Антон севидов личная. Антон Севидов: «“Песняры” — такая же крутая группа, как и The Horrors

Что несёт для нас будущее? Технологии одна другой опасней. И чем совершеннее технологии, тем более они опасны для такого убого и дисгармоничного существа как человек. Это понимали и двести лет назад во времена Священной Инквизиции, боровшейся с прогрессом упорной, но бесполезной кремацией. Знания, увы, не горят.
В 20 веке страх перед развивающимися технологиями сконцентрировался до размеров булавочной головки, таранившей мозг избранных сумасшедших и провидцев. Скабрезный союз страха и гениальности зачал киберпанк - субкультуру высоких технологий и низких моральных устоев. В киберпанке будущее целиком и полностью наступило. Наступило на людей, смяло покрасочный налёт цивилизованности и вырвало животные инстинкты на поверхность.
И всё же киберпанк, как и двадцать лет назад, остаётся компьютерным коммунизмом - мифическое будущее, к которому мы все идем и никак дойти не можем. Новые опасные технологии гораздо ближе, чем мы думаем. Некоторые так вообще появились в далёком прошлом. Например, электричество. Да, электричество подарило нам мир, каким мы его сейчас знаем, но вы вдумайтесь только: какому сумасшедшему могла прийти в голову мысль пустить молнию по проводу?! Это так же безумно как постройка канала до солнца, по которому магма будет стекать на Землю и отапливать новостройки в Мурманске. Или паровой двигатель. Горячий опасный пар двигает поршень и всю механическую коляску! Черт, гораздо безопасней передвигаться пешком. Не говоря уже о дирижаблях, наполненных сверхогнеопасным водородом.

Не будем вглядываться в мутный кристалл грядущего, чтобы понять, как опасны технологии. Зачем представлять биоимплантанты, гипермагистрали, киборгов и лазеры, способные расщепить кварки? Оглянитесь вокруг. Вы приходите в этот мир, живете и умираете благодаря технике. У вас гораздо больше шансов умереть под обломками автомобиля, чем загнуться от милой старости... Старости, вызванной отравленной прогрессом экологией.
Достаточно взглянуть на наш мир или мир прошлого чуть-чуть под другим углом, позволить, хотя бы мысленно, некоторым технологиям продвинуться далеко вперёд, увлекая за собой отсталую инфраструктуру, и вы увидите мир, обратный киберпанку - стимпанк. В котором становится ясно: не дожидайтесь мрачного апокалипсического будущего... Оно уже здесь.
Стимпанк (steam + punk, пар + панк) моделирует мир, в котором такие примитивные технологии как паровой двигатель достигли наивысшего развития. Ну или КПД 110 %. Обычно этот мир стилизован под 19 век и сильно напоминает викторианскую Англию или дикий-дикий Запад, хотя расшатанное воображение фантастов может представить стимворлд и как полностью фентезийную вселенную. Англия середины 19 века в воображении творцов стимпанка выглядит весьма аутентично и атмосферно угнетающе. Текущие по обочинам дороги нечистоты, трущобы, населенные озлобленными фабричными рабочими, грязное пасмурное небо, вспарываемое столбами пепельного дыма фабричных труб, проститутки, совокупляющиеся с примерными буржуа за заколоченными окнами слепых домов, демонические ученые, творящие полный беспредел в закопченных подвалах заброшенных лабораторий...

Термин «стимпанк» появился в 1987 году как пародия на «киберпанк» (и потому иногда считается разновидностью посткиберпанка). Зачастую современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина Бэббиджа, программист — клакер, робот — заводной механизм-автомат.
Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (встречается как "Машина различий", "Дифференциальный Исчислитель"; «The Difference Engine», 1992) привлекло большое внимание к этому жанру, и именно после этого романа паропанк начал приобретать всё большую популярность.
Типичные элементы мира паропанка

Альтернативно-исторический стимпанк:
Технологии паровых машин: дирижабль, примитивный аэроплан, паровоз, пароход, бронированный военный пароход (дредноут), паробус, паровой экипаж и прочие механизмы, сделанные из клёпаного металла и медных труб. Они снабжены рычагами и приборами с часоподобными циферблатами и стрелками.
Оружие времён промышленной революции: револьверы, магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, артиллерийские орудия, а также различное паровое оружие.
Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (например, вычислительная машина Бэббиджа), телеграф, пневмопочта.
Одежда и аксессуары викторианской Англии:
Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.
Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.
Рабочие в кепках, куртках и сапогах.
Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязного цвета, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы, пабы, бордели. И, соответственно, мрачная атмосфера.
Викторианские персонажи: демонические учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и "идейные" преступники (профессор Мориарти), путешественники, детективы разряда Шерлока Холмса), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, потомственные аристократы, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа).

Фэнтезийный стимпанк:
действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.
Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка нынче уже почти никто не сочиняет...
В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв...
Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.

«Стоунпанк» (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.
В «сандалпанке» (sandalpunk) изображается мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая). «Миддлпанк» (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.
Создатели «клокпанка» (clockpunk) вдохновляются эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».
Чуть в стороне от стимпанка и таймпанка находится «ретро-футуризм» (retro-futurism) — изображение миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретро-футуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.

Признаки стимпанка
У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.
Это вовсе не означает, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк)

В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.
Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель... Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю... Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна... Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон... Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо... Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела... Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Чем так привлекателен стимпанк? В первую очередь, своей доступностью. Прибавьте сюда романтический ореол, который окружает век общечеловеческой наивности, веры в торжество разума над природой, и увидите благодатную почву для массового эскапизма - ухода от реальности в воображаемый мир, прочь от серых и унылых будней. Не каждый сможет вживить себе биоимплантанты (ну, кроме девушек) или погрузиться в мир Матрицы. Даже собрать армию роботов в нашем с вами представлении о подобной технике - задача непосильная и для всеобъемлющего бюджета Штатов. Однако собрать робота по канонам стимпанка сможете и вы. А то, если смогли в замшелом 1885 году, то в век iPhone, Windows Vista и криогенетики справятся даже дети, оснащенные развивающим конструктором.

Японцы, эти великие технологические извращенцы, и здесь умудрились отличиться. Часовщик Харуо Суеките занимается изготовлением наручных часов, стилизованных под стимпанк. Часы Харуо Суеките имеют множество деталей из меди, стали, алюминия и кожи. Некоторые модели надеваются на палец, а не на запястье, имеются и карманные часы. Харуо Суеките работает только над внешним обликом часов, используя "ходовую часть" кварцевых часов Seiko и Citizen.
Немецкие изобретатели тоже не отстают и готовы предложить всем желающим настольные стимпанк-светильники. Каждая из стимламп состоит более чем из 200 деталей и собирается вручную. Эксклюзивно, но детали промышленного производства, что упрощает сборку. Вы даже можете получить две идентичные лампы, что для стимпанка - редкость (идентичность, а не лампы, конечно же). Стоят они дорого (хотя практичные немцы цену, почему-то, сразу не указывают), но, согласитесь, одна из таких ламп весьма органично смотрелась бы на рабочем столе рядом со... стимпанк-компьютером.

Следующей жертвой моддеров стала, не пугайтесь, мышь. Получившийся манипулятор получил название The Bug и сделан из кучи старых металлических запчастей (сплавов меди или покрытой медью стали). Например, в качестве колеса прокрутки используется одна из шестеренок старого будильника, а кнопки - это на самом деле элементы петель из старинного комплекта для установки сидения для туалета. Электронная начинка позаимствована из компактной оптической мыши и по возможности замаскирована, например, провода заключены в латунные трубки. А шнур USB вместо стандартной пластиковой изоляции заключен в кусок парашютной стропы.

Дальше всех в деле паророботостроения продвинулся корейский художник, аниматор и изобретатель И-Вей Хуан. Первый свой аппарат И-Вей собрал в 2005 году и с тех пор остановится не может, собирая по роботу в месяц. И-Вей построил четырех- и шестиколесные машины, паровые танки с гусеницами, многоногих пауков и даже совершенно абсурдный (но работоспособный!) механизм на ста конечностях. Среди работ изобретателя, художника и аниматора И-Вея есть и радиоуправляемые модели, но все они надежно работают на пару, сохраняя при этом безупречный классический внешний вид в викторианском стиле. Боты работают в среднем от 5 до 30 минут, успевая при этом на открытом пространстве хорошенько разогнаться. Со своими необычными аппаратами И-Вей участвовал в фестивале RoboGames-2006, откуда вернулся с наградами.

Статья
Steam Gear
Модный подход к стилю жизни.
by Libby Bulloff

Существуют люди которые делают все ради Науки! приподнимает очки* Мне видится одежда со множеством ремней, карманов и тд. Что нибудь для защиты глаз, возможно лабораторный халат или другая одежда не боящаяся грязи или смазки? Я представляю инжинера в более практичной одежде, а изобретателя в более эксцентричном смешении лабораторной одежды и слегка поношеном каждодневном костюме. Найдите себе хороший жилет или жакет со множеством карманов. Пришейте шестеренки на одежду. Носите ваши инструменты как аксессуары—сделайте себе кожаный ремень с карманами или ячейками для ношения полезных приспособлений. Помните стимпанк изобретатель верит в форму и функциональность! Не забудьте сумашедшую прическу, или леди и джентельмены забудьте причесатся перед выходом. Или соберите какое нибудь устройство для ухода за волосами, конечно с кучей механических частей.Сделайте подобие ирокеза с крашеными кончиками и засуньте карандаш за ухо, или проколите бровь и повесть какие нибудь легкие часовые шестеренки. Ищите сокровища в магазинах издержек, возможно вам удастся найти старый лабороторный халат или резиновый фартук в интернете или у друзей.Очки можно найти в изобилии в магазинах военных издержек, строительных магазинах, в антиквариатах или на Ебэе Украсьте ваш костюм частями старых часов, спасенных из антиквариата или ремонтных мастерских.

Эти ребята больше всего похожи на панков из всех стимпанков. Мы говорим о лохмотьях, английских булавках, старой коже и рваных штанах. Этот тип одежды функционален, неприхотливый, дешев, и относиться к самым нижним слоям Викторианского и стимпанковского общества. Грязной она смотрится отлично! Порванные чулки порванные на колене, закрепленные с помощью подвязки или булавок выглядят лучше всего! Леди, носите ваши порванные юбки поверх пары бридж. Джентльмены, нету ничего более сексуального чем подтяжки поверх заляпанной майки без рукавов, особенно если у вас есть татуировки. Уличные мальчишки, настоящие творцы и не боятся грязи, пятен, пота и прорех. Вставьте перо, или какую нибудь трубку за шляпную ленту. Для вас не существует абсолютно никаких правил.то касается прически которая необходима для завершения облика. Не бойтесь экспериментировать! Сделайте ирокез, или дреды (синтетические или натуральные) перевязанные проводами или кожаными шнурками. Уложите волосы или с брейте их совсем. Не бойтесь покрасить ваши волосы в сумасшедшие цветаИщите любые возможные украшения, в антиквариатах или на барахолках. Разорвите белье или костюмы найденные в гуманитарной помощи и пришейте свои карманы, заплатки и все чего душа пожелает. Заляпайте пятнами майки или рубашки, можно частично отбелить черную одежду. Если не умеете шить, используйте булавки или свяжите части вместе или обратитесь к знакомому портному

По определению исследователь, это человек который исследует неизвестные Регионы. Имейте это ввиду когда будете планировать костюм. Подумайте о сшитом на заказа костюме, но больше в военном стиле чем я-купил-это-в-модном-магазине. Кожа, шелк, лен, высокие ботинки,шлемы, летные очки -вот список от которого пляшет исследователь. Попробуйте одеть юбку средней длинны, с подколотым подолом чтобы были видны бриджи или хлопковые панталоны. Широкие рукава, узкие юбки с тесным кожаным жилетом или корсетом обязательны Возьмите мотивы Индийских или Среднеазиатских костюмов для танцев живота. Или или поищите вдохновение в костюмах первопроходцев.Оберните кучу кожаных ремней вокруг талии и бедер или используйте веревку для подпоясывания юбки или штанов. Дамы—поищите Ebay или ретро магазины на предмет старомодных бандажей с отделкой ЛентамиДжентльмены - заправьте ваши штаны в ботинки и повесьте компас или карманные часы на ваш пояс или оденьте кильт и споран. Сделайте свой лучевой пистолет из водяного пистолета и повесьте его тоже.Исследователи выглядят неплохо в земляных тонах, но пусть что тоцветное проглядывает то тут, то там. Я бы также рекомендовал одеть что нибудь обтягивающее битловку например - бархатную или шерстяную может быть вы предпочтете куртку в военном стиле или пыльник Хорошо зализанные волосы с легкой небрежностью замечательны для джентльменов, а гладкие кички или хвостики очень мило смотрятся на девушках. Если вы растите что то на лице, ради Бога. Лень делать прическу? Без проблем оденьте летный шлем и очки консервы Обыщите ваши магазины армейских издержек на предмет униформы, обуви, защиты глаз и головных уборов. Сшейте брюки или юбку из шерсти или хлопка и украсьте их колечками и пряжками из магазина рукоделия.

Это люди в хорошо сидящих Викторианских или Эдвардианских костюмах обсуждающие адские машины за сигарой и бренди,и это леди в сапожках с кучей пуговок, которые ведут себя как террористы если не вяжут варежки. Мне кажется что одни люди попадающие в эту категорию испытывают Нео Викторианскую ностальгию с элементами анахротехнофетишизма в то время как другие просто претворяются высшим обществом скрывая абсентеизм сильными духами и пафосными жестами. Изящные очки или пенсе которые моно найти в антиквариантах обязательны, так же как простые корсеты, носовые платки, портсигары, перчатки и тд. Обязательно прикупите себе цилиндр или котелок. Леди, попробуйте засунуть ваши карманные часики в кармашек на вашем корсете, а еще лучше попробуйте выглядеть как денди мужского пола. Оденьте шейный платок, жилет, фрак, возьмите трость. Я знавал одну смелую даму которая носила накладные усы и бриолинила волосы. Джентельмены обратите внимание на одежду в стиле Японский Готический Аристократ. Японские дизайнеры проделали огромную работу по внедреню различных пряжек и прочей металлической фурнитуры в костюмы такого типа. Дэнди лучше всех знают как подобрать аксессуары- маленькие детали придают целостный облик.Потратьте немного времени на дизайн собственного галстука, сшейте его из кусков креппа или парчи, украсьте подол вашей юбки летающими часами или разводами. Напомаженные усы и перчатки с обрезанными пальцами тоже подойдут. Оденьте короткие гетры поверх остроносых туфель для более стильного вида. Из кусков часов, флакончиков или связки старинных ключей получатся отличные аксессуары. Зайдите на Etsy.com и поищите самодельные украшения из стекла, проводов, цепочек. Спрячьте ваши волосы под подходящим цилиндром или сделайте начес и закрепите его большими гвоздями или хромированными палочками. Если вас это не прельщает можно сделать завивку.

Известные произведения
* «Вокзал потеряных снов» Чайна Мьевиль 2000
* «Шрам» Чайна Мьевиль 2002
* «Ночь Морлоков», 1979
* «Машина Различий», 1990
* «Дочь Железного Дракона» и «Джек/Фауст» Майкла Суэнвика
* трилогия «Эмансипатор (Освободитель)», Рэй Олдридж (стимпанк + космоопера + боевик: некоторые планеты представляют собой стимпанк-миры
* «Пушка Ньютона», г. Киз
* «Ангел Паскуале или Страсти по Да Винчи», П.Макоули
* «Небесный Капитан и Мир Будущего», К. Дж. Андерсон (новеллизация дизельпанк-фильма)
* «Тёмные начала», Филип Пулман
* «Ван Хелсинг», Р.Кевин (новеллизация)
* «Да здравствует трансатлантический туннель, ура!», Гарриссон Г.
* «Моралист» («Специалист по этике», «Инженер по этике»), Вторая книга в серии "Мир Смерти" (Deathworld), 1964, Гарриссон Г.
* «Гомункулус»(Homunculus) и «Машина лорда Кельвина» Дж. Блэйлока
* «Воздушный полководец», «Сухопутный Левиафан» и «Стальной царь» (цикл «Кочевники времени») Майкла Муркока
* «Автобан нах Познань», Анджей Земянский
* дилогия «Рыцарь из ниоткуда» (Александр Бушков)
* дилогия «Искатели неба» (Холодные берега. Близится утро.) (Сергей Лукьяненко)
* «Черновик» (Сергей Лукьяненко) — один из нескольких миров (Кимгим), описанных в произведении
* трилогия «Однажды на Диком Западе» (Андрей Уланов) — технологии стимпанка в эпоху фронтира.

* 2 и 3 части трилогии «Слепые поводыри» (Евгений и Любовь Лукины)
o 2 часть — противостояние стоун-панка пушкам конкистадоров
o 3 часть — нечто среднее между сандал- и клок-панком (средневевковые технологии) с одновременным пристутствием тайных наблюдателей имеющих технологии на уровне дизельпанка

Фильмы в жанре стимпанк
* «Дикий, Дикий Запад» (1999)
* «Ван Хелсинг» (2004)
* «Машина времени» (2002)
* «Небесный капитан и мир будущего» (2004) (дизельпанк)
* «Лемони Сникетт: 33 несчастья»
* «Бразилия»
* «Лига выдающихся джентльменов» (2003)
* «Золотой Компас»
* «Город потерянных детей» (1995)
* «Хроники мутантов» (2008)

Анимационные
* «Full Metal Alchemist» (2003)
* «Rusty Red» (2008)
* «Steam Detectives» (1998)
* «Стимбой» (2005)
* «Wolf’s Rain»
* «Аниматрица: История детектива»
* «Изгнанник / Last Exile»
* «Небесный замок Лапута» (1986)
* «Ходячий замок» (2004)
* «Тайна острова Бэк-Кап / Vynález zkázy» (1958)
* «The Mysterious Geographic Explorations of Jasper Morello» (2005)
* «Планета сокровищ»

Игры в жанре стимпанк
* «Arcanum»
* «Dreamfall: The Longest Journey»
* «Frater»
* «Silverfall»
* «Syberia»
* «Syberia II»
* «Thief»
* «Thief II: Metal Age»
* «Thief III: Deadly Shadows»
* «Rise of Nations: Rise of Legends» (клокпанк)
* «Blood omen 2»
* «Bioshock» (дизельпанк + биопанк)
* «Steam brigade»
* «Дорога на Хон-Ка-Ду (Steamland)»
* «Русская рулетка 2 - Закрытые Планеты » (мультипанк)
* «TimeShift» (дизельпанк)
* «ParaWorld»
* «Не время для драконов»
* «American McGee’s Alice»
* «Sudeki»
* «Myst» (с сиквелами)
* «Sublustrum»
* «Warhammer Fantasy Battles»(Имперя, Скавены клан Скрайр, Тилея)

Стимпанк - жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.

По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове - отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это - стимпанк.

Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.

Лучшие фильмы, книги и прочее в жанре стимпанк

Многие представляют себе стимпанк именно таким.

Не кипятитесь, панки!

Первый вопрос, который здесь может возникнуть, - а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.

Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей - ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.

«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.

Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина - все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.

Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» - «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.

Брюс Стерлинг

Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).

Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) - и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы - романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.

На всех парах

С «панком» мы разобрались - но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара - это и дало название всему жанру.

Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.

Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» - бога ветра) - вращающийся под давлением пара металлический шар.

Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» - вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.

Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова - он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.

Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало - речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.

Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.

Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы - живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.

Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725-1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».

Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771-1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» - первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя - более удачный «Лондонский паровой экипаж».

В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).

Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.

Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.

Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.

Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей - нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.

Однако у паровых двигателей есть один - самый главный - недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными - они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.

Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.

В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку - «Наутилус».

В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.

Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.

Машины стимпанка - «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».

Виктория и её эпоха

Королева Виктория - «бабушка» стимпанка.

Применительно к стимпанку часто говорят - «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год - время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий - свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка - начиналась, но так и не началась.

Откуда взялся?

Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи - Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.

Следующая ступенька - «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.

В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом - от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.

Альтернативно-исторический стимпанк

Такой стимпанк стилизуется под мир 19 - начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.

Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, - роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге - киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…

Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами - альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны - преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.

«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи - от профессора Мориарти до доктора Моро.

Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.

А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…

Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах - древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.

Еще одна модель АИ-стимпанка - стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.

Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».

Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.

В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше - в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение - тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.

Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.

В России к традиционному АИ-стимпанку можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров - магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.

Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!

Фэнтезийный стимпанк

Второе магистральное течение - фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.

Самый знаменитый автор «парового» фэнтези - британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои - часто люди вне закона, вне морали - обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…

В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» - явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…

Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно - «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) - гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.

«Арканум» - пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.

Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон - новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.

Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.

Признаки стимпанка

У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво - внешний стиль и атмосфера. Стимпанк - это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом - изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка - подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.

Характерный признак стимпанка - паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет - все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве - взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.

Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа.

Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства - пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) - например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).

В стимпанке возможен даже искусственный интеллект - продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» - по сути, обычный компьютер, только механический.

Типичные персонажи стимпанка - пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики - Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…

Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Чудаки-ученые - типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»).

Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики - таков «атмосферный стимпанк ». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда - всё это примеры атмосферного стимпанка.

Стимпанк как образ жизни

Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.

Стимпанк-мода - синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин - подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин - крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк - атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.

Таймпанк: не совсем жанры

Обложка книги GURPS Steampunk.

В правилах ролевой системы GURPS (Generic Universal RolePlaying System), созданной компанией Steve Jackson Games в 1986 году, была предложена сложная классификация «панковских» миров. Создатели игры объединяют их под общим термином «таймпанк» (timepunk), который обозначает любые альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.

Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.

Отметим: жанрами эти «панки» называть не стоит - скорее, это варианты антуража .

Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример - мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.

Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм - использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).

Миддлпанк (middlepunk) - все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.

Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».

Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk) . Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка - аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).

Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) - изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.


Аниме-сериал «Изгнанник».

Роботы стимпанка

В 1893 году американский профессор Арчибальд Кэмпион представил миру невероятного механического робота по имени Boilerplate. Об этом устройстве известно крайне мало. Он якобы был создан для участия в боевых операциях, проявлял признаки разумности и мог выполнять сложные действия. К сожалению, Boilerplate пропал на полях Первой Мировой в 1918 году, а его создатель умер в безвестности…

Поверили? Зря. Boilerplate - стопроцентная, очень качественная фальшивка. Авторы этого проекта потратили очень много времени на монтаж фотографий и создание подробной «биографии» робота для того, чтобы наглядно проиллюстрировать простой факт: не следует верить всему, что вы обнаружите во всемирной паутине. Кстати, подробности легенды об этом роботе вы можете узнать в интернете по адресу: bigredhair.com/boilerplate.

Робот и его создатель.

Слева от робота - мексиканский революционер Панчо Вилья (фото 1916 года).

С каждым годом стимпанк становится все популярнее. Немудрено - в наше безумное время плавный 19 век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством «золотая эпоха», когда и травка была зеленее, и вода мокрее. Увлечение стимпанком, также как и фэнтези, - типичный признак массового эскапизма. Чем беспокойнее будет время сегодняшнее, тем больше будет желающих «удрать» в стильный альтернативный мир.
Стимпанк интересен своей необычностью. Он предоставляет собой новое поле для стилистических решений и сюжетных маневров.

Синтез старины и высоких технологий интересен любителям как фэнтези, так и научной фантастики. А значит, мы еще не раз встретимся со стимпанком.

Большие круглые очки в медной оправе, медный браслет на руке, телефон в медном корпусе, представляющий собой удивительную конструкцию из кнопок и рычажков, - об увлечении стимпанком в облике Дмитрия Тихоненко говорит многое. Правда, сам мастер о модном направлении узнал уже после того, как создал многие свои работы из меди.

С 28 по 30 июля в английском городе Уитби проходил ежегодный стимпанк-уикенд, который проводится представителями субкультуры и косплеерами. Стимпанк – это направление научной фантастики, которое акцентируется на воображаемом альтернативном векторе развития человечества, отправной точкой которого было изобретение паровой машины. Участники фестиваля приходят в костюмах, стилизованных под эпоху викторианской Англии и раннего капитализма.

Талантливый скульптор из Красноярска Игорь Верный (Igor Verniy) создает птиц, бабочек и других представителей животного мира, используя для этого детали старой бытовой техники, велосипедов, автомобилей, запчасти от часов и всего того, что можно смело выбрасывать в металлолом.

В мире существует огромное множество самых необычных музыкальных инструментов, изготовленных как в классическом, так и в совершенно неожиданном стиле.

В этой коллекции фотографий вы увидите весьма необычные музыкальные инструменты в стиле стимпанк!

Испорченный велосипед, сломанные часы и все, что невозможно починить, мы сразу выбрасываем. Художник и скульптор Игорь Верный же создает из этих предметов настоящие произведения искусства. Он делает фантастических животных в стиле стимпанк из обычного металла: из старых частей автомобиля, посуды и даже из бытовой техники.

«В глубине души я художник и вижу красоту этого мира в ярких цветах, но я также и механик, - говорит Игорь. - И именно эти два качества помогают мне творить».

Восхищаемся работой художника и выбрали для вас его лучшие скульптуры из металлолома.

Механические фантазии Джастина Гершенсон-Гейтса (Justin Gershenson-Gates) – это целая серия работ известного ювелира, который решил немного отклониться от основного рода деятельности и заняться чем-то другим.

Для своих работ Джастин использовал части часов (стрелки, шестеренки, обычные лампы накаливания и многое другое). Каждая работа, будь то кулон, насекомое или членистоногое, занимает у мастера по несколько часов. С учетом того, что Джастин Гершенсон-Гейтс (Justin Gershenson-Gates) привык все доводить до конца, он никогда не оставляет работу недоделанной и все выполняет в один присест. В работе использует исключительно пайку и никакого клея. «Mechanical Mind» – действительно уникальная и неповторимая серия от известного ювелира.

Японский скульптор Мичихиро Матсуока (Michihiro Matsuoka) создает интересные миниатюрные скульптуры. Объединяя образы животных и технику в одно целое, он превращает их в летательные аппараты и плавающие объекты.

Пьер Маттер родился в 1964 году. Математик по профессии, он долго искал свое настоящее призвание, блуждая тропинками искусства. Он попробовал себя в живописи, писал картины масляными красками, плакатными красками и акварелью. Но нашел он себя в скульптуре. Французский мастер Пьер Маттер работает в духе стимпанка, создавая свои скульптуры, которые являются гибридами машин, людей и животных.

Даже не верится, что из обычного CD-плеера можно сотворить такое чудо, какое сделал мастер на конкурс сайта steampunker.ru

Стимпанк: стиль для влюблённых в фантастику


«Какие странные персоны! Откуда они взялись? Уж не материлизовались ли они из параллельного мира?!» - такие мысли приходят в голову при взгляде на представителей этой странной обособленной субкультуры.


Иващенко Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮТ Сальского района Ростовской области.
Цель: знакомство со стилем "стимпанк" в одежде,аксессуарах, украшениях и интерьере.
Задачи:
- повысить мотивацию к овладению новыми технологиями и широкому применению их в дополнительном образовании;
- познакомить с некоторыми отличительными чертами и принципами стиля "стимпанк";
- развивать художественный вкус.
Стимпанк (другое название - паропанк) – современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики, моделирующей альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Термин «стимпанк» появился в 80-х годах.
Этот стиль напоминает мне ветвь дерева,проросшую сквозь полотно глухого каменного забора,а потому видимую лишь по ту его сторону, куда заглядывает далеко не каждый любопытствующий наблюдатель.

Стимпанк охватывает не только стиль одежды, но и и сферу живописи, интерьера, аксессуаров и украшений. Этим фантастическим стилем увлечены в большей степени юноши и девушки... далеко не подросткового возраста.
Главный образ, используемый в иллюстрациях этого стиля - это городской пейзаж викторианской Англии, в рамках фантастических произведений писателей того времени.



В стимпанке самым причудливым образом сталкиваются старина и современность, нынешний мир оказывается втиснутым в рамки прошлого,как если бы чертежи Леонардо да Винчи существовали бок о бок с адронным коллайдером и освоением космоса...


Стимпанк акцентирует внимание на механистичности природы в стиле ретро. Научная фантастика XIX века по праву считается прародительницей стимпанка. Жюль Верн, Мэри Шелли, Герберт Уэллс традиционно относятся поклонниками этого стиля к основателям данного направления.
Мир стимпанка - это железные роботы и дирижабли,воздушные шары и зубчатые шестерёнки, какими видели их писатели-фантасты той эпохи. Коротко говоря, стимпанк акцентирует внимание на механистичности природы в стиле ретро.
Казалось бы, человеку нет места в этом мире машин. Однако люди здесь тоже присутствуют,хотя и сами кажутся механизмами. В стимпанке человек являет себя как существо, наделенное множеством пороков: алчности, гордыни, зависти, гнева...Но это лишь внешняя оболочка!


Что касается одежды в стиле стимпанк, это смешение старины и современности. Викторианская эпоха в этом образе вполне органично сочетается с плодами современной цивилизации. Стиль одежды а-ля стимпанк современен как никакой другой, хотя колыбелью стимпанка считается вторая половина XIX века.




Интерьер в стиле стимпанк ассоциируется с викторианской эпохой. Специалисты считают, что стимпанк может быть самостоятельным стилем, но может быть использован как дополнение для стилей винтаж, ретро и модерн.




Модные сегодня стимпанк-украшения и аксессуары носят люди, твёрдо решившие выделиться из толпы. Украшения в этом стиле могут напоминать собой настоящие музейные экспонаты.






Уже руки чешутся )))

Стимпанк (или паропанк) - термин, рожденный английскими словами «steam» и «punk». Со словом «steam» - «пар», всё кристально ясно - оно является основополагающим для жанра. Паровые технологии правят миром! Представьте, в конце 19 века была построена машина Бэббиджа, величиной с собор Святого Павла, технократичное общество разделено на классы и помимо веры в Бога как такового (что совсем не обязательно) верит в Бога в машине. А машина эта управляется паром, что делает его основной жизненной силой, питающей мироздание. Паровозы, дирижабли, квадроциклы на пару, механизированные имплантанты - паровая реальность.

Пример механизированного стимпанк-имплантанта, автор


Стимпанк-техника - "Паровой мустанг", автор

Гораздо сложнее определиться со словом “punk”. Рассмотрим 2 гипотезы:

1. «Этот мир прогнил насквозь»

Поклонники жанра, пропагандирующие данный взгляд на стимпанк, трактуют слово “punk” буквально-то есть как «бунтарь» и «гниль». В этом прослеживается некая солидарность со старшим братом стимпанка - киберпанком. В данном случае классовое расслоение общества не просто есть - оно критично. Классы враждуют друг с другом, ведутся повстанческие войны за лучшую жизнь и криминальные войны за лучшее место под солнцем. Аристократия и буржуазия - пафосны и куртуазны, низшие классы - бедны и опасны в своей отчаянной борьбе за выживание. Это отражается и во внешнем облике обитателей мира - кожаные корсеты и виниловые сапоги на железных шпильках сочетаются с классическими кринолинами, вечерний цилиндр с рваным килтом. Максимум бунтарской, панковской эстетики - вот что отличает приверженцев такого взгляда на стимпанк.

2. «Боже, храни Королеву»

В правление королевы Виктории в Англии случилась техническая революция, приведшая королевство к процветанию. Но представим на мгновенье, что старая добрая Англия не останавливается на достигнутом и превращается в паровую державу - монополиста. Постепенно на новый путь развития становятся и другие страны. Что же такое «викторианский» стимпанк? Это наша история и наша реальность, но альтернативная (слово “punk” имеет значение «девиантный», «альтернативный»). В нашей реальности мисс К. из Ливерпуля утренний чай приносит горничная Нэнси, в стимпанк реальности - горничная автоматон N-C16. В нашей реальности мистер Н ходит по выходным смотреть бокс, в стим реальности битвы паровых роботов. Костюмы такого альтернативного мира мало отличаются от костюмов XIX-начала XX веков нашей вселенной, но имеют обязательные атрибуты и аксессуары «парового» общества - механические устройства, дамские украшения соответствующего дизайна. Надо сказать, что «викторианский» стимпанк-джентельмен наденет гогглы, если решит, к примеру, лихо прокатится на своём автомобиле с паровым двигателем, повсеместно же носить гогглы он не будет, ибо это нонсенс и моветон, сродни появлению на балу в поварском фартуке.


Стоит упомянуть и точку зрения, что «викторианский» стимпанк - это лишь ступень в развитии технологий и в 40-е годы альтернативной вселенной он плавно превращается в дизельпанк. Что не лишено некоторой логики, но напрочь лишено паровой романтики, по моему скромному мнению.


Если обобщить, сказанное выше получаем что стимпанк - это технократичная альтернативная реальность, либо другой мир, вставший на путь развития на основе паровых технологий и ведущий точку социального и культурного отсчёта начиная с 19 века нашего времени. Несмотря на конкретные рамки, задаваемые таким определением, стимпанк имеет множество граней. Постоянно делаются попытки выделения различных поджанров и даже отдельных жанров на основе стимпанка.
Вот самые известные:

Обычно клокворк или механическая «часовая-шестерёночная» составляющая является гармоничной и неотъемлемой частью стим-вселенной. Но в чистом виде - это мир, превозносящий эстетику механизма в котором искусство создания механических вещей доведено практически до совершенства. Механический компьютер на валах и пружинах - обыденная вещь для клокворкпанка.

Поджанр, вдохновленный гениальным ученым конца 19 века Николой Тесла. Электричество - вот основа теслапанка. В чистом виде не встречается, но если в стимпанк произведении присутствуют электрогенераторы его могут отнести к теслапанку.

Таймпанк

Герберт Уэллс «Машина времени» - яркий (и практически единственный) пример. Путешествия во времени, приключения с этим связанные - вот что такое таймпанк.


Кадр из фильма "Машина времени", вполне в стиле стимпанка
Сейл-панк вселенная может представлять собой мир из летающих островов, или мир-город в котором свободным осталось только небо. Но так или иначе сейлпанк - это корабли, воздушные и водные баталии и пираты. Сейлпанк тоже является гармоничной частью многих стим-вселенных. Из самостоятельных примеров можно привести роман «Аквалон» Ильи Новака и Льва Жакова.

Фэнтези-стимпанк

Стимпанк, но с эльфами, драконами, магией и прочими фэнтезийными атрибутами. Иногда выделяется как отдельный жанр. Один из самых ярких примеров - великолепная компьютерная игра Arcanum.


Выделение поджанров, идентификация «стимпанковости» того или иного произведения или вселенной - почва крайне зыбкая и приводит к непрекращающимся спорам в среде стимпанкеров. Стоит ли считать гогглы и шестерни обязательными атрибутами или банальностью и признаками безвкусия? Если главный герой - капитан воздушного фрегата, превращает ли это стимпанк в сейлпанк? Несмотря на расхождение мнений и разногласия в груди каждого стимпанкера бъётся горячее паросердце и бьётся оно в ритме стимпанка. Стимпанк вдохновляет на творческие подвиги и неважно профессионально ли это выполненный действующий макет дирижабля или ожерелье из старых шестерёнок - каждое такое творение немного приближает и самого мастера и зрителей к любимому миру. А это самое главное.

На основе статьи




Top