В пушкинской усадьбе захарово пройдет фестиваль "традиция". День семьи в торговом центре «атлас»

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о попытке ввести в России официальное празднование дня святых Петра и Февронии . Все мы можем убедиться в этом уже который год подряд. Каждый июль, когда лениво-отпускной сезон набирает полные обороты, нам официально напоминают: дорогие россияне, 8 июля у нас — День семьи, любви и верности. И — далее по щелчку и по чиновничьей разнарядке. Районные звёзды эстрады — на концертных площадках в городских парках. Дамы из муниципальных управ торжественно награждают лучшие многодетные семьи в округе. Гигантские картонные ромашки и кокошники с лентами из реквизита местных театральных студий. Попкорн, «Тархун» и вата сахарная.

Нет, всё это, конечно, славно. Для каких-то конкретных социальных групп — очень даже, наверное, подходяще. Летний праздник в парке, причём «семейный» праздник — всё больше россиян, согласно опросам, запоминают в связи с 8 июля эту приставку. Погуляли-музыку послушали-мороженое поели, детей аниматоры развлекли — ну хорошо же. И для чиновничьих отчётов о проделанной работе и целевом расходовании средств — тоже красиво выглядит.

Но на этом — точка. На этом — жёсткий лимит диапазона Дня СЛВ в его нынешнем формате. Стоп-линия — для всех тех, кому поп-шансон в ромашках на муниципальной эстраде интересен как-то не очень. Кому по тем или иным причинам скучно свидетельствовать о своей любви и верности в семейных забавах по перетягиванию каната или конкурсах «Муж и жена — одно караоке», придуманных удалыми деятелями местного управления культуры.

Да нет же, нет ничего плохого в поп-шансоне, канатах и ромашковых кокошниках самих по себе, имеют они полное право на существование! Просто они — по понятным причинам не для всех. Очень решительно не для всех. А пока получается так, что именно формат ромашкового кокошника монополизировал у нас праздник семьи, любви и верности. Если навскидку промониторить репортажи региональных сайтов об очередном 8 июля, получится до боли знакомая усреднённая картина: о любви и верности в тональности Стаса Михайлова . Опять же — почему нет, но — у многих ли из тех, кто читает этот текст и этот сайт, звучит Стас Михайлов в плейлисте?

Вообще у нас, конечно, большая беда с общенародными праздниками. Есть лишь два однозначно устойчивых и безусловных — День Победы и Новый год. Их отмечают так или иначе без идеологического и партийного разбору и либерал, и коммунист, и ортодокс, и неофит. В Бессмертном полку друг с другом рядом вышагивают хипстер и простой рабочий, православный и мусульманин, новогоднюю ёлку у семейного стола наряжают с очень похожими эмоциями номенклатурщики и оппозиционеры. Два дня в году, 9 мая и 31 декабря, духовные скрепы работают исправно, без скрипа. Именно в эти два дня пресловутое национальное единство можно едва ли не руками потрогать — весь мир вокруг дышит в едином ритме.

А вот во все другие праздники, в особенности же те, что были рождены после развала Союза, эти самые скрепы дают очевидный сбой. Не понимает народ, чему же можно сердечно радоваться, например, 12 июня — кроме, разумеется, официального выходного. Ну или то же 4 ноября — за что тут поднимать боевые сто грамм или откупоривать «Цимлянское»? То есть чисто умозрительно смыслы этих дат большинству, конечно, более-менее известны. Но наполнены ли эти праздники достаточной энергией, цепляющей символикой, переживаниями, чтобы стать для людей не ежегодным формальным поводом для краткосрочных каникул на даче или на пляже, а действительным основанием — для внутренней гордости, искренней солидарности с соотечественниками, для серьезных бесед с детьми о самом главном?..

Придумывать новые общенациональные праздники — дело крайне трудоёмкое, энергозатратное и неблагодарное. Ибо соединять историю, наши базовые ценности и запросы современного общества в России сегодня умеют считанные единицы. Но в то же время это задача абсолютно неизбежная для страны, которая заботится о своей внутренней консолидации и достоинстве. Искренняя любовь и активная вовлеченность народа в общенациональные праздники — это очень важный залог его силы и сплоченности.

Что интересно: и 9 мая, и Новый год — это в смысловом отношении в первую очередь праздники о семье. Новый год давно закрепил за собой статус «главного семейного праздника», а День Победы ярко выявил свою семейную базу благодаря Бессмертному полку. Этот дивный Полк на улицах наших городов — еще и зримая семейная иерархическая вертикаль. Семья несёт образы своих «праотцев», почтительно помещая их на верхнюю ступень — между Небом и Землёй. Спасибо деду за Победу. Деду — а в его лице и всему роду.

А вот и ещё один новый (ведь всё ещё новый) семейный праздник — 8 июля. И впервые — праздник, претендующий на то, чтобы стать общим, обязан своим появлением русским святым. Получится ли? В какой ещё рефлексии на тему семьи и любви мы сегодня в самом деле нуждаемся вне привычных 9 мая и 31 декабря? А также вне шоколадно-розового гламура 14 февраля, оседлавшего тему романтической влюблённости?

Есть выбор: говорить о семье, причём прицельно именно о семье, в категориях своей духовной культуры — либо подчиняться ритмам западного праздничного календаря. Так, неожиданно в социальных сетях накатывают волны пафосных поздравлений — «С Днём Матери, дорогие! Happy #MothersDay!». Или в разгар июня мы вдруг обнаруживаем, что, оказывается, вовсю идёт День Отца — и снова в ход идут умилительные сердечки и смайлы в виде пивных кружек. … Да с чего вдруг нам сдались эти прибившиеся к берегу чужие дни матери и отца, тянущие за собой шлейф иной традиции, чужих привычек и исторической памяти? Зачем нам это — если со своими ожившими символами и примерами мы до сих пор договариваться не научились?

Пётр и Феврония Муромские — какая странная, удивительная, непривычная современному взгляду пара. Житейская парадоксальность увенчивается в итоге нимбом, как это часто бывает в Божией логике. Всем, кто не знает ещё про них, — «гуглить» обязательно, а ещё лучше — «гуглить» офлайн, лично поехать в Муром. Тут много чего намешано — и так трудно порой отделить сказочность апокрифа от человеческой истории. В чём больше народного вымысла — в сказе о сражении Петра с огненным змием или о женской хитрости Февронии (а хитрость и мудрость у женщин, как известно, неразлучны), практически шантажом вынудившей Петра на ней жениться? Любовь аристократа и простолюдинки — история этой пары, включая всю их совместную жизнь и неразлучную смерть (один день, один час, один гроб), встретила в итоге такую народную приязнь и одобрение, что на века стала в русской культуре символом — не идеальной, нет. Но — доброй пары. Русской культуре не нужна блистающая голливудская идеальность. Тут — тихая, надёжная, верная и добротная доброта.

Как сегодня говорить о Петре и Февронии — чтобы вышло не формально, не суконно и при этом не лубочно-приторно? В первую очередь — говорить честно. Любовь настоящая не выносит фальши. С фальшью она — этикетка, без фальши — творчество. Честная любовь — это всегда пространство творческой энергии. Переживать сегодня подвиг русских святых можно и нужно через глубокую интеллектуальную и творческую работу. Но только работу не от слова «рабство», а от слова «радость».

8 июля в этом году такая радость ждёт всех, кто приедет в этот субботний день в подмосковную усадьбу Захарово на творческий фестиваль «Традиция ». Всего час электричкой от Белорусского вокзала (да, оставьте вы уже свои рули в этот день — только помешают) — и: усадьба пушкинского детства, Прилепин, Бояков, Скляр , сочная подмосковная природа, Елизаров, Розум, «Калинов мост» , ожившие сказки, ожившие песни, стихи и ритмы. И чудеса, и леший, наверное, бродит, как было завещано, и уж точно слышен крик совы и в лужах стынет талая вода. «Традицию» проводит Русский художественный союз — созданный совсем недавно, но уже успевший вызвать яростное раздражение в либеральных кругах союз творческой интеллигенции, объединенной вокруг традиционных консервативных ценностей. Июльский фестиваль фактически станет первым проектом РХС — и первой же попыткой задать новый тон празднованию Дня семьи, любви и верности. Тон интеллектуальной дискуссии в пространстве русской природы, в любви, верности и живом интересе к своей традиции, в семье единомышленников.

Получится ли у нас?.. Будем пробовать; ставки высоки — пора, наконец, научиться всенародно говорить о Любви современным языком в русле своей традиции.

8 июля 2017. 11:00 - 24:00
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина

8 июля в день святых Петра и Февронии, покровителей семьи, в подмосковной усадьбе Захарово состоится фестиваль «Традиция». Усадьба известна тем, что здесь провел свои детские годы А. С. Пушкин. Здесь он слушал сказки Арины Родионовны, бегал по аллеям и купался в пруду. Захарово находится всего в часе езды на электричке от Белорусского вокзала (Московская область, Одинцовский район, ж/д станция «Захарово»). Тема фестиваля в этом году - сотворчество. Этим словом можно описать и отношения внутри семьи, и творческие союзы, и совместный поиск ответов на важные вопросы: кто мы, люди, живущие в одной стране, имеющие нерасторжимое прошлое и надежду на радостное будущее?..
Концепция и программа фестиваля «Традиция» разработаны писателем Захаром Прилепиным, продюсерами Эдуардом Бояковым и Дмитрием Вадимовичем в сотрудничестве с музеем-заповедником А.С. Пушкина. Фестиваль пройдет в формате пикника – полифонического праздника на лоне природы. Каждый уголок заповедника станет местом для концертов, развлечений, детских игр, лекций и дискуссий.На одной площадке встретятся выдающийся классический пианист (народный артист России Юрий Розум) и фольклорная группа (легендарный ансамбль Покровского), патриархи русского рока («Калинов Мост») и фолк-джаз бэнд (Тина Кузнецова - Zventa Sventana), священник и поэт (протоиерей Артемий Владимиров) и рок-музыкант (Александр Ф. Скляр), ярмарочный театр Петрушки и кавказская лезгинка.

Фестиваль «Традиция» предъявит широкую палитру литературных событий. Встречи с актуальными писателями (Захар Прилепин, Алексей Варламов, Михаил Елизаров, Герман Садулаев), беседы с литературоведами (Павел Басинский о Толстом), выступления поэтов (Анна Долгарева, Светлана Кекова).

Для детей подготовлена познавательно-развлекательная программа: театры «Душегреи», «Бродячий вертеп», «Скоморошкин театр», игры пушкинской поры, квест в музее, рисунки на полянах, кукловерчение и сказочные перформансы.

Зрителей также ждут творческие практикумы и лекции: о поэзии - со священником, о Боге - с художником, о сказках - с Ариной Родионовной. Лучшие московские издательства наполнят книжную лавку, а в фудкорте посетителей будет ждать вкусная домашняя кухня. Закончится фестиваль театральным представлением на воде и фейерверком.

Фестиваль «Традиция» проводится под эгидой Русского Художественного Союза. РХС объединяет на базе традиционных ценностей художников и деятелей культуры, независимых творческих лидеров разных направлений. Событие проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Московской области, Администрации Одинцовского района.

ИНФОРМАЦИЯ О БИЛЕТАХ:

До 12 лет вход бесплатный в сопровождении родителей

Взрослый - 1200 ₽ в предварительной продаже

Фестиваль «Традиция» прошёл в день Семьи, Любви и Верности 8 июля 2017 года. Авторы фестиваля – писатель Захар Прилепин и режиссёр и продюсер Эдуард Бояков (придумал, среди прочего, фестиваль Золотая маска). Генеральным партнёром выступила девелоперская группа «Сити-XXI век». Фестиваль был запланирован в формате пикника – полифонического праздника на лоне природы. Каждый уголок заповедника должен был стать местом для концертов, развлечений, детских игр, лекций и дискуссий. Почти так и получилось с поправкой на холодный дождь, ливший целый день.

Крендель, утка, хреновуха

«Не души молоток, возьми поближе к краю», – кузнец с лицом грека поправляет молоток в руках женщины. Люди, желающие попробовать себя в кузнечном деле, обступили наковальню и ждут своей очереди. Дождь шлепает по кожаной шапке кузнеца и шипит на раскалённом гвозде. Несколько ударов, и гвоздь сгибается в кольцо, брутальная бижутерия идеально садится на палец ученицы. Женщина радостно демонстрирует кольцо окружающим. Следующий. Будем делать маленькую кочергу.

В соседнюю палатку тоже очередь, здесь делают воздушных змеев. Две жерди, полиэтилен, шило, армированный скотч, и катушка с верёвкой, змей готов. Забираю змея из рук пятилетнего сына под предлогом «показать, как надо» и бегу в поле. Дождь, лужи, грязь, дядя за тридцать с глупо-счастливым выражением лица бегает по грязи и волочит кусок полиэтилена на верёвке. Змей нехотя иногда поднимается в воздух метра на три.

На другом конце луга жмутся друг к другу под зонтами немногочисленные зрители, а со сцены поёт архаично и заводно ансамбль «Казачий кругъ». Зрителей с первого взгляда можно поделить на три категории: в обычной одежде, участники российского военно-исторического общества в плащ-палатках и люди в традиционной русской или казачьей одежде.

В шатрах и в музее-усадьбе Пушкина людей больше. Здесь сухо, угощают кренделями с уткой, наливают хреновухи, продают книги Российского военно-исторического общества и протоиерея Артемия Владимирова. Вот, кстати, и он сам, в гостиной усадьбы беседует с Алексеем Шмелёвым об источнике вдохновения.

На всё успеть было сложно: В одной комнате встреча с Захаром Прилепиным, в другой – с музыкантом Сергеем Летовым. В мире есть три специалиста по гуслям, один из них, Дмитрий Парамонов, проводит здесь лекцию про историю инструмента. Концерты на двух площадках, в числе выступающих – «Ихтис» и Александр Скляр.

В одном шатре выступает театр “Душегреи”, в другом детей учат играть на традиционных русских музыкальных инструментах. Вечером обещают шоу на воде, фейерверк, и концерт группы «Калинов Мост». Хочется остаться, но дети уже насквозь промокли и замёрзли, и приходится поверить организаторам на слово и возвращаться в машину – к сухой одежде и термосу с чаем. Дождаться фейерверка нет никакой возможности.

Парковка популярной туристической достопримечательности забита почти полностью. Видимо, формат праздника довольно редкий и нашёл своих ценителей, несмотря на отвратительную погоду. Перед отъездом успеваю зайти в комнату для научных сотрудников музея, чтобы спросить у двух авторов «Традиции» – что это за фестиваль и зачем он им вообще нужен. Каждый комментарий оказался идеологически насыщенным программным текстом, почти манифестом новой русской контркультуры.

Писатель Захар Прилепин, соавтор фестиваля «Традиция»:
– Так сложилось, что у наших оппонентов - представителей разнообразных сфер искусства - есть свои площадки. Произошла приватизация не только в сфере экономической, но и сфере культуры, и площадки были успешно распределены. Это некие весы, с одной стороны лежат гири. Есть расхожее представление о России, что всё у них так и никак иначе, вот эта вот рашка, эта дегенеративная культура, эти православные попы на мерседесах… И вся эта история выдаётся за единственный вариант, что это тренд, что только так и никак иначе. А у нас есть некоторое количество контрдоводов, и мы готовы аргументированно противостоять.

Другой вопрос, что противоборствующая сторона не желает даже в этот разговор вступать. Они говорят «уберите всё это отсюда, мы это видеть не хотим». Поэтому мы не будем им даже оппонировать. Мы просто обратимся к людям напрямую. Люди, вот один товар, вот другой товар. У нас же свободная экономика? Вот и в культуре точно так же, пожалуйста, выбирай.

Вот у нас фестиваль «Традиция», мы решили собраться вместе с нашими сотоварищами по убеждениям. С людьми, для которых Россия не является чёрной дырой, для которых западная цивилизация не является единственным источником человечности, прогресса, знаний и всего остального. С теми, у кого более сложные представления о действительности, о пути России и о достижениях русской цивилизации. Мы не собираемся никого давить гусеницами, не претендуем на власть. Мы просто считаем, что те вещи, которые мы делаем, произносим, пишем, поём и рисуем, имеют право на существование и имеют право быть услышанными большим количеством людей.

Я перемещаюсь по стране непрестанно. И от Калининграда до Владивостока есть русская интеллигенция, которой претит большинство из того, что нам навязывается под видом российской культуры. Они ориентированы несколько на иное. Люди хотят это услышать, увидеть, прочитать, так или иначе противостоять хаосу, распаду. Или просто иметь своё культурное поле для воспитания своих детей. Чтобы была какая-то полянка, где цветочки растут родные. Не может же быть всё под одну гребёнку, должно быть разнообразие. Мы же все за цветущую сложность? Пускай она будет более цветущей, более сложной.

Это то, что называется хтонь. Для меня важно, когда есть эхо - отклики из прошлого моих предков, наших предков, всего этого пространства - вдруг я его слышу и понимаю, что это моё. Я тоже из этого создан, хотя я про это забыл. Я родился, этого уже не было. А это внутри меня, это часть нашей физиологии. Мы же понимаем, что национальная культура, музыка - это часть нашей физиологии? Так сложены наши мышцы, наша мимика, как мы пели, плясали, и как мы молились.

Эдуард Бояков, продюсер, режиссёр, председатель Русского художественного союза. Соавтор фестиваля «Традиция»:

– У меня есть ощущение, что большинству людей кажется, что православное, патриотическое, традиционалистское и консервативное - это что-то маргинальное. Это либо какие-то качки в чёрных футболках с татуировками, которые должны прямо сейчас броситься мочить либералов, таджиков, евреев. Либо это какие-то непонятные старушки в платочках и девушки с несчастной женской судьбой, которые если и поют и слушают музыку, то только на трёх аккордах и только про «духовность» в самом детском изводе, когда ни о какой цветущей сложности и говорить нельзя.

Некоторым кажется, что кроме этого «патриотическо-маргинального» пространства, есть только пространство «прогресса», западных ценностей. В этом пространстве есть Быков, Ерофеев, Шендерович, Рубинштейн, Звягинцев, Сокуров, Серебренников. Складывается такая картина, такой интерфейс, что третьего не дано. И это большая ошибка и опасность для русской культуры.

Ведь существует поле, которое собирает этническую, корневую традицию, и передаёт будущим поколениям. С этим полем надо работать. Есть огромный запрос на современное русское искусство. Не только российское в широком смысле, на русское. Российское искусство - это вполне себе хороший термин, просто он политический. Если мы говорим российское, это значит татарское, еврейское, мордовское, якутское, аварское, лезгинское, калмыцкое, ингушское и так далее и так далее. И в этом ряду должно быть ещё и русское. Мы должны честно откровенно различать культуры, не противопоставляя их. Мы ведь говорим, что язык русский, не российский.

Либеральный лагерь, западно-ориентированная художественная богема, элита не резонирует с этими вещами. Сокурову очень далеко это всё. Звягинцеву - тоже. Алексиевич, которая панегирическое интервью публикует на вашем сайте, вне этого пространства. Если они априори считают 86% населения, которые за «Крым наш» – быдлом или даже оболваненными в результате манипулятивных технологий, то нам с ними не о чём говорить.

Такая богема не резонирует с нашим народом. Она не понимает, не уважает этих людей. Не понимает, что за ними стоят, если говорить про культуру, не ценности, которые выражает Михаил Круг, а ценности, которые выражает, в том числе русская корневая музыка, литература почвенников, русская академическая школа живописи и так далее. На этом поле было совершено множество серьезных ошибок, русская культура переживала тяжелые времена не только в 90-х годах прошлого века. Сталин, дворянское сословие, Петр I, Алексей Михайлович - это череда не только достижений, но и череда ошибок, репрессий по отношению к русскому эгрегору. Это старая история, и вопрос не про лауреатов Нобелевской премии, вопрос про то, что Россия всегда развивалась в серьёзном напряжении, в диалоге между самобытниками и западниками. Между теми, кто присягал Петру в его попытках сделать европейское государство и теми, кто ориентировался на исконно русские ценности.

Эта сегодняшняя проблема очевидна, она существует, и надо, как минимум, создать свой противовес. Сегодня в культуре всё перекручено, всё очень сильно ориентировано на запад, на его форматы. Это, как минимум, глупо. А как максимум - подло. Культура это сад. Иногда химические удобрения помогают получить урожай быстро, через месяц, но через год дерево погибнет. Нужно быть внимательным, деликатным, нужно любить землю, на которой живешь. Понимать, что не с нас все начинается и не нами закончится… Это - философия фестиваля «Традиция».

Представитель генерального партнера фестиваля “Традиция”, девелоперской группы “Сити-XXI Век”, Мария Захарова:


– Почему вы стали генеральным партнёром фестиваля Традиция?

– Девелоперская группа «Сити-ХХI век», являясь дочерней компанией холдинга «Новард», считает для себя важным создавать бизнес, который основан на духовных ценностях, традициях предпринимательства и меценатства дореволюционной России. Тогда лучшие предприниматели поддерживали ценности, определяющие наш культурный код. Пример известных меценатов нас по-настоящему вдохновляет. “Сити-XXI Век” специализируется на создании миниполисов – жилого пространства и разносторонней инфраструктуры для того, чтобы те, кто этими благами пользуются, были счастливы. И мы стараемся вести бизнес так, чтобы показывать и нашим жильцам, и нашим сотрудникам, и обществу в целом, что деньги важны, но они не являются единственным приоритетом. Бизнес – это ведь не цель, а средство позитивных изменений в социуме.

Культура – одна из важнейших основ здорового общества. В случае фестиваля “Традиция”, стоит отметить, у нас с организаторами сходится мировоззрение, поэтому мы решили объединить усилия и сообща провести это прекрасное мероприятие.

– Что для вас наиболее значимо в «Традиции»?
Люди культуры и искусства, которые выступают на фестивале «Традиция», транслируют ценности, нами разделяемые, среди которых семья, любовь, вера, патриотизм, красота и другие. Мы хотим помочь популяризации этих замечательных ценностей и считаем, что наполнение фестиваля, приуроченного именно к дню семьи, любви и верности, прекрасно передает то, что так дорого русским и передается из поколения в поколение, а именно, наши традиции. Наверное, это самое главное в фестивале.

8 июля, в День семьи, любви и верности, в подмосковной усадьбе Захарово прошёл ежегодный фестиваль «Традиция». Организовал её Русский художественный союз (РХС), в который ранее вошли режиссёр Эдуард Бояков и писатель Захар Прилепин.

Фестиваль «Традиция» удался на славу. Приехали семьи, молодёжь, прекрасные музыкальные и танцевальные коллективы, присутствовали известные деятели искусства. Сама усадьба Захарово словно создана для такого культурного отдыха — широкие живописные полянки, берёзовые леса, озерцо. Русский простор, где хочется оставаться бесконечно долго.

Правда, весь день шёл проливной дождь, но такое уж лето — русских людей этим не испугаешь. Фестиваль оказался настолько светлым и многогранным, что участники мужественно прятались под зонтиками до поздней ночи и старались успеть на все мероприятия - лекции, выступления музыкантов и мастер-классы, хороводы и кадрили, спектакли, чтение стихотворений.

Эдуард Бояков: Традиция — это умение быть одновременно и с прошлым, и с будущим

Один из главных организаторов «Традиции» — режиссёр Эдуард Бояков — пояснил в интервью Царьграду, что место для проведения фестиваля было выбрано неслучайно: когда-то здесь жил Александр Пушкин, который и олицетворяет русскую традицию. Кроме того, в ста метрах от усадьбы — храм святых Петра и Февронии, покровителей семейного праздника.

«Человек, который учится, должен учиться и радоваться. Человек, который радуется, который танцует, который поет, который пляшет, который водит хороводы, должен понимать, что в этом тоже есть смысл». Это идея противопоставления скучной рутинной работе, которую часто многие из нас тащат на себе, добавил он.

Режиссёр отметил, что в понимание традиции входят корни, необходимость отнестись к своему жизненному пути творчески. «Мы не животные, мы не цветы, мы не деревья, которые растут, и слава Богу, они радуют глаз. Мы творческие люди. Мы обязаны совершать творческий акт. Мы обязаны преобразовываться, мы обязаны расти».

С одной стороны, в творчестве — личный, удивительный авангардный опыт. С другой, как только опыт новаций начинают противопоставлять традициям предков, человек теряет ориентацию в пространстве. «Меня разорвёт, я стану просто песчинкой, пусть и мечтающей стать значимой, эгоистически очень детерминированной, но всё равно пустой. Это пустота. Мы должны понимать, что до нас было много всего и после нас было много всего. То, что случится после нас, зависит от этого момента. Зависит от музыки, которую мы играем, зависит от слов, которые мы произносим. Зависит от того, как мы строим отношения с детьми, от ценностей, которым мы служим, которые мы пытаемся, как художники, трансформировать в художественные образы и передать людям. Традиция — это умение быть одновременно и с прошлым, и с будущим. И ни в коем случае не противопоставлять одно другому».

Традиция — это спасение для России и русской культуры, заключил Бояков.

Захар Прилепин: Россия может предложить миру цветущую сложность

Много говорилось и о культуре, в том числе с отсылкой к русскому консервативному мыслителю Константину Леонтьеву. На вопрос о том, что Россия может предложить миру, писатель ответил: «Цветущую сложность».

«Защиту христианских ценностей она предлагает миру. Противостояние унификации она предлагает миру. Она предлагает миру практически в каждом веке победу над демонами, бесами и страшным мировым злом. Она, помимо того что пишет великие книги, делает отличную музыку, ещё и хорошо воюет. Жертвенно, смиренно, беспощадно и безбашенно».

То, что на Западе предлагают «законодательство по 48 разнообразных полов», гендерное смешение и прочее — это не цветущая сложность, а унификация, когда весь мир становится одинаковым. А как мы знаем, одинаково всё только после смерти — распад и судороги.

«А уж в сфере борьбы с общеевропейским стоглавым чудовищем, которое каждый век собирается творить ужас, мы вообще в авторитете. За это нас и не любят. Что мы ещё должны предложить? Знаете, что-то никто не скажет: „А что Эстония должна предложить миру?“ Вот мы „Традицию“ проводим. Вы посмотрите даже саму программу фестиваля. Вот это мы предлагаем миру» , — констатировал Прилепин.

Интересные лекции также провели Алексей Варламов, Герман Садулаев, Андрей Новиков-Ланской и многие другие. Нашлось место и для поэзии. Читали стихотворения протоиереи Артемий Владимиров и Алексей Шмелёв , а также Светлана Кекова .

Музыка и традиции

Очень порадовала музыкальная часть фестиваля. Люди были в восторге от ансамбля «Ихтис». «В наше время уже воинствующего постмодернизма, когда размываются все смыслы и понятия, традиция — то, что противостоит этому хаосу, сохраняя здравость бытия. Это сейчас как никогда актуально. И слава Богу, что с каждым годом, общество всё больше понимает важность сегодняшнего праздника. Правда отмечают его по-разному и не всегда это получается удачно. Вот, на мой взгляд, этот фестиваль как раз удачная попытка отметить этот праздник адекватно сути», — отметил в комментарии Царьграду солист ансамбля Адриан Гусейнов .

Прекрасные песни спели Тина Кузнецова, группа «Калинов мост», ансамбли «Народный праздник» и «Казачий путь». Между выступлениями молодые ребята станцевали зажигательную лезгинку и приглашали на танец прекрасных дам.

Особенно порадовало, что на фестивале была уникальная возможность встретиться с музыкантом, саксофонистом Сергеем Летовым , который провёл лекцию о Сергее Курёхине и выступил с певицей Тиной Георгиевской , а затем и с музыкантом Александром Ф. Скляром .

В интервью Царьграду Александр Скляр отметил, что важно само место проведения. Это широкая площадка с живописными лужайками, которая позволяет организовать действительно мультикультурный фестиваль, чтобы там была и литературная, и музыкальная, и театральная части, а также мастер-классы по ремесленному искусству.

Скляр отметил, что если музыкант играет осознанно, в этом и есть традиция, она вплетается в его творчество. «Потому что дело не в том, в каком жанре выступает музыкант, а в том, как он осознает себя в этой стране, в этом мире. Моё глубокое убеждение: даже если ты начинал совсем в отрыве от традиций, предположим, в стиле рок-н-ролл, который пришёл к нам с Запада, ты неизбежно придёшь к нашей традиции».

Когда мы поём на русском языке, мы несём русские смыслы, а их невозможно найти в отрыве от традиций, подчеркнул музыкант.

Художественная часть

В фестивале также принял участие художник Пётр Скляр, который визуализирует русские пословицы и поговорки . Это составная часть нашей традиции, нашего наследия.

«На мой взгляд, это очень важно. Это позволяет поддерживать связь с нашими корнями и позволяет ощущать себя в этом мире чуть более устойчиво, особенно когда много отвлекалочек и ложных дорог. Сбиться сейчас с пути очень легко, если ты не заякорился в базовых морально-нравственных ориентирах».

Чтобы не сбиться, нужно знать русские пословицы, былины и сказания, песни, танцы, добавил художник. «Наша культура в этом плане богата и неисчерпаема».

Скляр поддержал идею празднования Дня семьи, любви и верности. «Я за семью, потому что в ней сила. Тут приходит на ум пословица: дерево сильно корнями. А корни — это и есть наша семья, наши предки, благодаря которым живы мы. И мы должны дать жизнь новому поколению и постараться правильно воспитать».

Подытоживая, можно с уверенностью сказать: фестиваль удался на славу. Очень интересно и взрослым, и детям (для последних — мастер-классы, спектакли и сказки).

Приезжайте обязательно в следующем году.

Следующая новость

Семейный фестиваль «Традиция» проходит сегодня, 8 июля, в подмосковной усадьбе Захарово, сообщил корреспондент «360». Создателем фестиваля является писатель Захар Прилепин, именно он предложил каждой год устраивать музыкально-поэтический православный пикник для семей.

В этот раз в рамках фестиваля Прилепин презентовал новую книгу «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».

Люди золотого века для которых защита России была долгом, они не говорили! Они с легкостью перемещались на Кавказ с сугубо воинскими целями

— Захар Прилепин.

«Взвод» — это 11 биографий. Портреты сквозь завесу порохового дыма: от Державина и Дениса Давыдова до Чаадаева и Пушкина. Люди, которые умели держать в руках не только перо, но и оружие.

Захар Прилепин рассказывает про литературу на веранде Пушкинского дома, где классик учил русский язык и слушал сказки Арины Родионовны.

Арина Родионовна воспитывала дворянского ребенка, пытаясь передать всю глубины русской культуры, начиная от костюма и заканчивая песней

— Эдуард Бояков, театральный режиссер, организатор фестиваля.

На фестивале 10 площадок, где выступают и проводят мастер-классы артисты из Москвы и Подмосковья. Они учат писать в рифму, петь и играть на музыкальных инструментах.

Также на фестивале представлена целая программа для детей: кукольные спектакли по мотивам Пушкинских сказок. Каждая кукла — ручная работа. Одни из лоскутков ткани, другие из глины, есть даже из муки и соли.

Это те обрядовые куколки, с самого рождения которые подвешивали, куколки которые были на свадьбе. Они сделаны из обычных тряпок, дети тоже легко их делают

— Светлана Юревич, методист по народной культуре.

«Традиция» объединяет вместе все жанры: на веранде Пушкина стихи читают, на сцене поют духовные стихи в стиле фолк.

Ансамбль «Ихтис» исполняет песни на сербском, болгарском и старославянском языках. Рок, джаз, блюз — на фестивале можно услышать все стили музыки. В этом и есть главная тема: сотворчество всех видов искусства на одной площадке.




Top