«Волшебный фонарь». Графика и фарфор

С.Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верною кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на 1817 год. №№ 1-12. Санкт-Петербург, в типографии В. Плавильщикова, 1817. [ №№ 11 и 12 вышли в 1818]. 187 с., 1 л. цветной фронтиспис, 40 л. цветных иллюстраций, 1 л. - не крашенный. Всего 42 иллюстрации. В одном шагреневом переплёте. Переплёт в стиле подносных экземпляров середины XIX века. Фронтиспис - литография, иллюстрации - гравюры - офорты на меди, крашенные акварелью тогда же. 25,9x20 см. Издание выходило тетрадками с текстом П.П.Вяземского и с приложением на отдельных листах картинок, изображающих народные типы. Первый номер «Фонаря» вышел в январе 1817 года, а последний номер цензурован 11 января 1818 года. Подписная цена без пересылки была назначена на веленевой бумаге 45 рублей, на Любской – 30 рублей! Так что экземпляры разнятся и по качеству бумаги. Заглавие и текст на русском, французском и немецком языках. Издание украшено 42 картинками, из которых 41 гравированы офортом на меди, почти без теней, а одна «Масленица – народный праздник на Невском» литографирована. Были также экземпляры с чёрно-белыми рисунками. Как пишет Н.В. Соловьёв в своём знаменитом 105 каталоге: «Чрезвычайно редкое издание, особенно, в комплектном (42 илл.) и хорошем виде. Содержит в себе кроме 40 раскрашенных гравюр еще добавочную гравюру «Горы» и знаменитую «Масленицу», первую русскую литографию, как об этом упоминается в Предисловии к изданию. Лист этот почти всегда отсутствует и представляет собой большую редкость». На самом деле первая русская литография «Всадники» А. Орловского появилась в марте 1816 года. Цель издания изложена в Предисловии: «Мы ограничиваемся характеристическим описанием Рускаго простаго народа, во всей его оригинальной простоте нравов и самаго наречия. В сем издании - как бы в волшебном фонаре - увидят почтенные читатели искусно выгравированныя и раскрашенныя фигуры разных лиц, занимающихся в городе разными промыслами, представленныя в настоящем их наряде, разговаривающими друг с другом, сходно с естественным их положением. Разговор их займет с приятностию досужные часы утружденнаго делами общественными; а изображение лиц остановит взор любопытнаго, и доставит ему удовольствие видеть хорошую картинку». Величайшая антикварная книжная редкость , особенно, крашенный экземпляр!

Библиографические источники:

1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №363 … 300 рублей!

2. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, №31

3. Геннади Гр. «Русские книжные редкости». Библиографический список русских редких книг. СПБ., 1872, №239

4. Н.Б. «Русские книжные редкости». Опыт библиографического описания. Части I-II. Москва, 1902-03, №121

5. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, №409

6. В.А. Верещагин «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, №119

7. Венгеровы А.А. и С.А. «Библиохроника», т. I, Москва, 2004, №29

8. Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг». Том I, СПБ., 1901, №187

9. Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий. Выпуски первый-четвертый. СПБ., 1908. №642

«Волшебный фонарь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) - аппарат для проекции изображений, изобретённый, вероятно, в середине XVII века профессором математики Афанасием Кирхером и очень распространённый в XVII-XX вв., XIX в. - в повсеместном обиходе. До сих пор точно неизвестно, кто, именно, изобрел "Волшебный фонарь". Является значимым этапом в истории развития кинематографа. Изобретение «волшебного фонаря» приписывается и голландскому учёному Христиану Гюйгенсу; датский математик Thomas Walgensten впервые ввёл в обиход термин Laterna magica и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы. Изначально волшебный фонарь служил для развлечения принцев и дворян. Однако вскоре он стал очень популярен среди простого населения. В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей. Образы проецировались на клубы дыма, стены или экраны и имели небольшой формат, из-за слабых источников света. Часто демонстраторы использовали так называемые «оптические ящики» на колесах.

Их стены были сделаны из прозрачной материи на которой и показывали картинки. Маленькая машина, которая показывает в темноте на белой стене различные призраки и страшные чудовища; таким образом, тот, кто не знает секрета, думает, что это делается с помощью магического искусства. Скрывая фонарь и проецируя образы на клубы дыма, демонстраторы добивались эффекта присутствия в затемнёном зале светящихся фантасмагорий (от греч. φάντασμα - призрак и ἀγορεύω - публично выступаю), что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса». Этому способствовало использование волшебных фонарей иезуитами в религиозных целях, показывая верующим ужасы преисподней. На этом фоне в январе 1817 года в Санкт-Петербурге появился журнал «Волшебный фонарь». Гравированные картинки, «спроецированные» на его страницы, изображали уличные сценки, в которых участвовали разносчики, дворники, маляры, водовозы, трубочисты...

Так называемые «крики». Иллюминированные акварелью офорты сопровождали подписи на русском, французском и немецком языках. Как анонсировалось в предисловии к первому выпуску, издатели ставили перед собой задачу дать «характеристическое описание русского простого народа во всей его оригинальной простоте нравов и самого наречия». Если для Англии, Франции или Германии жанровые альбомы в ту пору уже не были редкостью, то в России «Волшебный фонарь» стал первым в своём роде, а потому традиционно воспринимается как своеобразная веха в истории российского книгопечатания. Несмотря на обильную литературу, посвящённую изданию, с абсолютной достоверностью можно назвать лишь имена его типографа - В А Плавильщикова и цензора - И.О. Тимковского. Известен также автор литографированного фронтисписа первой тетради «Русский народный праздник под Невским» - урождённый москвич, выпускник Венской академии, известный художник-портретист, гравёр и литограф К. К. Гампельн. Будучи глухонемым от рождения, что обычно указывал в подписи («Sourd-muet»), он как раз с 1817 года начал преподавать рисование и гравирование в Петербургском училище глухонемых. И хотя его литография, помещённая в «Волшебном фонаре», вовсе не «первая в России», как указывается в предисловии, это не снижает ценности «Народного праздника под Невским» - одной из ранних жанровых многофигурных русских литографий. Что касается авторства других изображений и текстов к ним, то этот вопрос до сих пор вызывает споры специалистов. Авторами офортов чаще всего называют А.Г. Венецианова и гораздо менее именитого, но всё же ставшего впоследствии академиком живописи Капитана Алексеевича Зеленцова, известного своим подражательством Венецианову.

Венецианов, Алексей Гаврилович (1780 - 1847). Живописец, гравер и литограф, мастер жанровых сцен, карикатурист, преподаватель. Живописью и рисованием занимался самостоятельно. С 1807 г. жил в Петербурге, учился у В.Л. Боровиковского. Почетный вольный общник ИАХ (1810 Г.), с 1811 г. - академик. Член ОПХ, при содействии кн. П.П. Вяземского завел художественную школу. С 1830 т. - придворный живописец Императора Николая I. Искусствоведы не исключают, что в этом случае мастер и его последователь оказались в положении соавторов.

Если же говорить о тексте, то в разное время он приписывался П.А. Вяземскому, Н.И. Гречу, Ф.Н. Глинке, а также скромному переводчику при Императорском вольном экономическом обществе Павлу Ильичу Петрову. Об этом пишет И.М. Остроглазов в своих «Книжных редкостях». Так что «связка» Венецианов – Вяземский, всё-таки предпочтительнее. «Волшебный фонарь» выходил ежемесячно по три изображения с текстами в каждой тетради. Номера 11 и 12 немного задержались и появились только в январе 1818 года. На этом издание своё существование закончило. Его полный комплект редок сам по себе, а раскрашенные экземпляры, как отмечает в своей монографии В.А. Верещагин, попадаются значительно реже и ценятся значительно дороже.

Волшебный Фонарь, петербургские журналы

1) Волшебный фонарь , или "зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистьй в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию". Ежемесячное издание на 1817 год. То же заглавие по-французски и по-немецки. Журнал этот издавался в СПб. П. Петровым in 4° и представляет любопытное явление в истории русских иллюстраций. С русского языка переводил Я. Ланген. В полном годовом экземпляре его, состоящем из 12 номеров, заключаются 42 картинки вышеуказанного содержания; из них 41 гравюра и 1 литография: "Народный праздник под Невским" - первая литография, выполненная в России, по заявлению издателя; 40 гравюр раскрашено. Рисунки удачно передают современные народные костюмы, почему журнал имеет историко-этнографический интерес. Текст, на 3-х языках, также не лишен значения.

2) Волшебный Фонарь - ежемесячный журнал по всем отраслям общеполезных знаний, предназначаемый также и для публичных чтений в общественных аудиториях, учебных заведениях и частных домах с приспособлением туманных картин, наглядных опытов и демонстраций для всех возрастов и сословий" - издавался с июля 1878 г. в СПб. М. П. Смирновым. При издании был особый отдел: "Детский Волшебный Фонарь". Всего вышло 2 номера in 4°. В них поместили свои статьи: Е. Белов, М. Богданов, А. И. Воейков, К. Н. Лисенко, Г. Струве и др.

  • - газета, продолжение газеты «Ведомости». Выходила с 1728 при АН 2 раза в неделю, с 1800 ежедневно. Редакция - на 3 й линии Васильевского острова, 4, на Троицкой улице, 26 и в др. местах...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - 1) П. к. 1772-между Россией, Пруссией и Австрией;была подписана 5. VIII графом Н. И. Паниным, прусским посланником графом Сольмсом и австрийским посланником кн. Лобковичем...

    Дипломатический словарь

  • - 1) П. п. 1907 по балтийскому вопросу - подписан 29. X уполномоченными России и Германии Губастовым и фон Яговым...

    Дипломатический словарь

  • - 1-2) П. с. д. 1740 и 1743- между Россией и Пруссией; подписаны 27. XII 1740 и 27. III 1743...

    Дипломатический словарь

  • - рус. газета. Выходила в Петербурге с 1728 2 раза в неделю, а с 1800 - ежедневно. Среди первых редакторов "С.-П. в." - Г. Ф. Миллер, Я. Я. Штеллин, М. В. Ломоносов. Для 18 в. "С.-П. в." - важнейший историч...

    Советская историческая энциклопедия

  • - между Россией, Австрией и Пруссией о разделах Речи Посполитой. По 1-му разделу к России отходили Восточная Белоруссия с городами Гомель, Могилёв, Витебск, Полоцк и польская часть Ливонии...

    Русская энциклопедия

  • - см. Фонарь волшебный...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Фонарь волшебный...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - 1) Волшебный фонарь, или "зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистьй в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - старейшая из русских газет, возникшая в 1728 г. при Академии наук и являющаяся до некоторой степени продолжением первенца русской периодической печати, созданного Петром Великим и выходившего с 1703 по 1727 г. под...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - о разделах Речи Посполитой. П. к. 1772 между Россией, Пруссией и Австрией о первом разделе подписана 25 июля...
  • - 1740, 1743, 1764 между Россией и Пруссией...

    Большая Советская энциклопедия

  • - между Россией, Австрией и Пруссией о разделах Речи Посполитой...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ВОЛШЕ́БНЫЙ, -ая, -ое...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ. 1. Устар. Аппарат, служащий для показа на экране в увеличенном виде изображений, сделанных на стекле...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - проекционный фонарь,...

    Словарь синонимов

"Волшебный Фонарь, петербургские журналы" в книгах

Волшебный фонарь

Из книги Единственные дни автора Бондарчук Наталья Сергеевна

Волшебный фонарь Мне было года три. В Катуарах, где снимали на лето комнатку с верандой, я впервые увидела фильмы с участием Чарли Чаплина. У наших соседей была трофейная киноустановка. Почти каждый вечер собиралось человек десять, включалась волшебная лампа, и с сильным

Глава первая ВОЛШЕБНЫЙ ГОД, ВОЛШЕБНЫЙ ГОРОД…

Из книги Карузо автора Булыгин Алексей Кириллович

Глава первая ВОЛШЕБНЫЙ ГОД, ВОЛШЕБНЫЙ ГОРОД… Во время репетиций оперы Арриго Бойто «Мефистофель» в миланском театре «Ла Скала» Федор Шаляпин и Энрико Карузо, разговорившись, обнаружили, что оба родились в один год - 1873-й. Совпадение показалось им забавным. Но можно

#Россия #Петербург Ночь, улица, фонарь, аптека. Аптека, улица, фонарь

Из книги Въездное & (Не)Выездное автора Губин Дмитрий

#Россия #Петербург Ночь, улица, фонарь, аптека. Аптека, улица, фонарь Теги: Про бордюры и поребрики. – Про кольцевую и конечную. – Вообще про все принципиальные отличия двух столиц, если забыть про слова и перейти к делам. В журнале «Огонек», где я работаю, есть рубрика «О

Волшебный фонарь

Из книги Кукольный театр: детская энциклопедия автора Голдовский Борис Павлович

Волшебный фонарь Изобретен монахом Ордена иезуитов Афанасием Кирхером в начале XVII века. Это проекционный аппарат с масляной лампой. Рисунки наносились на кусочки слюды, позже - стекла. Чтобы фигуры, проецировавшиеся на экран, двигались, Кирхер снабдил аппарат

16.18.2. Фонарь сигнала торможения и габаритный фонарь - замена ламп

Из книги Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автора Коллектив авторов

16.18.2. Фонарь сигнала торможения и габаритный фонарь - замена ламп 1. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления рассеивателя сигнала торможения. 2. Снимаем рассеиватель. 3. Заменяем лампу сигнала торможения на аналогичную по номиналу. 4. Заменяем лампу

Глава IV. Волшебный фонарь, или «Камера обскура»

Из книги Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова автора Букс Нора

Глава IV. Волшебный фонарь, или «Камера обскура» 1«Камера обскура» - литературное воплощение пословицы: «Любовь слепа», - писал о романе В. Ходасевич. Формулировка критика по краткости опережает авторское определение романного сюжета. В английском тексте «Laughter in the

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

Ночь, улица, фонарь, аптека. Аптека, улица, фонарь О том, что поражает питерцев в Москве, а москвичей – в Питере. А также о смерти одной идеи http://www.podst.ru/posts/2398/В журнале «Огонек», где я работаю, есть рубрика «О своем / со стороны». Идея проста: русский журналист пишет, что его

Б. Лавренев Рец.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь Вторая книга стихов. М., 1912{5}

автора Цветаева Марина

Б. Лавренев Рец.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь Вторая книга стихов. М., 1912{5} Нежный и чистый родник детской души, мир причудливых фантасмагорий и легенд, где герои принцы и принцессы, сладкие грезы в постельке, над которой склонилась ласковая мама, резвые и беззаботные

Б. Ивинский Рец.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь: Вторая книга стихов М.: Кнво «Оле-Лукойе», 1912{8}

Из книги Рецензии на произведения Марины Цветаевой автора Цветаева Марина

Б. Ивинский Рец.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь: Вторая книга стихов М.: Кн<игоиздательст>во «Оле-Лукойе», 1912{8} Из картонного футляра вы вынимаете маленькую изящную книжечку в бархатном темно-красном переплете. Очень мелкая, но четкая печать, больше сотни

П. Перцов Рец.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь: Вторая книга стихов. М., 1912{9}

Из книги Рецензии на произведения Марины Цветаевой автора Цветаева Марина

П. Перцов Рец.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь: Вторая книга стихов. М., 1912{9} Маленькая, хорошенькая книжка в сплошном бархатном переплете и вдобавок в футляре - ни дать, ни взять молитвенник. Внешность для сборника стихов самая нерасполагающая: ожидаешь чего-нибудь

Н. Гумилев Письма о русской поэзии Рец.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь: Вторая книга стихов М.: Кнво «Оле-Лукойе», 1912 {11}

Из книги Рецензии на произведения Марины Цветаевой автора Цветаева Марина

Н. Гумилев Письма о русской поэзии Рец.: Марина Цветаева. Волшебный фонарь: Вторая книга стихов М.: Кн<игоиздательст>во «Оле-Лукойе», 1912 <Отрывок>{11} <…> Первая книга Марины Цветаевой «Вечерний альбом» заставила поверить в нее и, может быть, больше всего - своей

Волшебный фонарь

Из книги Литературная Газета 6250 (№ 46 2009) автора Литературная Газета

Волшебный фонарь Читающая Москва Волшебный фонарь КНИЖНЫЙ РАЗВАЛ Евгения Доброва. А под ним я голая: Повести. – М.: АСТ?– Владимир: ВКТ, 2009.?– 288 с. В новой книге Евгении Добро­вой?– три повести: «Маленький Моцарт» плюс «А под ним я голая» (слагаемые дилогии «Двойное дно»)

Волшебный фонарь

Из книги Литературная Газета 6386 (№ 39 2012) автора Литературная Газета

Волшебный фонарь Волшебный фонарь Телеповтор В телевизионном эфире кроме разного рода сиюминутных конфликтов (мировоззренческих, политических, шкурных) существует ещё один - неназванный. Это конфликт советского кино с постсоветским. Каждый раз сталкиваясь,

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ»

Из книги Очки-убийцы автора Панков Олег

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» Возьмите настольную лампу, фонарь или светильник мощностью не более 40 Вт. Приготовьте 7 лампочек разного цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Если нет таких лампочек, купите в магазине фототоваров фильтры

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ»

Из книги Очки-убийцы автора Панков Олег

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» Теперь вы уже работаете с полюбившимися вам лучами по 3-5 минут с использованием «волшебных фонариков» в следующей последовательности цветов: в 8 часов - красный; в 10 часов - оранжевый; в 12 часов - желтый; в 14 часов - зеленый; в 16 часов -

к 200-летию иллюстрированного журнала «Волшебный фонарь» и выпуску заводом Гарднера серии одноименных фарфоровых скульптур.

Конкурс художественных произведений, отображающих в графике и керамике типажи и характеры жителей нашей страны.

Организаторы

Фарфоровая мастерская Творческого союза художников России
Игоря Клименкова при поддержке Государственного исторического музея.

Условия конкурса

Номинации

Графика
Малая скульптура

Календарь

30 мая 2017 Объявление конкурса
31 января 2018 Окончание приема работ
15 февраля 2018 Экспозиция работ. Подведение итогов и объявление победителей. Приём в честь победителей
декабрь 2018 Показ лучших работ в Государственном историческом музее. Адрес: г. Москва, Красная площадь, д.1

Призы

Графика

Первая премия 100 тысяч рублей, двухнедельная стажировка в мастерской И. Клименкова (с предоставлением проживания)

Малая скульптура

Вторая премия 50 тысяч рублей

Третья премия 25 тысяч рублей

Художественный совет

Багдасарова Ирина Радиковна, Государственный Эрмитаж
Бубчикова Марианна Александровна, Государственный исторический музей
Горбатова Ирина Витальевна, ГИКМЗ «Московский Кремль»
Ибрагимов Фидаиль Мулла-Ахметович, член-корреспондент Российской академии художеств
Казакова Людмила Васильевна, Российская академия художеств
Клименкова Елена Владимировна
Корзина Галина Александровна, член-корреспондент Российской академии художеств
Кошляков Валерий Николаевич, художник
Микитина Виолетта Валериевна, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.»
Мозжухина Татьяна Александровна, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.»
Носович Тамара Николаевна, ГМЗ «Петергоф»
Розанов Валентин Гельевич, Руководитель отделения керамики и фарфора ТСХДПИ
Савельева Любовь Ивановна, академик Российской академии художеств
Успенский Василий Михайлович, Государственный Эрмитаж
Спонсоры и меценаты

Жюри

Председатель
Смирнова Елена Петровна, Государственный исторический музей
Члены
Еникеева Татьяна Ивановна, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.»
Иткина Елена Игоревна, Государственный исторический музей
Сиповская Наталия Владимировна, Государственный институт искусствознания
Малолетков Валерий Александрович, академик Российской академии художеств
Худяков Константин Васильевич, Творческий союз художников России

Участнику конкурса

Автор может принять участие во всех номинациях конкурса и представить как одну, так и серию работ. Для понимания темы, пожалуйста, прочитайте предисловие к журналу «Волшебный фонарь». Оно как нельзя лучше описывает дух задания. Цель - это отражение современных типажей и характеров, окружающих нас в повседневной жизни. Автор может обратиться к типажам, начиная с пятидесятых годов прошлого века, если они являются предметом его личных переживаний и опыта.

Каждый участник должен предоставить следующую информацию:

ФИО
год рождения
пол
адрес
телефон
адрес электронной почты
сайт или страница в социальной сети
род занятий
название работы
материал исполнения
время и место создания работы

Технические требования

Графика
Бумага, размер А4, А3

Малая скульптура
Фарфор, фаянс, гипс, полимерные материалы.
Максимальная высота - 40 см
Сопроводительные тексты от лица автора и персонажей приветствуются.

Адрес для отправления работ:
Мастерская И. Клименкова ТСХР
109147 г. Москва, ул. Талалихина 2/1, стр.8
тел. +7 495 670 2626
[email protected]

Работы, предоставленные на конкурс, не возвращаются.

О журнале «Волшебный фонарь»

Иллюстрированный журнал издавался в Санкт-Петербурге в 1817-18гг.

«Волшебный фонарь» или «Зрелище санкт-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию».

Предисловие
«Предлагаем почтеннейшей публике для приятного чтения и для услаждения любопытного взора Журнал в совершенно новом роде. - Много периодических Изданий посвящено Словесности, Политике и даже Моде. Чаятельно, доставят удовольствие любопытным и обещанные Изображения заморских нарядов, экипажей и мебелей в последнем вкусе. - Мы ограничиваемся характеристическим описанием Русского простого народа, во всей его оригинальной простоте нравов и самого наречия. В сём Издании - как бы в волшебном фонаре - увидят почтенные читатели искусно выгравированные фигуры разных лиц, занимающихся в городе разными промыслами, представленные в настоящем их наряде, разговаривающими друг с другом, сходно с естественным их положением. Разговор их займёт с приятностью досужие часы утруждённого делами общественными; а изображение лиц остановит взор любопытного, и доставит ему удовольствие видеть хорошую картинку. Для Иноземцев, желающих иметь понятие как о роде промыслов городских, так и о самих промышленниках, относительно внешнего их вида и нравственного характера, присовокупляем перевод русских разговоров на Французский и Немецкий языки. В заглавии вместо виньета изображён Русский народный праздник под Невским, рисованный и отпечатанный на камне, по новому изобретению, называемому Lithographie. Сие полезное для художества, новое в XIX веке изобретение, ещё первое в сём Издании в России является в свете».

Волшебный фонарь - это прибор, изобретён-"ный в середине XVII века профессором математики Афанасием Кирхером. С его помощью изображение предмета в красках проецировалось на специальный экран.
В январе 1817 года в Санкт-Петербурге появился журнал «Волшебный фонарь». Гравированные картинки, «спроецированные» на его страницы, изображали уличные сценки, в которых участвовали разносчики, дворники, маляры, водовозы, трубочисты...

Иллюминированные акварелью офорты сопровождали подписи на русском, французском и немецком языках. Как заявлялось в предисловии к первому выпуску, издатели ставили перед собой задачу дать «характеристическое описание русского простого народа во всей его оригинальной простоте нравов и самого наречия».

Если для Англии, Франции или Германии жанровые альбомы в ту пору уже не были редкостью, то в России «Волшебный фонарь» стал первым в своём роде, а потому традиционно воспринимается как своеобразная веха в истории российского книгопечатания.

Несмотря на обильную литературу, посвященную изданию, с абсолютной достоверностью можно назвать лишь имена его типографа — В.А. Плавильщикова и цензора — И.О. Тимковского.

Известен также автор литографированного фронтисписа первой тетради «Русский народный праздник под Невским» — урождённый москвич, выпускник Венской академии, известный художник-портретист, гравёр и литограф К.К. Гампельн. Будучи глухонемым от рождения, что обычно указывал в подписи («Sourd-muet»), он как раз с 1817 года начал преподавать рисование и гравирование в Петербургском училище глухонемых. И хотя его литография, помещённая в «Волшебном фонаре», вовсе не «первая в России», как указывается в предисловии, это не снижает ценности «Народного праздника под Невским» - одной из ранних жанровых многофигурных русских литографий.
Что касается авторства других изображений и текстов к ним, то этот вопрос до сих пор вызывает споры специалистов.

Авторами офортов чаще всего называют А.Г. Венецианова и гораздо менее именитого, но всё же ставшего впоследствии академиком живописи Капитана Алексеевича Зеленцова, известного своим подражательством Венецианову.

Искусствоведы не исключают, что в этом случае мастер и его последователь оказались в положении соавторов.
Если же говорить о тексте, то в разное время он приписывался П.А. Вяземскому, Н.И. Гречу, Ф.Н. Глинке, а также скромному переводчику при Императорском вольном экономическом обществе Павлу Ильичу Петрову.
«Волшебный фонарь» выходил ежемесячно по три изображения с текстами в каждой тетради. Номера 11 и 12 немного задержались и появились только в январе 1818 года. На этом издание своё существование закончило. Его полный комплект редок сам по себе, а раскрашенные экземпляры, как отмечает в своей монографии В.А. Верещагин, попадаются значительно реже и ценятся значительно дороже.

Волшебный фонарь, или Зрелище С.Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верною кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друге другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на 1817 год. №№ 1-12. Санкт-Петербург, в типографии В. Плавильщикова, 1817. [ №№11 и 12 вышли в 1818]. 187 с, 1 л. цветной фронтиспис, 40 л. цветных иллюстраций. На русском, французском и немецком языках. В одном цельнокожаном переплёте и коробке. Переплёт современный, выполнен А.А. Рузайкиным в стиле подносных экземпляров второй половины XIX века. Фронтиспис - литография, иллюстрации - контурные гравюры, крашенные акварелью тогда же. 25,9x20 см.

/ Конкурс «Волшебный фонарь». Графика и фарфор

Конкурс художественных произведений, отображающих в графике и керамике типажи и характеры жителей нашей страны к 200-летию иллюстрированного журнала «Волшебный фонарь» и выпуску заводом Гарднера серии одноименных фарфоровых скульптур.

Организаторы:

Фарфоровая мастерская Творческого союза художников России Игоря Клименкова при поддержке Государственного исторического музея.

Условия конкурса

Номинации: графика, малая скульптура

Календарь:

15 февраля 2018 Экспозиция работ. Подведение итогов и объявление победителей. Приём в честь победителей

декабрь 2018 Показ лучших работ в Государственном историческом музее. Адрес: г. Москва, Красная площадь, д.1

Первая премия 100 тысяч рублей, двухнедельная стажировка в мастерской И. Клименкова (с предоставлением проживания)

Вторая премия 50 тысяч рублей

Третья премия 25 тысяч рублей

Малая скульптура:

Вторая премия 50 тысяч рублей

Третья премия 25 тысяч рублей

Художественный совет

Багдасарова Ирина Радиковна, Государственный Эрмитаж

Бубчикова Марианна Александровна, Государственный исторический музей

Горбатова Ирина Витальевна, ГИКМЗ «Московский Кремль»

Ибрагимов Фидаиль Мулла-Ахметович, член-корреспондент Российской академии художеств

Казакова Людмила Васильевна, Российская академия художеств

Клименкова Елена Владимировна

Корзина Галина Александровна, член-корреспондент Российской академии художеств

Кошляков Валерий Николаевич, художник

Микитина Виолетта Валериевна, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.»

Мозжухина Татьяна Александровна, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.»

Носович Тамара Николаевна, ГМЗ «Петергоф»

Розанов Валентин Гельевич, Руководитель отделения керамики и фарфора ТСХДПИ

Савельева Любовь Ивановна, академик Российской академии художеств

Успенский Василий Михайлович, Государственный Эрмитаж

Спонсоры и меценаты

Председатель

Смирнова Елена Петровна, Государственный исторический музей

Еникеева Татьяна Ивановна, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.»

Иткина Елена Игоревна, Государственный исторический музей

Сиповская Наталия Владимировна, Государственный институт искусствознания

Малолетков Валерий Александрович, академик Российской академии художеств

Худяков Константин Васильевич, Творческий союз художников России

Участнику конкурса

Автор может принять участие во всех номинациях конкурса и представить как одну, так и серию работ. Для понимания темы, пожалуйста, прочитайте предисловие к журналу «Волшебный фонарь». Оно как нельзя лучше описывает дух задания. Цель - это отражение современных типажей и характеров, окружающих нас в повседневной жизни. Автор может обратиться к типажам, начиная с пятидесятых годов прошлого века, если они являются предметом его личных переживаний и опыта.

Каждый участник должен предоставить следующую информацию:

год рождения

адрес электронной почты

род занятий

название работы

материал исполнения

время и место создания работы

Технические требования

Бумага, размер А4, А3

Малая скульптура

Фарфор, фаянс, гипс, полимерные материалы.

Максимальная высота - 40 см

Адрес для отправления работ:

Мастерская И. Клименкова ТСХР

109147 г. Москва, ул. Талалихина 2/1, стр.8

тел. +7 495 670 2626

[email protected]

Работы, предоставленные на конкурс, не возвращаются.

О журнале «Волшебный фонарь»

Иллюстрированный журнал издавался в Санкт-Петербурге в 1817-18гг.

«Волшебный фонарь» или «Зрелище санкт-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию».

Предисловие

«Предлагаем почтеннейшей публике для приятного чтения и для услаждения любопытного взора Журнал в совершенно новом роде. - Много периодических Изданий посвящено Словесности, Политике и даже Моде. Чаятельно, доставят удовольствие любопытным и обещанные Изображения заморских нарядов, экипажей и мебелей в последнем вкусе. - Мы ограничиваемся характеристическим описанием Русского простого народа, во всей его оригинальной простоте нравов и самого наречия. В сём Издании - как бы в волшебном фонаре - увидят почтенные читатели искусно выгравированные фигуры разных лиц, занимающихся в городе разными промыслами, представленные в настоящем их наряде, разговаривающими друг с другом, сходно с естественным их положением. Разговор их займёт с приятностью досужие часы утруждённого делами общественными; а изображение лиц остановит взор любопытного, и доставит ему удовольствие видеть хорошую картинку. Для Иноземцев, желающих иметь понятие как о роде промыслов городских, так и о самих промышленниках, относительно внешнего их вида и нравственного характера, присовокупляем перевод русских разговоров на Французский и Немецкий языки. В заглавии вместо виньета изображён Русский народный праздник под Невским, рисованный и отпечатанный на камне, по новому изобретению, называемому Lithographie. Сие полезное для художества, новое в XIX веке изобретение, ещё первое в сём Издании в России является в свете».




Top