Музыкальное оформление. взгляд

Оформление музыкального зала к праздникам и развлечениям.

Оформление музыкального зала к празднику – очень интересный, захватывающий, творческий процесс. В то же время это достаточно сложная и трудоёмкая работа. Поэтому в ней принимают участие все педагогические работники детского сада.
Мы стараемся, чтобы интерьер музыкального зала соответствовал тематике праздника и в тоже время был ярким, близким детскому восприятию. Для изготовления элементов декора мы используем разные доступные и недорого стоящие материалы: остатки ткани, бумагу для принтера, бумагу для детского творчества, гофрированную бумагу и т. д. В работе с бумагой применяем разные методы работы: тычкование, вытынанки, оригами и т.п.
Осеннее оформление.

Ещё один вариант осеннего оформления. Все элементы декора:зверюшки, листья грибы и т. д. выполнены из офисной бумаги, сложенной гармошкой.


Весеннее оформление.


Праздник Пасхи.
Незадолго до праздника всем воспитателям было предложено оформить пасхальное яичко на свой вкус. Красивые, нарядные яички мы сложили в корзинки.



День защитников Отечества.


Вечный огонь.
Вечный огонь и цифра 9 выполнены из гофрированной бумаги методом тычкования.


Новый год.


Яркий, нарядный музыкальный зал создают у детей и зрителей праздничное настроение и способствует воспитанию эстетического вкуса, более глубокому восприятию тематики праздника.

Для оформления музыкального зала в детском саду можно использовать различные типы материалов, ограничением в данном случае может являться только фантазия руководителя. Не стоит пренебрегать привычными и всем давно известными материалами: листами ватмана, картоном, разными видами красок, воздушными шарами, тканью, цветной бумагой, блестящей мишурой и т.п.

Из этих доступных и разнообразных по своему качеству и назначению средств можно изготовить впечатляющие декорации к любому празднику. В наше время, когда с самого малого возраста ребенок приобщается к высоким технологиям и чудесам техники, цветок или снежинка, сделанные из обыкновенной бумаги могут стать для него настоящим открытием и очень ярким впечатлением. В особенности, если ребенок сам поучаствует в их изготовлении. Многие воспитатели в детских садах успешно используют в качестве материала для создания украшений даже полиэтилен и пенопласт (хотя, казалось бы, что может быть тривиальнее и скучнее).

Из пенопласта (в силу того, что он легко режется с помощью обычного ножа для бумаги) можно сделать любые самые сложные фигуры. В зависимости от тематики праздника и сезона из пенопласта можно изготовить фигуры снеговиков, деда и мороза и снегурочки, птиц, а также силуэты деревьев. Могут получиться даже солнышко и облака.

Если в музыкальном зале вашего детского сада есть зеркала, то их можно украсить помощью трафаретов из бумаги, белой гуаши и обыкновенной зубной щетки. Делается это просто. Для начала нужно взять 1-2 ватмана и нарисовать на них простым карандашом необходимые вам к празднику рисунки или фигуры. Затем получившиеся фигуры нужно аккуратно выстричь.

После этого смочить получившиеся трафареты водой и приклеить к зеркалам. После этого нужно развести гуашь и с помощью зубной щетки разбрызгать ее по границе трафарета. После снимите бумажные трафареты с зеркал. Оставшиеся капли краски образуют узор, напоминающий рисунки инея на стекле в морозное время. Конечно, подобные украшения идеально подойдут для новогодних праздников. Таким же способом можно украсить оконные стекла.

Для того, чтобы не пачкать стены следами скотча, а также не оставлять в них дырки от гвоздей и шурупов, в зале лучше всего иметь специальную ширму, на которую можно будет крепить ткань, аппликации, воздушные шары и прочее. Ширму можно изготовить самостоятельно или заказать в мастерской.

Такую ширму можно драпировать тканью. Идеально подойдут легкие переливающиеся ткани (шифон, шелк, органза). Поверх драпировки можно крепить цветы из бумаги или ткани, а также воздушные шары, стразы, буквы и прочее. Также ширму можно использовать в качестве стенгазеты, составив коллаж из детских рисунков или фотографий, принесенных воспитанниками из дома. Кроме того, она будет идеальной декорацией к любому спектаклю, за которой могут прятаться актеры, участвующие в представлении.

Потолок зала может быть украшен гирляндами из цветной бумаги, нитями новогоднего дождика, цветной мишурой. Украсить музыкальный зал к торжеству могут и сами воспитанники. Для этого необходимо заранее объявить в группе конкурс рисунков или поделок.

Не забывайте о том, что современные технологии также могут помочь вам в оформлении зала. Например, вы можете использовать видео проекцию с помощью компьютера и проектора (в определенный момент праздничного мероприятия). Самое главное, будьте уверены, оформление зала, созданное с душой, никого не оставит равнодушным.

Музыка (греч. букв.- искусство муз) - вид искусства, который отражает действительность в художественных звуковых образах. Музыка - специфическая разновидность творческой деятельности и общения людей.

Образные системы музыки позволяют воплощать понятия, определяющие социальные и философские идеи. Для конкретизации идей своих произведений композиторы прибегают к синтезу музыки со словом (вокальная и программная инструментальная музыка), сценическим действием, танцем, изображением (музыкально-сценические жанры, киномузыка).

Музыка имеет большое познавательное, воспитательное, организующее значение в жизни общества. Как важное средство духовного воспитания человека музыка формирует эстетические вкусы и идеалы, развивает эмоциональную чувствительность, чувство прекрасного.

Музыкальное оформление – сопровождение музыкой драматического спектакля, кинофильма, циркового представления, радиопостановки и т. п. Существует 2 вида музыкального оформления - компиляция, т. е. использование фрагментов из существующих музыкальных произведений (например, подбор отрывков из симфонической и камерной музыки для сопровождения немого кинофильма), и сочинение специальной музыки.

Шумовое оформление – звукошумовое оформление, шумы и звуки, организованные в определённом темпе и ритме, используемые при постановке театральных спектаклей, кинофильмов, радио- и телевизионных передач. Выполняются с помощью специальной аппаратуры.

Театральная музыка – в широком смысле музыка в любых театральных спектаклях, то есть как в постановках театра музыкального (Опера, Балет, Оперетта, Музыкальная драма, Музыкальная комедия), так и драматического.

В драматическом театре она способствует созданию определённой эмоциональной атмосферы спектакля; наряду с прочими средствами воссоздаёт исторический, национальный и локальный колорит, углубляет характеристики персонажей, подчёркивает переломные моменты развития действия, драматические кульминации.

Помимо музыкальных номеров, вплетающихся в сценическое действие, применяются и относительно крупные инструментальные пьесы, предваряющие всю постановку или отдельные акты спектакля, - Увертюра и Антракты.

ЛИТЕРАТУРА:

Глумов А., Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Settle R., Music in the theatre, L., 1957.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

    Режиссура и музыка.

Театральные системы двадцатого века пристрастны к музыке.

В историческом для мирового театра 1898 году старый принцип музыкального оформления представления оказывается исчерпанным.

Станиславского сначала просто раздражали традиционная музыка в увертюрах, дежурные польки с кастаньетами в антрактах «Гамлета». К «Царю Федору Иоанновичу», первой постановке Художественного театра, в 1898 году заказывается специальная увертюра - и вот режиссер не удовлетворен: «Вышла прекрасная симфония», но она звучит помимо драмы, не входя в нее. Если раньше композитор мог возвышать до себя среднюю драматургию и иногда его «музыкальные номера» содержали некоторое толкование пьесы, акцентируя те или иные моменты в ней, то теперь искусство театра перешло в новый этап.

Режиссер ощущает недостаточность, изжитость старой театральной эстетики, ему нужна музыка, рожденная сценой, внутренне связанная с развивающейся на подмостках драмой.

С приходом режиссуры на драматической сцене возникает новое единство: подчиненный объединяющей и целенаправленной воле, развертывается мир спектакля.

Музыка становится нужной режиссерскому театру в ее широком значении. Другими словами, роль музыки в микрокосме драмы потенциально не уступает мощной роли музыки в большой действительности.

Предлагая в 1906 году первый русский перевод работы Рихарда Вагнера «Опера и драма» (1851), переводчик А. Шепелевский настаивал на особой ее актуальности в России: «Самой жизнью, самим развитием искусства выдвинут вопрос о вмешательстве в драму музыки…

«Наша литературная драма, - читаем у Вагнера, - так же далека от настоящей, как фортепиано от симфонического пения человеческих голосов»;

В самом деле, на рубеже двадцатого века в драматическом театре началось сильное движение к комплексной, охватывающей действительность в возможно больших связях, сценической передаче драмы, музыке же следовало занять свое место в структуре творимого режиссером действия. Сценическая ткань воспроизводила в спектакле сложное переплетение влияний личности и окружающей ее среды. Представление, частью которого становилась музыка, было {22} в сравнении с дорежиссерским театром насквозь одушевлено.

ЛИТЕРАТУРА:

Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2010. 163 с.

    История театральной музыки.

Театральная музыка – активный драматургический фактор, имеющий большое смысловое и формообразующее значение; она способна создать определённую эмоциональную атмосферу, подчеркнуть основную идею пьесы), конкретизировать время и место действия, охарактеризовать персонаж, повлиять на темп и ритм спектакля, выделить основные кульминации, придать единство спектаклю с помощью сквозного интонационного развития и лейтмотивов. По драматургическим функциям музыка может гармонировать с происходящим на сцене (созвучный музыкальный фон) или составлять с ним контраст. Различают музыку, вынесенную за рамки сценического действия (увертюра, антракты, заставки), и внутрисценическую. Музыка может быть специально написана для спектакля или составлена из фрагментов уже известных сочинений (компиляционный метод использования музыкального материала).

История театральной музыки восходит к древнейшим видам театра, унаследовавшим от религиозных обрядовых действ их синтетический характер. В античной и древней восточной драме на равных правах объединялись слово, музыка, танец. В древнегреческой трагедии , выросшей из дифирамба, музыкальную основу составляло хоровое унисонное пение в сопровождении инструментов. В Индии классическому театру предшествовали музыкально-драматические виды народных театральных представлений. В истории китайского театра ведущая роль также принадлежит смешанным театрально-музыкальном представлениям; своеобразно осуществляется синтез музыки и драмы в одном из ведущих театральных жанров эпохи средневековья - дзацзюй. В Японии из старых видов театральных представлений особенно выделяются бугаку (8 в.) - придворные спектакли с музыкой гагаку. Важная роль отводится музыке и в театрах но (с 14-15 вв.), дзёрури (с 16 в.), кабуки (с 17 в.). В средневековой Западной Европе, где театральное наследие античности было предано забвению, профессиональная драма развивалась главным образом в русле церковного искусства. В 9-13 вв. в католической церкви священнослужители разыгрывали перед алтарём латинские литургические драмы; в 14-15 вв. литургическая драма переросла в мистерию с разговорными диалогами, исполняющуюся вне храма на национальных языках. В светской среде музыка звучала во время придворных празднеств, маскарадных шествий, народных представлений. В эпоху Возрождения западноевропейское искусство обратилось к традициям античного театра; на новой почве расцвели трагедия, комедия, пастораль. Обычно они ставились с пышными музыкальными интермедиями аллегорического и мифологического содержания, состоявшими из вокальных номеров в мадригальном стиле и танцев. Одним из важнейших этапов в истории театральной музыки стал английский театр 16 века. Благодаря У. Шекспиру и его современникам – драматургам Ф. Бомонту и Дж. Флетчеру – в английском театре елизаветинской поры сложились устойчивые традиции, так называемые incidental music – небольших вставных музыкальных номеров, органично включавшихся в драму. Впоследствии на английской почве сформировался новый синтетический жанрбалладная опера. Её создатели Дж. Гей и Дж. Пепуш построили драматургию своей "Оперы нищих" (1728) на чередовании разговорных сцен с песнями в народном духе. В Испании начальный этап развития национальной классической драмы связан с жанрами rappresentationes (священных представлений), а также эклоги (пастушеской идиллии) и фарса - смешанных театрально-музыкальных произведений с исполнением песен, чтением стихов, танцами, традиции которых были продолжены в сарсуэлах. Во Франции речитативы, хоры, инструментальные эпизоды к классицистским трагедиям Ж. Расина и П. Корнеля писали М. Шарпантье, Ж. Б. Моро и др.

Разговорные диалоги чередуются здесь с речитативами, ариями, танцевальными выходами (entrіes) в традициях французского придворного балета (ballet de cour) 1-й пол. 17 в.

В 18 веке во Франции появилось первое произведение в жанре мелодрамы - лирическая сцена "Пигмалион" Руссо, исполненная в 1770 с музыкой О. Куанье.

Вплоть до 2-й половины 18 века музыка к театральным представлениям нередко имела лишь самую общую связь с содержанием драмы и могла быть свободно перенесена из одного спектакля в другой. "Начальная симфония должна быть связана с пьесой в целом, антракты - с концом предшествующего и началом следующего действия, заключительная симфония – с финалом пьесы. Необходимо иметь в виду характер главного героя и основную идею пьесы и руководствоваться ими при сочинении музыки" (И. Шейбе). "Так как оркестр в наших пьесах некоторым образом заменяет античный хор, то знатоки давно уже выражали желание, чтобы характер музыки более соответствовал содержанию пьес, каждая пьеса требует для себя особого музыкального сопровождения" (Г. Лессинг). Вскоре появилась театральная музыка в духе новых требований , в том числе принадлежащая венским классикам – В. А. Моцарту (к драме "Тамос, король Египта" Геблера, 1779) и Й. Гайдну (к пьесе "Альфред, или Король-патриот" Бикнелла, 1796); однако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу театральной музыки оказала музыка Л. Бетховена к "Эгмонту" Гёте (1810), представляющая собой тип театральной музыки, обобщённо передающей содержание узловых моментов драмы. Театральная музыка 19 века развивалась в намеченном Бетховеном направлении, но в условиях эстетики романтизма. На рубеже 19-20 веков в подходе к театральной музыке наметились новые тенденции. Выдающиеся режиссёры этого времени (К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Г. Крэг, О. Фалькенберг и др.) отказались от музыки концертного типа, потребовали особых звуковых красок, нетрадиционной инструментовки, органичного включения музыкальных эпизодов в драму. Режиссёрский театр этого времени вызвал к жизни новый тип театрального композитора, учитывающего не только специфику драмы, но и особенности данной постановки. В 20 в. взаимодействуют 2 тенденции, сближающие музыку с драмой: первая из них характеризуется усилением роли музыки в драматическом спектакле (опыты К. Орфа, Б. Брехта, многочисленных авторов мюзиклов), вторая связана с театрализацией музыкальных жанров (сценические кантаты Орфа, "Свадебка" Стравинского, театрализованные оратории А. Онеггера и т. д.). Музыкальное оформление брехтовских спектаклей служит одним из главных средств создания эффекта "отчуждения", призванного разрушить иллюзию реальности происходящего на сцене. По замыслу Брехта музыка должна состоять из подчёркнуто банальных, легкожанровых песенных номеров – зонгов, баллад, хоров, имеющих вставной характер, словесный текст которых концентрированно выражает авторскую мысль.

Русская театральная музыка имеет многовековую историю. В древности разыгрываемые скоморохами сцены-диалоги сопровождались "песнями бесовскими", игрой на гуслях, домрах, гудках. В народной драме, выросшей из скоморошьих представлений ("Атаман", "Маврух", "Комедия о царе Максимилиане" и др.), звучала русская песня и инструментальная музыка. В церкви развивался жанр православного музыкального литургического действа – "Омовение ног", "Пещное действо" и др. (15 в.). В 17-18 вв. богатством музыкального оформления отличалась так называемая школьная драма (драматурги - С. Полоцкий, Ф. Прокопович, Д. Ростовский) с ариями, хорами в церковном стиле, светскими кантами, плачами, инструментальными номерами. "Комедийная хоромина" (осн. в 1672) имела большой оркестр со скрипками, виолами, флейтами, кларнетами, трубами, органом. Начиная с петровского времени, получили распространение торжественные театрализованные представления (прологи, кантаты), основанные на чередовании драматических сцен, диалогов, монологов с ариями, хорами, балетами. К их оформлению привлекались крупные русские (О. А. Козловский, В. А. Пашкевич) и итальянские композиторы. Вплоть до 19 в. в России отсутствовало разделение на оперные и драматические труппы; отчасти по этой причине в течение продолжительного времени здесь преобладали смешанные жанры (опера-балет, водевиль, комедия с хорами, музыкальная драма, драма "на музыке", мелодрама и др.). Значительную роль в истории русской театральной музыки сыграли трагедии и драмы "на музыке", во многом подготовившие русскую классическую оперу 19 века.

Новый период в русском театре 19 века открыл М. И. Глинка музыкой к драме Н. В. Кукольника "Князь Холмский", написанной вскоре после "Ивана Сусанина" (1840). В увертюре и антрактах обобщённо раскрывается образное содержание основных моментов драмы, развиваются симфонические принципы послебетховенской театральной музыки.

Русская театральная музыка 2-й пол. 19 века в большой степени связана с драматургией А. Н. Островского. Знаток и собиратель русской народной песни, Островский часто пользовался приёмом характеристики через песню. В его пьесах звучали старинные русские песни, былинный распев, причет, мещанский романс, фабричные и острожные песни и другие.

На рубеже 19-20 веков в театральной музыке наметилась глубокая реформа . К. С. Станиславский одним из первых предложил во имя цельности спектакля ограничиться только предуказанными драматургом музыкальными номерами, переместил оркестр за сцену, потребовал от композитора "вживания" в режиссёрский замысел.

Если МХТ ограничил роль музыки ради целостности спектакля, то такие режиссёры, как А. Я. Таиров, К. А. Марджанишвили, P. P. Комиссаржевский, B. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, отстаивали идею синтетического театра. Режиссёрскую партитуру спектакля Мейерхольд рассматривал как композицию, построенную по законам музыки. Он считал, что музыка должна рождаться из спектакля и одновременно формировать его, искал контрапунктического слияния музыкального и сценического планов (привлёк к работе Д. Д. Шостаковича, В. Я. Шебалина и др.).

В ряде современных постановок заметно тяготение к мюзиклу, например в спектакле Ленинградского театра им. Ленсовета (режиссёр И. П. Владимиров) "Укрощение строптивой" с музыкой Г. И. Гладкова, где герои исполняют эстрадные песни (по функции близки зонгам в театре Б. Брехта), или "Избранник судьбы" Шоу в постановке С. Ю. Юрского (комп. C. Розенцвейг). По активной роли музыки в драматургии спектакля отдельные постановки приближаются к типу синтетического театра Мейерхольда ("Пугачёв" с музыкой Ю. М. Буцко и особенно "Мастер и Маргарита" по М. А. Булгакову с музыкой Э. В. Денисова в Московском театре драмы и комедии на Таганке, режиссёр Ю. П. Любимов).

В 70-е гг. 20 в. в области театральной музыки много работали Ю. М. Буцко, В. А. Гаврилин, Г. И. Гладков, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, К. А. Караев, А. П. Петров, Н. И. Пейко, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, М. Л. Таривердиев, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай и др.

Украинская театральная музыка в театре 70-90 годов XIX столетия.

Украинский театральный процесс конца XIX - начала XX ст. удостоверяет общность с модернистскими тенденциями Европы.

Музыкальное оформление спектаклей осуществляли композиторы Н. Лысенко и К. Стеценко.

Украинская музыка была неотъемлемой составляющей бытового, реалистичного и романтического театра, дополняла его психологическое действие, четче очерчивала человеческие характеры. Здесь много значили неповторимые чары украинской народной песни.

Одним из известных композиторов XIX ст. был С. Гулак-Артемовский – оперный певец, драматург, который учился в Киевской духовной семинарии. В 1839 г. М. Глинка, О. Даргомыжский и М. Волконский устроили концерт и на собранные средства отправили талантливого юношу в Италию. Дебют С. Гулака-Артемовского состоялся на сцене Флорентийской оперы.

Во второй половине XIX ст. среди украинских профессиональных композиторов отличается творчество П. Нищинского и П. Сокальского. П. Нищинский закончил Афинский университет, где получила степень магистра наук. В Одессе организовал хоры и руководил ими. Вершиной его творчества считается музыкальная картина «Вечерницы», написанная для пьесы Т. Шевченко «Назар Стодоля». В конце XIX века композитор Петр Сокальский (1832-1896) написал оперы "Мазепа" и "Майская ночь" (по мотивам рассказов Н. Гоголя).

Одним из первых композиторов-профессионалов в Галичине был Михаил Вербицкий (1815-1870). В 1863 г. он написал музыку на слова П. Чубинского "Ще не вмерла Украина", которая стала государственным гимном Украины.

Особый взнос в развитие национальной музыкальной культуры сделал Николай Лысенко (1842-1912) – выдающийся композитор, пианист, хоровой дирижер, фольклорист, теоретик музыки и педагог, основатель профессиональной школы.

Литература:

    Таиров A., Записки режиссера, М., 1921;

    Дасманов В., Музыкальное и звуковое оформление пьесы, М., 1929;

    Сац Н. И., Музыка в театре для детей, в её кн.: Наш путь. Московский театр для детей, М., 1932;

    Бегак Е., Музыкальное оформление спектакля, М., 1952;

    Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955;

    Виды и жанры.

Музыкальный жанр походит от французского «genre» , что означает тип, вид, тип, вид, манера, род.

Классификация музыкальных жанров: музыкальные жанры чаще всего делят на три большие группыжанры вокальной музыки (пение с инструментальным сопровождением или без него), жанры инструментальной музыки и жанры вокально-инструментальной музыки.

Вокальные жанры связаны со словом (романс, песня), в то время как идейно-эстетическое содержание инструментального произведения (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки.

Понятие музыкального жанра употребляется в различных аспектах:

    широком - симфонический, камерный, оперный жанр, и пр.;

    узком - большая опера, комическая опера, лирическая опера, музыкальная драма и т.д.; симфония, камерная симфония, сюита; увертюра; симфоническая поэма, соната, квартет и т.д.; ария, ариозо, каватина, романс, песня и т.д.

Музыкальный жанр имеет определённые функции:

Семантические, определяющие содержание самого художественного произведения.

Коммуникативные - функции, которые связаны с художественным общением и его организацией.

Тектонические (структурообразующие), определяющие построение произведения.

Имеют место всевозможные способы классификации музыкальных жанров. Одна из распространённых классификаций – это разграничение жанров по условиями их построения и исполнения. По такой классификации жанры делятся на:

Народную музыку (музыкальный фольклор)

Развлекательную музыку (в т.ч. музыка современной эстрады)

Камерную музыку (что выполняется камерными ансамблями)

Симфоническую музыку (выполняется большими оркестрами)

Хоровую музыку (выполняется хоровыми коллективами)

Театральную музыку (в т.ч. оперы, музыки к спектаклям, кинофильмам и т.п.)

Классическая инструментальная музыка делится на симфоническую и камерную. Симфонической называется музыка, предназначенная для выполнения симфоническим оркестром. Основные жанры симфонической музыки: симфония, увертюра, концерт, сюита, а также симфоническая поэма, симфоническая фантазия, дивертисмент и т.п.

Камерно-инструментальная музыка предназначается для исполнителей небольшого состава. В прошлом так называли музыку, исполняемую дома. К камерно-инструментальной музыке принадлежат соната, трио, квартет, а также большое количество "малых камерных жанров" - небольших инструментальных пьес, среди которых ноктюрн, прелюдия, кантилена, баркарола, каприс, аллегро, анданте и др.

Народная музыка

    Этническая музыка

    Русская музыка

    Современная народная музыка

Духовная музыка

    Христианская духовная музыка

    Католическая музыка

    Православная музыка

    Протестанская музыка

Классическая европейская музыка

    Музыка Средневековья

    Григорианский (Грегорианский) хорал

  • Ранняя полифония

    Школа Нотр-Дам, фр. Notre-Dame de Paris

    Романтизм

    Экспрессионизм

    Футуризм

Джаз

    Новоорлеанский джаз

    Диксиленд

    Вестерн-свинг

Современная популярная музыка

    Эстрадная музыка

  • Менестрель-шоу

    Мюзик-холл

  • Поп-музыка

Электронная музыка

    Брейкбит

  • Нью-скул-брейкс

Рок-Музыка

    Рок-н-ролл

  • Рокабилли

    Сайкобилли

    Неорокабилли

    Особливості, класифікація та функції театральної музики

Театральна музика повинна бути лаконічною, конкретною і порівняно простою за формою.

Музика для спектаклю може бути написана спеціально, може бути підібрана з раніше написаних творів.

Необхідно відзначити ще одну істотну особливість театральної музики: її вплив не тільки на глядача, але й на творчий стан актора. Музика допомагає йому зосередитися, увійти в роль, впливає на творчу уяву.

«Звукове оформлення» спектаклю – музичне, шумове та звукотехнічне оформлення. До музичного оформлення відноситься включення в спектакль вокальних творів, танців, інструментальних п"єс, фрагментів симфонічних творів, хору – одним словом, музики всіх жанрів і форм. До шумового оформлення – включення в сценічну дію театральних шумів, а також таких звуків, як крики тварин, дзвін і т. п. Загальний задум, план такого оформлення називається звуковим вирішенням спектаклю.

Деякі театри відмовилися від оркестру, і зараз драматичний актор все частіше грає під музичну фонограму. Істотно спростилося шумове оформлення, з"явилася можливість відмовитися від громіздких і не завжди досконалих апаратів для отримання сценічних шумів. Все це істотно розширило творчі можливості режисера в художньому оформленні спектаклю. У театрі завжди відбувається пошук нових виражальних засобів і прийомів – активних, дієвих, динамічних, здатних по-справжньому захопити емоційний світ сучасної людини. У вирішенні цих завдань істотна роль належить театральному звукорежисеру.

Кожна п"єса має свої специфічні, жанрові риси, що потребують певного музичного рішення. Деякі п"єси та спектаклі взагалі не вимагають музики. І навіть в одній і тій же п"єсі, поставленій в різних театрах, музика набуває своєрідні особливості, властиві тільки даній постановці. Тому музика драматичних спектаклів з великими труднощами піддається систематизації і класифікації.

Музику в драматичному спектаклі підрозділяють на кілька типових видів:

Увертюра;

Музичні антракти (вступ до дії або картини);

Музичний фінал акту або спектаклю;

Музичні номери по ходу сценічної дії.

Увертюра звучить на початку спектаклю при закритій завісі і зав"язує перший контакт з глядачем.

Музичні теми, що вперше прозвучали в увертюрі, можуть отримати продовження і розвиток по ходу дії спектаклю (лейтмотив). До музичного антракту вдаються, коли необхідний час для перестановки декорацій або щоб відокремити паузою зміну картин.

Якщо увертюра і музичні антракти вводять глядача в майбутню дію, то так звані «кінцівки», або музичні фінали, можуть, навпаки, завершити сприйняття, узагальнити в музиці вже висловлене у спектаклі.

Найбільш багатогранна роль музики, що включається безпосередньо по ходу сценічної дії. За способом використання музики в дії її поділяють на дві основні категорії.

Музика, що виявляється у зовнішній, тобто видимій стороні дії. Цю музику називають сценічною, а також реальною, виправданою, мотивованою, «музикою по ходу дії», «від автора» і т. д. Оскільки така музика є частиною запропонованих обставин, то умовно домовилися таку музику називати «сюжетною».

Музика, що вводиться в спектакль режисером, відноситься до іншої категорії, ніж сюжетна, і відрізняється від неї тим, що звучить не всередині дії, а поза ним.

Її джерело фізично не знаходиться на сцені і не мається на увазі десь поруч. Її чує тільки глядач, дійові особи про неї «не підозрюють». Але і така музика найтіснішим чином пов"язана з дією і є її активним елементом. Це музика як би внутрішнього, духовного життя героїв. Таку музику називають психологічною, узагальнюючою, емоційною, ілюстративною, фоновою і т. д. Так як цю музику в спектакль вводить режисер, її називають іноді «музикою від режисера».

Функції сюжетної музики. Сюжетна музика у спектаклі в залежності від умов її застосування може нести найрізноманітніші функції:

Характеризувати дійових осіб;

Вказувати на місце і час дії;

Створювати атмосферу, настрій сценічної дії;

Розповідати про дію, невидиму глядачеві.

Сюжетна музика відіграє дуже значну роль і в характеристиці місця і часу дії. У цьому випадку музика стає ніби приналежністю, атрибутом події, побутових чи історичних обставин, вона дозволяє відтворити певний колорит тієї чи іншої епохи, характеризувати окремі групи людей.

Функції умовної музики. Ввести умовну музику в спектакль значно важче, ніж сюжетну. Її умовність може увійти в суперечність з реальністю життя, що показується на сцені. Тому умовна музика завжди вимагає переконливого внутрішнього виправдання. Разом з тим, виразні можливості такої музики дуже широкі, до неї можуть бути залучені найрізноманітніші оркестрові, а також вокально-хорові засоби. Найчастіше умовна музика застосовується для створення атмосфери дії, її емоційного фону.

В епізодах з текстом умовна музика може проявляти себе і більш активно і «спрямовано», ніж, якби вона створювала тільки загальний емоційний фон. Коли йде хвилююча сцена, побудована на діалозі, репліки передають лише частину того, про що думають герої. Музика ж оголює глибину їх переживань, підсилює внутрішню дію. Умовна музика може розкрити внутрішній монолог героя. Драматургічно внутрішній монолог виникає зазвичай після якихось подій, коли герой, залишившись наодинці з собою, оцінює їх, розмірковує, нерідко переживає емоційний вибух. Це і дозволяє музиці «висловитися» тут на повну, вона допомагає нам зрозуміти те, що важко, а часом і нетактовно було б висловити словами. У подібних випадках вона взаємодіє з відповідною мізансценою.

Умовна музика, так само як і сюжетна, може характеризувати дійових осіб. Умовна музика дає можливість не тільки загострити характеристики героїв, але й знайти виразні рішення в комедійних сценах, вона виступає як засіб сатиричного викриття і пародії. Умовна музика в ряді випадків може стати безпосереднім і прямим учасником дії, важливим засобом сюжетного розвитку: може помітно посилити або, навпаки, загальмувати розвиток дії.

1. Понятие «музыкальное оформление» культурно - досуговых программ

2. Классификация в культурно - досуговых программах

3. Функции музыки в культурно - досуговых программах

Музыкальное оформление является неотъемлемой частью технологического процесса созда­ния культурно - досуговых программы.

Режиссеру - постановщику необходимо в совершенстве владеть основами музыкальных зна­ний, общими положениями и принципами музыкального оформления культурно - досуговых про­грамм.

Одним из важных элементов культурно - досуговой программы является музыка. Она спо­собна с большой силой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Вот почему знания собственностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно -досуговой программе необходимы режиссерам культурно - досуговых программ для организации более эффективного художественного - эмоционального воздействия на зрителе средствами музы­кального искусства.

Музыкальное оформление - это включение в досуговую программу музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эст­радной - в живом звучании и в виде музыкальных фо­нограмм.

Классификация музыки в культурно - досуговых программах:

1. Музыкальный пролог - это начальный музыкальный раздел, фрагмент песни или пьесы, произве­дения, имеющий целью подготовить развитие основных эпизо­дов, досуг мероприятия, написанный в характере всего представ­ления или контрастный ему.

Музыкальный пролог выполняет роль вступления или экспозиции. Его задача - собрать вни­мание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подгото­вить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.

Особенность музыкального пролога - экспозиции - это лаконичный и емкий рассказ о собы­тиях, которые будут рассказываться в основной части мероприятия с помощью произведения музы­кального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественно - выразительного воздействия (слово, хореография, кино, пантомима и т.д.).

Музыкальный пролог может быть представлен следующими формами :

а) увертюрой;

б) музыкально - пластическим плакатом;

c) музыкально - поэтической композицией;

d) музыкальным видео - киноматериалом.

а. Наиболее распространенной формой музыкального пролога является увертюра.

В ней используются музыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные.

б) музыкально - пластический плакат - синтез музыки, пантомимы и хореографии.

Особенность - содержание такого пролога воплощается в танцах и пластических движениях, сопровождаемых му­зыкой, и имеет четкую тематическую направленность и сюжетное настроение.

с). музыкально - поэтическая композиция - это единство слова и музыки, обладающая лаконично­стью, емкостью содержания, драматургической завершенностью.

Характер музыкального пролога определяется спецификой и характером программы.

В КВН - это музыкальный выход и приветствие команд.

На праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляньях, музыкальным прологом служат театрализованные костюмированные шествия участников, марш - парады духовых оркестров, тради­ционные ритуалы и парады самодеятельных коллективов и спортсменов на открытии фестивалей, спортивных праздниках. Музыкальные темы, прозвучавшие впервые в прологе, могут получить продолжение и разви­тие по ходу программы.

Каждая культурно - досуговая программа состоит из нескольких взаимосвязанных из эпи­зодов.

2. Музыкальный эпизод - относительно самостоятельный фрагмент или раздел программы, содержа­ние которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка. Его специфика - обладает внутренней ло­гикой построения и должен быть обязательно закончен.

Если в экспозиции происходит изложение основных тем или одной темы, то в эпизоде тща­тельно разрабатывается одна из них или отдельный аспект главной темы.

Музыкальный эпизод - это синтез готовых музыкальных произведений, принадлежащих од­ному или разным композиторам в котором концентрируются сущность, содержание жизненного со­бытия, обладающего драматической законченностью, т.е. завязка, кульминация и развязка.

3. Широко используются в культурно - досуговых программах вставные музыкальные номера. Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельно­го исполнения. Это может быть песня, романс, инструментальная композиция, фрагмент из му­зыкального фильма и т.д. Специфика музыкальных номеров в культурно - досуговых программе - они должны быть связаны с темой идеей и органично вмонтированы в сюжет программы. Задача режиссера - сделать из песни своеобразный музыкальный рассказ о жизни человека, его судьбе, чувствах и мыслях.

4. Музыкальный антракт - представляет собой миниатюрную увертюру к действию, которое бу­дет развертываться в последующем фрагменте программы.

Его сценическая особенность - он является своеобразным введением, но и заключением пре­дыдущего эпизода, т.е. выступают звена между двумя эпизодами.

Музыка антракта призвана держать темпо - ритм программы, организовать мысль и фантазию аудитории, сделать ее соучастником действия, развивающегося в музыкальных образов образах во время перестановок, пауз, перестроений.

5. Музыкальные финалы - значительная часть культурно - досуговой программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но органически с ни­ми связанная для массового исполнения музыкального про­изведения, завершения действия. Музыкальный финал несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возникла у зрителя, в нем заложена основная мысль праздника, обобщающая идея програм­мы.

Распространенной формой музыкального финала является выступление сводных оркестров, хоров, хореографических коллективов и т.д., с приемами активизации зрительного зала: коллектив­ное пение, скандирование, шествие.

Музыка, в зависимости от условий ее применения досуговой программе может нести самые разнообразные функции:

а). Одна из важнейших функций музыки - эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места времени действия.

Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние ге­роев, их настроение, черты характера, склонности, темперамент, национальную и социальную при­надлежность персонажей.

Эта функция музыкального искусства поможет создать социальный портрет персонажа, по­скольку, как правило, в досуговых программах они носят обобщенный характер: солдат, матрос, кре­стьянин, рабочий или сатирические образы: пьяница, бюрократ и т.д. соответственно их характери­стикам подбираются произведения.

Особенно важное значение имеет для представлений на стадионах, улицах, площадках, в пар­ках и т.д., в которых действие решается более пластически, чем словесно, поскольку часто исполни­телей и зрителей разделяет довольно большое расстояние.

Музыка играет значительную роль в характеристике места и времени действия. Она позво­ляет создать определенный колорит той или иной эпохи, которой посвящена программа. Песни - му­зыкальный документ эпохи, т.к. обладая чувством времени, выбирает в себя психологию и настрое­ние тех лет, когда они создавались.


Похожая информация.


Ваш магазин, торговый центр или бутик только открылся? Вы не знаете, как правильно оформить торговый зал музыкальным сопровождением, а, главное, понятие не имеете, где его взять, чтобы не нарушить авторские права? Компания DigiSky к вашим услугам.


Мы работаем уже больше 10 лет, наш опыт и накопленные знания позволяют сказать, что для нас музыкальное оформление для магазина – сфера, где мы знаем все нюансы. За это время мы разрабатывали музыкальное оформление для магазинов: Metro Cash&Carry, Подружка, Монетка, Перекресток экспресс, Selgros Cash&Carry и многих других.

Наше сотрудничество с вами будет строиться следующим образом:

  • мы подберем для вас музыкальное оформление магазина. Выберем нужный формат, который будет идеально подчеркивать и дополнять специфику вашего бизнеса;
  • поможем выбрать и установить профессиональное оборудование (музыкальный плеер, динамики и т.д.) будем управлять музыкальным сопровождением и обновлением композиций из нашего офиса;
  • время от времени будем проводить анализ работоспособности системы и корректировать ее по мере необходимости;
  • поможем избавиться от необходимости разбираться с отчисления авторам композиций. Это мы тоже возьмем на себя.

Почему музыкальное оформление магазина – это так важно?

Покупатель, переступая порог магазина, попадает в особый мир, мир бренда. Если он уже бывал в нем и вернулся вновь – значит, его что-то зацепило. Разумеется, такое не скажешь о продуктовых супермаркетах, куда люди ходят за продуктами. И делают это ежедневно. Сменить привычный магазин их заставит разве что отравление "просрочкой" или сильные наценки. Другое дело – магазин одежды, бытовой техники и электроники. Тут его владельцу главное не вызвать у покупателей отрицательных эмоций. На помощь идет все, начиная от приветливого персонала и скидок, заканчивая музыкальным оформлением зала.

Разное музыкальное оформление по-разному влияет на покупательскую активность. Если вы поставите более спокойную музыку, то ваши покупатели буду выбирать товар более медленно, и их активность уменьшится. Если же вы остановите свой выбор на ритмичной танцевальной музыке, то тем самым подтолкнете покупателей на скорейшее принятие решения.




Top