Афинские колонны. Архитектурное и художественное оформление парфенона древней греции

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки

Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Чтобы просматривать видео на сайте - включите JavaScript, и убедитесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 видео.

«Адмирал Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».
По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6-30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10-12 градусов.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение 55000 (70500) тонн
Размеры 304,5 х 38 х 10,5 м

Мощность четырехвальной энергоустановки 200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость 32 узла

Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах

Вооружение 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6-30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.) 15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31

Вооружение

Однотипные корабли

Общая информация

Первый советский авианосец, рассчитанный на самолёты обычного взлёта и посадки (предшествующие типы ТАКР предназначались для самолётов вертикального взлёта). Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова . Построен в городе Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

В настоящее время на корабле размещаются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (ОКИАП), а также МиГ-29К и МиГ-29КУБ 100-го ОКИАП (аэродром базирования 279 и 100 ОКИАП - Североморск-3), вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

История создания

Предпосылки к созданию

Согласно утверждённому правительством СССР в 1945 году плану развития ВМФ, строительство авианосцев в СССР не предполагалось. Н. Г. Кузнецов , занимавший в то время должность главнокомандующего военно-морским флотом, сумел добиться включения кораблей этого класса лишь в план проектирования. В 1953 году Кузнецов утвердил проект создания лёгкого авианосца (проект 85) для противовоздушной обороны флота в открытом море. Планировалась постройка, по меньшей мере, восьми таких кораблей, причём первый из них должен был вступить в строй уже в 1960 году. Но в 1955 году Н. Г. Кузнецов попал в опалу и был смещен с должности главнокомандующего военно-морским флотом. Вместо него кресло главкома занял С. Г. Горшков , во многом не разделявший идеи своего предшественника относительно развития ВМФ.

Хотя авианосцы прекрасно зарекомендовали себя в морских сражениях Второй мировой войны, с тех пор произошёл большой прогресс как в противокорабельном, так и корабельном зенитном вооружении. Относительно успешные действия американских авианосных соединений в Корее и Вьетнаме проходили в полигонных условиях, без противодействия противника с моря. Фактически, авианосцы в этих конфликтах служили передвижными авиабазами для атак наземных объектов, что никак не доказывало их возможную полезность в морском сражении. Это дало советскому руководству основания в развитии флота сделать ставку на вооружённые ракетами крейсера и подводные лодки, объявив авианосцы «оружием западного империализма».

«Первыми ласточками» советского авианосного флота стали противолодочные крейсера проекта 1123 , имевшие на борту авиагруппу из четырнадцати вертолётов Ка-25. Однако возможности вертолётов не позволяли организовывать с их помощью полноценную поддержку морских операций с воздуха, поэтому было решено разработать новые корабли, рассчитанные на применение самолётов вертикального взлёта и посадки. Такими кораблями стали тяжёлые авианесущие крейсера проекта 1143 (типа «Киев»). Получив мощное ракетное вооружение, эти крейсера несли немногочисленную авиагруппу, задачи которой оставались скорее вспомогательными. Кроме того, палубный самолёт Як-38 , являясь первым серийным СВВП Советского Союза, отличался невысокими лётными данными, и в силу малой размерности и веса был сильно ограничен в боевой нагрузке и радиусе действия. К тому же, будучи по назначению штурмовиком, Як-38 был плохо приспособлен для задач ПВО. Таким образом, три корабля типа «Киев» вместе с ТАКР «Баку», являвшимся их развитием, продолжали оставаться в большей степени крейсерами, нежели авианосцами. Недостатки Як-38 предполагалось устранить на палубном СВВП нового поколения - многоцелевом истребителе Як-41 - но этот самолёт создавался долго и трудно, так что сроки его принятия на вооружение постоянно отодвигались.

Проектирование

Осознавая ограниченные авианосные возможности кораблей проекта 1143, руководство ВМФ приняло решение о строительстве полноценного авианосца, способного применять самолёты с традиционным взлётом и посадкой помимо СВВП. Разработка проекта была поручена Невскому проектно-конструкторскому бюро в 1977 году. Эскизные работы шли почти три года и были завершены только в 1980-м. Всего было подготовлено десять вариантов, среди которых были и корабли с атомной силовой установкой. В итоге, после нескольких лет согласований, был утверждён проект 11435 . Кроме существенно больших размеров, основным отличием нового проекта от предыдущих (1143 и 11434) стало иное размещение главного ракетного комплекса, который теперь должен был находиться внутри корпуса. Помимо этого, надстройка корабля была смещена вправо, на спонсон (выступая за обводы правого борта). Оба этих фактора позволили увеличить площадь полётной палубы до размеров, пригодных для палубных самолётов с горизонтальным взлётом. Первоначально корабль планировалось оснастить двумя паровыми катапультами, но их размещение приводило к заметному росту водоизмещения и стоимости крейсера; попытки уложиться в заданную размерность при сохранении катапульт вели бы к ухудшению боевых возможностей будущего корабля. Высокие характеристики советских истребителей 4-го поколения, предполагавшихся к базированию на новом корабле, позволяли взлетать с трамплина без помощи катапульт, поэтому от последних было решено отказаться.

Окончательный проект был утвержден в мае 1982 года, а в сентябре того же года головной корабль нового проекта был заложен на Черноморском судостроительном заводе № 444 в городе Николаев (Украинская ССР).

Постройка и испытания

ТАКР «Леонид Брежнев» у достроечной стенки, иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года

Истребитель Су-33 на палубе авианосца, 1996 год

В продолжение похода, 18 октября 2004 года, случилась авария с учебным Су-25УТГ . Самолёт выполнил слишком жёсткое касание, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Разрушений на корабле удалось избежать, поскольку аварийный Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра. Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик - подполковник Юрий Корнеев - успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам.

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в составе корабельной ударной группы, включающей в себя БПК «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Левченко» , вышел в свой второй поход на боевую службу в Атлантический океан и Средиземное море. За время боевой службы были совершены визиты в порты Италии, Франции и Алжира, а также на остров Мальту. При возвращении через северную Атлантику авианосное соединение приняло участие в учениях совместно с авиацией ВМФ берегового базирования, а также самолётами ВВС России. Боевая служба продолжалась до 3 февраля 2008 года .

С мая 2008 и по 8 декабря 2008 года крейсер проходил семимесячный плановый ремонт на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». В ходе ремонта была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту системы кондиционирования воздуха, котельного оборудования, механизмов для подъёма самолётов на полётную палубу.

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проходит Гибралтарским проливом в декабре 2007 года

Зимой 2008/2009 года - начиная с декабря 2008 года - авианосный крейсер вновь проходил боевую службу в Средиземном море. В этом походе 6 января 2009 года произошёл несчастный случай: во время стоянки на рейде в рамках проведения боевых учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосного крейсера в одном из носовых помещений начался пожар. Устранить возгорание удалось силами экипажа корабля, но во время борьбы с огнём от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. Согласно заявлениям экспертов, авианосец не получил серьёзных повреждений и 11 января 2009 года принял участие в совместных учениях с Грецией. Поход был завершён 27 февраля 2009 года .

6 декабря 2011 года тяжёлый авианосный крейсер во главе отряда кораблей Северного флота вновь вышел в Средиземное море, к берегам Сирии. В связи с волнениями и попытками государственного переворота в этой дружественной России стране была необходима демонстрация силы возле её берегов, хотя бы отчасти уравновешивающая постоянное присутствие в том районе боевых кораблей 6-го флота США .

12 декабря 2011 года соединение бросило якоря в заливе Мори Фёрт (Великобритания) для пополнения запасов воды и продовольствия. 15 декабря в связи с ухудшением погоды в районе стоянки отряд боевых кораблей снялся с якорей и продолжил поход.

23 декабря 2011 года отряд боевых кораблей во главе с ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» прошёл Гибралтарским проливом в Средиземное море.

С 8 января по 10 января 2012 года российское соединение нанесло деловой визит в порт Тартус (Сирия), где пополнило запасы на материально-технической базе ВМФ России. За время визита делегация российских моряков встретилась с губернатором провинции Тартус Атефом Наддафом.

16 февраля 2012 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» завершил боевую службу, вернувшись в Североморск.

После завершения боевой службы был проведён восстановительный ремонт ТАКР «Адмирал Кузнецов» на мурманском филиале ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“». К 23 августа 2012 года ремонт был закончен.

В сентябре 2013 года крейсер принял участие в учениях Северного флота в районе Баренцева моря.

Вертолёт Ка-29 над ТАКР «Адмирал Кузнецов» во время боевой службы, Средиземное море, 24 ноября 2016 года

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов. Находясь в Средиземном море, авианосный крейсер действовал совместно с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов.

19 августа 2015 года на крейсере был завершён трёхмесячный ремонт в доке 82-го судоремонтного завода (посёлок Росляково, Мурманская область). В ходе работ была приведена в порядок электромеханическая часть корабля, а также проведена очистка и покраска подводной части корпуса.

15 октября 2016 года крейсер вышел из Североморска на боевую службу в Средиземное море. В состав отряда боевых кораблей, помимо «Адмирала Кузнецова», вошли также атомный тяжёлый ракетный крейсер «Пётр Великий» , БПК «Вице-адмирал Кулаков» и «Североморск» , а также ряда вспомогательных кораблей и судов. На борту авианосного крейсера находилась авиагруппа в составе 10 истребителей Су-33 , 4 истребителей МиГ-29К/КУБ , 5 вертолётов Ка-27 (включая в это число противолодочные Ка-27ПЛ и спасательные Ка-27ПС), 2 транспортно-боевых Ка-29 и один боевой вертолёт Ка-52К , а также один вертолёт ДРЛО Ка-31 .

С 19 по 21 октября в акватории Норвежского моря с палубы ТАКР проводились учебные полёты палубной авиации. 21 октября соединение прошло проливом Ла-Манш.

26 октября 2016 года отряд боевых кораблей во главе с ТАКР «Адмирал Кузнецов» прошёл Гибралтарским проливом в Средиземное море; возле побережья Марокко была проведена дозаправка в море топливом и питьевой водой.

Пополнение авиационного боезапаса «Адмирала Кузнецова» с плавучего крана на рейде Тартуса, декабрь 2016 года

1 ноября российское авианосное соединение миновало Сицилию на пути в восточное Средиземноморье и приступило к полётным операциям. 5 ноября к отряду присоединился фрегат «Адмирал Григорович» из состава Черноморского флота России.

13 ноября 2016 года из-за аварии с аэрофинишёрами не мог быть вовремя принят на палубу и потерян по выработке топлива один из истребителей МиГ-29К авиагруппы крейсера; лётчик успешно катапультировался и был спасён.

15 ноября 2016 года палубная авиация ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» приступила к боевой работе против исламистских боевиков в Сирии (по согласованию с правительством Сирийской Арабской Республики).

3 декабря 2016 года при посадке на палубу корабля был потерян один из истребителей Су-33 авиагруппы из-за обрыва троса аэрофинишёра ; лётчик успел катапультироваться и не пострадал.

Истребитель МиГ-29КУБ взлетает с трамплина «Адмирала Кузнецова» во время боевой службы, 10 января 2017 года

6 января 2017 года было объявлено о сокращении группировки ВС России в Сирии, включающем в себя вывод ТАКР «Адмирал Кузнецов» из зоны конфликта.

8 января 2017 года отряд боевых кораблей во главе с авианосным крейсером перешёл в центральное Средиземноморье у ливийского побережья (район Бенгази-Тобрука); по согласованию с контролирующей этот участок группировкой «Ливийская национальная армия» была проведена серия ежедневных учений в море. 11 января борт «Адмирала Кузнецова» посетил возглавляющий «Ливийскую национальную армию» генерал Халиф Хафтар.

20 января корабельная авианосная группа прошла Гибралтарским проливом, покидая Средиземное море.

24-25 января 2017 года отряд боевых кораблей в составе ТАКР «Адмирал Кузнецов», ТАРКР «Пётр Великий» , БДК «Александр Шабалин» и судов обеспечения прошёл через пролив Ла-Манш по пути в Североморск.

3 февраля авиагруппа с находящегося в Баренцевом море авианосного крейсера выполнила перелёт на аэродром базирования «Североморск-3».

Вице-адмирал Соколов, командир крейсера капитан 1 ранга Артамонов и ливийский генерал Хафтар с сопровождающими на палубе ТАКР «Адмирал Кузнецов», 11 января 2017 года

8 февраля 2017 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» встал на рейде Североморска, завершая свою боевую службу. В ходе неё на протяжении почти четырёх месяцев корабль прошёл порядка 18000 миль. По возвращении тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» произвели праздничный салют из 15 артиллерийских выстрелов. Ответный салют выполнил эскадренный миноносец Северного флота «Адмирал Ушаков» , пришвартованный у причала главной военно-морской базы Северного флота.

Согласно опубликованным Министерством обороны России сведениям, за время боевой службы самолётами и вертолётами авиагруппы «Адмирала Кузнецова» было выполнено 1170 полётов, в том числе 420 боевых, из них 117 - ночью; остальные 750 вылетов были выполнены в ходе решения задач поисково-спасательного и транспортного обеспечения. Известно, что в ходе боевой службы часть палубных самолётов временно перебазировалось с ТАКР на авиабазу Хмеймим, поэтому некоторое количество упомянутых боевых вылетов могло быть совершено с неё. В ходе бомбардировок было уничтожено свыше 1000 объектов боевиков в Сирии - включая в это число штабы и пункты управления, огневые позиции, а также скопления живой силы и техники. Несмотря на сложности со снабжением корабля авиационными боеприпасами в море - в связи с тем, что после списания корабля комплексного снабжения «Березина» в составе ВМФ России подобных кораблей больше нет, эту операцию пришлось выполнять на рейде Тартуса при помощи плавкрана СПК-46150 - поставленные авианосному крейсеру на боевую службу задачи были успешно выполнены.

По сообщениям представителей Министерства обороны России, к настоящему времени крейсер требует капитального ремонта с модернизацией, которые были запланированы к проведению на судостроительном предприятии «Севмаш» в период с 2012 по 2017 год. Однако из-за недостатка финансирования капремонт корабля был отложен; в 2016 году сообщалось, что начало капремонта крейсера намечено на первый квартал 2017 года - сразу после возвращения корабля с боевой службы в Средиземном море. Работы рассчитаны на 2-3 года и должны будут включать в себя замену палубного настила и тормозных машин аэрофинишёров.

Командиры

За время службы тяжёлым авианосным крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» командовали.

Великие русские полководцы создавали славу русского оружия на суше, в воздухе и на море. Петр I планировал развитие страны в качестве морской державы, закладывая первые корабельные верфи и привлекая иностранных инженеров. Его труды дали возможность России одержать много громких побед на море. Ушаков, Нахимов - это первые флотоводцы, именами которых может гордиться наша страна. В СССР продолжателем их побед стал адмирал Кузнецов, его жизнь была связана с военно-морскими силами неразрывно.

Биография

По мнению самого Николая Герасимовича Кузнецова, опыт управления кораблем не дается сразу, его надо получить, пройдя путь от матроса. Именно так начиналась стремительная карьера молодого паренька из деревни Медведки Астраханской области. Будущий адмирал Кузнецов попал на флот в 15 лет, добавив к своему возрасту два года, он пошел добровольцем на Гражданскую войну. В 1919 году он воевал матросом на корабле Северо-Двинской флотилии. Окончив военно-морское училище, а затем и академию с отличием, Кузнецов направляется служить на Черноморский флот. Крейсер «Червона Украина» стал для него школой моряка, которая началась с должности вахтенного начальника. С 1933 года он становится командиром крейсера, в течение следующих пяти лет службы корабль отмечается как образцовый по военной подготовке, дисциплине, показателям стрельбы. На флоте заговорили о создании системы Кузнецова, которая стала методикой военной подготовки судов на всех флотах СССР. Самый молодой в 1935 году был награжден Орденом Красной Звезды. В период службы на крейсере Кузнецов разрабатывает новые тактические приемы ведения морского боя, осознает важность авиационной разведки. В его теоретических выкладках говорится о том, что взаимодействие всех должно давать высокие результаты при проведении военных операций. Наиболее важная роль в ней отводилась авиации. В дальнейшем эта теория не только подтвердилась, но и, благодаря Кузнецову, спасла много жизней, внеся ощутимый вклад в победу СССР на фронтах Второй мировой войны.

Испания

В 1936 году задачами моряков добровольцев в борьбе с фашизмом была своевременная доставка и разгрузка помощи, поступавшей из СССР. Кузнецов в качестве военно-морского атташе в Испании на практике убеждается в правильности своей теории. Самолеты противника топили транспортные корабли на подходах к портам, их действия значительно усложняли разгрузку, что отражалось на эффективности военных действий. Кузнецов создает новый род войск - военно-морскую авиацию, которая базируется в припортовой территории и отбивает атаки вражеских истребителей. За эту работу он награждается орденами "Красного Знамени" и "Ленина". Вернувшись из Испании в 1937 году, Кузнецов назначается сначала заместителем, а затем и Основным правилом, которое он вынес из боевых действий в Испании, является постоянная готовность каждого корабля и флота в целом.

Перед войной

В 30-е годы СССР начинает создание нового, более мощного флота, который был уничтожен в период русско-японской войны 1904 года. Будущий адмирал Кузнецов в 1937 году входит в командный состав Главного военного совета ВМФ, который создается при наркомате. В 34 года он становится самым молодым народным комиссаром военно-морского флота. В его подчинении находились молодые, не слишком опытные, но стремящиеся удвоить славу русского оружия офицеры. Подчинялся Кузнецов напрямую Сталину, это значительно усложняло его работу. Главнокомандующий собирался строить новый флот из больших кораблей - линкоров, крейсеров. Кузнецов, напротив, настаивал на выпуске морских судов разного класса, в том числе авианосцев. Он доказывал вождю необходимость создания береговой авиации, способной проводить быструю разведку и обеспечивать безопасное перемещение кораблей. Важную роль Кузнецов отводил обучению личного состава, в действующих войсках регулярно отрабатывались боевые ситуации, готовность каждого корабля к внезапному нападению. В период с 1938 по 1948 год было открыто множество учебных заведений для создания квалифицированных морских офицеров и матросов. Кузнецов лично посещал каждое судно, следил за соблюдением корабельного и дисциплинарного уставов, оценивал действия кораблей в учениях. К моменту начала войны, несмотря на разногласия со Сталиным, молодой нарком добился выполнения многих своих замыслов и создал новый боеспособный советский флот.

Великая Отечественная война

Сообщения ТАСС, опровергающие возможность стали для Кузнецова сигналом к действию. Корабли были снабжены запасами топлива, проведена полная инвентаризация материальной части и боезапаса, были усилены дозоры и разведка. С мая 1941 года личному составу запретили увольнения на берег, в то же время усилилась политподготовка бойцов. Начало фашистской агрессии флот встретил в полной боевой готовности, что позволило избежать потерь. Созданный перед войной план защитных мероприятий разворачивался по приказу Кузнецова без прямого вмешательства Главнокомандующего. Устанавливались заграждения из мин, разворачивались подводные лодки, авиация противника уничтожалась на подлетах к местам базирования флотов. 24 июня угроза блокирования возникла над кораблями Балтийского ВМФ, по приказу Кузнецова он прорвался в Кронштадт, оставив Таллин. Флотская артиллерия значительно помогла в обороне Ленинграда и его освобождении от блокады. Моряки участвовали в сухопутных операциях, помогая сдерживать фашистскую армаду. Бомбардировщики Балтийского флота в августе 1941 года нанесли несколько массированных ударов по Берлину, они не причинили значительного вреда немецкой столице, но подняли моральный дух наших войск. С 1944 года по приказу Главнокомандующего Кузнецов Н. Г. - адмирал флота, это звание присваивалось впервые и приравнивалось к маршальскому.

Результат

Активные боевые действия советского флота привели к большим потерям со стороны противника. Адмирал флота Н. Г. Кузнецов лично разрабатывал все проводимые операции, утверждаемые затем Главнокомандующим, действовал в постоянной консолидации с другими родами войск. Корабли, подводные лодки за время войны уничтожили 1200 единиц (транспортных, охранных) противника. Авиация ВМФ в боях и на аэродромах разбила более 5000 немецких самолетов. В то же время силами осуществлялась охрана и транспортировка грузов от союзнических государств. Сотни тысяч людей были вывезены по дороге жизни из блокадного Ленинграда, более 10 тонн грузов доставлено в голодающий город. На минных заграждениях уничтожено более 200 кораблей противника. Адмирал флота Кузнецов был награжден 1 степени, "Красного Знамени" и "Ленина". Более 70 кораблей удостоились гвардейского звания, 513 моряков стали Героями Советского Союза. В качестве Главкома ВМФ адмирал Советского Союза Кузнецов участвовал в международных конференциях, переговорах и встречах с союзниками.

После войны

Основной задачей мирного времени было восстановление флота. Проекты судостроения (в том числе авианосцев) и развития военно-морских сил были представлены Сталину лично наркомом. Н. Г. Кузнецов, адмирал, прославившийся в военные годы, настаивал на своих планах и требованиях, которые часто расходились с мнением вождя. Из-за этих разногласий и уверенности в своей правоте в 1948 году Кузнецов был разжалован до звания контр-адмирала и чуть не сел на скамью подсудимых. Полгода он провел без службы, перенес инфаркт, но смог приступить к работе в качестве заместителя главкома ВМФ Дальнего Востока. Именно там он получил очередное звание вице-адмирал во второй раз. В 1951 году по личному распоряжению Сталина он возвращается в Москву и полностью реабилитируется. Очередное звание адмирал Н. Кузнецов получает в 1953 году, он активно включается в работу и добивается пересмотра программы судостроительства.

Трижды адмирал

Дальнейшая судьба Николая Герасимовича связана с преобразованием флота, его тесное сотрудничество с профильными ведомствами и Академией наук СССР дали возможность создать атомные подводные лодки. Большое значение он придавал оснащению кораблей ракетами. Они размещались на подводных лодках и наводном транспорте. Идея создания авианосцев так и не нашла своего воплощения до 1972 года, когда эта необходимость была продиктована условиями «холодной войны» с Америкой. Настойчивость Кузнецова помогла продвинуть программу модернизации флота, но она обострила его отношения с правящей верхушкой. При Хрущеве адмирал Н. Кузнецов был в очередной раз понижен в звании. Его болезнь позволила сместить его с поста главнокомандующего ВМФ и фактически отстранить от дела, которому он отдал всю жизнь. Но плоды его трудов дали результат - авианосец адмирала Кузнецова был построен. В отставке Кузнецов много писал о флоте, переводил иностранную литературу и оценивал свои победы и поражения. Он скончался 6 декабря 1974 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. В третий раз Кузнецов стал адмиралом флота после своей смерти, это звание ему вернули в 1988 году под нажимом сослуживцев и семьи Николая Герасимовича.

Авианосец адмирала Кузнецова

В 1982 году на стапеле Черноморского судостроительного завода был заложен пятый тяжелый крейсер. Его палуба была предназначена для базирования, посадок и взлета самолетов типа СУ и МиГ. Со момента закладки корабля до окончания всех типов испытаний он имел четыре названия: "Рига", "Леонид Брежнев", "Тбилиси". И только в 1990 судно стало носить имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Корабль был спущен на воду в 1985 году, на плаву его продолжали достраивать, оснащать и вооружать. В 1989 году на его борт поднялся экипаж, и летчики приступили к испытаниям взлетно-посадочных характеристик полосы. Миг 29 успешно справились с поставленными задачами, после чего корабль быль переведен в док для достройки.

Оснащение

Авианосец адмирала Кузнецова подвергался нескольким реконструкциям. Его радиолокационное, навигационное, радиоэлектронное вооружения должны постоянно модернизироваться. Корабль такого размера и класса очень сложно переоборудовать и достаточно дорого содержать в состоянии боевой готовности, но он до сегодняшнего дня в строю, несет дежурство в составе сил Северного флота. Его водоизмещение (максимальное) составляет 61 т., длина - 306 м., ширина - 71 метр. Высота габаритная - 65 метров, наибольшая осадка - 10 м. В качестве движителя используются четыре пятилопастных винта, которые приводятся в движение дизель-генераторами (6), паротурбинами (4) и турбогенераторами (9). Вооружение состоит из ракет «Гранит», «Кортик», «Кинжал», зенитных артиллерийских установок АК-630, противолодочных бомб РБУ. В базовую группу авиации входят пятьдесят самолетов и вертолетов.

Развитие

На сегодняшний день является самым крупным кораблем такого типа. Его аналоги не производятся, перспективные планы ВМФ в этом направлении являются секретными. Но руководство современного российского флота признает тот факт, что созданный Н. Г. Кузнецовым 50 лет назад проект развития остается актуальным в настоящее время. Возможно, что скоро на современных верфях будут заложены новые авианосцы, которые в большей степени будут соответствовать современным требованиям. Это касается как вооружения, так и двигателей корабля. Новые морские суда под командованием молодых флотоводцев будут покорять просторы океана и показывать миру мощь русского оружия, но забывать о людях, которые написали первые страницы этой книги, не стоит.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — наш единственный авианосец и самый большой военный корабль российского флота за всю его более чем трехвековую историю.

Формально «Адмирал Кузнецов» авианосцем не является: по официальной классификации этот корабль в период постройки и строительства именовался тяжелым авианесущим крейсером, а после включения в состав ВМФ — тяжелым авианосным крейсером (ТАВКР). Однако его часто называют авианосцем, поскольку он таковым и является — и по конструкции, и по кругу решаемых задач. Рождению этого корабля предшествовал долгий путь проб и ошибок. По субъективным причинам советское руководство упорно не желало утверждать постройку авианосцев, считая их слишком дорогими и уязвимыми. В качестве альтернативы в СССР строились ТАВКР проектов 1143 и 1143.4 с самолетами вертикального взлета и посадки Як-38М. Лишь в 1978 году было принято постановление Совета министров о создании корабля проекта 1143.5 с полноценной палубной авиацией на борту. Правда, предложение оснастить ТАВКР катапультами так и не утвердили. Из-за жесткого требования ограничить полное водоизмещение корабля цифрой в 55 тыс. т конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссов, но к весне 1982 года разработку проекта удалось завершить.

ОПИСАНИЕ

ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 года — 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы — 14 800 кв. м, угловая часть размерами 205 х 26 м располагается под углом 7 градусов к диаметральной плоскости. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. Носовая часть оснащена трамплином. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций — по 100 м, с третьей позиции — 200 м.

Корпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб; общее число внутренних помещений различного назначения — 3857. Ангар площадью 153 х 26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м). Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи летательных аппаратов на платформы лифтов.

В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива — около 2500 т. Подводная противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная (многослойная). Энергетическая установка включает 4 турбозубчатых агрегата ТВ-12-4 и 8 паровых котлов КВГ-4. По сравнению с предшественником-ТАВКР «Баку» проекта 1143.4-за счет увеличенного запаса топлива повысились дальность плавания и автономность: последняя составила 45 суток.

По сложившейся в нашем флоте традиции ТАВКР оснастили ударными ракетами «Гранит», размещенными в 12 подпалубных наклонных шахтах. Весьма мощным стало и зенитное вооружение: 4 модуля вертикальных пусковых установок ЗРК «Кинжал» и 8 новейших ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик». Численность авиакрыла по проекту — 50 самолетов и вертолетов. Радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», система радиоэлектронной борьбы «Созвездие-БР», гидроакустический комплекс «Звезда-М1». Всего на борту корабля было смонтировано более 450 единиц радиооборудования различного назначения.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Основным назначением ТАВКР «Адмирал Кузнецов» считается обеспечение прикрытия района развертывания стратегических атомных подводных лодок. Правда, отличные характеристики самолета Су-33 теперь позволяли успешно бороться с вражеской противолодочной авиацией и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения даже при наличии у них истребительного прикрытия. Таким образом, наш флот наконец-то получил необходимый «воздушный зонтик», без которого действовать за пределами прибрежных вод в условиях современной войны практически невозможно.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в декабре 1991 года перешел из Черного моря на Северный флот, в последующие годы осуществлял отработку полетов авиакрыла, проводил учебные стрельбы в Баренцевом море. В декабре 1995 — марте 1996 года он возглавил многоцелевую группу в походе на Средиземное море. За время боевой службы пройдено 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолетами. В 2004, 2005, 2007-2008, 2008-2009 и 2011 -2012 годах «Адмирал Кузнецов» совершал дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море, в 2015-2018 годах участвовал в операции в Сирии. На ближайшее время запланирована модернизация корабля. В частности, предполагается полностью обновить состав авиагруппы: вместо выработавших ресурс Су-33 на вооружение авианосца поступят 26 палубных истребителей МиГ-29К.

ТАСС о том, что между Минобороны РФ и Объединенной судостроительной корпорацией заключен контракт на ремонт авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Как сообщал ранее заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, ремонт корабля предполагается завершить в 2020 году, а его возвращение в строй запланировано в 2021 году. Ремонтные работы будут проведены на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске (филиал Центра судоремонта "Звездочка").

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об авианосце.

"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). По состоянию на 2018 год - крупнейший корабль и единственный авианосец Военно-морского флота (ВМФ) России. Входит в состав Северного флота, флагман ВМФ. 23 февраля 2018 года президент РФ Владимир Путин наградил ТАКР орденом Ушакова (за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач).

История проекта

В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступала за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz.

Оппоненты (среди них - главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.

Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота.

Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 "Орел"). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена. Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки "обычной" авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки.

Проект 11435 был разработан в начале 1980-х годов в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт - вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.

Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение - ракеты П-700 "Гранит". В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как "тяжелый авианесущий крейсер" (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).

Первоначально предполагалось назвать головной корабль "Советский Союз" (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название "Рига" (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 года переименован в "Леонид Брежнев" (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году в начале перестройки и осуждения "эпохи застоя" ТАКР сменил имя на "Тбилиси". С октября 1990 года - "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годы.

Строительство, испытания

Корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе (город Николаев, ныне на территории Украины) 1 сентября 1982 года под заводским номером 105. 22 февраля 1983 года перезаложен (как "Леонид Брежнев"), спущен на воду 4 декабря 1985 года. 8 июня 1989 года начались швартовые испытания. 21 октября 1989 года корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов. Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (поселок Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА ("Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный", ныне - полигон взлетно-посадочных систем "Нитка").

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачёв на самолете Су-27К. 25 декабря 1990 года был подписан приемный акт, а 20 января 1991 года корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Однако он оставался на Черном море, продолжая испытания. Переход в Североморск был совершен только в конце 1991 года.

История службы

Эксплуатацию корабля затрудняли отсутствие финансирования и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникало с главной энергетической установкой, котлы которой постоянно выходили из строя.

По состоянию на апрель 2018 года авианосец совершил семь дальних походов, из них шесть - в Средиземное море (1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, с 15 октября 2016 года по 8 февраля 2017 года) и один - в Северную Атлантику (2004). В 2000 году "Адмирал Кузнецов" был задействован в аварийно-спасательных работах по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 "Курск".

Находясь в седьмом по счету дальнем походе, в ноябре 2016 года - январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях - палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре террористических организаций "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в РФ) на территории Сирии. Всего в течение похода летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов.

Корабль проходил ремонты в 2001-2004, 2008, 2015 годах.

Тактико-технические характеристики

  • Длина по ватерлинии - 270 м;
  • наибольшая длина (палубы) - 306 м;
  • ширина по ватерлинии - 33,4 м;
  • наибольшая ширина - 72 м;
  • высота - 64,5 м;
  • стандартное водоизмещение - 46 тыс. 540 т;
  • полное водоизмещение - 59 тыс. 100 т;
  • скорость полного хода - 29 узлов;
  • дальность плавания при скорости 29 узлов - 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов - 8 тыс. 417 миль;
  • автономность плавания - до 45 суток;
  • экипаж - 1 тыс. 960 человек, в том числе 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка - котлотурбинная, включает четыре паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

Вооружение

  • 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-700 "Гранит" (дальность полета сверхзвуковых ракет - около 550-600 км);
  • 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Кинжал" (боезапас - 192 ракеты);
  • восемь модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" (боезапас - 256 ракет, 48 тыс. снарядов);
  • шесть шестиствольных артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов).
  • реактивный комплекс противоторпедной защиты "Удав-1".

Авиагруппа

ТАКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-33 (Су-27К), палубных штурмовиков Су-25УТГ, вертолетов Ка-252РЛД (Ка-31), Ка-27/27ПС и Ка-29, с конца 1990-х годов включала истребители Су-33 279-го корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования - Североморск-3, Мурманская область), вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база - Североморск-1).

Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 годах на "Адмирале Кузнецове" во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К "Катран".

Командиры корабля

  • 1987-1992 годы - капитан I ранга Виктор Ярыгин;
  • 1992-1995 годы - контр-адмирал Иван Санько;
  • 1995-2000 годы - контр-адмирал Александр Челпанов;
  • 2000-2003 годы - капитан I ранга Александр Турилин;
  • 2003-2008 годы - капитан I ранга Александр Шевченко;
  • 2008-2011 годы - капитан I ранга Вячеслав Родионов;
  • 2011 по настоящее время - капитан I ранга Сергей Артамонов.

"Варяг"

По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 годах в Николаеве строился тяжелый авианесущий крейсер "Варяг". В 1993 году он оказался в собственности Украины, в 1998 году продан Китаю. В 2012 году принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая. Получил название "Ляонин". В настоящее время является единственным действующим китайским авианосцем (второй готовится к испытаниям).




Top