Состав содружества могучая кучка. Могучая кучка русских композиторов – новая русская музыкальная школа

Карикатура на Могучую кучку (пастельный карандаш, 1871). Слева направо изображены: Ц. А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом, М. А. Балакирев в виде медведя, В. В. Стасов (на его правом плече в виде Мефистофеля скульптор М. М. Антокольский, на трубе в виде обезьяны В. А. Гартман), Н. А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек), М. П. Мусоргский (в образе петуха); за спиной Римского-Корсакова изображён А. П. Бородин, справа вверху из облаков мечет гневные перуны А. Н. Серов.

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок , Новая русская музыкальная школа ) - творческое содружество российских композиторов , сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824-1906).

Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке.

Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других - Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста », «Снегурочка », «Хованщина », «Борис Годунов », «Князь Игорь» . Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т. д.).

Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского , Добролюбова , Герцена , Чернышевского . Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев , Сеченов , Ковалевский , Боткин .

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Продолжение «Могучей кучки»

С прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов приращение, развитие и живая история «Могучей кучки» отнюдь не завершились. Центр кучкистской деятельности и идеологии в основном благодаря педагогической деятельности Римского-Корсакова переместился в классы Петербургской Консерватории , а также, начиная с середины -х годов - и в «беляевский кружок », где Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером , а затем, с началом XX века разделил своё лидерство в составе «триумвирата» с А. К. Лядовым , А. К. Глазуновым и чуть позднее (с мая 1907 года) Н. В. Арцыбушевым. Таким образом, за вычетом балакиревского радикализма «беляевский кружок» стал естественным продолжением «Могучей кучки». Сам Римский-Корсаков вспоминал об этом вполне определённым образом:

«Можно ли считать беляевский кружок продолжением балакиревского, была ли между тем и другим известная доля сходства, и в чём состояло различие, помимо изменения с течением времени его личного состава? Сходство, указывавшее на то, что кружок беляевский есть продолжение балакиревского, кроме соединительных звеньев в лице моём и Лядова, заключалось в общей и тому и другому передовитости, прогрессивности; но кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева - периоду спокойного шествия вперёд; балакиревский был революционный , беляевский же - прогрессивный …»

- (Н.А.Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»)

Среди членов беляевского кружка Римский-Корсаков называет в качестве «связующих звеньев» отдельно самого себя (как нового главу кружка вместо Балакирева), Бородина (в то недолгое время, которое осталось до его смерти) и Лядова. Со второй половины 80-х годов в составе беляевской «Могучей кучки» появляются такие разные по дарованию и специальности музыканты, как Глазунов , братья Ф. М. Блуменфельд и С. М. Блуменфельд, дирижёр О. И. Дютш и пианист Н. С. Лавров. Чуть позже, по мере окончания консерватории в число беляевцев вошли такие композиторы, как Н. А. Соколов , К. А. Антипов, Я. Витоль и так далее, включая большое число более поздних выпускников Римского-Корсакова по классу композиции. Кроме того, и «маститый Стасов» сохранял всегда хорошие и близкие отношения с беляевским кружком, хотя влияние его было «уже далеко не тем», что в кружке Балакирева. Новый состав кружка (и его более умеренный глава) определили и новое лицо «послекучкистов»: гораздо более ориентированное на академизм и открытое множеству влияний, прежде в рамках «Могучей кучки» считавшихся недопустимыми. Беляевцы испытывали на себе массу «чуждых» воздействий и имели широкие симпатии, начиная от Вагнера и Чайковского, и кончая «даже» Равелем и Дебюсси . Кроме того, следует особо отметить, что, будучи преемником «Могучей кучки» и в целом продолжая её направление, беляевский кружок не представлял собой единого эстетического целого, руководствующегося единой идеологией или программой.

Дело не ограничивалось только прямым преподаванием и классами свободного сочинения. Всё более частое исполнение на сценах императорских театров новых опер Римского-Корсакова и его оркестровых сочинений, постановка бородинского «Князя Игоря» и второй редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, множество критических статей и растущее личное влияние Стасова - всё это постепенно умножало ряды национально ориентированной русской музыкальной школы. Многие ученики Римского-Корсакова и Балакирева по стилю своих сочинений вполне вписывались в продолжение генеральной линии «Могучей кучки» и могли быть названы если не её запоздалыми членами, то во всяком случае - верными последователями. А иногда случалось даже так, что последователи оказывались значительно «вернее» (и ортодоксальнее) своих учителей. Невзирая на некоторую анахроничность и старомодность, даже во времена Скрябина , Стравинского и Прокофьева , вплоть до середины XX века эстетика и пристрастия многих из этих композиторов оставались вполне «кучкистскими» и чаще всего - не подверженными принципиальным стилевым изменениям. Однако со временем всё чаще в своём творчестве последователи и ученики Римского-Корсакова обнаруживали некий «сплав» московской и петербургской школы, в той или иной мере соединяя влияние Чайковского с «кучкистскими» принципами. Пожалуй, наиболее крайней и далёкой фигурой в этом ряду является А. С. Аренский , который, до конца своих дней сохраняя подчёркнутую личную (ученическую) верность своему учителю (Римскому-Корсакову), тем не менее, в своём творчестве был гораздо ближе к традициям Чайковского. Кроме того, он вёл крайне разгульный и даже «аморальный» образ жизни. Именно этим прежде всего объясняется весьма критическое и несочувственное отношение к нему в беляевском кружке. Ничуть не менее показателен и пример Александра Гречанинова , тоже верного ученика Римского-Корсакова, большую часть времени жившего в Москве. Однако о его творчестве учитель отзывается гораздо более сочувственно и в качестве похвалы называет его «отчасти петербужцем». После 1890 года и участившихся визитов Чайковского в Петербург , в беляевском кружке нарастает эклектичность вкусов и всё более прохладное отношение к ортодоксальным традициям «Могучей кучки». Постепенно Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков также и лично сближаются с Чайковским, тем самым положив конец прежде непримиримой (балакиревской) традиции «вражды школ». К началу XX века , большинство новой русской музыки всё в большей степени обнаруживает синтез двух направлений и школ: в основном через академизм и размывание «чистых традиций». Немалую роль в этом процессе сыграл и лично сам Римский-Корсаков, музыкальные вкусы которого (и открытость к влияниям) была вообще значительно гибче и шире, чем у всех его композиторов-современников.

Многие русские композиторы конца XIX - первой половины XX веков рассматриваются историками музыки как непосредственные продолжатели традиций Могучей кучки; среди них

Отдельного упоминания заслуживает и тот факт, что знаменитая французская «Шестёрка », собранная под предводительством Эрика Сати (как бы «в роли Балакирева») и Жана Кокто (как бы «в роли Стасова») - явилась прямым откликом на «русскую пятёрку» - как называли в Париже композиторов «Могучей кучки». Статья известного критика Анри Колле , оповестившая мир о рождении новой группы композиторов, так и называлась: «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати» .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бог
  • Гумбольдт, Вильгельм

Смотреть что такое "Могучая кучка" в других словарях:

    МОГУЧАЯ КУЧКА - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в кон. 1850 х нач. 1860 х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование Могучая кучка дал кружку его идеолог критик В. В. Стасов.… … Большой Энциклопедический словарь

    МОГУЧАЯ КУЧКА - «МОГУЧАЯ КУЧКА», творческое содружество российских композиторов, сложившееся в кон. 1850 х нач. 1860 х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог… … Энциклопедический словарь

    Могучая кучка - творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Петербурге в конце 50 х начале 60 х гг. XIX в. (известно также под названием Балакиревский кружок, «Новая русская музыкальная школа»). В «М. к.» входили М. А. Балакирев (глава… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Могучая кучка - Из рецензии русского искусствоведа и ученого Владимира Васильевича Стасова (1824 1906) на концерт, устроенный в честь приезда в Петербург славянской делегации («Санкт Петербургские ведомости» от 13 мая 1867 г.). «Могучей кучкой» он назвал… … Словарь крылатых слов и выражений

    могучая кучка - сущ., кол во синонимов: 1 клан (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

); Н. А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек); М. П. Мусоргский (в образе петуха); за спиной Римского-Корсакова изображён А. П. Бородин ; справа вверху из облаков мечет гневные перуны.

«Могу́чая ку́чка» (а также Бала́киревский кружо́к , Новая русская музыкальная школа или, иногда, Русская пятёрка ) - творческое содружество русских композиторов , сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов . В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824-1906).

Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками традиций М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Поиски национальных корней и тяга к родной культуре, обратили деятелей искусства к народным темам.

В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других - Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста », «Снегурочка », «Хованщина », «Борис Годунов », «Князь Игорь ». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т. д.).

Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского , Добролюбова , Герцена , Чернышевского . Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки и искусства, как Менделеев , Сеченов , Ковалевский , Боткин , Васнецов .

Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским , И. С. Тургеневым , художником И. Е. Репиным , скульптором М. М. Антокольским . Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским .

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Продолжение «Могучей кучки» [ | ]

С прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов приращение, развитие и живая история «Могучей кучки» отнюдь не завершились. Центр кучкистской деятельности и идеологии в основном благодаря педагогической деятельности Римского-Корсакова переместился в классы Петербургской консерватории , а также начиная с середины 1880-х годов и в «беляевский кружок », где Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером , а затем с началом XX века разделил своё лидерство в составе «триумвирата» с А. К. Лядовым , А. К. Глазуновым и чуть позднее (с мая 1907 года) Н. В. Арцыбушевым . Таким образом, за вычетом балакиревского радикализма «беляевский кружок» стал естественным продолжением «Могучей кучки» .

Сам Римский-Корсаков вспоминал об этом вполне определённым образом:

«Можно ли считать беляевский кружок продолжением балакиревского, была ли между тем и другим известная доля сходства, и в чём состояло различие, помимо изменения с течением времени его личного состава? Сходство, указывавшее на то, что кружок беляевский есть продолжение балакиревского, кроме соединительных звеньев в лице моём и Лядова, заключалось в общей и тому и другому передовитости, прогрессивности; но кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева - периоду спокойного шествия вперёд; балакиревский был революционный , беляевский же - прогрессивный …»

- (Н. А. Римский-Корсаков , «Летопись моей музыкальной жизни»)

Среди членов беляевского кружка Римский-Корсаков называет в качестве «связующих звеньев» отдельно самого себя (как нового главу кружка вместо Балакирева), Бородина (в то недолгое время, которое осталось до его смерти) и Лядова. Со второй половины 80-х годов в составе беляевской «Могучей кучки» появляются такие разные по дарованию и специальности музыканты, как Глазунов , братья Ф. М. Блуменфельд и С. М. Блуменфельд, дирижёр О. И. Дютш и пианист . Чуть позже, по мере окончания консерватории в число беляевцев вошли такие композиторы, как Н. А. Соколов , Я. Витоль и так далее, включая большое число более поздних выпускников Римского-Корсакова по классу композиции. Кроме того, и «маститый Стасов» сохранял всегда хорошие и близкие отношения с беляевским кружком, хотя влияние его было «уже далеко не тем», что в кружке Балакирева . Новый состав кружка (и его более умеренный глава) определили и новое лицо «послекучкистов»: гораздо более ориентированное на академизм и открытое множеству влияний, прежде в рамках «Могучей кучки» считавшихся недопустимыми. Беляевцы испытывали на себе массу «чуждых» воздействий и имели широкие симпатии, начиная от Вагнера и Чайковского, и кончая «даже» Равелем и Дебюсси . Кроме того, следует особо отметить, что, будучи преемником «Могучей кучки» и в целом продолжая её направление, беляевский кружок не представлял собой единого эстетического целого, руководствующегося единой идеологией или программой .

В свою очередь, и Балакирев не потерял активность и продолжил распространять своё влияние, выпуская всё новых учеников в бытность свою на посту главы придворной Капеллы . Наиболее известным из его учеников позднего времени (впоследствии закончившим также и класс Римского-Корсакова) считается композитор В. А. Золотарёв .

Дело не ограничивалось только прямым преподаванием и классами свободного сочинения. Всё более частое исполнение на сценах императорских театров новых опер Римского-Корсакова и его оркестровых сочинений, постановка бородинского «Князя Игоря » и второй редакции «Бориса Годунова » Мусоргского, множество критических статей и растущее личное влияние Стасова - всё это постепенно умножало ряды национально ориентированной русской музыкальной школы. Многие ученики Римского-Корсакова и Балакирева по стилю своих сочинений вполне вписывались в продолжение генеральной линии «Могучей кучки» и могли быть названы если не её запоздалыми членами, то во всяком случае - верными последователями. А иногда случалось даже так, что последователи оказывались значительно «вернее» (и ортодоксальнее) своих учителей. Невзирая на некоторую анахроничность и старомодность, даже во времена Скрябина , Стравинского и Прокофьева , вплоть до середины XX века эстетика и пристрастия многих из этих композиторов оставались вполне «кучкистскими» и чаще всего - не подверженными принципиальным стилевым изменениям. Однако со временем всё чаще в своём творчестве последователи и ученики Римского-Корсакова обнаруживали некий «сплав» московской и петербургской школы, в той или иной мере соединяя влияние Чайковского с «кучкистскими» принципами. Пожалуй, наиболее крайней и далёкой фигурой в этом ряду является А. С. Аренский , который, до конца своих дней сохраняя подчёркнутую личную (ученическую) верность своему учителю (Римскому-Корсакову), тем не менее, в своём творчестве был гораздо ближе к традициям Чайковского. Кроме того, он вёл крайне разгульный и даже «аморальный» образ жизни. Именно этим прежде всего объясняется весьма критическое и несочувственное отношение к нему в беляевском кружке . Ничуть не менее показателен и пример Александра Гречанинова , тоже верного ученика Римского-Корсакова, большую часть времени жившего в Москве. Однако о его творчестве учитель отзывается гораздо более сочувственно и в качестве похвалы называет его «отчасти петербужцем» . После 1890 года и участившихся визитов Чайковского в Петербург , в беляевском кружке нарастает эклектичность вкусов и всё более прохладное отношение к ортодоксальным традициям «Могучей кучки». Постепенно Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков также и лично сближаются с Чайковским, тем самым положив конец прежде непримиримой (балакиревской) традиции «вражды школ» . К началу XX века большинство новой русской музыки всё в большей степени обнаруживает синтез двух направлений и школ: в основном через

Так случилось, что нечаянно оброненные слова стали обозначать большое и сложное явление в истории музыки нашей страны. «Могучая кучка»- это Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Балакирев, Кюи. Но почему пять композиторов сразу называют этими словами? Кто придумал эти слова?

Как-то замечательный русский искусствовед Владимир Стасов, автор множества статей о музыке и музыкантах, после одного концерта написал: «...сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Так он выразился сразу о пяти композиторах. Действительно, всё это - люди могучего таланта, великих дарований, и не только в музыке; почти каждый из них прославил себя и другими делами.

Все они были друзьями: часто встречались, играли друг другу свои сочинения, обсуждали их. В истории искусства немного примеров такой прекрасной и высокой творческой дружбы.

По-разному сложилась жизнь композиторов «Могучей кучки». Но каждый из них боролся в своём творчестве за высокие цели.

Самую короткую жизнь прожил Модест Петрович Мусоргский: он умер 42 лет, не успев выполнить и малой части своих замыслов. Но его романсы и песни, оперы «Борис Годунов», «Хованщина» - «народные музыкальные драмы», как он их называл, будут радовать ещё не одно поколение слушателей.

Автор знаменитой оперы «Князь Игорь» и « » Александр Порфирьевич Бородин был одновременно и выдающимся учёным-хи-миком. Он написал немного музыкальных произведений, но каждое из них - словно драгоценная жемчужина среди сокровищ нашей музыки.

Творчество Николая Андреевича наиболее обширно: 15 опер, 3 симфонии, множество романсов, симфонических произведений, музыкальных сочинений для разных инструментов.

Симфонические произведения Милия Алексеевича Балакирева, его фортепианная фантазия «Исламей», оперы Цезаря Антоновича Кюи полны красок, разнообразны и ярки, хотя, быть может, уступают музыке первых трёх композиторов по значительности.

Та музыка, которую создавали композиторы «Могучей кучки», была совершенно новым, большим и значительным делом. В сочинениях они отразили мысли и чувства своих современников. Вот почему, живя интересами народа, композиторы эти силой своей музыки бунтовали против насилия и угнетения. Таким «бунтом» воспринимаются оперы «Борис Годунов» Мусоргского и «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

В свои оперы, симфонии и другие произведения они смело вводили мелодии народных песен и танцев. И героев своих искали в народных сказках и преданиях, в истории родной страны. Жизнь народа- вот что было всего дороже этим композиторам.

Не случайно композиторов «Могучей кучки» сравнивают с художниками- . Их объединяет нерушимая связь с народом и стремление служить Родине.

«МОГУЧАЯ КУЧКА» (Ба-ла-ки-рев-ский кру-жок, Но-вая рус-ская му-зы-каль-ная шко-ла) - творческое содружество русских композиторов во главе с М.А. Балакиревым, сложившееся в конце 1850-х - начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге.

По-на-ча-лу - воль-ное объ-е-ди-не-ние ода-рён-ных лю-би-те-лей; ор-га-ни-за-тор-ский та-лант и музыкальная эру-ди-ция Ба-ла-ки-ре-ва обу-сло-ви-ли бы-ст-рый профессиональный рост чле-нов круж-ка.

По-ми-мо Ба-ла-ки-рева в «Могучую кучку» вхо-ди-ли А.П. Бо-ро-дин, Ц.А. Кюи, М.П. Му-сорг-ский, Н.А. Рим-ский-Кор-са-ков, при-мы-ка-ли к ней А.С. Гус-са-ков-ский, H.H. Ло-ды-жен-ский, Н.В. Щер-ба-чёв, со вре-ме-нем ото-шед-шие от ком-по-зи-тор-ской дея-тель-но-сти.

Об-раз-ное на-име-но-ва-ние «Могучая кучка» дал идео-лог круж-ка В.В. Ста-сов в статье «Сла-вян-ский кон-церт г. Ба-ла-ки-ре-ва» (по по-во-ду кон-цер-та в честь славянской де-ле-га-ций на Все-российской эт-но-гра-фической вы-став-ке 1867 года). Тер-мин «Но-вая рус-ская му-зы-каль-ная шко-ла» пред-ло-жен са-ми-ми ком-по-зи-то-ра-ми «Могучей кучки» в знак пре-ем-ст-вен-но-сти с ис-кус-ст-вом стар-ших мас-те-ров - М.И. Глин-ки и А.С. Дар-го-мыж-ско-го . Тес-но свя-за-на с «Могучая кучка» бы-ла Л.И. Шес-та-ко-ва (се-ст-ра Глин-ки и про-па-ган-дист его со-чи-не-ний).

Цен-тром музы-каль-но-про-све-ти-тель-ской дея-тель-но-сти «Могучей кучки» яви-лась Бес-плат-ная музыкальная шко-ла (соз-да-на в 1862 году по ини-циа-ти-ве Ба-ла-ки-ре-ва и Г.Я. Ло-ма-ки-на), в кон-цер-тах ко-то-рой ис-пол-ня-лись про-из-ве-де-ния чле-нов круж-ка и близ-ких по на-прав-ле-нию русских и за-ру-беж-ных ком-по-зи-то-ров.

Дея-тель-ность «Могучей кучки» - важ-ней-ший этап в раз-ви-тии русской му-зы-ки, оп-ре-де-лив-ший её пу-ти в конце XIX - начале XX векав. Её выс-шие дос-ти-же-ния свя-за-ны с жан-ром опе-ры («Бо-рис Го-ду-нов» и «Хо-ван-щи-на» М.П. Му-сорг-ско-го, «Князь Игорь» А.П. Бо-ро-ди-на, «Пско-ви-тян-ка», «Сне-гу-роч-ка» и «Сад-ко» Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва).

В сим-фо-ническом твор-че-ст-ве ком-по-зи-то-ров «Могучей кучки» важ-ную роль вы-пол-ня-ют про-грамм-но-изо-бра-зительные и жан-ро-вые эле-мен-ты (сим-фо-нии Бо-ро-ди-на и М.А. Ба-ла-ки-ре-ва; сим-фо-нические про-из-ве-де-ния Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва). В ка-мер-ном во-каль-ном твор-че-ст-ве пси-хо-ло-гизм и по-этичность оду-хо-тво-рён-ность со-че-та-ют-ся с ост-рой жан-ро-вой ха-рак-тер-но-стью, дра-ма-тиз-мом. В ка-мер-ных ин-ст-ру-мен-таль-ных жан-рах про-из-ве-де-ния вы-даю-щей-ся ху-дожественной цен-но-сти бы-ли соз-да-ны толь-ко Бо-ро-ди-ным (2 струн-ных квар-те-та, фортепианный квин-тет). В об-лас-ти фортепианной му-зы-ки ко-ло-ри-стическим свое-об-ра-зи-ем от-ли-ча-ет-ся фан-та-зия «Ис-ла-мей» Ба-ла-ки-ре-ва, глу-би-ной, ори-ги-наль-но-стью за-мыс-ла и со-вер-шен-ст-вом во-пло-ще-ния - цикл «Кар-тин-ки с вы-став-ки» Му-сорг-ско-го.

Опо-ра на ар-ха-ический фольк-лор (вклю-чая вновь от-кры-тые бы-лин-ные на-пе-вы, ка-лен-дар-ные и другие об-рядо-вые пес-ни), зна-мен-ный рас-пев, на-пе-вы па-ра-ли-тур-гических ду-хов-ных сти-хов, сти-ли-за-ция (вслед за Глин-кой) ин-то-на-ций и рит-мов восточной му-зы-ки обу-сло-ви-ли осо-бен-но-сти музыкального язы-ка наи-бо-лее ода-рён-ных пред-ста-ви-те-лей «Могучей кучки» - А.П. Бо-ро-ди-на, М.П. Му-сорг-ско-го , Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва.

Мо-да-лиз-мы (в т. ч. сим-мет-рич-ные ла-ды), слож-ные мет-ры, гар-мо-ническая и тем-бро-вая ко-ло-ри-сти-ка, другие осо-бен-но-сти рит-ма, гар-мо-нии и музыкальной фор-мы, не впи-сы-вав-шие-ся в эс-те-тические сте-рео-ти-пы западно-ев-ропейской клас-си-ко-ро-ман-тической му-зы-ки и проч-но во-шед-шие в ар-се-нал чле-нов круж-ка, ста-ли зна-ком национального свое-об-ра-зия русской ком-по-зи-тор-ской шко-лы, спо-соб-ст-во-ва-ли её ми-ро-во-му при-зна-нию, ока-зав влия-ние, в ча-ст-но-сти, на французских ком-по-зи-то-ров. Прин-ци-пы гар-мо-ни-за-ции народных пе-сен-ных ме-ло-дий бы-ли вы-ра-бо-та-ны Ба-ла-ки-ре-вым в сборниках «40 рус-ских на-род-ных пе-сен» (на ос-но-ве собственных за-пи-сей, сде-лан-ных во вре-мя по-езд-ки по Вол-ге с по-этом Н.В. Щер-би-ной в 1860 годы).

Но-ва-тор-ская уст-рем-лён-ность чле-нов «Могучей кучки» сбли-жа-ла их с западно-ев-ропейскими ро-ман-ти-ка-ми - Г. Бер-лио-зом, Ф. Лис-том. Счи-тая ис-то-ком всей но-вой му-зы-ки твор-че-ст-во Л. ван Бет-хо-ве-на, они (осо-бен-но Ц.А. Кюи, сис-те-ма-ти-че-ски вы-сту-пав-ший в пе-ча-ти) од-но-сто-рон-не не-га-тив-но и пред-взя-то оце-ни-ва-ли музыкальное на-сле-дие до-бет-ховен-ско-го пе-рио-да, итальянскую опе-ру, твор-че-ст-во Р. Ваг-не-ра .

В русской музыкальной жиз-ни 1860-х годов «Могучая кучка» на-хо-ди-лась в кон-фрон-та-ции с Русским музы-каль-ным обществом и Санкт-Пе-тербургской консерваторией (во гла-ве с А.Г. Ру-бин-штей-ном).

К середине 1870-х годов «Могучая кучка» рас-па-лась, что в боль-шой ме-ре бы-ло вы-зва-но внутренние творческие рас-хо-ж-де-ния-ми, ес-тественным са-мо-оп-ре-де-ле-ни-ем ком-по-зи-то-ров круж-ка и лишь от-час-ти - ду-шев-ным кри-зи-сом М.А. Ба-ла-ки-ре-ва, его вре-мен-ным от-хо-дом от ак-тив-но-го уча-стия в музыкальной жиз-ни.

С «Могучей кучкой» пре-ем-ст-вен-но свя-зан Бе-ля-ев-ский кру-жок.

Исторические источники:

Рим-ский-Кор-са-ков H. A. Ле-то-пись мо-ей му-зы-каль-ной жиз-ни. СПб., 1909. М., 1955.

Публикации раздела Музыка

10 фактов из истории «Могучей кучки»

«Новая русская музыкальная школа» или балакиревский кружок. Сообщество русских композиторов, сложившееся в середине ХIХ столетия. Название закрепилось с легкой руки известного музыкального критика Владимира Стасова - это в России. В Европе содружество музыкантов именовали просто - «Группой пяти». Интересные факты из изстории музыкального сообщества собирала Наталья Летникова.

Милий Балакирев.

Цезарь Кюи.

Модест Мусоргский.

Николай Римский-Корсаков.

Александр Бородин.

1. Первый шаг к появлению «Могучей кучки» - приезд в 1855 году в Петербург одаренного 18-летнего музыканта Милия Балакирева. Блестящими выступлениями пианист обратил на себя внимание не только искушенной публики, но и самого известного музыкального критика того времени - Владимира Стасова, который стал идейным вдохновителем объединения композиторов.

2. Год спустя Балакирев познакомился с военным инженером Цезарем Кюи. В 1857 году - с выпускником военного училища Модестом Мусоргским , в 1862-м - с морским офицером Николаем Римским-Корсаковым , в то же время общие музыкальные взгляды обнаружились с профессором химии Александром Бородиным . Так сложился музыкальный кружок.

3. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, оркестровки, гармонии. Вместе единомышленники читали Белинского и Чернышевского , вместе выступали против академической рутины, искали новые формы - под общей идеей народности как главного направления развития музыки.

4. «Могучей кучкой» музыкальный союз окрестил Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» . Фраза стала крылатой - и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».

5. Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки. В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития - исключительно силой искусства.

6. Народная песня как основа для классики. Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника - «40 русских народных песен».

7. От песенного жанра к крупным формам. Фольклор балакиревцы вписывали в оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».

8. Коллеги и друзья. Балакиревцев связывала тесная дружба. Музыканты обсуждали новые сочинения и проводили вечера на стыке разных видов искусства. Кучкисты встречались с писателями -




Top