Умер всемирно известный японский архитектор Кисё Курокава. Проект Крестовского стадиона в России

В феврале этого года мне позвонили из фирмы ЭНИгруп (Москва) и приятный женский голос сообщил, что в марте 2001 года в Санкт-Петербург приезжает известный архитектор Кисё Курокава на съёмку фильма токийского телевидения Путешествие моей души, который в его юбилейный год будет транслироваться для всего дальневосточного региона. И попросила меня принять участие в этих хлопотах. Вспоминаю летние дни 1958 года в Ленинграде. Шла Международная конференция студентов архитектурных учебных заведений и среди ее участников - молодой аспирант токийского университета Нориаки Курокава. Он поразил нас своей, как нам тогда показалось, необычайной мечтой Дома-дерева и резкой критикой существующей системы архитектурного образования в Японии. Теперь о фильме. Сначала приехал режиссёр Киоси Нисида, затем Кисё Курокава. Я спросил у референта, почему же его сейчас зовут Кисё, а не Нориаки? И получил ответ: Это всё очень просто - иероглиф его имени по-японски читается Нориаки, а по-китайски Кисё. Всемирную известность он получил в английском переводе китайского произношения. И так пожелал остаться для всех - Кисё. В Академии художеств наша встреча началась в кабинете Архитектуры, затем мы перешли в конференц-зал музея, где и разгорелась дискуссия. В ней принимали участие, кроме меня, Евгений Рапопорт и Игорь Билибин - бывшие участники конференции 1958 года. На вопрос Билибина: Почему современную архитектуру народ не любит? Курокава ответил: Потому, что, во-первых, прежде чем строить, надо хорошо подумать и твёрдо знать, что ты хочешь предложить, а, во-вторых, часто всё портит заказчик. Заказчик же просвещённый это редкость. Как все крупнейшие зодчие XX века и как истинный японец Курокава - архитектор-философ, концептуалист и практик-новатор, подаривший миру немало удивительных произведений. Поэтому его творчество заслуживает не просто освещения, но внимательного и подробного рассмотрения. Одна из попыток осмысления творчества Мастера вкупе с его собственными комментариями предлагается заинтересованному читателю.

Метаболизм и Симбиоз
Более 40 лет тому назад наряду с идеями Метаболизма, провозглашённого Кендзо Танге, Кисё Курокава сформулировал основные идеи философии Симбиоза и в своём творчестве стремился следовать этому. Широкую известность получило его здание Накагин Капсула-тауэр в Токио (1970 год). Здесь уже была реализована его идея дома-дерева: монолитные капсулы однокомнатных квартир монтировались на ствол коммуникаций (лестница, лифт, водопровод, канализация, электричество, связь). Монтаж одной жилой капсулы занимает 45 минут. Поэтому по мере необходимости дом может расти и без архитектора. Идеи мастера изложены в его книгах От века машин к веку жизни (1998) и Философия Симбиоза (1997), а также многочисленных эссе. Сам он так вкратце излагает свои идеи: Вот уже более 40 лет я проповедую ключевые концепции Метаболизма и Симбиоза. Эти слова выбраны не случайно: они призваны отразить переход к Веку Жизни от Века Машин. Моя архитектура является постоянным выражением концепции Метаболизма, Симбиоза или их обеих одновременно. Всякую форму, стиль или материал следует применять согласно функции, климату, культурному своеобразию, или географии. Мой путь архитектора и движение Метаболизма начались в 1960 году как вызов нынешнему Веку Машин. Сегодня постепенно воплощается в реальность предсказание, что на смену Веку Машин приходит Век Жизни. Если машина является выражением века гомогенизации, то жизнь воплощает эпоху плюрализма, разнообразия. Архитектура в конце концов отойдёт от универсального международного стиля и перейдёт к стилю межкультурному, который ставит своей целью симбиоз универсального и регионального. В отличие от времён расизма и провинциализма, это будет век регионализма, открытого для диалога с остальным миром, т.е. открытого регионализма. Философию Симбиоза я проповедаю в качестве ключевой в 21-м веке, причём для многих областей, в частности, для физики, биологии, биохимии, электроники, экономики, политики, науки, философии, искусства, литературы, архитектуры и градостроительства. Концепция порядка в век Модернизма лучше всего представима в т.н. системе Бурбаки. Идеи Эвклида, Галилея, Декарта, Ньютона и Дарвина - это все составляющие системы Бурбаки. Они делают упор на дуализм и ищут сформировавшуюся симметрию в своих соответствующих областях. Напротив, новая концепция порядка называется небурбаковой системой. Моя идея о линейно-кластерном городе Метаболизма основана на этой же самой идее Симбиоза частей и целого. Теория симбиотической эволюции, выдвинутая американским биологом Маргулисом и представляющая собой крупнейшую переработку дарвинистской теории эволюции, привлекает к себе внимание всего мира. Эта теория подразумевает, что конкурирующие виды-антагонисты могут эволюционировать путём создания симбиотической связи. Мы вполне можем обнаружить проявления такой связи в науке, экономике, искусстве и культуре. Я полагаю, что подобные изменения происходят раз в 200-300 лет, и поэтому мы, архитекторы, должны выискивать и встраивать такие связи во все сопутствующие области.

Переход от ценностей системы Бурбаки к понятиям небурбаковой системы подразумевает:
- акцентирование не целого и единого, а автономии частей, подсистем и подкультур;
- активное вовлечение гетерогенных и противоположных элементов;
- упор на неопределённое промежуточное пространство, которое ранее отрицалось рациональным дуализмом;
- культурный плюрализм, не считающий, что существует только один идеал;
- упор не только на рациональное, а на симбиоз рационального и чувственного.
- человек более не считается вершиной природы; рассматривается симбиоз человека и других видов, человека и природы;
- опора не только на универсализм, но и на культурную самобытность, контекст пространства, языковое разнообразие. Стремление к глобальному симбиозу различных культур.

Все эти вопросы связаны с принципом Века Жизни. Осуществляя его, мы можем найти Новую Архитектуру 21-го века. Что же касается теории Метаболизма, то здесь используется одноимённый биологический термин метаболизм. Процесс метаболизма и утилизации отходов демонстрирует изменение, рост и баланс жизненной формы, что в свою очередь означает устойчивую самообеспечивающуюся архитектуру, или экологическую архитектуру. Сони Тауэр, (Осака, 1973) была спроектирована на основе Капсульной башни Накагин (Токио, 1970). Кабины-капсулы, эскалаторный блок, трубопроводы и воздуховоды - все они выведены наружу и открыты для упрощения утилизации отходов и технического обслуживания. Эта работа является примером архитектуры Метаболизма и экологической архитектуры. Метаболизм также выражает эстетику японской культуры, принцип временности. Эта идея о том, что всё материальное рано или поздно разрушится, берёт своё начало в буддистской концепции преходящего. Японская традиция не придаёт большого значения непосредственно материалу; мы все хорошо знаем, что всякая вещь не может существовать вечно, но вечен дух и взаимосвязь архитектуры и её окружения. Эта черта японской культуры присутствует во всех областях современного японского общества. Здесь наследуется невидимая традиция, эстетическое чувство и философия. Распространённый взгляд на мировой порядок основывается на теории стадий экономического роста, выдвинутой американским экономистом Ростоу. Его гипотеза о том, что развивающиеся страны проходят сначала через стадию старта, затем переходят к стадии зрелости, а потом к стадии высокоразвитой потребительской культуры, в 60-е годы оказала влияние на многие области деятельности. Модернизация означала европеизацию. Согласно этой идее вполне логичным ходом вещей является постепенная европеизация и гомогенизация мирового пространства. Философия симбиоза в корне отличается от этой идеи гомогенизации. Структурализм Леви-Строса проповедовал, что представление о том, что мировые культуры занимают иерархические уровни на пути к прогрессу цивилизации, это неверно; его открытие заключалось в том, что всякая культура автономна и носит свой конкретный характер, который можно неиерархически связать с любой другой культурой в мире. С этого момента западная культура стала релятивной. Мы увидели, что истинное богатство мира будет заключаться в плюрализме культур и их симбиозе.

Я создал новую философию симбиоза в 60-х годах, одновременно с началом движения метаболизма. На мой взгляд, симбиоз охватывает собой противостояние и противоречие, проповедуя новые, творческие отношения, опосредованные через конкуренцию и напряжение. Понятие Симбиоза говорит о той позитивной связи, при которой участники стремятся понять друг друга, несмотря на взаимное противостояние. Симбиоз проповедует связь, которая порождает уровень творчества. Этот уровень не может быть достигнут ни одним из участников в одиночку. Симбиоз - это интерактивная связь действий отдачи и получения ответа. Философия симбиоза охватывает различные размерения, или степени свободы, а именно: - симбиоз истории настоящего; - симбиоз традиции и новейшей технологии; - симбиоз природы и человека; - симбиоз различных культур, симбиоз искусства и науки; - симбиоз регионализма и универсализма. Из современной архитектуры, как я полагаю, нам следует сохранить абстракцию. Абстракция является общей чертой современной архитектуры, современного искусства и современной философии. В философии симбиоза и межкультурной архитектуры абстракция станет предпосылкой поливалентного значения. В древности абстрактные геометрические формы, в частности, пирамиды, конусы, квадраты и круги символизировали собой взгляд на вселенское, перешагивающее границы региональных культур. Абстрактная геометрия обладает двойным значением. Она не только обладает той универсальностью, которой могут воспользоваться разные культуры, но и чётко выраженным историческим значением, опосредуемым через вид обработки, размещение, технологию и материал. Сочетая абстракцию 20-го века с иконографией истории и культурной самобытностью топоса в космологии культуры, я стремлюсь подвергнуть абстрактный Символизм философскому испытанию.

Астана

Один из крупнейших градостроительных проектов Курокавы - генплан новой столицы Казахстана Астаны, разработанный им на основе проекта, получившего первую премию на международном конкурсе. В авторском изложении (эссе "Симбиотический город", 2000г) концепция города выглядит следующим образом: "Двадцатый век был эпохой главенства механистического принципа, двадцать первый век будет эпохой перехода к Принципу Жизни. Концепция главенства жизненного принципа выражается ключевыми словами - метаболизм, обновление, симбиоз, экология и глобальная окружающая среда. Новая столица Астана, воплотившая в себе вышеназванную концепцию, призвана стать городом 21-го века, симбиотическим городом. Новая столица получит своё рождение в симбиозе истории старого города Акмола и новой возведённой столицы Астана. Её градостроительная структура сформирована железнодорожной осью "восток-запад" и руслом реки Ишим, протекающей с юго-востока на северо-запад. Река Ишим проходила вдоль границы прежнего города Акмола, и была практически полностью исключена из повседневной жизни горожан, лишь затопляя город в период таяния снегов. Для защиты от наводнений в верхнем течении реки возведена дамба. После реконструкции плотины, создания уравновешивающих прудов и приведения в порядок русла, река станет красивой и безопасной. По её берегам будут посажены деревья, что позволит сформировать приречный парк в сочетании с новыми жилыми кварталами вдоль реки. Возникнет Речной город в симбиозе с природой. Таким образом, река Ишим более не будет обозначать границу города. Новая столица Астана возникнет на берегах реки, протекающей через город подобно Сене, Темзе или Москва-реке. Зимой температура воздуха в Астане иногда падает до 30 градусов ниже нуля. Кроме того, скорость ветра с северо-западного направления достигает в среднем семи метров в секунду.

Для защиты от этого ветра в юго-западной части города в болотистой местности будет создан искусственный Эко-лес. Его роль состоит не только в том, чтобы смягчить влияние ветра, но и в оживлении эко-системы "степь - лес". Внешняя кольцевая автодорога будет окружена лесным коридором с обеих сторон для защиты от ветра. На границе старого и нового города планируется основать Центральный парк, соединяющийся с существующей парковой зоной, включающий в себя Президентский, Речной и Спортивный парки. Его громадная территория пересечёт кольцевую автодорогу и достигнет Капитолийского парка, который в свою очередь соединится с лесной зоной аэропорта. Зелёная сеть города формируется также восемью лесными ярусами, исходящими из района Центрального парка. Все ярусы зелёной зоны соединятся с лесными коридорами вдоль внешней кольцевой автодороги. Новая столица будет представлять собой зелёный город, созданный в симбиозе с природой. Астана воплощает идею метаболического города. Рост населения в любом городе зависит от естественного прироста населения, а также разнообразных социальных процессов. В новых городах этот процесс происходит быстрыми темпами, в больших городах эти темпы выше из-за социальных изменений. Согласно расчётам, Астана примет 100-200 тысяч новых жителей, и таким образом численность городского населения достигнет 400-500 тысяч человек к 2005 г. и 600-800 тысяч в 2030 г. Генеральный план предполагает создание города с хорошо сбалансированными столичными функциями и населением до одного миллиона человек. Генеральный план уникален тем, что предусматривает систему линейного зонирования (как принцип городского планирования), способную адаптироваться к постоянному развитию. Система линейного зонирования структурирована вдоль двух городских осей, идущих с востока на запад. Она включает следующие зоны: - зелёная буферная зона, начинающаяся в северной части города; - нынешняя заводская и будущая высокотехнологичная индустриальная территория; - существующие городские районы (зона многофункционального назначения); - речной город и жилые кварталы вдоль берегов Ишима; - Правительственный город (открытый и полуоткрытый для общественного доступа); - деловой (коммерческий) центр (Бизнес Сити); - территория аэропорта. Принцип линейного зонирования позволяет каждой зоне развиваться с востока на запад в соответствии с ростом новой столицы вдоль основных городских осей. Таким образом, будет реализована идея симбиотического города с хорошо организованными столичными функциями, приспособленными к постоянному развитию. В основе новой столицы планируются две городские осевые линии. Одна из них, называемая Бизнес Сити, будет проходить вдоль деловой и торговой зон города. Она свяжет район железнодорожной станции в северной части города и район существующего парка на юге. Затем пересечёт реку Ишим и протянется далее в южном направлении. На севере эта ось со временем может пересечь район железнодорожной станции, в южной части города продолжить своё развитие в юго-западном направлении. Другая ось городского линейного планирования - Правительственный город - включает здания правительственных учреждений, здания Парламента, Верховного суда, резиденции Президента, а также дипломатические объекты, посольства и разнообразные учреждения, официальные, общественные и культурные центры. В мемориальном парке, прилегающем к существующей центральной городской оси, будет воздвигнут монумент в честь основания республики Казахстан. Городская ось Правительственного города призвана служить выражением духа новой столицы - философской концепции "Дом Евразия", провозглашённой президентом республики Нурсултаном Назарбаевым.

Астана явится городом гармоничного сосуществования людей и машин. Основными видами общественного транспорта обычно считаются городские автобусы и частный транспорт, при этом в будущем ожидается резкое возрастание числа частных автомобилей. В связи с этим планирование парковок автотранспорта в Бизнес-Сити и Правительственном городе ведётся в рамках определённой стратегии, подразумевающей строительство площадок под землёй или использование пространства под искусственными ярусами. Всё это в целом будет способствовать созданию красивого городского ландшафта. Кроме того, в будущем центральная кольцевая дорога перерастёт в эстакадную автомагистраль, это обеспечит надежное сообщение между левым и правым берегами Ишима. Что касается общественных видов транспорта, здесь необходимо связать городские районы (аэропорт, городской центр, Правительственный город, центр существующего города и железнодорожную станцию) с севера на юг лёгкой монорельсовой дорогой. На всех улицах будут не только пешеходные тротуары, но и бульвары. В итоге Астана станет городом гармоничного сосуществования людей и машин. Более того, планируется построить три кольцевые автодороги. Одна из них - внешняя кольцевая - соединит будущие скоростные магистрали и все радиальные автодороги по внешней границе города, а также сыграет роль объездного пути для предотвращения транзитного транспортного потока через город. Вдоль неё планируется построить оптовый складской центр, терминал грузового автотранспорта и другие объекты материально-технического обеспечения. За пределами расположатся сельскохозяйственные площади и территории для строительства станции по использованию энергии ветра. Территория между внешней кольцевой и внутригородской кольцевой автодорогами является резервной для последующего развития. Как исключение на ней могут быть размещены такие объекты как университет и военная база, международный торговый и выставочный центр, спортивные комплексы, учреждения культуры, Парк высоких технологий, оптовый складской центр, терминал грузового автотранспорта и др. Внутригородская кольцевая автодорога призвана нести очень важную функцию объединения существующего города, который разделён железной дорогой и рекой Ишим, с другими районами - индустриальной зоной в северной части, существующей зоной многофункционального назначения, Речным городом, Правительственным центром, Деловым и коммерческим центром. Центральная кольцевая автодорога обеспечит связь существующего городского центра и нового городского центра - Правительственного города.

Три кольцевые автодороги позволят создать столицу нового типа - кольцевой город 21-го века. Генеральный план Астаны создан на основе новейших методов планирования в соответствии с так называемыми Мастер-Системой и Мастер-Программой. Первая реализует городские функции на основе концепции планирования, предусматривающей кольцевые дороги, систему линейного зонирования, зелёную лесную сеть, деловую и коммерческую оси, правительственный город, Эко-лес, систему удаления и переработки отходов. Мастер-Программа рассчитана на пять лет. Она разработана как многоступенчатый план, учитывающий масштабное развитие городских функций и разнообразные изменения в связи с увеличением численности населения. Кроме того, Программа содержит стратегические изыскания по сооружению объектов приоритетной инфраструктуры". Эстетическая ценность композиции городского центра зависит от художественных качеств и приёмов размещения архитектурных форм с точки зрения их восприятия "в ракурсе человеческих глаз". Опорными элементами такого восприятия будут служить четыре объёмно-пространственных композиции: Резиденция Президента, здание Администрации и здание Парламента (с восточной стороны, воплощая "ворота" центра), Площадь Независимости в комплексе с Монументом и культурно-развлекательная площадь со зданием цирка. В увязке с этими объектами будет регламентироваться ритмика чередования высотности зданий, что придаст динамическую выразительность объёмно-пространственной композиции застройки. Городской центр спроектирован по принципу своеобразной ритмической композиции в "концертном" исполнении с изменением темпа, музыкальными вариациями, что создаст особую атмосферу городской среды. Так называемый фон небесного горизонта - высота небосвода, оживлённость города, тишина и элегантность парка пространственными архитектурными доминантами- это район цирка в западной части, Монумент в Парке государственной независимости, здания Администрации Президента и Парламента (зрительный эффект парадных ворот) и резиденция Президента. В Центральном городском парке, расположенном вдоль восточно-западной оси Правительственного центра, запроектированы различные водные устройства (фонтаны, каскады), что внесёт разнообразие в архитектурный фон, улучшит микроклимат, оживит среду парков и скверов. Предусмотрены малые архитектурные формы (юрты, киоски, магазинчики, кафе, бары), выдержанные в национальных традициях. Ночное освещение будет способствовать выразительности и привлекательности столицы.

Аэропорт Куала - Лумпур

Новый аэропорт, безусловно, выдающееся явление, как с архитектурных, так и с функционально-технологических позиций. Поэтому, чтобы точнее понять проектную концепцию, вновь обратимся к самому автору: "Площадка для международного аэропорта Куала-Лумпур (KLIA) находится в 60 км от столицы Малайзии, города Куала-Лумпур. Кроме нескольких холмистых участков, территория носит плоский характер; её размер 10x10 км. После победы на международном конкурсе, когда меня выбрали архитектором этого проекта, я предложил правительству Малайзии, сформировать план регионального развития, в противном случае территория между Куала-Лумпуром и новым аэропортом может быть хаотично застроена. Так родилась концепция Города Эко-Медия, концепция Линейного столичного коридора Куала-Лумпур. Моё предложение заключалось в создании принципиально нового экспериментального города 21-го века посредством формирования транспортной, информационной и экологической инфраструктур между столицей и её новым аэропортом. Впоследствии был разработан план создания транспортной инфраструктуры, сочетающей строительство двух скоростных автомагистралей и одной высокоскоростной специализированной ж/д линии, позволяющей свести время поездки между аэропортом и городом до 30 минут. Затем был создан план Мультимедийного Суперкоридора (информационной инфраструктуры Города Эко-Медия), интеллектуального Города и зоны, названной Кибер-Джая, прообразом которой является Силиконовая Долина. План предусматривает перевод правительственных учреждений на новое место, где-то на полпути между г. Куала-Лумпур и новой столицей. Резиденция премьер-министра и ряд других сооружений были завершены одновременно с новым аэропортом. Экологическая инфраструктура - экологический коридор - находится пока что на стадии планирования. Эта зона постепенно примет форму коридора по мере роста частных инвестиций. Город Эко-Медия будет сформирован в виде сети компактных посёлков, связанных тремя инфраструктурными элементами - транспортной логистикой, оптической информационной сетью и экологическим коридором. В районе аэропорта выращивают пальмы и каучуконосы, причём в будущем планируется отвести территорию, окружающую территорию аэропорта под эксперимент по искусственному восстановлению тропического леса. Создание леса, окружающего аэропорт, станет наиболее эффективным методом блокировки шума самолётов. Таков фундамент концепции симбиоза леса и аэропорта. Кроме того, мы также считаем, что эта идея будет эффективной для выражения своеобразия малазийской топографии.

Симбиоз леса и аэропорта предполагает нечто большее, нежели простое лесохозяйственное планирования вокруг аэропорта. Помимо всего прочего, миниатюрный тропический лесок будет создан внутри самого аэропорта, между главным аэровокзалом и перроном, а также во внутреннем дворике в центре здания-сателлита. Это символизирует Лес в Аэропорту и Аэропорт в Лесу. Как прибывающие, так и прилетающие авиапассажиры ощутят контакт с этим лесом, позволяющим почувствовать самобытность Малайзии. Вообще требуется сеть лесов, поддерживающих разнообразие видов, требуется экологический коридор, по которому идёт поток этого биологического разнообразия. После полного завершения строительства в 2020 году аэропорт сможет обслуживать 120 миллионов авиапассажиров ежегодно. План аэропорта предусматривает сочетание четырёх взлётно-посадочных полос по 4000 метров каждая с пятой полосой длиной 2800м., которая будет использоваться для челночных рейсов в Сингапур. Всё это выведет новый аэропорт в ряды крупнейших международных транспортных узлов. Понятно, что многие удивляются, почему Малайзии, с её населением в 20 миллионов человек, требуется международный аэропорт такого масштаба. Причина кроется в интенсивной стратегической конкуренции между Малайзией, Китаем и Южной Кореей за право стать страной-хозяйкой одного из трёх новых международных транспортных узлов Азиатского региона, рассчитанных на гиперзвуковые самолёты. Естественно, что те страны, которые построят такого рода узлы и сопутствующую инфраструктуру, скорее всего, станут также и финансовым центром, не говоря уже о международном информационном центре, туристическом и промышленном. Другими словами, мир уже сделал шаг в новую эпоху. В прошлом аэропорты строились потому, что в них была потребность. Теперь же стратегия заключается в том, чтобы строить аэропорты, создающие потребности. Для дерзкого замысла такого транспортного узла была использована концепция метаболизма. Проект предусматривает набор ячеек в форме гиперболического параболоида длиной по 38,4 м. Покрытие здания главного аэровокзала поддерживается коническими колоннами. Такая конструкция позволит наилучшим образом выразить самобытность традиционной и исламской культуры Малайзии. В поперечном сечении по центральной оси ячейка выглядит как арка. Внутреннее пространство, созданное сочетанием ячеек, напомнит о характерной для ислама купольной форме. Одна из основных причин, почему мы выбрали гиперболическую ячейку, заключается в том, что она сделана из прямолинейных элементов. Уже на первом этапе разработки концепции родилась идея создать потолок из однослойной трубчатой решётки и прямолинейных деревянных щитов, поскольку главным продуктом страны является лесоматериал. 1-я очередь KLIA открылась 30 июня 1998 года". Изобретение и дизайнерская проработка Курокавой самобытной пространственной структуры - гиперболического параболоида на основе ближневосточных исламских традиций - является крупным вкладом в развитие современной тектонической архитектурной формы.

Музей в Хиросиме

Среди музейных комплексов, построенных по проектам Курокавы, выделяется музей современного искусства в Хиросиме (1989 г.). Это первое здание такого рода, построенное после атомной бомбардировки. Он расположен на живописной возвышенности площадью 29 га, поросшей лесом и окружённый плотной городской застройкой. Имеет динамично- асимметричную композицию. Вход организован через "разорванное" кольцо круглой площади. Очень интересно решено освещение экспонатов. В здании нет двух одинаковых помещений. Холм, на котором стоит музей, одет камнем. Все формы символичны и напоминают о трагедии Хиросимы. Музей является первым общественным институтом в Японии, посвящённым изучению современности. В Хиросиме слово "современный" означает период после атомной бомбардировки. Оно несёт особое значение, осуществляя связь между искусством и мирным временем. Здание располагается на 50-метровом холме на площади 75 акров, в пределах территории парка искусств Хидзияма, для которого Курокава также разработал план. Композиция включает в себя сад скульптур, образовательное учреждение под открытым небом, площадки обозрения, открытые пространства и природные прогулочные дорожки. Такая высотная площадка для музея напоминает Акрополь в Афинах, она окружены лесом и полностью защищена от шума города, простирающегося внизу. Многочисленные лестницы подобно речному руслу спускаются от музея в парк. Одна из них ведёт к центральной площадке комплекса. Оказавшись там, посетители проходят из галереи в галерею по первому этажу и затем только спускаются в подземные залы (для сохранения городской панорамы 60% здания скрыто под землёй). Поэтому здание представляет собой, по существу, крышу, 660 м длиной, дизайн которой напоминает традиционные в 19 веке склады. Обычные строительные материалы, такие, как камень, керамика и алюминий в современном сочетании создают эффект единства времени настоящего и будущего.

Центр в Мельбурне

В Мельбурнском центре (1993) блистательно решена проблема взаимодействия новейшей архитектуры и существующего архитектурного ландшафта. Здесь квартал разнообразной застройки преобразован в здание, объединён единой 3-5 этажной "пластиной" (несколько этажей устроено под землёй). Угловой вход в комплекс отмечен сферическим куполом из зеркального стекла. Зеркальный конус включает в себя бывшую фабрику пороха и картечи времён колонизации Австралии. В результате возникло очень яркое композиционное решение темы взаимодействия регионального и современного, старого и нового. Внутреннее пространство "хрустального" конуса представляет поистине феерическое зрелище, формируемое переходами по открытым галереям, фрагментами кирпичного здания фабрики со своими интерьерами. Доминантой всего комплекса является изящно нарисованный небоскреб.

Сингапурская башня

67-этажное (230 м) высотное здание, построенное в 1992-1995 гг., стало завершающей доминантой площади Республики в Сингапуре. Оно выгодно отличается от окружающей застройки своей пластикой и колоритом. Для того, чтобы из большинства офисных помещений обеспечить прекрасный вид на океан, верхние этажи башни развёрнуты на 45?относительно подиума. При этом верхняя четырёхгранная часть плавно переходит к восьмигранному основанию. Ночью, когда зажигается свет, башня становится своеобразным маяком Сингапура.

Отель Киосэра

Здание расположено в технополисе Кокубу Хаято недалего от аэропорта Кагосима. Заказчик проекта, компания по недвижимости Киосэра, попросила Курокаву выразить в архитектуре концепцию всепоглощающей любви. Зодчий предложил эллиптический комплекс высотой 60 м., в виде двух рук, мягко обнимающих центральный стеклянный атриум. Функциональные залы и холлы для встреч размещены на двух подземных этажах. Залы для свадебных церемоний располагаются на 2-м этаже, рестораны - на 3-м; а на самом верхнем этаже помещены гостиная, главный бар и администрация. Комнаты для гостей имитируют эллиптическую структуру комплекса и повторяют форму открытых рук. Каждая комната площадью 20 м2 представляет собой удобное широкое пространство с очень большими окнами. Центральный атриум простирается ввысь на все 13 этажей отеля. Трёхгранное пространство на первом этаже занимает небольшая часовня, основным мотивом которой является крест и рубиновый полумесяц для гостей, склонных к духовному поиску. В холле выставлены экспонаты промышленного дизайна, воплощая собой слияние технологии и искусства. Коллекция эклектического искусства, представляющая звучащие работы местного художника Дзюндзи Ёсии из Кагосима, гравюры художницы Ёко Ямамото, создаёт особую атмосферу всего здания. Белоснежный овальный нерасчленённый объём отеля Киосэра на фоне окружающей среды выглядит неприступным и значительным. Однако со стороны выхода атриума картина резко меняется. Композиционный приём отеля строится на сочетании элептической глади стен и раскрытости атриума. Открытая лёгкая конструкция расстекловки и пластические формы поэтажных галерей определяют масштаб внутреннего пространства, поэтому атриум, наполненный светом, производит яркое впечатление.

Тойота

Город с населением 350 тысяч человек известен тем, что в нём расположено головное предприятие крупной автомобильной компании. По проектам Курокавы здесь строится два знаковых сооружения - пешеходно-транспортный мост и футбольный стадион. Они задуманы таким образом, что композиционно будут "работать" вместе, образуя архитектурный символ города. Раздвижная крыша стадиона (вместимость 45 тыс. зрителей) имеет конструкцию, подобную конструкции моста, два центральных 140-метровых пролёта которого усилены арками с тросовыми затяжками. Строительство моста завершается в 2001г. Он является частью Парковой дороги, связывающей основные зелёные зоны города и пригорода. Предназначен главным образом для пешеходов, а не для транспорта, имеет 10-метровые тротуары по обеим сторонам, лестничные спуски к реке и видовым площадкам. При этом ступени устроены таким образом, что на них удобно сидеть, ловить рыбу, наблюдать фейерверки. Словом, функция моста перерастает значение только транспортного сооружения.

Важно и то, что новый мост не изменяет, не спрямляет сложный фарватер реки и, доминируя в пространстве, не нарушает природный ландшафт. Доктор Кисе Курокава Сегодня он не только один из ведущих зодчих мира, но и крупнейший архитектор-предприниматель, член многих академий (в том числе и Российской академии архитектуры и строительных наук), советник президентов и правительств различных стран. Его книга "Философия Симбиоза" вошла в десятку лучших книг в мире по году издания. Право на проектирование и строительство многих крупных объектов он получил в результате побед на международных конкурсах. Произведениям Курокавы присуще редкое изящество форм. Их выразительность основана на авторской дизайнерской проработке новейших конструктивных систем, эффективных материалов и умелой работе со светом. Колористические решения усиливают символику крупных форм и деталей. "Чистые" геометрические формы органично дополняются "историзмом" и шедеврами современного реалистического искусства. Объединить в одну композицию многие противоречивые требования философии Симбиоза, вероятно, невозможно. Но талант Мастера всякий раз находит, что в конкретном случае может быть доминантой, а что фоном. Сегодня уже общепризнан факт, что "на современном архитектурном небосклоне доктор Кисё Курокава личность несомненно выдающаяся". Это относится как к его идеям развития зодчества, так и к практическому созданию многих замечательных сооружений мира.

Кисё Курокава - японский архитектор и один из основателей движения метаболистов.

Главный проект Курокавы, в котором воплощены идеи метаболизма, - башня «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен, состоящих из 140 стальных модулей-капсул, которые можно объединять в более крупные жилые пространства. Каждая капсула представляла собой компактную квартиру для одного человека - с кроватью, маленьким встроенным письменным столом, шкафом и небольшой душевой кабиной. При этом, размер такой маленькой капсулы соответствует размеру традиционной японской чайной комнаты.

Здание было спроектировано для сарариманов - этот термин стал применяться в послевоенной Японии для обозначения городских служащих, принадлежащих к среднему классу. Сейчас в доме тоже живут клерки, но многие из них используют «капсулы» как офисы или квартиры на время рабочей недели, так как здание расположено недалеко от делового центра Токио. Однако проживание в башне «Накагин» сегодня связано со множеством неудобств. Несмотря на то что, по идее пионеров метаболизма, их здания должны были быть очень долговечными, в 2007 году башня Курокавы оказалась под угрозой уничтожения. Жильцы здания, недовольные теснотой помещений и содержанием асбеста в конструкциях капсул, проголосовали за его снос. Желая спасти своё творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни, но оно было отложено из-за кризиса.

Среди его проектов Национальный этнологический музей в Токио, Музей Ван Гога в Амстердаме, Национальный центр искусства в Токио, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кисё Курокава стал автором проекта стадиона «Зенит» для Санкт-Петербурга, работал над генпланом столицы Казахстана Астаны.

Биография

Кисё Курокава родился в Нагойе в 1934 году. В 1957 закончил архитектурный факультет университета Киото, в 1964 аспирантуру Токийского Университета у Кензо Тенге. В 1960-х Курокава выступил одним из основателей и верным последователем движения метаболистов, воспринимавших город, здания как живой организм и выступая против модренистских идей Ле Корбюзье. В 1962 году Кисё Курокава основал бюро «Kisho Kurokawa Architect & Associates». Компания приняла участие в 38 национальных и международных конкурсах, в 34 из них заняла первое место.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ Исследовательская работа По дисциплине: Теория архитектуры На тему: "Философия симбиоза Кисё Курокавы" Выполнил: студент гр.08-Арх-2 Лиштван П.А. Проверил: Бунакова М.Н. Новополоцк 2013г. Оглавление Философия симбиоза Кисё Курокавы.......................................................3 Цель:.........................................................................................................3 Введение.......................................................................................................3 Биография....................................................................................................3 Движение метаболизма...............................................................................4 Метаболизм..............................................................................................4 Постметаболизм......................................................................................4 Симбиоз....................................................................................................5 Философия симбиоза..................................................................................5 Век жизни.................................................................................................6 Творчество К. Курокавы.............................................................................7 Симбиоз в архитектуре...........................................................................9 Реализованные проекты........................................................................10 Капсульная башня Накагин (Токио, Япония, 1970–1972),................10 Музей современного искусства (Хиросима, Япония, 1984–1988),...11 Republic Plaza (Сингапур, 1986 - 1995).............................................12 Пасифик-тауэр (Париж, Франция, 1988–1991)...................................13 Международный аэропорт Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992-1998)....................................................................................................14 Стадион Оита (Оита, Япония, 1996-2001)..........................................15 Заключние..................................................................................................16 Литература.................................................................................................17 2 Философия симбиоза Кисё Курокавы Цель: Исследовать сущность философии симбиоза архитектора К. Курокавы, влияние концепции на архитектуру. Введение Архитектурное творчество - особая форма постижения действительности. Оно одновременно является продуктом действительности и изменяет её, создавая вещественный объект определённого назначения. Вследствие этого художественная форма такого объекта двойственна: она служит и отражением реальности, и обогащает её. Архитектурные сооружения дают представление о социальном строе и культуре народа в различные времена истории. Эволюция жилища с древнейших времён и вплоть до наших дней предоставляет картину быта, уклада семьи, общественных отношений. Поскольку произведения архитектуры материальны и имеют определённую практическую ценность и утилитарное назначение, постольку на них распространяется эстетическая оценка человеком внешней формы произведения и соответствия этой формы задуманному творцом назначению. Значительные архитектурные памятники являются результатом долгого процесса совершенствования и отбора черт, наиболее точно воплощающих реальную действительность и подходящих к ней. Архитектура всегда считалась зримым воплощением перемен общества, многие исследователи называют её философией в камне. Такого же мнения придерживается и Кисё Курокава, считая, что философия – основная составляющая архитектуры. Свои мысли на эту тему Кисё выразил в философии симбиоза. Философия симбиоза, по мнению автора, будет философией Эпохи Жизни, которая наступит после Века Машин – ХХв. Биография Японский зодчий Кисё Курокава – всемирно признанный архитектор, который создал философскую концепцию симбиоза, определяющую творчество мастера на протяжении всей его жизни. Кисё Курокава (1934–2007) родился в г. Нагое. В1957 г. получил диплом архитектора в университете Киото. В 1960 г., занимаясь докторской работой в Токийском университете, он вместе с тремя архитекторами К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака и теоретическим критиком архитектуры Н. Кавадзоэ основывает движение метаболистов, идеей которого становится утверждение, что город и его архитектура являются организмами, способными к росту и развитию. Позднее теория метаболизма развивается в философию симбиоза, подчеркивающую взаимоотношения между пространством и временем, между человеком и техникой. Эта концепция явилась основной темой в многочисленных архитектурных и градостроительных проектах Кисё Курокавы. 3 В 1962 г. Курокава основывает собственное архитектурное бюро «Kisho Kurokawa Architect & Associates». Главный офис располагается в Токио, есть филиалы в Осаке, Нагое, Астане, Куала-Лумпуре, Пекине, Лос-Анджелесе. Его проекты были осуществлены в Японии, США, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии, среди них – художественные галереи, музеи, театры, высотные офисные здания, аэропорты, проекты, связанные с городским планированием. Многие сооружения были отмечены разнообразными международными наградами. Курокава являлся почётным членом Международной академии архитектуры, почётным членом Института американских архитекторов, почётным членом Королевского института британских архитекторов, почётным членом Союза архитекторов Болгарии и России, лауреатом премии Архитектурного института Японии и премии Академии художеств Японии, был награждён Золотой медалью Французской академии архитектуры. С 1986 г. Кисё Курокава преподавал в университетах Пекина и Шанхая . Он написал большое количество книг по архитектуре и философии, включая «Метаболизм в архитектуре» (1977), «Заново открывая японское пространство» (1988), «Межкультурная архитектура: Философия симбиоза» (1991), «От метаболизма к симбиозу» (1992), «КисёКурокава: отВека Машин к Веку Жизни» (1998). Движение метаболизма Ключевым словом в философии Кисё Курокавы является понятие симбиоза. Идея симбиоза присутствовала в теории метаболизма 1960-х гг., чётко прослеживалась в 1980-х гг. в постметаболизме, и в 2000-х гг.идея симбиоза не исчерпывает себя. Метаболизм Движение метаболизма было основано в 1959 г. В центре теории – концепция незавершённости и постоянного изменения архитектурной композиции. Свою основную задачу участники движения видели в обеспечении условий, позволяющих меняться и развиваться во времени и пространстве как отдельным сооружениям, так и комплексам сооружений. Курокава писал о метаболизме: «Методы и идеология современной архитектуры, провозглашённые CIAM (La conference internationale sur Architecture moderne), исходят из аналогии с машинами. Метаболизм, напротив, исходит из аналогии с живыми организмами, а не с машиной. Самое большое отличие живого организма от машины в том, что живое может развиваться и расти» . Постметаболизм Если в метаболизме основной идеей была возможность роста здания, то в постметаболизме 1970-х гг. главным становится осознание культурных принципов архитектуры, концепция метаболизма расширяется. Архитектура постметаболизма характеризуется плюрализмом и многообразием авторских гибридных стилей . Теоретической концепцией постметаболизма явилась идея необходимости сочетать в архитектуре традиции и новейшие современные технологии, различные культуры, реальность и вымышленные 4 фантазии, природное и искусственное. Течение постметаболизма объединяет архитекторов, выражающих индивидуальные идеи и философию и создающих авторские проекты, которые часто не обладают общими чертами. Каждый мастер вырабатывает собственный стиль на основе личных пристрастий. Симбиоз Философия симбиоза начала активно складываться в 1980-е гг., она находится в русле постмодернистской философии. Автор критикует философию и архитектуру модернизма, в то же время продолжая линию метаболизма. Постмодернизм олицетворяет для Курокавы борьбу с идеей универсальности в мире и является некоей защитой от вторжения западных универсалий . Понятие симбиоза не является аналогом компромисса или гармонии. Симбиоз существенно отличается от гармонии, компромисса или слияния. Он представляет собой такие ситуации, в которых сталкиваются противоположные элементы, в то же время нуждающиеся друг в друге. Между этими элементами должна существовать связь, взаимное уважение. Симбиоз возможен благодаря признанию и почитанию «священной» промежуточной зоны между разными культурами, противоположными факторами, различными элементами, между крайностями оппозиций. Ключевыми словами архитектуры симбиоза являются «…кластер(соединение клеток), город – сеть, уличное пространство, промежуточная структура (соединительное звено), общее пространство (полупубличное пространство),Ханасуки (симбиоз различных элементов), мегаструктура (Супер Домино), замкнутая система (город-кольцо) и эко- коридор» . Как неоднократно упоминает автор, философия симбиоза заключается в симбиозе архитектуры и природы, человека и техники, различных культур, исторического прошлого и будущего, локального и глобального направлений в искусстве. Важным пунктом в теории является то, что корни понятия «симбиоз» находятся в буддийской философии и традиционной японской культуре. Симбиоз является ключевым концептом в понимании японской культуры, ведь японцы всегда перенимали у других народов наиболее удачные культурные достижения и приспосабливали их к своему менталитету, своим особенностям. Впоследствии заимствованные явления становились уже национальными японскими культурными событиями. Философия симбиоза Свои начала философия симбиоза берёт из учения индийского буддизма – «Только-Сознание», которым Кисё увлёкся, обучаясь в университете. Курокава писал: «Я чувствую, что школа буддизма “Только-сознание” была фактически источником философии симбиоза. С этого времени философия “Только- Сознания” важна для меня не только как элемент в теориях архитектуры и городского дизайна, но и служит мне проводником в личной жизни» . Основное понятие учения «Только-сознание» – Алая – необусловленный поток сознания. Сознание Алая не разделяет вещи на пары противоположностей, такие как добро и зло, тело и дух, человек и природа. Она является промежуточной зоной, в которой эти пары существуют в симбиозе. В 5 этой промежуточной зоне противоположные элементы создают неразличимую неясную природу. Такая неразличимая смутная область присутствует на всех границах, и вследствие того, что она неясна и до конца неопределенна, заключает в себе многообразие глубоких смыслов и значений. Философия «Только-Сознания» глубоко проникла в японскую культуру и японскую эстетику. Основы концепции симбиоза также лежали в буддийской теории взаимосвязи всех элементов во Вселенной. История и будущее, человек и природа, одна культура и другая предстают в буддийской религии в качестве взаимосвязанных элементов. Буддийская доктрина о переселении душ в цикле рождения и смерти, в свою очередь, способствовала развитию «симбиотичности» японской культуры. Говоря о философии симбиоза, необходимо описать отношение Кисё Курокавы к современному обществу, порядку вещей в нём, а также очертить пути развития общества, которые намечает автор. Архитектор считает, что эпоха модернизма и ХХ в. – это век Эпохи Машин, а ХХI в. будет веком Эпохи Жизни, в основе которого лягут принципы симбиоза. Вот как объяснял мастер происхождение понятия «Век Машин»: «Корбюзье заявил, что “дом – это машина для жилья”. Теоретик кино, Сергей Эйзенштейн, сказал “кино – этомашина”. Маринетти, итальянский футурист, заявил, что “поэма – это машина”. Из этих фраз я заключил, что нынешний век – Век Машин» . Словосочетание «Век Жизни», обозначающее наступающую эпоху, было навеяно буддийской философией. Век жизни В течение всей жизни архитектора его творчество бросало вызов Эпохе Машин и возвещало приход архитектуры Эпохи Жизни. По мнению Курокавы, Век Машин – ХХ в. – век европейского духа, век универсальности. Это эпоха евроцентризма и логоцентризма. Логоцентризм утверждает, что в мире существует одна истина и что она может быть найдена человеческим разумом. Такие постулаты создали общество, в котором наука и техника ценятся выше, чем искусство, религия и культура, т.к. их сфера относится к внутренним чувствам, субъективным феноменам. В противоположность Веку Машин ХХI в. – Век Жизни. Жизнь – это создание значений. Жизнь индивидуума и разнообразие, которым обладает каждый вид, связаны с разнообразием всех человеческих культур, языков, традиций и искусств, которые существуют на земле. В XXI в. идеал машинного века – универсальность – будет заменён на симбиоз различных культур, а дуалистическая философия постепенно заменится философией симбиоза. Курокава уверен, что логоцентризм с концепцией универсальной истины уничтожает культуры и их самобытный облик. Архитектор также называет Век Машин веком гуманизма. Гуманизм, как и логоцентризм, высоко оценивает существование разума и рассматривает человеческие существа в качестве единственных обладателей этой высшей способности. Он приближает значение человеческого бытия к божественному и уничижает ценность жизни других существ: животных, растений и других живых организмов. Фраза «человеческая жизнь более ценна, чем весь мир» хорошо описывает это 6 положение вещей. Основанное на антропоцентризме и логоцентризме пользовательское отношение к природе порождает загрязнение воздуха, рек, морей, вырубку лесов, вымирание животных и исчезновение различных видов растений. Всё это считалось неизбежным, т.к. порождалось развитием техники и усилением экономической активности, которые были столь необходимы для поддержки существования человеческого общества, городов и зданий в этих городах. Курокава пишет, что на Западе город и вместе с ним архитектура противостоят природе, человек стремится властвовать над природным миром. Из-за такого отношения сейчас перед человечеством стоят глобальные проблемы окружающей среды и необходимо задумываться над тем, как предотвратить отрицательные последствия бурного экономического развития общества. «Экономика и культура – две важнейшие, нередко тесно сплетённые области. Умом я понимаю, что экономические соображения зачастую диктуют те или иные решения, но моё сердце велит мне заступаться за культуру, за архитектуру. Они не должны страдать, нам всем необходимо защищать их. Наша общая задача – способствовать преобразованию экономики так, чтобы она учитывала интересы культуры» . Узость механистического подхода Века Машин породила кризис в современном зодчестве. В качестве основных причин краха современной архитектуры выделяются: «…дуализм, коренящийся в слове “функция”; акцент универсальности, приданный индустриализации; монополия иерархической упорядоченности; наконец, механический материализм» . Однако в своих размышлениях Кисё Курокава не отменяет ценность рационализма и функционализма, не призывает отбросить и забыть архитектуру модернизма. Он убеждён в необходимости введения, возвращения промежуточности и неопределенности, а в японской традиции существует множество приёмов, способных восстановить промежуточное пространство. Также архитектор предлагает двигаться от главенства Разума к главенству Интуиции. Это касается и архитектурного творчества, и общего отношения к жизни. Творчество К. Курокавы Сам зодчий в своей работе следовал принципу жизни и традициям японской культуры. Традиционный японский стиль жилой архитектуры, называемый Сукия, использует метод, в котором сочетаются исторические формы и новые технологии и материалы. Благодаря этому методу создаётся постепенное введение изменений в привычные способы строительства. Курокава также вырабатывает собственный стиль «Сукия», который является примером симбиоза прошлого и настоящего. Вдохновение и знаковые символы мастер черпает из эпохи Эдо, культуры Японии XVII–XIX вв. Архитектор тщательно исследовал этот период в истории Японии и полагал, что общество Эдо было высоко развитым обществом, обладало богатой разнообразной культурой. Эдо было источником тех специфических черт, которые во многом определяют культуру сегодняшней Японии и составляют её базис. Культура периода Эдо породила традиции, сохранившиеся до сих пор – это чайная церемония или «путь чая» (садо), искусство аранжировки цветов 7 (икэбана), театры Но и Кабуки, стиль Сукия в архитектуре. В этот период японцы активно занимались различными науками. В гуманитарных дисциплинах Ямагата Банто предложил теорию солнечной системы в книге «Вместо мечтаний» (1820), а Сидзуки Тадао перевёл комментарии Джона Кейла к ньютоновским «Началам» быстрее, чем они достигли Франции. К началу XIX столетия картограф Ино Тадатака (1785–1818) нарисовал точную карту японских островов. Более того, в 1770-х гг. философ Миура Байэн выдвинул свою диалектическую систему, предвосхитившую гегелевскую диалектику на 50 лет. Однако наиболее важным было то, что общество Эдо достигло собственной уникальной современности, совершенно отличной от европейской. Философ-архитектор выделяет основные черты культуры Эдо, влияющие и на его творчество: 1. Смешанная, гибридная, плюралистичная природа городской среды Эдо. Разные поколения и сословия жили вместе в симбиозе друг с другом, в городе не было разделения на кварталы для бедных или богатых, иноземных и местных жителей. 2. Ещё одной чертой эпохи Эдо была выдуманность, нереальность. Например, японские сады воплощают в себе высокую степень абстракции и фикции, философия японского сада подразумевает, что океан – это маленький пруд, а острова в океане – это большие камни в пруду. 3. Другая особенность Эдо – большое внимание к деталям. Резные орнаменты, украшающие храм Тосёгу (1623–1636), и дизайн деталей замков периода Эдо являются примерами тщательного изготовления мелких частей, что отличает их от дизайна украшений предшествующих периодов. Архитектура стиля Сукия также уделяет повышенное внимание деталям и пропорциям используемых материалов. 4. Четвёртой чертой культуры периода Эдо был симбиоз техники и человека – Каракури или автоматизация. В отличие от Запада японцы никогда не противопоставляли человека и технику. Техника традиционно считалась продолжением человека; тем, что существует с ним в симбиозе. 5. Последней особенностью этой культуры является, по мнению Кисё, развитие смешанного стиля в зодчестве. Строители периода Эдо свободно комбинировали стили предшествующих эпох, позволяя им существовать в симбиозе, создавали уникальный смешанный стиль. Хиункаку «Павильно Летящего Облака», храм Нити Хонгандзи в Киото – вот шедевры смешанного стиля раннего периода Эдо. Стиль Сукия также является смешанным стилем, он произошёл от соединения стиля Сёин жилой архитектуры и Соан («травяная хижина»), стиля чайной комнаты. В том числе был популярен стиль соединения буддийской и синтоистской архитектуры. В традиционном японском зодчестве являлось обязательным наличие промежуточного пространства. Традиционная веранда (энгава) жилого дома – промежуточное пространство, плавно переходящее из пространства внутренних комнат во внешнюю окружающую среду. Пространство японской улицы является уникальным общим пространством. По мнению философа, промежуточное пространство играет важную роль, поскольку оно позволяет противоположным элементам существовать по общим правилам и достигнуть 8 взаимного понимания. Курокава часто использует его в архитектуре для объединения интерьера и окружающей среды и включения в сооружение японской традиции. Таким образом, архитектура мастера воплощает философию симбиоза с её промежуточными пространствами и неопределенными смысловыми значениями, благодаря которым каждый зритель сам определяет значение тех или иных элементов в строении и вместе с автором творит произведение. Симбиоз в архитектуре В течение всей своей жизни Курокава воплощал философию симбиоза в архитектуре. Он считал, что понятие симбиоза является ключевым понятием в современном мире, всегда стремился к поиску новых решений и новых форм, но основанных на одной и той же философии. Философия симбиоза отражается мастером в архитектуре с помощью симбиоза абстракции и символики. Теоретик высоко оценивал роль абстракции, заявляя, что она является наследством от современной архитектуры и искусства, и говорил: «...абстрактный символизм доказывает, что мир построен из разнообразия независимых элементов. Деконструирующая архитектура разнообразных абстрактных геометрических форм, принципов, окружностей, прямоугольников, сфер, цилиндров, полуокружностей и треугольников выражает богатое разнообразие мира. Такая архитектура выражает разнообразие и плюрализм жизни» . Современная архитектура может включать в себя традиционные японские мотивы и хорошо сочетаться с новейшими технологиями и материалами. Архитектура, основанная на традиционных приёмах японской культуры, таких как незавершенность образа, асимметрия, отсутствие четкой структуры, открытость, производит необычное впечатление и, несомненно, будет являться уникальным творением, считаться гениальным произведением. Благодаря этим приёмам, возможно, удастся вернуть архитектуре её духовность, красоту, найти способы выражения этих качеств в сооружениях. Согласно своей философии Курокава описывает метод, каким должен пользоваться практикующий архитектор при строительстве зданий. По Кисё архитектор должен научиться выражать свои собственные культурные традиции и через симбиоз с другими культурами создавать новую архитектуру, которая будет нести в себе локальные и глобальные черты . Такая межкультурная архитектура является идеальной, она – гибрид архитектуры, в которой элементы разных культур сосуществуют в симбиозе; архитектура, которая существует в симбиозе с окружающей средой, в симбиозе с традицией и наиболее передовыми технологиями. Она придёт на смену интернациональному стилю модернизма. «Архитектура Века Жизни будет архитектурой, открытой региональным и городским контекстам, природе и окружающей среде. Она будет двигаться к симбиозу природы и человека, окружающей среды и архитектуры. В Эпохе Жизни различные культуры, сохраняя свою индивидуальность и самотождественность, будут влиять друг на друга, создавая новые ценности с иным значением» . 9 Реализованные проекты Данная теория воплотилась в архитектурных проектах Кисё Курокавы: Капсульная башня Накагин (Токио, Япония, 1970–1972), Рис 1. Рис. 2. Капсульная башня Накагин – это первое в мире капсульное архитектурное сооружение, предназначенное для использования - пример архитектуры метаболизма. Капсульный дом Накагин олицетворяет собой мегаструктуру, своеобразное домино. Дизайн башни ассоциируется с асимметричностью расположения клеток, где ячейки являются образами самих клеток. Башня Накагин реализует идеи метаболизма, обмена и является прототипом жизнеспособной архитектуры. Здание обладает незавершённостью образа, который намекает на эстетику Дзэн-буддизма. Благодаря мобильной природе модуля башня выглядит как живой организм, самодостаточный и способный к дальнейшему росту, обладает гибкостью, обратимостью, взаимоизменчивостью и эластичностью. Музей современного искусства (Хиросима, Япония, 1984–1988), Рис. 3. Музей современного искусства - первое здание такого рода, построенное после атомной бомбардировки. Он расположен на живописной возвышенности площадью 29 га, поросшей лесом и окружённый плотной городской застройкой. Имеет динамично- асимметричную композицию. Вход организован через "разорванное" 10 кольцо круглой площади. Очень интересно решено освещение экспонатов. В здании нет двух одинаковых помещений. Холм, на котором стоит музей, одет камнем. Все формы символичны и напоминают о трагедии Хиросимы. Музей является первым общественным институтом в Японии, посвящённым изучению современности. В Хиросиме слово "современный" означает период после атомной бомбардировки. Оно несёт особое значение, осуществляя связь между искусством и мирным временем. Здание располагается на 50-метровом холме на площади 75 акров, в пределах территории парка искусств Хидзияма, для которого Курокава также разработал план. Композиция включает в себя сад скульптур, образовательное учреждение под открытым небом, площадки обозрения, открытые пространства и природные прогулочные дорожки. Такая высотная площадка для музея напоминает Акрополь в Афинах, она окружены лесом и полностью защищена от шума города, простирающегося внизу. Многочисленные лестницы подобно речному руслу спускаются от музея в парк. Одна из них ведёт к центральной площадке комплекса. Оказавшись там, посетители проходят из галереи в галерею по первому этажу и затем только спускаются в подземные залы (для сохранения городской панорамы 60% здания скрыто под землёй). Поэтому здание представляет собой, по существу, крышу, 660 м длиной, дизайн которой напоминает традиционные в 19 веке склады. Обычные строительные материалы, такие, как камень, керамика и алюминий в современном сочетании создают эффект единства времени настоящего и будущего. 11 Republic Plaza (Сингапур, 1986 - 1995) Рис. 4. Площадь республики (небоскреб Republic Plaza) - один из трех самых высоких небоскребов в Сингапуре, расположенных в Raffles Place в центре города, центрального делового района Сингапура. Несмотря на крайне низкую вероятность подземных толчков и землетрясений, небоскреб Republic Plaza имеет защиту от данных природных катаклизмов. Главный вход в башню расположен на улице D"Almeida. Простая квадратная форма с закругленными кромки углами в основе была принята за основу дизайна башни. Башня плавно развернута на 45 градусов от оси первого этажа, чтобы обеспечить прекрасный вид на море с верхних этажей. Пасифик-тауэр (Париж, Франция, 1988–1991), 12 Рис. 5. Пасифик-тауэр функционирует как своеобразные «ворота города», т.к. башня играет роль моста и ворот для пешеходов, обеспечивая доступ к железной дороге, соединяющей районы Валми и Дефанс. Расположение относительно Большой Арки, а также отношение оси здания к городскому ландшафту были тщательно продуманы мастером. Пасифик-тауэр представляет собой и «городскую крышу», обеспечивающую район Дефанс пространством для специальных событий, отдыха и развлечения жителей. На крыше сооружения находится символический японский сад и комната для чайной церемонии. Лестница под большой крышей используется не только как проход для пешеходов, но и как открытый многофункциональный театр. Мост, по которому передвигаются пешеходы, символизирует традиционный японский тайко-баси. Симбиоз японской и европейской культур в сооружении воплощается намёком конструкции передней стены Пасифик-тауэр на сёдзи, а изогнутый фасад олицетворяет собой европейскую традицию масонской архитектуры, использующей готовые (сборные) камни. Пасифик-тауэр - это абстрактный символизм творчества Курокавы, использующего для выражения своих идей чистые геометрические формы. Международный аэропорт г. Куала-Лумпура (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992– 1998) 13 Международный аэропорт Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992-1998) Рис. 6. Терминальный комплекс международного аэропорта г. Куала-Лумпура (Малайзия, 1992-1998 гг.) - это современный аэропорт, удовлетворяющий мировым стандартам. Философия дизайна нового аэропорта заключается в слиянии малазийской культуры с современными технологиями, необходимыми аэропорту для запланированного функционирования и развития в будущем. Каркас здания напоминает традиционную мусульманскую архитектуру и воплощает идею симбиоза между передовыми технологиями и исламской традицией, между глобализмом и локальной культурой. Архитектурная композиция абстрактно-символична: абстракция выражается посредством геометрических форм здания, а символизм продуцируется из мусульманской традиции. Сад тропических растений, окружающий аэропорт, - это первый отличительный признак страны, встречающий прибывающих пассажиров. Симбиоз природы и архитектуры достигается с помощью концентрического сада и леса, окружающего строения. «Создание лесного массива вокруг аэропорта является наиболее эффективным способом блокирования шумового воздействия со стороны аэропорта». Метаболистические идеи архитектуры аэропорта г. Куала-Лумпура представлены реализацией симбиотического понятия «куста, скопления» построек. Комплекс планируется расширить в будущем прибавлением новых единиц. 14 Стадион Оита (Оита, Япония, 1996-2001) Рис. 7. Первым в мире стадионом с закрывающейся крышей среди сооружений олимпийского формата стал стадион «Большой глаз» в Оите. Он был построен в 2001 году. Используется для проведения матчей и тренировок футбольной команды «Оита Тринита»; здесь проводился Чемпионат мира по футболу в 2002 году. Вместимость этого сооружения – 43000 человек. «Большой глаз» также является сооружением с самым крупным в мире купольным перекрытием: его пролет составляет 274 метра. Свое необычное название он заработал еще в процессе строительства благодаря крыше, которая «мигала», как настоящий глаз, когда ее закрывали или открывали. Крыша, кстати, имеет двуслойную поверхность: нижний слой представляет собой фиксированный каркас, а верхний состоит из закрепленной и подвижной частей. «Глаз» можно открыть или закрыть полностью за 20 минут. В подвижной части крыши использована тефлоновая мембрана, которая позволяет поддерживать достаточную освещенность поля даже в пасмурный или дождливый день. Крыша приподнята над зрительскими местами на каркасе, что способствует хорошей вентиляции А так же многие другие. 15 Заключние Философия симбиоза Кисё Курокавы представляет собой интересный сплав японской культуры и постмодернистской философии. Эта концепция действительно отражает основные тенденции XXI в., века информационного общества, в котором архитектура будет соответствовать философии симбиоза, а её целью станет воплощение единства различных культур, плюралистическое творчество. Зодчий называет наступающий век эпохой симбиоза. Архитектор призывает уважать все культуры, призывает передовые страны с мощнейшим вооружением и высоким экономическим благосостоянием не навязывать развивающимся странам свой путь развития. Необходимо разнообразие культурных явлений, поскольку разнообразие заключено в основе самой жизни. Также зодчий восстаёт против трактовки архитектуры в терминах универсальности. Этим он вносит огромный вклад в теорию современной архитектуры, показывая, что невозможно свести культуру и архитектуру к универсальному, ограниченному набору истин. Автор восклицает, что каждый народ и каждая культура создают собственный неповторимый и уникальный архитектурный стиль. Курокава многое внёс не только в мировую архитектуру, но и повлиял на развитие мировой архитектурной мысли. Благодаря его философской концепции можно лучше понять архитектуру мастера. Мировое признание архитектурного творчества Кисё говорит о том, что философия симбиоза действительно востребована и значима в современном мире. 16 Литература 1. Kurokawa K. Kisho Kurokawa: selected and current works. Tokyo: Purotogarakishi, 1996. 2. Kurokawa K. Metabolism in architecture. London: Studio Vista, 1977. 3. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура. М.: Академия, 2007. 4. Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006. 5. Kurokawa K. From the Age of the Machine to the Age of Life // L’Arca. Milan: l"ARCAEDIZIONI. 2006. № 219. 6. Kurokawa K. Each One a Hero: The Philosophy of Symbiosis. Tokyo: Kodansha Int., 1997. 7. Kurokawa K. From the Age of the Machine to the Age of Life // L’Arca. Milan: l"ARCAEDIZIONI. 2006. № 219. 8. Курокава К. Нужно учиться сочетать прошлое и будущее // Строительство. М., 2007. № 1–2. 9. Курокава К. Архитектура симбиоза // АрхитектураСССР. М.: Стройиздат, 1984. № 5. 10. Курокава К. Философия симбиоза как новая система XXI века // К. Курокава: Московский государственный университет международных отношений МИД России. Философия симбиоза как новая система XXI века. М.: МГИМО, 2001. 11. Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006. 12. Kurokawa K. From Metabolism to Symbiosis. L.: Academy EDITIONS, 1992. 17

12 октября на 74-м году жизни скончался крупнейший японский архитектор Кисё Курокава (黒川紀章). В мировой архитектуре он был известен как апологет метаболизма.

Смерть Кисё Курокава для многих, кто знал об этом человеке, конечно, должна была показаться преждевременной. Дело не только в том, что японские мужчины в среднем живут около 80-ти, и человека на восьмом десятке лет в Стране восходящегося солнца язык никак не поворачивается назвать старым. Просто в последнее время Кисё Курокава был как никогда активен. Мало того что всевозможные сооружения, башни, музеи и аэропорты по его проекту возводидись (и продолжают возводиться) по всему миру, принося компании Курокава и ему лично сумасшедшие прибыли. Добившись мирового признания и известности в своей главной профессии, Курокава занялся также общественной и политической деятельностью: часто выступал в СМИ, основал собственную партию, в апреле этого года , а в июле – в депутаты верхней палаты японского парламента по токийскому избирательному округу (и те и другие выборы Курокава проиграл).

До последней минуты своей жизни Курокава продолжал бросать вызов окружающей его действительности, он искренно хотел, чтобы этот мир стал намного лучше. И всего себя отдавал этой цели. Прежде всего – в архитектуре. В своей книге-манифесте «Время машин и время жизни» Курокава как-то полемизировал с самим Ле Корбюзье, чья концепция здания как «машины для жилья» в то время была доминирующей. Представители же метаболизма (одним из основателем которого в 60-х годах и явился Кисё Курокава) воспринимали город как живой организм со всеми свойственными организму процессами – отсюда и экзотическое название движения. Они делили город на постоянные и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим произведением метаболизма признана первая же постройка Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио, включенная в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International. В 90-е годы Курокава стал одним из ведущих мастеров японского хай-тека.

Кисё Курокава родился 8 апреля 1934 года в префектуре Аити, архитектурное образование получил в Киотском и Токийском университетах. С 1962 года возглавлял компанию «Кисё Курокава – архитектор и сотрудники». Компания имеет главный офис в Токио и филиалы в Осака, Санкт-Петербурге, Куала-Лумпуре, Пекине и Калифорнии.

Среди главных работ Курокава – Городской музей в Нагоя, торговый центр Convention Center в Осака, Японо-германский центр в Берлине, торговый центр Melbourne Central в Мельбурне, Китайско-японский молодежный центр в Пекине, Tour Pacifique в парижском районе Дефанс, новое здание Музея Ван Гога в Амстердаме, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кисё Курокава также разработал генеральные планы нескольких городов в Азии. В последнее время он часто навещал Казахстан, работая по приглашению Нурсултана Назарбаева над генпланом столицы Казахстана Астаны. Здания Курокавы отмечены множеством наград в Японии, Франции, США, Великобритании, Китае. Его книги не раз получали литературные премии – например, «Философия симбиоза» удостоена Гран-при Японии по литературе.

Кисё Курокава также работал и в России. Он участвовал в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии в Петербурге, в мае 2007 года выиграл конкурс на проектирование торгово-развлекательного центра в Екатеринбурге. Будучи одним из членов жюри в конкурсе на строительство в Санкт-Петербурге административного центра «Газпром-сити», он вместе с еще тремя именитыми архитекторами вышел из его состава в знак протеста против победы «неорганичного для Петербурга проекта».

В августе 2006 года Курокава стал создателем проекта новой спортивной арены ФК «Зенит» на месте стадиона им. Кирова в Санкт-Петербурге. Как заявил генподрядчик строительства нового стадиона Григорий Фельдман, смерть архитектора на ход строительных работ никак не повлияет. «Конечно же, это очень печальное событие и с человеческой, и с профессиональной точки зрения. Ушёл такой корифей. Но всё, что нужно для строительства стадиона, Курокава уже сделал. Проект давно закончен и согласован, на всех документах стоит его подпись, никакие доработки не требуются», – пояснил Григорий Фельдман.

Сообщается, что Кисё Курокава умер 12 октября в одной из токийский больниц, куда он был госпитализирован за три дня до смерти, от сердечной (по другой версии – полиорганной) недостаточности. Прощание с выдающимся японским архитектором состоялось 14 октября в Токио. У Курокава осталась жена – 73-летняя актриса Аяко Вакао (они прожили вместе 24 года), а также двое детей от первого брака.

Вы также можете зайти на сайт Кисё Курокава (на английском, японском и китайском).

June 7th, 2016

Смотрели мы с вами как то на , а вот еще одна интересная идея. Башня-капсула «Накагин» была построена в 1972 году по проекту японского архитектора Кисе Курокава. Можно сказать, что это первое в мире «капсульное» жилое здание

Японский фотограф Норитака Минами (Noritaka Minami) четыре года снимал построенное в токийском районе Гинза здание.

Вот некоторые из его фото...

Фото 2.

Оно состоит из 140 отдельных модулей-капсул, в которых находятся офисы и апартаменты для жилья. Капсулы - это блоки размером 4 на 2,5 метра, закрепленные на бетонном каркасе с помощью всего четырех болтов. Каждая капсула – законченный жилой модуль, который имеет возможность функционировать в качестве совершенно отдельного подразделения - самостоятельной жилой площади, к тому же капсулы в состоянии подключаться к друг другу. Их можно заменять, добавлять, переставлять, выкидывать по мере износа.

Фото 3.

В этих модулях-капсулах есть всё самое необходимое для жизни: кровать, стол, ванная комната с туалетом, кондиционер, телевизор, телефон и так далее. Изготовление этих блоков и внутренняя отделка капсул осуществлялись на заводе в префектуре Сига, находящемуся в 500 км. от строящегося здания Накагин, и готовые капсулы везли по автостраде на специальных трейлерах. На месте же эти блоки-капсулы устанавливали только при помощи кранов. Подобный процесс в то время считался неслыханным делом. У входа на первом этаже "Накагин тауэр" был выставлен образец капсулы в натуральную величину. Это пространство, напоминающее внутреннее устройство космического корабля, для японцев казалось воплощением детских фантазий о "секретных космических базах" (из одного японского детского мультфильма).

Такой блок легко заменить: их изготавливают на заводе и устанавливают на место с помощью крана. Все необходимые коммуникации - лифты, лестницы, различные трубы и провода располагаются внутри бетонного каркаса. Высота дома - тринадцать этажей.

Фото 4.

Nakagin Capsule Tower является ярким примером архитектурного стиля под названием «Метаболизм», который зародился в Японии и предполагает модульность, высокую адаптивность, возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с меняющимися требованиями жизни.

Метаболизм - (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в., пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг.

Фото 5.

Автор Nakagin Capsule Tower - Кисё Курокава, 1960 годах стал одним из основателей движения архитектурного метаболизма. Это направление сразу завоевало популярность. В отличие от доминирующей в то время теории Ле Корбюзье (здания как «машины для жилья»), метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными ему процессами. Они делили его на постоянные и временные элементы - кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени.

Фото 6.

Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства». Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой - вариационными «ячейками», благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид.

Фото 7.

Башня Nakagin Capsule Tower в Токио прославила Кисё Курокаву на весь мир, была признана лучшим произведением метаболизма и включена в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International, а копию одной из «капсул» в натуральную величину сейчас посещают многочисленные туристы.

Фото 8.

В 2007 году жильцы «Накагина», сославшись на стесненные условия и на содержание в конструкциях здания асбеста, проголосовали за его снос. Желая спасти свое творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни. План реконструкции поддержали основные архитектурные ассоциации Японии, в том числе Японский институт архитектуры, но из-за больших финансовых затрат работы так и не начались

После этого большинство жильцов съехали и забросили свои квартиры.

Фото 9.

Кисё Курокава родился в 1934 году в Нагое, учился в Киото и Токио. В 60-е движение архитектурного метаболизма, одним из основателей которого был Курокава, стало последним словом архитектурной мысли. В своей книге-манифесте «Время машин и время жизни» молодой японец полемизировал с самим Ле Корбюзье, чья концепция здания как «машины для жилья» в то время была доминирующей.

Фото 10.

Несмотря на успех на международной выставке в Осаке в 1970 году, группа метаболистов распалась. Но Курокава продолжал развивать ее идеи в своем творчестве и теоретических трудах. Среди главных его работ – Городской музей в Нагое, торговый центр Convention Center в Осаке, Японо-германский центр в Берлине, торговый центр Melbourne Central в Мельбурне, Китайско-японский молодежный центр в Пекине, Tour Pacifique в парижском районе Дефанс, новое здание Музея Ван Гога в Амстердаме, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кишо Курокава также разработал генеральные планы нескольких городов в Азии. В последнее время он часто навещал Казахстан, работая по приглашению Нурсултана Назарбаева над генпланом столицы Казахстана Астаны. Здания Курокавы отмечены множеством наград в Японии, Франции, США, Великобритании, Китае, его книги не раз получали литературные премии – например, «Философия симбиоза» (Philosophy of Symbiosis) удостоена Japan Grand Prix of Literature.

Фото 11.

С 1962 года Кисё Курокава возглавлял компанию «Кисё Курокава – архитектор и сотрудники». Компания имеет главный офис в Токио и филиалы в Осака, Санкт-Петербурге, Куала-Лумпуре, Пекине и Калифорнии.

Добившись мирового признания и известности в своей главной профессии, Курокава занялся также общественной и политической деятельностью: часто выступал в СМИ, основал собственную партию, баллотировался на пост губернатора Токио и в депутаты верхней палаты японского парламента по токийскому избирательному округу.

Фото 12.

Кисё Курокава также работал и в России. Он участвовал в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии в Петербурге, в мае 2007 года выиграл конкурс на проектирование торгово-развлекательного центра в Екатеринбурге. Будучи одним из членов жюри в конкурсе на строительство в Санкт-Петербурге административного центра «Газпром-сити», он вместе с еще тремя именитыми архитекторами вышел из его состава в знак протеста против победы «неорганичного для Петербурга проекта».

В августе 2006 года Курокава стал создателем проекта новой спортивной арены ФК «Зенит» на месте стадиона им. Кирова в Санкт-Петербурге.

Фото 13.

Вдохновившись идеями Кисё Курокавы, в Бобруйске (Белоруссия) в 70-х годах прошлого века выстроили здание. Спустя какое-то время жильцы утомились от сурового минимализма идей Курокавы, и озаботились вопросом хранения запасов квашеной капусты на балконе. В результате к облику бобруйского здания были добавлены некоторые не предусмотренные почитателями Курокавы архитектурные излишества.

40 лет прошло с момента постройки "Капсульной башни Накагин", и то, что здание устаревает – это факт. Стоит отметить, что ни одна капсула так и не была заменена. Судя по всему, отсоединить и заменить одну капсулу на самом деле не так то и просто. Компания, в ведении которой находится Накагин, настаивала на снесении здания и строительстве нового. Курокава Кисё скончался в 2007-м году, но он до последнего утверждал, что все проблемы Накагин Тауэр можно решить заменой первоначальных капсул. На советах "Ассоциации архитекторов Японии" многие выступают в поддержку сохранения здания, некоторые даже считают, что "Капсульную башню Накагин" надо внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но никто не знает дальнейшую судьбу здания.

Фото 14.

Сейчас, в 2013 году, "Капсульная башня Накагин" поддерживается в более или менее приемлемом состоянии, и в последнее время, сюда вселяется много людей на непродолжительное время. Привлекательна стоимость аренды модуля-капсулы в месяц, расположение здания Накагин в центре Токио. В то же время это здание своей особой атмосферой вдохновляет многих на творческую деятельность – возможно, дух бросившего вызов уходящей эпохе своими ценностями Курокава Кисё, своим безумным запалом и сейчас горячо будоражит идеи в молодом поколении творческих людей, выбравших местом жительства "Капсульную башню Накагин".

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

источники




Top