10 самых известных картин мира. Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира

Санкт-Петербург. Элегантные интеллектуалки
SmartNews составил портрет петербурженки

Красота российских женщин известна во всем мире. Образы россиянок так же разнообразны, как и национальный колорит нашей большой страны. И различия эти не только во внешности, но и в характере, на формирование которого повлияли уклад жизни, религия и культура. SmartNews выбрал индивидуальные черты жительниц России от Калининграда до Сахалина.


Жительницы Северной столицы всегда отличались хорошим вкусом, были образованны и блистали в высшем обществе. Образы роскошных светских дам эпохи Екатерины II, нежных дев Серебряного века и уверенных, эмансипированных ленинградок навсегда остались в литературе и живописи. Как сейчас выглядит современная жительница Северной столицы, выяснил SmartNews. Петербург стал одним из самых привлекательных городов для девушек из разных российских регионов. Ежегодно сотни представительниц слабого пола пополняют студенческие ряды, многие из которых так и остаются жить в городе на Неве. Понять, кто перед вами — коренная петербурженка или приезжая барышня из Владивостока, становится все сложнее. Между тем социологи отмечают, что некоторые отличные черты все-таки свойственны жительницам Северной столицы. Впрочем, и девушек, которым удается удачно влиться в петербургскую культурную среду, легко можно назвать петербурженками.

Экспертное мнение

— Если говорить об образе петербуженки, то можно отметить, что классическое представление о жительнице Северной столицы в целом не изменилось. Это в первую очередь высокий культурный уровень и образованность. Конечно, девушки со средним образованием мало чем отличаются от жительниц другого региона. Но во многом эта тенденция сохраняется, и среда, в которой они находятся, этому способствует.
Роман Могилевский, социолог


Между тем современные тенденции не обошли стороной жительниц северного мегаполиса. Все больше петербурженки ориентируются на образ и ритм жизни жительниц Европы. Впрочем, Петербург, как самый европейский российский город, всегда оглядывался на своих соседей.


Участница «Твидового велопробега — 2013» в Санкт-Петербурге


Экспертное мнение

— В петербурженках сегодня очень сильно проявляется стремление к карьерному росту. Различные исследования показывают, что сейчас многие девушки на первое место ставят образование, хорошую работу, независимость, саморазвитие. Семья также важна, консервативные взгляды, когда муж, дети, дом находятся в приоритете, никуда не исчезли, но многие их все-таки отодвинули на второй план.
Роман Могилевский, социолог


Женская эмансипация сегодня мало кого может удивить. Уверенная и успешная в себе женщина нередкое явление. Между тем петербурженкам удается совмещать в себе новые веяния и традиционные черты.

Экспертное мнение

— Горожанкам удалось сохранить признаки петербургского стиля. В первую очередь это проявляется в языке. Любая просьба, например, сопровождается «спасибо», «пожалуйста», «не могли бы вы» и так далее. В петербурженках очень ярко проявляется любопытство и интерес ко всему окружающему. Большинство петербуженок ведут очень насыщенный досуг — это и выставки, и театры, и концерты. Выезжая за границу, можно легко определить петербурженку по какой-то особой, стильной манере поведения.
Роман Могилевский , социолог



— Петербуженки, как мне кажется, искренне интересуются своим городом. Все, кого я знаю, очень хорошо ориентируются, хотя всякое бывает. Еще петербурженки не любят метро, можно сказать, им просто лень туда спускаться, и многие предпочитают передвигаться на велике или ходить пешком. Кстати, петербурженки очень гостеприимные. Может, это оттого, что в Северную столицу едут люди со всей России и даже со всего мира, поэтому они уже привыкли принимать гостей.
Кира , жительница Петербурга



Экспертное мнение

— Я бы отметила определенную сдержанность в характере. Петербурженка не будет устраивать сцен, заламывать руки или посылать подальше. Конечно, есть и такие горожанки. Но если говорить о женщинах, получивших классическое образование, различающих Михайловский и Мариинский театр, знающих историю своего города и много чем в жизни своей интересующихся, то бурные страсти не для них. Все-таки у нас северный город, и он также оказывает свое влияние. Девушки стараются прятать свои эмоции и чувства под толстыми шарфами и пледами. Понять, что о вас думает петербурженка, не всегда легко. Это не лицемерие, а, скорее, соблюдение дистанции и определенная формальная вежливость. Петербурженок также отличает настойчивость, не будучи таковой, в северном городе сложно жить. Они активны, и часто эту активность приходится, скажем так, вырабатывать. В городе, где так мало солнечных дней, сложно иногда заставить себя что-то делать. И петербурженки очень ухоженные женщины. Большинство следят за своей внешностью, фигурой — новинки косметологии и спортзалы в этом городе востребованы в большом количестве.
Анна Ионова , психолог



Велопробег в Петербурге. Местом встречи назначили площадь Искусств


Впрочем, как известно, по уму только провожают, а вот встречают по одежке. Как оказалось, и в этом плане жительницы города на Неве отличаются от других.

— Петербург — город особый со своим колоритом и фантастической аурой — те, кто живут в этом городе, с раннего детства наслаждаются живописью в Эрмитаже и Русском, гуляют по Летнему саду, Петропавловке, набережным, а каждое лето катаются по рекам и каналам на кораблике. То, что нас окружает, не может не влиять на нас, поэтому у петербуржцев чуть более тонкий вкус, чем у жителей других городов, более тонкое восприятие цвета. Петербуржцы не любят резких сочетаний, безумного эпатажа и открытых ядовитых цветов, петербуржцы привыкли к сложной палитре цвета. Мода петербуржцев интеллектуальна — мы же продолжаем традиции Петра I и Ломоносова. Сложные сочетания — необычные линии кроя, интересные силуэтные решения, обязательно аксессуары.
Ася Когель , дизайнер Модного Дома KOGEL



— Все петербурженки разные. Вообще я не считаю, что они чем-то сильно отличаются от жительниц других регионов, по крайней мере, я этого не замечал. От китаянок, может, и отличаются, а вот от москвичек и екатеринбурженок вряд ли. Хотя девушки из Екатеринбурга очень жесткие карьеристки, у них это проявляется даже больше, чем у москвичек. А петербурженки более романтичные, чем москвички. Ну и, конечно, наших девушек отличает высокий уровень образования.
Антон , житель Петербурга


Что касается внешности коренных жительниц, то Петербург настолько всеобъемлющий город в плане национальностей, что очень сложно говорить о каких-то конкретных чертах.

Экспертное мнение

— Если мы, например, обратимся к европейскому типу внешности, то таким образом мы отрежем восточную часть, которая также является нашим наследием. Но все-таки Северная столица — больше европейский город, и если рассматривать классический образ петербурженки, то это будет девушка с правильными чертами, овальной формой лица, миндалевидными глазами, аккуратным носом и аккуратными губами. Если же брать в целом образ, то есть и внешность, и стиль в одежде, то его можно обозначить как интеллигентный авангард.
Александра Карпова , петербургский стилист

Из комментариев

— А я вот не вижу ничего странного в том что в петербурженках сегодня очень сильно проявляется стремление к карьерному росту. Невозможно всегда находиться в состоянии дамы в стиле поэзии серебряного века. Нужно успевать за современными тенденциями развития общества.
Артем Карпенко
-------

— Очень приятные и красивые слова о таких замечательных петербургских женщинах.
Никита Березин
-------

— Петербурженки отличаются от москвичек. Чем? К сожалению, не смогу четко всего сформулировать.

Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге, так вышло, что в Москве у меня много друзей и просто знакомых. С их слов я отличаюсь сильно, но в то же время неуловимо. Что касается образования, то в Москве девушек с одним или более вышним образованием очень много, так что здесь различия нет. Очень сильно бросается моя манера всегда добавлять «спасибо», «пожалуйста», «не могли бы вы» и так далее (с). К тому же в последнюю поездку (пару недель назад), мне сказали, что я выгляжу здесь чужой. Просто выделяюсь из толпы. Чем? Никто не смог объяснить.

Самой же достаточно сложно это увидеть, так как любой человек, я отношусь к себе предвзято.
Катерина Соколова


Ольга Першина, Никита Березин, Артем Карпенко,
Катерина Соколова, Анастасия Савельева

SmartNews, 3 октября 2013

Между тем специалист по этнодемографии и генеалогии И. В. Сахаров утверждает, что «коренному населению города в целом, потомственным петербуржцам, к каким бы этническим группам или религиозным общинам они ни принадлежали, оказались присущи особый петербургский дух, своеобразный петербургский менталитет, специфическое мироощущение». Увы, полагает исследователь, после революции «сложившийся здесь мир «Европы в миниатюре» был безжалостно уничтожен, общеевропейский дух сломлен, и о них стали напоминать лишь внешняя архитектурная оболочка да немногие пережившие революцию, массовые репрессии и блокаду коренные петербуржцы – уцелевшие носители добрых старых культурных традиций».

В ХХ веке произошли три самых больших спада численности населения Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга. Так, за годы Гражданской войны, с 1917-го по 1920-й, количество жителей города упало с 2,5 миллиона до 720 тысяч человек. За период Ленинградской блокады - с 3,4 миллиона до 560 тысяч. И, наконец, население Петербурга значительно сократилось после распада Советского Союза, правда, уже не в таких масштабах: с 5 миллионов в 1990 году до 4,8 миллиона в 1996-м. Кто-то эмигрировал за рубеж, кто-то уехал искать лучшей доли в других регионах страны. Всякий раз восстановление численности населения происходило за счет мигрантов.

Согласно работе исследовательницы Н. И. Гайдуковой, к началу 90-х годов прошлого столетия состав населения Ленинграда был таков: родились в городе 52% жителей, приехали туда до войны 4%, после войны – 44%. Что же касается коренных жителей в полном смысле этого слова, то есть тех, у кого и мать и отец родились в этом городе, на тот момент их оставалось не более 10%.

Итак, современные петербуржцы являются в основном мигрантами или же потомками мигрантов. Хотя все-таки сохранился небольшой процент тех, у кого несколько поколений предков родились и выросли в Петербурге.

Тестов и опредлителей на принадлежность к коренному населению СПб множество. Предлагаю свой текст на основе своих наблюдений и жизненного опыта. Думаю, что будут читать люди вменяемые и поймут правильно. Особо нервных близко к сердцу ЭТО прошу не принимать

Коренной потомственный житель Санкт-Петербурга - это такая особая порода людей, отличных не только от среднего россиянина, но и от местного жителя недавнего розлива. Среди коренных потомственных санкт-петербуржцев действительно много потомков исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами, вросли в генетику и неизменяемы. Потому их сравнительно легко отличить от некоренных жителей. Это может быть полезно знать приезжающим в город для правильной ориентации. Надо сказать что по привычкам к жителям Санкт-Петербурга всегда было близко русскоязычное население Прибалтики в первую очередь потому что составлялось оно там из засланных военных семей(по-местному - оккупантов) чье происхождение часто вело в тот самый Санкт-Петербург.

Какие же это отличия? Коренной житель Санкт-Петербурга

1) НЕНАВИДИТ и никогда не употребляет слово "Питер" и питерцы. Он будет публично стыдить того человека, кто так говорит. Надо говорить "Санкт-Петербург" и даже "лениниградцы" лучше чем "питерцы", поскольку это слово пролетарских окраин

2)чисто внешне питерского жителя вычислить на улице легко по невзрачной, затертой одежде(ее быстро затирают в давке общ. транспорта). Обувь питерского жителя выглядит всегда лучше чем одежда. Ботинки начищать(пусть и старые) он будет постоянно и ежедневно на автопилоте. А также кроссовки, кеды и наглаживать стрелки на старые драные джинсы. Одежда сэконд-хэнд не считается моветоном,это местный вид "спортивной охоты" иногда ради процесса. Удачливым "охотникам" завидуют независимо от соц. статуса. Хотя не всегда хватает времени на это удовольствие

4) в магазине его легко отличить потому что он ВСЕГДА

* покупает ржаной хлеб(а не дарницкий как все приезжие) и городской соленый батон(с отрубями, овсом и пр. полезными добавками), а не пухлый сладкий огромный нарезной. При этом говорит всегда "булка" "булка хлеба", а не "белый хлеб", "батон"

* не ест импортных шоколадок, но только горький или пористый фабрики им. Крупской

* как гарнир к мясу, рыбе предпочитает рис. Может есть его годами каждый день. Никогда не ест рис в сладких кашах и макароны с сахаром. Способен порвать отношения с человеком, употребляющим макароны с сахаром.

*любит неизвестную никому в стране рыбу корюшку, слагает о ней легенды что она из семейства лососевых. Цена на эту посредственную мелкую рыбку растет каждый год вне всяких разумных пределов и уже превышает цену на самые дорогие сорта рыбы

* препочитает пиву - водку, портвейн, коньяк и собак - собачкам и кошкам. Нередок алкоголизм. Пиво - напиток простонародья, селян. Питерский житель не пьет его даже с похмелья. Большое количество пивзаводов и любителей пива в Питере - это как раз промысел и привычки "понаехавших тут"

Любовь к собакам и их обилие в домах, аллеях, дворах и того, что после них остается - это особая, отдельная песня о Петербурге. Способен на разрыв отношений с человеком не любящим собак, а уж если не понравилась его личная собака, то враг нажит навсегда

Слова "понаехали тут" употребляет легко и непринужденно, если его правила нарушают или права ущемляют. Никогда не скажет их приезжему, принявшему и соблюдающему коренные правила жизни.
Будет делать вид или искренне считать его местным жителем, получающим право говорить на нарушителей "понаехали тут"

При этом конечно остается неизменным всегда обращение к женщине любого возраста и соц. статуса "дама", а не "женщина", "девушка" или "сударыня"

Немного жадноват и прижимист. Любит экономить, чтобы потом купить(в драных джинсах) самые дорогие сигареты, вино, коллекционную вещь или парфюм.

И наконец.Он никогда не бывает олигархом. У любого, кто притворяется коренным питерцем и олигархом если чуть глубже копнуть, то обнаруживается бабушка из Чутовки Полтавской губернии, живущая в прикупленной ей квартирке в спальном районе. Девушкам, мечтающем о потомственном аристократе-олигархе лучше эту чушь из головы выкинуть и переориентироваться на ушлого мужичка из провинции, у него больше шансов оказаться олигархом.
Поэтому современным девушкам(в том числе и коренным) коренной питерский мужчина понравиться не может, потомства не оставит и вскорости этот вид вымрет со всеми своими особенностями и недостатками.


- Если при виде разводящегося моста вы говорите не: "Ух ты...", а "Блиииииииииин..." Ну, это автомобилисты так говорят. Я, как пешеход, найду где погулять. Так, чтоб догулять до другого моста как раз к моменту его сведения.
- Питер для тебя родной, если: - ты знаешь, что такое "ротонда" и "поребрик"; Про ротонду была не уверена. Но оказалось, что правильно помню - ротонда - это просто архитектурная круглая хрень.
- ты прогуливал институт в музее; Я прогуливала институт на работе. А работа была в музее:) В ЗИНе:) В смысле, в Зоомузее.
- фразы "я на ваське" и "я на болтах" не вгоняют тебя в ступор; Дык
- непередаваемый вкус жареной корюшки забыть невозможно; После того, как она поджарена, она на вкус рыбы как рыба. Не вижу разницы между корюшкой и мойвой.
- ты знаешь, чем питается корюшка, но все равно ее ешь; Я вообще не люблю рыбу. Но корюшка - это традиция. Как блины на масленицу. Так положено. Ибо.
- наиболее привычный аксессуар - это зонт; Нет, вся верхняя одежда имеет капюшон.
- ты гулял по улице Рентгена; - Нет
- любая дорога занимает примерно 40 минут; Любая дорога занимает час пятнадцать. Ну ладно, час.
- ты знаешь, почему мужчины так неоднозначно относятся к Катькиному садику; Не знаю. Она же вроде не голая?
- а женщины - к скверику напротив Казанского собора; Вообще не знаю.
- в твоем городе снимали фильмы про Великую Отечественную без декораций; И про дореволюционное время. И продолжают снимать.
- ты тихо ненавидишь парады на Невском; Это тоже для автомобилистов. Я по Невскому хожу пешком. Так быстрее, чем на транспорте.
- ты не страдаешь бессонницей во время белых ночей;
- при влажности под 90 процентов все прочие хватаются за сердце, а ты расправляешь жабры;
- "Грибанал" для тебя - всего лишь топоним; Да.
- ты с лёгкостью сможешь назвать десяток приличных кофеен в радиусе 10 минут пешком от твоего дома. В 10 мин ходьбы вокруг моего дома нет ни одной кофейни. И вообще не могу назвать ни одной приличной в городе. Ключевое слово "приличной"
- ты слегка завидуешь москвичам, потому что у них метро - до часу ночи. И не слегка - нью-йоркцам, у которых метро круглосуточно. Да!
- по названиям улиц ты можешь сказать в каком примерно районе они находятся; Я не знаю города. У меня топографический кретинизм.
- перепутать Загородный с Обводным - нереально;
- тебя сложно чем-то удивить;
-"холодно" - это минус 15, а школы закрывают в минус 27; Это в Североморске школы закрывают в минус 27. В Питере на моей памяти -27 не было. - 20 - да, возможно, даже, -25, ночью. И кстати, в -25 в Питере по ощущениям теплее, чем в -15. Потому что влажность.
- радиационный фон привычен; Еще с Североморска. Даж слабоват:)))
- Алые паруса - это не книга и не оснастка судна...
- Ветер 15-20 м/с - легкий бриз с моря; Безусловно. Чем сильнее, тем интереснее. Я люблю ветер.
- Если, гуляя по лесу, ты обнаруживаешь, что вокруг исчез мусор, значит, ты уже перешёл русско-финскую границу. Не в курсе, не переходила. А во вторых - не верю.
- ты живешь в Санкт-Петербурге, если услышав днем пушку, смотришь на часы Да.
- Услышав прогноз погоды на день, интересуешься: "а вечером?" Да:) Есть специальный финский сайт погоды, где это написано:)
- Комары кусают тебя зимой, и это неудивительно Да. В некоторых домах.
- выражение "пойти по-среднему" у тебя не вызывает вопросов, так же, как и пойти по Большому или по Малому
- почуяв запах огурцов, ты спрашиваешь: "А что, уже корюшка пошла?"
- ты ходишь в Эрмитаж "на что-то" а не просто "в Эрмитаж" Разумеется.
- для тебя Пётр Первый - это Петя, а Катя - это Екатерина Вторая
- в Белые Ночи ты, втайне гордясь собой говоришь: "Понаехали" Нет. Питерец не говорит "понаехали". Он слишком культурен для этого. Питерец радуется расцвету туризма в своем городе и может бесплатно провести экскурсию для иностранца на его (иностранца) родном языке.
- ты понимаешь, что улица Коллонтай не может быть в районе проспекта Художников, а Вилли Пёси - в районе Ударников
- после слов "следующая станция Технологический институт" ты пробираешься к выходу в другую сторону.
- Тебя не смущает, когда произносят, что ездил за книгами на Крупу, а за одеждой на Апрашку Да. За книгами - только на Крупу. Во всех остальных местах они вдвое дороже.
- Мариинский - лучший театр и это не обсуждается.
- штормовое предупреждение - не повод не выходить из дома. Безусловно. Наоборот, повод понаслаждаться штормом. Хотя бы с балкона.
- день ВМФ - общегородской праздник и повод сходить посмотреть корабли на Неве. Нет. Одна жалкая подлодка и пара мелких сторожевиков - это не корабли и не парад. Особенно после Североморска, Мурманска и Севастополя. С плавучими танками, струями воды из пожарных катеров, самолетами и чуть ли не авианосцами.
- каждый знает, где можно срезать пару метров пройдя через проходной двор. Лет 10 назад большую часть проходных дворов закрыли. Правда, лет пять назад большая часть замков действовать перестала:) И теперь там только ворота:) И еще можно подобрать код, потому что три кодовых цифры давно залипли вглубь, пальцы на них сами лягут.
- Люди с удочками на набережных и мостах - привычная картина, хотя никто не видел что-бы хоть кто- нибудь что-нибудь поймал.
- при слове Юнона тебе вспоминается отнюдь не богиня, а место где можно купить все. Кроме любви разумеется) Почему "кроме"?
- ты знаешь что такое "спящий слон" - на углу улицы Введенского канала и Фонтанки находится первая ТЭЦ. из нее торчат 4 одинаковые трубы. 4 трубы - это ноги слона, лежащего на спине. Не знаю. Надо посмотреть. Или не надо...
- у нас тоже есть море, ну вот просто такое херовое Да. Увы.
- ты точно знаешь летом в каком районе есть горячая вода
- из центра в принципе пешком до любого района полтора часа, если быстро и в хлам Нет конечно. До ЛЮБОГО района из центра полтора часа на транспорте. Если быстро и в хлам.

Когда социологи попросили петербуржцев описать типичного жителя нашего города, получился больной человек в сером пальто, застегнутый на все пуговицы, идущий против ветра на фоне брандмауэра и думающий о Бродском. Вряд ли встретишь такого на улице. Насколько петербургское самомнение соотносится с реальностью, и как оно работает на нас?

У петербуржцев - особый менталитет

В бытовом плане Петербург слабо отличается от других восточно-европейских городов. Но поскольку статус петербуржца как культурного, интеллигентного и сдержанного человека укоренился в общественном сознании, ему приходится соответствовать. Усвоить «менталитет» может каждый, кто знаком с массовым представлением - для этого не обязательно вести родословную от дворян. Достаточно знать элементарные правила этикета.

Анисья Хохлова, социолог: «Когда говорят о менталитете, мы как ученые начинаем недовольно щуриться. Менталитет как бы связан с врожденными психологическими характеристиками, которые передаются с кровью, естественны для жителей города. Если подойти к вопросу эмпирически, петербургского менталитета не существует. Мы слишком разнообразны экономически, культурно, социально. Тем более, что Питер - город мигрантов. Удивительно другое: большинство респондентов, петербуржцев, считает, что менталитет у нас есть. Люди испытывают эфемерное чувство родства. И начинают действовать так, как предписывает неформальный кодекс».

Михаил Лурье, антрополог, фольклорист: «Представление о том, что Петербург - особенный город, является одной из доминант петербургского мифа. Оно формирует этический кодекс, даже если не подтверждается научно. Представление о петербуржце как о жителе особого города, носителе особой культуры, характера, темперамента цементирует локальное сообщество, несмотря на то, что сообщество нельзя назвать единым. Если с Петербургом связано понятие человеческого одиночества, то при всей уютности нашего города эта идея формирует сознание и делает людей одинокими».

Наум Сандаловский, писатель: «Типичный признак петербуржца. Вы заходите в вагон метро и видите сиденье во всю длину, на котором сидит один человек. Если сесть на это сиденье, петербуржец немного отодвинется, чтобы у вас было равное пространство. Он уступит часть территории входящему. Обратите внимание: в толпе, сошедшейся у входа в метро, люди стараются не касаться друг друга даже плечами. Это петербуржцы. Их отличие в интеллигентности (об этом все знают) и в ненавязчивости. Освобождение личного пространства для другого - наша неотъемлемая черта».

Петербург - европейский город

У жителей Петербурга и нынешних властей – разное представление о «европейскости». Фраза Пушкина про окно в Европу превратилась в идеологическое клише, которым можно оправдать снос ларьков в спальных районах и одновременно - строительство торговых центров на месте исторической застройки. Власть говорит, что делает, как в Европе. И связывает протесты с чем-то московским и азиатским. Так, Георгий Полтавченко провел параллель между низкой (относительно Москвы) численностью протестных митингов с высокой культурой петербуржцев.

Анна Желина, социолог: ««Европейскость» считают одной из основных черт Петербурга. В последние годы европейское окно стремительно захлопывается. Или его захлопывают. В 90-е годы социологи отмечали, что Петербург - оппозиционный город, что здесь голосуют за либералов. В последнее время самые мракобесные законы принимаются в Петербурге. Власти интерпретируют «европейскость» как своеобразный этикет - не сидеть на газоне, не орать на митингах. Задают строгие правила. И только слабые голоса отмечают, что в Европе можно сидеть на газонах».

Анисья Хохлова: «Любой конфликт в Петербурге сводится к категории «европейскости». Что город должен быть стерильным, спланированным сверху. Что гаражи, особое творческое место, где мужчины могут реализовать свои маскулинные практики, не соответствуют статусу Петербурга. Мне кажется, что «европейскость» - это свобода пользоваться городским пространством, реализация права на город».

Наум Сандаловский: «Мы стали в некоторой степени охранителями. Знаете, почему петербургские новостройки 1960-70-х годов такие скучные? Неужели архитекторы не умели строить? Прекрасно умели. Архитекторы утверждают, что построить здание по индивидуальному проекту не сложнее, чем по типовому. Те же самые кирпичи, только выкладывать их надо не прямолинейно, а «криволинейно». Купчино выглядит скучно, потому что у строителей сидела одна мысль: не дай бог чем-то новым навредить впечатлению об исторической части города».

Исконные петербуржцы расселяются компактно

Анна Желина: «Сейчас я провожу исследование в Купчино. Молодые люди 16-20 лет считают, что именно в Купчино живут настоящие петербуржцы. Что центр города заселили приезжие. А настоящие питерцы в 60-70-е годы получили квартиры в Купчино и сохранили настоящий городской дух. У каждого района Петербурга есть местечковая идеология, которая объясняет, почему его жители самые классные».

Михаил Лурье: «Жители Гражданки удивились бы, услышав о настоящих петербуржцах - жителях Купчино. Гражданка - это север, исконная территория! Что за Купчино, юг такой?!»

Петербуржцы знают свою историю

Те, кто помнят со школьных времен уроки «истории любимого города», не всегда помнят, о чем на них говорили.

Наум Сандаловский: «Мы находимся во власти мифов относительно истории Петербурга. «На берегу пустынных волн», - воспользовались этой пушкинской метафорой и забываем, что до Петербурга только на исторической его части находилось более 40 различных поселений. До сих пор многие считают, что город назван в честь Петра I, хотя он назван в честь его святого покровителя.

Петербург магнетически действовал на огромную территорию России, особенно на близлежащие губернии. В моем собрании более 1200 образцов петербургского фольклора - пословиц, поговорок, идиом, грамматических конструкций, которые можно объединить одним словом: петербургская фразеология. «Псковский да витебский - народ самый питерский». Это действительно так, поскольку наш город очень молод. В нем жили всего 12 поколений. Все столицы развивались по эволюционному принципу: дом, усадьба, деревня, поселок, город. Петербург возник на пустом месте. Мы все пришельцы, и фольклор у нас соответствующий».

Михаил Лурье: «Петербург всегда славился кабаками. С момента основания, и когда он появился на ментальной карте России. Он всегда был точкой притяжения как гигантское публичное пространство и выполняет эту функцию поныне. Фольклор, не только петербургский, но и общероссийский, с начала XVIII века славил Питер как город заработков, город труда, - и как город кабаков, развлечений».

Мнения историков, социологов и фольклористов озвучены на круглом столе «Петербургский контекст», организованном журналом «Русский репортер».




Top