URBAN в культуре. Главные события Urban Culture Festival: гид по фестивалю

Лето — самое время для того, чтобы надеть кеды и шорты, забросить на плечи рюкзак и отправиться на музыкальный фестиваль, коих летом всегда великое множество. Сегодня мы хотим рассказать вам о популярных фестивалях уличной культуры в России. За материал выражаем благодарность Марии Георгиевской.

Скейтеры выписывают пируэты на асфальте, вейперы пускают клубы пара, а граффитчики рисуют на стенах черепа в банданах - улица живет, и над этим всем раскачивается бит. Рэп-музыка - саундтрек к жизни в духе стритстайл.

Стритстайл как повседневность.

Улица живет по своим законам - в противоположность домашней тишине и уюту, она динамична и порой неприветлива. Как говорил Цой: «Меня ждет на улице дождь. Их ждет дома обед». Но стритстайл адепты жертвуют тишиной ради свободы самовыражения.

Улица не требует диплома и не смотрит на ваш профессиональный опыт. Закон прост: если тебе есть что сказать - скажи это. Поэтому не существует академий для скейтеров и вузов для руферов. Улица учит и принимает экзамен. Это сцена, выставочное пространство и ринг для любителей свободы.

Стритстайл просочился и в моду. Мы наблюдали «бархатную революцию» в одежде, когда топ-менеджеры крупных компаний сменили деловые костюмы на джинсы и толстовки, а телевизионные дивы перешли с каблуков на кроссовки. Сегодня белые «сникерсы» так популярны, что появляются первые специализированные химчистки (ссылка). Уже никого не удивить и кедами, надетыми под платье, а слово «бойфренды» все реже означает «мужчины».

Улица несет в мир свое сообщение и голос этой культуры - хип-хоп. В своих текстах рэперы отражают жизнь без цензуры. За это хип-хоп порицали со момента его возникновения. Участников одной из первых рэп-групп N.W.A упрекали в откровенных рассказах о наркотиках и криминальном беспределе в черных кварталах Америки. На это солисты отвечали, что просто показывают то, что сами видят каждый день. В итоге участников арестовывали прямо на концертах, что все равно никого не останавливало - выйдя на свободу, рэперы продолжали исполнять свои песни. Уличная культура бескомпромиссна. Даже будучи под запретом она привлекала массу последователей, и сейчас, когда свободы стало больше - количество адептов стритстайла возросло.

Популярные российские фестивали уличной культуры

Погрузиться в разнообразный и динамичный мир стрит-культуры можно на многочисленных фестивалях. Например, 13 мая в день рождения дизайн-завода «Флакон» прошел URBAN FEST. Фестиваль представил «традиции» и «новации» уличной культуры. Так, одни площадки вместили граффити, стрит-арт, битбокс, брейк-данс, паркур и BMX, а другие - капоэйру, стретчинг, кроссфит, йогу и воркаут. Отдельную зону организаторы выделили под кибертурниры с использованием технологий виртуальной реальности. URBAN FEST - исконно молодежный фестиваль, ежегодно его организует студенческий совет Финансового университета.

Более масштабное событие - Snickers Урбания - проходит в нашей стране уже 16 лет. На этом фестивале себя показывают молодые таланты - представители основных направлений уличной культуры. На специальных площадках проходят соревнования по граффити, экстремальным видам спорта, уличным танцам и альтернативной музыке. Так о себе заявил популярный сегодня рэпер Noize MC. Исполнителя пригласили вести площадки и конкурсы мероприятия, также рэпер записал гимн Snickers Урбания , который несколько лет звучал на фестивале.

Также в России проходит выставка уличной культуры FACES&LACES , которая в недавно отметила свое десятилетие. В этом году событие пройдет в Парке Горького 12 и 13 августа. FACES&LACES - это интерактивный выставочный проект, посвященный актуальной уличной моде и спорту, субкультурам, кастом-культуре, визуальным коммуникациям и альтернативному современному искусству в России. Свои продукты презентуют бренды одежды, ритейлеры, дизайнеры, художники, D.I.Y. и творческие объединения. Также в рамках выставки проходят соревнования по экстремальному спорту, а на музыкальных площадках выступают артисты со всего мира.

Очень объемно уличную культуру представит Urban Culture Festival . Мероприятие состоялось в Москве 27-28 мая и пройдет в Санкт-Петербурге 3-4 июня. Фестиваль выделяет зоны не только для традиционных уличных танцев, граффити и экстремальных видов спорта, но и для таких свежих направлений как: вейпинг, барберинг, воркаут и руфферинг. Также на главной сцене выступят более 20 популярных исполнителей - неприкрытая жизнь зазвучит на разные голоса: в дымном нуаре Скриптонита, болезненных заломах Хаски и надрывном «где я» Нигатива. Для Скриптонита концерт фактически станет премьерой его нового альбома «Праздник на улице 36», который был представлен 24 мая. Также в рамках фестиваля пройдет рэп-баттл - SLOVO проведет турнир для десяти участников.

На перечисленных мероприятиях рэп музыка выступает основным музыкальным сопровождением и даже полноправным участником. При этом в России есть событие, где хип-хоп становится главным героем. RAP MUSIC - конкурсный фестиваль, который ежегодно проходит в Москве с 1994 года. Создатели мероприятия - старейшая российская рэп-группа Bad Balance. Цель фестиваля - развивать хип-хоп культуру и поддерживать начинающие коллективы. За победу в RAP MUSIC борются 10 молодых групп, которых оценивают хип-хоп деятели страны, занимающиеся рэп музыкой более 10 лет.

Чтобы быть в курсе последних событий в мире музыки и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на Apelzin.ru в социальных сетях

Основные составляющие уличной культуры зародились в 80-ых годах условиях урбанизации крупных городов США. Афроамериканское население Америки боролось за свои права и искало способы самовыражения. Так появилась субкультура, которая набрала всемирную популярность за последние годы — хип-хоп (англ. hip hop ). Уличное движение хип-хоп — это брейкданс , граффити , диджеинг и эмсиинг. Последний получил широкое распространение по всему миру. Русскоязычные музыкальные исполнители добавили в него особенности менталитета, присущие той или иной стране.

Уличная культура — это не только характерная музыка и стрит арт. Хорошая физическая форма и умение выполнять сложные элементы на спортивных снарядах имеют не последнее значение в уличной философии.

Сила тела и духа в движении

Движение workout (рус. — «тренировка») уже долго время является альтернативой занятиям в спортивных секциях для молодых ребят. Специфической особенностью этих уличных гимнастических занятий является отсутствие каких-либо ограничений и рамок. Основные места для занятий — спортивные площадки с турниками и брусьями. У сторонников воркаута , как правило, нет графика занятий и других обязательных аспектов. Основная цель движения — ведение здорового образа жизни и совершенствование собственного тела , основное преимущество — доступность и отсутствие финансовых вложений.

Любители экстрима в своих занятиях используют уличные здания и конструкции, а также особенности ландшафта. Паркур и фриран подразумевают выполнение акробатических упражнений на улицах города . В этом наглядно проявляется некая связь, синтез человека с урбанистической средой: он подчиняет ее особенности своим целям.

Основные особенности уличной культуры и спорта:

  1. Свобода и уважение прав отдельного человека;
  2. Поиск себя и своего места в обществе;
  3. Активная общественная позиция;
  4. Свобода самовыражения;
  5. Отсутствие обязательности, ограничений или предписаний в любых аспектах;
  6. Отсутствие стереотипов, предрассудков и дискриминации;
  7. Стремление к самосовершенствованию и др.

Уличная культура – то, что движет улицы городов своей энергией. Это течение, которое не перестаёт развиваться и манит людей своим разнообразием, безграничностью и свободой. Эта культура, которая открыта для всех, кто пожелает к ней прикоснуться, и мы хотим познакомить вас с ней поближе!

Сейчас уличной культурой принято называть практически все виды молодёжного течения, которые не соответствуют стандартам академического искусства, официального спорта и других традиционных направлений деятельности. Так, изобразительное искусство перенеслось с полотен на стены домов, вместо классических направлений танца на замену пришли такие, как хип-хоп, брейк данс, хаус, а ролики и велосипед перестали быть просто средством передвижения. Современная культура не знает возраста, гендерных различий и социального статуса, она открыта для всех и тем самым притягивает в свои ряды всё больше людей. Неудивительно, что в последнее время развитие культуры происходит с невероятной скоростью: появляется всё больше площадок для современных видов спорта: скейтпарков, обучающих секций, направленных на развитие организаций, а также огромное количество мастер-классов и фестивалей (об одном из них мы расскажем в конце). Также наравне с традиционными видами спорта проводятся соревнования по экстремальным видам спорта от регионального до международного уровня. Современное искусство обретает место жительства в музеях и на различных выставках, а музыканты, начинающие свою карьеру на улицах, становятся известными на весь мир.

Чтобы иметь больше представления о том, что же из себя представляет уличная культура, мы рассмотрим некоторые её направления с их удивительной историей возникновения и людьми, которые внесли вклад в её развитие.

Стрит-арт

Стрит-арт – это направление современного художественного искусства урбанистического характера. К нему относят граффити, постеры, трафареты, инсталляции. Ещё в далёком 1918 году, когда российскими футуристами был опубликован декрет «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», одним из напутствий было: «Пусть улицы будут праздником искусства для всех». Нам не нужно идти в музеи и на выставки, чтобы видеть творчество уличных художников. Для этого достаточно просто выйти на улицу и обратить внимание на привычные нам детали, ведь даже стикеры на поручнях в метро или на трубах – одно из проявлений стрит-арта. И одним из самых известных людей в этой области по праву является Бэнкси, работы которого знают даже люди, не интересующиеся стрит-артом. Его картины хранятся в музеях Лондона и Нью-Йорка, за большие деньги уходят с аукционов и, конечно, украшают стены домов.

Street dance

Уличные танцы берут начало в 70-х годах прошлого века, когда в Нью-Йорке образовалась основная хип-хоп платформа. Образованию этого течения способствовали афроамериканцы, для которых танец стал способом самоутверждения и противостояния расовой дискриминации. Сейчас уличные танцы полны разнообразием подгрупп: крамп, футворк, брэйк-данс, хип-хоп, крип-волк и другие. Родоначальником хип-хопа принято называть Калифа Селлерса, которому удаётся быть хореографом, танцором, лектором, ди-джеем и музыкальным продюсером. Калиф снимался в различных клипах, ТВ-шоу и кинофильмах и сотрудничал с Уиллом Смитом и Дайаной Росс.

Паркур

Паркур – это искусство рационального перемещения, преодоления препятствий. «Натуральный метод», разработанный для тренировки солдат Жоржем Эмбером в начале 20-го века, был придуман во время наблюдения за туземцами во время охоты и считается истоком паркура. Развивать этот метод продолжил Раймонд Бель, используя сначала в военной службе, а затем и для спасения людей, работая в пожарной охране. Но паркур, каким мы его знаем сейчас, начал развивать его сын Дэвид со своей командой «Ямакаси», известной по одноимённому фильму. Дэвид Бэль ввёл и особую философию, призывая принимать мир как тренировочную площадку, обходя жизненные преграды, не создавая себе границ. Его высказывание «Нет границ, есть лишь препятствия» до сих пор являются девизом философии паркура.

Рэп

Рэп – один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки, однако используется и в других жанрах. Это ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит. Рэп пришёл к нам из 70-х годов от афроамериканцев Нью-Йоркского района Бронкс, куда его привезли Ямайские ди-джеи, в том числе и Кул Герк (Клайв Кэмпбелл), которого и считают родоначальником рэпа. Тогда же рэп-баттлы стали неотъемлемой частью культуры хип-хопа, которая продолжает своё существование и по сей день. В наши дни рэп продолжает активно развиваться и является одним из самых популярных музыкальных жанров.

Скейтбординг

Катание на доске – скейтборде – экстремальный вид спорт, существующий уже больше полувека. Считается, что изобретение скейтборда – дело рук rалифорнийских сёрферов и приходится на 50-е года прошлого столетия. Чтобы быстрее спускаться к океану с сёрфами, они приделывали колёса от роликовых коньков к доскам. К этому занятию не относились серьёзно до 60-х годов, когда появилось фабричное производство скейтов и первые соревнования по фристайлу и скоростному слалому. В 70-е появилась команда Zephyr, которая внесла огромный вклад в развитие скейтбординга. Один из участников команды Алан Гелфанд придумал трюк «олли», который и сейчас является базовым и необходимым для дальнейшего обучения трюкам на доске. Множество соревнований разного масштаба проводится по скейтборд-дисциплине, а количество скейтпарков растёт, делая этот вид спорта всё более доступным.

А для тех, кто хочет поближе познакомиться с уличной культурой, в Москве и Санкт-Петербурге пройдёт Urban Culture Festival. 2 дня насыщенной программы погрузят вас в атмосферу хип-хопа, экстремального спорта и смешения субкультур. На фестивале вас ждут: Tattoo, Skate & BMX, Rap Battle, Street Dance, Barber, Workout, Spray Art, Kustom, Market и другие, объединяющие тематические проекты. На фестивале выступят такие яркие исполнители, как Anacondaz, Noise MC, Скриптонит, Little Big, Дана Соколова и многие другие.

Вторая половина XX века определила начало бунта индивидуальности как в масштабах отдельной личности, так и общества в целом. Либерализация законодательства, стремительное развитие технологий, рост самоосознанности общества с начала 60-х буквально развязали руки населению США и Европы. Многочисленные движения за гражданские права человека, в том числе движения против расовой дискриминации вынудили верхи государств законодательно признать права и свободы граждан. Дух свободы и борьбы за нее буквально пронизывал все сферы культурной жизни общества 60-70-х годов. Некоторые проявления этой борьбы носили иногда и незаконный характер. Экономический спад 70-х, реформы и массовая приватизация лихорадили и без того нестабильное положение простых граждан. Как следствие — постоянные протесты, рост преступности, необходимость жестких мер, которые не заставили себя ждать. Стремительные политические и экономические перемены, в сочетании с техническим прогрессом и всеобщей компьютеризацией сформировали несколько поколений, настолько отличающихся от предыдущих и последующих, что их можно смело назвать представителями возрождения XX века.

Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/

Расцвет крупных городов, городского образа жизни, городской культуры как раз пришелся именно на этот период времени. Возникновение множества субкультур, отличающихся кардинально друг от друга: панки, рокеры, хиппи, и многих других, можно объяснить исключительно стремлением к свободе самовыражения. Условно всех их можно разделить исходя из музыкального стиля представителей каждого движения. Мегаполис 60-80-х был ярким и многоголосым муравейником, наполненным совершенно самобытными представителями различных субкультур. Хардкор, металл, андеграунд, поп, фанк, хип-хоп, современный R&B — музыкальный мир, полный экспериментов и новых технологий. Изобретение электронных музыкальных инструментов открыло новые возможности, начав эпоху искусственного звучания. Всплеск диджеинга и рост популярности электронной музыки положили начало уже современной электронной музыкальной культуре. Музыка — это лишь небольшая часть огромного «айсберга» формирующейся городской культуры. Многочисленные виды искусства городских улиц — танцы, уличные виды спорта, уличная мода стали символом целой эпохи. Например, граффити — ранее считавшееся вандализмом, спустя несколько десятилетий признано видом современного искусства. Стихийное, яркое, самобытное, и даже космическое явление в серых буднях городских улиц и промышленных районов. Как ни странно там, как и например, в бывшей бумажной фабрике на окраинах Берлина, живет… искусство! Да, настоящее современное искусство. Только в качестве холста — обшарпанные стены заброшенной фабрики, а вместо масла — безудержная фантазия и баллончик в руках. Практически все помещения бумажной фабрики имеют своих чудесных обитателей: маленьких и больших (но очень милых) монстров, внеземные растения (или животных), и даже Большого Босса с сигарой в зубах. Заброшенная фабрика в Эберсвальде — настоящая удача для уличных художников. Это своеобразная мастерская и одновременно галерея представителей уличного искусства.

Изменения в образе жизни людей наложили свой отпечаток на восприятие всех ее сфер. Архитектура городов, прежде подчиненная строгому планированию, начала меняться. Нужды горожан начали учитываться при проектировании городских пространств. По мнению Джейн Джекобс, одной из основоположниц нового урбанизма, живой и разнообразный город, основанный на спонтанном порядке и различных механизмах саморегулирования, во всех отношениях куда более пригоден для жизни, чем реализация любой градостроительной теории, сколь бы продуманной она не выглядела. Ее книга «Смерть и жизнь больших американских городов» вышла в свет в 1961 году и практически сразу стала бестселлером. Идея Джейн Джекобс о том, что большие города - естественные генераторы разнообразия и инкубаторы начинаний и всевозможных идей, то есть в какой-то степени самостоятельные «живые организмы», произвела настоящий фурор.

Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/

Но процессы генерации все же необходимо регулировать, соблюдая определенные правила: небольшая протяженность кварталов, равномерное сочетание старых и новых построек. Городская архитектура 60-70-х годов поражала воображение яркостью и самобытностью: необычная форма зданий, линии которых были заимствованы их живой природы, криволинейные формы и запоминающиеся образы. Например, аэровокзал компании TWA в Нью-Йорке архитектора Эро Сарринена 1962 года постройки напоминает морского ската.С 70-90-х годов наступает эпоха постмодернизма: зеркальных небоскребов и зданий с необычным сочетанием причудливых форм.

Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/

Технологический прогресс во всех сферах, в том числе и в архитектуре, был бы невозможен без всеобщей компьютеризации общества. Необычайный прорыв в сфере компьютерных технологий преобразил жизнь тогдашнего и современного человека, ускорив темп и улучшив ее качество. Современные реалии бешеного ритма мегаполиса не представлялись бы возможными без разработок компьютерных гениев 70-90-х годов XX века. Подумать только, первый персональный компьютер был собран несколькими подростками в отцовском гараже! Феномен корпорации Apple — олицетворения духа свободы и самореализации обязан исключительно личности ее создателя, ставшего человеком — легендой — Стива Джобса. Современный житель мегаполиса вряд ли представляет свою жизнь без iPhone, ipad, Mac или ipod. Сам бренд Apple стал настоящим символом эпохи, а не просто очередным модным гаджетом.

Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/

Другая составляющая повседневной городской жизни, необходимая в настоящее время, как воздух — это сеть интернет. Всплеск ее распространения также приходится на 90-е годы. Один из поисковых гигантов — Google, который родился в комнате студенческого общежития, на все сто передает одну из вечных ценностей всех времен. «Don’t be evel!» — не будь злом — вещает негласный лозунг Google. Корпорация признана одним из лучших работодателей в мире, и вполне отвечает этому званию. Кстати, офисы компании Google отражают самую современную версию городского стиля с индивидуальными чертами каждой страны. На фото — офис в Москве.

Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/

История urban стиля относительно молода, но крайне неоднозначна, так как является прямым отражением индивидуальности эпохи нового времени, свободных и ярких личностей, живущих яркой и насыщенной жизнью, при этом не забывающих о своих корнях и исторических ценностях.

О других современных стилях интерьера:

Другие стили в интерьере, ставшие основой URBAN - стиля:




Top