Загадка про экскурсию для детей. Музей, в который хочется вернуться

Неоднократно в консультациях и постах среди родителей возникает вопрос – «а можно ли ребенку давать грибы?», летом появляются многие ранние грибы, а к осени их станет совсем много и многие захотят разнообразить свой рацион деликатесами. Кроме того, сегодня на прилавках магазинов продаются и искусственно культивируемые грибы – вешенки и шампиньоны, вот их можно ли давать?

О грибах.
Грибы – это традиционный деликатес русского стола, грибы готовят различными способами и каждая хозяйка знает свои секреты приготовления грибочков. Однако, в отношении детского питания врачи очень категоричны – грибы – это не детская еда и как минимум лет до пяти-семи в питании детей их быть не должно. Они достаточно тяжелые для детского пищеварения продукты.

Грибы – это растительная пища, однако. Она особого рода, так как ткани грибов имеют своего рода переходное состояние между животным и растительным миром. У грибов имеется особая экстрактивность – при варке грибов они дают очень ароматные и душистые бульоны. В которые переходят опасные и токсичные вещества, хотя и далеко не все. При добавлении небольшого количества качественных и ценных с пищевой точки зрения грибов к мясным блюдам, птице или рыбе, придаст им чудесный вкус и аромат, грибы добавляют в пиццу, салаты и закуски, их маринуют и солят, жарят на гриле. Если рассмотреть их с точки зрения состава – образно грибы можно назвать «вегетарианским, растительным мясом». Особенно ценными считаются трюфели, белые грибы и шампиньоны.

В грибах много белковых веществ и азотистых оснований, они отлично насыщают, вот только усваиваются трудновато, хотя взрослый организм с грибами справляется вполне сносно. У них высокая калорийность – например, свежий гриб боровик превосходит по калорийности баклажан и капусту, лук, а сушеные грибы превосходят по калорийности яйца и колбасу. По эквиваленту килограмм сушеных грибов содержит калорий столько, сколько их будет в четырех килограммах картошки, трех килограммах мяса и двух – рыбы. В грибах много полезных солей кальция, меди и фосфора, а вот витаминов там не так много как в других растительных продуктах, особенно учитывая то, что грибы подвергаются кулинарной обработке.

Больше сего ценятся белые грибы – в них много белка, самые жирные – подосиновики, а самые углеводистые – опята. Витаминами богаче всех лисички, при этом молодые грибы богаче питательными веществами, чем старые. Старый гриб переваривается гораздо хуже, а также в них могут начаться процессы распада веществ, которые могут давать расстройства пищеварения и даже отравления.

Грибы для детей?
Грибы обладают при правильном их сборе и выращивании, а также при правильном их кулинарном приготовлении, пищевой ценностью и отменным вкусом. Они вполне допустимы в питании детей после 5-7 лет и подростков. Однако, с одной оговоркой, грибы как тяжелый продукт не разрешаются в питании детей с:
- заболеваниями желудка и кишечника,
- заболеваниями печени,
- заболеваниями почек с нарушением их работы,
- при наличии солей в моче или мочекаменной болезни.

В чем особенность грибов и основные к ним претензии в детском питании? Прежде сего, самой большой проблемой усвоения грибов является их основа, вещество, похожее на хитиновый панцирь насекомых и ракообразных – фунгин. Это разновидность растительной клетчатки, которая существует сегодня только у грибов, в пищеварительной системе человека она трудно ферментируется даже при термической обработке. Чтобы немного облегчить желудку и кишечнику переваривание грибов, их рекомендуют сильно измельчать при приготовлении.
До пяти лет грибы вообще недопустимы ни в каком виде – нельзя, чтобы они выступали в роли начинки пирожков или добавки в пицце, блинах, не стоит давать грибных супов и сушеных грибов, а маринованные и соленые консервы из грибов и подавно.

Дело в том, что у малышей в раннем возрасте вырабатывается еще не так много активных ферментов пищеварения, чтобы справиться с такой нагрузкой, плюс, детоксикационная функция печени у них еще слаба, а в грибах может быть накоплено достаточно «химии» с которой может справиться только взрослый организм. Дети раннего возраста рискуют в результате употребления грибов получить отравление или несварение. Консервы из грибов обычно сильно соленые, имеют в составе очень много специй и уксуса, что раздражает нежное пищеварение и также негативно скажется на состоянии животика. Грибы – это не необходимость в питании, в возрасте до школы можно вполне обойтись без них.

Съедобное - несъедобное.
Все мы с детства знаем, что грибы бывают те, которые можно есть и те, которые есть нельзя (несъедобные). Съедобные грибы не имеют ядовитых веществ, горького вкуса и неприятного запаха. Грибники говорят, что качественные грибы можно употреблять чуть ли не сырыми, после обработки – прежде всего грибы перебирают, чистят и тщательно промывают. Затем обычно грибы необходимо термически обрабатывать – их варят, жарят, запекают, тушат. По строению грибы делят на:

Пластинчатые (под шляпкой радиально расходятся пластинки, где созревают споры), к ним относят – сыроежку, шампиньон или опята, лисички.
- трубчатые (под шляпкой видны трубочки, откуда высеваются споры). К ним относят белый гриб, подосиновик, подберезовик и маслята.
Есть еще группа условно-съедобных грибов – это груздь, волнушка, сморчки и т.д. Они могут содержать горькие или вредные вещества, и употреблять их можно только после тщательной обработки, такие грибы детям давать вообще нельзя ни под каким предлогом.

Отравления грибами.
Есть группа грибов, относящихся к ядовитым, и они совершенно негодны в пищу, вызывают сильные отравления и гибель, особенно у детей. С этими грибами нужно быть особенно аккуратными, особенно если грибник из вас совершенно никудышный и опыта в собирании грибов у вас нет. Но обычно дети травятся все-таки из-за поедания грибочков, найденных на прогулке и засунутых из любопытства в рот, хотя и пищевые отравления имеют место. К ядовитым относятся классические - бледная поганка и мухоморы разных видов, а также ложный опенок.
Если вы не очень хорошо разбираетесь в грибах. Лучше тогда ограничиться в питании хотя бы детей искусственно культивируемыми грибами, либо ходите по грибы с опытными грибниками, которые проверят содержимое вашего лукошка.

Опасность ядовитых грибов остается даже после тщательной варки и обработки, их достаточно небольшого количества, чтобы нанести непоправимый вред здоровью. Ни в коем случае не хочу вас пугать, но просто обязана привести такие данные из токсикологических центров. Может быть она заставит многих из заядлых грибников еще раз хорошо подумать.

У детей никогда не бывает легких вариантов течения отравления грибами. Все отравления у детей тяжелые и требуют больницы.
- из ста отравленных грибами детей погибает около шести, но при этом тридцать – остаются инвалидами с серьезными нарушениями в организме.
- больше половины из отравившихся детей являются дошкольниками, а 30% из этих детей – малыши до трех лет!!!
- отравление может получить и грудничок, если мама поест опасных грибов. Поэтому в период кормления грудью грибочков лучше избегать, особенно собранных в лесах (то есть не культивируемых).
- грибы для ребенка всегда источник повышенной опасности – могут быть несварение и рвота. Особенно тяжелы для питания детей пластинчатые грибы.

Признаки отравления грибами.
Яд бледной поганки один из сильнейших растительных ядов – в древности им травили недругов. Опасность представляет вещество фалоидин, это особый белок, оказывающий гемолитическое действие на эритроциты. В результате отравления бледной поганкой происходит разрушение эритроцитов в крови, из-за чего ткани умирают от «удушья». Отравиться насмерть можно и половиночкой одной шляпки от поганки. Первые признаки отравления могут появиться спустя 6-40 часов от момента употребления грибов. Возникают жуткие головные боли, головокружения и беспокойство, боли в животе, сильный понос с судорогами. Могут быть потери сознания, резкая бледность и нитевидный пульс. В тяжелых случаях – летальный исход.

Мухоморы обычно дают клинику быстрее, они содержат мускарины, галлюциногенные яды, уже через 1-2 часа проявляются тошнота с рвотой, обильной потливостью и жаждой, галлюцинации с бредом и одышка с судорогами. Для отравления достаточно одного грибочка, особенно маленькому ребенку.

Однако, стоит помнить, отравиться ребенок может и вполне съедобными грибами, если они накопили в себе яды от выхлопов с дороги, старые, червивые или неправильно приготовлены. А еще для грибов и грибных консервов как никогда актуальна проблема ботулизма, тяжелого микробного отравления. Оно возникает при попадании особого микроба ботулизма с частичками земли, которые всегда имеются на грибах. Это заболевание в детском возрасте практически всегда смертельно, помочь при нем можно только в первые несколько часов и то не всегда, все зависит от дозы ботулинического токсина – а это нейропаралитический яд, он может остановить сердце и дыхание.

При подозрении на отравление грибами необходимо:
- немедленно вызвать скорую
- промыть обильным количеством содового раствора желудок до чистых вод,
- сделать клизму с содовым раствором или обычной водой,
- дайте смекту, энтеросгель или активированный уголь – что будет под рукой,
- немедленно на скорой отправляйтесь в токсикологию, если возможно, прихватив с собой то, что съел из грибов ребенок.

И перед тем, как давать грибы ребенку десять раз подумайте, а реально они нужны в его питании в этом возрасте?

Еще статьи на тему "Детское питание и прикорм":



















Развивающее занятие для детей от 1 до 1,8 лет

Грибы.

Цели:

Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживание контакта.

Развитие подражания действиям взрослого; развитие понимания речи.

Развитие речевого слуха- умения слушать слова, произносить слова-звукоподражания.

Уточнение и расширение пассивного словаря

Обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Игрушечный заяц, немного смоченный водой

Большой красивый зонт;

Муляжи грибов в корзине (их можно вырезать из картона)

Аудиозапись весёлой музыки.

Раздаточный материал:

Альбомные листы;

Карандаши синего цвета.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, дружно встанем в хоровод.

Звучит музыка Е. Железновой «Ну- ка все встали в круг», дети с мамами водят хоровод.

2. Сюрпризный момент

Логопед. Посмотрите, кто к нам пришёл.

Входит мокрый зайчик.

Почему ты мокрый?

Зайчик грустно вздыхает. Логопед рассказывает детям стихотворение А. Барто «Зайка»

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

3. Хоровод «Зайка шел»

Логопед предлогает детям развеселить грустного зайчишку. Дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

На слово «сел» - дети останавливаются и присаживаются на корточки.

4. Физкультминутка «Солнышко»

Логопед. Ребята, что – то мы не развеселили зайчика. Он все равно грустный. Давайте позовем солнышко. Тогда зайка высохнет и не будет грустить.

Солнышко, ведрышко! Дети призывно машут руками.

Выгляни в окошечко! Одна рука – над головой, другая под

Солнышко, нарядись! Подбородком – изображают окно.

Красное, покажись! Хлопают в ладоши.

Дети повторяют за вами движения по ходу стихотворения.

Вот и высох наш зайчик. (Логопед показыват детям зайчика)

5. Подвижная игра «Дождик и солнышко»

Логопед. Ребята, давайте покажем зайчику, как нужно прятаться от дождика. (Усаживаем зайчика на видное место). Если я скажу: «дождик» - бегите ко мне под зонт. (Показываем детям зонт.) Если скажу «солнышко» - отправляйтесь гулять.

Когда дети сидят под зонтом, можно вместе с ними проговорить потешку, после которой сразу появится солнышко.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

6. Физкультминутка «Большие и маленькие ноги»

Логопед. Ребята, вы знаете, куда мы сейчас пойдём? В лес.

Логопед рассказывает детям потешку и покажите движения.

Большие ноги Дети ходят по комнате, сильно топают

Шли по дороге: ногами

Топ – топ – топ,

Топ – топ – топ.

Маленькие ножки Идут по комнате, часто стуча ногами

Бежали по дорожке:

Топ – топ – топ, топ – топ – топ!

7. Игра «Собери грибы в корзину»

Логопед. Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, сколько вокруг грибов. (Догопед расскладывает по комнате их муляжи.) Давайте наберем много – много грибов и сложим их все в корзину.

Дети ходят по комнате, «срывают» грибы и относят в корзину. Когда корзина наполнится, логопед говорит: «Как много грибов мы набрали!»

Игру можно повторить несколько раз. Можно включить детям веселую музыку или проговорить слова стихотворения.

Леша шел – шел – шел,

Белый гриб нашел,

Раз – грибок,

Два – грибок,

Положил их в кузовок.

8. Рисование цветными карандашами «Дождик»

Логопед. Ни одного грибочка не осталось в лесу. Вот если бы пошел дождик, грибов бы опять выросло много – много.

Логопед предлагает детям нарисовать дождик. Показывает, как можно изобразить дождик короткими штрихами.

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти!

9. Самомассаж « У меня есть»

У меня есть глазки, чтобы видеть (поморгайте глазами).

У меня есть ушки, чтобы слышать (дотроньтесь до ушей).

У меня есть ножки, чтобы бежать (побегайте на месте).

У меня есть ручки, чтобы ими махать (помашите руками).

А носик у меня только один (дотроньтесь до носика).

У меня есть язычок, чтобы до свидания сказать (покажите язычок).

9. Подведение итогов. Прощание.

Звучит музыка Е. Железновой « Ну-ка все встали в круг».

Существительные:

боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, лисичка, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна,

мох, пень, корзина, маслёнок, опёнок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща,

лукошко, грибник, клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, морошка, клюква,

земляника, компот, варенье.

Глаголы:

расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать, готовить, резать, сушить, солить,

мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето,

поляна, год), малиновый, клубничный, черничный, брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия:

рядом, далеко, близко.

Пальчиковая гимнастика

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

С . Васильева

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь .)

Координация речи с движением « Мы идём в осенний лес»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И. Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки .)

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки, работать над интонационной выразительностью речи.

Мы с тобой шли?

Шли.

Подберёзовик нашли?

Нашли.

Я тебе его дал?

Дал.

Ты его взял?

Взял.

Так где же он?

Кто?

Подберёзовик.

Какой?

Мы с тобой шли?

Шли.

И т. д.

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной

Игра «В лесу»

Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед

детьми картинки с изображением грибов.

Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются

солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь - не зря говорят, что осенний лес дарами

богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (...)

стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там

сестрички - (...) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу

поймёт, что это (...). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб

отыщет - (...).

И. Михеева, С. Чешева

Игра « Какое варенье ? Какой компот?»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование

прилагательных с существ ительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за

правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Осень - время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и

ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

Бабушка, - спрашивала Катя. - Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

А вдруг чернику найдём, - продолжала размышлять Катя.

Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полян ке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цели: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и

«садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём

(начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква,

черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка

объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она - садовая ягода, а все остальные - лесные.

Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и

начертить схемы. Напоминает , что в предложениях могут встретиться « маленькие слова» - предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл.

Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик )

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что ж ты, Саня, - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала.

Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и

подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка .

Что ж ты , - говорит , - Саня ... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?

Учебно-методический комплект

Лексическая тема

Грибы - ягоды

С. В. Овчинникова

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

О том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отлича­ются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в органические. Гри­бы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;

Какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;

Основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов.

Дети должны уметь:

Отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распро­страненные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;

Обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особен­ности, выделять основные части;

Использовать активный словарь (названия, признаки, дей­ствия), накопленный при изучении темы.

Существительные: грибы, шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох, семейка, пень, белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, груздь, свинушки, волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик, маслята.

Прилагательные : съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, питательные, маринованные, вареные, соленые, сушеные, мороженые, волокнистая, пористая, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая, черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие, крупные, червивые.

Глаголы : искать, срезать, раскапывать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить, мариновать, сушить, замораживать, разламывать, отсортировывать, сохранять, не вырывать, знать.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул... и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Пел под ёлкой мухомор:
- Всех грибов я краше!
Мошкары писклявый хор
Надо мной не пляшет.
Меня люди не едят:
Зол я, как горчица.
А зверюшки - каждый рад
Мною полечиться.

Посреди лесной полянки
Притаились хулиганки,
Притаились хулиганки -
Две противные Поганки.
В белых юбках, шляпках белых,
Каждая белее мела.
Слишком уж они бледны,
Да и в пищу не годны.
Ведь в Поганках, говорят,
Самый сильный в мире яд!
Для людей и для зверей.
Мимо них пройди скорей.

У березки на опушке
Ждут нас модницы Волнушки.
Все в пушистых шляпках новых,
Нам кричат: "А мы готовы!
Мимо вы не проходите И скорее нас сорвите!"
Зря волнуетесь, Волнушки, Заберем мы вас с опушки, Не оставим ни одной,
Унесем к себе домой!

ЗАГАДКИ

Здесь растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы.. (лес)

Посмотри, - сказал мне папа,-
Ножка, а ножке - шляпа.
Ты узнал его, сынок?
Это маленький (грибок)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть, нет головы.

(гриб)

Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками...

(Малина )

Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (Малиной )

ЗАГАДКИ

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.

(Смородина)

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Ягода чёрная - да не черника,
Куст колючий - да не малина.

(Ежевика )

Душистых ягод аромат,

В природе дикой созревают,

Своею формой небольшой,

Клубнику нам напоминают!

(Земляника)

Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)

ЗАГАДКИ

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины -... (черника)

На тоненькой колючей ветке
В полосатых майках детки.
Кустик с шипами – не шиповник.
А как зовут его?
(Крыжовник) -

Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб.)

Пока дети - каждый в берете. Повзрослели - шляпы надели. (Грибы.)

Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под коричневою шапкой, с бархатной подкладкой. (Боровик.)

Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

Этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, - он опасный. (Мухомор.)

Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас... (опята).

ЗАГАДКИ

В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их... (волнушки).

Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие... (маслятки).

В рыжих шапочках сестрички, называют их... (лисички).

Очень к дождику привык пухлый, круглый... (дождевик).

На грибнице я расту, никогда не зацвету. Нет семян, но споры есть. Их у шляпки и не счесть. (Гриб.)

Семейка крепышей в дубраве живет, грибников в гости ждет. (Боровик.)

Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)

Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)

Как вам с нами повезло! Пень один - грибов ведро. (Опята.)

ЗАГАДКИ

Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно волны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)

Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор.)

Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но обходят стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка.)

Если знаешь нас, срезай. А не знаешь - оставляй. (Грибы.)

Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай. (Грибы.)

Подскажи словечко

Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые…

(поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

За грибами

Топ-топ. Пять шагов,

(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)

В туесочке пять грибов.

(Показывают растопыренные пальчики.)

Мухомор красный –

(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с

больших.)

Гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело.

Ягодки

Пальчик, пальчик-непоседа,
где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел малинку,
с безымянным ел калинку,
Ел со средним землянику,
с указательным клубнику!
(загибаем пальчики)

ФИЗМИНУКА

Гномы в лес пошли

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (показывает 3 пальца)
И пока грибы срывали, (руки к полу)
Гномы в садик опаздали.
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

За грибами

Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (Скачут вприсядку, .)

Рыжики срывали.

Лисичка бежала, (Бегут)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (Скачут стоя)

Искали опятки.

Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

Мухомор раздавил.

ВИКТОРИНА

Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.)

Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)

ВИКТОРИНА

Что будет, если...

Цель: уметь устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении.
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

Что будет, если лето засушливое?

Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?

Что будет, если осенью придут ранние заморозки?

Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?

Что будет, если грибы долго не собирать?

Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?

Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?

Что будет, если грибы плохо проварить?

Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

- Грибы относятся к животным, растениям, или представляют собой самостоятельное царство?

Чем грибы отличаются от растений?

Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?

Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.

Из каких частей состоит гриб?

В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том же месте?

Назовите грибы, которые вы знаете.

Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изображением.

Какие грибы называются ложными?

Как правильно собирать грибы?

Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?

В какое время года растут грибы?

Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?

Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусоренном лесу, рядом с заводом или фабрикой?

Как можно хранить собранные грибы?

Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам больше нравится?

Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некоторые люди их не могут найти?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Подбери шляпку к ножке

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Материал: набор картинок с изображением грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).

Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился? (Подосиновик.)

Игра “Что приготовим?


Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

Грибной соус, клюквенный морс…

Чего не стало?

Цель: развитие внимания, памяти.

– Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Положил в лукошко

Игра с мячом. Дети передают мяч. Первый игрок называет ягоду (гриб), следующий называет предыдущее слово + свое слово название гриба или ягоды.

Положил в лукошко малину, калину…. и т.д.

Опыты с губкой, и водой

Цели: знать о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волокнистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая выводы о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы; высказывать суждения и делать умозаключения.

« Что можно делать с грибами?»

(Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.

«Съедобный - несъедобный».

Воспитатель называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.

Мы в лес пойдем

Употребление распространенных предложений и предлогов в, за, из.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем,

Их в корзинки соберем

И домой мы принесем.

Мы кричим в лесу: «Ау!»

Эхо там живет в бору.

«Зачем ты пойдешь в лес?» Что из лесу принесешь? Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки:

«Я пойду в лес за малиной (брусникой, клюквой, ежевикой, черникой; и т. д.)».

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Развитие связной речи

Составление рассказа «Грибы и ягоды»

«Мухомор - это гриб. Он растет в лесу. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.

Подосиновик - это гриб. Он растет в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подосиновик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб.

Шиповник - это ягода. Она растет в лесу на кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него - маленькие косточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».

П.А. Синявский

В роще вырос можжевельник,

И в тени его ветвей

Появился муравейник,

Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником

Подметает всю полянку перед муравейником.

Замечает все соринки,

Начищает все травинки,

Каждый куст, каждый пень,

Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка

Подметал дорожку.

Вдруг упала с ёлки шишка,

Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:

Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?

Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой

За лекарственной травой.

Рвут аптечную ромашку,

Собирают зверобой.

Сказка о лекарственных растениях

П.А. Синявский

Вот из чащи на опушку

Пробирается медведь -

Он решил Медвежье Ушко

На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой

Муравья приводят в чувство,

Если б жил в той роще лев -

Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика

Листья подорожника.

Он больному обещает:

От компресса полегчает!

И другое средство тоже

Предлагает муравью:

Вдруг укол тебе поможет?

Я иголку дам свою!

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой, кто черникой,

Кто сушёной земляникой.

Даже волк помочь не прочь.

Думал-думал как помочь?...

К муравейнику повез

Волчьих Ягод целый воз.

Сказка о лекарственных растениях

П.А. Синявский

Но заметила сорока,

Что от волка мало прока,

И спешит по просеке

С новостью на хвостике:

Я, друзья, не ябеда,

Только Волчья Ягода,

Даже если мытая

Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки

Притащили мёд в бочонке.

Ничего, что тяжело,-

Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку

И попьет Цветочный мед.

Значит дело на поправку

Обязательно пойдет.

Все лесные витамины

От брусники до малины

Принесли ему друзья.

Ведь Зеленая аптека

Лечит даже человека,

А не только муравья.


Цель: Ознакомление детей с грибами, ягодами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются), уточнение условий необходимых для роста и развития грибов, ягод, польза и значение в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.

Задачи:
1. формировать бережное отношение к природе;
2. продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов, ягод и месте их произрастания;
3. учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе;
4. учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;
5. учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой- маленький), учить образовывать существительные с помощью суффиксов;
6. закрепить представление о понятиях «грибы»;
7. закреплять знания детей о дарах леса, произрастающих в нашем лесу, о родном селе и его окрестностях;
8. продолжать знакомить с природой родного села;
9. развивать воображение, логическое мышление;

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Игровые упражнения

1) «Грибники»: воспитатель говорит: «Сейчас один из вас будет грибником, а остальные грибами. Каждый гриб найдет себе место в лесу, а грибник внимательно посмотрит и запомнит. После этого грибник и грибы танцуют, когда музыка закончится, грибник отвернется, а грибы займут свое место. Затем грибник проверит, правильно ли сели грибы.
2) Игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)».
3) Игра: «Охотники и грибы».
4) Игровое упражнение " Грибник"

Подвижные игры
1. «Гриб, дерево, ягодка» - дети бегают в рассыпную, когда ведущий говорит «Гриб» - дети приседают, «Дерево» - поднимают руки вверх, «Ягодка» - делают руки в замок.
2. «У медведя во бору грибы, ягоды беру»&nbs, К.Ушинский p;
3. «Догони свою пару».
Цели: - выполнять движения по сигналу воспитателя;
- четко ориентироваться при нахождении своей пары.
«Не попадись».
Цели: — упражнять в беге в разных направлениях;
— развивать медленный и быстрый бег, ориентировку в пространстве.

Пальчиковая гимнастика
ТРУДОВАЯ:
1. Сгребание сstrongнега лопаткой, уборка лопаткой- учить правильно пользоваться лопаткой.
2. Сбор игрушек, очистка их от снега - учить бережно относиться к игрушкам, собирать их дружно после игр.
3. Подгребание снега в тех местах, где корни деревьев открыты (чтобы им было тепло) - учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
4. Сгребание снега в определенное место.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.
5. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожки.
Много снега, негде бегать.
На дорожке тоже снег.
Вот, ребята, вам лопаты,
Поработаем для всех.
Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

МУЗЫКАЛЬНО _ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ:
Слушание
Музыкальная игра «Грибок»
Для этой игры понадобится гриб. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу грибок. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках гриб, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок, в награду он получает грибок.

Подвижная игра малой подвижности «А мы по лесу шли»
А мы по лесу шли,
Под кустом грибки нашли
Боровики, моховики, подберезовики

ПРОДУКТИВНАЯ:
Рисование
· «Грибная поляна» (рисование)
· «Как белочка грибы к зиме сушила»
· Грибочки

Лепка
«Грибное лукошко»
«Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»
«Угощение для ежа»
«Грибы на пенечке»

Конструирование
Оригами «Грибочки»
Стихи
Пословицы о грибах
Приметы
Загадки

2. «Магазин»
3. «Кафе»
4. "Семья"
5. «Повар»

  • Осенний праздник "Осенины"
Аппликация
«Боровички»
«Грибная поляна»
Творческие работы
«Корзина с грибами»
Изготовление макета «Осенний лес»
КОМММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Беседа
· «Грибы и ягоды - дары леса»,
· «Польза и особенности грибов».
· «Где растут грибы и ягоды?»
· «Какие грибы и ягоды я знаю»
· «Зачем грибы и ягоды в лесу?».
· «Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»
· «Что такое безопасность в лесу?»
· «Коварные двойники»

Ситуативный разговор
1) « Если ты оказался один в лесу»,
2) «Вот они - грибы».
Проблемная беседа по вопросам
· «Как не заблудиться в лесу?»
· «Какие грибы растут в лесу»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: - учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию.
Рассказы
· А.Толстой «Девочка и грибы», обсуждение
· В. Даль «Война грибов с ягодами»
· Рассказы В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),
· Сутеев «Под грибом»
· Алиева Н. «Гриб-волшебник»
· Толстой А. «Грибы»
· Павлова Н. «Земляничка».
· В.Катаев «Грибы»
· С.Аксаков «Грибы»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ:
ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. рассматривание и сравнение грибов (по форме, размеру, длине)
Наблюдения

Решение проблемных ситуаций
1. « Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы
2. «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?»
ИГРОВАЯ:
Сюжетно-ролевые игры
1. "Путешествие на грибную поляну»
Дидактические игры
· Игры на внимание (Дети хлопают, если услышат названия ягод, грибов)
· «Чудесный мешочек»
· «Угадай по описанию»
· Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Выложи на песке»
· Разрезные картинки.
· Игра в мяч. «Назови грибы, ягоды, овощи, фрукты.»· Игра «Раз, два, три, сыроежки (мухоморы, белые, лисички) собери»
· «Что лишнее» (ягоды, грибы).
· «Кто быстрее соберет грибы (ягоды) в корзину»
· Шнуровка «Ежики»
· Дидактические игры

Работа с родителями :
· Папка-передвижка: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».
· Фотоотчет "Мы готовили салат"
· Создание папки-передвижки «Съедобные и несъедобные грибы»
· Проект: Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей (изготовление костюмов)
· Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени» - поделки с детьми из грибов и природного материала.


Top