Анализ прозы воробей тургенев. Воробей тургенев анализ

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) - один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.

Творчество Тургенева

Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».

Стихотворения в прозе

В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают небольшое, но значительное место. Живые и образные, они не могут оставить читателя равнодушным. Любовь к людям, природе, животным, родной земле пронизывает каждое из них. Одно из таких стихотворений в прозе - «Воробей» Тургенева, анализ которого демонстрирует невероятную силу духа крошечного существа.

Сюжет

Рассказчик идет по аллее, возвращаясь с охоты. Он замечает маленького воробышка, который выпал из гнезда на землю. Воробышек очень мал и совершенно беспомощен.

Собака рассказчика видит птенца. Она чует дичь и готовится наброситься на малыша. Но внезапно другой воробей слетает с дерева на землю. Он заслоняет собой птенца. Со смелостью, порожденной отчаяньем, он пытается нападать на собаку и защитить дитя. Анализ "Воробья" Тургенева показывает силу любви и готовность к самопожертвованию маленького существа. По сравнению с пернатым, собака выглядит огромной. Воробью она наверняка кажется ужасным чудовищем, но это не останавливает его. Собаке ничего не стоит проглотить обоих птиц. Но, к изумлению рассказчика, его собака отступает, словно смутившись.

Анализ "Воробья" Тургенева показывает, что дело именно в силе духа маленькой птицы, которую почувствовала собака. Рассказчик зовет собаку и уходит с ней, благоговея перед мужеством воробья. Человек вновь убеждается во всепобеждающей силе любви.

Характеристика персонажей

В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны - это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.

Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.

Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.

Маленький воробушек - беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.

Рассказчик - охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе - лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.

«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.

Это белый стих Тургенева о большой отваге маленького воробья.

Вот появляется что-то неожиданное, и собака реагирует, убыстряя шаги. Оказывается, что она почуяла (и услышала) маленького воробья. Птенец, действительно, выпал из гнезда, а собака приняла его за дичь. Собака неумолимо приближалась к незадачливому птенцу. И вдруг ещё одна неожиданность – на неё (прямо перед мордой) камнем, будто ястреб, упал старый воробей. Он защищал своего птенца. Он не испугался собаки, которая намного больше его, у которой когти и зубы. Автор замечает, что собака должна была казаться воробью настоящим чудовищем, но всё же он не испугался. Хоть автор и называет его «искаженным», со взъерошенным видом и жалким писком, но человек не может не восхищаться отвагой маленькой птицы. Жалкий (особенно по сравнению с собакой) воробей ещё и дважды даже бросился на её морду – на оскаленные клыки.

Тургенев подчеркивает, что Воробей героически защищает своё дитя. Действительно, он дрожит от ужаса, он одурел и охрип, но не бежит. Воробей жертвует собой.

Иван Сергеевич представляет, что Воробей мог бы спокойно (или с волнением) сидеть на своей ветке – безопасной. Но он бросился в бой! Какая-то сила, которая больше, чем он сам, его вдохновила. Птицу заботила не только она сама, а потомки её. И мало сказать, что в ней говорил лишь инстинкт.

И вот Трезор (та самая собака) остановилась… И она попятилась! Она тоже ощутила эту Силу, хотя и почувствовал себя смущенным.

Хозяин отзывает пса, уходит. И в его сердце благоговение. Именно это слово характеризует отношение к героическому воробью.

В финале автор обращается к читателю с просьбой не смеяться над ним. И делается вывод, в котором силе этой даётся имя – любовь. И эта мысль развивается Тургеневым. Он завершает стихотворение тем, что именно любовь движет миром.

Стихотворение выстроено очень логично и лаконично. Нет в нём никаких лишних деталей – даже погода не описана. Оно строится на контрасте жалкого воробушка и его поступка героического. Лексика используется нейтральная, а когда речь идёт об этом маленьком подвиге, то и торжественная. Рассказчик выступает свидетелем сцены и она толкает его на философские мысли.

Анализ 2

Произведение И. С. Тургенева с незамысловатым названием «Воробей», относящееся к стихотворению в прозе - это гимн любви в любом из своих проявлений. В нем сосредоточился сгусток переживаний, эмоций и других чувств, которые связаны с удивлением, восхищением от увиденного поступка. Автор доказал, что не только человек, но и любое живое существо на земле способно по-настоящему проявлять любовь, совершая безумные поступки ради того, кто тебе дорог. Это остается непостижимой загадкой для многих. Но ситуация понятна только любящему существу или человеку, готовому приносить себя в жертву ради другого.

Лирический герой становится свидетелем бесстрашных действий «героической птицы» в отношении своего «детища», оказавшегося на земле. Взрослая птица, с огромной скоростью слетевшая вниз, в свою очередь, оказывается лицом к лицу со смертельной опасностью – напротив охотничьей собаки. Животное выглядело во много раз сильнее ее, но птица не задумывалась о своей безопасности. Трезор, который мог съесть птенца, «попятился».

Авторское отношение к ситуации положительное. Он остался восхищен мужеством беззащитной птицы. Но главное, что хотел подчеркнуть свидетель произошедшего, что на подобный риск птица решилась из самозабвенной любви к своему птенцу. Жертвуя своей жизнью, она действует по зову инстинкта, сердца.

Образы защитника и птенца помогают создать выразительные эпитеты, определения: «едва прораставшие крылышки», «старый…воробей», «маленькое тело», «с отчаянным писком». Они еще раз подчеркивают физическое бессилие перед тем, кто сильнее по законам природы.

Однако автор на данном примере показал, что непокорность страху из жертвенной любви к своим детям превыше всего. Это касается всех живых существ, в том числе и человека. Автор с одобрением наблюдает за происходящим, так как храбрость птицы, оградившей своего птенца, не может оставить равнодушным никого. После этого эпизода ему кажется, что жизнь прекрасна, так как в ней имеют место безграничная любовь, героизм. Особое место в произведении уделяется описанию силы, которая напоминает волшебство. Ведь именно такой вывод напрашивается в тот, момент, когда птица осознанно идет на гибель.

В стихотворении автор противопоставляет два понятия - силу и слабость, которую демонстрируют животные. Своими поступками они заставляют задуматься о том, в каких ситуациях может оказаться каждый человек и каким образом нужно поступать, чтобы уберечь близких от беды. При этом Тургенев наделяет животных качествами, свойственными людям.

Анализ стихотворения Воробей по плану

Это не очень большое стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки. Здесь автор обращается к тому самому псевдопоэту. Монолог этот довольно эмоционален, строг, обличителен

  • Анализ стихотворения Русь Блока

    Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

  • И.С.Тургенев – зачинатель особого жанра в русской литературе. Он назван незамысловато, даже слишком просто для того, что представляет собой – стихотворения в прозе. Вот так объединил, казалось бы, две противоположности, гений пера и слова.

    Особенностью жанра является сопоставление прозовой формы коротких зарисовок и поэтической речи, философское и романтическое направление мысли писателя. Такое единство позволяет создавать уникальные, выписанные, уточненные, где это требуется, образы. Гимном любви и самоотверженности ради жизни близкого звучит стихотворение в прозе «Воробей».

    Набросок настоящей картины о мудрости восприятия действительности человеком построен, как ни странно, на образах животных и отношениях между ними. Главными героями выступают охотничья собака Трезор, чьи инстинкты должны быть сильнее гуманности, и воробей, отчаянно бросившийся в атаку, чтобы спасти самое дорогое. Звери демонстрируют поведение, которое часто бывает недоступно людям.

    Повествование ведется от первого лица. Рассказывает охотник историю, которую ему случилось однажды наблюдать. Сюжет прост, но глубокий смысл, заложенный буквально в каждом предложении компенсирует объем сказанного писателем. Структура данного произведения такова: вначале идет экспозиция, герой вводит нас в суть дела, затем стремительное развитие событий, а потом мораль – вывод, который сделал герой из произошедшего на его глазах. Таким образом, произведение создано не только для духовного удовлетворения или дополнительной информации, но и для пользы читателя, размышлений. Писатель учит, развлекая. Немного этим стихотворения прозе напоминают басни, у которых композиционно мораль также находится после завершения фабулы.

    Внимание И.С.Тургенева к деталям передают важность конкретного события для автора. Обширные как для малого по объему произведения описания основных действующих лиц нужны для лучшего восприятия, ведь не бывает в литературном произведении что-то просто так, во всем есть смысл, но его нужно узреть и разгадать, а может даже почувствовать душою.

    Сбивчивость речи, взволнованность, переживания, а затем восхищение отражает форма записи, заключающаяся в прерывистых фразах, когда собака начала приближаться к птенцу. Раздумья и удивление передают многоточия и повторы слов. А близость к читателю, влияние на него достигается за счет конструкции «я думал» – писатель впускает в свои мысли, делится ими, и обращений к читателю.

    Многие фразы можно считать афоризмами, над ними можно долго раздумывать: «сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда» – вот она, сила любви и преданности, вот умение дорожить и ценить. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» – и это действительно так!

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

    Урок разработан по тексту из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова).

    Урок проведён в 3 классе

    Тема: «ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ»

    Цели: 1. Познакомить с особенностями жанра стихотворения в прозе.

    2. Способствовать формированию умения видеть главную мысль автора в произведении.

    3. Способствовать развитию навыка словесного рисования, умения подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения.

    Ход урока

    1. Целеполагание.

    (На доске – рисунки детей по произведению И.Тургенева «Воробей»)

    Что было задано на дом?

    (Самостоятельно познакомиться с произведением И.Тургенева «Воробей» и проиллюстрировать это произведение.)

    Что изобразили на своих рисунках?

    (Краткое словесное рисование детей.)

    Кого из вас тронуло это произведение? Чем?

    (Воробей не побоялся собаки. Храбрость воробья тронула душу.)

    О том, храбрость это или что-то другое двигало воробьём, мы поговорим позже.

    Итак, тема урока?

    («Иван Тургенев «Воробей»)

    (Рассказ)

    Докажите.

    (Небольшое прозаическое произведение. В нём описывается одно событие с малым количеством действующих лиц.)

    Верно доказали, но это произведение по жанру не рассказ. Есть в литературе небольшие по объёму произведения. Эти произведения, как и рассказ, написаны в прозе, но в них прослеживается повышенная эмоциональность, обилие восклицательных и вопросительных предложений, пауз, как в лирическом стихотворении. Главное, что изображает автор в таком произведении, - это не события, а проявление какого-то характера. Такие произведения относятся к жанру стихотворения в прозе.

    Итак, что нового на уроке узнаете?

    (Признаки жанра стихотворения в прозе. – на доске запись )

    Чему будете учиться?

    (Доказывать, что произведение «Воробей» является стихотворением в прозе. - на доске запись )

    1. Анализ произведения «вслед за автором».

    На доске:

    Стихотворение в прозе

    1. Лирическое произведение.
    2. Небольшое по объёму.
    3. Повышенная эмоциональность.
    4. Обилие пауз.
    5. Восклицательные и вопросительные предложения.
    6. Изображение характера.

    Что такое лирика?

    (Изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств.)

    Можно ли назвать данное произведение лирическим?

    (В этом тексте описываются переживания, но не человека.)

    А какие и чьи переживания описаны в тексте?

    (Переживания воробья за жизнь воробышка.)

    Разве в этом воробышке мы не можем увидеть человека, переживающего за жизнь своего ребёнка, когда тому угрожает опасность?

    Описываются ли в этом тексте чувства? Прочитайте еще раз, чтобы ответить на этот вопрос.

    (Чувство страха за жизнь своего детёныша, любовь к нему – у воробья; у пса – смущение; у автора – благоговение.)

    Как у пса проявилось чувство смущения?

    (…остановился, попятился…)

    Что смутило пса?

    (Сила этой маленькой птички.)

    В чём сила этой птички?

    (В её любви к детёнышу)

    Как понимаете значение слова благоговение ? Обратитесь к толковому словарю учебника на с.131.

    (Благоговение – чувство глубокого восхищения и преклонения.)

    (…благоговел перед…маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.)

    (Это произведение лирическое, т.к. в нём описаны чувства и переживания.)

    Можно ли сказать, что это произведение по объёму маленькое?

    (Это небольшое по объёму произведение.)

    Чувствуется ли в нём повышенная эмоциональность? Прочитайте ещё раз и проследите, какие эмоции описаны в тексте.

    (Воробей ещё не умеет летать. Он выпал из гнезда – его может съесть собака.)

    (…сидел…беспомощно растопырив…крылышки. В слове крылышки – уменьш.-ласкат. суффикс –ышк-.)

    (4 абзац – отчаяние, страх воробья.)

    Опишите внешний вид взрослого воробья.

    (Взъерошенный, искажённый.)

    Почему так выглядел воробей?

    (Переживал за своего воробушка.)

    Как вёл себя взрослый воробей?

    (…с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.)

    Неужели воробей хотел напугать пса?

    (Сработал инстинкт защиты своего ребёнка. Воробей, защищая своё дитя, не думал о собственной жизни, о том, что ей тоже грозит опасность.)

    Какой писк издал взрослый воробей? Почему?

    (Отчаянный и жалкий писк: воробей чувствовал, что смерть рядом.)

    Итак, за чью жизнь опасался взрослый воробей?

    (За жизнь птенца.)

    Объясните значение данных слов.

    На доске:

    самооборона

    самоотверженность

    самолюбие

    (Самооборона - оборона самого себя собственными силами. Самоотверженность – жертвование своими интересами, своей жизнью ради спасения других. Самолюбие – чувство самоуважения.)

    Каким словом можно назвать такой поступок воробья? Выберите.

    (Самоотверженность, т.к. взрослый воробей не думал о своей жизни, спасая своего детёныша.)

    В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

    (5 абзац – ужас, который испытывал воробей перед собакой; 7 абзац – смущение на морде пса.)

    Почему пёс смутился?

    (Он не ожидал такого поведения от маленькой птички.)

    Как повёл себя пёс? Почему?

    (…остановился, попятил: признал эту силу.)

    О какой силе идёт речь?

    (О силе любви к своему ребёнку.)

    В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

    Итак, что мы с вами доказали?

    (В этом произведении чувствуется повышенная эмоциональность.)

    Есть ли паузы в тексте? Как они обозначены?

    (В 5, 6, 7 абзацах - паузы. Обозначены многоточием.)

    Какой смысл несёт пауза в 5 абзаце?

    (Чтобы читатель ярче смог увидеть картину, как эта маленькая взъерошенная птичка заслонила собою своё детище.)

    Какой смысл несёт пауза в 6 абзаце?

    (Чтобы мы поняли, насколько сильно этот воробей-родитель любит своё детище, что не смог усидеть на ветке, где был в безопасности.)

    Какой смысл несёт пауза в 7 абзаце?

    (Чтобы читатель смог разглядеть смущение на морде собаки.)

    Итак, что мы с вами доказали?

    Встречаются ли в тексте восклицательные и вопросительные предложения?

    (В 5 и 6 абзацах – восклицательные предложения.)

    Итак, что мы с вами доказали?

    (В тексте есть восклицания – для более точного, яркого описания чувств.)

    Можно ли сказать, что в этом произведении автор изображает проявление характера? Какого?

    Итак, мы доказали, что данное произведение относится к жанру…?

    (…стихотворения в прозе.)

    Перечислите признаки этого жанра.

    III. Формулировка идеи произведения.

    Какова главная мысль этого произведения? Что хотел донести до нас писатель на примере этого воробья?

    (Главная сила не в физических показателях. Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)

    Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить? Какие строчки в тексте выражают главную мысль автора и хорошо подходят для заголовка?

    (Маленькая героическая птица.)

    IV. Словесное рисование.

    Вернёмся к вашим рисункам. Кто изменил бы свой рисунок?

    Что, на ваш взгляд, нужно изобразить на рисунке, чтобы передать главную мысль произведения?

    (Маленький, взъерошенный, испуганный воробей, с раскрытыми крыльями, а напротив – огромная, ужасная собака.)

    На самом ли деле собака была ужасной?

    (Такой её видела птичка.)

    Итак, какую мысль произведения вы передадите своим рисунком?

    (Любовь – это огромная сила, даже если она у такого крошечного создания, как воробей.)

    V. Домашнее задание.

    Дома проиллюстрировать произведение Ивана Тургенева «Воробей».

    VI. Выразительное чтение.

    (Чтение 3-4 учеников. Чтение детей оценивают одноклассники, анализируя свою оценку.)

    VII. Итог урока.

    С каким произведением познакомились?

    К какому жанру относится это произведение?

    (Стихотворение в прозе.)

    Докажите, что произведение «Воробей» - стихотворение в прозе.

    (Лирическое произведение. Небольшое по объёму. Повышенная эмоциональность. Обилие пауз. Восклицательные и вопросительные предложения. Изображение характера.)

    (Иван Тургенев.)

    Иван Сергеевич Тургенев (показываю портрет автора) родился в 1818 году, умер в 1883 году. Этого писателя называют мастером языка: он писал и стихи, и повести, и романы, и мемуары. А в 59 лет стал писать стихотворения в прозе.

    Как вы думаете, почему в конце своей жизни Тургенев обратился к этому жанру?

    (Это сложный жанр в литературе. Только имея за плечами жизненный опыт, можно писать такие стихи.)

    Да, только имея жизненную мудрость, можно создавать такие произведения, в которых – философские рассуждения о разных проявлениях жизни: о любви, дружбе, предательстве, взаимовыручке… Только человек, проживший полную жизнь, может в таких небольших по объёму произведениях так ярко раскрыть разные характеры жизни.

    Иван Тургенев

    ВОРОБЕЙ

    Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.


    Иван Сергеевич Тургенев известен как величайший писатель, из-под пера которого вышло много замечательных рассказов и очерков, романов и стихотворений в прозе. Не одно поколение познакомилось с его творчеством, и не только в нашей стране.

    Величайший мастера слова, Тургенев легко и умело цепляет разные струны души, стараясь пробудить самые лучшие качества и стремления каждого. Тургеневские произведения настолько глубоки и хороши, что помогают человеку раскрыть в себе любовь, доброту, сострадание. Именно поэтому произведения автора остаются актуальны, и продолжают пользоваться большим успехом и популярностью.

    История создания стихотворения в прозе

    Иван Сергеевич обратился к стихотворениям в прозе только в последние годы своей жизни. Это философия мыслей и чувств, это подведение итогов о проделанной работе в течение жизни, это работа над ошибками, это обращение к потомкам.

    Как только у автора был подходящий момент, то он тут же записывал такие необычные стихотворения. Причем он писал на чём угодно, на любом листке, как только приходило вдохновение. Большая часть прозаических стихотворений была написана на небольших клочках бумаги, которые он потом аккуратно и бережно складывал свой темный портфель. Так собирались материалы.

    Дата написания прозаического тургеневского стихотворения «Воробей» - 1878 год, а первый слушатель - Михаил Матвеевич Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы» и друг автора. Прослушав интересную зарисовку, Михаил Матвеевич был удивлен глубиной сюжета такого небольшого стихотворения, его выразительностью и глубоким смыслом. Тогда друг предложил уже известному автору напечатать свои творения. Но писатель был против, так как считал, что многие его прозаические стихотворения все-таки носят личный и даже интимный характер.

    Позже Стасюлевич смог убедить Ивана Сергеевича привести в порядок свои записи и передать их для издания, в печать. Поэтому очень скоро, в 1882 году, в предновогоднем выпуске одного из популярных и востребованных в то время журнале «Вестнике Европы», было опубликовано стихотворение «Воробей» вместе с другими очерками. Всего Тургенев отобрал для печати 51 произведение.

    Остальная часть, которая раскрывала некоторые моменты из жизни самого автора, была опубликована чуть позже. Датой их опубликования называют примерно 1930-1931 годы. Так читательскому миру стало известно еще тридцать одно тургеневское прозаическое стихотворене. Эти стихотворные миниатюры были встречены с большим оживлением и так полюбились читателю, что их перевели на другие языки.

    Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

    Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    Тургеневский сюжет довольно прост и обычен. Главный герой возвращается домой с охоты. Он идет по небольшой и аккуратной аллее, где его собака обнаруживает маленького, просто крохотного птенчика, который лежит прямо на дорожке. Становится понятно, что эта птичка выпала из своего гнезда, а так как птенчик очень несмышленый, то, соответственно, он сам никак не может вернуться в свое гнездо.

    Герой начинает осматривать этого птенца, который едва оперился. Но для собаки, которой руководят инстинкты, этот птенчик дичь. И охотничьи повадки требуют от неё соответственной реакции. И вот тут автор становится свидетелем настоящего геройского поступка. На собаку отважно и мужественно, рискуя своей жизнью, бросается взрослый воробей, который до этого сидел на ветке и просто наблюдал.

    Взрослая птица защищает своего малыша от нападающего охотничьего пса. Он пищит отчаянно, жалобно, не собираясь сдаваться. Конечно же, его размеры совершенно малы по сравнению с псом, но его желание спасти собственное дитя было настолько сильным, что воробей в этой неравной схватке побеждает. А собака, почувствовав силу и волю маленькой птицы, начинает смущенно и виновато отступать. Видимо, пес все-таки почувствовал от воробья и его огромнейшее желание жить самому, и спасти свое детеныша, поэтому-то и победила не физическая сила, и моральная.

    Финал тургеневского стихотворения не печален и не трагичен, как этого можно было ожидать. Герой произведения отзывает собаку и уходит вместе с нею в хорошем настроении. Он убежден, что любовь может победить все на свете и преодолеть любые преграды и препятствия.

    Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»


    В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:

    ➥ Собака.
    ➥ Человек.
    ➥ Взрослый воробей.
    ➥ Маленький и беззащитный птенец.


    Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.

    В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.

    Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.

    Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.

    Анализ стихотворения

    Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.

    Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.

    Маленькая сцена, которую описал автор - это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь - это чувство, которое выше страха смерти.



    
    Top