Что нарисовать маленькому ребенку. Рисование с детьми. Когда начинать? Малыш учится рисовать: с чего начинать

Развиваем «пинцетный захват» у малышей, раскрашиваем объемные фигурки, а главное – учимся все делать шаг за шагом, памятую о том, что всему свое время, и не нужно спешить!

О пользе раннего творчества написано множество статей, а уж сколько удовольствия доставляет этот процесс маленьким созидателям! Но чтобы первое знакомство с красками прошло гладко и доставило удовольствие и вам, и ребенку, рекомендуем вам воспользоваться следующим руководством:

В конце концов, мы не рисуем звуки, вкусы или запахи; мы рисуем то, что видим. Опираясь на свое воображение и осязание, Бетти наслаждалась отличительной формой лица человека на бумаге. Эти наборы в основном жесткие доски, покрытые слоем резины и тонким пластиковым листом. Давление от любой шариковой ручки создает на листе пластик. Самое главное, мы узнали, что слепые и зрячие люди разделяют форму живописного сокращения. То есть они используют многие из тех же устройств при рисовании их окружения: например, обе группы используют линии для представления краев поверхностей.

1. Выберите момент, когда малыш в хорошем расположении духа.
2. Первые занятия по рисованию лучше проводить за столом, если ребенок еще совсем маленький, то посадите его в высокий стульчик.
3. Заранее все подготовьте: лист бумаги большого формата закрепите на столе с помощью скотча; налейте воды в банку; откройте баночки с краской; подготовьте инструменты для рисования, а также влажные салфетки.
4. Снимите с ребенка одежду или оставьте ту, которую не жалко испачкать.
5. Дождитесь момента, когда вашему малышу надоест то, чем он в данный момент занимается, и он отправится на поиски нового занятия.
6. Усадите ребенка за стол перед чистым листом бумаги, скажите, что сейчас вы с ним будете рисовать.
7. Показав на собственном примере, как оставлять отпечатки с помощью краски, дайте малышу изучить все самому.
8. Ограничьтесь для первого занятия 5-10 минутами.
9. Обязательно закончите ваше занятие на положительной ноте.

Оба используют ракурсные формы и сходящиеся линии для передачи глубины. Оба типично изображают сцены из одной точки зрения. Оба визуализируют протяженные или нерегулярные линии для обозначения движения. И оба используют фигуры, которые являются символическими, хотя и не всегда визуально правильными, такими как сердце или звезда, для ретрансляции абстрактных сообщений.

В целом, наша работа показывает, что даже очень простые изображения отражают гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Четверо были врожденно слепы, трое потеряли зрение после трехлетнего возраста, а у двух было минимальное зрение. Каждый предмет изучил четыре поднятых профиля, которые Ханс-Йорген Андерсен, студент-студент-психолог из Орхусского университета в Дании, сделал путем склеивания тонких проводов с пластиковым покрытием на плоскую металлическую доску. Мы с Эрикссоном попросили добровольцев описать наиболее заметную особенность на каждом дисплее, используя одну из четырех надписей: улыбка, вьющиеся волосы, борода или большой нос.

Итак, первое занятие прошло достаточно успешно, ребенок проявил интерес к рисованию, нанес свои первые штрихи на бумагу, и даже практически не успел попробовать краски, а ковер вам удалось спасти. Готовы к следующим этапам эксперимента?

На самом деле, на первых уроках рисования для малышей не нужно придумывать какие-либо задания - просто знакомьте его с цветом и свойством красок. Первые картины лучше всего создавать при помощи ладошек. Сами отпечатки могут стать основой множества картин, но рисовать можно и нужно без какой-либо идеи, просто дайте малышу вволю возиться с краской, размазывать ее по листку и даже по телу. Для этого вы даже можете посадить малыша в ванну и выдать ему краски там.

Пять из них, включая одного человека, который был полностью слеп с рождения, правильно идентифицировали все четыре картины. Только один участник не признал этого. В среднем группа, обозначенная 8 из четырех контуров, точно. Для сравнения, когда 18 видных студентов в Торонто были с завязанными глазами и получили одинаковые профили с поднятой линией, они набрали лишь немного лучше, сопоставив среднее значение из 1 из четырех дисплеев.

К. сообщали о подобных результатах, не оставляя сомнений в том, что слепые люди могут распознать очертания формы знакомых предметов. Во-первых, может показаться странным, что даже те, у кого никогда не было какого-либо видения, обладают каким-то интуитивным пониманием того, как появляются лица и другие объекты. Но с дальнейшими размышлениями вывод имеет смысл. Линии на самых простых рисунках показывают одну из двух вещей: где две поверхности перекрываются, называются окклюзионным краем или где две поверхности встречаются в углу.

Рисуйте не только ладошками, но и пальцами. Для этого придумывайте простые художественные сюжеты: «У воздушного шарика оторвалась веревочка, нарисуй ее!». «Смотри, набежали тучки, пошел дождик, нарисуй его!» (ребенок оставляет отпечатки пальцем - кап-кап!). «Я нарисовала машину, но у нее нет колес, нарисуй их и машина поедет!»



Во время первых уроков рисования не спешите брать в руки кисточки, воспользуйтесь более удобными для маленьких ручек предметами. Вот, например, обычные ватные палочки и поролоновые тычки, которые можно купить в художественных отделах. Эти предметы короткие и их удобно захватывать тремя пальцами, развивая , также ими можно просто произвольно шлепать по бумаге, что не так просто делать кистью.

Ни одна из функций не должна восприниматься как воспринимаемая. Оба могут быть распознаны прикосновением. Не все слепые люди одинаково хорошо читают рисунки с поднятой линией, и эти индивидуальные расхождения могут отражать возраст, когда кто-то потерял свое зрение.

Например, люди, которые были слепые от рождения или младенчества, называли ранние слепые, иногда находят привлекательные рисунки, бросающие вызов. Показатели распознавания были несколько выше для зримых, с завязанными глазами субъектов, которые больше знакомы с картинками в целом.



Поролоновые тычки легко сделать самостоятельно - просто возьмите кусочек обычной губки и скрепите ее с одной стороны при помощи прищепки или скотча.



Вооружившись тычком ребенок легко научится раскрашивать. Для первых занятий вырежьте контуры предметов из плотной бумаги предложите малышу раскрасить их.

Когда лучше начинать учить ребенка рисованию

Интересно, что субъекты, которые теряют зрение позже в жизни, называются более поздними слепыми, часто интерпретируют повышенные контуры с большей готовностью, чем кажущиеся или ранние слепые люди, согласно Мортону Хеллеру из Университета Уинстона-Сейлема. Одно из возможных объяснений заключается в том, что у более поздних слепых есть двойное преимущество в этих задачах: они, как правило, более знакомы с картинками, чем ранние слепые, и у них гораздо лучшие тактильные навыки, чем у зрелых.

Как научить ребенка рисовать: что делать, когда ребенок учится рисовать

Перспектива Так же, как Бетти побудила меня изучить, слепые оценивают профили в набросках, другой художник-любитель, Кэти из Оттавы, заставил меня исследовать другой вопрос. Кэти впервые участвовала в моих исследованиях, когда ей было 30 лет. Из-за рака сетчатки, обнаруженного в течение ее первого года жизни, Кэти была полностью слепой с трехлетнего возраста и никогда не имела детального видения. Несмотря на это, она неплохо рисовала рисунки с поднятой линией. Когда блоки сидели бок о бок, она сделала их того же размера, что и на самом деле.



Сделайте заготовки картинок для раскрашивания (их сейчас очень много в интернете) и предлагайте малышу нарисовать недостающие детали с помощью тычка.



Замечательный способ рисования с малышами - рисование через трафарет. Для детей - это настоящее волшебство. Сначала он закрашивает картинку, не особенно задумываясь о контурах (только обращайте внимание, чтобы белых пятен у будущего рисунка не оставалось), а потом поднимает трафарет и видит, что получился самолет, носорог или звезда.

Но когда куб был дальше от нее, чем другой блок, она уменьшила его рисунок. Этот второй рисунок показал фундаментальный принцип перспективы, а именно, что по мере того, как объект становится более отдаленным, он уменьшает угол. Использование Кэти этого основного правила предполагало, что слепые могут легко понять некоторые аспекты перспективы. Снова предложение казалось разумным, учитывая некоторое соображение. Точно так же, как мы видим объекты с определенной точки зрения, мы тоже обращаемся к ним с определенного места.

Мы подготовили пять рисунков: один из таблицы и четыре куба. Мы показали рисунки 24 добровольно добровольно добровольно и задали им ряд вопросов. На чертеже стола была центральная площадь и четыре ножки, одна из которых выступала из каждого угла. Субъектам было сказано, что слепой человек нарисовал стол и объяснил: «Я сделал это так, чтобы показать, что он симметричен на всех четырех сторонах». Затем им сказали, что другой слепой человек нарисовал одинаковый стол, но предложил другое объяснение: Я показал его снизу, чтобы показать форму верхней и всех четырех ног.



А вот еще один похожий способ рисования, только наоборот. Вырезаете фигуру из плотной бумаги и кладете на лист (деталь нужно придерживать или закрепить при помощи бумажного скотча). Теперь предложите ребенку раскрасить лист целиком и сделать, например, море. Когда все закрашено, фигурку поднимаете и получается рыбка, плавающая в воде. С помощью ватной палочки рисуем рыбке глаз и пузырьки, которые она выпускает.

Если вы показываете стол сверху или сбоку, вы не можете показать верх и все четыре ноги тоже. Затем мы попросили наших добровольцев выбрать рисунок куба, который, скорее всего, был сделан человеком, который рисовал таблицу снизу. Чтобы последовательно отвечать, им нужно было понять, какая стратегия использовалась при рисовании таблицы и каждого куба. Один куб напоминал раскладку коробки, показывающую переднюю грань куба посередине, окруженную ее верхней, нижней, левой и правой сторонами. На другом рисунке показаны два квадрата, представляющие фронт и вершину куба.



Следующий способ рисования - весьма креативен, для него вам понадобится бумажный скотч. Отрываете полоски скотча и прикрепляете их на плотный лист бумаги. Затем малыш закрашивает лист целиком, а вы осторожно отрываете полоски скотча - получаются дорожки, по которым могут ездить машины.

Третья картина изображала фронт куба как квадрат, а верхний - как прямоугольник, расколотый, потому что он отходил от наблюдателя. Четвертый иллюстрировал две трапеции, соединенные вдоль самой длинной линии; дополнительная длина этой линии показала, что это был край, ближайший к наблюдателю. Какой куб, по вашему мнению, был нарисован человеком, который собирался показать таблицу снизу? Большинство слепых добровольцев выбрали рисунок, который показал две трапеции. То есть они выбрали иллюстрацию, которая сделала наиболее изощренное использование перспективы.



После того как ребенок некоторое время порисует при помощи тычков, он легко возьмет кисточку правильным жестом руки. И тогда ваши творческие горизонты еще более расширятся.



Помимо рисования на бумаге, предлагайте ребенку раскрашивать объемные предметы - это могут быть деревянные фигурки или фигурки, которые вы вместе слепите из соленого теста. Желаю вам художественных успехов и много приятных творческих минут. Рисование для малышей приятно и временем, проведенным с вами!

Знакомимся с красками

Соответственно, они выбрали наименее вероятным совпадение с плоским «раскладным» рисунком - тем, который не использовал никакой перспективы. Скрининговый рисунок был также тем, который, по их мнению, скорее всего сделал тот человек, который, рисуя стол, надеялся подчеркнуть его симметрию.

Малыш учится рисовать: с чего начинать

Мы с Хеллером объединили свои силы, чтобы подготовить еще одну задачу - продемонстрировать, что слепые понимают использование перспективы. Мы расположили три твердых тела - сферу, конус и куб - на прямоугольной столешнице. Наши слепые люди сидели на одной стороне. Мы попросили их нарисовать объекты с того места, где они сидели, а затем представить четыре разных вида: с трех сторон стола и непосредственно сверху. Многие взрослые и дети находят эту проблему довольно сложной задачей. В среднем, однако, наши слепые субъекты выполняли так же, как и прицельные контрольные объекты, правильно рисуя 4 из пяти изображений.

Родители должны помогать обогащать опыт рисования у ребенка новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. Вот несколько занятий, как можно увлечь ребенка с помощью рисования.

Занятие 1. Спрячь зайку от лисы!

Цель занятия: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.

Затем мы попросили наших субъектов назвать точку зрения, используемую в пяти отдельных чертежах трех объектов. Мы представили рисунки им дважды, в случайном порядке, так что наивысший возможный балл был 10 правильным. Из этой суммы слепые субъекты назвали среднее значение 7 правильно. Прицельные предметы оценивались чуть выше, давая в среднем 5 правильных ответов. Девять более поздних слепых испытуемых в исследовании немного улучшились, чем врожденно слепые и зрячие, забив 2 по задаче рисования и 3 - по задаче распознавания.

Опять же, более поздние слепые, вероятно, забили так хорошо, потому что они знакомы с картинками и улучшенными тактильными навыками. Метафора. Из описанных выше исследований ясно, что слепые люди могут оценить использование контуров и перспективы для описания расположения объектов и других поверхностей в космосе. Но картинки - это больше, чем буквальные представления. Этот факт был обращен на мое внимание резко, когда слепая женщина в одном из моих исследований решила по собственной инициативе нарисовать колесо, когда оно вращалось.

Материал для занятия:

Ход занятия:

Предложите ребенку листок с изображением зайца. Зайцы могут быть такими:

Для первого занятия картинка должна быть не очень крупной (что бы ручка у ребенка не устала, и ему самому не надоело закрашивать).

Как приготовить соленое тесто?

Чтобы показать это движение, она проследила кривую внутри круга. Линии движения, такие как та, которую она использовала, являются очень недавним изобретением в истории иллюстрации. Действительно, как отмечает искусствовед Дэвид Кунцле, Вильгельм Буш, модельный художник 19-го века, практически не использовал движения в своих популярных фигурах, пока.

Когда их спросили об этих кривых, все они описали их как метафорические способы предложить движение. Правило большинства утверждало бы, что это устройство каким-то образом показало движение очень хорошо. Но был ли он лучшим индикатором, чем, скажем, сломанные или волнистые линии или любая другая линия, если на то пошло? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы с Габиасом создали рисунки из пяти разных колес, изображающие спицы с линиями, изогнутыми, изогнутыми, махающими, разбитыми и вытянутыми за периметр колеса.

Дайте ребенку один карандаш или фломастер, цвет которого будет совпадать с цветом контура рисунка (для того, чтобы после закрашивания зайца не было видно - он же спрятался). Покажите ребенку, как нужно правильно держать карандаш. (не разрешайте ребенку держать карандаш в кулаке, переучивать сложнее чем научить)

Посмотри, кто это к нам пришел в гости? Правильно это зайка. За зайкой гонится лиса, она хочет его поймать. Давай поможем зайке спрятаться.

Затем мы попросили 18 слепых добровольцев назначить одно из следующих движений на каждое колесо: качание, быстрое вращение, непрерывное вращение, подергивание или торможение. Какое колесо, по вашему мнению, подходит для каждого движения? Наша контрольная группа состояла из 18 зрячих студентов Университета Торонто.

Все, кроме одного из слепых, назначили отличительные движения каждому колесу. Кроме того, предпочтительным описанием для зрячих было предпочтительное описание для слепых во всех случаях. Более того, консенсус среди зрячих был едва выше, чем среди слепых. Поскольку устройства движения не знакомы с слепыми, задача, которую мы им дали, связана с решением некоторых проблем. Очевидно, однако, слепые не только разобрались в значениях для каждой линии движения, но как группа, они, как правило, имели одинаковое значение - по крайней мере, так же часто, как и наблюдаемые предметы.

Покажите ребенку, как нужно спрятать (зарисовать) зайца, проводя линии вверх - вниз:

Если у ребенка самостоятельно не получается, возьмите его руку с карандашом в свою и нарисуйте вместе несколько линий.

Когда весь зайчик будет закрашен, обыграйте:

- Ну вот, теперь лисичка не сможет догнать зайчика. Какой(ая) ты молодец, помог зайке!

Такое упражнение можно повторять неоднократно. Можно использовать опять зайку, а можно и других персонажей. Необязательно кого-то спасать, можно просто поиграть в прятки.

Занятие 2. Каляки-маляки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать карандаш или фломастер; видеть в линиях и пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги любого размера (можно даже ватман).

Ход занятия: Рисовать лучше всего там, где ребенок будет чувствовать себя удобно, раскрепощено. (Желательно дождаться того времени, когда ребенок сам скажет или даст знать, что он хочет рисовать).

- Посмотри, что это я приготовила? - правильно это бумага (листочек) и карандаши (фломастеры).

Что мы с тобой будем делать? - правильно мы будем рисовать.

Пусть ребенок рисует столько времени - сколько ему захочется, не останавливайте его.

Когда Рисунок будет закончен спросите его, что он нарисовал. Если ребенок и сам не знает что это предложите ему несколько вариантов:

- Может быть это дождик капает? - давай дорисуем тучку (дорисуйте сами).

А может быть это домика? - давай дорисуем крышу.

А может быть это рыбка? - давай ей нарисуем глазки, хвостик и т.д.

Вот что может получиться:

* Цель таких занятий - научить малышей видеть в линиях и их пересечениях изображение. Такие занятия помогут ребенку перейти на другой этап рисования. Иначе, дети могут остановиться на уровне каракулей очень долго - их устраивает то, как они рисуют.

Занятие 3. Нарисованные истории

Цель занятия: Учить ребенка видеть изображение на бумаге. Формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

На этом занятии больше рисовать будете Вы, комментируя каждый этап рисования. Ребенок будет наблюдать и подсказывать. А если ему захочется, порисует вместе с Вами.

Предложите ребенку порисовать, выберите вместе любой сюжет. Сюжет обязательно близкий ребенку, интересный ему. Ваш малыш может принимать участие, подсказывая Вам что нужно нарисовать, какой карандаш взять.

Можно при рисовании использовать стихи, например, такие:

А вот четыре стороны -

Квадрат нарисовали мы.

Из квадратика сейчас

Дом получится у нас.

Ну, какой же дом без крыши!

Вот пониже, вот повыше.

Если в доме есть камин,

Башенка видна над ним.

Чтобы светлым был наш дом,

Нарисуем окна в нем.

Дверь, дружочек, начерти -

Можно в дом теперь войти.

И конечно, непременно,

Крепкие поставим стены.

Крышу нарисуй скорей,

А потом - трубу на ней,

Над трубою - дым столбом,

Черепицей кроем дом.

Окна в доме нарисуем,

Дверь красивую входную.

На двери табличка вот,

Чтобы знать, кто здесь живет.

Вот, почуяв ароматы,

В кухне собрались ребята.

Рисовать умеем ловко!

Вот плита, а в ней - духовка.

На панели - ручки-кнопки,

Сверху - круглые конфорки.

Есть теперь на радость всем

Плиты плоские совсем.

Есть на кухне вилки, ложки,

Чайники, тарелки, плошки,

Чашки, блюдца и ножи...

Что забыли? Подскажи!

Дом за домом... Посмотрите -

Город вырос на странице! (Маргрет Реттих)

Я рисую стены, крышу,

окна, форточки, крыльцо...

Мне кричат, а я не слышу,

я рисую пруд-кольцо.

Огород к воде поближе,

рядом яблоневый сад...

Мне кричат, а я не слышу,

я рисую небеса.

А потом в углу, повыше

нарисую красный круг...

Мне кричат, а я не слышу,

я раскрашиваю луг.

Мне кричат, а я не слышу.

То есть слышу, но молчу.

Я рисую то, что вижу, -

отвлекаться не хочу! (Кацо)

Занятие 4. Палочки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямы вертикальные линии. Формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разных цветов, лист бумаги. Различные палочки.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком.

Заранее приготовьте несколько различных палочек для показа ребенку. Это могут быть веточки, счетные палочки, палочки от чупсов, коктейльные трубочки.

- Посмотри что это? - Это палочки.

Смотри, какие они разные: длинные и короткие, толстые и тонкие. Но они все прямые, ровные.

Давай с тобой попробуем нарисовать палочку в воздухе (возьмите руку ребенка и проведите в воздухе черту).

- А теперь давай нарисуем на листочке палочку.

Посмотри как я рисую.

Сначала вы нарисуйте на листе палочку, пусть ребенок посмотрит.

- А теперь ты возьми карандаш, который тебе нравится, и тоже нарисуй палочку.

(Чтобы ребенок учился рисовать правильно, нужно показать процесс рисования палочки, двигая его рукой).

- А теперь давай будем рисовать только короткие палочки. - А теперь длинные.

А теперь только синие (красные, желтые и т.д.)

Если ребенок не устал, предложите ему нарисовать линии, соединяя точки.

Занятие 5. Грибы

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; не выходить за границу рисунка; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры красного, оранжевого, коричневого цветов; игрушечный гриб или вырезанный из картона; лист бумаги: в нижней части листа нарисована прямая горизонтальная линия - это дорожка, выше на расстоянии5-7 см от неё полукружья или треугольники красного или коричнево цветов - это шляпки грибов. (см. рисунок)

Методы обучения: Рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите ребенку грибок.

- Что это? Правильно, это гриб. Посмотри - это шляпка, а вот это ножка.

А теперь ты мне покажи: где у гриба шляпка?

А теперь покажи где ножка?

(помогите если ребенок затрудняется показать)

- Ножка прямая, как палочка. (нарисуйте вместе с ребенком рукой в воздухе прямую линию)

Покажите ребенку лист с заготовкой для рисунка, объясните, что это такое.

- Посмотри, на поляне на дорожке растут грибы. Это у грибов шляпки.

А где же ножки? - нет ножек!

Сейчас я дорисую грибочкам ножки - вот так!

А теперь ты попробуй дорисовать ножки грибочкам.

Дайте ребенку в руки карандаш (фломастер), помогите, если у ребенка не получается.

- Какой(ая) ты молодец!

А теперь послушай стихотворение:

Шляпка и ножка,

Ростом невысок,

Рядом с дорожкой

Вырос … (грибок)

Занятие 6. Лопаточки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, её начало и конец; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры; детская лопатка; лист бумаги: в нижней части листа нарисован ряд полукружий - это острие лопатки. Чтобы ребенку было легче определить, из какой точки следует начинать рисовать линии, обозначающую ручку лопатки можно нарисовать точки на небольшом расстоянии над полукружьями.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

В начале занятия покажите ребенку лопату.

- Посмотри, что я принесла. Что это такое? - Правильно это лопаточка.

Посмотри, у лопатки есть ручка, чтобы её удобно было держать.

А для чего нужна лопатка? - Правильно, что бы копать.

А что можно копать лопаткой? - Песочек, землю.

Давай с тобой нарисуем лопатку.

Нарисуйте на чистом листе полукруг.

- Посмотри, что это я нарисовала? - Это лопаточка.

Как ты думаешь, ей удобно будет копать? - Конечно, нет.

У лопаточки чего-то не хватает. Как ты думаешь чего? - Конечно, ручки.

Посмотри, я сейчас дорисую ручку. Ручка прямая, как палочка.

Ну, вот теперь получилась настоящая лопатка.

А теперь ты попробуй нарисовать ручки лопаточкам.

Дайте ребенку заготовку. Помогите, если у малыша не получается. Можно рисовать лопатки и ручки к ним одного цвета, а можно разноцветные. В процессе рисования проговаривайте названия цветов.

Почитайте стихотворение- загадку:

Рядом с дворником шагаю,

разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом. (Лопата)

Занятие 7. Цветы

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; не выходить за границы ограничительной линии - «травки»; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры зеленого цвета; цветок на стебле; лист бумаги: в нижней части листа нарисована линия зеленого цвета - это полянка, выше на расстоянии 5-6 см цветы, расположенные в ряд.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите малышу цветок на стебле.

- Посмотри, какой красивый цветочек. Это у цветочка головка, а это стебель (сопровождайте рассказ показом).

На чистом листе нарисуйте линию зеленого цвета.

- Посмотри, это полянка.

Выше нарисуйте несколько цветочков.

- Вот у цветов головки, а где же стебли? Стебельки надо нарисовать - вот так. (Покажите ребенку, как надо нарисовать стебельки.)

Дайте малышу лист - заготовку.

- Посмотри, здесь целая поляна цветов. Только у них нет стебельков. Давай посадим цветочки на полянку - нарисуем им стебельки.

Почитайте стихи:

Мои цветы.

Зеленеют рощи,

Зелено кругом,

Зеленет клумба

Под моим окном.

Сколько тут цветочков

Желтых, голубых!

Это я любовно

Вырастила их.

Посадила в землю

За цветком цветок.

Летом поливала

Каждый лепесток.

Для меня на свете

Нет цветов милей.

Даже солнце в небе

Светит веселей.

Занятие 8. Нитки для шариков

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; регулировать длину линии, не выходить за границы листа бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разного цвета; воздушный шарик с привязанной к нему ниткой, лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисован ряд окружностей одного или нескольких цветов. Для первого занятия лучше предложить заготовку с «хвостиками» у шариков. (У нас Полине нравится именно с хвостиками шарики). А на повторных занятиях «хвостики» можно не рисовать.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Покажите малышу воздушный шар.

- Посмотри, что это? - Правильно это воздушный шарик.

А тебе нравится играть с шариками?

А что это у шарика (покажите на нитку)? - Правильно это ниточка.

А зачем шарику нужна ниточка? Чтобы он не улетел.

Подержи шарик за ниточку. Очень удобно держать шарик за ниточку.

Нарисуйте на листе бумаги ряд кругов - шариков. Это шарики, а чтобы шарики не улетели нарисуем им ниточки - вот так.

У тебя на листочке тоже нарисованы шарики. Ой, они сейчас улетят, у них нет ниточек. Нарисуй ниточки шарикам.


Занятие 9. Травка

Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки—прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, ее начало и конец; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры зеленого цвета; лист бумаги для рисования формата с заготовкой: в нижней части листа нарисована горизонтальная линия коричневого цвета - это поляна, а в верх¬ней части листа желтое солнце.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Нарисуйте на листе бумаги желтое солнце.

- Посмотри, у меня на картинке светит солнышко, оно пригревает, землю согревает.

Затем нарисуйте внизу горизонтальную прямую линию коричневого цвета.

- А это полянка.

Теперь рисуйте вертикальные линии зеленого цвета - траву.

- А вот на полянке выросла зеленая трава.

Дайте малышу лист с заготовкой и зеленый карандаш или фломастер.

- Посмотри, у тебя на картинке тоже светит солнышко. Нарисуй зеленую травку.

* Все работы ребенка можно вывешивать на стену, детям очень это нравится.

Занятие 10. Дождик

Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки — прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры синего или голубого цвета; лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу — горизонтальная линия — «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Методы обучения : Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Перед началом занятия прочитайте малышу стихотворение.

- Послушай стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветочек, на листок.

Кап, кап, кап!

На дорожку, на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя -

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап...

- Про что это стихотворение? Правильно про дождик.

Нарисуйте на листе бумаги тучу синего цета.

- Догадался, что это такое? Правильно, это тучка.

Затем начинайте рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошел дождик: кап, кап, кап!»

Дайте малышу лист с заготовкой и карандаш или фломастер.

Посмотри, у тебя на картинке тоже нарисована тучка. Нарисуй дождик!

Пока ребенок рисует можно рассказать ему небольшое фольклорное стихотворение:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждайте ребенка озвучивать рисунок «кап, кап, кап». Можно нарисовать на земле лужи.

Занятие 11. Дорожки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать «дорожки» — прямые горизонтальные линии; развивать зрительное восприятие пространства; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры черного (или серого); маленькая игрушечная машинка; листы бумаги для рисования с заготовкой: в левой верхней части листа нарисована машина (на следующем занятии можно нарисовать идущего человечка).

Методы обучения: Рисование в воздухе; вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

На занятии обыграйте ситуацию с машиной: нарисуйте на листе бумаги дорогу для нее (две прямые параллельные линии на расстоянии 6—8 см), покатайте по нарисованной до¬рожке игрушечную машинку.

Предложите малышу покатать машинку, не заезжая за края дорожки.

- Машинка едет - би-би! Вот какая у нас дорога, теперь машинка едет по дороге.

Предложите ребенку провести пальчиком вдоль «дороги», на¬рисовать «дорогу» в воздухе.

Затем нарисуйте горизонтальные линии - «дорогу» - на листе бумаги.

Дайте малышу лист с заготовкой и фломастеры.

- Посмотри, у тебя на картинке нарисована машина. Нарисуй прямую дорожку! Поехали машины по дорожкам. Нарисуй еще дорожки!

Занятие 12. Круги

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материалы: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистые листы бумаги.

Методы обучения: Рисование в воздухе; вместе со взрослым.

Ход занятия:

В начале занятия объясните ребенку, что они будут учиться рисовать круги. Сначала нарисуйте в воздухе указательным пальцем большой круг и попросите малыша отгадать, что вы нарисовали, и повторить за вами движение. Затем нарисуйте в воздухе маленький кружок.

- Отгадай, что я нарисовала в воздухе? (Большой круг.) А теперь ты нарисуй в воздухе большой круг, как сделала я. Молодец!

А теперь что я нарисовала? Да, маленький кружок. Нарисуй в воздухе маленький кружок. А теперь будем учиться рисовать кружочки на бумаге.

Покажите ребенку, как нужно рисовать круги - рисуйте на мольберте или на листе бумаги. Обратите внимание малыша на то, что круги могут быть большие и маленькие, используйте разные цвета. Можно предложить обвести пальчиком по внешнему краю тарелку, по внутреннему краю обруч.

Дайте ребенку лист бумаги и предложите выбрать один карандаш или фломастер. Покажите малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать круги самостоятельно.

Для закрепления навыка предложите ребенку выполнить это задание несколько раз. А чтобы малышу было интересно, разнообразьте задания: попросите нарисовать большие, средние, маленькие круги, только красные или только синие, или разноцветные.

Занятие 13. Мячи

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги разного диаметра, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования; игрушечные мячи разного размера.

Метод обучения: Совместное .

Ход занятия

Начните занятие с чтения стихотворения.

- Послушай стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем покажите малышу игрушечные мячи. Обратите внимание на то, что мячи могут быть разного размера и цвета.

- Посмотри, какие у меня мячи. Этот большой, а этот какой? Правильно, маленький. Этот мяч красного цвета. А какого цвета этот мяч?

Давай нарисуем мячи.

Дайте ребенку лист бумаги и карандаши или фломастеры разных цветов.

- Давай нарисуем много мячей, чтобы было весело играть!

Занятие 14. Шарики

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: нитки для шариков; воздушный шарик.

Метод обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия

Начните занятие с загадки (можно загадать одну или две загадки):

- Отгадай загадку:

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел -

Я побежал.

(Шар воздушный)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы.

От радости танцуют

Воздушные …

- У нас с тобой тоже есть воздушный шарик. Вот он! Давай поиграем с ним. Я буду подбрасывать его, а ты лови.

После того как малыш наиграется, предложите ему сесть за стол.

- А теперь давай нарисуем много разноцветных шариков на ниточках. Вот посмотри, на листочке уже есть ниточки, а тебе нужно к каждой ниточке нарисовать шарик.

Напомните малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать мячи самостоятельно.

Занятие 15. Я

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать небольшие по размеру круги; располагать круги равномерно, не выходить за границу контура; формировать интерес к ри­сованию.

Материал: Карандаши или фломастеры красного, желтого и зеленого цветов; яблоко; лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: контур дерева.

Метод обучения : Дорисовывание деталей.

Ход занятия

В начале занятия спрячьте яблоко в коробку.

Начните занятие с загадки

- Посмотри какая у меня есть коробочка. Тебе интересно, что в ней лежит? Тогда отгадай загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

- Конечно, правильно это яблоко! А еще послушай стихотворение:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким)

- А теперь откроем нашу коробочку и посмотрим, что там лежит.

Если у ребенка есть желание можно ему дать покушать яблоко.

Поговорите с малышом о том, где растутя . Напомните, что яблоко это фрукт. Вспомните, какого цвета бывают я . Какие они на вкус.

Предложите ребенку лист бумаги с заготовкой и фломастеры.

- Посмотри что это у тебя нарисовано на листочке?

- Правильно, это дерево. А ты знаешь, как оно называется? Оно называется яблоня. А что растет на яблоне?

- Я висят на ветках, а некоторые уже упали на землю.

Знакомимся с красками

На этих занятиях мы будем знакомить детей с красками. Знакомиться будут даже те дети, которые уже и раньше рисовали красками.

Цели задачи:

  • Обучение умению правильно и аккуратно использовать кра­ски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; пра­вильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.
  • Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
  • Развитие чувства цвета.
  • Развитие эмоций и фантазии.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речи.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Формирование интереса к рисованию. Материалы и инструменты.

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного раз­мера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; па­литра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фар­туки или халаты (по количеству детей), тряпочки или сал­фетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды и др. По возможности использовать мольберты.

Техники рисования:

Рисование на мокрой бумаге - нанесение краски на лист, пред­варительно смоченный водой. При этом получается бессю­жетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при по­мощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятны­шек круглой формы, а при проведении им по бумаге полу­чаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и напиваются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями нанесение слоя краски на внутрен­нюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой ли­бо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой нанесение красок на бумагу при по­мощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти — круглые и плоские, кра­ски — акварель и гуашь (акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага — акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

  • примакивание — нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После сопри­косновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;
  • кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);
рисование="">

Рисование с помощью штампа нанесение краски на поверх­ность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получе­ния цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно полу­чать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображе­ния. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного на­бора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (мор­кови, картофеля).

1. Цветная вода

Цель: Познакомить детей с акварельными красками; научить разводить краски в воде; пользоваться кисточкой; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отноше­ние к рисованию.

Материал: Наборы акварельных красок; прозрачные пластиковые стаканчи­ки средних размеров; круглые кисти; вода; тряпочка, салфетка.

Ход занятия: Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните их водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов и раз­ведите в стакане с водой. При этом можно развести краску бы­стро, помешивая воду кисточкой, а можно опустить кисточку в воду и сразу вынуть, в этом случае облачко краски будет само постепенно растворяться в воде.

- Сейчас я возьму на кисточку желтую крас­ку, вот так. А теперь... опускаю кисточку в стакан с водой. Ин­тересно, что получится? Смотри, как красиво!

Таким образом, на глазах у ребёнка разводите краски нескольких цветов — желтую, красную, синюю, зеленую, бе­лую.

Дайте ребёнку краски, кисточки, стаканы с во­дой. Предложите выбрать понравившуюся краску, взять ее на кисточку и развести в воде.

- Сейчас ты будешь разводить краску в во­де. Выбирайте, какая тебе нравится.

- Какую краску ты взял? Опусти кисточку в водичку.

- Какого цвета стала вода?

- Вот какую красивую цветную водичку мы сделали!

2. Смешиваем краски

Цель: Продолжать знакомить с акварельными крас­ками; учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и от­тенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Гуашь или акварель; прозрачные пла­стиковые стаканчики средних размеров; палитра; акварельная бумага; круглые кисти; вода; тряпочка, салфетка.

Ход занятия: Смешивание — это соединение 2—3 красок разных цветов в стакане с водой или на листе бумаги для получения но­вого цвета. Существует три цвета, которые нельзя получить при смешении других цветов. Это желтый, синий, красный.

Производные цвета получаются в результате смешения пар основных цветов:

Синий + желтый = зеленый

Жёлтый + красный =оранже­вый

Красный + синий = фиолетовый

Изменяя пропорции смешиваемых красок, можно получать различные оттенки цветов. Многообразие осталь­ных цветов можно получить, смешивая три основных цвета в разных соотношениях. Не обучая детей теории цвета, мож­но на занятиях дать им возможность пережить волшебство возникновения новых цветов.

Смешивать краски основных цветов можно разными спо­собами. На одном из занятий «Цветная вода» слейте воду раз­ных цветов в один стакан или смешайте в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. А можно смешивать кра­ски на палитре или на бумаге.

Занятие 16. Рисование на мокрой бумаге

Цель: Продолжать знакомить ребёнка с акварельными красками; учить правильно, пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Набор акварельных красок, акварельная бумага, круглые кисти, вода. Тряпочка, салфетки, клеёнка.

Техника : Рисование на мокрой бумаге.

Ход занятия: Незабываемые и необычные ощущения получит ваш ребёнок в процессе рисования акварельными красками на мокрой бумаге. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками. При рисовании на мокром листе речь не идёт о рисовании чего-то определённого.

Постелите на стол или на пол клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (окуните его в таз с водой) и положите на клеёнку, пригладив мокрой губкой.

Окуните кисточку в любую краску и проведите по бумаге. То же самое сделайте с красками других цветов.

Обратите внимание ребёнка на то, что изображение получилось размытое, как будто в тумане или под дождём. А если наклонить лист, то краску будут стекать по листу и получится новый узор.

Когда краски подсохнут, можно вместе с ребёнком попытаться придумать, на что похож рисунок.

Предложите ребёнку сделать рисунок на мокром листе самостоятельно. Рисовать можно кисточками и пальчиками.

Получившийся рисунок можно использовать как основу для аппликации.

Занятие 17. Спрячем мышек

Цель: Учить рисовать гуашью, с использованием губки; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Разведённая гуашь зелёного цвета; плотная бумага с контурным рисунком; губка; вода; тряпочка, салфетка, клеёнка, игрушка - кошка.

Ход занятия Перед началом занятия нарисуйте на листе бумаги двух-трех мышек. Приготовьте краску - зелёную гуашь разбавьте водой и налейте в блюдечко.

Покажите ребёнку нарисованных мышек.

- Посмотри, кто это к нам прибежал? Правильно это мышки.

- Мышки бегают по травке. Как они пищат?

- Но вдруг прибежала кошка! Она хочет поймать мышек!

- Давай поможем мышкам спрятаться в травке.

Покажите малышу, как набирать краску на губку и наносить её широкими мазками на бумагу поверх изображения. Предложите ребёнку самому спрятать мышек.

Когда все мышки будет спрятаны скажите:

- Вот какие шустрые мышки, они быстро спрятались в травке. Их не видно. Не найдёт кошка мышек, не поймает их. Кошка походила-походила и ушла.

На следующем занятии можно закрашивать других животных. Закрашивать можно не только губкой - можно пальчиком.

Занятие 18. Салют

Цель: Учить детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Специальные краски для рисования, разведённая гуашь или акварель; лист бумаги; вода; тряпочка, салфетка. Клеёнка.

Техника: Рисование пальцами.

Ход занятия: На занятии используются 2-4 краски разных цветов, например, синяя, зелёная, жёлтая, красная.

- Помнишь, мы с тобой видели салют? Там было много маленьких разноцветных огоньков.

Их было очень-очень много. Они были похожи на маленькие разноцветные кружочки.

Салют

В небе черном три фонтана,

Ярких, огненных тюльпана.

Как цветы, раскрылись искры,

А растаяли так быстро!

Снова: "Бам!" - светло как днём,

Красный, желтый, белый, синий -

Сотня звезд и сотня линий.

Я салют смотреть готов

Сто минут и сто часов.

Вот бы каждый день салют -

Сто часов и сто минут. (Ана Трофимова)

- Давай мы с тобой нарисуем салют!

Положите на стол лист бумаги и покажите, как можно рисовать пальцами: окунуть кончик пальца в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т.д. Когда малышу надоест рисовать краской одного цвета, объясните, что надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой.

- Вот какой красивый салют у тебя получился! Молодец!

Занятие 19. Цветочная поляна

Цель: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Специальные краски для рисования жёлтого, красного, синего, оранжевого цветов; разведённая гуашь или акварель; лист бумаги светло-зелёного цвета; вода; тряпочка, салфетка. Клеёнка.

Техника: Рисование пальцами.

Ход занятия: До начала занятия подготовьте краски: разведите их до густоты сметаны и налейте в отдельные блюдца или чашечки. Приготовьте баночку с водой, в которой ребёнок сможет ополаскивать пальчики.

- Сегодня мы с тобой отправимся на полянку, любоваться цветочками.

Положите на стол лист картона светло-зелёного цвета.

- Но что такое? На полянке не распустились цветочки. Давай им поможем.

Напомните малышу, как нужно рисовать пальцами: окунуть кончик пальца в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т.д. Напомните, что цветы бывают разного цвета.

Дайте ребёнку возможность рисовать самостоятельно.

- Вот какой красивая полянка у тебя получился! Молодец!

При подготовке занятий использовалась книга:

1. Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика синтез, 2006 - 64 стр.

2. Маргрет Реттих Уроки рисования в стихах. Издательство: Попурри, 2006 г. Мягкая обложка, 128 стр.




Top