Захар Брон: «Соединение божественного таланта и бескомпромиссного профессионализма». Наиболее известные ученики

Захар Нухимович Брон
267x400px
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

СССР 22x20px СССР , Россия 22x20px Россия

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты
Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Заха́р Ну́химович Брон (р. , Уральск Казахской ССР) - российский и немецкий скрипач и музыкальный педагог.

Биография

Родился в семье Нухима Залмановича Брона, эвакуированного с оборонным заводом в Уральск из бессарабского местечка Романовка в начале Великой Отечественной войны . Учился скрипичному мастерству в Одессе в Музыкальной школе Столярского в классе Артура Зиссермана , затем в Московском училище имени Гнесиных в классе Бориса Гольдштейна , c 1966 года в Московской консерватории в классе Игоря Ойстраха , по окончании которого (1971) остался в консерватории ассистентом. Участвовал в значительных международных конкурсах, в 1977 году получил третью премию Международного конкурса скрипачей имени Венявского .

Основные достижения Брона связаны, однако, с его педагогической деятельностью, начавшейся в 1974 году в Новосибирской консерватории им. Глинки . Одними из первых учеников Брона были Дэниэл Хоуп и Вадим Репин , уже в 1982 году в 11-летнем возрасте выигравший юношеский конкурс скрипачей имени Венявского в Люблине, а семью годами позже одержавший победу на Конкурсе имени королевы Елизаветы .

В 1989 году Захар Брон вместе с семьей и учениками - Вадимом Репиным , Максимом Венгеровым , Николаем Мадоевым и Натальей Прищепенко - переехал в Германию (Любек), где получил предложение занять должность профессора Любекской высшей школы музыки (англ.) русск. (консерватории). Среди учеников - Вадим Глузман .

С 1997 года З. Брон - профессор Высшей школы музыки в Кёльне . С 2002 года - профессор Цюрихской высшей школы музыки.

Захар Брон работает, главным образом, в Западной Европе, а также Японии; он является также профессором королевских академий Лондона и Мадрида , Роттердама , музыкальной академии Кронберг (Таунус) ; почетный профессор консерваторий Японии, Польши, Болгарии и других. В 2010 году З. Брон основал в Швейцарии собственную школу для музыкально одаренных детей.

Основное место жительства - Цюрих , Швейцария .

Конкурсы

  • Лауреат конкурса Королевы Елизаветы (Брюссель , 1971)
  • Лауреат Международного конкурса им. Венявского (Познань , 1977)
  • Председатель жюри Международного конкурса скрипачей им. Венявского (Люблин)
  • Председатель жюри Международного конкурса юных скрипачей в Новосибирске
  • Председатель жюри Международного конкурса скрипачей им. Давида Ойстраха (Одесса)
  • Член жюри Конкурса скрипачей им. Карла Флеша

Библиография

  • Zakhar Bron. - in: S.Applebaum, M.Zilberquit. The Way They Play. Book 14. - Neptune, N.J.: Paganiniana Publications, 1986, p. 65-113. ISBN 0-86622-010-0
  • The Strad . Monthly magazine, June, 1989, p. 454-459
  • The Strad . Monthly magazine, September, 1996, p. 869-879

Фильмография

  • Документальный фильм «Solisten - Der harte Weg der Meisterschüler» (авторы Michael Busse, Maria-Rosa Bobbi) длит. 45 мин. См. на нём. . См. также на

Напишите отзыв о статье "Брон, Захар Нухимович"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (нем.) (англ.)
  • Автор Надежда Сикорская

Отрывок, характеризующий Брон, Захар Нухимович

Мы очутились в очень странном помещении (если конечно это можно было так назвать). Внутри было темно, и царила полная тишина... Сильно пахло плесенью, дымом и корой какого-то необычного дерева. И только время от времени слышались какие-то слабые звуки, похожие на стоны. Как будто бы у «страдавших» уже совсем не оставалось сил…
– Ты не можешь это как-то осветить? – я тихо спросила Стеллу.
– Я уже попробовала, но почему-то не получается... – так же шёпотом ответила малышка.
И сразу же прямо перед нами загорелся малюсенький огонёк.
– Это всё, что я здесь могу. – Огорчённо вздохнула девчушка
При таком тусклом, скупом освещении она выглядела очень усталой и как бы повзрослевшей. Я всё время забывала, что этому изумительному чудо-ребёнку было всего-то ничего – пять лет!.. Наверное, её такой временами серьёзный, недетский разговор или её взрослое отношение к жизни, или всё это вместе взятое, заставляло забывать, что в реальности она ещё совсем малюсенькая девочка, которой в данный момент должно было быть до ужаса страшно. Но она мужественно всё переносила, и даже ещё собиралась воевать...
– Смотри, кто это здесь? – прошептала малышка.
И вглядевшись в темноту, я увидела странные «полочки», на которых, как в сушилке, лежали люди.
– Мама?.. Это ты, мама??? – тихонько прошептал удивлённый тоненький голосок. – Как же ты нас нашла?
Я сначала не поняла, что ребёнок обращался ко мне. Начисто позабыв, для чего мы сюда пришли, я только тогда поняла, что спрашивают именно меня, когда Стелла сильно толкнула меня кулачком в бок.
– А мы же не знаем, как их зовут!.. – прошептала я.
– Лия, а ты что здесь делаешь? – прозвучал уже мужской голос.
– Тебя ищу, папочка. – Голоском Лии мысленно ответила Стелла.
– А как вы сюда попали? – спросила я.
– Наверняка, так же, как и вы... – был тихий ответ. – Мы гуляли по берегу озера, и не видели, что там был какой-то «провал»... Вот мы туда и провалились. А там ждал вот этот зверь... Что же будем делать?
– Уходить. – Постаралась ответить как можно спокойнее я.
– А остальных? Ты хочешь их всех оставить?!. – прошептала Стелла.
– Нет, конечно же, не хочу! Но как ты собираешься их отсюда забирать?..
Тут открылся какой-то странный, круглый лаз и вязкий, красный свет ослепил глаза. Голову сдавило клещами и смертельно захотелось спать...
– Держись! Только не спи! – крикнула Стелла. И я поняла, что это пошло на нас какое-то сильное действие, Видимо, этому жуткому существу мы нужны были совершенно безвольными, чтобы он свободно мог совершать какой то свой «ритуал».
– Ничего мы не сможем... – сама себе бурчала Стелла. – Ну, почему же не получается?..
И я подумала, что она абсолютно права. Мы обе были всего лишь детьми, которые, не подумав, пустились в очень опасные для жизни путешествия, и теперь не знали, как из этого всего выбраться.
Вдруг Стелла сняла наши наложенные «образы» и мы опять стали сами собой.
– Ой, а где же мама? Ты кто?... Что ты сделала с мамой?! – возмущённо прошипел мальчик. – А ну немедленно верни её обратно!
Мне очень понравился его бойцовский дух, имея в виду всю безнадёжность нашей ситуации.
– Дело в том, что здесь не было твоей мамы, – тихо прошептала Стелла. – Мы встретили твою маму там, откуда вы «провалились» сюда. Они за вас очень переживают, потому что не могут вас найти, вот мы и предложили помочь. Но, как видишь, мы оказались недостаточно осторожными, и вляпались в ту же самую жуткую ситуацию...
– А как давно вы здесь? Вы знаете, что с нами будут делать? – стараясь говорить уверенно, тихо спросила я.
– Мы недавно... Он всё время приносит новых людей, а иногда и маленьких зверей, и потом они пропадают, а он приносит новых.
Я с ужасом посмотрела на Стеллу:
– Это самый настоящий, реальный мир, и совершенно реальная опасность!.. Это уже не та невинная красота, которую мы создавали!.. Что будем делать?
– Уходить. – Опять упорно повторила малышка.
– Мы ведь можем попробовать, правда? Да и бабушка нас не оставит, если уж будет по-настоящему опасно. Видимо пока мы ещё можем выбраться сами, если она не приходит. Ты не беспокойся, она нас не бросит.
Мне бы её уверенность!.. Хотя обычно я была далеко не из пугливых, но эта ситуация заставляла меня очень сильно нервничать, так как здесь находились не только мы, но и те, за кем мы пришли в эту жуть. А как из данного кошмара выкарабкиваться – я, к сожалению, не знала.
– Здесь нету времени, но он приходит обычно через одинаковый промежуток, примерно как были сутки на земле. – Вдруг ответил на мои мысли мальчик.
– А сегодня уже был? – явно обрадованная, спросила Стелла.
Мальчонка кивнул.
– Ну что – пошли? – она внимательно смотрела на меня и я поняла, что она просит «надеть» на них мою «защиту».
Стелла первая высунула свою рыжую головку наружу...
– Никого! – обрадовалась она. – Ух ты, какой же это ужас!..
Я, конечно, не вытерпела и полезла за ней. Там и правда был настоящий «ночной кошмар»!.. Рядом с нашим странным «местом заточения», совершенно непонятным способом, повешенные «пучками» вниз головой, висели человеческие сущности... Они были подвешены за ноги, и создавали как бы перевёрнутый букет.
Мы подошли ближе – ни один из людей не показывал признаков жизни...
– Они же полностью «откачаны»! – ужаснулась Стелла. – У них не осталось даже капельки жизненной силы!.. Всё, давайте удирать!!!
Мы понеслись, что было сил, куда-то в сторону, абсолютно не зная – куда бежим, просто подальше бы от всей этой, замораживающей кровь, жути... Даже не думая о том, что можем снова вляпаться в такую же, или же ещё худшую, жуть...

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), народный артист России (2001), кавалер ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

Биография

Родился в семье Нухима Залмановича Брона, эвакуированного с оборонным заводом в Уральск из бессарабского местечка Романовка в начале Великой Отечественной войны. Учился скрипичному мастерству в Одессе в Музыкальной школе Столярского в классе Артура Зиссермана, затем в Московском училище имени Гнесиных в классе Бориса Гольдштейна, c 1966 года в Московской консерватории в классе Игоря Ойстраха, по окончании которого (1971) остался в консерватории ассистентом. Участвовал в значительных международных конкурсах, в 1977 г. получил третью премию Международного конкурса скрипачей имени Венявского.

Основные достижения Брона связаны, однако, с его педагогической деятельностью, начавшейся в 1974 г. в Новосибирской консерватории им. Глинки. Одним из первых учеников Брона был Вадим Репин, уже в 1982 г. в 11-летнем возрасте выигравший юношеский конкурс скрипачей имени Венявского в Люблине, а семью годами позже одержавший победу на Конкурсе имени королевы Елизаветы.

В 1989 году Захар Брон вместе с семьей и учениками - Вадимом Репиным, Максимом Венгеровым, Николаем Мадоевым и Натальей Прищепенко - переехал в Германию (Любек), где получил предложение занять должность профессора Любекской высшей школы музыки (консерватории).

С 1997 года З. Брон - профессор Высшей школы музыки в Кёльне.

Захар Брон работает, главным образом, в Западной Европе, а также Японии; он является также профессором королевских академий Лондона и Мадрида, консерваторий Цюриха, Роттердама, Кёльна; почетный профессор консерваторий Японии, Польши, Болгарии и других.

Сын - виолончелист Даниил Брон, закончил московскую консерваторию по классу профессора Натальи Шаховской.

Наиболее известные ученики

  • Андрей Андреев, заслуженный артист России
  • Максим Венгеров
  • Юрий Волгин - Заслуженный работник культуры РФ
  • Александр Гильман
  • Дайсин Касимото
  • Марина Кузина-Койфман (проф.Новосиб. консерватории)
  • Наталья Прищепенко
  • Вадим Репин
  • Вячеслав Шестиглазов (Viatcheslav Chestiglazov)

Конкурсы

  • Лауреат конкурса Королевы Елизаветы (Брюссель, 1971)
  • Лауреат Международного конкурса им. Венявского (Познань, 1977)
  • Председатель жюри Международного конкурса скрипачей имени Венявского (Люблин)
  • Председатель жюри Международного конкурса юных скрипачей в Новосибирске
  • Председатель жюри Международного конкурс скрипачей им. Давида Ойстраха (Одесса)
  • Член жюри Конкурса скрипачей имени Карла Флеша

Библиография

  • Zakhar Bron. - in: S.Applebaum, M.Zilberquit. The Way They Play. Book 14. - Neptune, N.J.: Paganiniana Publications, 1986, p. 65-113. ISBN 0866220100
  • The Strad. Monthly magazine, June, 1989, p. 454-459
  • The Strad. Monthly magazine, September, 1996, p. 869-879

заслуженный деятель искусств РСФСР (1985);

народный артист РФ (1999);

лауреат международных скрипичных конкурсов им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (1971) и им. Венявского в Познани (1977),

лауреат Всесоюзного конкурса камерных ансамблей в Москве (1967);

профессор (1985) Высшей школы музыки г. Кёльна (Германия) (1997) и Мадрида (Испания), Высшей школы музыки и театра г. Цюриха (Германия) (2002);

заведующий кафедрой струнных инструментов НГК (с 1999 г.).

Общие сведения :

В 1971 г. окончил оркестровый факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В 1974 г. – выпускник аспирантуры Московской консерватории по классу скрипки профессора И. Д. Ойстраха.

Награды:

Награжден польским орденом «За заслуги в области культуры» (1997);

Крестом ФРГ «За особые заслуги, оказанные государству».

Педагогическая деятельность:

В Новосибирской консеварории преподает с 1974 г. В настоящее время его педагогическая деятельность не ограничивается рамками какого-либо одного учебного заведения или одной страны. В его интернациональном классе обучаются музыканты многих стран, он дает мастер-классы в Европе, США, Японии, Корее, в России, СНГ. В залах Минтао Мираи, Йокогама в Японии, в Музыкальной академии Питии в Швейцарии семинары З. Н. Брона работают в течение года.

Учебные курсы, читаемые в настоящее время и в предыдущие учебные годы на других кафедрах:

Индивидуальные занятия со студентами по специальности «Скрипка».

Выпускники:

Первым прогрессивность его методики доказал В. Репин. На сегодняшний день более ста учеников З. Н. Брона являются победителями престижных соревнований. Большинство концертирует по странам мира, выступает с наиболее известными оркестрами и дирижерами, заключает контракты с ведущими фирмами звукозаписи. В их числе – россияне В. Репин, М. Венгеров, Н. Мадоев, Н. Прищепенко, японцы Майю Кишима, Дайшии Кашимото, Тамаки Кавакуба, немец Никколас Кёккерт.

Деятельность:

Свои педагогические взгляды изложил в методических работах «Об интенсификации процесса обучения скрипача», «Рационализация приемов скрипичной аппликатуры» (в соавторстве), «Двойные флажолеты». Он перевел на русский язык книгу И. Менухина «Шесть уроков скрипичной игры». Издательство Reis und Erler опубликовало его пособие на немецком языке «Etudenkunff», которое было переведено на японский, французский, английский языки.

Участвует в работе жюри крупнейших международных конкурсов – Иегуди Менухина, им. П. И. Чайковского, камерной музыки в г. Осака и др. Является инициатором и неизменным председателем жюри международных конкурсов юных скрипачей в Новосибирске.

Ведет обширную концертную деятельность, выступает в наиболее престижных залах: Musikverein в Вене, Sunfory holl в Токио, Auditorio Nacional в Мадриде, Большом зале МГК и др. Он выступал в ансамблях с И. Ойстрахом, Ю. Крамаровым, И. Виноградовой, с новосибирскими музыкантами В. Слонимом, Д. Шевчук, Ю. Мазченко, Л. Руханкиным; играл с ведущими симфоническими оркестрами России, Германии, Испании, Португалии, Японии, Литвы; сотрудничал с такими крупными дирижерами, как А. Янсонс, И. Менухин, П. Коган, А. Кац, В. Дударова, С. Сандецкис. В репертуаре практически вся сольная скрипичная классика, наиболее значительные произведения современных авторов.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), народный артист России (2001), кавалер ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

Биография

Родился в семье Нухима Залмановича Брона, эвакуированного с оборонным заводом в Уральск из бессарабского местечка Романовка в начале Великой Отечественной войны. Учился скрипичному мастерству в Одессе в Музыкальной школе Столярского в классе Артура Зиссермана, затем в Московском училище имени Гнесиных в классе Бориса Гольдштейна, c 1966 года в Московской консерватории в классе Игоря Ойстраха, по окончании которого (1971) остался в консерватории ассистентом. Участвовал в значительных международных конкурсах, в 1977 г. получил третью премию Международного конкурса скрипачей имени Венявского.

Основные достижения Брона связаны, однако, с его педагогической деятельностью, начавшейся в 1974 г. в Новосибирской консерватории им. Глинки. Одним из первых учеников Брона был Вадим Репин , уже в 1982 г. в 11-летнем возрасте выигравший юношеский конкурс скрипачей имени Венявского в Люблине, а семью годами позже одержавший победу на Конкурсе имени королевы Елизаветы.

В 1989 году Захар Брон вместе с семьей и учениками - Вадимом Репиным , Максимом Венгеровым , Николаем Мадоевым и Натальей Прищепенко - переехал в Германию (Любек), где получил предложение занять должность профессора Любекской высшей школы музыки (консерватории).

С 1997 года З. Брон - профессор Высшей школы музыки в Кёльне .

Захар Брон работает, главным образом, в Западной Европе, а также Японии; он является также профессором королевских академий Лондона и Мадрида , консерваторий Цюриха , Роттердама , Кёльна ; почетный профессор консерваторий Японии, Польши, Болгарии и других.

Сын - виолончелист Даниил Брон, закончил московскую консерваторию по классу профессора Натальи Шаховской.

Наиболее известные ученики

  • Андрей Андреев, заслуженный артист России
  • Юрий Волгин - Заслуженный работник культуры РФ
  • Александр Гильман
  • Марина Кузина-Койфман (проф.Новосиб. консерватории)
  • Вячеслав Шестиглазов (Viatcheslav Chestiglazov)

Конкурсы

  • Лауреат конкурса Королевы Елизаветы (Брюссель , 1971)
  • Лауреат Международного конкурса им. Венявского (Познань , 1977)
  • Председатель жюри Международного конкурса скрипачей имени Венявского (Люблин)
  • Председатель жюри Международного конкурса юных скрипачей в Новосибирске
  • Председатель жюри Международного конкурс скрипачей им. Давида Ойстраха (Одесса)
  • Член жюри Конкурса скрипачей имени Карла Флеша

Библиография

  • Zakhar Bron. - in: S.Applebaum, M.Zilberquit. The Way They Play. Book 14. - Neptune, N.J.: Paganiniana Publications, 1986, p. 65-113. ISBN 0866220100
  • The Strad. Monthly magazine, June, 1989, p. 454-459
  • The Strad. Monthly magazine, September, 1996, p. 869-879

Заха́р Ну́химович Брон (р. , Уральск Казахской ССР) - российский и немецкий скрипач и музыкальный педагог.

Биография

Родился в семье Нухима Залмановича Брона, эвакуированного с оборонным заводом в Уральск из бессарабского местечка Романовка в начале Великой Отечественной войны . Учился скрипичному мастерству в Одессе в Музыкальной школе Столярского в классе Артура Зиссермана , затем в Московском училище имени Гнесиных в классе Бориса Гольдштейна , c 1966 года в Московской консерватории в классе Игоря Ойстраха , по окончании которого (1971) остался в консерватории ассистентом. Участвовал в значительных международных конкурсах, в 1977 году получил третью премию Международного конкурса скрипачей имени Венявского .

Основные достижения Брона связаны, однако, с его педагогической деятельностью, начавшейся в 1974 году в Новосибирской консерватории им. Глинки . Одними из первых учеников Брона были Дэниэл Хоуп и Вадим Репин , уже в 1982 году в 11-летнем возрасте выигравший юношеский конкурс скрипачей имени Венявского в Люблине, а семью годами позже одержавший победу на Конкурсе имени королевы Елизаветы .

В 1989 году Захар Брон вместе с семьей и учениками - Вадимом Репиным , Максимом Венгеровым , Николаем Мадоевым и Натальей Прищепенко - переехал в Германию (Любек), где получил предложение занять должность профессора Любекской высшей школы музыки (англ.) русск. (консерватории). Среди учеников - Вадим Глузман .

С 1997 года З. Брон - профессор Высшей школы музыки в Кёльне . С 2002 года - профессор Цюрихской высшей школы музыки.

Захар Брон работает, главным образом, в Западной Европе, а также Японии; он является также профессором королевских академий Лондона и Мадрида , Роттердама , музыкальной академии Кронберг (Таунус) ; почетный профессор консерваторий Японии, Польши, Болгарии и других. В 2010 году З. Брон основал в Швейцарии собственную школу для музыкально одаренных детей.

Основное место жительства - Цюрих , Швейцария .

Конкурсы

  • Лауреат конкурса Королевы Елизаветы (Брюссель , 1971)
  • Лауреат Международного конкурса им. Венявского (Познань , 1977)
  • Председатель жюри Международного конкурса скрипачей им. Венявского (Люблин)
  • Председатель жюри Международного конкурса юных скрипачей в Новосибирске
  • Председатель жюри Международного конкурса скрипачей им. Давида Ойстраха (Одесса)
  • Член жюри Конкурса скрипачей им. Карла Флеша

Библиография

  • Zakhar Bron. - in: S.Applebaum, M.Zilberquit. The Way They Play. Book 14. - Neptune, N.J.: Paganiniana Publications, 1986, p. 65-113. ISBN 0-86622-010-0
  • The Strad . Monthly magazine, June, 1989, p. 454-459
  • The Strad . Monthly magazine, September, 1996, p. 869-879

Фильмография

  • Документальный фильм «Solisten - Der harte Weg der Meisterschüler» (авторы Michael Busse, Maria-Rosa Bobbi) длит. 45 мин. См. на нём. . См. также на

Напишите отзыв о статье "Брон, Захар Нухимович"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (нем.) (англ.)
  • Автор Надежда Сикорская

Отрывок, характеризующий Брон, Захар Нухимович

Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»


Top