1 денис иванович фонвизин недоросль. Д.И

Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

    Оценил книгу

    Итак, перечитала. В общей сложности раз в пятый, но после большущего перерыва.
    То, что я сейчас перечитываю классику упоенно и с благоговением, - даже писать не буду, и так уже об этом на каждом углу говорю:))
    Но вот что могу сказать непосредственно о самом "Недоросле".

    Для меня это стало легким приятным чтением, вызывающим восторженный смех в смешных ситуациях, внутренние аплодисменты в моментах сатирических и... легкое разочарование в моментах "серьезных".
    Нет-нет, всё в точку: и о семье-браке, и о патриотизме-службе, а о чиновничьем мире - ну просто как нельзя метко и актуально (все-таки я сама только-только "выбралась" из мира чиновников, знаю, что ничего не изменилось).
    НО! Но именно сейчас я подумала, что современному читателю слишком режет глаз явное морализаторство Стародума, Правдина, даже Милона.

    Странно, раньше, читая эту комедию, всё воспринимала более гармонично - сейчас же, видимо, смотрела на текст глазами современных подростков и понимала, что нет, не пойдет у них.

    И правда - не пошлО (в том числе и у сильных учеников). Пришлось комментировать, объяснять, включать презентации, фрагменты радиоспектаклей и прочее - чтоб хоть как-то разложить по полочкам и сделать для них более понятным их же собственное восприятие данной пьесы.

    Оценил книгу

    Читала по школьной программе,произведение понравилось,очень многому учит...Автором комедии Недоросль является Фонвизин Дмитрий Иванович. Комедия состоит из пяти действий, которые происходят в деревне Простаковых. Герои комедии – это Простаков, его жена, их сын Митрофан, недоросль. А так же – брат Простаковой, Скотинин; семипорист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман; Стародум, его племянница Софья; Милон. Первое действие начинается с момента, где портной примеряет на Митрофана узкий для него кафтан..... На протяжении всей комедии Фонвизин выявляет скотскую сущность Простако­вой и ее родственников: то прямо обличает их поступки, то заставляет Стародума, Прав­дина и Софью тонко иронизировать над ними, то с лукавым юмором принуждает этих невежд самих разоблачать себя. Так, Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадает в ловушку Стародума и Правдина. Он соглашается, что его пращур был со­здан Богом несколько раньше Адама, то есть в то время, когда были созданы скоты. Даже Вральману и то казалось, что, живя с господами Простаковыми, он «фсе с ло­шадками». Этим людям нечем прикрыть свое невежество и скотоподобие. Когда Про­стакова надевает маску приличия, намереваясь показать доброе гостеприимство свое­го дома и достоинства Митрофана, у нее ничего не получается. Играя в благородство с Софьей, Стародумом, Правдиным, она постоянно срывается. Где ж ей знать, что такое истинное благородство. Несоответствие маски и лица и нелепо, и смешно. Когда же Простакова бранится, как уличная торговка, это уже не так смешно, потому что жаль ни в чем не повинных людей. И уж совсем не смешно, а скорее страшно от мысли, что невежественные, грубые и жестокие крепостники готовят себе достойную смену. Ведь недаром комедия называется «Недоросль».

    Оценил книгу

    Произведение, которое, вероятно, является одним из самых известных среди школьников. Ну, по крайней мере у людей моего поколения оно точно поселилось в памяти со школьной ещё скамьи (опасаюсь, что вдруг Фонвизина теперь в школах не проходят и только лишь снисходительно упоминают на каких-нибудь обзорных уроках о русской литературе образца XVIII века, а потому и фамилия автора может вдруг оказаться страннозвучащей и незнакомой - фон Визин).

    Действующие лица комедии все до одного сплошь типажи. О чём недвусмысленно говорят уже их фамилии - Вральман и Правдин, Скотинин и Старостин, Милон и Простаковы, Цыфиркин и Кутейкин... Да и имена персонажей выбраны автором таким образом, что, будучи прибавленными к фамилии, дают нам почти законченный портрет. А когда мы начинаем читать реплики героев комедии и проникаемся уже их речевыми особенностями, то картина возникает такой силы цветности, яркости, насыщенности, контраста и всех прочих цвето-световых характеристик, что не допускает никакого двойного толкования.

    Говорить о том, что мы имеем дело с проблематикой именно того времени - а на дворе конец XVIII в. - наверное нет никакого смысла. Однако мощь поднятых проблем и точность литературной формы такова, что многие моменты напрямую тянутся в наш благословенный XXI век. А отдельные фонвизинские фразы попросту выпрыгнули из текста комедии и живут своей собственной вполне самостоятельной и независимой от автора жизнью - кому из нас не знакомы выражения типа "тришкин кафтан", "не хочу учиться, а хочу жениться", "начинаются чины - перестаёт искренность"!

    Конечно, комедия по нынешним временам чересчур прямолинейна и изрядно морализаторская. Однако, сбросив с себя налёт современного скепсиса и высокомерия, с удовольствием отдаёшься воле автора и погружаешься вглубь веков и в тёмные недра человеческой глупости и мудрости, скудоумия и жестокости, высоконравия и всего того, о чём теперь напрямую писать уже как-то не принято и не модно. А если посмотреть фильм или хотя бы послушать аудиоспектакль, так и вообще удовольствие несравненное.

Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».

Главные герои

Госпожа Простакова - жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.

Простаков Митрофан - сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).

Правдин - постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.

Стародум - человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.

Софья - честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.

Милон - жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.

Скотинин - родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Другие персонажи

Простаков - муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.

Еремеевна - няня Митрофана.

Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) - учителя Митрофана.

Тришка - портной, слуга Простакова.

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.

Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Заключение

Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.

Тест по комедии «Недоросль»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 8838.

Комедия Фонвизина «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем в 1782 году, во времена правления Екатерины Второй. Эта пьеса, состоящая из 5 действий, в свое время стала настоящим прорывом и важным шагом в развитии не только русской драматургии, но и всей литературы в целом. Этап правления Екатерины II (Великой) ознаменовался в России господством расцвета науки и культуры, а идея просвещения дворянства как правящего класса, позаимствованная ею у французов, казалась слишком смелой. Известно, что сама императрица Государства Российского была женщиной весьма неглупой, вела увлекательные переписки с Вольтером и Дидро, а посему являлась ярой поборницей всех инновационных идей, существующих в мире, в числе которых, в те времена, было и образование. В какой-то степени она явилась продолжательницей идей Петра I, который и вовсе запретил дворянам-недорослям (подросткам) жениться и занимать государственные должности без образования. Данные реформы с трудом приживались в российском обществе, таким образом, Фонвизину, в комедии «Недоросль», удалось с тончайшей иронией изобразить все заблуждения и отрицательные моменты увлекательного исторического процесса образования и окультуривания дворянства.

«Недоросля» читать довольно непросто, так как написана пьеса в лучших традициях классицизма и с соблюдений всех литературных традиций той эпохи. Поэтому современному читателю, стиль повествования может показаться тяжелым для восприятия, но к тексту быстро привыкаешь, и затем просто наслаждаешься непревзойденным юмором произведения.

Пьеса делится на 5 действий, которые в свою очередь, разбиты на маленькие сцены – явления. Поскольку книга написана с соблюдением всех стилистических рамок классицизма, автор использует в тексте, так называемые, «говорящие» фамилии, на примитивном уровне разделяя персонажей на «плохих» и «хороших». Правдин, Милон, Стародум и Софья – положительные герои, а Скотинин, Простаков, Митрофан – отрицательные. Таким образом, Правдин, например, закономерно становится олицетворением морали, а Скотинин – фальши.

Глупая помещица Простакова вместе с сыном-недорослем Митрофанушкой – олицетворение целой эпохи, в которой идеалы и принципы дворянства зиждились на низких моральных устоях, жадности, необразованности и слепой власти, а не на вдумчивом и мудром правлении и хозяйствовании. Основная тема рассказа «Недоросль», к сожалению, остается актуальной и в наше время. Властью обладают не достойные, а изворотливые, не умные люди, а те, кто возвел хитрость и двоедушие в ранг искусства.

Рассмотрим комедию "Недоросль" (краткое содержание по действиям). Ее автор - Фонвизин Денис Иванович. Первая постановка этого произведения состоялась в 1782 году.
Действие первое

Явление 1
"Недоросль" (краткое содержание по действиям") начинается тем, что г-жа Простакова осматривает кафтан на Митрофане, ругает портного Тришку, который сшил его не так, и велит Еремеевне позвать его.
Явление 2
Г-жа Простакова продолжает ругать Тришку. Тот, оправдываясь, говорит, что для того, чтобы шить хорошо, нужно сначала научиться этому. Простакова в бешенстве - Тришкины оправдания она называет "скотскими рассуждениями".
Явление 3
Появляется Простаков. Простакова спрашивает мужа, что он думает по поводу сшитого кафтана. Простаков запинается от робости, ничего толком ответить не может - боится гнева супруги. Простакова: "Вот каким муженьком наградил меня Господь..."
Явление 4
Появляется Скотинин. Разговор опять идет о кафтане. Скотинин считает, что кафтан "сшит изряднехонко".
Простакова велит Еремеевне накормить Митрофанушку, на что та отвечает, что Митрофанушка уже "пять булочек скушать изволил". Простакова набрасывается на Еремеевну - неужели няньке жаль для детя шестой булочки. Нянька говорит, что вечером Митрофанушка съел очень много и "протосковал до самого утра". Простакова с тревогой спрашивает сына, что с ним случилось. Тот отвечает, что "ночь всю така дрянь в глаза лезла" - то матушка мерещилас, то батюшка. Митрофанушке снилось, что матушка бьет батюшку, и ему стало жаль Простакову: она себе все руки отбила, пока била мужа. Митрофан с Еремеевной отходят.
Явление 5
Скотинин спрашивает, где его невеста, говорит, что ей пора сказать, что она выходит за него замуж. Речь идет о Софье. Простаков говорит, что они поступили с этой девушкой, как с сироткой. Она была еще маленькой, когда умер ее отец, а затем и мать. Господин Стародум, ее дядюшка, поехал в Сибирь, и о нем уже несколько лет ничего не известно. Он считается покойником. Далее Простаков говорит, что так как эта девушка осталась одна, они решили ее взять в свою деревню, а над имением ее надзирают, как над своим.
Скотинин хвалится тем, как умеет вести хозяйство. Любой убыток этот человек покрывает за счет своих крестьян. Простакова просит научить и ее этому мастерству, так как она уже отобрала у своих крестьян все, что было. Скотинин говорит, что обязательно научит, только вначале пусть женят его на Софье, так как ему нравятся принадлежащие ей деревни. Там, в деревнях Софьи, Скотинин планирует развести свиней, поскольку он их очень любит.
Явление 6
Появляется Софья с письмом в руке. Сообщает, что ее дядюшка Стародум жив, приехал недавно в Москву. Г-жа Простакова не верит, что Стародум жив. Она отбирает у Софьи письмо, при этом возмущается, что "девушки грамоте умеют". Простакова подозревает, что письмо от какого-нибудь офицера. Софья предлагает ей прочесть письмо, но та не умеет читать и говорит, что она "не так воспитана". Простакова говорит, что придет Митрофан и прочтет письмо. Она рассказывает о том, что ее сын уже четыре года учится. Для обучения грамоте к нему ходит дьячок Кутейкин. Цыфиркин, отставной сержант, учит его арифметике. По-французски и различным наукам обучает Митрофана немец Адам Адамыч Вральман. Все они не очень-то нагружают своего ученика.
Явление 7
Появляется Правдин. Читает по просьбе Простаковой письмо. Из письма становится известно, что Стародум решил сделать Софью наследницей своего состояния. Простакова сразу бросается обнимать Софью и говорит, что лучшей невесты для Митрофана, чем она, Софья, и не надо. Уводит Софью для того, чтобы поговорить наедине.
Явление 8
Слуга сообщает Простакову, что в их деревню пришли солдаты. Простаков и Правдин отходит.
Действие второе ("Недоросль", краткое содержание по действиям)

Явление 1
Правдин и Милон встречаются. Они старые знакомые. Правдин говорит, что он "определен членом в здешнем наместничестве". Он восхищается наместником, считает его человеком справедливым, который выполняет "самые человеколюбивые виды вышней власти". Правдин сообщает, что живет здесь уже три дня и характеризует Простакова как дурака, а его жену - фурию с адским нравом. Милон говорит, что уже через несколько часов должен уезжать отсюда. Милон рассказывает, что влюблен и его чувство взаимно, но не знает, где находится в данный момент его любимая, и он ищет ее. Милон видит входящую Софью и говорит, что это и есть его возлюбленная.
Явление 2
Софья и Милон радуются встрече. Софья жалуется, что за время разлуки ей пришлось перенести немало бед, в частности от родственников. Она говорит о том, как подхалимски стала вести себя Простакова, узнав о решении Стародума. Софья говорит, что Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Девушка передает Милону те слова, которые сказала Простаковой, - что ее судьба зависит от воли Стародума, что он обещал сам приехать в своем письме.
Явление 3
Приходит Скотинин. Он говорит, что его сестра наскоро отправила его назад, в свою деревню. Сообщает, что Простакова хочет женить его. Скотинин говорит Софье, что она будет жить с ним припеваючи. Он хочет выкупить на деньги девушки всех свиней. Правдин говорит, что Простакова хочет теперь Митрофана на Софье женить. Скотинин грозит при встрече Митрофанушку побить.
Явление 4
Появляются Митрофанушка с Еремеевной. Та уговаривает Митрофана поучиться "хоть немножко". Скотинин подзывает Митрофанушку к себе. Вначале угрожает ему, но тот не может понять, в чем провинился. Затем Скотинин спрашивает племянника, хочет ли тот жениться. Когда Митрофан отвечает, что хочет, Скотинин бросается на него. Еремеевна заступается за сына Простаковой.
Явление 5
Появляются оба Простаковых. Мать Митрофана заводит разговор с Милоном и Правдиным, жалуется, что муж ее - рохля и ей одной приходится вести хозяйство: "то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится". Простакова льстиво говорит о Стародуме. Правдин замечает, что то, что в нем называют грубостью, угрюмостью, - это следствие его прямодушия. Простакова замечает, что вся надежда ее жизни - сын, которого она готовит в люди.
Появляются Кутейкин и Цыфиркин - учителя Митрофанушки. В Цыфиркине Милон узнает отставного солдата своего гарнизона. Цыфиркин говорит Милону, что уже третий год пытается обучить Митрофанушку дробям, но безуспешно. Кутейкин сообщает о себе, что недоучился в семинарии, так как "убоялся бездны премудрости".
Явление 6
Г-жа Простакова просит Митрофана прочитать заданное. Тот не читает, жалуется на дядюшку, говорит, что тот его хотел побить. Простакова ругает Еремеевну за то, что та не заступилась за сына. Еремеевна оправдывается. Простакова и Митрофан уходят. Кутейкин жалеет Еремеевну, спрашивает, как платят ей за ее работу. Еремеевна: "По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день".
Действие третье

Явление 1
Правдин и Стародум сердечно приветствуют друг друга. Стародум говорит, что получил хорошее воспитание, которое ему дал отец. Отец его непрестанно повторял, что нужно иметь душу, сердце, и тогда будешь человеком в любое время. Стародум рассказывает, как он служил и воевал. Он замечает, что чины часто выпрашиваются, а настоящее почтение необходимо заслужить. После отставки Стародума приглашают ко двору. Но придворная жизнь его не устраивает. Он решил, что лучше жить у себя дома, чем "в чужой передней".
Явление 2
Появляется Софья. Стародум объясняет причину своего приезда: он узнал о том, что Софья живет здесь против своей воли. Стародум признается, что только эта девушка - утешение в его старости, и он должен опекать ее. Он говорит, что в Сибири сделал большое состояние и Софья теперь может выбирать жениха даже бедного. Девушка отвечает, что воля Стародума для нее - закон. Тот говорит Правдину, что не наличие денег определяет, хорош ли человек. Слышен шум.
Явление 3
Появляются дерущиеся Простакова со Скотининым и Милон, который разнимает их. Стародум смеется, глядя на дерущихся, говорит, что еще ничего смешнее не видел. Простакова напускается на Стародума. Говорит, что дерется потому, что Скотинин обидел ее сына.
Узнает, что перед ней дядя Софьи, и сразу меняет тон, называет Стародума "отцом родным", что на него вся надежда.
Явление 4
По зову Простаковой является Еремеевна. Простакова говорит, что звала Палашку. Еремеевна отвечает, что та заболела, у нее жар. Простакова в ярости: "Бредит, бестия! Как будто благородная". Она суетится из-за приезда важного гостя.
Явление 5
Простакова, Простаков и Митрофан лезут обниматься к Стародуму. Представляются. Ведут себя раболепно. Стародум говорит Софье, что завтра уезжает с ней в Москву. Простакова обескуражена известием. Стародум говорит, что у него есть на примете жених для Софьи. Милон и Софья поражены. Стародум говорит Софье, что она сама вольна в своем выборе. Скотинин начинает хвалить сам себя в надежде, что девушка выберет его. Простакова же описывает достоинства своего сына. Она говорит, что они не жалеют денег, чтобы его учить, что он целыми сутками не встает из-за книги. Представляет учителей Митрофанушки. Стародум говорит, что не в состоянии оценить достоинства ее сына, и уходит отдыхать после дороги.
Явление 6
Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою жизнь. Жалуются на Митрофана, которому учение не дается. Приходят к выводу, что им мешает заниматься с недорослем Вральман. Решают проучить немца.
Явление 7
Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы "для вида". Митрофан произносит знаменитую фразу: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин пытается вести урок, но Митрофан грубит, а Простакова заступается за сына. Решение задач так и не увенчалось успехом. Урок с Кутейкиным также бесплоден.
Явление 8
Появляется Вральман, который начинает говорить, что ребенка хотят уморить эти учителя. Простакова соглашается с ним и отпускает Цыфиркина и Кутейкина. Вральман всячески убеждает Простакову, что Митрофанушка и без этой учебы молодец. Госпожа благоволит Вральману: он умеет сказать то, что ей будет приятно слышать. Он говорит, что Митрофан сумеет и свет посмотреть, и себя показать и так.
Явление 9
Кутейкин и Цыфиркин подкарауливают Вральмана. Ругаются с ним, а потом набрасываются на него с побоями.
Действие четвертое

Явление 1
Софья ожидает Стародума, читает книгу, размышляет.
Явление 2
Стародум появляется. Он дает Софье советы, что нужно уметь различать людей. Стародум говорит, что люди завидуют не только знатности и богатству, но и добродетели. Он призывает Софью слушать свою совесть, которая остерегает человека прежде чем судья наказывает. Благонравие дает цену уму. Умный человек без него - чудовище.
Явление 3
Приходит камердинер и подает письмо из Москвы Стародуму.
Явление 4
Стародум размышляет, что не знает Милона, но если дядя говорит, что это честный человек, то он может стать женихом Софьи.
Явление 5
Стародум говорит Софье, что письмо, по большей части, для нее - речь идет, возможно, о ее будущем муже.
Явление 6
Появляются Милон и Правдин. Правдин представляет Стародуму Милона. Выясняется, что это тот самый молодой человек, про которого говорилось в письме, адресованном Стародуму. Стародуму Милон нравится, и он рад, что Софья выбрала именно его.
Явление 7
Появляется Скотинин.Он настаивает на том, чтобы Софья вышла за него. Стародум смеется над ним.
Явление 8
Появляются Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна. Митрофан демонстрирует свои "успехи" в учебе. Он говорит, что "дверь" - имя прилагательное, так как приложена к своему месту. А та дверь, которая стоит у чулана еще не навешена, - еще существительна.
Сама Простакова науки считает занятием пустым и бесполезным - "без наук люди живут и жили".
Явление 9
Г-жа Простакова спрашивает у Стародума, жених ли Митрофан Софье. Тот отвечает, что нет и что она уже сговорена. Простакова решает насильно выдать Софью за Митрофана.
Действие пятое

Явление 1
Правдин показывает Стародуму пакет, пришедший накануне. Стародум отвечает, что у него теперь есть способ прекратить бесчеловечье Простаковой. Правдин и Стародум говорят о том, что государь, достойный престола, должен возвышать души подданных. Слышится шум.
Явление 2
Софья бросается к Стародуму с просьбой о защите - ее пытались насильно увезти. Еремеевна признается, что собирались обвенчать Софью с Митрофанушкой.
Явление 3
Простакова и Митрофан просят прощения у Стародума.
Явление 4
Стародум говорит, что прощает помещицу. Простакова угрожает всем своим слугам расправой - те были нерасторопны в деле похищения. Правдин говорит, что именем правительства приказывает собрать крестьян и людей для объявления приказа о том, что за бесчеловечье помещицы Простаковой правительство повелевает ему принять в опеку деревни и ее дом. Простакова считает, что это гибель для нее.
Явление 5
Г-жа Простакова никак не может прийти в себя - она теперь не хозяйка в собственном доме. Говорит, что у нее много долгов - еще не доплачено учителям. Зовут учителей.
Явление 6
Стародум узнает в учителе географии Вральмане своего бывшего кучер. Отдают долги учителям. Вральман снова нанимается кучером к Стародуму.
Явление 7
Камердинер сообщает, что карета готова.
Явление последнее
Стародум прощается с Правдиным. Собираются уезжать. Г-жа Простакова говорит сыну, что он у нее один остался. Митрофан отвечает: "Да отвяжись, матушка". Затем Простакова падает в обморок.
На этом завершается "Недоросль" (краткое содержание по действиям).

Использованы материалы книги: Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО "Дом Славянской книги", 2015




Top