Составить 10 вопросов по биографии баха. Иоганн Себастьян Бах

Музыка подчиняется законам жизни, она и есть действительность, поэтому оказывает воздействие на людей. Очень важно научиться слушать и понимать классическую музыку. Еще в школе дети изучают, что такое музыкальный образ, и кто его создает. Чаще всего учителя дают понятию образа определение - частица жизни. Богатейшие возможности языка мелодий дают возможности композиторам создавать образы в музыкальных произведениях, чтобы воплотить свои творческие замыслы. Окунитесь в богатый мир музыкального искусства, узнайте о различных видах образов в нем.

Что такое музыкальный образ

Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. Под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества.

Музыкальный образ в музыке - это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора. Вот основные виды образов в музыке:

  1. Лирический. Передает личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передает чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют.
  2. Эпический. Повествует, описывает какие-то события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах.
  3. Драматический. Изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
  4. Сказочный . Показывает выдуманные фантазии и воображения.
  5. Комический. Разоблачает все дурное, используя смешные ситуации и внезапность.

Лирический образ

В древности был такой народный струнный инструмент - лира. Певцы передавали с помощью него различные свои переживания и эмоции. От него и пошло понятие лирики, передающей глубокие душевные переживания, мысли и чувства. Лирический музыкальный образ обладает эмоционально-субъективными элементами. С помощью него композитор передает свой индивидуальный духовный мир. Лирическое произведение не включает в себя какие-то события, оно только передает душевное состояние лирического героя, это его исповедь.

Многие композиторы научились передавать лирику через музыку, потому что она очень близка к поэзии. К инструментальным лирическим произведениям относятся творения Бетховена, Шуберта, Моцарта, Вивальди. Также в этом направлении творили Рахманинов и Чайковский. Музыкальные лирические образы они формировали с помощью мелодий. Нельзя лучше сформулировать предназначение музыки, нежели это сделал Бетховен: "То, что исходит из сердца, должно к нему и вести". Формируя определение образа музыкального искусства, многие исследователи берут именно это высказывание. В своей "Весенней сонате" Бетховен сделал природу символом пробуждения мира от зимней спячки. Музыкальный образ и мастерство исполнителя помогают увидеть в сонате не только весну, но и радость, свободу.

Нужно также вспомнить и "Лунную сонату" Бетховена. Это поистине шедевральное произведение с музыкально-художественным образом для фортепиано. Мелодия страстная, настойчивая, заканчивается безнадежным отчаянием.

Лирическое в шедеврах композиторов подключает к образному мышлению. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие. Просто мастерски передал "мелодии души" Прокофьев в вальсе Наташи Ростовой в опере "Война и мир". Характер вальса очень нежный, в нем чувствуется робость, неторопливость и, в то же время, взволнованность, жажда счастья. Еще одним примером лирического музыкального образа и мастерства композитора является Татьяна из оперы Чайковского "Евгений Онегин". Также примером музыкального образа (лирического) могут служить произведения Шуберта "Серенада", Чайковского "Мелодия", Рахманинова "Вокализ".

Драматический музыкальный образ

В переводе с греческого "драма" обозначает "действие". С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. В литературе многих народов такие сочинения существовали давным-давно. Имеют место также драматические музыкальные образы в музыке. Их композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки.

Драматического героя зрители видят в постоянной борьбе, что приводит его либо к победе, либо к гибели. На первое место в драме выступают действия, а не чувства. Самыми яркими драматическими персонажами являются шекспировские - Макбет, Отелло, Гамлет. Отелло - ревнивец, что приводит его к трагедии. Гамлета одолевает желание мести убийцам своего отца. Сильная жажда власти у Макбета заставляет его убить короля. Без драматического музыкального образа в музыке драма немыслима. Он является нервом, источником, средоточием произведения. Драматический герой представляется рабом страсти, которая приводит его к катастрофе.

Одним из примеров драматического конфликта является опера Чайковского "Пиковая дама" по одноименной повести Пушкина. Вначале зрители знакомятся с бедным офицером Германом, который мечтает быстро и легко разбогатеть. Раньше он никогда не увлекался азартными играми, хотя в душе был игроком. Стимул Герману придает любовь к богатой наследнице одной старой графини. Весь драматизм в том, что свадьба не может состояться из-за его бедности. Вскоре Герман узнает о тайне старой графини: якобы она хранит секрет трех карт. Офицером одолевает желание во что бы то ни стало разведать эту тайну, чтобы сорвать большой куш. Герман приходит в дом графини и грозит ей пистолетом. Старуха от страха умирает, так и не выдав тайну. Ночью к Герману приходит призрак и шепчет заветные карты: "Тройка, семерка, туз". Тот приходит к любимой Лизе и признается ей, что по его причине умерла старая графиня. Лиза от горя бросилась в реку и утопилась. Заветные слова призрака не дают покоя Герману, он идет в игорный дом. Первые две ставки, на тройку и семерку, оказались удачными. Выигрыш настолько вскружил голову Герману, что он идет ва-банк и ставит на туза все выигранные деньги. Накал драматизма приближается к своей вершине, вместо туза в колоде оказывается пиковая дама. В этот момент в даме пик Герман узнает старуху графиню. Окончательный проигрыш ведет героя к самоубийству.

Стоит сравнить, каким показывают драматизм своего героя Пушкин и Чайковский. Александр Сергеевич показал Германна холодным и расчетливым, он хотел использовать Лизу для своего обогащения. Чайковский немного по-другому подошел к изображению своего драматического персонажа. Композитор немного меняет характеры своих героев, ведь для их изображения нужно вдохновение. Чайковский показал Германа романтичным, влюбленным в Лизу, имеющим пылкое воображение. Только одна страсть вытесняет образ любимой из головы офицера - тайна трех карт. Мир музыкальных образов этой драматической оперы - очень насыщенный и впечатляющий.

Еще одним примером драматической баллады является творение Шуберта "Лесной царь". Композитор показал борьбу двух миров - действительного и вымышленного. Для Шуберта был характерен романтизм, его увлекала мистика, и произведение получилось довольно драматичным. Столкновение двух миров очень яркое. Настоящий мир воплощен в образе отца, который здраво и спокойно смотрит на действительность и не замечает Лесного царя. Его ребенок живет мистическим миром, он болен, и ему чудится Лесной царь. Шуберт показывает фантастическую картину таинственного, окутанного мрачной мглой леса и мчащегося через него на коне отца с умирающим ребенком на руках. Каждому герою композитор дает свою характеристику. Умирающий мальчик - напряженный, испуганный, в его словах звучит мольба о помощи. Бредящий ребенок попадает в страшное царство грозного Лесного царя. Отец всеми силами старается успокоить дитя.

Вся баллада пронизана тяжелым ритмом, топот коня изображает беспрерывная октавная дробь. Шубертом создана полная зрительно-слуховая иллюзия, наполненная драматизмом. В конце динамика музыкального развития баллады заканчивается, так как отец держал на руках мертвого младенца. Вот какие музыкальные образы (драматические) помогли Шуберту создать одно из самых впечатляющих своих творений.

Эпические портреты в музыке

В переводе с греческого "эпос" имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы и мастерство композитора представляют конкретных героев, события, истории, природу.

Эпос опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. Так, урок по музыкальному образу в 6 классе многие учителя представляют с помощью отрывков из оперы Римского-Корсакова "Садко". Ученики стараются понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, после прослушивания песни Садко "Ой ты, темная дубравушка". Дети слышат напевную, плавную мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Опера довольно грустная, тоскливая и задумчивая.

В эпическом стиле работал композитор "Могучей кучки" А. П. Бородин. В перечень его эпических работ можно включить "Богатырскую симфонию" №2, оперу "Князь Игорь". В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором.

Памятником средневековой культуры считается известная поэма "Слово о полку Игореве". Произведение повествует о походе князя Игоря на половцев. Здесь созданы яркие эпические портреты князей, бояр, Ярославны, половецких ханов. Опера начинается увертюрой, затем идет пролог о том, как Игорь готовит свое войско в поход, наблюдает за солнечным затмением. Дальше следуют четыре действия оперы. Очень ярким моментом в произведении выступает плач Ярославны. В конце народ поет славу князю Игорю и его жене, хоть поход закончился поражением и гибелью войска. Для отображения исторического героя той эпохи очень важен музыкальный образ исполнителя.

Стоит также включить в перечень эпических творений произведение Мусоргского "Богатырские ворота", Глинки "Иван Сусанин", Прокофьева "Александр Невский". Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.

Сказочное музыкальное изображение

В самом слове "сказочные" кроется сюжетная линия таких произведений. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Еще со школьной программы дети узнают его знаменитую сказку-оперу "Снегурочка", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане". Нельзя не вспомнить также симфоническую сюиту "Шахеразада" по книге "1001 ночь". Сказочные и фантастические образы в музыке Римского-Корсакова находятся в тесном единстве с природой. Именно сказки закладывают в человеке нравственный фундамент, дети начинают отличать добро от зла, они учатся милосердию, справедливости, осуждают жестокость и коварство. Будучи педагогом, Римский-Корсаков на языке сказки рассказал о высоких человеческих чувствах. Кроме вышеперечисленных опер можно назвать "Кащея Бессмертного", "Ночь перед Рождеством", "Майскую ночь", "Царскую невесту". Мелодии композитора имеют сложное мелодико-ритмическое строение, они виртуозные и подвижные.

Фантастическая музыка

Стоит упомянуть фантастические музыкальные образы в музыке. Фантастических произведений создается каждый год очень много. Еще с давних времен известны различные фольклорные баллады и песни, восхваляющие разных героев. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.

Присуща ли фантастическая образность русскому музыкальному искусству? Композитор Мусоргский наполнил фантастическими мотивами творения "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе". Зрители могут наблюдать за шабашем ведьм ночью на праздник Ивана Купала. Мусоргский также написал интерпретацию к произведению Гоголя "Сорочинская ярмарка". Элементы фантастики проглядываются в сочинениях Чайковского "Русалка" и Даргомыжского "Каменный гость". Не остались в стороне от фантастики такие мастера, как Глинка ("Руслан и Людмила"), Рубинштейн ("Демон"), Римский-Корсаков ("Золотой петушок").

Настоящий революционный прорыв в синтетическом искусстве произвел экспериментатор Скрябин, использовавший элементы светомузыки. В своих произведениях он специально вписывал строчки для света. Фантастикой наполнены его сочинения "Божественная поэма", "Прометей", "Поэма экстаза". Некоторые приемы фантастики присутствовали даже у реалистов Кабалевского и Шостаковича.

Появление компьютерной техники сделало фантастическую музыку любимой для многих. На экраны телевизоров и кинотеатров стали выходить фильмы с фантастическими композициями. После появления музыкальных синтезаторов открылись большие перспективы для фантастических мотивов. Настала эпоха, когда композиторы могут лепить музыку, как скульпторы.

Комические отображения в музыкальных произведениях

О комических образах в музыке говорить сложно. Мало искусствоведов характеризуют это направление. Задача комической музыки - исправлять смехом. Именно улыбки являются настоящими спутниками комической музыки. Комический жанр более легкий, для него не нужны условия, приносящие страдания героям.

Чтобы создать комический момент в музыке, композиторы используют эффект внезапности. Так, Й. Гайдн в одной из своих Лондонских симфоний создал мелодию с партией литавр, которые моментально встряхивают слушателей. Пистолетным выстрелом нарушается плавная мелодия в вальсе с сюрпризом ("В яблочко!") Штрауса. Это сразу развеселяет зал.

Любые шутки, даже музыкальные, несут с собой забавные нелепости, смешные несоответствия. Многим знаком жанр комических маршей, маршей-шуток. От начала до конца наделен комизмом марш Прокофьева из сборника "Детская музыка". Комических персонажей можно увидеть в сочинении Моцарта "Свадьба Фигаро", где уже во вступлении слышен смех и юмор. Веселый и умный Фигаро ловко хитрит перед графом.

Элементы сатиры в музыке

Еще одним видом комического выступает сатира. Сатирическому жанру присуща жесткость, он грозный, испепеляющий. С помощью сатирических моментов композиторы преувеличивают, утрируют некоторые явления, чтобы разоблачить пошлость, зло и безнравственность. Так, сатирическими образами можно назвать Додона из оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок", Фарлафа из "Руслана и Людмилы" Глинки.

Образ природы

Тема природы очень актуальна не только в литературе, но и в музыке. Показывая природу, композиторы изображают ее реальное звучание. Просто подражает голосам природы композитор М. Мессиан. Такие английские и французские мастера, как Вивальди, Бетховен, Берлиоз, Гайдн, смогли мелодией передать картины природы и чувства, которые они вызывают. Особенное пантеистическое изображение природы - у Римского-Корсакова и Малера. Романтическое восприятие окружающего мира можно наблюдать в пьесе Чайковского "Времена года". Нежный, мечтательный, приветливый характер имеет сочинение Свиридова "Весна".

Фольклорные мотивы в музыкальном искусстве

Многие композиторы для создания своих шедевров использовали мелодии народных песен. Простые песенные напевы стали украшением оркестровых композиций. Образы из народных сказок, былин, сказаний легли в основу многих произведений. Их использовали Глинка, Чайковский, Бородин. Композитор Римский-Корсаков в опере "Сказка о царе Салтане" использовал русскую народную песню "Во саду ли, в огороде" для создания образа белочки. Народные мелодии слышны в опере Мусоргского "Хованщина". Композитор Балакирев на основе кабардинского народного танца создал знаменитую фантазию "Исламей". Мода на фольклорные мотивы в классике не исчезла. Многим знакома современная симфония-действо В. Гаврилина "Перезвоны".

ТЕМА: “Музыкальный образ”

ЦЕЛЬ: развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера, содержания и построения.

  • формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передаёт музыка;
  • воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умения анализировать его содержание и средства выразительности;
  • развитие умения выявлять характерные стилевые особенности музыки;
  • развитие у учащихся самостоятельного мышления, проявления собственной инициативы и творчества;
  • закрепление навыка чистого интонирования мелодии, правильного дыхания и точной артикуляции слов при пении;

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Концерт №2 для фортепиано с оркестром, I часть

С.В. Рахманинова;

Песня “Родные места”, музыка Ю. Антонова.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

“Мокрый луг” Ф.А. Васильева;

“Вечерний звон”, “Весенние деревья”, “Вечер. Золотой плёс”, “Вечный покой”, И.И. Левитана;

“Ока”, В.Д. Поленова;

У. Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта? Никто не знает? Вот беда, вы так спешили, что никто из вас не обратил внимания на афишу при входе в зал. Ну, ладно, не огорчайтесь! Я думаю, что музыка, которая будет звучать сегодня, поможет вам определить не только её композитора и музыкальное содержание, но и поможет почувствовать, осознать глубину чувств, которые она будет передавать.

Итак, представьте себе, что свет в зале начали убавлять, послышались шаги, наступила полная тишина, и многие слушатели застыли в оцепенении, чтобы уловить появление на сцене маэстро. Он вышел и твёрдой походкой направился к роялю, сел и на несколько мгновений задумался. Его выразительное лицо было обращено к инструменту. Он смотрел на рояль с такой глубокой сосредоточенностью, что в этом чувствовалась какая-то неземная гипнотическая сила. Музыкант начал играть, и зазвучала музыка.

Звучит экспозиция I части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.

У. Кто участвует в исполнении музыкального произведения?

Д. Фортепиано и симфонический оркестр.

У. Значит, мы можем определить жанр музыки? Это опера, балет, симфония?

У. Кому принадлежит ведущая роль?

Д. В музыке мы слышим попеременно то фортепиано, то оркестр.

Я думаю, что они выполняют одинаковую роль.

У. Так как же мы назовём это музыкальное произведение? Произведение такого жанра нам уже встречалось.

Д. Это Концерт для фортепиано с оркестром.

О слове “концерт” звучит справка-сообщение, которое подготовил один из учащихся как домашнее задание.

У. На что настраивает нас музыка?

Д. На размышления. Слушая её, хочется думать.

У. Подумайте, какой композитор мог написать это музыкальное произведение: русский или зарубежный? Почему?

Ответы детей.

У. Это современный композитор или композитор, который жил давно?

Ответы учащихся.

У. Действительно, это русский композитор – Сергей Васильевич Рахманинов , который жил на рубеже XIX – XX веков. Он был не только талантливым композитором, но и замечательным дирижёром, блистательным пианистом.

Послушайте, как сам композитор охарактеризовал себя:

“Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка”.

Рахманинов был человеком удивительной судьбы. Прирождённый поэт и певец России, он родился под Новгородом, а умер в Америке. Сергей Васильевич любил родную землю и остался верен ей до конца своих дней.

Творческий путь композитора был не прост. Дело в том, что практически каждый талант после первых воодушевляющих успехов сталкивается с непониманием своего искусства, в его жизни случаются творческие взлёты и падения. Таким тяжёлым, во многом переломным, поворотным стал для Рахманинова 1897 год. Его по-настоящему первая взрослая композиторская работа – Симфония №1 провалилась. Этот провал стал трагедией для молодого композитора. Он принёс ему не только горькие разочарования, но и продолжительный творческий кризис, усугублённый тяжёлым нервным заболеванием. В течение нескольких лет Рахманинов не написал ничего значительного. Шло время. И вот наступил 1901 год .

ЧТО ПРОИЗОШЛО ЗА ЭТИ ГОДЫ С КОМПОЗИТОРОМ?

Ответить на этот вопрос нам поможет музыка, те чувства, мысли и настроение, которыми она наполнена. Именно музыка поможет разобраться, каким был человек, сочинивший её, определить его душевное состояние на тот период времени. А чтобы нам было легче познать нравственную суть рахманиновской музыки, давайте смоделируем ситуацию такого типа. Условимся, что солирующее фортепиано будет передавать поведение, мысли, чувства и переживания нашего героя, а окружающий его мир (общество, природа, люди, Родина) – симфонический оркестр.

Звучит музыка.

У. Вы сказали, что в музыке мы слышим протяжность, певучесть, красивые мелодии, широкий размах звучания. Певучие и протяжные интонации звучат и в начале Концерта?

Учитель исполняет аккорды вступления на фортепиано.

Д. Нет. Звучат аккорды.

У. Какие ощущения возникают у вас, когда звучат эти аккорды у фортепиано? Что напоминает вам это звучание ?

Д. Напоминает колокольный звон, как будто бьют в колокола, в набат.

А у меня создаётся ощущение того, как будто кто-то, или что-то приближается.

У. Почему вы так решили?

Д. Потому что в музыке происходит небольшое динамическое развитие.

У. Да, краткое вступление построено на последовательности аккордов, которым в басу отвечают гулкие “колокольные” удары. А нарастание звучности от pianissimo к мощному fortissimo создаёт ощущение постепенного приближения какого-то образа. А вот какого? Его нам поможет определить следующий музыкальный фрагмент.

Звучит экспозиция I части Концерта.

У. Сколько музыкальных образов в произведении?

У. Они похожи друг на друга?

У. Чем они представлены?

Д. Музыкальными темами.

У. Что выражает 1я тема? Какие чувства она передаёт? Какая она?

Учитель наигрывает 1ю тему на фортепиано.

Д. Суровая, мужественная, решительная.

У. Какая по характеру 2я тема?

Учитель исполняет на фортепиано 2-ю музыкальную тему.

Д. Лирическая, светлая, мечтательная.

У. Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами выразительности композитор показал каждый музыкальный образ?

Д. Тему, которую представляет 1-й образ, исполняет симфонический оркестр. В музыке мы слышим

Дети напевают мелодию 1-й музыкальной темы.

У. Какой образ или образ чего композитор воплотил этой музыкальной темой, широко используя яркие музыкальные средства выразительности?

Д. Я думаю, что это русский образ. Если тему ведёт симфонический оркестр, то это образ всего того, что окружает человека - образ России, образ русского народа, образ русской природы.

У. А вот русский художник Илья Ефимович Репин так поделился впечатлениями от прослушанной музыки: “Это образ могучей, плавно и глубоко медленно реющей над водной стихией властной птицы”.

Природа у Рахманинова существует сама по себе? Или она является неотъемлемой частью жизни человека, нашего героя, которого представляет партия фортепиано?

Д. Я думаю, что природа и человек – это одно целое.

Мне кажется, что на фоне образа русской природы композитор передал различные эмоциональные состояния человека.

У. Какими чувствами, мыслями, настроением наполнена музыка? Как она передаёт душевное состояние композитора?

Звучит главная партия экспозиции I части Концерта.

Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

У. Вот что говорил сам композитор: “Это был самый трудный и критический период моей жизни, когда я думал, что всё потеряно и дальнейшая борьба бесполезна…”

В жизни композитора наступил продолжительный творческий кризис, усугублённый тяжёлым нервным заболеванием. Тогда родные и близкие С.В. Рахманинова решили обратиться к доктору Николаю Владимировичу Далю. В то время Даль сделался очень известным специалистом, которого теперь назвали бы психотерапевтом, т.к. он широко практиковал гипноз. Сущность его лечебных сеансов с Рахманиновым состояла в том, что он усаживал Сергея Васильевича в удобное кресло и мирно беседовал с ним. Беседы были направлены на то, чтобы поднять общее настроение пациента, заставить его хорошо спать по ночам и возбудить в нём стремление и уверенность сочинять музыку.

Довольно скоро окружающие заметили признаки улучшения состояния Сергея Васильевича. Сам композитор больше всего переживал за фортепианный концерт, над которым начал работать. Даль знал об этом и прилагал все усилия к тому, чтобы вселить в композитора уверенность в преодолении ставших на его пути психологических трудностей.

И вот работа над фортепианным концертом была завершена. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром был исполнен в 1901 году в Москве. А в 1904 году за это сочинение Рахманинов получил престижную Глинкинскую премию .

Таким образом, композитор наконец-то поверил в себя, в своё творческое спасение. А какова была действительная заслуга доктора, вселившего в упавшего духом композитора веру, лучше всего видно в посвящении, которое было написано рукой автора Второго фортепианного концерта на дарственном печатном экземпляре партитуры: “Посвящает уважаемому Николаю Владимировичу Далю искренне благодарный ему пациент” .

У. Только ли свои личные чувства, переживания композитор хотел передать 1-й музыкальной темой?

Д. Я думаю, что Рахманинов хотел показать или передать атмосферу того времени, в котором жил, творил он сам и его современники, характер и идеалы этого времени.

У. Действительно, в его музыке мы слышим тревогу, волнение, которые царили в ту пору в русском обществе.

“Тема его вдохновейнейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России… Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия”, - писал об этом произведении Николай Карлович Метнер, известный русский композитор.

Глубока по содержанию музыка Рахманинова. Она включает в себя различные музыкальные образы, один из которых мы разобрали. Давайте обратимся теперь ко 2-й теме.

Звучит побочная партия.

Дети разбирают музыкальный язык 2-й темы.

Д. Тему ведёт фортепиано. Оно солирует. Мы слышим тихое звучание мелодии; мягкий мажор, высокие ноты; плавное движение мелодии, умеренный темп, светлую, лирическую интонацию, песенный жанр.

У. Какой музыкальный образ композитор хотел показать 2-й темой?

Д. Это образ русской природы – тихой и спокойной.

У. Какие ещё будут мысли? Может кто-то считает по-другому?

Д. Тему исполняет фортепиано, которое, как мы условились, передаёт мысли, чувства человека.

У. Это бурные переживания? На что настраивает нас музыка?

Д. На лирические чувства. Это размышления человека над его судьбой, это лирическая исповедь.

У. Почему вы решили, что человек думает, размышляет?

Д. В музыке мы слышим тихое звучание, плавное и спокойное движение мелодии. Именно под такую музыку хочется думать, мечтать.

У. О чём размышляет, думает наш человек?

Д. О Родине, о России, о её людях, о красивой природе.

У. Определите отношение нашего персонажа к тому, что его окружает.

Д. Он любит свой народ, Родину, её природу. Человек с трепетом и нежностью относится ко всему этому.

У. Почему?

Д. Потому что музыка выражает такие чувства, как добро, ласку, нежность, какие-то светлые чувства.

У. Какой же музыкальный образ хотел передать композитор?

Д. Образ любви к Родине, природе, России.

Дети с любовью и нежностью напевают мелодию побочной партии.

У. Картины родной природы всегда волновали композиторов. Однако её образы были воплощены не только в музыке, но и в других видах русского искусства.

Учитель предлагает вниманию учащихся репродукции картин русских художников.

У. На рубеже XIX-XX вв. в области изобразительного искусства наблюдается широкое развитие пейзажной лирики, яркими представителями были русские художники И.И. Левитан, Ф.А. Васильев, В.Д. Поленов, Саврасов и другие.

Дети по группам выполняют творческое задание. ВОПРОСЫ:

  1. Изображение чего на картинах символизирует русский образ, образ России?
  2. Какие картины созвучны музыке 1-й темы и 2-й?
  3. Что роднит музыкальное и живописное произведение?
  4. Что вы видите на картине такого, что позволяет вам обнаружить присутствие человека?
  5. Что общего между состоянием природы и чувствами нашего героя, которые выражены в музыке?

Звучит музыка I части Концерта. Дети работают по группам, обмениваются мнениями, выносят решение. Обсуждение.

У. Выдающимся русским художником, мастером лирического пейзажа был Исаак Ильич

Левитан. С глубокой поэтичностью он запечатлел на своих холстах образы русской земли, природы. Его работам присущи ясность и задушевность, красота и гармония, отсутствие ярких цветов и резких линий. В своих картинах художник отразил самые различные человеческие чувства и переживания. Может поэтому И.И. Левитана в своё время назвали создателем нового типа пейзажа, который принято именовать “ПЕЙЗАЖЕМ НАСТРОЕНИЯ”. Вы заметили, как удивительно созвучны картина и музыка! Какие родственные, одинаковые человеческие чувства, настроение вызывают у зрителя и слушателя два разных по виду произведения искусства.

Итак, в музыке I части Второго концерта для фортепиано с оркестром мы определили два музыкальных образа: 1-й – образ России, Родины,2-й – образ любви к Родине. Как же будет развиваться каждый из них, взаимодействовать друг с другом в дальнейшем, что касается музыкальной драматургии, мы проследим и попытаемся разобраться на следующем уроке.

А теперь обратите внимание на эти даты: 11873г. и 2008г. Сколько времени соединяет

Эти даты? Дети отвечают.

В нынешнем 2008 году С.В. Рахманиновy исполнилось бы 135 лет. Прошло более ста лет, а его музыка сегодня звучит у нас на уроке. Как вы думаете, можно ли сказать, что музыка этого русского композитора современна и сейчас, что она прошла сквозь время? Почему его произведения имеют большой успех и в настоящее время?

Д. Я думаю, что можно.

Музыка С.В. Рахманинова, который жил на рубеже XIX-XX вв., продолжает волновать нас, живущих на рубеже XX-XXI вв., и теперь, т.к. она передаёт такие человеческие чувства, воплощает в себе такие стороны жизни, которые понятны и близки каждому русскому человеку.

У. И не только русскому. Музыка Рахманинова очень популярна и известна в музыкальных кругах всего мира. Очень часто его произведения включают в свой концертный репертуар многие знаменитые исполнители и прославленные симфонические коллективы Европы и мира. Музыка Рахманинова выдержала самый строгий и самый справедливый суд, какой возможен в искусстве, - суд времени.

В чём же её привлекательность? Какие характерные особенности музыки этого замечательного русского композитора позволяют нам выделить её из огромного потока музыкального материала?

Подумаёте и постараётесь определить основные черты музыки С.В. Рахманинова.

  • песенность, протяжность и народность мелодий;
  • строгий ритм;
  • полнозвучие, широта и свобода фактуры;
  • раскидистые, волнообразные пассажи;
  • активный, мужественный минор и лирический, мягкий мажор;
  • постоянные “приливы” и “отливы” динамики;
  • преобладание звучания струнных и деревянных инструментов в оркестре.

У. Рахманиновым созданы произведения различных направлений. Но к какому бы жанру он ни обращался, его музыка узнаваема – это наша русская музыка: певучая, мелодичная, протяжная и красивая. Такая же красивая, как наша необъятная Родина – Россия с её могучей русской природой, замечательными людьми, многонациональной культурой, её народными обычаями, нравами и духовными традициями, родными просторами и местами, которые так дороги каждому русскому человеку.

Учащиеся исполняют песню “РОДНЫЕ МЕСТА”, музыка Ю. Антонова.

Учитель работает над чистым интонированием мелодии, правильным дыханием, точной дикцией и артикуляцией.

У. В заключение нашей встречи хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали верить в себя, в своих близких, друзей, в великую ценность жизни. И пусть поможет в этом музыка Рахманинова, которая очень притягивает к себе, идёт к нашему сердцу, исходит из глубины души.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. “Русская музыка в школе”, методические очерки, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, МИРОС, Москва 1998;
  2. “Рахманинов и его время”, Ю Келдыш, “Музыка”, Москва 1973.

Урок №6 7 класс I четверть

По учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Тема : «Что такое музыкальный образ»

Цель урока: - формирование средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Задачи урока : образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

Развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

Используемые приемы обучения :

объяснение;

практические задания;

проблемная ситуация;

анализ и синтез;

сравнение и сопоставление.

Формы организации познавательной деятельности :

индивидуальные;

парно - групповые;

коллективные;

фронтальные. воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете Иллюстрации Прогнозируемый результат: понятия: баллада способы действий: работа по карточкам, слушание музыки. суждения: личностное отношение к музыке.

Тип урока : Изучение нового материала.

Оборудование : компьютер, экран, презентация по теме: «Драматический образ».

Межпредметные связи : литература, история.

Ход урока

1 .Организационный момент

Все встали, подравнялись, приготовились к уроку, здравствуйте, садитесь. Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. (на фоне читаю)

Эпиграф:

«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство

Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»

. 2 . Постановка целей и задач урока.

Тема: «Драматический образ в музыке . «(Слайд 1)

Прочитайте тему урока и сделайте предположения, о чем будет идти речь на уроке. Ребята. А что такое образ? Музыкальный образ - частица жизни. Композитор создает те или иные замыслы, то или иное содержание. Сделайте предположение что же такое драма? Дра́ма (греч. Δρα´μα – действие. Главные свойства драмы (показ слайда)

Драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим особенности драматического образа, познакомимся с новым жанром вокальной музыки и попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств, чувства борьбы и победы, крика души

Чтобы точно определить жанр этого произведения, я предлагаю вам разгадать кроссворд. А поможет мне консультант.

Его ключевое слово и будет являться ответом на данный вопрос.

(Плакат на доске с кроссвордом.)

1. Немецкий композитор, фамилия которого звучит коротко, напоминая выстрел. (Бах)

4. Вид искусства, содержание которого передается в сценических музыкально – хореографических образах. (Балет)

5. Тихое исполнение. (Пиано)

6. Когда исполняют двое, то называется…(дуэт)

Вывод : Жанр с которым мы сегодня знакомимся называется баллада.

3 . Актуализация опорных знаний Знаком ли вам такой жанр?

Тогда охарактеризуйте мне его. А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Слайд(2)

Вывод : Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

4 . Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на немецком языке. – Ф. Шуберта зачаровывала поэзия немецкого поэта В. Гёте. (портрет поэта). Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

– Сейчас вы послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и выявите средства музыкальной выразительности Слайд(3,4,5) вы прослушали произведение

С чего начинается баллада?

Какие чувства выражает музыка?

Какой образ передал в своей музыке композитор?

Кто исполняет это музыкальное произведение?

– Как называется это произведение?

Какие драматические события переданы в этом произведении?

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

– Что вы услышали в аккомпанементе?

Можно ли это увидеть? (Стремительное, драматически напряженное движение.)

Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная.)

Повторное прослушивание произведения .

Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание.

Вывод : Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

5 .Итог урока .

В заключении урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.




Top