Тема женской доли в поэме некрасова "кому на руси жить хорошо". Тема женской доли в поэме Н

Нет, наверное, в мировой литературе ни одного поэта, не писавшего о женщине. Традиционно образ женщины в мировой поэзии - это образ любимой, возлюбленной. Отсюда в лирике возникает любовная тема. Поэты воспевают любимую, ее красоту, свои чувства, страсть, описывают страдание от неразделенной или ушедшей любви, пишут об одиночестве, разочаровании, ревности.

Поэзия Некрасова, в своем обращении к женщине, впервые расширила тематические рамки. В его лирике кроме любовной появилась тема женской доли, представленная широко и разнообразно. Это во многом было связано с тем, что поэт коснулся другого социального слоя: не дворянства, а простого народа. Посвятив лиру «народу своему», поэт называет свою Музу родной сестрой избиваемой на площади кнутом молодой крестьянки.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. В стихотворении «Тройка» поэт предсказывает девушке тяжелую замужнюю жизнь.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный.

Будешь нянчить, работать и есть.

И в стихотворении «Свадьба» опять зловещее предсказание:

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать.

Свое сочувствие женской доле поэт высказывает и в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», показывая трагедию огромного большинства крестьянок, убивающихся изо дня в день на непосильной работе:

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Тему тяжкой доли русской женщины поэт раскрывал и в своих знаменитых поэмах «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Страдальческая судьба русской женщины-крестьянки описана и в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где ей целиком посвящена вся вторая часть. Ее героиня - Матрена Тимофеевна слывет среди людей счастливою. Рассказывая мужикам, ищущим ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?», о своей жизни, она признает, что ей «в девках счастье выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», любящие, ласковые, оберегавшие ее родители. Но и в такой семье по «пятому годочку» ей пришлось начать трудиться, в семь - уже ходить за коровой, пасти гусей, собирать грибы и ягоды, ворошить сено, а после трудового дня и баньки - снова за работу, за прялку.

И такая полная нелегкого труда жизнь вспоминается Матрене Тимофеевне в ее тридцать восемь лет как счастье. Потому что все, что ждало ее после замужества, было сплошным страданием. Не зря мать причитала, когда приехали сватать ее дочь. После свадьбы «попала с девичьей холи в ад». Издевательства родни мужа, побои, каторжный труд, страшная гибель любимого первенца - то было лишь начало ее страшной, но, увы, такой обычной для русской крестьянки судьбы.

После гибели первенца что ни год рождались другие дети: «некогда ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться да лоб перекрестить», умерли родители Матрены. Всему покорилась Тимофеевна: «первая с постели, последняя в постель», унижалась перед свекром со свекровью и только в одном стала непокорной: за детей стояла горой, не давала их обижать. Когда деревня учинила самосуд над Федотом, который, работая подпаском, не сумел отнять у волчицы овцу, мать легла за него под розги.

Выпал на долю Матрены голодный год, а потом и еще более страшное испытание: забрали вне очереди мужа в рекруты. И опять не покорилась Матрена Тимофеевна. Беременная женщина пошла пешком в город искать правды и заступничества у губернатора. Правды она добилась, получив заступничество губернаторши, которая еще и сама крестила родившееся до времени дитя. С тех пор Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Растит крестьянка пятерых сыновей. Одного уже забрали в рекруты, дважды погорела ее семья, погуляла она, «как мерин в борозде». И по ее мнению, не дело это - «между бабами счастливую искать». А другая героиня поэмы - богомолка, зашедшая в село, с горечью скажет, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».

Читая Некрасова, приходишь к выводу, какой делает в одном из своих стихотворений сам поэт, - «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем, кто не мирится со своим голодным и бесправным существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а такие смелые, непокорные и свободолюбивые бунтари, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, семь правдоискателей, Гриша Добросклонов. Лучшие из них сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Среди них и Матрена Тимофеевна.

Не будем придавать теме «женской доли» ни мрачных, ни счастливых красок, откажемся от апологетики и деконструкции патриархальных мифов, и беспристрастно заглянем в прошлое. И довольно быстро станет ясно, что пресловутая дремучая патриархальность – не более чем псевдоисторическая проекция современной безграмотности.

Хронология священных образов

женском месте в древней культуре едва ли что-то может сказать лучше, чем анализ языческих пантеонов. Официальная наука выделяет несколько мужских божеств восточных славян и всего одно женское. Есть, правда, некоторые, кто считает, что богинь было на одну-две больше, а также сторонники полного патриархата «славянского Олимпа», но их версии слишком слабо подкреплены источниками.

В любом случае, налицо представление о мужчинах, как о тех, кто наделён силой и властью, это совместимо с тогдашним военно-демократическим строем общества. Однако, за женщиной была «закреплена» практически вся магия, а атрибуты чисто женских занятий были символами достатка, богатства и плодородия: веретено, нити, шерсть, узорочье, серп, понёва, скатерть, посуда и т.д. Помните, когда Илья Муромец падает на землю, поверженный Сокольником, и взмолившись, получает «второе дыхание»? Это очень напоминает представление индийцев о женской безграничной энергии Шакти, без которой любое божество бессильно.

С тех времён сохранилась масса праздников и обрядов, в которые мужчины не имели права вмешиваться, а если попадались на глаза, могли быть даже и безнаказанно убиты. Это особое ритуальное пространство даёт нам представление о случаях неприкосновенности женской воли. Ранние дошедшие до нас княжеские распоряжения, также, гласят о том, что в случае выдачи девушки замуж против её желания, если она пострадает физически, мать с отцом будут сурово наказаны.

О чём же это говорит? Скорее о том, что удобнее рассматривать тогдашнее положение мужчин и женщин не с точки зрения роли, а с точки зрения пространства – внутреннего (дом, запретные обряды) и внешнего (поездки, работа на улице, защита семьи). Это разграничение будет ключевым моментом в гендерных отношениях вплоть до наших дней.

«Я относилась к тебе как к брату…»

Удивительными находками наградила нас археология. Скорее всего, в средневековой Руси и не думали о том, что берестяные грамоты смогут пролежать в земле чуть ли не тысячу лет, сохраняя не только текст, но и чувства, детали образа мысли.

Не менее знаменит «Приказ от попадьи к попу», написанный в конце XIV столетия, в котором говорится о некоем происшествии, которое получило нежелательную огласку, заканчивается послание деловитой фразой «Позаботься об этом». А в сообщении «От Петра к Марье» содержится просьба прислать копию документа о покупке пожни. Это означает, что и юридической грамотностью женщины обделены не были.

А вот грамота «От Гостяты к Василю» содержит жалобу на то, что муж Гостяты присвоил себе её приданое, женщину выгнал, и завёл себе новую пассию. Видимо, Василь приходился братом авторше, который был в своём праве защитить сестру от такого демарша.

Изучая эти письменные источники о нравах в древней Руси, можно сделать вывод о том, что женщина была мужу верной помощницей, не уступающей ему в образовании и умении управлять хозяйством, имела право на защиту со стороны родственников. Но, к сожалению, учёные отмечают, что этот взлёт культуры и нравственности был временным.

Сильвестровская женщина

Слово «Домострой» вызывает не самые лучшие ассоциации и сплошь и рядом используется как символ дремучих патриархальных нравов на Руси.

Бытует версия, что эта книга, написанная воспитателем Ивана Грозного, была призвана нормировать семейные отношения в беспокойный век. Стоит упомянуть о том, что в те времена замуж выдавали очень рано, и нередко, муж становился почти отцом своей молодой супруге. Соответственно, в равной мере он был главой для всех в своём доме и имел право «учить» плетью, кого считал нужным.

Вместе с тем, осуждалось битьё домочадцев деревянными и металлическими предметами, при свидетелях, и главное – наказание без любви и справедливости. Церковь склонна была защищать права женщин, когда дело доходило до открытого неуважения, и могла даже пригрозить нерадивым сыновьям, не проявляющим уважения к матери, ссылаясь на то, что святые жёны и Богородица, между прочим, кое-что значат.

Скорее всего, домашнее насилие не имеет отношения ни к языческим пережиткам, ни к православию, а лишь к человеческой агрессии и безответственности.

Возможно, был у этого и свой катализатор – то самое пространственное разделение, страх перед неведомой силой, которой женщины всё ещё владели, ведь мужьям строго воспрещалось присутствие при родах, нежелательно было заходить на чужую половину избы, нелюбимый супруг мог быть отравлен или оклеветан, помешать этому было крайне трудно. В семье была масса тайн, а значит, не было полного доверия.

В этнографическую эпоху

Старинные песни о женской доле, которые сегодня мы можем прослушать в свободном доступе, печальны почти на все сто процентов. В них имеется явная конфронтация «муж» - «любовник», где муж - или старик, или тиран, или убит, а любовник тут как тут. И, наоборот, в одной известной старинной песне парень пишет из тюрьмы своим родителям и жене, которые от него отказываются, а тайная подруга выручает его большой ценой. Девичьи песни, в основном, повествуют о безответной любви или наблюдении со стороны за объектом страсти. В казачьей среде нередко топили нелюбимых жён, умолявших лишить их жизни хотя бы не на глазах у детей и соседей, причём, случалось такое не только в песнях, есть и официальные сообщения информантов об этом.

Вежливость и хитрость ценились выше красоты и богатства и были ключом к успеху. Если, к примеру, невеста обязана была дарить жениху плеть, то почему бы эту плеть не сплести из шёлка или бархата? Ведь если догадаться, как не нарушить устоев общества, не испортить жизнь друг другу, и при этом, добиться своего, то станешь и собой доволен, и чтим людьми. Именно такие случаи описаны в знаменитых сборниках заветных сказок, составляющих своего рода русский «Декамерон».

Все сказанное – о том, чтобы попробовать отойти от шаблона «Забитость русской женщины – правда или миф?» и обратиться к нынешним дням. Ограниченность, безграмотность, уязвимость применительно к дореволюционному крестьянству как-никак выглядит более естественно, чем то же самое сегодня. Если сейчас хватает социальной рекламы о домашнем насилии, а женские форумы в сети, порой, просто страшно читать от царящего там гротеска, то кажется, в прошлом было ещё хуже, однако, это логическая ловушка. Мы лишь заменили суеверия о мощной женской магии на утверждение о том, что «в каждой женщине есть загадка» и этот барьер, кажется, никогда не будет окончательно взят.

Дек 12 2016

«Жгучее беспокойство, которое испытывал Николай Алексеевич Некрасов, думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всем известно, что русской женщины воспевается поэтом во многих произведениях. На судьбе Матрены Тимофеевны Некрасовым показана типичная биография крестьянки. Жизни этой женщины посвящены многие отдельные эпизоды поэмы, а также в целом вся вторая часть произведения. Радостной была ее только в раннем детстве и то потому, что ей « в девках выпало»: у Матрены Тимофеевны была «хорошая, непьющая семья», но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годику», так как испытывали глубокую нужду.

Тяжелый труд, однако, не сломил ее: И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была… так говорит о себе . В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет труженицы-крестьянки: Матрена Тимофеевна Осанистая женщина Широкая и плотная, Лет all soch 2005 тридцати восьми Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Тем не менее, на ее долю выпало мало.

Выйдя замуж, она «попала с девичьей воли в ад». Начались постоянные издевательства мужниной родни, бесчисленные побои, непосильный каторжный труд, но самым большим несчастьем для героини произведения была смерть любимого ребенка. Очень рано Матрена Тимофеевна стала вдовой, поэтому постоянная нужда стала ощущаться еще острее. «Во мне, говорит она, нет косточки не ломаной, нет жилочки не тянутой… ». Вот так безрадостно сложилась жизнь этой прекрасной женщины.

«Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приходит Некрасов. Ор том же говорит странникам и сама Матрена Тимофеевна: «Не дело – между бабами счастливую искать». Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную, покорную рабыню. Бунтарский дух Савелия остался жить в ее сердце, недаром Матрена Тимофеевна жена внука этого свободолюбивого старца.

Рассказ женщины о Савелии свидетельство того, что она помнит его, сочувствует ему. Матрене Тимофеевне даже кажется, что народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия: Стоит из меди кованый, Точь-в-точь Савелий дедушка, Мужик на площади. Итак, эта женщина верна бунтарскому духу. «Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!…» говорит многострадальная мать.

Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает о своей жизни: «По мне обиды смертные прошли не отплаченные…». Это свидетельство того, что в душе крестьянки все более зреет протест, негодование. По мнению автора, святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь Некрасова, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее. Однако Некрасов до конца верен исторической правде.

Несмотря на то, что гнев крестьянки копится, в ее сознание сохранилась и привычная вера в заступничество божьей матери, в силу молитвы. И все же мы видим, что спасает Матрену Тимофеевну ее собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Героиня не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лица всего народа: В груди у них нет ни душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста.

Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Надо отметить, что вторая часть поэмы – «Крестьянка» построена почти целиком на материале народного творчества. Лирические и свадебные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини. Почти без изменения вошли в поэму песни: «Мой постылый муж подымается», «Снится мне, младонькой, дремлется».

Также на основе народных песен были созданы обращения девушки-невесты к жениху: «Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямехонько», и плач матери по выдаваемой замуж дочери: «Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не медом полита». Особым трагизмом проникнут скорбный плач матери по умершему ребенку: «Ой, плотнички-работнички! Какой вы дом построили сыночку моему?

» В этих песнях воплотились горе, муки и ненависть народа. Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли6 если и в женщине, самом обездоленном и забитом существен, зреет душевная , значит, близки перемены. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми: В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Литературные сочинения!

В своем произведении созда­ет обобщающие картины народной жизни пореформен­ной России и с горечью показывает, как по-прежнему беспросветна судьба народа. Разорение помещичьих хозяйств привело к крайней степени оскудения крестьянских семей: Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы, Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные… В России после отмены крепостного права развивал­ся отходный промысел,’большая часть мужчин уходила на заработки в города.

На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть труда на земле, по и ответствен­ность за судьбу семьи, за воспитание детей. В главе «Крестьянка» Некрасов прослеживает типич­ную историю русской женщины. Личная судьба Матре­ны Тимофеевны расширяется до общерусских пределов.

Героиня пережила все ситуации, в которых могла ока­заться русская женщина, многострадальная мать. Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: «Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она себя чувствовала только до замужества: Мне в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. У героини было счастливое, беззаботное раннее дет­ство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т. д. Так к делу приобвыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «по­стылым», терпеть побои до крови.

Только один раз в их жизни с Филиппом случилась нелепая ссора на глазах недоброй родии, и пришлось молодой женщине испы­тать унижение: Филипп Ильич прогневался… Да хлоп меня в висок! В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и не­счастья.

Филипп был печником, постоянно уезжал на заработ­ки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоян­ные разлуки. all soch 2005 Ей приходилось приспосабливаться к «сварливой» чужой семье: Что ни велят - работаю, Как ни бранят - молчу. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-зас­тупника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, герои­ня не находила поддержки.

От домогательств ее «бог миловал»: управляющий внезапно умер от холеры. Но впереди Матрену ждали новые испытания: не убе­регла судьба Демушку - первенца. В тот год был бога­тый урожай пшеницы.

Никто не щадил кормящих мате­рей. И Матрена с утра до ночи работала в поле, а сына вынуждена была оставлять со стариком Савелием. Тот недосмотрел за Демушкой, произошла . Муки Матрены усугубились тем, что ей пришлось пережить надругательство над телом погибшего сына. Бесправную крестьянку власти обвинили в преднамеренном убий­стве собственного сына и в ее присутствии произвели вскрытие тела: Из тонкой из пеленочки Повыкатали Демушку И стали тело белое Терзать и пластовать. Тут свету я невзвидела, - Металась и кричала я… Матрены Тимофеевны была наполнена бес­конечным подневольным трудом и неустанной заботой о детях: Поешь - когда останется От старших да от деточек, Уснешь - когда больна…

Героиня рано осиротела, осталась без «великой обо-ронушки». В «бесхлебицу» она была похожа на голодную волчиц}’. Матрена чуть не стала жертвой суеверий. Свек­ровь «соседкам наплела», что Матрена «накликала беду». Муж спас героиню, а другую женщину «за то же самое убили насмерть кольями».

Вот так крестьянки гибли в неурожайные года. Матрене на своем веку пришлось вынести и публич­ное унижение: она легла под розги. Так мужественная женщина спасла от наказания своего маленького сына. Мальчик-подпасок не смог у голодной волчицы-матери отобрать овцу. В главе «Трудный год» повествует о том, как над Матреной нависла угроза стать солдаткой.

В то вре­мя крестьянин на царской службе должен был отбыть двадцать пять лет. Его семье грозило вымирание. Некра­сов в ярких красках показывает, какая доля ожидала рус­скую солдатку без мужа-заступника: Как жить самой? Как деточек Поить, кормить, растить?

Как справиться с убожеством? Куда обиду сбыть? Солдатке не от кого ждать помощи, ее участь неза­видна, а порой трагична. Матрене, как и другим русским женщинам, пришлось столкнуться с несправедливос­тью, с продажностью бурмистра.

Из семьи в армию уже забрали старшего сына, но правоту доказать невозмож­но, так как все начальники «задарены». Матрена спасла Филиппа от рекрутчины, ей посчастливилось: жена гу­бернатора оказалась доброй женщиной и помогла крес­тьянке добиться правды. Спасение мужа Матрены Тимо­феевны от армии - счастливое исключение из правил.

Героиня поведала странникам, что не миновали ее семью пожары и страшные эпидемии, прошли «обиды смертные, неотплаченные». Она сравнивает свою жизнь с судьбой загнанной лошади: Потуги лошадиные Несли мы; погуляла я, Как мерин в бороне!.. Некрасов с огромной силой сочувствия и сострада­ния описывает «долюшку женскую». Его сердце уязвле­но страданиями несчастных крестьянок. Через индиви­дуальную судьбу Матрены Тимофеевны автор делает глу­бокие обобщения: русские женщины живут в постоян­ном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины.

Некрасов горячо верит в то, что душев­ные силы русской женщины неистребимы, в то, что она добьется истинного , и ее золотое сердце осво­бодится от вечного рабства: В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Литературные сочинения!

Нет, наверное, в мировой литературе ни одного поэта, не писавшего о женщине. Традиционно образ женщины в мировой поэзии - это образ любимой, возлюбленной. Отсюда в лирике возникает любовная тема. Поэты воспевают любимую, ее красоту, свои чувства, страсть, описывают страдание от неразделенной или ушедшей любви, пишут об одиночестве, разочаровании, ревности.

Поэзия Некрасова, в своем обращении к женщине, впервые расширила тематические рамки. В его лирике кроме любовной появилась тема женской доли, представленная широко и разнообразно. Это во многом было связано с тем, что поэт коснулся другого социального слоя: не дворянства, а простого народа. Посвятив лиру «народу своему», поэт называет свою Музу родной сестрой избиваемой на площади кнутом молодой крестьянки.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. В стихотворении «Тройка» поэт предсказывает девушке тяжелую замужнюю жизнь.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный.

Будешь нянчить, работать и есть.

И в стихотворении «Свадьба» опять зловещее предсказание:

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать.

Свое сочувствие женской доле поэт высказывает и в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», показывая трагедию огромного большинства крестьянок, убивающихся изо дня в день на непосильной работе:

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Тему тяжкой доли русской женщины поэт раскрывал и в своих знаменитых поэмах «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Страдальческая судьба русской женщины-крестьянки описана и в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где ей целиком посвящена вся вторая часть. Ее героиня - Матрена Тимофеевна слывет среди людей счастливою. Рассказывая мужикам, ищущим ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?», о своей жизни, она признает, что ей «в девках счастье выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», любящие, ласковые, оберегавшие ее родители. Но и в такой семье по «пятому годочку» ей пришлось начать трудиться, в семь - уже ходить за коровой, пасти гусей, собирать грибы и ягоды, ворошить сено, а после трудового дня и баньки - снова за работу, за прялку.

И такая полная нелегкого труда жизнь вспоминается Матрене Тимофеевне в ее тридцать восемь лет как счастье. Потому что все, что ждало ее после замужества, было сплошным страданием. Не зря мать причитала, когда приехали сватать ее дочь. После свадьбы «попала с девичьей холи в ад». Издевательства родни мужа, побои, каторжный труд, страшная гибель любимого первенца - то было лишь начало ее страшной, но, увы, такой обычной для русской крестьянки судьбы.

После гибели первенца что ни год рождались другие дети: «некогда ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться да лоб перекрестить», умерли родители Матрены. Всему покорилась Тимофеевна: «первая с постели, последняя в постель», унижалась перед свекром со свекровью и только в одном стала непокорной: за детей стояла горой, не давала их обижать. Когда деревня учинила самосуд над Федотом, который, работая подпаском, не сумел отнять у волчицы овцу, мать легла за него под розги.

Выпал на долю Матрены голодный год, а потом и еще более страшное испытание: забрали вне очереди мужа в рекруты. И опять не покорилась Матрена Тимофеевна. Беременная женщина пошла пешком в город искать правды и заступничества у губернатора. Правды она добилась, получив заступничество губернаторши, которая еще и сама крестила родившееся до времени дитя. С тех пор Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Растит крестьянка пятерых сыновей. Одного уже забрали в рекруты, дважды погорела ее семья, погуляла она, «как мерин в борозде». И по ее мнению, не дело это - «между бабами счастливую искать». А другая героиня поэмы - богомолка, зашедшая в село, с горечью скажет, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».

Читая Некрасова, приходишь к выводу, какой делает в одном из своих стихотворений сам поэт, - «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем, кто не мирится со своим голодным и бесправным существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а такие смелые, непокорные и свободолюбивые бунтари, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, семь правдоискателей, Гриша Добросклонов. Лучшие из них сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Среди них и Матрена Тимофеевна.




Top