Записки психиатра. Синдром Ван Гога — это не про искусство

Если по-простому - непреодолимое желание проводить хирургические операции на себе, например, отрезать части тела или наносить порезы в попытке избавить от надуманного физического изъяна. Чаще всего подобный синдром проявляется при шизофрении, галлюцинозе, маниакально-депрессивном психозе и прочих заболеваниях.

Основу расстройства формируют внутренние установки к нанесению себе увечий, часто совмещенные с недовольством своей внешностью. Соответственно, лица, подверженные действию этого синдрома, стремятся всячески избавиться от мнимого недостатка самостоятельно или с помощью компетентного физического вмешательства.

Очевидно, самая известная личность, страдавшая данным недугом, - Винсент Ван Гог, потрясший общественность тем, что ампутировал себе ухо и отправил своей возлюбленной. При этом есть версия, что уха лишил художника его товарищ во время одной из ссор. И еще одно возможное стечение событий - Ван Гог мог находиться под действием наркотических препаратов. Однако научное сообщество все же сходится на идее наличия у художника данного отклонения.

Подобный синдром появляется и в демонстративном нанесении себе увечий, к примеру, как в ходе перфоманса отечественного художника Павленского на Красной Площади.

Более мягкая форма, если можно так выразиться, - самоповреждающее поведение и аутоагрессия. В этом случае чаще всего страдают доступные участки тела: руки, ноги, области груди и живота, половые органы. Однако ампутации не происходит. В качестве причин подобного поведения можно выделить следующие:

  • Демонстративное поведение,
  • Депрессия,
  • Импульсивное поведение,
  • Нарушение самоконтроля,
  • Невозможность адекватно реагировать на стресс и неудачи.

Согласно статистике, аутоагрессии более подвержены женщины, а синдрому Ван Гога - мужчины. Из-за чего данное расстройство может развиться? Причин тому есть множество:

  • Генетическая предрасположенность,
  • Социальное влияние,
  • Заболевания внутренних органов,
  • Алкогольная или наркотическая зависимость.

Терапия расстройства предполагает в первую очередь лечение самого заболевания, которое стало причиной развития синдрома. Для снижения неконтролируемого желания наносить себе увечья используют нейролептики и антидепрессанты. В случае, если диагностирован именно синдром Ван Гога, необходима госпитализация в целях снижения риска нанесения повреждений. Стоит сказать, что это всегда долгий и сложный процесс, эффект от которого не гарантирован.

А теперь немного жестких фактов.

Американская художница А.Филдинг настоятельно требовала у врачей провести ей трепанацию, чтобы суметь иначе смотреть на мир. Она была настолько одержима идеей просветления, что обзавелась навязчивой идеей просверлить отверстие в черепе. Что она, собственно, и сделала.

В то время, когда эльфийская раса стала одним из феноменов игровой индустрии, многие люди начали самостоятельно наносить себе увечья в области ушей, чтобы попытаться достичь их остроконечной формы, как у виртуальных персонажей.

И, наконец, сейчас распространяется жесткая практика ампутации пальцев в качестве политического или другого протеста. Наиболее распространена эта практика в восточных странах, подверженных влиянию древней техники юмицумэ (ампутация части пальца в наказание за несоблюдение правил мафиозной общины).

Винсент Ван Гог - один из тех художников, кого специалисты единодушно причисляют к категории художников душевнобольных. По этому поводу написано огромное количество работ, авторами которых являются психиатры и психоаналитики, историки искусства и культурологи, и даже «Википедия» при запросе «душевнобольные художники» выдает информацию о нем.

Исследователи спорят о диагнозах, выдвигая предположения о наличии у Ван Гога биполярного расстройства, шизофрении или эпилепсии, отягченных злоупотреблением алкоголя. Но все эти диагнозы лишь интерпретации уникального ансамбля текстов, написанных самим Винсентом Ван Гогом.

1. Немногие художники, взявшись за перо, оставили нам наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими вкладом в области живописи.

2. Но письма Ван Гога - это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц, это диалог с адресатами писем, но также и с самим собой, Богом, миром.

3. Не нуждаясь в посредниках и переводчиках, Винсент Ван Гог сам рассказывает о своем опыте переживания психического расстройства, представая перед читателями удивительным, думающим, трудолюбивым и очень чутким человеком, который в периоды между приступами ужасной болезни был куда более здоров, чем большинство его интерпретаторов и диагностов.

4. Щемящий сердце рассказ художника об опыте переживания психического расстройства начинается 2 января 1889 года в письме, адресованном его брату Тео, из психиатрической больницы французского города Арль, где Винсент оказался после всем известного происшествия с отрезанным ухом.

5. «Чтобы рассеять все твои опасения на мой счет, пишу тебе несколько слов из кабинета уже знакомого тебе доктора Рея, проходящего практику в здешней лечебнице. Я пробуду в ней еще два-три дня, после чего рассчитываю преспокойно вернуться домой. Прошу тебя об одном - не беспокоиться, иначе это станет для меня источником лишних волнений».

6. Кстати, в знак благодарности за ту помощь, которую г-н Рей оказывал Ван Гогу во время приступов болезни, художник нарисовал его портрет. Современники утверждали, что портрет получился очень похожим на модель, однако Феликс Рей был равнодушен к искусству. Картина Ван Гога провалялась на чердаке, потом ей еще какое-то время закрывали дырку в курятнике, и только в 1900 году (через 10 лет после смерти художника) картину нашли во дворе доктора Рея. Работа была приобретена знаменитым российским коллекционером Сергеем Щукиным и хранилась в его личной коллекции вплоть до 1918 года. Уезжая в иммиграцию, коллекционер оставил картину на родине, так она попала в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

7. После этой первой госпитализации Винсент Ван Гог напишет брату Тео: «Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жизни. Надеюсь, что со мной ничего особенного не случилось, - просто, как это бывает у художников, нашло временное затмение, сопровождавшееся высокой температурой и значительной потерей крови, поскольку была перерезана артерия; но аппетит немедленно восстановился, пищеварение у меня хорошее, потеря крови с каждым днем восполняется, а голова работает все яснее».

8. В письме брату Тео от 28 января 1889 года Винсент Ван Гог предлагает свой ответ на интересующий многих вопрос о связи гениальности и помешательства, искусства и психопатологии: «Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе - я-то пропитан безумием до мозга костей; но я говорю и утверждаю, что мы располагаем такими противоядиями и такими лекарствами, которые, если мы проявим хоть немного доброй воли, окажутся гораздо сильнее недуга».

9. 3 февраля 1889 года Винсент Ван Гог делает любопытное наблюдение в отношении жителей города Арль - нет, не пациентов местной психиатрической лечебницы, а обычных горожан: «Должен сказать, что соседи исключительно добры ко мне: здесь ведь каждый чем-нибудь страдает - кто лихорадкой, кто галлюцинациями, кто помешательством; поэтому все понимают друг друга с полуслова, как члены одной семьи… Однако полагать, что я вполне здоров, все-таки не следует. Местные жители, страдающие тем же недугом, рассказали мне всю правду: больной может дожить до старости, но у него всегда будут минуты затмения. Поэтому не уверяй меня, что я вовсе не болен или больше не заболею».

10. Из письма художника брату от 19 марта 1889 года мы узнаем, что жители Арля обратились к мэру города с заявлением, подписанным некоторыми горожанами, о том, что Ван Гог не имеет права жить на свободе, после чего полицейский комиссар отдал распоряжение снова госпитализировать художника. «Словом, вот уже много дней я сижу в одиночке под замком и присмотром служителей, хотя невменяемость моя не доказана и вообще недоказуема. Разумеется, в глубине души я уязвлен таким обращением; разумеется также, что я не позволю себе возмущаться вслух: оправдываться в таких случаях - значит признать себя виновным».

11. 21 апреля Винсент Ван Гог сообщает брату Тео о своем решении после выхода из больницы поселиться в приюте для психически больных в Сен-Реми-де-Провансе: «Надеюсь, будет достаточно, если я скажу, что решительно не способен искать новую мастерскую и жить там в одиночестве… Работоспособность моя постепенно восстанавливается, но я боюсь потерять ее, если стану перенапрягаться и если на меня, сверх того, ляжет вся ответственность за мастерскую… Меня начинает утешать то обстоятельство, что теперь я начинаю считать безумие такой же болезнью, как любая другая».

12. Пребывание Винсента Ван Гога в психиатрической больнице, а позже в приюте для душевнобольных финансировал брат художника - Тео. Помимо этого, Теодор на протяжении более чем 10 лет обеспечивал Винсента средствами к существованию, давал деньги на аренду жилья и ателье, на холсты, краски и текущие расходы. «Я не знаю такого лечебного заведения, куда меня согласились бы принять бесплатно на том условии, что я буду заниматься живописью за свой счет, а все свои работы отдавать больнице. Это - не скажу большая, но все же несправедливость. Найди я такую лечебницу, я без возражений перебрался бы в нее».

13. Перед отъездом из Арля в приют для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованса Винсент Ван Гог пишет брату следующее письмо: «Я должен трезво смотреть на вещи. Безусловно, есть целая куча сумасшедших художников: сама жизнь делает их, мягко выражаясь, несколько ненормальными. Хорошо, конечно, если мне удастся снова уйти в работу, но тронутым я останусь уже навсегда».

14. Винсент Ван Гог провел в приюте Сен-Реми-де-Прованса год (с мая 1889-го по май 1890-го), директор приюта разрешил художнику работать и даже предоставил отдельную комнату под мастерскую. Несмотря на повторяющиеся припадки, Винсент продолжал рисовать, видя в этом единственное средство борьбы с болезнью: «Работа над картинами - необходимое условие моего выздоровления: я лишь с большим трудом перенес последние дни, когда был вынужден бездельничать и меня не пускали даже в комнату, отведенную мне для занятий живописью…»

15. В Сен-Реми-де-Провансе художник рисует пейзажи, изображающие виды из окна мастерской и сад, а когда Винсенту разрешили под присмотром покидать приют, то на его холстах появились и окрестности Сен-Реми.

16. Несмотря на три тяжелейших припадка, которые на многие недели вывели Винсента из строя, он написал за этот год более 150 картин, сделал более 100 рисунков и акварелей.

17. Из письма Ван Гога сестре: «Здесь, правда, находятся несколько тяжелобольных, но страх и отвращение, которые вселяло в меня раньше безумие, значительно ослабели. И хотя тут постоянно слышишь ужасные крики и вой, напоминающие зверинец, обитатели убежища быстро знакомятся между собой и помогают друг другу, когда у одного из них начинается приступ. Когда я работаю в саду, все больные выходят посмотреть, что я делаю, и, уверяю Вас, ведут себя деликатнее и вежливее, чем добрые граждане Арля: они мне не мешают. Вполне возможно, что я пробуду тут довольно долго. Никогда не испытывал такого покоя, как здесь и в арльской лечебнице».

18. Искреннее восхищение вызывает стремление Винсента Ван Гога работать, несмотря на болезнь, продолжать заниматься живописью и не сдаваться: «Жизнь проходит и ее не воротишь, но именно по этой причине я и работаю не жалея сил: возможность поработать тоже не всегда повторяется. В случае со мной - и подавно: ведь более сильный, чем обычно, приступ может навсегда уничтожить меня как художника».

19. Важно отметить, что Ван Гог, вероятно, был единственным жителем приюта, который занимался делом: «Следовать лечению, применяемому в этом заведении, очень легко даже в случае переезда отсюда, ибо здесь ровно ничего не делают. Больным предоставляется прозябать в безделье и утешаться невкусной, а порой и несвежей едой».

20. В конце мая 1890 года Тео предложил брату перебраться поближе к нему и его семье, на что Винсент возражать не стал. Проведя три дня у Тео в Париже, художник поселяется в Овер-сюр-Уаз (небольшой деревушке, находящейся недалеко от Парижа). Здесь Винсент работает, не позволяя себе ни минуты отдыха, каждый день из-под его кисти выходит новое произведение. Таким образом, за последние два месяца жизни он создает 70 картин и 32 рисунка.

21. В Овер-сюр-Уаз наблюдение за художником принимает на себя доктор Гаше, который был специалистом в области сердечных заболеваний и большим любителем искусства. Об этом враче Винсент напишет: «Насколько я понимаю, рассчитывать на доктора Гаше не приходится ни в коей мере. Во-первых, как мне кажется, он болен еще больше, чем я, - уж во всяком случае не меньше; такие вот дела. А коли слепой ведет слепого, не рухнут ли они оба в канаву?»

22. Рухнули… 29 июля 1890 года уйдет из жизни Винсент Ван Гог, пустив пулю себе в грудь, он умрет в присутствии вызванного доктора Гаше. В кармане художника найдут последнее письмо, адресованное Тео Ван Гогу, которое заканчивается так: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…»

23. Смерть старшего брата обернется катастрофой и для Теодора Ван Гога: после неудачной попытки организовать посмертную выставку картин брата у Тео обнаружатся признаки помешательства, его жена примет решение поместить больного в психиатрическую лечебницу, где он и умрет 21 января 1891 года.

24. Совместный труд братьев будет высоко оценен посмертно, и невероятной несправедливостью кажется то, что ни один из них не дожил до того дня, когда к Винсенту Ван Гогу пришли мировая известность и признание.

Материал подготовлен при поддержке

30 МАРТА 1852 года в голландском городке Зюндерт жена местного пастора Анна Корнелия Ван Гог родила ребёнка, которого назвали Винсентом. Имя Винсент означает «победитель». Родители думали: «Наш сын будет победителем и прославит род Ван Гогов!» Однако всего через полтора месяца ребёнок умер.


Супруги были безутешны. Но прошли лето, осень, холодная зима… И 30 марта, ровно через год после рождения первого сына, на свет появился второй ребёнок. В память об умершем младенце новорождённого тоже назвали Винсентом. Именно ему и было суждено прославить род Ван Гогов.

У ТЕОДОРА и Анны после Винсента родились ещё пятеро детей. Подрастая, они носились по дому и мешали пастору готовиться к проповеди. И лишь старшего сына не надо было уговаривать посидеть тихо. Винсент сам находил себе увлечения, для которых требовалось уединение. Бродил по окрестностям, разглядывая цветы и растения сплетал шерстяные нити в косички, восторгаясь сочетанием цветов.

Родителей Винсента волновала нелюдимость сына. К тому же у мальчика не было особой тяги ни к одной из профессий. Сам Винсент лишь пожимал плечами: «Работать? Да, работать надо. Труд - необходимое условие человеческого бытия».

В Париже Винсент впервые встретил импрессионистов и понял, что это его стиль.

Пастору не нравился такой подход сына к жизни, и он решил устроить его на работу к своему брату - тоже Винсенту - гаагскому торговцу картинами. Дядя Сент уже отошёл от дел. Тем не менее благодаря его связям юный Винсент получил рекомендацию к господину Терстеху, директору гаагского филиала фирмы «Гупиль».

Ван Гог стал продавцом картин. И вскоре за хорошую работу его перевели с повышением в лондонский филиал компании.

Винсенту было всего 20 лет. Ему нравился майский Лондон, и он с удовольствием посещал музеи, картинные галереи и антикварные лавки. Пытался рисовать сам, но каждый раз, разглядывая новый рисунок, недовольно хмыкал.

Знаменитые «Подсолнухи» Ван Гога, 1889 г.

Молодой человек снимал квартиру у вдовы священника Луайе. С мадам жила и её дочь Урсула, которая тут же приглянулась Ван Гогу.

Но девушка всего лишь забавлялась с молодым пареньком, довольно скверно говорящим по-английски. И на предложение Винсента стать его женой ответила резким отказом: она уже давно была помолвлена, а этот фламандец с провинциальными манерами не заслуживал даже её смеха!

Ван Гог был раздавлен. Первый раз в жизни, но, похоже, навсегда.

Проповедник не от мира сего

У НЕГО не было желания жить. Винсент не хотел работать, был угрюм и только в письмах к младшему брату Тео позволял себе хоть немного отойти от горя. «Я не одинок, потому что со мной Господь, - писал он. - Я хочу быть священником, подобно моему отцу и деду».

Винсент уехал в Амстердам. Ему было уже 25 лет, а он продолжал искать себя… «Мне очень хотелось бы делать беглые наброски с бесчисленных предметов, которые я встречаю на своём пути, - писал он брату. - Но рисование отвлекло бы меня от основного занятия, так что уж лучше не начинать».

Ван Гог настойчиво говорил себе «нет» на желание рисовать. Он твёрдо следовал выбранному пути стать священником и отправился в шахтёрский район Боринаж, чтобы читать там проповеди для шахтёров. Винсент старался спасти людей, попавших под завалы, беседовал с умирающими. Рвал на бинты остатки своего белья, покупал лампадное масло и воск. Не имея нималейшего представления о медицине, проповедник, которого все считали не от мира сего, помогал, казалось бы, безнадежно больным людям.

У Винсента не было ничего. Ни денег (материально ему помогал брат Тео), ни семьи (после Урсулы он не смотрел на женщин), ни дома. Близкие постоянно упрекали Винсента в том, что его проповедничество не приносит дохода, что он должен обзавестись семьёй и стать человеком, которого будут уважать не только за приближающиеся седины, но и за то, что он достиг положения в обществе.

Как ни странно, Ван Гог прислушался к упрёкам близких. И вновь начал поиски… Только теперь Винсент знал, что искать. Он твёрдо решил погрузиться в мир искусства и начать рисовать. И ради этого готов был терпеть любые лишения.

И вновь влюбился…

ТЕПЕРЬ единственный враг Ван Гога - собственная неопытность. Но, как говорил он сам, «где есть желание, там найдётся и выход». Постепенно Винсент знакомится с законами перспективы, осваивает различные техники рисования.

Он словно возрождается к жизни. И вновь влюбляется… Но ответа на свои чувства опять не получает: кузина Кее, которой он восторгается, бежит от его любви в Амстердам. Винсент едет за ней, рыдает и валяется в ногах её родителей. «Пусть Кее уделит мне столько времени, сколько я продержу руку в огне этой лампы», - произнёс он как-то и протянул руку в огонь… Но отец девушки вытолкал его, уже теряющего сознание от боли, на улицу.

Абсолютно потерянный, Ван Гог много размышляет, что же ему делать дальше, и ответ приходит сам собой: рисовать! Учиться у мастеров, не давать себе ни минуты отдыха, кроме времени на сон.

В Париже Винсент впервые встречает импрессионистов и понимает, что это его стиль. Но жить ему по-прежнему не на что. Его выручали только деньги Тео, перед которым он считал себя в неоплатном долгу. Многие картины, написанные Ван Гогом, были выполнены в двух экземплярах. Один Винсент оставлял себе, другой отсылал Тео, надеясь, что, когда эти картины обретут ценность, он таким образом расплатится с братом.

В Париже Ван Гог знакомится со своими кумирами: Моне, Сислеем, Дега, Писсарро. Он как губка впитывает всё сказанное и сделанное ими. О своём же творчестве Винсент довольно невысокого мнения, хотя считает, что, работая над собой, непременно добьётся больших успехов. «Зачем в нервах рвать рисунок, если он не получился? - рассуждал художник. - Если он неплох, можно его оставить. Если совсем никуда не годится, стоит оставить в память о том, как не нужно делать». Эти слова, казалось бы, принадлежат вполне рассудительному человеку. Однако увлечение живописью приобретает для Винсента опасные формы. Он может неделями жить лишь на табаке и кофе, окончательно подрывая этим собственное здоровье.

Приступы безумия

В НЕБОЛЬШОМ городке Арль, куда Винсент приехал в поисках очередных сюжетов для картин, он поселился вместе с Полем Гогеном. Художники делили одну мастерскую, что для Гогена было весьма удобно, а Ван Гогу давало возможность быть ближе к своему божеству - Гогеном он восхищался.

Но два художника в одной мастерской - взрывоопасная смесь. Ссоры по самым ничтожным поводам не заставили себя ждать. Что, впрочем, не мешало Винсенту и Полю проводить вечера в кафе за стаканчиком абсента. В один из таких вечеров Ван Гог швырнул стакан в голову Гогена. Тот успел увернуться, вывел друга из кафе, отвёл домой и уложил в постель.

Утром Ван Гог ничего не помнил. Но уже вечером пошёл бродить по городу с бритвой в руке и, увидев Гогена, набросился на него. Поль боялся проводить ещё одну ночь в столь опасном соседстве и отправился ночевать в первую попавшуюся гостиницу.

В 1990 году «Портрет доктора Гаше» был продан с аукциона Кристи за 82,5 млн. долл.

А Винсент, вернувшись домой, вдруг осознал, что в безумстве едва не покалечил друга, и обратил ярость на самого себя - отсёк себе ухо.

Это самый известный «результат» болезни великого художника. Но в будущем с ним случатся и более сильные и продолжительные приступы безумия…

Тео определил брата в больницу, где его лечили и доктор Рей, и доктор Гаше, чьи портреты потом написал Винсент. Приступов он боялся как огня. Опасался, что покалечит кого-нибудь из близких: брата Тео, его жену Йоханну или их новорождённого сына - Винсента Ван Гога-младшего.

И однажды художник понял, что не в силах больше бояться.

Его ждали дома к обеду и уже начали беспокоиться, почему Винсента так долго нет. Не произнеся ни слова, он быстрым шагом прошёл мимо близких в направлении своей мансарды. Когда родные поднялись к нему, они ужаснулись: Винсент был весь в крови. Оказалось, он пытался выстрелить себе в сердце, но промахнулся.

За его жизнь боролись несколько дней, но 29 июля 1890 года Винсент Ван Гог умер. Тихо, не произнеся ни единого слова. Ведь всё, что он мог сказать, он уже сказал. Своими картинами.

Почему Винсент Ван Гог отрезал себе ухо? Какова была точная природа его болезни? И почему он покончил с собой? Выставка «На грани безумия: Ван Гог и его болезни» в музее художника в Амстердаме впервые сфокусируется непосредственно на его состоянии здоровья. А во время сопутствующего симпозиума обсуждать симптомы и диагнозы знаменитого постимпрессиониста будут как искусствоведы, так и врачи.

Историю борьбы Ван Гога с болезнью расскажут приблизительно 25 картин и рисунков, которые художник сделал в последние полтора года жизни, а также множество документов и писем того периода.

Винсент Ван Гог. Натюрморт с тарелкой и луковицами. 01.1889, 50×64 см

Среди экспонатов будут не только произведения, принадлежащие Музею Ван Гога, но и несколько сокровищ, одолженных другими учреждениями. Например, это две картины, написанные после «инцидента с ухом» в 1888 году, — «Натюрморт с луковицами» из голландского музея Крёллер-Мюллер, а также портрет Феликса Рея, врача художника, из Пушкинского музея в Москве. Эта картина будет показана в Амстердаме впервые.

Винсент Ван Гог, «Автопортрет у мольберта» (1887)

Посетители смогут увидеть оригинальные письма и уникальные документы, которые до сих пор не выставлялись на публику. Среди них — полицейский протокол и петиция, подписанная в 1889 году жителями Арля, — в этом городе на юге Франции Ван Гог перенёс несколько срывов. Местное население обратилось к мэру с требованием принудительно поместить художника в психиатрическую клинику.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889, 64×53 см

В конце концов, Ван Гог решил добровольно переехать в приют для душевнобольных в Сен-Реми. Картины и рисунки этого периода, например, «Приютский сад» из Музея Ван Гога в Амстердаме, показывают его сражение с заболеванием и то, что работа стала для него единственным спасательным кругом.

Винсент Ван Гог. Приютский сад. 1889, 71.5×90.5 см

Заключительный раздел выставки содержит незавершённую картину «Корни деревьев», над которой 37-летний художник, по-видимому, работал 27 июля 1890 года — в тот день, когда он выстрелил себе в область сердца из револьвера.

Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с жнецом и солнцем. 06.1889, 72×92 см

У Ван Гога был зафиксирован ряд симптомов — галлюцинации, провалы памяти, непредсказуемое поведение по отношению к родным, друзьям и незнакомым людям. «Никто не мог жить с ним», — утверждает Стивен Найфле (Steven Naifeh), соавтор книги «Ван Гог: Жизнь», опубликованной в 2011 году. В течение всей жизни художник также страдал эпилепсией, биполярным и пограничным расстройствами личности.

Винсент ван Гог, «Маки и бабочки» (май 1889). Музей Ван Гога в Амстердаме

14 сентября Музей Ван Гога проведёт встречу экспертов, на котором международные медицинские светила и специалисты по Ван Гогу попытаются сформулировать диагноз живописца. Их выводы будут представлены на следующий день. Учёные также обсудят потенциальную роль, которую болезнь играла в его творчестве, сравнят её историю со случаями других художников.

«Ван Гог определённо страдал от некоторых психических заболеваний, усугублённых алкоголем, — говорит доктор Крамер, консультант выставки. — Что же касается эпилепсии, то во Франции того времени это был модный диагноз. Если у вас была икота, её тоже могли назвать эпилепсией».

Винсент Ван Гог. Пейзаж в сумерках. 06.1890, 50.2×101 см

Медицинское «увлечение» Ван Гогом прослеживается до его лечащего врача Феликса Рея, который утверждал, что держал ухо знаменитого пациента в банке в своём кабинете.

Стивен Найфле заметил, что многие врачи пытались поставить диагноз Ван Гогу, чтобы удовлетворить собственные амбиции. Он приводит некоторые маловероятные, по его мнению, предположения, сделанные на протяжении многих десятилетий. Один из них — острая перемежающаяся порфирия, то есть нарушение обмена веществ, которое может вызывать галлюциногенный бред. Это заболевание, предположительно, было причиной приступов безумия британского короля Георга III.

Другим примером является болезнь Меньера — заболевание внутреннего уха, при котором накопившаяся в нём жидкость влияет на ориентацию тела в пространстве и сохранение равновесия. Сторонники этого диагноза утверждают, что Ван Гог отрезал себе часть уха для того, чтобы прекратить шум в ушах — отличительный признак этого заболевания.

Эмиль Шуффнекер, копия картины Винсента ван Гога «Автопортрет с перевязанным ухом» (1892 — 1900)

Сам биограф считает, что Ван Гог страдал от комбинации височной эпилепсии (неврологического расстройства, вызывающего изнурительные припадки) и биполярного расстройства. Кроме того, Стивен Найфле уверен, что это состояние усугубляли абсент, который пил художник, и ртуть, которой он, возможно, лечил сифилис.

Выставка «На грани безумия: Ван Гог и его болезни» в Амстердаме откроется 15 июля и будет работать до 25 сентября.




Top