В каком жанре писал свои. Васнецов

Два вопроса: «Какой вы писатель? Что вы пишете?» — задаются в любой аудитории. От того, как вы на них ответите, будет зависеть: купят ли вашу книгу и расскажут ли своим знакомым об авторе, с которым встретились. Причем что вы отвечаете менее важно, чем как вы говорите. Если вы спотыкаетесь, мямлите и краснеете, вопрошающий обязательно припомнит это, когда будет решать: купить вашу книгу или нет. Уверенность же в ответе представит вас автором, стоящим внимания, привлечёт потенциальных читателей и последователей вашего писательского бренда.

1) Знайте свой жанр . Жанр – это гарантированная целевая аудитория, это очень важная часть поля деятельности писателя. Многие авторы склонны избегать обсуждения одного жанра, ссылаясь на то, что их творчество многожанрово. Они считают: сужение творческого поля до конкретного жанра может лишить их потенциальных читателей. Эта точка зрения может быть верной, но только не для начинающего писателя. Если последний не в состоянии или не желает определить свой жанр, то тем самым подвешивает своё писательское поле в безвоздушное пространство и сбивает с толку потенциального целевого читателя (= покупателя). Любой покупатель ищет и рассчитывает приобрести вполне определённый товар, и если писатель в считанные секунды (пока принимается решение купить или не купить) не может объяснить, что за книгу он написал, читатель уходит без покупки.

2) Знайте своё место . Чтобы читатель получил ясное представление о том, какой вы писатель, назовите одного-двух творчески близких вам известных авторов. Сравнить своё творчество с работами известных писателей – это обычная и хорошо зарекомендовавшая себя практика писателей на творческих встречах с читателями или в первом общении с редактором. Достаточно сказать: «Я пишу в духе Салтыкова-Щедрина», и читателю станет ясно: вы пишете художественную политическую сатиру. И в какой ряд великих вы себя сразу ставите! Так или иначе, крайне полезно выбрать себе образец для подражания, чьим письмом и карьерой вы восхищаетесь, и ссылаться на него.

3) Знайте, кто в вашем жанре работает ещё и что пишет. Абсолютное большинство читателей интересуются не автором, а произведениями определённого жанра. На вопрос: «Что читаешь?» человек обычно отвечает: детектив, роман, публицистику, а не называет фамилию автора, если это не мировая величина. Это у известных писателей появляются верные поклонники и последователи: они создают клубы, покупают подряд все книги кумира, просят автографы… А безызвестный автор должен искать свою целевую аудиторию в первую очередь через жанр, и уж потом жанровый читатель оценит его талант. На любой встрече, при любом разговоре возникает вопрос: а знает ли писатель своих жанровых однокорытников? При этом читатель или редактор может простить, что вы не прочли ту или иную книгу своего однокорытника, но никогда не простит, если вы даже не знаете имени последнего.

Итак, вы должны не только уметь чётко рассказать о себе, какой вы писатель, но знать о вашей новой профессии всё, в первую очередь – всё о выбранном жанре.

Чтобы правильно выбрать жанр художественной литературы, автор должен хорошо знать самого себя. Чехов не смог написать ни одного романа, хотя неоднократно говорил друзьям об этом своём намерении. Роман – жанр не для чеховского таланта: у писателя оказался не романный тип художественного мышления. Однажды Чехов излагал Горькому замысел своего романа, но это, как позже написал Горький , был цикл новелл, а не роман в классическом понимании. Но не все такие скромные, как Чехов . Автор с нероманным типом художественного мышления, но пренебрегший этим фактом, поэт Пастернак , написал «Доктора Живаго» – самый плохой роман о Гражданской войне, роман, который вменяемому читателю невозможно дочитать до конца. В советское время относительно этого романа даже возник издевательский термин: «роман, написанный поэтом».

Как же практически выбрать жанр?

Васнецов. Витязь на распутье.

Выбор жанра определяется, кроме интереса, характером автора, типом его художественного дара. Писателем не становятся, им рождаются. Скромный человек не будет писать мемуары о себе, любимом, а нескромный Казанова, раб своих чувственных ощущений, написал более чем откровенные мемуары, не позаботясь даже об изменении имён многочисленных персонажей, и тем самым подставив их.

Писать нужно о том, что вы достаточно хорошо знаете или легко можете себе вообразить. Правда, здесь есть свои подводные камни. Так, профессиональный историк не может писать исторические романы: ему, как профессионалу, стыдно перед строгими коллегами-историками, что занимательности ради приходится сочинять разную небывальщину.

Как определиться? Задайтесь вопросами: я интересуюсь всем подряд? мне становится скучно на длинных проектах? я всё время ставлю себе новые творческие задачи? Если на такого рода вопросы вы отвечаете положительно, то вы, скорее всего, писатель-универсал. По медицинской квалификации – вы терапевт (Чехов ), а не нейрохирург. Писатель-универсал должен выбирать короткие проекты, чтобы постоянно переключаться на новые темы, придумывать новых героев. Его поле деятельности: рассказы, драматургия, интернет-издания, копирайтинг, научно-популярные статьи, стихи. Он не сможет написать эпический или исторический роман, или тот же производственный роман о шахтёрах, об освоении космоса, о русском лесе.

Если же вы на вопросы: я хочу знать всё об одном предмете? я вижу этот предмет узко и глубоко? я одержим одной темой? отвечаете положительно, то вы, скорее всего, писатель-специалист. Одни специалисты имеют формальное образование по интересующей их теме, другие осваивают тему через личный опыт или изучение материалов. Например, профессиональные зоологи очень часто пишут прекрасные научно-популярные книги по «своим» группам животных. Трудность для них заключается в том, что для широкой аудитории нельзя писать скрупулёзно правильно, по науке, суша тем самым материал. Чтобы закончить проект, специалистам обычно требуется денег гораздо больше, чем универсалам. И ещё специалисты кладут все яйца в одну корзину: случись что с корзиной – и пропитанию конец. Поле деятельности писателя-специалиста: романы, публицистические книги, профессиональные проекты, специальные блоги в интернете и колонки в печатных изданиях. Так, писатель-незоолог, начитавшись специальной литературы и насмотревшись, может написать сильное художественное произведение, где будут достоверно изображены те же группы животных, только они не будут главными героями, как у профессионального зоолога.

У большинства людей специализация и универсализация выражены не чётко, и поэтому выбор направления в художественном творчестве часто бывает весьма нелёгким. Ошибаются многие, особенно если рядом нет наставника. И это приводит к разочарованию, страданиям, потере времени и денег, а нередко – к отказу от писательских амбиций.

Что предпочесть: специализацию или универсализацию? У специалистов и универсалов есть свои достоинства и недостатки. Даже универсалы должны выбирать тематические и жанровые ниши для своей работы – хотя бы ради того, чтобы обзавестись длительными профессиональными отношениями и возможностями издаваться. И хотя у универсалов более диверсифицированная непотопляемая стратегия («курочка по зёрнышку клюёт»), они распыляются и часто страдают от бесконечной погони за очередными проектами, чтобы поддерживать поток своих доходов. Универсал, работая в жёстких условиях постоянного переключения с жанра на жанр, как правило, не добивается такого признания, какое специалист получает в своём жанре. Исключения – гении: Пушкин.

Примеры выбора жанра. Вы хотите написать о Куликовской битве или об ещё не осуждённом серийном убийце. В первом случае можно выбрать жанры исторического или военного романа, научной или научно-популярной литературы, поэмы, драмы, но нельзя выбрать сатиру или эссе, поскольку в рамках последних жанров невозможно показать ключевой эпический элемент события великой битвы. Во втором случае, если вы, например, хотите сами раскопать новые факты о злодее, то тема становится не столько художественной, сколько исследовательской, тогда триллер уже не получится, а выйдет журналистское расследование – без художественных прикрас, вымышленных героев и сюжетных линий, без изменённых имён и т.п. Ясно, что по стилю, тону, требованиям точности, соотношению фактов с вымыслом, композиции, словарному содержанию и т.п. жанр триллера существенно отличается от журналистского расследования, хотя тема одна. Если же автор берёт в СМИ или негласно покупает у полиции информацию (сюжет) об уже осуждённом серийном убийце, то спокойно меняет имена, место, время, придумывает занимательную фабулу и получается триллер. В обоих случаях автор несёт ответственность за написанное, но это будет разная ответственность.

Чехов по профессии был врачом – и это, с его слов, мешало творить. Вот что писал И.Л.Леонтьев-Щеглов о своей встрече с Чеховым в 1888 г.:

«Дописав страничку, Чехов кладёт перо и оборачивается ко мне:

— Это утро, Жан, я думал о вас… всё думал, отчего вы так мало сравнительно пишете! И, знаете, отчего это?

Он встал и, подойдя ко мне, тоном трогательной отеческой журьбы продолжал:

— Всё оттого, что вы до чёртиков субъективны! Так, Жан, нельзя… Нельзя выворачивать только пережитое – этак ведь никаких нервов не хватит!! Писателю надо непременно в себе выработать зоркого, неугомонного наблюдателя… Настолько, понимаете, выработать, чтоб это вошло прямо в привычку… сделалось как бы второй натурой!..

Я заметил Чехову, что в тридцать лет не так-то легко себя переделать, и что он, как врач по профессии, находится в этом отношении в более благоприятных условиях.

— Ну, этого не скажите, – проговорил Чехов, задумчиво пощипывая свою бородку. – Мне медицина, напротив, скорей мешает предаваться вольному искусству, мешает, понимаете, в смысле непосредственности впечатления! Как бы это вам объяснить потолковее?..

Чехов принялся ходить взад и вперед по комнате – обычная его повадка, когда он хотел что-нибудь рассказать или доказать, – потом остановился у окна и заглянул на освещённый луной дворик.

— Вот, например, простой человек смотрит на луну и умиляется, как перед чем-то страшно таинственным и непостижимым. Ну, а астроном смотрит на неё совсем иными глазами… у него уже нет и не может быть этих дорогих иллюзий! И у меня, как медика, их тоже мало… и, конечно, жаль – это как-то сушит жизнь…»

Наблюдатель жизни – да, но не узкий профессионал, «подобный флюсу» (Козьма Прутков ).

Не всегда автор может сам определить жанр. Тем более что существует множество поджанров и смешанных жанров. Особенно их много в романе. Даже редакторы часто затрудняются ответить: в каком жанре или поджанре написан роман. Но если автор не способен сразу найти наилучший для выбранной темы жанр, это не основание, чтобы заморозить проект произведения. Решение о жанре может прийти позже и, более того, совсем не всегда незнание жанра произведения сильно портит судьбу последнего.

В выборе жанра есть два подводных камня: слишком сузить или необоснованно расширить. Для книги, позицируемой в зауженном или каком-то новом, придуманном, жанре, может не найтись достаточного рынка. А к книгам, позицируемых на рынке излишне широко, у потенциального читателя возникает недоверие. Например, если вы напишете в редакцию: «Прошу рассмотреть мою заявку на приключенческий, научно-фантастический (в области астрофизики) роман с элементами стимпанка и триллера, для молодёжи и взрослого читателя», редактор сильно задумается: «Как, кому на Земле можно продать такой роман? Может, лучше отправить заявку сразу в астрал?»

Иногда граница между жанрами книги может быть очень тонкой. К примеру, роман, относимый к жанру «женской прозы», может иметь очень сильную романтическую историю. Но для таких историй есть отдельный жанр – «романтика», «любовный роман».

Допустим, писательница считает, что её книга относится жанру «романтика», а редактор или литературный агент думает: это «женская проза». От определения жанра зависит подход к книге при редактировании и издании: разные редакторы, разное оформление и форматы, разная цена… Если автор не уверен твёрдо в жанре своего детища, то, во избежание трений, чтобы не подвергать судьбу книги опасности, пусть лучше редакция издательства определит жанр. Ведь именно издатель рискует своими деньгами, а не автор. К тому же эту книгу можно выставлять на рынок и с позиций более одного жанра. Важно, чтобы книга понравилась редактору, а уж издатели сами найдут лучшее место для её размещения на рынке.

Итак, выбор жанра для вашей книги может зависеть не только от содержания текста, но и от решений издателя в области маркетинга и позиционирования книги на рынке. Однако, забота издателя о вашей книге вовсе не освобождает писателя от необходимости хорошо знать свой жанр. Начинающему писателю, если только вы пишете не в стол, лучше не нарушать правил жанра: не дожидаясь разносов от редактора, сразу стремитесь втиснуть свою Музу в выбранный жанр, риск выхода за пределы жанра в 99 случаях из 100 не оправдан. Вам предстоит сначала освоить все нюансы жанра, прежде чем научиться аккуратненько и изящно нарушать его правила – в этом особенный смак для автора. Бестселлеры «Девушка с татуировкой дракона», «Сумерки», «Голодные игры» написаны с заметными нарушением жанра, но сделали это мастера прозы весьма убедительно. Прочтя эти успешные книги и увидев экранизации, невольно приходит мысль, что выход из чистого жанра стимулирует фантазию и творческую изобретательность автора, и что жанровый гибрид – это скорее правило большой популярности, а не исключение из неё. По крайней мере, размер целевого рынка у указанных книг, вероятно, оказался таким большим именно из-за смешения жанров.

Читайте в своём жанре, но не слишком много. Ревниво изучайте лучшие книги – они помогут вам писать хорошие книги. Возможность учиться у других – самый короткий путь к успеху; большинство самых издаваемых писателей охотно признаются, что многие их идеи, сюжеты и приёмы позаимствованы у других в ходе регулярного чтения. Но не пытайтесь копировать прочитанное в собственном творчестве. Когда история о Гарри Поттере стала мировым хитом, целое поколение писателей кинулось в магические темы и пыталось подражать сюжету и персонажам Джоан Роулинг. Но никто даже не приблизился к успеху в проданных тиражах и правах на фильмы. Каковы здесь причины провала?

Многим писателям, которые торопились захватить образовавшийся модный рынок на магику, не удалось создать уникальный сюжет и захватывающую фабулу на качественном уровне Поттера, а их персонажи выглядели какими-то карикатурами на оригиналы. Другие же книги, обладая хорошим сюжетом и впечатляющими персонажами, писались и издавались слишком долго, и к тому времени, когда они попали в магазины, мода изменилась и массовый читатель ушёл в другие темы.

Когда речь идёт о тематических тенденциях, издательское дело функционирует как индустрия моды. Трудно предсказать, какая тема «выстрелит» в ближайшем будущем и что из горяченького сегодня ещё останется таковым в течение нескольких месяцев.

Каков здесь урок для писателя? Издатели заинтересованы только в том, чтобы их авторы приходили с рукописями, имеющими высокий потенциал интереса со стороны массового читателя. Жанр – жёсткий диктатор. От его выбора зависит стиль письма, структура произведения и т.п. Но вы не ориентируйтесь на читательский интерес слепо: придерживайтесь тех жанров, историй, сюжетов, персонажей, стиля, которые наиболее удобны и интересны вам, культивируйте свои сильные стороны – так у вас больше шансов реализовать себя, как оригинального писателя. И тогда признание станет лишь вопросом времени.

Для одних писателей выбор жанра – нетрудная задача: какой жанр им нравится читать, в том они намерены и писать. Для других – это может оказаться трудным решением.

Обязательно ли делать выбор?

Проще всего не выбирать вообще: оставаться открытым для любого жанра и писать о том, что захватило вас сейчас. Вы можете написать готический роман ужасов, а после него сесть за политический триллер.

Так зачем выбирать, если тем самым вы ограничиваете свои возможности? Ответ находится в сфере конкурентоспособности ваших творений на рынке. Когда издатель покупает ваш первый роман, он хочет быть уверенным: имеет смысл начать строить платформу бренда для вас, как писателя-романиста. Издатель хочет убедиться, что вы принесёте ему следующие книги, похожие на первую, благополучно распроданную, и тем создадите линию книг. А это и означает придерживаться одного жанра.

Допустим, вы принесёте в редакцию перспективный для издания научно-фантастический роман. В издательстве обязательно спросят: имеются ли у вас другие романы – завершённые или в стадии разработки, а вы ответите: у меня есть готовый триллер, пишу романтику, эссе и сценарий фильма, то такой жанровый разнобой никак не поможет пристроить ваш роман. Если же все другие произведения, над которыми вы работаете, относятся к жанру НФ, то вы окажитесь гораздо ближе к продаже вашего первого романа.

Есть и другие преимущества выбора жанра.

1) Ограничение разброса в творчестве . Для Леонардо да Винчи и Пушкина такое ограничение было бы вредно. Но для большинства начинающих писателей – полезно и даже необходимо. Когда писатель помещает себя в рамки жанровых (далеко неслучайных) правил, то это стимулирует творчество и делает автора более плодовитым. Если же автор пишете о чём и как угодно, без правил, то, бывает, каждый раз не знает даже с чего начать и чем кончить. Так пишут многие графоманы. Строительство писательской карьеры наполняет жизнь автора бесконечным, часто мучительным, выбором. Намеренное ограничение выбора поможет писателю.

2) Вы будете выглядеть более профессионально . Для издателя важно убедиться, что автор понимает необходимость создания платформы писателя. Чем больше их уверенность в вашей готовности продавать своё творчество, тем лучше.

Если у вас возникли трудности в выборе жанра, обращайтесь: помогу определиться. Разовая консультация по жанру обойдётся в 3000 рублей.

Вспомните об этом в нужный момент

Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, - Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося - и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.

Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Итоговое сочинение - это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.

Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:

Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.


Область для оценки работы.

  1. Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  2. Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  3. Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).

Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.

Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?
Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: "ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные и фольклорные произведения, дневники, мемуары, публицистику, другие литературные источники ) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

"...Свои уникальные стратегии стоит исследовать, изучать, понимать. Чтобы варить свой фирменный неповторимый бульон на их основе и привносить только те ингредиенты, которые улучшают вкус, добавляют аромат"

Валентина Габышева (http://hloflo.livejournal.com/)

В вопросе поиска «своего» жанра мы все когда-то уподоблялись великому и ужасному Волан-де-Морту, который, как помните, полагал, что ключ к успеху - в самой сильной волшебной палочке. Мол, стоит найти такую, и все проблемы решатся сами собой. Гарри Поттер наконец превратится в мальчика-который-черт побери-не-выжил, Министерство магии и весь волшебный мир придут на поклон, и можно будет приступать к планам по захвату вселенной.

Не все так просто...

Ту самую волшебную палочку Волан-де-Морт не нашел. Не найдут ее и писатели, считающие, что стоит определить подходящий жанр, и дело в шляпе. Во всяком случае, я в свое время пришла к мысли, что проблема вовсе не в определении жанра.

Поиск жанра сродни поиску своего предназначения. Сейчас говорят, что нет такого понятия, как «выбрать правильную профессию». Нужно определиться с активностью, понять, чем тебе нравится заниматься в жизни. Грубо говоря, если сфера интересов лежит в области лепки, то любитель полепить может стать и первоклассным кулинаром, и гончаром, и создателем украшений из полимерной глины, и кукольных дел мастером, и строителем, и мало ли кем. Так и с жанром — неважно, в какой сфере вы найдете применение своим талантам, важно определить, в чем именно заключаются таланты.

Таким образом, небольшая памятка для тех, кто ищет себя и подходящую сферу приложения талантов, на мой взгляд, выглядит так:

1. Выясните виды существующих жанров, их особенности, посмотрите, что актуально на рынке, и забудьте об этом

Если вы будете писать книгу, постоянно сверяясь с памяткой: та-а-ак, здесь нужно ввести героя-наставнику и деву в беде, а сюда хорошо бы вставить крутой сюжетный поворот, — ничего дельного, скорее всего, не получится. С другой стороны, если написать книгу, не имея даже смутного представления о том, в каком она жанре, на этапе отправки рукописи в редакцию возникнут сложности: «Уважаемый Петр Петрович, позвольте предложить вам мой э-э-э... скорее, исторический, но не совсем, на одну половину фэнтези, на вторую — утопический роман о приключениях пришельцев в Баренцевом море».

Знание видов жанров и их особенностей поможет определиться с сюжетом на этапе планирования. Понимание «штампов» и начитанность в выбранном жанре поможет избежать банальных героев и избитых поворотов сюжета.

Знание трендов даст возможность отсечь слишком популярные сюжеты еще на этапе планирования, до того, как вы написали половину книги и вдруг обнаружили, что некий Иванов уже издал роман о пришельцах в Баренцевом море. Пытаться выяснить, куда ветер подует в следующий раз, то есть что будет пользоваться спросом в ближайшие несколько лет, практически бесполезно. Поэтому задача — проанализировать рынок, дабы безжалостно выбросить «старье» — устаревшие идеи, концепции, героев, утративших «свежесть».

При этом важно понимать, что вся эта информация полезна именно на этапе планирования . Дальше, когда пора переходить уже к работе над книгой, держать в голове жанровые особенности и тренды — почти то же самое, как одной рукой крутить руль машины, а другой — листать правила дорожного движения. Если вы уже в пути, просто следите за известными вам знаками и привыкайте ориентироваться на местности.

2. Не смешивайте все компоненты

У новичков часто возникает «блестящая» идея изобрести свой собственный жанр. Исторический киберпанк с нотками классического романа, фэнтези-детектив с мистической любовной линией, детская сказка в жанре антиутопии — звучит красиво, но едва ли удастся впечатлить осторожного издателя подобными миксами. Вы сами-то готовы купить у незнакомца духи, составленные им собственноручно? Вот-вот.

Лучше отталкиваться изначально от одного жанра. А в процессе работы уже проще понять, нужны ли дополнительные компоненты. Если и нужны, лучше добавлять их «по щепотке», тщательно отслеживая, как изменился вкус всего «блюда». Иначе есть риск получить на выходе несъедобную бурду, в которой хотя и использованы 20 видов специй, но привлекательнее от этого она не становится.

3. Отталкивайтесь от идеи/характеров, а не от жанра

Многие писатели вспоминают, как увидели сюжет своей будущей книги или ее героев во сне. Но никто не вспоминает, как ему приснился посланник, простирающий руки с плакатом: «О великий и ужасный Васисуалий, пиши триллеры из жизни врачей!». Когда появляется захватывающая задумка, мы очень скоро понимаем, в каком жанре ее лучше реализовать. Так что начинать лучше именно с идеи.

4. Тестируйте все идеи, которые приходят в голову

Агата Кристи начинала с рассказов, потом пробовала писать романы. И лишь спустя годы, когда опыт работы фармацевтом натолкнул ее на интригу с применением редкого яда, пришла к детективам. Любая идея должна пройти стадию обкатки, только после этого станет ясно, жизнеспособна она или нет. Поэтому лично я за то, чтобы как можно быстрее тестировать идеи вместо того, чтобы носиться с ними, сдувая налет пыли.

Примеряйте идеи и жанры, как шляпки. Сама по себе шляпка может выглядеть превосходно, но не факт, что она пойдет вам. Соответственно, когда у вас появляется «скелет» сюжета, набросок или идея будущей книги, тогда и только тогда можно поиграть с жанрами. Написать ли мистический рассказ о бабушке-травнице и превратить ее в колдунью? Или вспомнить бабушкины рассказы о цветах и оформить их в сказки? Или сочинить военный роман о любви бабушки и дедушки? Вариаций много, в процессе примерки станет ясно, какой жанр вам подходит, а какой - лишь уродует общую картину. Можно устраивать примерку и отвергнутым идеям. Если какая-то задумка не пошла в жанре реализма, возможно, в жанре фэнтези она будет смотреться куда как более ярко.

5. Ведите тест-дневник

Все ощущения от тестирования той или иной идеи хорошо бы фиксировать. Для меня самым полезным в этом плане оказался тест-дневник в виде обычной тетради, куда я записываю «послевкусие» в случае, если идея не пошла. То есть кратко фиксирую жанр и сюжет неудавшейся книги или рассказа, а потом так же кратко отмечаю, почему из красивой задумки вышел пшик. Причины могут быть разными: не понравилось писать мистику, романтические герои выходят слишком шаблонными, писать о любви скучно и т.д. Даже если сформулировать ощущения сложно, можно записать просто эмоции: неинтересно, вяло, избито, мрачно, по-детски и т.д. Со временем из таких заметок сложится любопытная картина, во всяком случае, открытия будут интригующими.

Да, я люблю критику, если она по существу вопроса. Да, критика полезна, но это не тот случай, когда можно что-то быстренько подправить и двигаться дальше. Само собой, хорошо бы держать в уме свои «слабые стороны», но усилить их не всегда получается. Чаще всего на это уходят годы практики, когда «слабости» прорабатываются сами собой, в процессе письма. Ну, судите сами, узнали вы, что у вас никудышные диалоги. Что дальше? Откажетесь ли вы от диалогов, попробуете написать книгу, где герои вообще не разговаривают друг с другом? Нет, конечно, это будет выглядеть глупо. Вы, наверное, попробуете избегать длинных монологов и сделать общение между персонажами более напряженным, но при этом диалоги так и останутся вашим слабым местом.

С другой стороны, если вы при этом акцентируете свои сильные стороны, кого трогают эти диалоги? Как там говорится, к черту блины, пеките комочки, если комочки получаются лучше. Джоан Роулинг прекрасно дается проработка характеров, герои получаются живыми, сильными, яркими. А вот когда речь заходит о том, чтобы проложить качественную детективную линию, Роулинг беспомощна, как Хвост перед Волан-де-Мортом. И что? Все равно читатели с удовольствием глотают ее детективы, закрывая глаза на явные несостыковки и провалы в сюжете.

Джордж Мартин — писатель, который хорошо понимает свои преимущества и недостатки...

То есть знание своих конкурентных преимуществ и работа с ними важнее концентрации на недостатках. Поэтому особенно тщательно запоминайте все то позитивное, что критики и бета-ридеры говорят о ваших книгах. Выписывайте комплименты в отдельный блокнот, постоянно думайте о том, как усилить «плюсы». Толкин был великолепным лингвистом, с детства развлекался придумыванием языков, так он на этом и сыграл. Более того, именно работа над языком подсказала ему, какой мир создать и в каком жанре писать: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга - это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда» .

А вы пробовали определить «свой» жанр? Удалось? Или вы еще в процессе «примерки»?

Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.




Top