Рисование с натуры отдельных предметов. Как научиться рисовать с натуры

Рисуем с натуры

реферат

преподаватель

МБУ ДО «Виловатовская

детская школа искусств»

Таланцев А.А.

с. Виловатово

2015 г.

Содержание

Глава 1. Развитие и воспитание школьников в процессе рисования с натуры…....3

Глава 2. Эстетическое воспитание в процессе рисования……………………….…6

Глава 3. Воспитание сознательного отношения к работе…………………………..7

Глава 4. Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти………….….9

Глава 5. Организация учебных занятий…………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………………..15

Глава 1. Развитие и воспитание школьников в процессе рисования с натуры

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т. д.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, - ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах целесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает прекрасные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе выразительность пластики формы головы, был вынужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрывала, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из серой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульптуры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".

Другой пример: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки".

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобразовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобретения верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с моделей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.

В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) - сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года - на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овладевают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов.

При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и
гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.

Глава 2. Эстетическое воспитание в процессе рисования

Эстетическое воспитание содержит в своей основе законы и правила, основанные на принципах реалистического искусства.

На уроках рисования с натуры учащиеся, изучая конструктивное строение объектов изображения, их пространственное положение, пропорции, форму, цвет, распределение светотени и т. п., одновременно постигают и законы красоты, ощутимые в форме, пропорциях, цвете и выражающиеся в плавности, изяществе линий и очертаний.

Для успешного эстетического воспитания, развития художественного вкуса учащихся средствами рисования с натуры большое значение имеет обучение детей законам композиции, чувству соразмерности, перспективы, чувству взаимосвязи предметного мира, законам цветоведения.

Причем, надо иметь в виду, что обучение правилам рисунка с натуры не должно идти по линии их заучивания. Изобразительная грамота должна преподноситься учащимся не в виде каких-то отдельных отвлеченных схем и правил, а как сумма знаний, необходимых для реалистического изображения предметов.

Методика преподавания должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности учащегося. В процессе преподавания можно использовать такой известный метод, как метод сравнений, сопоставлений. На уроке желательно демонстрировать не один предмет, а варианты предметов с учетом цели и задач урока.

Обучение детей правдивому, реалистическому изображению окружающего мира, ознакомление их с правильными, четкими понятиями о предметах природы невозможно без знакомства с законами цветовых явлений.

Наблюдая закономерности строения формы предметов, их пропорции, положение предметов в пространстве, учащиеся познают гармонию цвета и тона, учатся различать красивые формы, у них развивается художественный вкус, появляется интерес к красоте окружающей жизни, природы. Глаз учащегося совершенствуется, что дает возможность замечать различные цветовые оттенки на предметах. Ребенок начинает видеть другими глазами то, что его повседневно окружает. Красота окружающей жизни прочно входит в сознание и оставляет глубокий след в душе.

Особенно ценными в этом плане являются уроки, на которых учащийся работает на пленере.

Учитель должен научить ребенка видеть все то ценное, что его окружает, что может обогатить его внутренний мир, открыть глаза на красоту природы. Наслаждение, испытываемое от эстетических впечатлений и переживаний, постепенно вырастает в потребность видеть и создавать красивое.

Большую роль в развитии эстетического вкуса имеют экскурсии. Живая природа всегда является чудесным источником детского вдохновения.

Обращаясь к чувственному восприятию детей, учитель должен давать им необходимые сведения о гармонии цвета в природе, строении цветка, конструкции листьев.

Наблюдая окружающую действительность, созерцая предметы, явления, природу, осмысляя и анализируя увиденное с эстетической точки зрения, учащиеся стремятся запечатлеть это в своих рисунках, но, не имея достаточных навыков в рисовании, оказываются в большом затруднении. Перед учителем стоит задача ознакомить детей с принципами и методами реалистического изображения предметов.

Так, несмотря на наблюдаемое учащимися многообразие цветовых оттенков в природе, где один цвет, дополняя другой, создает полную цветовую гармонию, в работах учащихся можно было отметить грубые сочетания цвета при выполнении рисунков с натуры. Нередко случается, что учащиеся не различают тональности цвета, не видят цветовых оттенков. Например, выполняя с натуры рисунок эмалированной зеленой кружки, вместо теплого зеленого они берут яркий зеленый (холодный) цвет. Это говорит о том, что учащиеся еще не научились правильно видеть цвет в природе, гармонию цветов, в своих работах пользуются случайными, подчас грубыми цветовыми сочетаниями. Здесь становится необходимой квалифицированная помощь учителя.

Глава 3. Воспитание сознательного отношения к работе

Чтобы сознательно воспринимать тот или иной предмет, ученик должен мысленно представить себе все известные ему качества и особенности предмета.

Не обладая достаточным запасом знаний, учащиеся не могут иметь полного представления о данном предмете. Это может привести, в конечном счете, к неграмотным рисункам.

Только когда перед учениками ставится задача внимательно рассмотреть форму предмета, сравнить его с ранее виденными, найти сходство и различия, когда при этом сообщаются необходимые сведения о предмете, представления ребят расширяются, что в итоге приводит к возникновению у них осознанного образа воспринимаемого предмета.

С самого начала перед учащимися ставятся определенные цели и задачи, которые постепенно усложняются от занятия к занятию, сообщаются некоторые общие сведения о рисовании с натуры.

Постепенно и систематически овладевая большим объемом знаний, умений и навыков в области рисования с натуры, учащиеся успешно усваивают более сложный учебный материал. Прочное усвоение знаний, умений и навыков на первом этапе обучения рисованию с натуры очень важно для сознательного освоения учащимися дальнейшего учебного материала.

Сознательное обучение рисованию с натуры предполагает ясное и точное усвоение каждого положения, каждого понятия. С первого занятия по рисованию с натуры необходимо добиваться, чтобы учащиеся осознали, с какой целью они должны рассматривать и изучать натуру. Только в этом случае дети почувствуют настоящую необходимость видеть предмет для того, чтобы его нарисовать. Если с 1 класса учащиеся этого не усвоят, они и в дальнейшем не будут в полной мере пользоваться натурой для совершенствования своих рисунков.

На первом же уроке рисования с натуры надо сказать детям, что предмет, который поставлен перед ними для рисования является натурой. Внимание детей следует обратить и на то, что они должны рисовать именно этот стоящий перед ними предмет со всеми его особенностями, а не какой-то другой, сходный с ним по качеству, форме или имеющий одинаковое с ним значение. Дети должны понять, что, для того чтобы выполнить эту задачу, надо все время смотреть на натуру.

Но чтобы правильно нарисовать предмет, недостаточно только смотреть на него. необходимо, чтобы учащийся научился его рассматривать.

Научиться видеть предмет можно путем не просто наблюдения, а наблюдения осмысленного, помогающего выделить основное, главное в предмете, установить его сходство и различие с другими предметами.

Задача учителя – направить внимание ребенка на осмысливание конструкции формы всего предмета в целом, добиться того, чтобы учащийся ясно представил себе функциональное назначение этого предмета, целесообразность строения его формы, цвета.

Учащиеся, начинающие рисовать, затрудняются одновременно видеть и изучать формы предмета. Они не умеют сравнивать модель с рисунком. Поэтому надо стараться, как можно раньше приучать их сознательно разбираться в конструкции формы изображаемых предметов, а также критически относиться к своим рисункам.

Для того чтобы весь процесс рисования на каждом уроке проходил на уровне сознательного отношения к работе, необходимо, чтобы учащиеся, во-первых , ясно поняли цель и задачи данного урока, т. е. смысл предъявляемых учителем требований. Поэтому в самом начале учитель должен сообщить цель данного урока.

Во-вторых , нужно, чтобы учащиеся хорошо представляли назначение данного предмета (где, в каких случаях и с какой целью он применяется).

В-третьих , на уроке должны быть созданы необходимые условия для правильного сознательного восприятия учащимися конструкции, формы, цвета, тона натуры.

В-четвертых , необходимо ориентировать внимание учащихся на целенаправленное, последовательное наблюдение натуры при изучении ее цвета, тона, формы и изменений этой формы под влиянием явлений перспективы.

В-пятых , при выполнении рисунка учащиеся должны четко разграничивать отдельные этапы своей работы. Необходимо, чтобы они поняли, для чего именно в этом порядке надо выполнять рисунок (от общего к частному), зачем применяются вспомогательные линии при построении рисунка.

Учащиеся более сознательно усваивают приемы и способы изображения различных частей предметов в том случае, если перед ними «проходит» живой, конкретный рисунок.

Хорошо воспринимаются детьми законченные рисунки учащихся старшего возраста. Они стимулируют у детей стремление к сознательному выполнению своих работ.

Главная роль в изобразительном процессе отводится учителю. Он должен воспитывать и поддерживать сознательное отношение к работе у учащихся, причем не только при объяснении цели и задач на уроке рисования с натуры, не только во время рассматривания натуры, но и в важные моменты непосредственного изображения детьми натурной постановки.

Глава 4. Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти

Внимание – важное условие успеха познания окружающей действительности, так как оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на изучении того или иного объекта, явления.

С первых же уроков рисования с натуры необходимо воспитывать внимание у детей, без этого невозможно осуществлять учебный процесс на любом уроке.

Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание - направленность сознания на предмет или явление в силу их особенностей.

Учитывая эту особенность внимания, учитель должен хорошо продумать методику демонстрации различных учебно-наглядных пособий, а также постановку в качестве натуры тех предметов, которые будут учащиеся изображать с натуры.

Произвольное внимание – организованная направленность сознания на объект или явление.

Учащиеся, поступающие в 1 класс, отличаются пока расслабленным вниманием, они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, бывают рассеянными, а поэтому любое задание выполняют с трудом. Рассеянность влечет за собой нежелание работать. Это может перейти в привычку, и тогда уже трудно бороться с укоренившимся злом. С самого начала надо приучать учащихся к внимательности. Прежде всего, надо добиваться того, чтобы дети правильно сидели, внимательно смотрели на натуру и слушали объяснения учителя. Нужно очень серьезно, творчески подойти к этому вопросу.

Самым отрицательным образом сказывается на уроке переутомление. Непрерывная продолжительная работа утомляет учащихся, а, следовательно, расслабляет внимание. Здесь-то и нужно прийти на помощь детям. Например, сделать небольшую разминку.

Короткие перерывы в работе совершенно необходимы, так как после отдыха дети с большей продуктивностью примутся за рисунок, внимание их будет целиком направлено на учебную деятельность.

Большую роль организованное внимание оказывает на развитие эстетического вкуса учащихся. При этом желательно добиваться, чтобы учащиеся сами рассказывали, что же привлекает их внимание к натуре, что вызывает у них те или иные переживания. Только тогда в работах будет отражаться эмоциональное отношение учащихся к вещам и явлениям. Рисунки с натуры будут выразительно передавать цвет, форму, конструкцию и другие особенности натуры.

К внешним факторам, сказывающимся на проявлении внимания, относятся и привычные условия работы, четко организованный порядок на уроке.

Недостаточная подготовка учителя к уроку мешает учащимся сознательно выполнять ту или иную работу. Внимание их рассеивается.

На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Если процесс работы на уроке все больше и больше заинтересовывает учащегося, захватывает его целиком, можно с уверенностью сказать, что его внимание будет устойчивым долгое время.

Самостоятельно сохранять внимание во время работы учащиеся, как правило, не могут. Задача учителя и заключается в том, чтобы активизировать внимание учащихся на нужном объекте в определенное время.

У младшего школьника большую роль в развитии устойчивого внимания играет дух соревнования. У детей этого возраста очень силен соревновательный момент.

Можно указать основные пути воспитания внимания:

1. С самого первого урока рисования с натуры учить детей правильно видеть окружающие предметы и явления действительности. С ранних лет знакомить их с разнообразным богатством окружающего предметного мира.

2. На каждом уроке рисования с натуры пробуждать интерес детей, учитывать их эмоциональный мир.

3. Постоянно разнообразить виды учебной работы, чередуя рисование с рассматриванием натуры, ответами на вопросы, сравнения натуры с другими предметами, анализом детских рисунков.

4. Вызывать активность всего класса во время работы над рисунком.

5. Особую роль играет требовательность учителя к законченным рисункам, к ответам учащихся на вопросы.

6. Необходимой предпосылкой развития внимания является формирование у учащихся сознательного отношения к работе.

Одним из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству является развитие наблюдательности школьника.

Уже с 1 класса нужно учить детей правильно смотреть на натуру, правильно ее видеть.

Часто рисунки низкого качества получаются как раз оттого, что дети имеют очень смутное представление о предмете, который они рисуют.

Для того чтобы учащиеся правильно видели предмет, нужно помочь им уяснить особенности строения предмета: его пропорции, конструкцию, характер данной формы. Если дети хорошо разберутся во всех особенностях предмета, они достаточно правильно смогут его изобразить.

Для эффективности наблюдения важны определенные организационные условия, прежде всего конкретная установка на специально организованное наблюдение.

Наблюдение натуры предполагает как постановку общей задачи, на которую учитель указывает учащимся в начале урока, так и более частных задач, которые решаются по ходу работы.

Специфика занятий рисованием с натуры требует внимательного рассмотрения предполагаемых объектов изображения, постоянного наблюдения объектов и явлений действительности, накопления разнообразных впечатлений. Для этого необходимо приучать детей систематически наблюдать, замечать многие неприметные на первый взгляд признаки и особенности объектов и явлений. Развитие наблюдательности является одной из основных задач, предусмотренных программой по изобразительному искусству.

Основой наблюдения является зрительное восприятие. Однако иногда только оно не дает точного представления о предмете. Наиболее эффективно такое наблюдение, которое базируется на взаимодействии различных анализаторов (ощупывание, разламывание, пробы на твердость, определение вкуса, запаха). Все это является необходимым условием для формирования четкого, ясного, глубокого представления о предмете. Вот почему детям можно разрешать брать предметы в руки, подносить их к глазам, сравнивая с другими предметами.

В этом случае рисунки учащихся будут еще более грамотными и выразительными.

Одним из средств развития наблюдательности у детей является сравнение своего рисунка с натурой и на этой основе выявление незамеченного, неправильно определенного.

Развивая детскую наблюдательность, преподаватель учит учащихся правильно воспринимать окружающий предметный мир, вырабатывать правильные понятия о предметах, сознательно работать на уроках, продумывая каждый свой штрих.

Программа по изобразительному искусству ставит задачу развития зрительной памяти, зрительных представлений учащихся.

Важным средством развития зрительной памяти является специальное рисование по памяти и по представлению.

Рисование по памяти, по представлению – трудный вид учебного рисунка, так как учащийся на основе имеющихся у него запасов знаний о предметах и явлениях, накопленных в результате активного наблюдения и тщательного изучения, должен представить себе тот или иной предмет или явление и изобразить его на бумаге.

Этот вид рисования открывает широкий простор для проявления и развития детского творческого воображения, фантазии.

Развитое воображение имеет большое значение в жизни человека. Воображение – это способность к творчеству, созданию новых образов путем комбинации виденных ранее или создаваемых собственной фантазией. Набираясь жизненных впечатлений, человек с развитым образным мышлением и богатой фантазией принесет огромную пользу.

Рисование по представлению – воспроизведение на бумаге какого-либо объекта в произвольном пространственном положении.

Огромную роль в успешном обучении рисованию по представлению играют предварительные, систематически проводимые упражнения в рисовании с натуры. Необходимо тщательно изучать с учащимися предметы с последующим их изображением непосредственно с натуры. Только в этом случае учащиеся смогут воспроизвести динамичный образ, чтобы нарисовать предмет в любом заданном повороте или положении.

Глава 5. Организация учебных занятий

На первом же уроке учащимся необходимо назвать перечень инструментов и принадлежностей, необходимых для занятий по рисованию с натуры.

Учащиеся должны иметь отдельные листы бумаги, простые карандаши, ластик точилку для карандашей, краски, кисточки, баночку для воды, палитру, мягкую тряпку.

На уроках рисования с натуры учащиеся часто пользуются акварельными красками. Важнейшее свойство акварельной живописи – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя.

Программа по изобразительному искусству предусматривает и работу гуашевыми красками.

Гуашь – краска, в которой в качестве связующего обычно употребляется водный раствор какого-либо клея с небольшой добавкой смягчающих и консервирующих веществ.

Учащимся надо объяснить, как обращаться с красками.

Рабочее место ученика не должно быть загромождено посторонними предметами: на столе раскладываются только те инструменты и принадлежности, которые нужны на данном этапе.

Четкая организация работы учащихся в течение всего урока помогает учащимся «не расхолаживаться», не рассеивает их внимания.

С первых уроков учителю необходимо обращать самое серьезное внимание на правильную рабочую позу учащихся.

Очень большое значение в организации учебного процесса имеет подготовка учителя к уроку.

Широкое применение наглядных пособий на уроках рисования с натуры, использование самых различных приемов работы, необходимость активизации познавательно-творческих способностей учащихся обязывают учителя заранее подготовить соответствующее оборудование для урока.

Очень важно продумать все мельчайшие детали в постановке натуры, только тогда можно ждать от учащихся хороших результатов работы.

Подбор натуры – важная задача. Натура не только позволяет научить детей правилам рисования, но и развивает их эстетический вкус.

Задача учителя при постановке модели и выборе ее заключается в том, чтобы дать учащимся максимальную возможность наглядно увидеть явления светотени. Только при этом можно добиться грамотных и выразительных рисунков.

Важное значение имеет на уроке умение преподавателя выбрать правильный поворот модели по отношению к рисующим.

В зависимости от цели урока необходимо подбирать натуру соответствующей окраски и формы. Для линейного рисунка углем, карандашом, фломастером лучше подбирать натуру с выразительным контурным очертанием. Для рисования красками берется натура простых по форме предметов открытой, яркой окраски. Можно для большей выразительности бесцветной натуры использовать яркий красочный фон.

Важным моментом в четкой организации учебного процесса является своевременное оснащение урока наглядными материалами.

Список использованной литературы

    Бычков В.В. Эстетика. – М.; 2003.

    Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С-Пб.; Питер, 2006.

    Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М.; 1980.

    Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.; 1984.

    Кандинский В.В. О духовном в искусстве. – М.; 2004.

    Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. – М.; 2004.

    Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.; 2013.

    Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.; 1995.

Рисование с натуры

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Рисование с натуры
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Рисование с натуры для учащихся школы восьмого вида представляет определœенную сложность, так как они не могут самостоятельно, целœенаправленно наблюдать и анализировать объект изображений (его форму, строение, величину отдельных частей, их взаимное расположение и цвет). Глядя на Икой-нибудь предмет, ученики не стремятся рассмотреть его во всœех деталях, быстро переходят от одних признаков к другим, огра­ничиваются только Иамым общим узнаванием предмета. В свя­зи с этим рисование с натуры нередко заменяется рисованием по памяти, по представлению (знанию, припоминанию) пред­мета. Фактически процесс обучения приобретает некоторую двойственность: с одной стороны, учитель стремится научить ребенка ʼʼвидетьʼʼ натуру, сформировать у него умение наблю­дать и изучать предмет, с другой стороны, в силу своих воз­растных и психофизических особенностей умственно отсталые дети рисуют по представлению, с воспроизведением лишь об­щих, наиболее характерных и существенных признаков объекта.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, первоначальная задача состоит по сути в том, чтобы постепенно научить школьников последовательно и целœе­направленно ИДыиюдать натуру, а затем на последующих этапах выработать у них умения правильно воспринимать и гра­фически воспроизводить изображаемый предмет.

Недостаточная активность и слабая целœенаправленность процесса восприятия умственно отсталых детей требует от учителя особой организации их деятельности на занятиях по рисованию с натуры. К этому крайне важно приступать задолго до проведения урока. В первую очередь учителю следует под­готовить соответствующее оборудование.

Большое значение имеет правильный отбор моделœей. При этом крайне важно руководствоваться учебно-воспитательными задачами каждого урока рисования и учитывать возрастные и изобразительные особенности учащихся. Отбирая модели для рисования, важно предусмотреть, чтобы они имели четкое строение и не требовали чересчур сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интерес­ным для учащихся. Существенную роль играет цвет предмета. Цветные предметы способствуют лучшему восприятию формы, так как привлекают учащихся в большей степени, чем бес­цветные.

Все объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения учащихся. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки. Это обеспечит хорошую видимость предмета для всœех учащихся. Модели не­больших размеров (к примеру, листья деревьев, бабочки из коллекции, бумажные стаканчики, спичечные коробки и т. П.) раздаются Иаждому ученику.

В первом – четвертом классах учащиеся рисуют с натуры в основном плоские, имеющие незначительную толщину пред­меты, которые устанавливаются в наиболее простом для рисо­вания положении (без каких-либо перспективных сокращений). Имеется в виду фронтальное расположение таких предметов, как флажок, книга, папка и т.п. Это обеспечивается наличием в классе двух-трех одинаковых объектов изображения.

Объемные предметы, рекомендуемые учебной программой, как правило, включают в себя какую-либо одну форму и име­ют несложное строение (к примеру, воздушный шар, мяч, яб­локо, огурец, раскладная пирамидка и т.д.). Объекты для ри­сования, сочетающие в себе несколько форм, должны быть хорошо известны учащимся (грузовик, трактор и т.п.).

По причине того, что учащиеся школы восьмого вида испы­тывают известные трудности в восприятии предметов, нахо­дящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, иногда целœесообразно некоторые модели располагать на­клонно. К примеру, игрушку грузовик можно поставить на наклонную плоскость (ʼʼподнимается в горуʼʼ или ʼʼспускается с горыʼʼ).

На занятиях по рисованию с натуры очень важно вырабо­тать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рису­нок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Для этого крайне важно развивать у детей умения применять среднюю осœевую линию, а также пользоваться простейшими вспомога­тельными линиями для проверки правильности. Особое внима­ние этому следует уделять в третьем-четвертом классах.

Для выработки изобразительных навыков следует на каж­дом уроке рисования предлагать учащимся выполнить несколь­ко (в течение 3 – 4 минут) рисунков-набросков базовых гео­метрических форм и отдельных простейших предметов. Много­кратное их рисование постепенно обеспечивает более правиль­ИД воспроизведение графических образов.

В первом – третьем классах учащиеся рисуют цветными ка­рандашами. Начиная с четвертого класса достаточное место в.рисовании с натуры занимает работа акварельными и гуашевыми красками, которая направлена в основном на выработку технических умений. Учащиеся упражняются в ровной заливке изображаемых предметов, соблюдая контуры рисунка.

Для того чтобы дети имели ясные и точные представления об изображаемом предмете, крайне важно развивать у них уме­ния целœенаправленно рассматривать и воспринимать объект рисования – натуру. Наблюдение, подробное изучение и анализ изображаемого предмета должны предшествовать процессу ри­сования. Развивая у детей умение ʼʼвидетьʼʼ, учитель должен задать ряд вопросов: ʼʼКак принято называть предмет? Из чего он сделан? Где применяется? Сколько в нем частей? Назовите эти части. Какую они имеют форму? Какого цвета каждая часть? Где они расположены? Что больше, что меньше? Что короче, что длин­нее?ʼʼ

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют форму частей предмета͵ отыскивают такую же форму среди геометри­ческих фигур, принœесенных учителœем на урок. Очень важно, чтобы основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал), вырезанные из плотного картона, всœегда были на уроке рисования.

Для закрепления понятия о какой-либо форме или освое­ния знакомой формы в определœенных пропорциях и положениях рекомендуется использовать таблицы с изображением этой фор­мы. Рассматривание таблиц, называние форм, сравнение пред­метов с геометрической формой активизируют умственную дея­тельность школьников, повышают интерес к занятиям.

Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше харак­терных признаков изображаемого предмета͵ следует привле­ИДы их внимание к другим сходным объектам. К примеру, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним нужно расположить предмет прямоугольной формы. Изучая форму круга, желательно сравнить ее с овальной формой. Чтобы точ­нее передать пропорции предметов прямоугольной формы (на­пример, папку для тетрадей), рядом следует поместить другой предмет (к примеру, чертежную линœейку).

Чтобы учащиеся более точно передавали пропорции изобра­жаемого предмета͵ можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопостав­ляется с рядом геометрических форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропорциями, и только один из них со­ответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фигур, должны найти однотипный (похожий, правильный).

Вместо геометрических форм можно предложить для срав­нения несколько рисунков изображаемого предмета͵ один из которых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявленные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один ри­сунок ʼʼправильныйʼʼ, ʼʼпохожʼʼ, ʼʼкак настоящийʼʼ, другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвер­гаются (рис. 10).

Такой методический прием можно применять и для того, чтобы научить детей красиво размещать изображение на листе бумаги (ʼʼПравильное расположение предметаʼʼ, ʼʼНеправильное расположение предметаʼʼ), должным образом передавать вели­чину рисунка (ʼʼРисунок чересчур великʼʼ, ʼʼРисунок чересчур малʼʼ, ʼʼВеличина рисунка передана правильноʼʼ) (рис. 11).

Чтобы точно нарисовать какой-либо предмет, учитель должен по­могать детям не только определить его форму, но и вычле­нить контур этого предмета͵ который затем будет изображен на бумаге. Для этого целœесообразно, чтобы учитель несколько раз обвел рукой его очертания. Такие же операции должны проделать и сами ученики. Οʜᴎ обводят указательным пальцем предмет по контуру, благодаря чему у них возникает двигательно-осязательное восприятие формы, что в свою очередь способствует образованию более четких представлений о пред­мете. Плоские предметы, воспринятые детьми и с помощью зрения, и с помощью тактильной чувствительности, передаются в рисунке значительно лучше, чем только при одном зритель­ном восприятии.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры целœесообразно подбирать такие объекты, которые можно было бы анализировать, расчленяя их на части. Очень полезным в данном отношении должна быть дет­ский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты постро­ек, показанных на рис. 12 (домики, башенки, воротца и т. П.).

Собирая постройку из элементов строительного материала, учащиеся практически запоминают последовательность выпол­нения рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же по­рядке, в каком составляется модель. Вместе с тем, дети могут воспринимать составные элементы модели отдельно друг от друга, что позволяет более точно определять их форму, цвет, ИДыиину, пропорции, лучше понимать назначение этих частей. Наряду с наблюдением предмета в натуре иногда целœесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета͵ выполненного на листе бумаги. В этом случае уча­щимся будет легче понять то или иное направление линии, а также характерное строение объекта. Следует заметить, однако, что постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры значительно ограничивает развитие самостоятельно­сти учащихся, порождает у них неуверенность в себе, они ока­зываются беспомощными, в случае если требуется нарисовать с натуры даже очень несложный предмет. По этой причине готовыми рисунками ИДыьзя злоупотреблять.

Большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения рисунка. Объясни­тельный рисунок учителя на классной доске – очень эффек­тивное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы на­глядно показать учащимся сам процесс создания рисунка, приемы проведения линий в различных направлениях, способы изображения от руки простейших фигур (квадратов, кругов, треугольников и др.), последовательность построения рисунка, технические приемы раскрашивания.

Выполняя рисунок на доске, учитель должен показывать и те движения, которые крайне важно при этом произвести. Показ сопровождается подробными пояснениями и указаниями. Наи­более важные моменты своего объяснения нужно повторить два-три раза. После этого целœесообразно вызвать нескольких учеников, чтобы они выполнили построение рисунка на доске.

Соблюдение учащимися определœенной последовательности в выполнении рисунка имеет большое значение для планирова­ния работы. При этом способность к планированию у умственно отсталых школьников формируется чрезвычайно медленно. В связи с этим учителю крайне важно на каждом уроке объяснять и показывать ход построения рисунка, всœе этапы его выполнения. В первом – третьем классах нужно проводить полный показ всœего процесса рисования, в четвертом классе в ряде случаев можно ограничиться частичным показом самого основного, главного. После объяснения меловой рисунок, как правило, сти­рается, и учащиеся рисуют с натуры, соблюдая указанную по­следовательность.

Во всœех случаях обязательно должен осуществляться прин­цип перехода от легкого к трудному, от общего к частному. Следует постоянно напоминать учащимся, что нельзя начинать рисунок с деталей, забывая об общей форме предмета. Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ученик должен определить в нем, а затем отметить на ли­сте, - ϶ᴛᴏ отношение высоты предмета к его ширинœе, после чего переходить к построению составных частей, принимая во вни­мание общую форму модели.

Побуждая учащихся к более активной деятельности, полезно ставить такие вопросы: ʼʼЧто нужно нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что еще нужно нарисовать?ʼʼ Включение речи учащихся в процесс изобразительной деятельности поло­жительно влияет на результаты детских работ. Слово помогает ученикам не только лучше познать объект изображения, но и осмыслить основные этапы создания рисунка.

Одна из задач, которая стоит перед учителœем школы восьмого ашюючается в том, чтобы развить у учащихся уме­ние рассуждать в ходе работы над рисунком. Между тем можно наблюдать, что на уроках изобразительного искусства дети мало говорят. Такие уроки несовместимы с основными тре­бованиями дидактики специальной школы.

Важным условием, при котором усиливается коррекционное влияние уроков рисования с натуры, является установление тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, в ча­стности между рисованием и ручным трудом в младших клас­сах. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисова­ние вылепленного предмета служат своеобразным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объ­емного предмета к плоскостному его изображению (к примеру, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, грибов; изготовление из рыхлого пенопласта͵ а затем рисование снего­вика и т.п.).

В общей системе фронтального руководства уроками рисо­вания с натуры большое значение имеет усвоение учениками некоторых правил изображения. Назовем основные из них:

Прежде чем рисовать, хорошо рассмотри рисуемый пред­мет.

Прежде чем рисовать, подумай, как лучше разместить рисунок на листе бумаги – в длину или в ширину.

Располагай рисунок посœерединœе листа.

Изображение не должно быть чересчур большим или, напротив - чересчур маленьким.

Симметричные предметы рисуй с помощью осœевой линии.

Начинай рисунок легкой линией. Не нажимай на каран­аш.

Раскрашивая рисунок цветными карандашами, не выходи за края рисунка. Накладывай штрихи в одном направлении.

Эти правила в виде таблиц бывают вывешены в классе. Οʜᴎ помогут предупредить некоторые ошибки учащихся.

Приводим краткое содержание уроков рисования с натуры.

Тема урока. Рисование с натуры игрушки кораблика (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения передавать в рисунке строение предмета͵ состоящего из нескольких частей, соблюдать определœенную последовательность работы.

Содержание урока. Урок начинается с анализа натуры. Натура – плоский кораблик из плотного картона. У учи­теля и у детей на партах имеются разборные модели этой иг­рушки. Ученики рассматривают кораблик, называют его части (лодочка, мачта͵ парус, флажок). Далее строят кораблик из отдельных элементов: сначала берут прямоугольник, к нему, слева и справа прикладывают треугольники (получается ло­дочка), посœерединœе ставят узкую полоску (мачта), на мачту прикрепляют флажок, слева и справа от мачты – два больших треугольника (парус). Учитель показывает на доске последо­вательность выполнения рисунка, после чего учащиеся приступают к работе. Οʜᴎ рисуют кораблик в таком же порядке, в каком строили его из плоских фигурок (рис. 13).

Тема урока. Рисование с натуры носового платка (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся графические пред­ставления формы (круг, квадрат, треугольник) и умения видеть и передавать в рисунке характерные ее особенности. Учить их правильно рисовать предметы, имеющие форму квадрата.

Натура – носовой платок с каймой в полоску и темными уголками. Учащимся раздаются трафареты квадратов, вырезанные из плотного картона. (В начале урока дети находят ква­драты среди различных геометрических фигур, которые пока­зывает им учитель.)

Затем к доске прикрепляется развернутый носовой платок. Учащиеся рассматривают его. Прежде чем приступить к рисо­ванию, они обводят розданные им квадраты (сторона квадра­та равна 10 см) по контуру указательным пальцем (включа­ется зрительно-моторный анализатор).

Ученики рисуют квадрат, отмечают место каймы так, как показывает учитель на доске.

Тема урока. Рисование с натуры портфеля (II класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения видеть и пере­давать в рисунке характерные особенности формы предмета; учить правильно рисовать предметы прямоугольной формы.

Содержание урока. Урок начинается с рассматрива­ния натуры. Учитель напоминает детям, что предметы прямо­угольной формы они рисовали на предыдущих уроках (напри­мер, рамку для картины, аквариум). Он предлагает сравнить несколько прямоугольников, вырезанных из картона и имеющих разные пропорции, с формой, которую имеет портфель. Далее учитель спрашивает, из каких частей состоит портфель (ручка, замок, уголки, клапан), что больше – высота или ширина. Уча­щиеся с помощью мерки проводят измерения.

После этого учитель показывает на доске последователь­ность выполнения рисунка (рис. 14). Далее рисунок стирается.

Тема урока. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала (II класс).

Цель урока. Учить детей передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму и цвет, аккуратно раскрашивать рисунок: равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выхо­дя за контуры.

Содержание урока. Учитель устанавливает у себя на столе (на ИДыииальной подставке) башенку, построенную из кубиков строительного материала. Один из учеников строит точно такую же башенку у доски, остальные – у себя на партах. В процессе работы уточняются форма, цвет и величина деталей башенки, а также их взаимное расположение. Далее учитель показывает на доске, в какой последовательности нуж­но рисовать. Рисунок с доски стирается, и учащиеся присту­пают к работе.

Сначала по нижнему краю листа слева направо проводится прямая линия - ϶ᴛᴏ ʼʼземляʼʼ, затем находится середина листа и проводится прямая линия сверху вниз. На ʼʼземлеʼʼ учащие­ся рисуют длинные узкие бруски; на них устанавливают два кубика: один – слева, другой – справа от средней линии; после этого посœерединœе изображают следующий кубик; наконец – узкий брусок и треугольную крышу.

Учащиеся, закончившие рисунок в карандаше, приступают к раскрашиванию ʼʼпостройкиʼʼ.

Тема, урока. Рисование с натуры игрушечного домика (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать с натуры предмет слож­ной формы, части которого повторяют известные ученикам гра­фические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), на­зывая формы этих частей (на что похоже).

Особое внимание учитель уделяет композиции и правильной передаче пропорций рисунка.

Тема урока. Рисование с натуры будильника (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки, и характерные для него детали.

Ног нет, а хожу, Слов нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

После этого дети рассматривают натуру, определяют основ­ную форму циферблата (круг), уточняют детали – кнопка звонка, ножки, стрелки (одна большая, другая маленькая) и цифры: вверху – 12, внизу – 6, справа – 3, слева – 9, между ними – остальные цифры.

Для того чтобы нарисовать будильник, сначала нужно по­серединœе листа нарисовать круг, а затем всœе необходимые де­тали. Особое внимание следует уделить цифрам (располага­ются они на осœевых линиях).

Тема урока. Рисование с натуры игрушки грузовика (IV класс).

Цель урока. Учить детей передавать строение и форму частей предмета͵ пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.

Учитель вместе с учащимися выясняет, из каких базовых частей состоит грузовик. Радиатор (мотор), кабина, кузов со­единœены между собой. Расположены они на раме (телœежке), представляющей собой длинный брусок, к которому прикреп­лены передние и задние колеса.

Рисуют грузовик по частям: сначала телœежку, затем мотор, кабину и, наконец, кузов.

Особое внимание учитель уделяет пропорциям каждой ча­сти машины и взаимному расположению этих частей.

Темя урока. Рисование с натуры раскладной пирамидки (IV класс).

Цель урок а. Развивать у учащихся умения рисовать предметы конической формы с использованием осœевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Приступая к выполнению рисунка, нужно, прежде всœего, нари­совать осœевую линию (ось), затем определить высоту пира­ИДы; уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вер­шиной пирамиды; после этого нужно сосчитать количество колец и отметить на осœевой линии место для каждого кольца (прово­дятся горизонтальные прямые), оставив место для верхушки. Рисуя кольца, крайне важно следить за изгибами линий их ос­нования и верха (рис. 16).

Учитель показывает на доске последовательный ход работы над рисунком, затем рисунок с доски стирается, и учащиеся приступают к работе.

Вопросы и задания

1.Какие коррекционно – развивающие задачи решаются на уроках рисования с натуры?

2. Какова роль восприятия в выявлении особенностей, подлежащего изображению объекта?

3. Какие методы и приемы применяются на уроках рисования с натуры?

4. На какие свойства объекта должно быть направленно внимание учащихся в первую очередь?

5. Какова специфика поэтапного построения рисунка? Какие приемы следует использовать при обучении учащихся соблюдать последовательность выполнения рисунка?

6. Каким требованиям должны удовлетворять предметы, которые используются на уроках рисования в качестве натуры?

Рисование с натуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рисование с натуры" 2017, 2018.

Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его. Пристальное аналитико-синтетическое восприятие предметов действительности в процессе рисования с натуры побуждает к созерцанию; эта способность чрезвычайно важна для возникновения эстетических эмоций и художественного образа.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе создает предпосылки не только для овладения основами грамотного изображения, но и условия для творческого художественно-образного отражения действительности. Одним из видов творческой работы, художественно отражающих действительность можно назвать натюрморт.

Главной задачей в натюрморте является развитие у школьников способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. Направленность зрительного восприятия должна носить эмоциональный характер. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок, живописную фактуру драпировки, то есть, учится анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.

При работе над натюрмортом решаются следующие учебные и творческие задачи:

  • 1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
  • 2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии;
  • 3) анализ цвета;
  • 4) обучение приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).
  • 5) приобретение навыков работы в монохроме;
  • 6) изучение правил композиции;
  • 7) приобретение навыков работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).

Курс изобразительного искусства предусматривает выполнение обучающимися различных натюрмортов, начиная с несложных, составленных из одного - двух предметов, усложняющихся на последующих этапах обучения.

Так в пятом классе в начале учебного года выполняется натюрморт с фруктами и овощами. Работа над натюрмортом начинается с композиции -- расположения группы предметов на плоскости листа бумаги. Изображение предметов должно быть очень крупным и целиком занимать лист бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрморта, начиная с самых крупных. Далее убираются линии построения, и начинается работа красками. Тонкими линиями намечаются границы света, тени, полутени, бликов и рефлексов на предметах, с помощью цвета и светотени передается красота формы, поверхности, цветовой окраски предметов.

Дети учатся понимать натуру, познают законы грамотного ее изображения, овладевают навыками строить работу последовательно от простого к сложному, от элементарных упражнений к задачам более разнообразным и глубоким.

В процессе обучения рисованию с натуры заложены учебные задачи, которые содержат много различной информации, например: если рисуют фрукты, овощи - информация - где растут, о работах художников - мастерах натюрмортов; если инструменты - следует рассказ об их назначении. Когда рисуют предметы домашнего обихода - рассказывается о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Хохломы и других народных промыслов), рассказ о приемах промысла. Зрительный ряд, который обычно сопровождает любую информацию, обеспечивает более осознанное рисование школьниками. Так на следующем этапе выполняется рисование осеннего натюрморта «Ветка рябины и яблоко». Рисованию предшествует рассказ о рябине.

Детям предоставляется возможность познакомиться с некоторыми живописными работами, на которых изображена рябина. Обращается внимание на растущую за окном кабинета рябину, которую в это время года - осенью - украшают яркие кисти ягод.

Далее учитель совместно с учениками анализирует натурную постановку, форму, объем букета из рябины, пространственное положение, уровень горизонта, строение листьев и гроздей рябины. Демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется первому этапу -- определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на правильную и неправильную композицию рисунка натюрморта. Учащиеся с большим интересом относятся к этой работе. Натюрморты получаются очень яркие, красивые и эмоциональные. Красота рябины за окном тоже находит отражение в выполненных рисунках учащихся.

В седьмом классе предусмотрено выполнение «Праздничного натюрморта» и национального «Русского натюрморта».

Во время рисования «Праздничного натюрморта» с натуры необходимо напоминать обучающимся о необходимости рассматривать рисуемый предмет и сравнивать со своим рисунком. Чтобы натюрморт легче воспринимался, задаются контрастные предметы, несложные по форме и разные по цвету. В то же время необходимо помочь увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели. В постановочной работе может быть небольшое количество предметов, но повышаются требования к качеству выполнения рисунка.

При выполнении «Русского натюрморта» учащиеся расширяют знания о декоративно-прикладном творчестве народов России, о народных промыслах, специфике образно-символического языка и роли цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натюрморт составляется из предметов русского быта (крынка, берестяной туесок, глиняная миска, деревянная ложка). Обращается внимание учащихся, что рисунок постановки -- это не просто сумма частностей, один предмет подрисован к другому. Это нечто целое, но включающее в себя несколько предметов. Здесь необходимо позаботиться о взвешенности композиции, пластическом единстве всего рисунка.

Даже выполняя рисунок крынки, в общем, несложного предмета, необходимо соблюдать определенную последовательность. Начинаем с изучения формы, разбираемся в строении, фактуре поверхности. Затем вкомпоновываем изображение в формат и приступаем к конструктивному построению. Проверяем правильность рисунка, вертикальность оси, симметричность правой и левой сторон крынки, устойчивость на плоскости: нет ли ощущения, что предмет заваливается вперед или назад. Если есть, значит, неточно намечены лежащие горизонтально части крынки или другой вещи относительно уровня глаз. После исправления неточностей и ошибок всей композиции учащиеся начинают работать красками.

Таким образом, закрепляются знания, полученные в процессе обучения. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству возрастают.

Любой художник в течение всей жизни уделяет много внимания изображению человека. В общеобразовательной учебной программе определенное количество часов тоже уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по темам «Наброски с фигуры человека» и «Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль».

Наброски - одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых они выполняются. Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.

В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры. Дать цельное представление о ней. Одной из весьма важных задач, стоящих перед учащимися, является правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур, в том числе пропорции отдельных частей тела. При выполнении набросков человека учащиеся руководствуются правилами, взятыми из античных канонов, о пропорциях человеческой фигуры. В процессе создания композиции учащиеся все время сопоставляет натуру со своим рисунком.

Самостоятельная работа учащихся может выполняться различными способами: учебный натюрморт изобразительный изображение

  • - выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);
  • - выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры).

Для подкрепления наглядности материала можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит боком, сидит прямо или сбоку) на репродукциях, придать похожую позу натурному материалу. Лицо человека при этом детально не прорисовывается.

Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.

Система Су-Джок , созданная талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву в в конце 80-х годов ХХ века, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Что бы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости иметь медицинское образование, хотя и многие врачи пользуются этой системой.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок заключается в воздействии на кисти и стопе на определенные зоны, являющиеся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника точки соответствия. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связаны с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия», связанные с этими органами. Воздействуя на эти болезненные точки можно помочь организму справиться с заболеванием.

Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление. Неоспоримыми достоинствами Су-Джока являются:

  1. Высокая эффективность – при правильном определении точек воздействия эффект наступает через несколько минут.
  2. Полная безопастность – неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений.
  3. Универсальность – лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционным фармакологическими методами лечения, в несколько раз увеличивающими его результативность.
  4. Простота – для получения результата обычно используют специальные инструменты, разработанные для Су-Джок терапии, но если под рукой их нет, то начать стимуляцию биоактивных точек можно с помощью зубочистки или слегка заточенной спички.

Физически крепок тот ребенок, который не имеет хронических заболеваний, закален и не простужается при малейшем дунавении ветерка. К сожалению, таких детей у нас немного. Сегодня 30-35% первоклассников уже имеют хронические заболевания. Поэтому профилактику заболеваний детей надо начинать еще в детском саду.

В этой профилактики Су-Джок терапия незаменимый помощник.

Массаж пальчиков и кистей рук с помощю шестигранных карандашей, грецких орехов, специальных шариков «марблс» развивает не только мелкую моторику, но дает и удивительный оздоровительный эффект.

Массаж большого пальца повышает активность мозга . Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Применение данных методов Су-Джок терапии служит помимо профилактики заболеваний, для создания благоприятного эмлционального фона6 что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

СКАЗКА «ЕЖИК»

Во время занятий Су-Джок.

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит (шарик между ладошками).

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам).

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Предварительный просмотр:

ПО

РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ

Воспитатель по изодеятельности

МДОУ № 40 «Ритм»

Ковалева О.Л.

2010 год.

Одной из самых трудных тем в изобразительной деятельности дошкольников является рисование с натуры. Познакомившись с тем, как эту тему дают в педагогических училищах, меня удовлетворила только методика Николая Петровича Костерина. У других авторов эта тема раскрыта недостаточно, порой встречается путаница в последовательности ведения работы.

Поговорив с молодыми воспитателями, я узнала, что на практические занятия по изодеятельности отводится крайне мало времени, а на рисование с натуры тем более. В результате молодой воспитатель, не умея правильно сам написать пейзаж или натюрморт, не может научить этому ученика. Вместо рисования с натуры проводится рисование по воображению или представлению; или еще проще – перед детьми ставится предмет для рисования, чаще всего горшок с цветком, и говорится: «Рисуй, как видишь». А ребенок еще не умеет «видеть», когда смотрит на предмет, этому надо учить.

Способность наблюдать не есть еще способность правильно видеть и осознавать увиденное. Подавляющее большинство, даже взрослых людей, очень многого не замечают в предметах, не только в особенностях строения их формы и деталях, но и в их общем характере. Задача воспитателя помочь детям преодолеть эти барьеры.

Осмысление многообразных впечатлений, умение обобщать, наблюдать, выделять главное, а так же светлое на темном и темное на светлом – вот с чего надо начинать любое обучение изобразительному искусству.

Необходимо при каждом удобном случае обращать внимание детей на окружающее его пространство, на то красивое, необычное, что попадается на глаза («Какой сегодня интересный цвет неба», «Какой необычный силуэт дерева» и т.д.). Я даю задание детям по дороге в детский сад или домой понаблюдать за чем-нибудь, например, за цветом окон в домах утром и вечером.

При постоянном направлении внимания в этом русле и научается человек видеть, а не только смотреть.

Вот как раз рисование с натуры очень важная и полезная для этого вещь. Научив ребенка не просто смотреть на предмет рисования, но и «видеть» его. Научить сравнивать предмет со своим рисунком – это первая задача для педагога, решение которой позволяет установить связь: глаз – мозг – рука. В результате этой работы развивается рука ребенка, через руку – его мозг и, как следствие, его воображение, внимание, чувство пространства, цвета и тона.

Эти занятия строятся по двум направлениям: изучение формы путем зрения и путем осязания. Такой метод изучения дает прекрасный результат.

УПРАЖНЕНИЯ, которые полезны для развития чувства пространства, формы, цвета, тона. Эти упражнения желательно давать постоянно, но особенно перед рисованием с натуры.

Чтобы легче было уловить форму, следует дать для сравнения ребенку предметы разной формы, сначала попросить сравнить их зрительно, потом дать подержать их в руках и ощупать.

Попросить детей найти в комнате предметы светлые на темном фоне и темные на светлом фоне.

Рассмотреть один и тот же предмет на фоне стены, проема двери, окна, при дневном и вечернем освещении, а так же при включенном и выключенном свете.

Когда ребенок научится различать светлое на темном и наоборот, считайте, что пятьдесят процентов обучения «видеть» предмет уже есть.

Вырезать из плотной бумаги небольшой прямоугольник и в нем – прямоугольное отверстие. Это будет «фотоаппарат». Подносить его ближе и дальше к предмету, смотреть в окошечко, закрыв один глаз (можно рукой), искать хорошее положение предмета в окошечке рамки. Попросить детей «фотографировать» предметы в комнате. Потом можно «напечатать» (нарисовать) «фотографии» в альбоме.

Дети должны понимать форму, линию, пространство и открывать красоту там, где, казалось бы, она полностью отсутствует.

Для рисования с натуры лучше ставить две постановки, чтобы легче было выбрать место откуда рисовать. Постановку можно ставить в центре, а детей рассаживать вокруг, рисовать желательно за мольбертами.

Полезно давать детям самим составлять натюрморт.

Первые задания по рисованию с натуры лучше начинать графическими средствами (карандаш, сангина, пастель), далее переходить к технике гризали (письмо одной черной или коричневой краской). Техника гризали хорошо развивает чувство тона. Потом можно переходить к письму красками. Можно попросить детей выполнить натюрморт в технике аппликации или силуэтом, создавая образ по поводу натуры.

Рисовать с натуры можно начинать со средней группы. И здесь для постановок достаточно одного предмета (кубик, мячик, яблоко и т.п.).

В старшей группе – два предмета, разных по форме, величине и цвету. В подготовительной – два-три предмета, но не более трех.

Фон для постановок выбирается нейтральный или одного цвета, без драпировок , рисовать их сложно для дошкольников. Цвет фона можно создавать с помощью цветной бумаги. А первые работы лучше начинать на белом фоне.

Следует помнить, что при рисовании с натуры, расстояние от натуры до рисуюшего должно быть не менее 1,5 – 2 высоты постановки. Это необходимо, чтобы была возможность охватить взглядом всю постановку целиком вместе с фоном. Если рисующий сидит очень близко, он начинает рисовать постановку по частям, при этом очень трудно соблюсти пропорции, соотношения размеров предметов, целостность всей постановки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ, которые следует ставить перед детьми:

  1. Пространственные – больше, меньше, ближе, дальше, выше, ниже, сравнение формы предметов, перекрывание одного предмета другим, передача цветом пространственных отношений;
  2. Цветовые – контрастные или сближенные цвета, различные оттенки одного и того же цвета, получение одного цвета путем смешения разных красок (например: получить зеленый цвет путем смешения желтой и синей, черной и желтой красок); выделение цветового центра, теплые и холодные цвета;
  3. Тональные – светлое на темном, темное на светлом.

Количество поставленных художественных задач должно быть одна-две, в подготовительной группе, при условии уже имеющегося опыта рисования с натуры, можно ставить и три задачи, но не более.

Когда перед рисующими поставлены конкретные задачи , то по окончанию работы легко оценить их выполнение. Анализ работ превращается еще в один полезный урок. В результате ребенок научается правильно видеть, сравнивать, оценивать свои работы. А подсказать, как исправить ошибки должен воспитатель.

В процессе работы полезно показать ребенку издали его работу или поднести рисунок к постановке, так будет легче сравнивать, видеть ошибки, и ребенок сам будет видеть, что надо исправить, ну а как- подскажет опять же воспитатель.

Если постановка состоит из нескольких предметов, то следует обратить внимание детей на общую форму постановки, для этого ее надо закрыть сверху тонкой материей или марлей. Так будет легче закомпоновать предметы на листе, выбрать наиболее удачную композицию.

Особое внимание детей надо обратить на то, чтобы они рисовали именно то, что они видят со своего места, так как у сидящего рядом, постановка будет выглядеть по-другому. У всех должны получиться разные композиции.

И, чтобы приучить детей смотреть на натуру и рисовать со своего места, а не по представлению или воображению, можно сделать следующее: держать лист бумаги над руками рисующего, чтобы ему не виден был его рисунок и просить его рисовать «вслепую», рисовать, смотря не отрываясь на натуру. Рука сама будет повторять форму предмета. В дальнейшем держать лист бумаги не обязательно, достаточно просить детей чаще смотреть на натуру. Это самый сложный этап в рисовании с натуры, от воспитателя требуется большое терпение и индивидуальная работа с каждым. В противном случае будут получаться композиции, где предметы поменялись местами, у однотонных яблок появились цветные бочки, листики и веточки, которых нет в натуре.

Работу красками лучше начинать с подготовительного рисунка карандашом тонкими линиями, по контуру. Вести работу надо одновременно по всему полю листа. Начинать писать красками с самого темного и заканчивать самым светлым. Одну постановку можно рисовать два-три занятия. На первом занятии поговорить, рассмотреть, проанализировать постановку и сделать подготовительноый рисунок. На втором (треьем) занятии закончить работу красками.

ВАРИАНТЫ ЗАНЯТИИ.

  1. «Я-фотограф». (5-6 лет).

Задание: красиво расположить предметы на «фотографиях», не крупно и не мелко, и расположить «фотографии» на листе бумаги.

Материалы: бумажные рамки, бумага, фломастеры.

  1. «Дары осени». (6-7 лет).

Рисование с натуры фруктов. Работа на сближенные цвета.

Задание: нарисовать каждому со своего места желтое яблоко и желтый банан. Составить два разных по тону желтых цвета, используя разные сочетания красок.

Материалы: бумага, бумажные рамки, гуашь.

  1. «Натюрморт в холодных тонах» (6-7 лет).

Задание: правильно закомпоновать натюрморт на листе, используя бумажную рамку. Написать натюрморт гуашью методом раздельного мазка. Выделить тоном главный предмет. Правильно взять тон предметов натюрморта относительно фона (светлый или темный).

Материал: бумажные рамки, бумага, гуашь, предметы постановки холодных цветов.

  1. «Две вазы». (5-7 лет). Аппликация.

Содержание занятия: вместе с детьми подобрать бумагу, подходящую по цвету для фона и ваз. Вспомнить законы композиции, расположение предметов на листе: ближе-ниже, дальше-выше; загораживание одного предмета другим. Сравнить вазы по форме, величине, цвету и тону. Вырезать вазы симметричной формы, сложив лист вдвое. Обязательно напомнить и у каждого проверить, чтобы сгиб листа приходился бы на середину вазы. Найти хорошее расположение ваз на листе и наклеить их.

Задание: подобрать цвета бумаги для ваз и фона. Вырезать две разные по цвету и форме вазы, соответствующие натуре. Закомпоновать вазы на листе и наклеить их.

Примечание: можно добавить к вазам фрукты или другие предметы.

Материал: цветной картон (для фона), цветная бумага, ножницы, клей, две вазы (бутылки) разные по форме и цвету, муляжи фруктов.

  1. «Деревенский натюрморт». (5-6 лет).

Задание: нарисовать симметричный горшок и рядом лежащий огурец. Рисовать строго со своего места. Правильно выдержать величину предметов.

Материалы: бумажные рамки, бумага, пастель, керамические горшки, муляжи огурцов.

  1. «Натюрморт в технике гризали». (5-6 лет).

Содержание занятия: повторить тональные соотношения: светлое на темном, темное на светлом. Определить какие предметы темнее, какие светлее. Показать, как смотреть на натуру рассеяным, расфокусированным взглядом или прищурившись, при этом яснее видны тональные градации. Напомнить о правилах композиции. Рассказать о технике гризали, методе заливок. Начинать писать с самого темного и заканчивать самым светлым.

Задание: написать натюрморт в технике гризаль методом заливок.

Выдержать тональные соотношения предметов.

Материалы: бумага, акварель, предметы натюрморта разные по тону.

Примечание: гризаль-техника письма одним черным или коричневым цветом. Допускается применять белила.

  1. «Силуэтное рисование». (4-5 лет).

Силуэтное рисование хорошо давать как подготовку к рисованию тоном.

Содержание занятия: « Представьте, что Вы идете по подземному переходу и видите в его конце светлый квадрат выхода и на его фоне идущих навстречу людей. Мы не видим лиц, цвета одежды, видим только темные силуэты, общую форму без деталей». Показать рисунки художников, выполненные силуэтом. Рассказать, как раньше в парках художники вырезали портреты людей из черной бумаги. Показать прием рисования силуэта от овала на середине листа.

Задание:изобразить пятном одного цвета дерево, животное, человека или любой предмет.

Примечание: в задании ориентироваться на возраст детей.

Материалы: бумага, гуашь, репродукции и оригиналы с силуэтами городов, пейзажей, людей, животных, предметов.

К рисованию с натуры относится и пленерная живопись (пейзажи), а так же портреты и наброски.

Рисование пейзажей на пленере – это сложное задание для дошкольников, не знакомых с законами воздушной и линейной перспективы. Для них хорошо простое наблюдение уголков природы. А пейзажи писать в группе по воображению.

Рисование с натуры человека тоже не годится для дошкольников, но давать делать наброски с натуры человека, животных, предметов нужно и полезно, хотя это скорее игра.

Можно делать наброски друг с друга, посадив детей по кругу.


Вам понадобится

  • - бумага;
  • - простые карандаши:
  • - ластик;
  • - открытки;
  • - посуда и другие предметы простой формы;
  • - гипсовые модели.

Инструкция

Осваивать навыки рисования с натуры начните с рассматривания чужих рисунков. Это могут быть поздравительные открытки с персонажами из мультфильмов, иллюстрации к детским книжкам, репродукции рисунков известных художников и т.д. Попробуйте несложную картинку. Проанализируйте, из каких частей состоит изображение, какую геометрическую фигуру напоминает тот или иной элемент, под каким углом друг к другу располагаются фрагменты, установите соотношение размеров. На первых порах рисуйте твердым карандашом, а ошибочные линии убирайте ластиком.

После того, как научитесь срисовывать изображения с картинок, перейдите к рисованию объемных предметов простой формы. Например, это может быть непрозрачная чашка. Поставьте ее на некотором расстоянии от себя и внимательно рассмотрите. Установите соотношение высоты и ширины, посмотрите, на каком расстоянии от донышка находится ручка и какой она формы. Лучше всего поставить чашку так, чтобы одна сторона ее была очень хорошо освещена, а другая находилась в тени. Внимательно посмотрите, где проходит граница света и тени. Обратите внимание на то, что сторона, находящаяся в тени, выглядит более темной. Присмотритесь, есть ли на передней стенке световой блик. Как правило, он находится на самой выпуклой части. Обратите внимание также на то, что сверху немного видна противоположная стенка, а круг под углом кажется овалом.

Нарисуйте чашку. Начните ее изображать с вертикальной линии. Отложите высоту, проведите горизонтальные линии через отметки. Отложите на них ширину Прорисуйте прямоугольник. Сверху и снизу на осях нарисуйте овалы. Нижний будет виден не весь, а только та его часть, что расположена ближе к зрителю. Прорисуйте толщину стенок. Наметьте место для ручки и нарисуйте ее контуры. Штриховкой передайте форму чашки. Штрихи могут быть как вертикальными, так и дугообразными. В первом случае в затемненных местах штриховка будет гуще. Попробуйте изобразить еще несколько непрозрачных предметов простой формы, затем переходите к рисованию стеклянных вазочек, рюмок и т.д.

Освоив рисование посуды, возьмите гипсовую модель. Для начала больше всего подойдет маска. Прежде, чем браться за работу, очень полезно хотя бы бегло ознакомиться с анатомией для художников. В частности, вам нужен раздел, посвященный строению лица. Там вы найдете основные пропорции и элементарные сведения о том, как строится основа лица. Рисованию гипсовых моделей в художественных вузах отводится большое количество учебных часов. Самодеятельному художнику важно освоить общие принципы, чтобы в дальнейшем научиться рисовать фигуры живых людей.

Попробуйте нарисовать с натуры пейзаж. Сначала нужно выбрать то, что вы хотели бы изобразить. На начальном этапе больше всего подходит несложное архитектурное сооружение. Например, это может быть деревенский дом. Перед тем, как его рисовать, узнайте, перспектива и как она передается в рисунке. На листе наметьте места для всех объектов – дома, забора, дерева, грядки с цветами. Постарайтесь представить на плоскости то, что вы видите. Высота дерева по отношению к высоте дома зависит от расстояния того и другого объекта от зрителя. Предметы, расположенные дальше, кажутся более мелкими. Обратите внимание на то, что стена дома, который стоит к вам углом, кажется короче, чем она есть, а если представить ее на плоскости, она будет располагаться под некоторым углом вверх. Наметьте контуры всех объектов, а потом прорисуйте их, учитывая форму каждого, соотношение частей и т.п. Последовательность работы над пейзажем мало чем отличается от той, что вы применяли, рисуя элементы натюрморта, просто предметов на рисунке больше и соотношения между ними будут более сложными.




Top