момент задушевные слова и со словом Чуй-чуй" передаёт следующему. Кстати, хоть вода и не сильно комфортной температуры, но наше желание расчесать волосы было непоколебимо. с утреца подъехали два тувинца на мопеде со спущенными шинами, попросили насос. И хоть колесо и продолжало спускать, заверив нас, что это совсем-совсем фигня, умчались вдаль.

// lusika33.livejournal.com


Вот и вид на долину Кырги с перевала. Если поехать вправо по картинке, можно приехать в в то самое село Мугур-Аксы, где-таки ловит соту (если это, блин, хоть кому-то интересно). Как и было обещано, Мунгун-Тайгу видно в Туве отовсюду.

// lusika33.livejournal.com


На перевале произошла очередная встреча с пограничниками, которые, подивившись на наличие у нас всех необходимых документов, пожелали нам счастливого пути и отправились дальше, видимо, на какое-то очень важное задание. Кстати, вот там в кустиках их гнездо - погранзастава.

// lusika33.livejournal.com


Из широченных долин типа "мечта клаустрофоба" въезжаем в ущелье реки Барлык типа "кошмар клаустрофоба".

// lusika33.livejournal.com


Кафешка местных дальнобойщиков. Ее именем "Шайлаарак "Кашпал"" можно именовать многие точки российского общепита (особенно шайлаарачную "Чуй-оозы" на чуйском тракте). Однако, несмотря на такое суровое название, столовка могла похвастать съедабельным качеством блюд и богатым их ассортиментом. Например, нам на выбор было предложено 2 (два!) блюда (хвала яку, зарезанному накануне нашего визита - твоя смерть не была напрасной!) Также было в меню блюдо из свинины с картофелем. Баранина, как и на Алтае, деликатес для лиц приближенных не меньше чем к Шойгу Кожугетовичу. :) После небольших переговоров из белого здание был извлечен фрагмент тела яка (нога около 10 кг) и сдан нам в качестве гуманитарной помощи за символические 2 тыс рублей.

// lusika33.livejournal.com


Этот як избежал такой участи, но долго ли он протянет на горе? Рано или поздно ему придется спуститься...

// lusika33.livejournal.com


Вот примерно так мы и ехали в сторону села Саглы. Можно при просмотре фоток напевать гимн Тувы в полголоса:

Арт-арттың оваазынга
Дажын салып чалбарган
Таңды, Саян ыдыынга
Агын өргээн тыва мен.
ПРИПЕВ:
Мен - тыва мен
Мөңге харлыг дагның оглу мен.
Мен - тыва мен
Мөңгүн суглуг чурттуң төлу мен.
2. Өгбелерим чуртунда
Өлчей тарып иженген,
Өткүт хөөмей ырынга
Өөрүп талаан тыва мен. Припев
3.Аймак чоннар бүлези
Акы-дуңма найыралдыг,
Депшилгеже чүткүлдүг
Демниг чурттуг тыва мен.
Припев

// lusika33.livejournal.com


Возможно, сорвало ветром с головы. ноу комментс...

// lusika33.livejournal.com


Численность населения Тувы по данным 2011 года составляет 308 160 чел. Удельный вес городского населения - 53,1 % (2010). Показатель естественного прироста населения по республике в целом в 2011 г. достиг 15,3 %. К чему я это? Ах да! В Туве есть пять городов. Еще есть поселок городского типа. А еще есть 12 сел с населением больш 3000 человек. Однако, село Саглы не входит в число 12 избранных. Если че, писать сюда: 668141, Республика Тыва, Овюрский район, с. Саглы

// lusika33.livejournal.com


С очередного перевала открывается вид на монгольское озеро Увс-Нуур. Озеро является результатом усыхания внутреннего водоёма, чья площадь в ледниковый период достигала 16 тыс. км². Регион озера был заселён несколько тысяч лет назад. Множество курганов, оленных камней, петроглифов и рунических надписей оставили после себя племена кочевников - хунну, монголы и енисейские кыргызы. Любителям пляжного отдыха на заметку: с октября по май озеро покрывается льдом, летом градиент температуры составляет от 25 °C на поверхности до 19 °C на дне. Годовое колебание температуры воздуха может составлять от -58 °C зимой до 47 °C летом. И смысл ехать в турции? Очень богат животный мир озерной котловины - здесь обитает 173 вида пернатых и 41 вид млекопитающих, включая таких редких животных как ирбис, аргали, сибирский горный козёл. 29 различных видов рыб обитает в озере Убсу-Нур, и один из них, алтайский осман, употребляется в пищу человеком.

// lusika33.livejournal.com


С каждым днем тема, затронутая в журнале, становилась все актуальнее.

// lusika33.livejournal.com


Вот и доехали до леса! У первого же ручья бросили якорь.

// lusika33.livejournal.com


Трофейная рулька яка пошла на шурпу...

// lusika33.livejournal.com


Ну а шурпа уже просто пошла...

// lusika33.livejournal.com


На утро, доев на завтрак остатки шурпы с пивом/коктейлем, тронулись...

// lusika33.livejournal.com


Стали появлятся первые заправки... По асфальту просто поперли

// lusika33.livejournal.com


Рядом мясной рынок и у пернатых полное взаимопонимание...

// lusika33.livejournal.com


// lusika33.livejournal.com


// lusika33.livejournal.com


Кстати, это один из тех пяти тувинских городов - Шагаан-Арыг (население 11,4 тыс. чел.) центр Улуг-Хемского кожууна. По простому - Шагонар. Город был основан в 1888 году. При заполнении Саяно-Шушенского водохранилища город оказался в зоне затопления и был перенесён на новое место, в 7 км от старого. Одно из немногих мест в Туве, где есть что-то вроде промышленности: малое производство стройматериалов индивидуальными предпринимателями (кирпич шлакоблочный строительный, пилорама), мелкие предприятия пищевой промышленности (хлебопекарни). Судя по развалинам, раньше тут был индустриальный центр Тувы. Ну а сейчас только произрастает конопля - ценное сырье при производстве многих видов продукции. Конопля посевная описана в 19-ом и 20-ом томах "Естественной истории" Плиния Старшего, который упоминает её использование как прядильного, пищевого и лекарственного растения. Упоминается что конопляные семена - хорошее средство для лечения запора у домашних животных, сок травы помогает от отита, а корень можно использовать в качестве припарок от боли в суставах, подагры и ожогов. Конопля имеет богатую историю использования человечеством в качестве: пищи (семена), материала для изготовления бумаги, одежды, обуви, верёвок, канатов, тросов и ниток.

// lusika33.livejournal.com


Енисе́й (эвенк. Ионесcи "большая вода", хак. Ким, тув. Улуг-Хем "великая река", кет. Хук, селькуп. Пӱӱл Тяас-қолд, нен. Енся" ям") - река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Начинаясь слиянием рек Ка-Хем и Бий-Хем (Большой и малый енисей) в самом центре Кызыла, превращается во 2-ю по величине реку России (после Оби)

Большая река. От Шагонара начинается Саяно-Шушенское водохранилище, образованное плотиной Саяно-Шушенской ГЭС.

// lusika33.livejournal.com


На горизонте - город Кызыл...

// lusika33.livejournal.com


Город Кызыл - город республиканского подчинения в России, столица Республики Тува. Население - 110,0 тысяч человек (в 2010 году). Город располагается в точке географического центра Азии. Географический центр Азии - гипотетическая точка, отмечающая географический центр Азии. Расположение центра зависит от определения границ Азии и главным образом определяется выбранной методикой подсчёта, а также тем, включаются ли удалённые острова в список крайних точек Азии или нет.

Таким образом, на звание географического центра Азия претендует несколько мест. Кызыл, Тува, Россия - обелиск "Центр Азии" на набережной имени Кужугета Шойгу (51°43"30" с. ш. 94°26"37" в. д. (G) (O)); Юнгфен, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай - монумент "Географический центр континента Азия" (43°40"37" с. ш. 87°19"52" в. д. (G) (O)).

// lusika33.livejournal.com


Вот и начало Енисея. Как уже было сказано, он начинается на набережной папы Шойгу. Кужугет Серээвич Шойгу (1921-2010) (урождённый Кужугет Шойгу Серее оглу: родовое и личное имя поменялись местами по ошибке паспортиста) в дальнейшем работал в партийно-советских органах, был секретарём Тувинского обкома КПСС и вышел на пенсию первым заместителем председателя Совета министров Тувинской АССР. Также возглавлял тувинский госархив и шесть лет проработал редактором газеты "Шын" ("Правда") на тувинском языке, написал повести "Время и люди", "Перо чёрного грифа" (2001), "Танну-Тыва: страна озёр и голубых рек" (2004)

// lusika33.livejournal.com


Это не первый памятник, существующий на территории Тувы и символизирующий ее центральное георафическое положение. Долгое время считали, что центр Азии определил английский топограф и разведчик Александр Дуглас Каррутерс, посетивший Туву в 1910 г. Однако это не так. Впервые о нем упоминает В.М. Родевич - начальник партии по исследоанию Верхнего Енисея. В опубликованном в 1910 г. "Очерке Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей)" он пишет: "В 90-х годах, однако, приехал Урянхай английский путешественник со специальной целью видеть центр Азии, который по его определению пришелся возле усадьбы Г.П. Сафьянова балдам, на Енисее. Столб в садике усадьбы знаменует этот примечательный пункт. Англичанин, по его словам, уже посетил центры Европы, Африки и Австалии". Усадьба Г.П. Сафьянова стояла на левом берегу Улуг-Хема в 25 км выше слияния Бий-Хема и Ка-Хема. Позже каменный столб, символизирующий центр Азии, был перенесен из Салдама в Кызыл и установлен на берегу Енисея. Этот первый памятник не дошел до нашего времени, очевидно, он был унесен паводком, и лишь его каменный постамент долгое время сохранялся во дворе бывшей электростанции (ныне здесь располагается Тувинская судоходная компания). Затем на берегу Енисея, немного восточнее того места, где стоял каменный столб, был сооружен монумент в виде небольшой усеченной пирамиды. Сначала он был бетонным монолитом, без облицовки и имел весьма скромные размеры. В 1984 г. в честь празднования сорокалетия вхождения Тувы в состав СССР по проекту архитектора М. Куулара была произведена реконструкция памятника. При сохранении композиции в целом монумент был поднят на подиум и облицован мрамором. Одновременно была очищена и обустроена территория, прилегающая к памятнику, а также смотровая площадка и спуск к реке.

Кстати, Шойгу в Туве даже в бытность министром МЧС был суперкрут. На фотках в музее местный президент лично проводит экскурсия Кожугетычу. И вообще, фотка с Шойгу - обязательный атрибут власти местных чиновников. Справедливости ради, отметим, что под чутким патронажем министра МЧС город цветет и пахнет.

// lusika33.livejournal.com


По рассказам местных, как и повсюду в бывшем СССР в городе происходили межнациональные столкновения, короче, мочили русских. Однако сейчас город в этом плане выглядит вполне благополучным, по крайней мере на улицах славяне и тувинцы держатся вместе.

// lusika33.livejournal.com


В городе расположен Национальный музей им. Алдан Маадыр (60 богатырей), располагающий богатейшей коллекцией археологических находок. В 2008 году было сдано новое здание музея, являющегося одним из красивейших в городе. Это позволило большую часть коллекции представить к экспонированию на 4 этажах комплекса. В музее также хранится "золото Скифов" и другие находки из всемирно известного кургана "Аржаан 2".

// lusika33.livejournal.com


Неплохой стадион...

// lusika33.livejournal.com


Музей политических репрессий, куда ж без него...

// lusika33.livejournal.com


Памятник непокоренному тувинцу. Вот тут смысл несколько мутноват... Возможно, относится к периоду династии Цин. Установлен на пересечении с ул. Комсомольской. Автор - скульптор Т.Ч. Ондар. Скульптура, которую он создал в 1992 г. и называл первоначально "Не сдался", прежде была установлена на ул. Ленина у Дома художника. На нынешнее место перенесена в 1997 г.

// lusika33.livejournal.com


Памятник героям войны...

// lusika33.livejournal.com


В целом, город выглядит даже получше некоторых других областных/республиканских центров.

// lusika33.livejournal.com


Приятный парк...

// lusika33.livejournal.com


Ну а на турбазе на берегу Бий-Хема нас ожидала встреча с тувинской шаманкой Татьяной Кирилловной...

// lusika33.livejournal.com


Кстати у Енисеев очень быстрое течение и он хорош для семейного сплава. Теплая вода (около +15), солнце и водный джакузи - что еще надо для отдыха изможденных трудом кызыльцев!

// lusika33.livejournal.com


Нас ждала комфортабельная турбаза с душем (деревянная юрта), электричеством, рестораном и обогревателями в каждой юрте. Мечта!

// lusika33.livejournal.com


Татьяна Кирилловна появилась в желтых брюках. Ребята попросили переодеть что-то понейтральнее, так как они снимали документальный фильм. Ритуал описывать не буду - все есть на видео, просто держите в уме, что это не реальное камлание, а по сути демонстрация.

// lusika33.livejournal.com


Вот сам ритуал. Снято, конечно, фиговенько, но уж что есть... Не обессудьте, что про шаманов такой куцый рассказ: тема общирная и как не пиши получится либо занудно, либо неполно. Так что, заинтересовавшихся темой отправляем на поиски в инет.

Костюмы шаманов могут сильно различаться, скажем, в музее Кызыла их несколько видов совершенно другого кроя. Головной убор с перьями - общая черта всех костюмов. Также, общим являются подвески из бус, закрывающие глаза шамани (также они есть на куртке), предназначенные для защиты камлающего шамана от злых духов.

// lusika33.livejournal.com


Тувинские шаманы сейчас очень популярны, добрая половина туристов едет только для того, чтобы посмотреть на них. За ними охотятся фотографы крупнейших агентств мира. Да и сами они уже побывали в Германии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Италии, Венгрии, Австрии, Америке. Шаманские гимны, алгыши (благопожелания), переводят на немецкий, английский языки. Все лето рядом с шаманами - ученые из Италии, Австрии, Германии.

// lusika33.livejournal.com


Раньше шаманы никогда не камлали вместе, более того, встреча двух шаманов всегда вызывала соперничество. Но нынешняя экономическая ситуация заставила и шаманов объединяться. Кроме шаманов, живущих в отдаленных районах, все кызыльские шаманы объединены в общества "Тос дээр" ("Девять небес"), "Дунгур" ("Бубен"), "Адыг-ээрен" ("Дух медведя"), в Ак-Довураке "Солангы-ээрен" ("Дух рудуги").

Тыва расположена в самом центре Азии и практически изолирована от мира. Благодаря этому, краю скифских курганов, китайских дворцов, шаманов и странных обычаев удалось сохранить свою уникальную самобытность.

Центр Азии

Республика Тыва – одно из самых живописных мест в России. В ней представлены самые разнообразные ландшафты: от гор до степей, от тайги до полупустынь. Природа Тывы обладает целебной силой. Жители республики используют в лечебных целях холодные и горячие минеральные источники, а также воду из соленых степных озер.

На севере и востоке ее огибают хребты и отроги Саянских гор. На западе расположены Алтайские горы, среди которых – самая высокая точка Тывы – гора Монгун-Тайга, что означает «Серебряная гора».

В столице Тывы, Кызыле находится Центр Азии, обозначенный обелиском. Еще в конце XIX века английский путешественник, имя которого осталось неизвестным, определил по имевшимся тогда картам место, где находится географический центр Азии, и установил там скромный каменный столб. Позднее эта точка была уточнена, и столб был перенесен на 25 километров ниже по течению Енисея, в Кызыл. В советское время его сменил бетонный обелиск, а в наши дни на его месте планируют установить новый памятник, увенчанный скифским золотым оленем.

Индейцы с европеоидными чертами

В дореволюционной России их называли урянхайцами, сами они именуют себя тывалар, мы же привыкли звать их тувинцами. Удивительно, но генетически этот народ близок к американским индейцам, ученые даже предполагают, что древние предки тувинцев участвовали в колонизации Америки.

На территории республики Тыва жили кочевники, чье оружие и конская упряжь схожи со скифскими. По сравнению с прочими жителями Азии, в тувинцах довольно большая примесь европейской крови. Есть даже предположение, что в древности у них преобладали европейские черты, но с вторжением кочевых культур Центральной Азии, в том числе завоевателей-хунну, местные жители стали ближе к монголоидной расе. Они говорили (и продолжают говорить) на языке тюркской языковой семьи.

Непосредственные предки тувинцев – уйгуры – были довольно развитым народом. В средние века у них была своя руническая письменность. В 1207 году на территорию Тыы вторгаются монгольские войска. Во главе их старший сын Чингиз-хана – Джучи. Он встречает ожесточенное сопротивление воинственных тувинцев. После того, как эти земли были покорены, ханские сборщики налогов потребовали от них самых красивых девушек для своих правителей. Это глубоко оскорбило тувинцев, и вспыхнуло антимонгольское восстание, охватившее всю Минусинскую котловину, территорию Тывы и Алтая.

Еще в глубокой древности тувинские племена перешли к кочевому образу жизни, так как основным их занятием было скотоводство. Осели на землю они только в середине XX века.

Скифское золото

Тыва богата не только природными ресурсами, но и историческими памятниками. В долине реки Уюк находится уникальный курганный комплекс, который за богатства и масштабы (некоторые курганы достигают 100-120 метров в диаметре) называют иногда Долиной царей. Наиболее известна группа курганов с общим именем «Аржан». Курган Аржан-1 был исследован еще в 70-е годы XX века. К сожалению, его разграбили еще в древности, но археологам все равно достался богатейший и удивительный материал. В Аржане-1 был похоронен пожилой мужчина, вероятнее всего вождь племени. Кроме него в кургане лежали тела 16 человек и 160 коней. Из этого кургана происходит один из символов Тывы – золотая пантера, свернувшаяся в кольцо.

Еще более уникальные находки были сделаны в кургане Аржан-2, которые известны как археологическая сенсация XX века. В этом огромном кургане диаметром в 80 метров ученые обнаружили около 20 килограммов золотых изделий: посуды, украшений, культовых предметов.

Благодаря вечной мерзлоте, в курганах удивительно хорошо сохранились останки и шкуры животных, войлочные ковры, одежда и обувь, а похороненные там люди естественным образом мумифицировались. Все это можно увидеть в Национальном музее Тывы и в Государственном Эрмитаже.

Дворец в степи

Другой археологической достопримечательностью Тывы является Пор-Бажын. Представьте себе озеро в степи, гладкое, как зеркало. В центре его – несколько островов, где на самом большом из них высится древняя крепость. Это и есть Пор-Бажын, в переводе с тувинского – «глиняный дом». Он действительно был сделан из глины, а вернее – из необожженного кирпича. Пор-Бажын занимает площадь более 3-х гектаров и окружен стенами, которые и в разрушенном состоянии достигают десяти метров, а некогда были еще выше.

Крепость была построена в VIII веке нашей эры. В Тыве нет больше ни одного подобного строения, зато они являются типичными для Китая. Откуда же взялся «глиняный дом» посреди степи?

По легенде, один из уйгурских ханов помог китайскому императору подавить восстание на границе государства. За это император выдал за хана свою дочь. Нелегко было принцессе ехать в чужие варварские земли, вот и взяла она с собой мастеров из Китая, которые возвели для нее и ее мужа традиционный дворец с черепичной крышей, драконьими мордами-«личинами» и фресками на стенах. Но кочевая натура в уйгурском хане все же победила, а может быть он боялся, что сидя на одном месте привлечет внимание врагов. Так или иначе, он покинул Пор-Бажын довольно быстро, крепость была практически нежилой.

На перекрестке религий

Тыва оказалась на перекрестке нескольких миров и религий, здесь мирно сосуществуют буддисты, шаманисты и христиане-старообрядцы.
Буддизм появился в Тыве в XIII веке, когда она вошла в состав Монгольской империи, но настоящее распространение этой религии произошло лишь в XVIII веке, когда Тыва попала в подчинение Китаю и там начали свою миссионерскую деятельность монгольские ламы. Буддистские монастыри становятся не только центрами культуры, но и крупными феодальными хозяйствами. Они владеют землей, ведут торговлю, на них работает множество крестьян.

Буддизм оказал большое влияние на традиционную религию тувинцев – шаманизм, особенно на обряды жизненного цикла: свадьбы, родильные и погребальные церемонии. В наши дни среди жителей Тывы распространены синкретические взгляды (то есть объединяющие обе религии). С одними проблемами они идут к шаманам, с другими – к буддийскому ламе.

К помощи шаманов тувинцы прибегают в разных случаях, но чаще всего во время болезни. Шаман служит посредником между миром людей и миром духов, он может при помощи специального обряда-камлания вернуть душу человека на место и изгнать из его юрты болезнь. Выйдя из транса, во время которого шаман странствует в мире духов, он рассказывал собравшимся вокруг о том, что он видел во время своего путешествия.

Старообрядцы Тывы – это замкнутая группа людей, живущая компактно в самых труднодоступных местах республики – верховьях Енисея. Неизвестна даже их точная численность – по приблизительным оценкам от 500 до 1000 человек. Откуда они взялись в Южной Сибири? Переселились они сюда в конце XIX века. В то время Тыва была чужой территорией, заграницей, и старообрядцы надеялись найти здесь спасение от царских поборов и службы в армии. Но кроме этого, на север их влекли поиски легендарного Беловодья, места, где якобы христианская вера сохранилась в своем неиспорченном состоянии. Неизвестно, нашли ли они его или нет, но новый дом они обрели на долгие годы.

Горловое пение

С шаманизмом напрямую ассоциируется «хооме» - тувинское горловое пении. Его уникальность в том, что исполнитель извлекает сразу две, а то и три ноты одновременно, образуя многоголосое соло. Тывинское горловое пение впервые было записано в 1865 году и произвело настоящий фурор среди европейских слушателей. В настоящее время в технике хоомей выступает немало исполнителей и групп, одна из самых известных – группа Хуун-Хуур-Ту.

Соленый чай и праздник любви

Первое, с чем сталкивается любой приехавший в Тыву – это местное гостеприимство. Гостя обязательно угостят чаем, и к удивлению человека неподготовленного чай окажется… соленым! Да еще и с молоком и маслом. Этот традиционный напиток готовят из спрессованного зеленого чая, он лучше утоляет жажду в жару и поддерживает солевой баланс. Кроме того, из-за добавления животного жира чай получается очень сытным, он восстанавливает силы после тяжелой работы, а в холода позволяет избежать простудных заболеваний.

Другой странный обычай тувинцев описал в своей статье советский этнограф Севьян Вайнштейн. Как и в любом традиционном обществе, нравы в тувинских семьях были строгими. Но раз в год во время праздника юношам и девушкам позволялось свободно любить друг друга. Юноши увозили своих избранниц в степь и втыкали на выбранном месте урук – длинный шест коневодов. Шест предупреждал издали, что это – территория любви. Если после праздника рождались дети, их усыновляла семья девушки, а она сама могла выйти замуж. Семья мужа напротив была рада такой невестке, ведь уже было известно, что она может родить здорового наследника. Кроме того, Вайнштейн отмечает занятную деталь – в традиционной тувинской культуре не было поцелуев в губы – это все наше, западное влияние.




Top