Автобиография кулиша. Кулиш, николай гуриевич

, Днепровский уезд , Таврическая губерния (ныне Чаплинский район , Херсонская область)

Дата смерти 3 ноября (1937-11-03 ) (44 года) Место смерти
  • Сандармох , Медвежьегорский район , Карельская АССР , РСФСР , СССР
Гражданство Российская империя Российская империя
СССР СССР
УНР УНР Род деятельности драматург , журналист , педагог Язык произведений украинский язык Файлы на Викискладе

Никола́й Гу́риевич Кули́ш (укр. Микола Гурович Куліш , -) - украинский драматург и журналист, педагог.

Биография и творчество

С 9 лет учился в церковно-приходской школе, где оказался способным учеником. Чаплинские интеллигенты (особенно школьный учитель Владимир Филиппович Губенко, долго убеждавший родителей Кулиша в способностях сына) решили помочь одарённому мальчику и собрали средства - около 100 рублей, - чтобы он мог продолжить образование.

К середине 1920-х годов постепенно стал одной из центральных фигур украинской литературной, общественной и художественной жизни. В ноябре 1926 был избран президентом «ВАПЛИТЕ» и занимал эту должность до января 1928. В 1926-1928 входил в состав редакционной коллегии журнала «Красный Путь», печатался в альманахе «Литературная ярмарка», написал статью «Критика или прокурорский допрос», где защищал право художника на самобытность и внутреннюю независимость.

С конца 1929 - член президента нового литературного объединения «Пролитфронт ».

С начала 1930-х годов подвергался острой политической и эстетической критике. После недолгого путешествия по Херсонщине, видя голодомор 1933, начал разочаровываться в революционных идеях.

На первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа - 1 сентября 1934 Кулиша объявили буржуазно-националистическим драматургом.

В декабре 1934 арестован органами НКВД и обвинён в принадлежности к националистической террористической организации и связях с ОУН . В марте 1935, во время судебного процесса по «Делу боротьбистов », приговорён выездной Военной коллегией Верховного суда (вместе с Г. Эпиком , Е. Плужником , В. Пидмогильным и др.) к 10 годам Соловецких лагерей .

На Соловках содержался в строгой изоляции. 3 ноября 1937, по постановлению особой тройки НКВД по Ленинградской области от 9 октября 1937, расстрелян в урочище Сандармох в составе т. н. «Соловецкого этапа» в количестве 1111 человек.

Творчество

Первые пьесы «97» (1924), «Коммуна в степях» (1925) - преимущественно реалистично-бытового характера; комедия-фарс «Хулий Хурина» (1926) имеет

) - украинский драматург, журналист, педагог.

Биография и творчество

Примечания

Ссылки

  • Мыкола Кулиш на сайте Херсонской областной детской библиотеки (укр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Микола Гусовский
  • Микола Капустянський

Смотреть что такое "Микола Кулиш" в других словарях:

    Кулиш М. Г. - Кулиш М. Г. КУЛИШ Мыкола Гурович (1892) современный украинский писатель и драматург. Р. в бедняцкой крестьянской семье, учился в сельской школе, затем в городском училище и в прогимназии, экстерном сдал экзамен за курс гимназии. Участвовал в… … Литературная энциклопедия

    Кулиш, Мыкола Гурович - современный украинский писатель и драматург. Род. в бедняцкой крестьянской семье, учился в сельской школе, затем в городском училище и в прогимназии, экстерном сдал экзамен за курс гимназии. Участвовал в империалистической войне , украинский советский драматург. Член КПСС с 1919. Родился в крестьянской семье в селе Чаплинка, ныне Херсонской области. Активный участник Великой Октябрьской революции и Гражданской войны… … Большая советская энциклопедия

    КУЛИШ Микола Гуриевич - КУЛИШ Микола (Николай) Гуриевич (1892 1937), украинский драматург. Пьесы «97» (постановка 1924), «Коммуна в степи» (постановка 1925), «Прощай, село!» (1933), трагедия «Народный Малахий» (2 я редакция 1929), комедии «Мина Мазайло» (1929), «Так… … Энциклопедический словарь

    КУЛИШ Микола Гуриевич - КУЛИШ Микола (Николай) Гуриевич (1892 1937) украинский драматург. Пьесы 97 (постановка 1924), Коммуна в степи (постановка 1925), Прощай, село! (1933), трагедия Народный Малахий (2 я редакция 1929), комедии Мина Мазайло (1929), Так погиб Гуска… … Большой Энциклопедический словарь

    Кулиш, Николай Гуриевич - Мыкола Кулиш Имя при рождении: Николай Гуриевич Кулиш Дата рождения: 19 декабря 1892(1892 12 19) Место рождения: деревня Чаплинка, Херсонская губерния Дата смерти … Википедия

    Кулиш, Мыкола

    Кулиш, Николай - Мыкола Кулиш, полн. имя Николай Гуриевич Кулиш (укр. Микола Гурович Куліш, 19 декабря 1892, деревня Чаплинка, ныне Херсонская область 3 ноября 1937) украинский драматург, журналист, педагог. Биография и творчество Участник Первой мировой войны.… … Википедия

    Кулиш М. Г. - Мыкола Кулиш, полн. имя Николай Гуриевич Кулиш (укр. Микола Гурович Куліш, 19 декабря 1892, деревня Чаплинка, ныне Херсонская область 3 ноября 1937) украинский драматург, журналист, педагог. Биография и творчество Участник Первой мировой войны.… … Википедия

    Кулиш Н. - Мыкола Кулиш, полн. имя Николай Гуриевич Кулиш (укр. Микола Гурович Куліш, 19 декабря 1892, деревня Чаплинка, ныне Херсонская область 3 ноября 1937) украинский драматург, журналист, педагог. Биография и творчество Участник Первой мировой войны.… … Википедия


Украинская Народная Республика Украинская Народная Республика

Никола́й Гу́риевич Кули́ш (укр. Микола Гурович Куліш , -) - украинский драматург, журналист, педагог.

Биография и творчество

С 9 лет учился в церковно-приходской школе, где оказался способным учеником. Чаплинские интеллигенты (особенно школьный учитель Владимир Филиппович Губенко, долго убеждавший родителей Кулиша в способностях сына) решили помочь одарённому мальчику и собрали средства - около 100 рублей, - чтобы он мог продолжить образование.

К середине 1920-х годов постепенно стал одной из центральных фигур украинской литературной, общественной и художественной жизни. В ноябре 1926 был избран президентом «ВАПЛИТЕ» и занимал эту должность до января 1928. В 1926-1928 входил в состав редакционной коллегии журнала «Красный Путь», печатался в альманахе «Литературная ярмарка», написал статью «Критика или прокурорский допрос», где защищал право художника на самобытность и внутреннюю независимость.

С конца 1929 - член президиума нового литературного объединения «Пролитфронт ».

С начала 1930-х годов подвергался острой политической и эстетической критике. После недолгого путешествия по Херсонщине, видя голодомор 1933, начал разочаровываться в революционных идеях.

На первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа - 1 сентября 1934 Кулиша объявили буржуазно-националистическим драматургом.

В декабре 1934 арестован органами НКВД и обвинён в принадлежности к националистической террористической организации и связях с ОУН . В марте 1935, во время судебного процесса по «Делу боротьбистов», приговорён выездной Военной коллегией Верховного суда (вместе с Г. Эпиком , Е. Плужником , В. Пидмогильным и др.) к 10 годам Соловецких лагерей .

На Соловках содержался в строгой изоляции. 3 ноября 1937, по постановлению особой тройки НКВД по Ленинградской области от 9 октября 1937, расстрелян в урочище Сандармох в составе т. н. «Соловецкого этапа» в количестве 1111 человек.

Творчество

Первые пьесы «97» (1924), «Коммуна в степях» (1925) - преимущественно реалистично-бытового характера; комедия-фарс «Хулий Хурина» (1926) имеет экспрессионистические черты; «Зона» (1926) - острая сатира на партийных карьеристов, комедия «Так погиб Гуска» (1925) - с элементами символизма. Вершиной творчества Кулиша считаются пьесы «Народный Малахий» (1927) и «Мина Мазайло» (1929), их тема - лживость идеалов коммунистической революции, национальное приспособленчество и фальшь мещанской среды. «Патетическая соната» (1929) показывает борьбу трёх сил в 1917-18 гг. - коммунистической, белогвардейской и национально-патриотической; в пьесе использованы средства тогдашней экспериментальной драмы в сочетании с традиционным украинским театром (вертеп). В 1930-х гг. написал пьесы «Маклена Граса» (1933), «Прощай, село» (1933), «Возвращение Марка» (1934), «Вечный бунт» и др., разгромленные официальной критикой.

Находясь в заключении, продолжал писать. Тексты самой первой («На рыбной ловле») и последней («Такие») пьес были изъяты у писателя во время ареста и считаются утраченными.

Библиография

На русском языке

  • Девяносто семь: Пьеса в 4-х д. / Пер. с укр. А. Гатова. - [Харьков]: Гос. изд. Украины, 1926. - 72 с.
  • 97: Пьеса в 4-х д. / [Авториз. пер. с укр. П. Зенкевича и С. Свободиной]. - М.: Искусство, 1957. - 138 с.
  • Патетическая соната; Маклена Граса: Пьесы / [Авториз. пер. с укр. П. Зенкевича и С. Свободиной; Вступ. статья А. Дейча]. - М.: Искусство, 1964. - 170 с.
  • Патетическая соната / Авториз. пер. с укр. П. Зенкевича и С. Свободиной. - М., 1965. - 87 л.
  • Девяносто семь: Пьеса в 4-х д. / Авториз. пер. с укр. П. Зенкевича и С. Свободиной. - М., 1966. - 78 л.
  • Маклена Граса / Авториз. пер. с укр. П. Зенкевича и С. Свободиной. - М., 1966. - 66 л.
  • Пьесы / [Авториз. пер. с укр.; Послесл. Н. Кузякиной; Примеч. Н. Корниенко; Худож. А. П. Антонов]. - М.: Искусство, 1980. - 351 с. Содерж.: 97; Так погиб Гуска; Народный Малахий; Патетическая соната; Маклена Граса.

Напишите отзыв о статье "Кулиш, Николай Гуриевич"

Примечания

Литература

  • Остання адреса: Розстріли соловецьких в’язнів з України у 1937-1938 роках: В 2 т. - 2-е вид., доопрац. і доп. - Київ: Сфера, 2003. (укр.)
  • Сергій Шевченко . Соловецький реквієм. - Київ: Експрес-Поліграф, 2013. (укр.)

Ссылки

  • (укр.)
  • (укр.)

Отрывок, характеризующий Кулиш, Николай Гуриевич

Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.
– С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете?
– Давай, давай.
Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.
– Лавг"ушка, – закричал он громко и сердито. – Ну, снимай, болван!
– Да я и так снимаю, – отвечал голос Лаврушки.
– А! ты уж встал, – сказал Денисов, входя в комнату.
– Давно, – сказал Ростов, – я уже за сеном сходил и фрейлен Матильда видел.
– Вот как! А я пг"одулся, бг"ат, вчег"а, как сукин сын! – закричал Денисов, не выговаривая р. – Такого несчастия! Такого несчастия! Как ты уехал, так и пошло. Эй, чаю!
Денисов, сморщившись, как бы улыбаясь и выказывая свои короткие крепкие зубы, начал обеими руками с короткими пальцами лохматить, как пес, взбитые черные, густые волосы.
– Чог"т меня дег"нул пойти к этой кг"ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг"едставить, ни одной каг"ты, ни одной, ни одной каг"ты не дал.
Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать.
– Семпель даст, паг"оль бьет; семпель даст, паг"оль бьет.
Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова.
– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.

, 1930 ), «Прощай, село!» ( 1933 ), комедии «Мина Мазайло» ( 1929 ) , «Так погиб Гуска» (опубликована 1960 ) в основном посвящены социальным процессам послереволюционного периода в селе. Помимо указанных пьес, сочинил этюд «Легенда про Ленина» и сцены «Колонии». Ряд пьес считаются утерянными: «На рыбной ловле» ( 1913 ), «Такие» ( 1934 , изъята во время ареста). Сотрудничал с Лесем Курбасом и его театром « Березиль ».

Репрессирован, расстрелян в Сандармохе (Карелия ) в 1937 г.

Жизнеописание.
Детство:

Родился - 6 ( 18) декабря в деревне Чаплинка Днепровского уезда Таврической губернии (сейчас - территория Херсонской области). В своих письмах он называл родное село Чаплин.

Однако с детства у него остались противоречивые и горькие впечатления и чувства. Антонина Кулиш, жена художника, в своих мемуарах «Воспоминания о Николае Кулиша», завершенных в 1953 году в Филадельфии, подробно изложила один из драматических моментов его детских лет, записанный со слов писателя. Он показывает, что мать его неоднократно била за ложь и другие проступки.Свои впечатления от детства целом Николай Кулиш лаконично обобщил в известной автобиографии, написанной 1921 на русском языке.
С 9 лет учился в церковно-приходской школе, где оказался способным учеником. Чаплинские интеллигенты (особенно энергичный школьный учитель Владимир Филиппович Губенко, который долго убеждал родителей Николая Кулиша, что их сын очень способный) решили помочь одаренному мальчику и собрали средства - около 100 рублей - чтобы он мог продолжать образование.
В Олешках:
С 1905 года учился в Олешковском (теперь Цюрупинск Херсонской области) городском восьмикласному училище. Кулиш познакомился с патриархальностью Олешков в первый же день. Приятель Кулиша по училищу Антон Алейников вспоминал: « Кулиша привела в дом наша мать. Она говорила, что этого мальчика заметила на Базарном площади в предвечерье и, узнав из расспросов, что ему негде остановиться, привела к себе домой... Мы всей семьей, 9 душ, жили в одной большой комнате, спали на полу, а Кулиша выделили жилплощадь на печи и закрыла занавеской » . Ничем не примечательная дом Алейниковых, на Мещанской (ныне ул. Самарцы) , где Кулиш так и остался жить, сохранилась. Именно в Олешках Кулиш и знакомится с известным писателем и переводчиком Иваном Днепровским, который впоследствии написал много воспоминаний о Кулиша. Однако из-за своей резкой характер и способность группировать вокруг себя критически мыслящих учеников, он имел плохие отношения с руководством. Поэтому Кулиша несколько раз отчисляли из училища, как он писал из автобиографии «за организацию кружков молодежи и непочтение к начальству » .
Но несмотря на это, Кулиша удалось 1908 вступить в Олешковской прогимназии. Здесь он учебу не закончил, поскольку заведение закрыли во времени, когда до окончания ее Кулиша оставалось совсем немного.
Жил на квартире своего гимназического друга Всеволода Невелля. Где и познакомился со своей будущей женой Антониной Невелль.
Первый литературный опыт:
Всего в литературном развитии Кулиша городок Алешки занимает особое место, ведь здесь он начинает писать. Первые его произведения - это сатирические стихи, фельетоны, эпиграммы, появляющиеся на страницах ученических рукописных журналов «Наша жизнь», «Колючка», «Стрела», «Веселое язычество», инициатором и редактором которых он сам и был. Другие, непечатные произведения распространялись в списках среди подростков и молодежи и впоследствии оказали значительное влияние на них.В Олешках также появляются первые драматические опыты Кулиша - колоритные рисунки из прежней жизни. В 1913 году он пишет первую пьесу «На рыбной ловле» на русском языке, впоследствии легла в основу комедии «Так погиб Гусыня».
Первая мировая война:
Когда Николаю Кулишу было 22 года, он направил документы в Новороссийский университет на филологический факультет, где его даже зачислили на первый курс. Однако эти планы прервал начало Первой мировой войны, когда в августе 1914 года его мобилизовали в армию.В армии неожиданно для себя Николай Кулиш делает военную карьеру.Сначала он служил рядовым в запасном батальоне и перед отправкой на фронт захотел увидеть свою невесту Антонину, которая была учительницей в селе за 72 версты от казармы. Поэтому он самовольно оставил казарму, из-за чего получил наказание от полковника, хотя и не очень строгое.
В 1914 году полковник отправил его в Одесской школы прапорщиков, по окончании которой он отправляется на фронт. В 1915-1917 годах проводит на передовой. И здесь продолжает писать произведения. В основном это были стихи и небольшие драматические сцены. Некоторые его поэзии печатались в армейской газете, а одноактные пьесы разыгрывали солдаты.
Первая мировая война плохо отразилась на здоровье Николая Кулиша: у него ранение, контузия, усиление критических настроений. В 1917 году, уже будучи офицером, Николай Кулиш во время Февральской революции становится на ее сторону, связывая с этим свои надежды на построение гуманистического и справедливого общества.
Начало 1920-х годов:
После демобилизации руководил органами народного образования в Олешковском уезде, редактировал газету «Красный Путь» в Зиновьевске (теперь Кировоград). В этот период он составляет первую украинскую азбуку для взрослых - «Первичка», в которой автор использовал произведения классической украинской литературы, а также некоторые собственные. Организуя школы, заботясь за учеников и учителей, Николай Кулиш много путешествует южной Украины. Во время голода 1921-1922 годов Кулиш всячески пытался помочь школьникам и учащимся. События этого периода жизни он изображает в документально-нарисовано повести на русском языке «По весям и селам». Это произведение состоит из двух частей «Из записной книжки 1921 года» и «Из записной книжки 1922 года» (опубликованы в одесском педагогическом журнале «Наша школа» № 3,4-5 за 1923 г.). В нем Николай Кулиш использует элементы художественного повествования, публицистические рассуждения, документировано наблюдения, с помощью которых описал голод в Таврии.
В Одессе и Зиновьевске:
В 1922 работал в губернском отделе народного образования в Одессе на должности инспектора школ. В 1924 написал пьесу «97», в которой рассказал о голоде 1921-22 на Херсонщине. Постановки этого произведения и пьесы «Коммуна в степях» (1925) на харьковской сцене принесли Кулишу всеобщее признание. В 1924 году Кулиш также знакомится с Юрием Смоличем - известным писателем и общественным деятелем, оставил много воспоминаний о Кулиша.В Одессе писатель становится членом писательского союза «Гарт». Интересуется культурным, литературным и художественным жизнью Украины в свое время.В Зиновьевске с конца апреля до начала июня 1925 редактирует газету «Красный путь». В это время переписывался с Днепровским и другими известными культурными деятелями.
В Харькове:
В 1925 переехал в Харьков, где знакомится с такими выдающимися деятелями украинской литературы как Волновой Николай, Лесь Курбас, Остап Вишня, Владимир Сосюра, Юрий Яновский, Павло Тычина, Иван Днепровский, Григорий Эпик и другие. В этот период входил в литературную организацию « ВАПЛИТЕ » . Вел многолетнее плодотворное сотрудничество с труппой театра « Березиль » и его режиссером Лесем Курбасом, с которым Николай Кулиш познакомился в 1925 году.
С середины 1920- х годов Николай Кулиш постепенно становится одной из найцентральниших фигур украинского литературного, общественного и художественной жизни, а также центральной фигурой тогдашней украинской драматургии. Поэтому в ноябре 1926 был избран президентом « ВАПЛИТЕ » и в январе 1928 он занимал эту должность. В 1926-1928 Кулиш входил в состав редакционной коллегии журнала «Красный Путь » , печатается в альманахе « Литературная ярмарка » , пишет статью « Критика или прокурорский допрос » , где защищает право художника на самобытность на внутреннюю независимость.С конца 1929 - член президиума нового литературного объединения « Пролитфронт » .Однако с началом 1930- х годов в жизни Николая Кулиша наступают трагические страницы жизни: большинство его произведений, до этого были достаточно популярными, испытывают большой политической и эстетической критики. С помощью пробольшевистски литературных критиков и литературоведов творчество Николая Кулиша становится одной из негативных тенденций в тогдашней украинской литературе. После премьеры драмы « Маклена Граса » ее категорически не восприняла публика и высшие эшелоны власти.После того, как Николай Кулиш на недолгое время покидает Харьков и путешествует Херсоном, видя голодомор 1933 года, он начинает разочаровываться в революционных идеях. В это время против него направляется идеологическая кампания, в ходе которой утверждается, что пьесы « Народный Малахий » , « Мина Мазайло » , « Патетическая соната » имеют основой враждебные коммунистическому режиму взгляды.
На первом всесоюзном съезде советских писателей, который состоялся 17 августа - 1 сентября 1934 , Николая Кулиша объявили буржуазно - националистическим драматургом. 19 августа на утреннем заседании И. Кулик в своем докладе о направлениях развития украинской литературы охарактеризовал Николая Кулиша как художника, который является представителем « проявлений национализма » в драматургии, и как художника, «большинство пьес которого откровенно националистическими и враждебными нам » и отметил, что на них базировалась работа театра « Березиль » , когда им руководил Лесь Курбас.
В декабре 1934 года, после похорон своего друга Ивана Днепровского, Николая Кулиша арестовали органами НКВД и обвинен в принадлежности к террористической организации и связях с ОУН. Во время судебного процесса по « Делу боротьбистов » в марте 1935 Кулиша приговорен к 10 годам Соловецких лагерей.На Соловках содержался в строгой изоляции. 3 ноября 1937 , по постановлению особой тройки НКВД по Ленинградской области от 9 октября 1937 , расстрелян в урочище Сандармох Медвежьегорска района, Карелия, в составе т. н. « Соловецкого этапа » в количестве 1111 человек, вместе с Валерьяном Пидмогильным, Юрием Мазуренко и Григорием Эпиком.
До 1997 года исследователи делали предположение, что Соловецкий этап был свергнут с баржи в Белое море. Однако эта версия опровергнута карельским « Мемориалом » , который нашел истинное место убийства украинских классиков, в том числе и Николая Кулиша.Реабилитирован 4 августа 1956 за отсутствием состава преступления.

3 ноября 1937 Николая Кулиша расстреляли вместе с большой группой украинской интеллигенции лесу под Сандармохом (Карелия).

Экранизации:

По произведениям писателя сняты телефильмы: «Закут», «Мина Мазайло», «Народный Малахий». Ему посвящено ленты: «Николай Кулиш» (1970), «Николай Кулиш» (1991), документальные кинокартины «Ловушка», «Бремя молчания» (1991).

Интересные факты.

Курбас и Кулиш:
Николай Кулиш считал Леся Курбаса выдающимся режиссером и мыслителем. Кулиш ценил Курбаса как аналитика искусства и литературы, как человека широкой гуманитарного образования, одного из теоретиков украинской культуры.Дружба между Кулишом и Курбас длилась 8 лет - до смерти и имела большое влияние на становление украинского театра в первой половине 20 века.
Так что Лесь Курбас очень уважал Кулиша, его пьесы ставились в театре « Березиль » чаще. Непосредственно Лесь Курбас поставил пьесы « Народный Малахий » , « Мина Мазайло » , « Маклена Граса » , а при его поддержке ставили пьесы « Коммуны в степях » и «97 » . Если бы не запреты реперткому, в этом театре также были бы поставлены комедии «Так погиб Гусыня » , « Хулий Хурина » , драмы « Зона» , « Закут » , « Вечный бунт » , « Патетическая соната » - это было в намерениях театра « Березиль » .
Лесь Курбас считал Николая Кулиша ведущим украинским драматургом и неоднократно говорил об этом в многочисленных выступлениях, диспутах, статьях. Курбас был также одним из самых тщательных аналитиков творчества Кулиша. Отмечая особенность драматической манере, режиссер акцентировал внимание на том, что она « романтическая в реалистическом » .

Біографія на Українській мові:

Микола Гурович Куліш народився 6 (18) грудня 1892 в селі Чаплинка - помер 3 листопада 1937, ур. Сандармох (Карелія) - український письменник, режисер, драматург, громадський діяч, газетяр і редактор, діяч української освіти, педагог.

Микола Куліш - один з найяскравіших та найбільш оригінальних українських драматургів першої половини минулого століття. Розквіт його творчої активності припав на 20-ті - початок 30-х років - період відродження, розвитку та трагедії України. М.Куліш - один з засновників української модерної драматургії. Його п"єси нічим не поступаються кращим світовим зразкам. Їх постановка у "Березолі" Леся Курбаса дала можливість двом корифеям українського театру в синтезі тексту і режисерського таланту показати найболючіші проблеми тих років.

Микола Гурович Куліш народився в селі Чаплинка Херсонської області. Родина його батьків жила бідно: батько майже все життя провів у наймах, мати від важкого життя (теж у наймах) передчасно померла. Миколі з дитинства довелося служити у панських економіях. "Люблю… голоту. Серцем її люблю", - напише згодом драматург. Матеріальні нестатки, життя в сирітському будинку все ж не перешкодили здібному хлопцеві закінчити сільську школу (1901-1905). 1905 року місцева інтелігенція, зважаючи на неординарні здібності Миколи та його прагнення до навчання, зібрала гроші і послала хлопця вчитися у вищу початкову школу в Олешків (тепер - Цюрюпінськ). Але коштів на закінчення навчання не вистачило, і Микола опинився в притулку олешківського благодійного товариства.
Через його бунтарський дух М, Куліша 1908 року виключили зі школи. Тут вдруге на допомогу майбутньому драматургові приходить прогресивна інтелігенція. Завдяки турботам молодих вчителів Микола Гурович вступає до громадської чоловічої гімназії. Він виявляє себе як талановитий та всебічно розвинений юнак. Випускає рукописний журнал, пише вірші, ставить аматорські вистави. В гімназії Микола знайомиться і починає товаришувати з І. Шевченком (гімназійна кличка "Жан"), майбутнім драматургом і прозаїком, відомим під ім"ям Івана Дніпровського. 1913 року гімназію було закрито, і Микола, маючи надію таки отримати атестат про закінчення гімназії, їде на Кавказ, де було легше скласти екзамени екстерном.
Підготовку до вступу в університет (Микола хотів навчатися в Одеському університеті, куди і приїхав після закінчення гімназії) перервала світова війна. М. Куліш пішов у Одеську школу прапорщиків. Закінчивши її 1915 року, їде на фронт. Незважаючи на загрозу трибуналу, він залишає військову частину і їде до Олешок, щоб заручитися і попрощатися зі своєю дівчиною Антоніною. Вже на фронті він знаходить можливість взяти з нею шлюб.
Штабскапітан Куліш добровільно зголошується залишити штаб і піти на передові позиції. Навіть під час війни письменник продовжує писати вірші, а також одноактові п"єси для солдатського драмгуртка. У 1917 р. Куліша, як найавторитетнішого і найпрогресивнішого офіцера, обрано депутатом на військовий з"їзд Західного фронту, що проходив у Луцьку.
1918 року Микола Гурович Куліш прибуває до рідних Олешок і відразу з головою поринає в культурно-громадське життя. Він очолює виконком міської Ради робітничих, селянських і червоноармійських депутатів, у Дніпровському повіті організовує культурно-політичне українське товариство "Просвіта" і стає його головою. Намагається вирішити й питання економічного плану, щоб дати товари і заробіток населенню, скасовує царську тюрму в Олешках з наміром перетворити її на майстерню. Того ж року вступає до Комуністичної партії.
Коли на Олешки почали наступати десантники Антанти, що знищували всіх причетних до української революції, Директорія наказала всім відступати без бою. Незважаючи на це, М. Куліш у Херсоні збирає півтори тисячі олешківських утікачів, сформувавши таким чином "Перший Український Дніпровський Полк" (існує версія, що цей полк формально належав до військ отамана Григор"єва-Тютюнника, які скинули в море війська Антанти). З цим полком Микола Куліш, як начальник штабу, проходить шлях від Херсона до Києва. Юрій Яновський у своєму романі "Вершники" описав полк Куліша під назвою "олешківського батальйону Шведа", а сам Микола Гурович став прототипом комісара Данила Чабана, якого Яновський характеризує як "майбутнього письменника". До речі, коли роман "Вершники" (1935) вийшов друком, сам Куліш перебував уже на Соловецькій каторзі…
Влітку 1919 року, під час другого наступу Денікіна, Куліш перебуває у підпіллі.
Коли Радянська влада знов утвердилася на східній Україні, Куліш знову повертається до рідних Олешок. Тут, аж до переїзду в Одесу, він редагує газету, завідує повітовим відділом народної освіти. Він сприяє відкриттю українських шкіл та дитячих притулків, пише буквар "Первинка". В той час драматургу довелося вперше потрапити за ґрати, адже його діяльність під час війни "не зовсім співпадала з інтересами більшовицької армії" (зі слів дружини письменника Антоніни Куліш полк Миколи змальований у романі Ю. Яновського "Вершники", зовсім не "сповідував" більшовицької політики). Олешківський виконком бере Куліша на поруки. Перебуваючи на посаді, яка вимагала постійних поїздок по району, Микола Куліш на власні очі бачив страшну трагедію голоду 1921 року. Побачене спонукало драматурга до написання першого твору - драми "97".
1922 року Куліш переїжджає до Одеси. Там він працює в губнаросвіті і остаточно закінчує драму "97" (1924 р.) . Цього ж 1924 року Куліш висилає в тодішню столицю України Харків п"єсу, а 9 листопада в театрі ім. Франка відбувається її прем"єра. 1925 року, лише за рік після написання, "97" було поставлено в Нью-Йорку та інших містах США. Проте фінал твору, в якому автор на вимогу цензури змушений був врятувати від смерті головного героя Мусія Копистку, не задовольняв М. Куліша. "Фінал може бути тільки один, - писав він у Дніпровському 10 грудня 1924 року, - загибель комнезаможу на селі під добу голоду. І коли хтось переробить фінал… внутрішня будова п"єси буде порушена". Дві сили зіткнулися в сюжеті п"єси, одна народжена іншою - революція та голод. І обидві вони мертвотні, і сіяти можуть лише смерть.
Тема села та його знищення знаходить своє місце в драмах "Комуна в степах" (1925, 1931) та "Прощай село!" (1933) .
У п"єсах Куліша часто переплітаються комедійне та трагедійне начало. У п"єсі "Отак загинув Гуска" (1925) головний герой осмислюється і як комедійний, і як трагедійний персонаж. "Хулій Хулина" (1926) - теж комедія, хоча й "сатира - без найменшого проблиску. Радянська Україна - якась суцільна божевільня" - пише про неї один з тогочасних "політрецензентів": двоє шахраїв, що вдають із себе за партійних босів, протягом певного часу дурять ціле містечко на чолі з місцевими партійними чиновниками. П"єсу пройнято атмосферою трагічної сатири, яка оголює ідею абсурдності буття у мертвому полі радянської офіційної дійсності, яку зображено в формі балагану. В мелодрамах "Зона" (1926) та "Закут" (1929) драматург безпосередньо звертається до теми переродження революційної ідеї, катастрофи фанатизму, висвітленої у попередніх п"єсах.
Комуни, партократизм, комуністичний фанатизм набувають чітко окресленої думки про соціалізм як "хвору мрію", утопічний й небезпечний соціально-психологічний експеримент у "Народному Малахії" (1927) . Головний герой, Малахій Стаканчик, пройнявшись ідеєю морального вдосконалення людства, врешті-решт втрачає розум. Фанатична віра в "голубую даль" призводить до його загибелі. Прем"єра цієї резонансної п"єси відбулася на сцені "Березолю" 31 березня 1928 року, але була нищівно розкритикована та з часом знята з репертуару. На той час М. Куліш був президентом ВАПЛІТЕ. Але починався процес знищення новітньої української літератури. На початку 1927 року Микола Куліш та інші члени ВАПЛІТЕ на вимогу ЦК КП(б)У змушені були виключити з організації Хвильового, Ялового та Досвітнього. 25-28 січня 1927 року з метою створення нової літературної "пролетарської" організації ВУСПП (Всеукраїнська Спілка Пролетарських Письменників), що мала стати опозицією до ВАПЛІТЕ. було проведено з"їзд пролетарських письменників від ЦК КП(б)У. Це був початок кінця. Не допомогли навіть виправдання і покаяння Хвильового, Ялового та Досвітнього. І за Резолюцією Загальних зборів ВАПЛІТЕ від 14 січня 1928 року в місті Харкові більшістю голосів (утримався О. Громов) спілка, яка об"єднувала найталановитіших письменників (І. Дніпровський, Майк Йогансен, Микола Куліш, Петро Панч, Юрій Смолич, Павло Тичина, Юрій Яновський та ін.), самоліквідувалась.
1934 року М. Куліша виключають з Комуністичної партії за написання "антипартійних націоналістичних п"єс". А 8 грудня під час похорону найближчого друга - І. Дніпровського - М. Куліша прямо з вулиці енкаведисти забирають у свій "воронок". Вилучена під час обшуку п"єса "Такі" (рукопис) зникла в архівах КДБ. З кіносценарію "Парижком" залишився лише уривок. Рукопис роману згорів під час війни в окупованому Харкові. На закритому судовому слуханні 27-28 березня 1935 року велику групу "націоналістів", серед них і М. Куліша, засудили на 10 років спецтаборів. Окрім стандартних у таких випадках звинувачень Кулішеві інкримінували ще й членство в ОУН. Під час відбуття покарання М. Куліш, як "особливо небезпечний злочинець", утримувався в спецізоляторі. Його ніхто не бачив, що призводило до існування різних чуток щодо його існування та смерті в таборі. Із архівних документів відомо, що "особлива трійка" УНКВД Ленінградської області постановою ч. 83 від 9 жовтня 1937 року засудила видатного драматурга до розстрілу.
3 листопада 1937 року Миколу Куліша розстріляли разом із великою групою української інтелігенції лісі під Сандармохом (Карелія).




Top