Все произведения булгакова. Лучшие произведения Булгакова: список и краткий обзор

«Вечёрка» предлагает вам вспомнить самые известные произведения мастера литературы XX века.

«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)

В первом своём романе Булгаков описывает события Гражданской войны в конце 1918 года. Действие книги происходит в Киеве, в частности, в доме, в котором жила семья писателя в то время. Почти у всех персонажей есть прототипы - родственники, друзья и знакомые Булгаковых. Несмотря на то, что рукописи романа не сохранились, поклонники романа проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий.

Часть книги впервые была опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был опубликован через два года во Франции. Мнения критиков разделились - советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская – лояльность по отношению к власти.

В 1923 году Булгаков писал: «Смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…». Книга послужила источником для пьесы «Дни Турбиных» и нескольких киноэкранизаций.

«Дьяволиада» (повесть, 1923)

В «повести о том, как близнецы погубили делопроизводителя» Булгаков раскрывает проблему «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в воображении делопроизводителя Короткова ассоциируется с дьявольской силой. Не сумев справиться с демонами бюрократии, уволенный с работы служащий сходит с ума. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Недра» в 1924 году.

«Роковые яйца» (повесть, 1924)

1928 год. Гениальный зоолог Владимир Ипатьевич Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы - организмы начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Есть только один минус – такие особи отличаются агрессивностью и способностью к стремительному размножению.

После того, как по всей стране проходит куриный мор, один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк забирает у профессора камеры-облучатели, однако, в результате ошибки, к нему вместо куриных попадают крокодильи, страусиные и змеиные яйца. Вылупившиеся пресмыкающиеся беспрестанно размножаются - сметая все на своем пути, они движутся к Москве.

Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом Герберта Уэллса «Пища богов», в котором учёные изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений. Эксперименты приводят к появлению в Англии нападающих на людей гигантских крыс и ос, позже к ним присоединяются гигантские растения, куры и люди-великаны.

По мнению филолога Бориса Соколова, прототипами профессора Персикова могли быть знаменитый биолог Александр Гурвич и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин .

В 1995 году режиссёр Сергей Ломкин снял по мотивам повести одноименный фильм, в котором задействовал персонажей из романа «Мастер и Маргарита» - кота Бегемота (Роман Мадянов) и самого Воланда (Михаил Козаков). Роль профессора Персикова с блеском исполнил Олег Янковский .

«Собачье сердце» (повесть, 1925)

1924 год. Выдающийся хирург Филипп Филиппович Преображенский достигает фантастических результатов в области практического омоложения и задумывает небывалый эксперимент - операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза. В качестве подопытного животного профессор использует бездомного пса Шарика, а донором органов становится погибший в драке вор Клим Чугункин.

Постепенно у Шарика вытягиваются конечности, выпадает шерсть, появляется речь и человеческий облик. Вскоре профессору Преображенскому придётся горько сожалеть о содеянном.

Многие булгаковеды придерживаются мнения, что писатель изобразил в книге Сталина (Шариков), Ленина (Преображенский), Троцкого (Борменталь) и Зиновьева (ассистентка Зина). Кроме того, считается, что в этой повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.

В 1926 году, при проведении в квартире у Булгакова обыска, рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького.

В 1976 году итальянский режиссёр Альберто Латтуада снял одноименный фильм с Максом фон Зюдовым в роли профессора Преображенского, однако особой популярности он не имел. Совсем иная судьба ожидала .

Отрывок из фильма "Собачье сердце" (1988)

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940)

Сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, миф… иногда кажется, что эта книга объединяет в себе все возможные и невозможные жанры.

Сатана, представившийся как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.

Всех, кто входит в контакт с Воландом, преследуют наказания за свойственные им грехи: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость и т.д.

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, пребывает в сумасшедшем доме, куда его привела жёсткая критика со стороны современников-литераторов. Его любовница Маргарита мечтает только об одном - найти Мастера и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Азазелло, но для её осуществления Маргарита должна оказать Воланду одну услугу.

В первой редакции романа содержалось детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 рукописных страниц. В ранних редакциях романа персонажа звали Астарот. В 1930-х годах титул «мастер» в советской публицистике и газетах прочно закрепился за Максимом Горьким.

По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

При жизни автора «Мастер и Маргарита» не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации (в 1973 году) распространялся в перепечатанных вручную копиях. Елена Сергеевна в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Огромной популярностью пользовались спектакли по мотивам романа, поставленные и Валерием Беляковичем, также были сняты фильмы Анджея Вайды и Александра Петровича и телесериалы Юрия Кары и .

Отрывок из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (1994)

«Театральный роман» («Записки покойника») (1936-1937)

Неоконченный роман, написанный от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.

Работа над книгой была начата 26 ноября 1936 года. На первой странице рукописи Булгаков обозначил два названия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое было дважды подчёркнуто автором.

Большинство исследователей считает роман самым смешным произведением Булгакова. Создавался он с необычайной лёгкостью: на одном дыхании, без черновиков, набросков и каких-либо исправлений. Елена Сергеевна вспоминала, что пока она, по возвращении Михаила Афанасьевича вечером из Большого театра, накрывала ужин, он садился за свой письменный стол и писал несколько страниц, после чего выходил к ней необыкновенно довольный, потирая руки от удовольствия.

«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)

Инженер Николай Тимофеев делает в квартире в Москве машину времени. Когда к нему заходит управдом Бунша, инженер поворачивает ключ в аппарате, и стена между квартирами исчезает, обнаруживая сидящего в квартире соседа Шпака вора Жоржа Милославского. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность, а Бунша и Милославский попадают в прошлое.

Началась эта история в 1933 году, когда Булгаков договорился с мюзик-холлом о написании «весёлой пьесы». Первый её текст назывался «Блаженство» - в нём машина времени уходила в коммунистическое будущее, а Иван Грозный появлялся лишь в эпизоде.

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Михаил Булгаков родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской). В 1909 г. окончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами ("Гудок", "Рабочий") и журналами ("Медицинский работник", "Россия", "Возрождение"). В это же время он публикует отдельные произведения в газете "Накануне", выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в "Гудке" напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова. В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой. В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы "Багровый остров". У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного "Мастер и Маргарита" (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как "Голем", который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и "Зелёный лик"). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере ("Кабала святош"). В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал "Мёртвые души" Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1936 г. состоялась премьера булгаковского "Мольера" в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Пётр I". В 1939 г. Булгаков работает над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа "Мастер и Маргарита". С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д.Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г. 1922-1923 г. - публикация "Записок на манжетах", в 1925 выходит сборник сатирических рассказов "Дьяволиада". В 1925 г. также публикуются повесть "Роковые яйца", рассказ "Стальное горло" (первый из цикла "Записки юного врача"). Писатель работает над повестью "Собачье сердце", пьесами "Белая гвардия" и "Зойкина квартира". В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса "Дни Турбиных". В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму "Бег". С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен "Багровый остров" (1928). В 1932 г. возобновлена постановка "Дней Турбиных" во МХАТе. В 1934 г. завершён первый полный вариант романа "Мастер и Маргарита", включающий 37 глав.

Основные произведения * Грядущие перспективы (статья в газете "Грозный")(1919) * Стальное горло (1925) * Белая гвардия (1922-1924) * Записки на манжетах (1923) * Вьюга (1925) * Звёздная сыпь (1925) * Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г. * Кабала святош (1929) * Крещение поворотом (1925) * Роковые яйца (1924) * Полотенце с петухом (1925) * Пропавший глаз (1925) * Тьма египетская (1925) * Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г. * Морфий (1926) * Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926) * Бег (1926-1928) * Багровый остров (1927) * Мастер и Маргарита (1928-1940), опубликован в 1966-67 гг. * Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934) * Иван Васильевич (1936) * Мольер (Кабала святош), пост. 1936) * Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), опубликован в 1966 г. * Последние дни ("Пушкин", 1940)

Булгаковская энциклопедия : http://www.bulgakov.ru/ Московский государственный музей Булгакова : http://www.bulgakovmuseum.ru/ Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в Вязьме. В 1913 году Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа (1892-1982).

После начала Первой мировой войны Булгаков работает врачом сначала в прифронтовой зоне, потом в резерве. С 1917 года он стал регулярно употреблять морфий, с целью облегчить боли после заражения дифтерией. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог. В это время М. Булгаков перестает употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует[источник не указан 316 дней]. В конце августа 1919 года, по одной из версий, Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии - попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая вскоре становится его новой женой.

С 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Сталину. Отметим, что в своих выступлениях Сталин соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова; по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Леопольд Авербах, Виктор Шкловский, Керженцев и многие другие.

В 1928 году Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита» (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить о таких романах последнего, как «Голем», который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и «Зелёный лик»). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году Булгаков инсценировал на сцене МХАТ «Мёртвые души» Николая Гоголя. Он пытался поставить «Кабалу святош» (1930), но спектакль был почти сразу запрещён. «Кабала святош» увидела свет только в 1936 году, прошла 7 раз с огромным успехом, после чего была запрещена окончательно, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. В январе 1932 года Сталин (формально - Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТ и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 году Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает уремией. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Михаил Афанасьевич Булгаков относится к выдающимся писателям 20 века, перу которого принадлежат произведения, ставшие литературной . Многие из художественных трудов прозаика не были признаны при жизни и возымели популярность, только после его кончины. Книги Булгакова, список которых представлен ниже, позволили писателю увековечить свое имя и стать одним из самых читаемых авторов в России.

Похождения Чичикова

«Похождения Чичикова» сатирическая повесть Булгакова, в которой все гоголевские герои оживают и отправляются путешествовать по России в начале 20 века. Главный герой произведения Чичиков садится в машину и направляется в гостиницу, где бывал столетие назад. Книга повествует о жульнических проделках главного героя уже в современной России, которые все же раскрываются. Произведение заканчивается тем, что сообщается: все изложенное было всего лишь сном.

День нашей жизни

«День нашей жизни» ─ небольшое по объему произведение Михаила Афанасьевича. В книге передана скандальная атмосфера квартиры номер 50 в доме 10, находящийся на улице Садовой. Там некоторое время писатель проживал со своей супругой Т. Н. Лапой. Позднее эту же жилье Булгаков опишет и в своем романе «Мастер и Маргарита», получившая репутацию нехорошей квартиры.

Роковые яйца

«Роковые яйца» относятся к фантастическим произведениям Булгакова. В центре сюжета книги ─ зоолог Персиков, эксперименты которого привели к роковой ошибке. В стране начался куриный мор, и чтобы стабилизировать ситуацию, зоолог разрабатывает специальный излучатель, позволяющий намного быстрее развиваться эмбриону в яйце и появляться на свет. В качестве эксперимента он собирается провести опыт также на яйцах не только птиц, но и крокодилов, страусов, змей. По ошибке большая партия яиц направляется не к Персикову, а в совхоз, где начинают на практике использовать излучатели зоолога. Целое полчище гадов заполоняют страну и движутся к Москве. Возмущенный народ, который считает во всем виновным Персикова, врывается в его квартиру и убивает экспериментатора.

Дьяволиада

«Дьяволиада» ─ книга Михаила Афанасьевича Булгакова, затрагивающая тему «маленького человека», который становится жертвой бюрократической машины. Главный герой Коротков ассоциирует ее с дьявольской силой. Его увольняют, после чего персонаж сходит с ума и сбрасывается с крыши многоэтажного дома. Долгое время литературный труд отказывались публиковать, а сам писатель признавал, что повесть не удалась.

Собачье сердце

«Собачье сердце» ─ одна из лучших книг Булгакова, экранизированная в 1988 году. События в повести разворачиваются в 20-х годах прошлого века. Один из главных персонажей произведения профессор Преображенский решает провести эксперимент и пересадить гипофиз погибшего бродяги псу Шарику. Собака перерождается в человека по имени Полиграф Полиграфович Шариков, который очень туп, агрессивен и любит выпить. От хозяина гипофиза новый персонаж унаследовал только худшие черты. Ему прекрасно удается адаптироваться в обществе, кроме этого ему дают должность начальника по очистке московских улиц от бродячих животных. Преображенский понимает, что эксперимент не удался и решает вернуть Шарикова в его первоначальное обличье.

Записки на манжетах

«Записки на манжетах» относится к автобиографическим произведениям Михаила Афанасьевича. Книга при жизни писателя ни разу не появлялась в публикации полностью. Булгаков практически в деталях описывает свою жизнь на Кавказе, а также свои первые месяцы в Москве. Основная проблема книги заключается в непростых отношениях между Булгаковым и властью. Повесть включает в себя две части и начинается с диалога главного героя, страдающего тифом и его приятеля. Они разговаривают о необходимости создания в газете отдела искусств, который в последующем и возглавит главный герой. Дальнейшие события книги повествуют о судьбе прототипа Булгакова, его скитаниях и приверженности своему любимому делу.

Мольер

«Мольер» исторический роман, который также является биографией самого писателя, написанная в художественной форме. Впервые книга появилась в свет после смерти Булгакова. При жизни издательства отказались публиковать роман из-за отсутствия в ней «марксисткой идеи». Жизнь главного героя автор излагает с самого рождения. Он пишет о том, что на свет родился один из великих гениев. Пока что это ничем не примечательный новорожденный, но в будущем его ждет слава лучшего на своем веку комедиографа.

Театральный роман

«Театральный роман» относится к неоконченным произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Второе название романа ─ «Записки покойника». Книга написана от первого лица, которое является писателем некоего Сергея Леонтьевича Максудова. Несмотря на всю трагичность второго названия, произведение получилось очень веселым. Особенностью художественного труда заключается в том, что он создавался без каких-либо набросков и черновика. Предисловие ведется от лица некого издателя, который решил исполнить волю покойного Максудова и опубликовать его роман. При этом издатель предупреждает, что все написанное является плодом больного воображения погибшего автора.

Белая Гвардия

«Белая Гвардия» по праву входит в список лучших книг, написанных Булгаковым. В романе описываются события 1918 года, которые происходили в Украине в период Гражданской войны. В центре произведения семья русских интеллигентов, а также их близкие знакомые и родственники. Военные события сказались на них социальным катаклизмом. В книге прослеживается много биографических набросков. Так, главные персонажи являются прототипами друзей и родственников самого писателя. Об этом говорят документальная точность описываемых Булгаковым событий и действующих лиц. В романе четко прослеживается процесс разрушения русской интеллигенции. Изначально в задумки автора входило написание трилогии, но увидела свет лишь одна книга из трех.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» ─ одно из главных творений выдающегося писателя 20 века. Книга при жизни Михаила Афанасьевича не была завершена. Редактированием оставленных черновых рукописей занималась в последующем супруга покойного. Роман включает в себя две сюжетные линии, одна из которых связана с Мастером, пишущего роман о Понтии Пилате. Чем дальше читатель углубляется в книгу, тем становится менее заметной грань между двумя этими частями великого произведения. Полное объединение двух сюжетных линий происходит в последних главах, когда к Воланду (Дьяволу) приходит один из учеников Иешуа (Иисуса). Книга несет в себе глубоко философский смысл, где нет четких граней между Злом и Добром, Правдой и Ложью.

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891, Киев, Российская империя - 10 марта 1940, Москва, СССР) - русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился в семье доцента (с 1902 года - профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, в Киеве. В семье было семеро детей

В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году получил диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами".

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…». Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах. Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов. Одновременно в советской прессе началась интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году у М. Булгакова возник замысел романа о дьяволе, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных». В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1932 году на сцене МХАТа состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. Опыт работы во МХАТе отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936г Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене исправления к последнему варианту романа «Мастер и Маргарита». Правка, однако, автором закончена не была.
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.

на основе статьи из ru.wikipedia.org




Top