Би Би Кинг: король блюза. Би Би Кинг – Одаренный мальчик с Бил Стрит

Оправдывая свою королевскую фамилию, Би Би Кинг царствовал в блюзе не один десяток лет и своим изысканным стилем с похожим на вокал бендингом, тщательно просчитанным количеством нот и мерцающим вибрато оказал большое влияние на многие поколения гитаристов. Райли Бен Кинг родился 16 сентября 1925 года в местечке Итта Бена (Миссисипи). Его родители, работавшие издольщиками на хлопковых плантациях, развелись, когда мальчику было четыре года, и тот большую часть детства провел у бабушки. В юности парнишке нравились кантри и госпелы, но по мере взросления Кинга стало больше привлекать творчество таких блюзменов как Ти-Бон Уокер и Лонни Джонсон и джазовых гениев типа Чарли Кристиана и Джанго Рейнхардта . Со временем он и сам начал поигрывать, сперва зарабатывая медяки на перекрестках, а позже разъезжая с выступлениями по близлежащим городам. Первым серьезным шагом в карьере Райли стал переезд в Мемфис, где он попал под опеку своего кузена Букки Уайта, который по-настоящему научил его искусству блюза. Произошло это в 1947-м, а на следующий год Кингу реально улыбнулась Фортуна – выступив один раз в эфире вместе с Сонни Боем Вильямсоном, он стал получать регулярные приглашения на радио. Со временем у Райли появилась собственная десятиминутная программа "King’s Spot", которая позже трансформировалась в более длительную передачу "Sepia Swing Club". На данном этапе Кингу потребовался звучный псевдоним, и сначала молодой человек именовал себя Бил Стрит Блюз Бой, потом просто Блюз Бой и, наконец, превратился в Би Би, оставшись с этим именем до конца жизни.

В конце 40-х музыкант дебютировал в грамзаписи (причем некоторые вещи продюсировал будущий владелец легендарной "Sun Records" Сэм Филипс), а в 1951 вышел его первый национальный ритм-энд-блюзовый чарттоппер "Three O"Clock Blues". В середине 50-х кличку получила и гитара Кинга, причем произошло это при забавно-трагических обстоятельствах. Во время одного выступления в Арканзасе между двумя посетителями концерта разгорелась драка. Потчуя друг друга тумаками, соперники опрокинули горящий примус, что привело к пожару и эвакуации людей из помещения. Би Би тоже выскочил на воздух, но вдруг вспомнил, что забыл свой инструмент и, рискуя жизнью, бросился за ним в огонь. Вернувшись с гитарой, он поинтересовался, из-за чего разгорелся весь сыр-бор, и узнал, что стычка произошла из-за женщины по имени Люсиль, и с тех пор все его "Гибсоны" назывались "Lucille".

Между тем гастроли Кинга приобрели общенациональный характер, и в 1956-м блюзмен поставил рекорд, отыграв за год 342 сольных концерта. Хиты следовали один за другим, и на протяжении 50-х Би Би отметился в чартах не менее 20 раз: "You Know I Love You" (1952); "Woke Up This Morning" и "Please Love Me" (1953); "When My Heart Beats Like A Hammer", "Whole Lotta" Love", и "You Upset Me Baby" (1954); "Every Day I Have The Blues", "Sneakin" Around" и "Ten Long Years" (1955); "Bad Luck", "Sweet Little Angel" и "On My Word Of Honor" (1956); "Please Accept My Love" (1958). По мере продвижения карьеры Кинга его гитарные атаки становились все острее и агрессивнее, и впоследствии такую манеру унаследовали многие рокеры. При этом музыкант далеко не всегда придерживался традиционного блюза: он или смешивал его с другими жанрами (например, рок-н-ролл, свинг, поп) или вообще выдавал специализированные программы, о стиле которых можно было судить уже по названиям ("Sings Spirituals", "Twist With B.B. King", "Easy Listening Blues"). В 1960-м Би Би сделал очередной бестселлер из "Sweet Sixteen" Джо Тернера, да и оригинальные вещи "Got A Right To Love My Baby" и "Partin" Time" были почти также хороши, однако его тогдашний лейбл не поспевал за талантливым гитаристом, и тот перебрался под эгиду "ABC-Paramount". Осенью 1964-го на площадке чикагского "Regal Theater" был записан диск "Live At The Regal", на долгое время ставший образцом концертного блюзового альбома. В том же году появилась одна из значимых кинговских композиций "How Blue Can You Get", но если ей досталось только 21-е место, то в 1966-м и в 1968-м музыкант прорывался в горячую десятку с песнями "Don"t Answer The Door" и "Paying The Cost To Be The Boss".

Появление Би Би на фолк-фестивале в Ньюпорте и на площадке "Fillmore West" вместе с молодой порослью рокеров вывело артиста на новую аудиторию. В 1969 году Кинг гастролировал вместе с "Rolling Stones " и с дуэтом Айка и Тины Тернеров , а также прорвался в сингловый мэйнстрим с вещицей Роя Хокинса "The Thrill Is Gone". Эта грэмминосная композиция, в которой музыкант отказался от привычных духовых аранжировок, не только вошла в ритм-энд-блюзовую тройку, но и угодила в поп-двадцатку, став самым чартовым достижением Би Би. Успех сопутствовал артисту и в 70-х, причем зачастую это объяснялось отсутствием страха перед различными экспериментами. Так, в 1973-м при участии Стиви Уандера и ритм-секции, услугами которой пользовались "O"Jays" и "Spinners", были записаны шлягеры "I Like To Live The Love" и "To Know You Is To Love You", в 1976-м Кинг составил отличный дуэт со звездой соул-блюза Бобби Бландом, в 1978-м кооперировался с джазменами из "Crusaders ", чтобы испечь прифанкованный хит "Never Make A Move Too Soon", а в 1979-м стал первым американским блюзменом, посетившим Советский Союз.

Случались, правда, и проколы, и попытка изобразить из себя кантри-крунера в записанной в Нэшвилле пластинке "Love Me Tender" принесла разочарование. Впрочем, у артиста все равно хватало наград: его экскурсы в джаз "There Must Be A Better World Somewhere" и "Blues "N" Jazz" принесли парочку "Грэмми", а фамилия Кинга появилась в "Blues Foundation Hall Of Fame" и "Rock And Roll Hall Of Fame". После юбилейного альбома "Six Silver Strings", имевшего привкус восьмидесятнической синтетики, Би Би приостановил студийные работы, но по-прежнему активно трудился на концертах и регулярно светился на телевидении. При его обычной норме 300 сетов в год артист лишь в середине 90-х снизил планку до 200 сетов, причем снижение количества отнюдь не означало снижения качества. В 1988-м Кинг привлек внимание относительно молодой аудитории, записав на пару с " " сингл "When Love Comes To Town", а в 1993-м у него вышел целый альбом дуэтов "Blues Summit". Пластинка, на которой отметились такие блюзмены как Бадди Гай , Джон Ли Хукер , Роберт Крэй и т.д., была признана "возвращением в форму" и принесла музыканту очередную "Грэмми". Среди других релизов 90-х оказались еще две мультиколлаборационных программы, "Lucille & Friends" (Элтон Джон , возглавил блюзовый чарт "Billboard", а в общем зачете занял 45-ю строчку. Последней студийной работой Короля стал диск "One Kind Favor", где маэстро вернулся к корневому блюзу. Еще за два года до этого музыкант объявил о проведении прощального тура, однако еще несколько лет он исправно появлялся на сцене и отменил запланированные даты только в конце 2014-го, когда совсем стало невмоготу. Король блюза скончался во сне 14 мая 2015 года, немного не дотянув до 90-летнего юбилея.

Last update 19.05.15

Би Би Кинг (B.B. King ; настоящее имя Райли Би Кинг , англ. Riley B. King ; родился 16 сентября недалеко от города Итта-Бена , Миссисипи , США - 14 мая ) американский блюзовый гитарист , певец, автор песен, которого поклонники именуют королём блюза.

По мнению одного из критиков, «Би Би Кинг представил нам утонченный стиль гитарного соло, основанный на плавном бендинге и блестящем вибрато , повлиявший практически на каждого последователя электрогитарного блюза ». Одной из его наиболее знаменитых композиций является «The Thrill Is Gone» (1969).

Шумное одобрение критиков и широкая известность принесли ему славу наиболее уважаемого, успешного, узнаваемого блюзмена не только в США, но и по всему миру . По результатам проведенного в 2011 году журналом Rolling Stone опроса Би Би Кинг находится на 6 месте в списке «100 лучших гитаристов всех времён ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Райли Би Кинг родился неподалёку от городка Итта-Бене, штат Миссисипи , 16 сентября 1925 года . Как и многие другие блюзмены Дельты, он начал профессиональную жизнь как фермер-арендатор, на гитаре играл в свободное время.

    В качестве музыканта Би Би Кинг впервые прибыл в Мемфис в 1946 году , но после нескольких месяцев тяжелой жизни он вернулся в Миссисипи. Он решил лучше подготовиться к следующей поездке, которую он предпринял двумя годами позже. Сначала он работал на местной ритм-н-блюзовой радиостанции WDIA в качестве певца и диск жокея . Там он получил прозвище «Блюзовый Мальчик с Бил-Стрит» (Beale Street Blues Boy ), позже сократившееся до «B.B. » В это время он познакомился с Ти-Боун Уокером (T-Bone Walker ).

    Он сказал про Би Би Кинга:

    «Впервые услышав его, я понял, как мне самому нужна электрогитара. Нужна, даже если ради этого придется её украсть! »

    Би Би Кинг собрал свой музыкальный коллектив, называвшийся B.B.King Review, под руководством Милларда Ли . Группа изначально состояла из следующих музыкантов:

    • Би Би Кинг - гитара, вокал;
    • Кэлвин Оуэнс, Кеннет Сендс - труба;
    • Лоуренс Бардин - альт-саксофон;
    • Джорж Колмен - тенор-саксофон;
    • Флойд Ньюмен - баритон-саксофон;
    • Миллард Ли - фортепиано;
    • Джорж Джойнер - бас-гитара;
    • Эрл Форест, Тед Керри - ударные.

    В создании грамотных аранжировок Би Би Кингу помогал опытный музыкант Онзи Хорн (Onzie Horne ). Сам Кинг признавался, что имеет проблемы при игре аккордами , и всегда полагался на импровизацию .

    Последовали туры по США с выступлениями как на больших сценах в таких городах, как Вашингтон (Федеральный округ Колумбия), Чикаго, Лос-Анджелес, Детройт, Сент-Луис, так и в бесчисленных маленьких клубах по всем Соединённым Штатам. В ходе тура к 1956 году было исполнено рекордное число концертов - 342. В том же году Кинг становится основателем своего собственного лейбла «Blues Boys Kingdom» со штаб-квартирой на Бил Стрит в Мемфисе. Там, наряду с другими проектами, он продюсировал артистов, таких как Миллард Ли и Леви Сибери (Levi Seabury ). Записывающая компания в конечном счёте не принесла ему успеха, так как график Кинга не позволял ему стать бизнесменом.

    В 1950-х имя Би Би Кинга стало одним из важнейших в ритм-н-блюзе, постоянно пополнялся и без того впечатляющий список его хитов, уже включающий такие композиции, как «You Know I Love You», «Woke Up This Morning», «Please Love Me», «When My Heart Beats like a Hammer», «Whole Lotta Love», «You Upset Me Baby», «Every Day I Have the Blues», «Sneakin" Around», «Ten Long Years», «Bad Luck», «Sweet Little Angel», «On My Word of Honor», «Please Accept My Love».

    В 1962 году Би Би Кинг подписал контракт с ABC-Paramount Records , поглощенной позднее MCA Records , а после - с его текущим лейблом, Geffen Records .

    В ноябре 1964 года Кинг записал концертный альбом «Live at the Regal» в Театре «Regal» в Чикаго.

    В 1969 году Кинг записал композицию «The Thrill Is Gone», которая стала хитом как в чарте ритм-н-блюза, так и поп-музыки , что было большой редкостью для блюза. Двумя годами позже эта композиция получила премию «Грэмми ». Так же она заняла 183 место в списке «500 лучших песен всех времён » по версии журнала Rolling Stone. Его творчество получило легкий оттенок рок-музыки после участия в концертном туре 1969 года по Америке группы The Rolling Stones .

    Успех Кинга на протяжении 1970-х годов подкреплялся такими хитами, как «To Know You Is to Love You» и «I Like to Live the Love». В 1974 году Би Би Кинг участвовал в открытии боксёрского поединка между Мохаммедом Али и Джо Фрейзером . Это выступление позднее было издано в формате DVD.

    В 1980 году Би Би Кинг включен в Зал Славы Блюза . Несмотря на то, что в 1980-е годы Кинг стал меньше записываться, он не ослаблял внимания к своей личности, появляясь во множестве телевизионных шоу и давая по 300 концертов в год. В 1988 году Кинг обрел новое поколение поклонников после появления сингла «When Love Comes to Town», созданного совместно с ирландской группой . Сингл вошёл в альбом U2 «Rattle and Hum».

    В 1994 году Би Би Кинг посетил Москву. Выступил с концертом в Московском Кремле, а также заехал в московский клуб, названый его именем. На стенах клуба до сих пор сохранены фото Би Би Кинга, стол, за которым он отдыхал и стул, на котором он сидел. На них висят памятные таблички.

    В 2000 году Би Би Кинг вместе с Эриком Клэптоном записали совместный альбом «Riding With the King». С 2004 года Кинг, ссылаясь на свой возраст и состояние здоровья, решил уменьшить интенсивность гастролей. Летом 2005 года он предпринял так называемый «Прощальный тур» (Final Farewell Tour) по Европе. Однако уже в 2006 году он вновь гастролировал по США и Европе.

    Прощальный тур (2006)

    29 марта 2006 года Би Би Кинг выступил на «Hallam Arena» в городе Шеффилд . Это была дата начала его прощального гастрольного тура по Великобритании и Европе. На его протяжении Кинга поддерживал Гэри Мур , прежде уже выступавший и записывавшийся вместе с ним, в том числе в композиции «Since I Met You Baby». Британский этап завершился концертом на «Арене Уэмбли ».

    В июле 2006 года Би Би Кинг несколько раз возвращался в Европу. 2 и 3 июля он принимал участие в джазовом фестивале в Монтрё . На протяжении представления в Стравински Холле он исполнял джем с такими музыкантами, как Джо Семпл, Ренди Кроуфорд, Девид Сенборн, Глэдис Найт , Лелла Джеймс, Эрл Томас, Стенли Кларк, Джон Маклафлин , Барбара Хендрикс , Джордж Дюк . 14 июля он принимал участие в фестивале в Цюрихе «Блюз на закате» (Blues at Sunset ). Европейский этап прощального тура завершился 19 сентября 2006 года на арене Де Кок в Люксембурге при участии Тода Шарпвиля.

    В ноябре и декабре Кинг предпринял шесть концертов в Бразилии . На пресс-конференции 29 ноября в Сан-Паулу прозвучал вопрос, является ли в действительности этот гастрольный тур заключительным. Би Би Кинг ответил:

    Одним из моих любимых актёров является шотландец Шон Коннери . Большинство из вас знает его в роли агента 007 Джеймса Бонда. А фильм назывался Никогда не говори «никогда» .

    2006-2008

    В июне 2006 года Би Би Кинг присутствовал на встрече, посвящённой его первой радиопередаче в Гринвуде, штат Миссисипи.

    В конце октября 2006 года Кинг выпустил CD и DVD, с записью концертов в своих блюзовых клубах в Мемфисе и Нэшвиле . Четыре дня записи запечатлели постоянный коллектив Би Би Кинга и его ночные выступления по всему миру. Это была первая за последние 14 лет запись выступления.

    28 июля 2007 года Кинг участвовал во втором фестивале «Crossroads Guitar Festival », организованном Эриком Клэптоном вместе с двадцатью другими гитаристами в Чикаго . Целью фестиваля был сбор денег для центра лечения пагубных зависимостей «Crossroads ». Он играл с такими музыкантами, как Роберт Крэй , Джимми Воган и Хьюберт Самлин песни «Paying the Cost to Be the Boss» и «Rock Me Baby».

    В ходе выступления он поднял тост за организатора фестиваля Эрика Клэптона, в котором рассуждал о своем возрасте и жизни, однако речь не была записана полностью на DVD.

    В июне 2008 года Кинг выступил в концерте «Bonnaroo Music» и Фестивале Искусств в Манчестере , штат Теннесси. 8 июня он закрывал Двадцать Пятый Ежегодный Блюзовый Фестиваль Города Чикаго. К тому же в том же месяце Кинг играл в заключительной части Блюзового Фестиваля в городе Монтерей, штат Калифорния. В честь музыканта радиостанция Sirius XM Radio’s Bluesville сменила название на B.B. King’s Bluesville. В конце месяца он был включен в Голливудский Зал Славы Боулинга, где и находится между Лайзой Миннелли и сером Джеймсом Голуэем .

    1 августа 2008 года он участвовал в концерте «South Shore Music Circus» в Кохассете, штат Массачусетс ., активно выступал в поддержку борьбы с этим недугом, рекламируя продукты для больных сахарным диабетом. .

    Би Би Кинг имел лицензию пилота, был известен как игрок в карты, вегетарианец , противник алкоголя и курения .

    Каждый год в течение первой недели июня Би Би Кинг возвращался для проведения домашнего фестиваля в Индианолу, штат Миссисипи.

    Известный исполнитель в жанре дельта-блюза Букка Уайт приходится двоюродным братом Би Би Кингу. Боксёр Сонни Листон приходился Би Би Кингу племянником.

    «Люсиль»

    В середине 1950-х годов во время одного из концертов среди поклонников возник конфликт. Между двумя мужчинами завязалась драка, в ходе которой была опрокинута керосиновая печь. В зале распространился огонь. Би Би поспешил покинуть охваченное огнём здание вместе со всеми, но затем осознал, что оставил внутри свою гитару. Эта акустическая гитара была его любимым инструментом, несмотря на то, что стоила всего 30 долларов. С риском для жизни он поспешил за ней обратно. Позднее выяснилось, что потасовка произошла из-за женщины по имени Люсиль, и Би Би Кинг решил назвать этим именем свою гитару, чтобы никогда не совершать «таких сумасшедших поступков, как драка из-за женщины. »

    После того, как оригинальная гитара Люсиль была украдена из багажника его автомобиля (точная дата неизвестна), каждую свою последующую гитару фирмы Gibson музыкант называет этим именем. Тогда в газетном объявлении Би Би объявил награду в 20 000 долларов за возвращение излюбленной гитары. До конца жизни музыкант был готов отдать 900 000 долларов за то, чтобы получить её обратно [ ] .

    Мне сегодня 55. Я не утонченный эстет и даже не сверх интеллигент. Я рядовой док своей страны, прошедший дорогу профессионализма, начиная от санитара реанимационного отделения и даже потоптавшийся десять лет главным врачом небольшой краевой больницы, чей профиль легко читается в моём нике. (Это они еще тогда не знали с кем связались!) Сейчас и надеюсь, до предела отпущенного мне времени, занимаюсь реабилитацией постинсультных больных. Зовут врачом ЛФК

    B.B. King - "The Thrill Is Gone" (LIVE @ Crossroads Guitar Festival)

    Райли Бен Кинг родился неподалёку от городка Итта-Бене, штат Миссисипи, 16 сентября 1925 года.

    Детство Кинга лёгким назвать нельзя. Он жил то с мамой, то с бабушкой. Когда мальчик повзрослел, ему приходилось много физически работать на хлопковой плантации. Он воспитывался в верующей среде, в церкви ему приходилось петь псалмы. Его музыкальные вкусы формировались на протяжении всей его юности. Это были госпел и кантри. В тот период семья уже переехала в другой город – город Индианолу. Среди творческих пристрастий Кинга были Джанго Рейнхардт, Лонни Джонсон, Ти-Бонк Уолкер и Чарли Крисчен.

    Семнадцатилетним подростком, Кинг почти всё время проводил на ферме, а в редкие свободные минуты он играл на гитаре.

    Django Reinhardt & Stéphane Grappelli - Jattendrai Swing 1939

    Lonnie Johnson - Another Night to Cry (1963)

    T-Bone Walker- Don"t Throw Your Love On Me So Strong

    Charlie Christian - Flying Home

    НАЧАЛО МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ БИ БИ КИНГА

    В Мемфис молодой гитарист приехал впервые в 1946-ом. Он планировал начать музыкальную карьеру. Однако всё сложилось не так, как ему хотелось. В Мемфисе жил его кузен, который был в то время известным кантри-блюзовым гитаристом. Он почти год учил своего родственника тому, как играть на блюзовой гитаре. Вскоре Кинг вновь оказался дома и в Мемфис вернулся только спустя два года. Всё это время он не оставлял мечту сделать карьеру в музыке. В 1948-ом начинающий музыкант сумел пробиться на одну из радиостанций, где выступил в рамках концерта, устроенного в честь Мемфиса. Музыкант придумывал в начале карьеры разные псевдонимы, пока для удобства не остановился со ставшим в последствии всемирно известным – Би Би Кинг.

    Важным в карьере Кинга годом стал 1949-ый. Его можно назвать годом звёздного прорыва. Он записал четыре трека и подписал в Лос-Анджелесе контракт с RPM-студией. Продолжая жить в Мемфисе, музыкант продолжал писать композиции для RPM, большая часть которых была спродюсирована его родственником Сэмом Филлипсом.

    BB King Jams с Slash и другими Live at the Royal Albert Hall 2011

    МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПОПУЛЯРНОСТЬ БИ БИ КИНГА, ЛУЧШИЕ ПЕСНИ

    Тур музыканта по США проходил с 1950-го по 1956-ой год. За это время Би Би Кинг дал множество концертов, благодаря чему набрался музыкального опыта. Ежегодно он давал более трёхсот концертов. В конце гастрольного тура Кинг создал свою компанию, которая стала заниматься продюсированием других музыкантов. Эту компанию он назвал «Blues Boys Kingdom». Клиентами компании Кинга был и Миллард Ли, и Леви Сибери. Однако бизнесменом музыкант так и не стал, в связи с тем, что для этого у него не было времени. Его компания успеха ему не принесла. К концу пятидесятых имя Кинга считалось одним из самых важных в ритм-н-блюзе. Список его хитов был впечатляющим, при этом он продолжал пополнять его новыми. Музыкант всегда старался привнести что-то своё в традиционный блюз, обогатить его новыми элементами джаза, мэйнстрим-попа, свинга и других стилей. «The Thrill Is Gone» - уникальная композиция, ставшая хитом и в чарте ритм-н-блюза, и поп-музыки. Эта композиция в 1971-ом получила Грэмми. В списке из пятисот лучших песен всех времён она заняла почётное сто восемьдесят третье место. В семидесятых годах Кинг подарил своим почитателям ещё несколько хитов. В 1974-ом Кинг стал одним из тех, кто открывал боксёрский поединок Джо Фейзер – Мохаммед Али.

    В восьмидесятые музыкант и певец меньше записывался, однако интерес к его творчеству не ослабевал. В год он успевал давать не менее трёхсот концертов, его часто можно было видеть на телевидении в различных музыкальных шоу. В 1988-ом популярность Кинга получила новый виток в связи с совместной с U2 записью нового сингла «When Love Comes to Town».

    В 2000-ом у Кинга вышел новый альбом, который был записан совместно с Эриком Клэптоном. В 2004-ом выступлений стало гораздо меньше, что связано с ухудшением здоровья Би Би Кинга. В 2005-ом он объявил, что планирует совершить прощальный тур по Европе, но через год снова начал гастролировать по Европе и США.

    B.B. King & U2 - When Love Comes To Town

    ПРОЩАЛЬНЫЙ ТУР БИ БИ КИНГА

    И всё-таки прощальный тур музыкант начал, но только в марте 2006-го. Концерт был в городе Шеффилд. Именно с этого города он начал прощаться с Европой и Соединённым Королевством. Завершился Британский этап выступлением в Уэмбли.

    В июле того же года музыкант был в Европе, где участвовал в фестивале джаза в Монтрё, а потом и в фестивале в Цюрихе. Окончательно с Европой попрощался Би Би Кинг только в сентябре 2006-го года в Люксембурге. Ноябрь и декабрь музыкант посвятил выступлениям в Бразилии. Би Би Кинг приезжал с прощальным концертом и в Москву. Тот приезд был четвёртым и состоялся в 2004-ом году, первый же был ещё в 1979-ом. В 2008-ом блюзмен принимал участие в концертах «Bonnaroo Music» и «South Shore Music Circus», выступал на Блюзовом Фестивале в Чикаго, в Монтерее, Фестивале Искусств в Манчестере и др.

    Eric Clapton & B.B King - The Thrill Is Gone - live at The White House

    ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ БИ БИ КИНГА

    Би Би Кинг не раз говорил в своих интервью, что музыкант номер один для него – это Эрик Клэптон, его он считает образцом для подражания. Любимый певец музыканта – Фрэнк Синатра. В своей автобиографии Кинг говорит, что он был и остается «двинутым на Синатре», и каждый день перед сном слушает его альбом In the Wee Small Hours. Он приписывал Синатре заслугу в открытии дороги афроамериканским исполнителям на эстраду, которые не имели возможности выступать перед преимущественно «белой» публикой. Синатра же на протяжении 1960-х приглашал Би Би Кинга на ведущие площадки выступлений

    Блюзмен был женат два раза. Из-за плотного графика выступлений оба брака развалились. В прессе есть информация о том, что у Би Би Кинга пятнадцать детей, причём все они от разных женщин.

    Би Би Кинг имел лицензию пилота, был известен как игрок в карты, вегетарианец, противник алкоголя и курения.

    Все гитары блюзмена имеют имя «Люсиль». Это связано с тем, что во время одного из выступлений Кинга произошёл пожар по вине женщины с таким именем. Музыканту пришлось возвратиться в горевшее здание за оставленной там гитарой, которая и была переименована в «Люсиль». Все последующие свои инструменты блюзмен называл так же. Та самая, первая «Люсиль» была у Кинга украдена.

    После того, как оригинальная гитара Люсиль была украдена из багажника его автомобиля (точная дата неизвестна), каждую свою последующую гитару фирмы Gibson музыкант называет этим именем. Тогда в газетном объявлении Би Би объявил награду в 20 000 долларов за возвращение излюбленной гитары. До конца жизни музыкант был готов отдать 900 000 долларов за то, чтобы получить её обратно...

    «Король блюза» - этот неофициальный титул принадлежит выдающемуся гитаристу, одаренному певцу и музыканту, внесшему неоценимый вклад в развитие электрического блюза и создавшему свой уникальный музыкальный стиль – легендарному Би Би Кингу. Многие музыканты, восхищаясь его манерой игры на гитаре, основу которой составлял плавный бендинг и «мерцающее вибрато», непрестанно вводят в свои композиции знаменитые Кинговские музыкальные фразы. Необыкновенная легко угадываемая вальяжная манера исполнения знаменитого блюзмена и его насыщенный своеобразный вокал в сочетании со звенящим вибрированием струн до сих пор привлекает к себе новых поклонников, тем самым доказывая, что Би Би Кинг истинно народная суперзвезда и кумир, достойный восхищения.

    Краткая биография

    Выдающийся музыкант, которого весь мир знает как легендарного блюзмена Би Би Кинга, появился на свет под именем Райли Би Кинг. Именно так назвали мальчика, родившегося в семье простого фермера Альберта Кинга 16 сентября 1925 года, в местечке вблизи небольшого города Итта, расположенном в штате Миссисипи.


    Ребенок рос в любви, однако совсем безмятежным его детство назвать было нельзя. Когда Райли было четыре года, родители его развелись, мальчик остался с матерью и бабушкой. Музыкальные способности мальчика проявились очень рано, поэтому его мать Нора Элла Кинг, которая была вокалисткой в хоре баптистской церкви, с раннего возраста стала привлекать Райли к пению псалмов. В девять лет мальчик потерял мать, оставшись на попечении бабушки, и только через несколько лет отец забрал его к себе. С юных лет Ралли приходилось работать на хлопковой плантации, но в свободное время он с увлечением играл на гитаре, которую приобрел за 15 долларов в возрасте 12 лет. В 1943 году Кинг переезжает в Индианолу, где ему пришлось работать трактористом, зато свободными вечерами он с большим удовольствием играет в музыкальном ансамбле, который в том местечке пользовался большой популярностью.


    После трех лет довольно трудной жизни Райли возвращается домой, но вскоре опять уезжает, но на этот раз в Мемфис, чтобы погостить у своего двоюродного дяди, известного американского блюзмена Букка Уайта. Там Кинг терпеливо учился у своего родственника техническим тонкостям исполнения блюза. Через год он возвращается домой, а затем через два года вновь уезжает в Мемфис, где решает окончательно обосноваться и стать профессиональным музыкантом. Первую помощь в этом начинании Кингу оказывает его дядя Букк Уайт: он устроил ему дебют на Радио KWEM, после которого у молодого музыканта появляются первые поклонники. Вслед за этим выступлением Райли получает приглашение работать певцом и диджеем на местной радиостанции. По причине того, что молодой музыкант стал очень часто появляться в эфире, ему понадобилось новое и запоминающееся имя. Поначалу его называли «Блюзовым мальчиком с Бил Стрит», но позднее это прозвище сократилось до двух букв «B.B.» - так Райли Би Кинг стал Би Би Кингом. 1949 год в жизни Кинга можно обозначить как время начала творческого взлета. Сначала его первый сингл приятных отзывов не получил, но это не разочаровало молодого музыканта, он записывает одну композицию за другой, а затем и вовсе заключает договор с лос-анжелесской записывающей студией RPM Records. Чуть позже Кинг собрал небольшой музыкальный коллектив, который первоначально состоял из восьми исполнителей. Группа, получившая название «B.B. King Review», подписала контракт на ряд гастрольных концертов по Соединенным Штатам, которые включали в себя выступления в больших и малых городах по всей стране.

    В пятидесятые годы творческий накал Кинга достигает своего апогея. Он записывает одну композицию за другой, которые занимают первые строчки хит парадов, и выпускает свой первый альбом. В ходе гастрольных туров музыкант дает очень много концертов и в результате становится одним из самых авторитетных исполнителей в музыкальном стиле R&B. Рекордным в этот период в творчестве Кинга стал 1956 год, он осуществил три сессии записи своих новых композиций, а также дал около трехсот пятидесяти концертов. Шестидесятые годы вновь отличаются большой активностью в творческой жизни блюзмена: он подписывает договор с ABC-Paramount Records - записывающей студией, которая работала с такими известными исполнителями, как Рэй Чарлз, Ллойд Прайс и Леви Сибери. В результате появляются новые композиции, которые победителями хит – парадов. Осенью 1964 года музыкант выступает в знаменитом театре «Чикаго», представив там свой новый новаторский концертный альбом под названием "Live at the Regal", вызвавший большой восторг публики. В 1968 году Кинг принимает участие в фольк-фестивале проходящем в г. Ньюпорт, а в 1969 году удостоился чести своим выступлением открывать гастрольное турне по Америке британской рок – группы «The Rolling Stones».

    Семидесятые годы отмечены ещё большим подъёмом в карьере Кинга. Он записывает около 80-ти композиций, сотрудничая с такими прославленными музыкантами как Д. Кокер, С. Уандер, Э. Клэптон. В этот период Би Би, став обладателем нескольких премий «Грэмми», возглавил список популярных исполнителей среди блюзменов. Он продолжает успешно гастролировать во многих странах, где в среднем в год дает около 300 концертов. В 1979 году знаменитый блюзмен впервые посещает СССР. Восьмидесятые годы и девяностые годы ознаменовались включением Кинга в Залы Славы блюза (1980) и R&B (1987). Он все также дает много концертов, снимается в различных музыкальных телевизионных шоу, однако гораздо меньше внимания уделяет записи новых композиций. В 1991 году Кинг в г. Мемфис открывает первый блюз – клуб, а в 1994 такое место любителей этого музыкального направления появляется и в Лос-Анджелесе. В 1994 году он ещё раз побывал в Советском Союзе, а затем в 1997 году даже участвовал в рождественском концерте в Ватикане.


    В начало двухтысячных годов творческая активность Кинга начинает заметно снижаться и 2004 году в связи с преклонным возрастом и резко ухудшающимся здоровьем музыкант уменьшает интенсивность своего гастрольного графика. В 2004 году он в последний раз приезжает в СССР, где один из заключительных его концертных выступлений прошло в Москве в Кремлевском дворце, а в 2005 году Кинг принимает решение совершить прощальное турне по Европе. Тем не менее в 2006 году он в марте вновь посещает сначала Великобританию, затем в июле Швейцарию - джазовые фестивали в Монтрё и Цюрихе, а осенью того же года с успехом концертирует в Бразилии. Дальнейшая жизнь Би Би Кинга прежней активностью не отличается, хотя он продолжает выступать на различных блюзовых и других фестивалях, участвует в благотворительных акциях и в 2009 году посещает с концертами страны Европы: Германию, Францию, Бельгию, Данию и Финляндию. Осенью 2014 года Кинг, почувствовав значительное ухудшение самочувствия, отказался от всех выступлений, в апреле 2015 года он был госпитализирован, а 14 мая того же года ушёл из жизни на 90-м году в стенах собственного дома в Лас-Вегасе.



    Интересные факты

    • За свою творческую жизнь, которая продолжалась около семидесяти лет(!), Би Би Кинг дал более 15000 концертов, посетил 90 стран мира, в том числе трижды побывал в Советском Союзе.
    • Первым продюсером Би Би Кинга, который помог музыканту записать часть ранних композиций, был его родственник Сэм Филлипс, в дальнейшем основавший известный лейбл Sun Records.
    • Би Би Кинг, ведя здоровый образ жизни: он не потреблял алкоголь, не курил, был вегетарианцем, разрушал негативное представление о жизни музыкальных «звезд».
    • Би Би Кинг сознавался, что плохо умеет играть аккордами и поэтому постоянно полагается только на импровизацию. Про Кинга также шутили, что он придумал свой минималистский стиль исполнения в одной позиции, так как ему было лень постоянно передвигать руку по грифу.
    • В 1956 году Кинг попробовал заняться бизнесом, основав собственноличный лейбл, который получил название «Blues Boys Kingdom». К сожалению, эта затея из-за плотного концертного графика музыканта не увенчалась успехом.
    • В 50-е годы Кинг так много работал, а его популярность так быстро набирала обороты, что заработок музыканта в неделю вырос с 85 до 2500 долларов.
    • По количеству концертов данных в течение года, рекордным оказался 1956 г: Кинг побывал на сцене более трехсот сорока раз.

    • В кинематографе Би Би Кинга можно увидеть в двух музыкальных комедиях – это «Сердце и души» (1993) и «Братья Блюз 2000» (2000).
    • Би Би Кинга очень любил женщин, утверждая, что они – его вдохновение. Официально Би Би вступал в брак всего два раза. Первой его женой была Марта Ли Дентон, второй - Сью Кэрол Холл. По некоторым данным в общей сложности женщины подарили Кингу 15 детей, в результате Би Би стал дедом 50 внуков.
    • Кинг всегда хотел научиться управлять самолетом. Его мечта осуществилась в 1963 году, когда музыканту исполнилось 38 лет. Би Би в своем плотном концертном графике нашел время, чтобы пройти летные курсы и получить документ на право пилотирования, которым часто пользовался для перелета на концерты из одного города в другой. Отказаться от штурвала музыканту пришлось только в семидесятилетнем возрасте в 1995 году по настоятельному требованию агента страховой компании.


    • B.B. King был просто одержим творчеством Синатры : каждый вечер перед сном Би Би прослушивал композиции выдающегося исполнителя из его классического альбома с названием «In the Wee Small Hours». Кроме этого Кинг очень уважал Френка Синатру за то, что легендарному певцу были чужды расовые предрассудки, и он помогал открывать путь к сцене чернокожим музыкантам.
    • Кинг всегда обладал хорошим чувством добродушного юмора и представлял собой образец галантности, поэтому он был не терпим к исполнителям, которые пользовались на сцене безнравственной лексикой. Он даже инициировал организацию содружества музыкальных авторов, которые бы не использовали непристойные слова в своих композициях.
    • Кинг более 20 лет страдал от диабета, поэтому с большим удовольствием рекламировал препараты и продукты для больных этой болезнью, а кроме того два раза снялся в рекламных роликах о глюкометрах.
    • Би Би Кинг в 1974 году был одним из тех, кто открывал боксерский поединок, в котором принимали участие легендарные Мохаммед Али и Джо Фрейзер.

    Творчество


    Вклад Би Би Кинга в историю блюза огромен. Во-первых, он создал и развил свой исключительный стиль игры на гитаре, который оказал влияние на многие поколения музыкантов. Фирменный прием Кинга заключался в довольно экономичной манере игры, украшенной мягким бендингом и бархатным вибрато, впоследствии он явился образцом для будущих гитаристов. Кинг в отличие от других виртуозов не бегал пальцами по всему грифу, а в основном импровизировал в одной позиции. Такая на первый взгляд минималистская манера исполнения на самом деле очень интересна и богата красивыми затейливыми ходами. Во-вторых, творческая жизнь Би Би Кинга, которая продолжалась около семидесяти лет, была очень плодотворной. Он записал около 140 синглов, дал по всему миру более 15 тысяч концертов, и на его счету более 40 студийных альбомов.

    Лучшие песни

    Блюзовые композиции Би Би Кинга считаются весьма эмоциональными и доступными для восприятия. Вот некоторые из них:


    «The Thrill is Gone » - эту композицию, в которой выразительный вокал исполнителя раскрылся в полном объеме, ценители творчества Кинга считают поистине уникальной. Кинг радикально переработал оригинальную запись Р. Хокинса, изобразив стоны разбитого сердца, сменяющиеся бесчувственной мстительностью на драматически напряженном фоне исполняемом струнными инструментами. Музыкант записал песню в 1969 году, и она сразу была оценена по достоинству, став хитом чартов R&B и поп-музыки. Кроме этого в 1971 году за исполнение этой композиции Кинг получил премию «Грэмми».

    «The Thrill is Gone» (слушать)

    «Three O’Clock Blues » - потрясающая композиция, пронизанная изумительными гитарными соло, на которые накладывается своеобразный «каркающий» вокал исполнителя. В 1951 году песня сразу заняла первую строчку чарта журнала «Billboard» и оставалась там в течение 5-ти недель и 15-ть недель удерживала первое место в категории R&B.

    «Three O’Clock Blues» (слушать)

    «Chains And Things » – эта печальная, пропитанная страданиями песня, вошедшая в альбом под названием «Indianola Mississipi Seeds», была записана в 1970 году. Она явилась результатом эксперимента с различного рода аранжировками. В ней явно чувствуется отличительная Кинговская манера исполнения, по пояснению самого музыканта, родившаяся в результате ошибки, создавшей неприятную ситуацию, из которой Кинг достойно выкрутился.

    «Chains And Things» (слушать)

    «When Love Comes to Town » - весьма заводная композиция, которую блюзмен записал в 1988 году вместе с популярной в то время U2 – рок – группой из Ирландии . Этот сингл, появившийся когда Кингу было больше 60-ти лет, засветился во многих хит-парадах и дал импульс к возобновлению интереса к творчеству музыканта.

    «When Love Comes to Town» (слушать)

    «Every Day I Have the Blues » - песня, записанная в 1955 году, до сих пор считается эталоном блюзовой музыки. Она вошла в первую десятку чарта R&B, а в 2004 году от зала славы премии «Грэмми» получила награду как музыкальная запись, имеющая историческое значение.

    «Every Day I Have the Blues» (слушать)

    «Люсиль»

    Люсиль – этим женским именем Кинг именовал все свои гитары, название появилось не случайно, тому предшествовали некоторые драматические события, которые произошли с Кингом в городке Твист штата Арканзас во время одной из его гастрольных поездок. По стечению обстоятельств музыкантам вместо пообещанного концертного зала пришлось выступать в холодном неуютном здании, больше похожим на сарай. Чтобы нагреть помещение организаторы решили использовать в качестве печки старую бочку, наполовину наполненную керосином. Во время концерта два молодых человека устроили драку, в результате которой импровизированная печка перевернулась, керосин вытек и начался пожар. В панике люди выбегали на улицу, вместе с ними бросился к выходу и Кинг, но вдруг вспомнил, что на сцене остался его любимый инструмент. С риском для жизни музыкант вернулся в горящее здание – гитара была спасена.


    Позднее Райли узнал, что в результате потасовки, начавшейся из-за девушки, которую звали Люсиль, погибло два человека. С тех пор в память об этом трагическом событии все гитары Кинга носили это женское имя. К большому сожалению, спасенный инструмент некоторое время спустя был украден у Кинга: воры вытащили его из багажника автомобиля. Музыкант был так расстроен потерей своей любимицы, что в газете дал объявление о награде в 20 тысяч долларов за возвращение гитары, на самом деле стоившей всего 30$. Всю свою жизнь Кинг не терял надежды отыскать свою первую Люсиль, постоянно увеличивая вознаграждение, которое в конечном итоге уже составляло 900 тысяч долларов. Гитара к хозяину так и не вернулась. Всего у Кинга было семнадцать «Люсиль», но на последней он никогда не играл, музыканту этот инструмент подарили на семидесятый день рожденья, на ней был изображен портрет блюзмена. Кинг никогда не брал её с собой на гастроли, гитара всё время висела у него дома, БиБи ей просто любовался. Впоследствии знаменитая фирма по производству музыкальных инструментов Gibson выпустила ограниченную серию полуакустических гитар под названием «Люсиль».

    Би Би Кинг (B. B. King; настоящее имя Райли Би Кинг, англ. Riley B. King; 16 сентября 1925, Итта Бена, Миссисипи) - американский блюзовый гитарист, певец, автор песен, которого поклонники именуют королём блюза.

    Повсеместно признанный, титулованный король блюза - легендарный , без сомнений, самый уникальный и наиболее знаковый электрогитарист уходящего столетия. Современное блюзовое гитарное соло просто немыслимо без, как минимум, пары узнаваемых Кинговских фраз. Он остается и в высшей степени одаренным певцом, передающим каждый нюанс исполняемой песни (он даже пробовал себя в исполнении не очень популярных песен - кто-нибудь помнит его исполнение ?).

    До сих пор остается по сути подлинно народной суперзвездой, совершенно доступным для всех кумиром, который приглашает посетителей в свою гримерную с шиком скромного изящества. С 1951 по 1985 год, Кинг постоянно занимал верхние позиции в чартах наиболее популярных исполнителей ритм-энд-блюза журнала Billboard. И он стал одним из немногих блюзменов, прекрасным аранжировщиком популярных хитов, когда его потрясающий шлягер превзошел рекордный успех незабываемого Эда Салливана (The Ed Sullivan Show and American Bandstand).

    Корни выдающегося таланта Кинга глубоко спрятаны в блюзовых местах Дельты Миссисипи. Если говорить точнее, Райли Би Кинг был рожден в Итта Бена, штат Миссисипи. Его детство не было простым. Молодой Райли "болтался" между домами матери и бабушки. Юность проходила в долгих днях работы на хлопковых полях и пении псалмов в церкви до переезда в 1943 году в Индианолу, другой город расположенный в самом сердце Дельты.

    Кантри и госпел музыка оказали решающее влияние на формирование творческих пристрастий Кинга вместе с такими великими стилистами исполнения, как (T-Bone Walker) и (Lonnie Johnson) и джазовыми гениями и (Charlie Christian, Django Reinhardt). В 1946 году Кинг посетил Мемфис чтобы повидаться со своим кузеном - кантри-блюзовым гитаристом, стариной (Bukka White). В течение десяти бесценных месяцев Уайт терпеливо объяснял своему нетерпеливому молодому родственнику тонкости техники игры на блюзовой гитаре. После короткой поездки в Индианолу и неизменной стычки с женой Мартой, Кинг опять в конце 1948 года уехал в Мемфис. На этот раз он остался там надолго.

    Вскоре Кинг появился со своей музыкой на радио радиостанции WDIA - это был концерт в честь города Мемфис. В своих первых выступлениях Кинг придумал прозвище для себя , потом "Beale Street Blues Boy", и вскоре Blues Boy или сокращенно В.В.

    1949-й стал для Кинга годом звездного прорыва. Он записал свои первые 4 трека для Jim Bulleit"s Bullet Records, затем подписал контракт со студией RPM в Лос Анжелесе. В течение 2-х последующих лет жизни в Мемфисе Кинг написал множество композиций для RPM. Многие из них спродюсированы его родственником - начинающим продюсером Сэмом Филлипсом, чья Sun Records была просто недостигаемой мечтой в то время. Филлипс самостоятельно продюссировал записи для фирм Biharis и Chess; он также записывал (Howlin" Wolf), Роско Гордона (Rosco Gordon) и Руфуса Томаса (Rufus Thomas).

    "Biharis" также записала некоторые ранние вещи Кинга, монтируя переносное оборудование для звукозаписи везде, где они могли его установить. Первый национальный чарт Кинга в категории ритм-анд-блюза - "Three O"Clock Blues" (записанный впервые на граммофонную пластинку Лоуэлом Фулсоном) вышел в Мемфисе на YMCA в 1951 году. Партнерами Кинга в Мемфисе на то время были вокалист Бобби Блэнд (Bobby Bland), барабанщик Эрл Форест (Earl Forest) и пианист Джонни Эйс (Johnny Ace). Когда Кинг занимался "раскруткой" "Three O"Clock Blues", он играл с группой Эйса, известной под именем Beale Streeters. В это время Кинг впервые нарек свою любимую гитару "Гибсон" именем . Это произошло в маленьком городке Твист, штат Арканзас. На концерте Кинга завязалась драка между двумя ревнивыми поклонниками одной леди. Драчуны опрокинули наполненное керосином ведро - помещение заполыхало. В безумной толчее, убегая от пожара, Кинг оставил гитару внутри помещения. Кинулся обратно, чтобы спасти гитару, и чуть было не погиб. Когда дым рассеялся, Кинг узнал, что имя леди, из-за которой разразились столь неистовые страсти, было Люсиль (Lucille). Большое количество "Люсиллей" прошло через его руки с тех пор, фирма "Гибсон" даже продавала некоторые модели гитар с маркировкой B.B.

    В 1950 году Кинг был основным создателем настоящих хитов в жанре ритм-энд-блюза. Записываясь главным образом в Лос Анжелесе для RPM и ее приемника - фирмы Kent, Кинг победил в 20 номинациях. Он написал такие незабываемые хиты как "You Know I Love You" (1952); "Woke Up This Morning" и "Please Love Me" (1953); "When My Heart Beats like a Hammer," "Whole Lotta" Love," и "You Upset Me Baby" (1954); "Every Day I Have the Blues", романтические блюзовые баллады "Sneakin" Around," и "Ten Long Years" (1955); "Bad Luck," "Sweet Little Angel," и песню в духе "Platters" "On My Word of Honor" (1956); и "Please Accept My Love" (1958). Гитарная атака Кинга стала более агрессивной и заостренной, все более прогрессирующей и оказывающей влияние на легион начинающих и практикующих гитаристов в стране.

    В 1960 году страстное взволнованное исполнение Кингом старой песни "Sweet Sixteen" Джо Тернера стало другим гигантским бестселлером, и его "Got a Right to Love My Baby" и "Partin" Time" также были близки к подобному успеху. Но фирма "Kent" не могла удержать такую звезду как Кинг на постоянной привязи. В 1962 году Кинг начал работать с ABC-Paramount Records, которая выпускала пластинки таких знаменитых исполнителей, как Ллойд Прайс (Lloyd Price), Рэй Чарлз (Ray Charles), и Фэтс Домино (Fats Domino).

    В ноябре 1964 года гитарист выступил со своим новаторским концертным альбомом "Live at the Regal" в легендарном чикагском театре "Chicago" и его великолепно сыгранный концерт произвел настоящий фурор. Альбом стал истинным шедевром современного блюза. В этом же году он порадовал поклонников минорным шедевром - песней "How Blue Can You Get" - ставшей одной из его ключевых мелодий. Cпустя 2 года в 1966 году песни "Don"t Answer the Door" и "Paying the Cost to Be The Boss" возглавили первую десятку чартов в категории ритм - энд-блюз.

    Окончательный статус сверхзвезды в конце концов пришел к гитаристу в 1969 году, когда он разрушил привычное понимание композиции Роя Хопкинса "The Thrill Is Gone". Он исполнил эту песню с потрясающе выразительным мощным вокалом, предложив величественную и пронзительную скрипичную трактовку в минорном ключе. В конце концов, поп аудитория слушателей убедилась, что им следует узнать Кинга лучше: не только как исполнителя хитов в категории ритм-энд-блюз. Кинг стал одним из самых любимых блюзменов, возглавляющих рейтинг популярности в 1970 году, и в хорошем смысле, он никогда не боялся экспериментировать. В 1973 году в Филадельфии он рискнул записать пару колоссальных бестселлеров "To Know You Is to Love You" и "I Like to Live the Love" с такой же мягкой ритм - секцией, которая сопровождала хиты Spinners и O"Jays. В 1978 году он объединил силы с щегольской группой "Crusaders", чтобы создать восхитительный фанк шлягер "Never Make Your Move Too Soon" и зажигательную песню "When It All Comes Down". Время от времени он делал дерзкие отступления, менял курс, делал виражи, иногда сбивался.

    Хотя его концерты в течение долгого времени неизменно доставляют радость зрителям как и ни у какого другого исполнителя, работающего в этой области (и он напоминает странствующего рыцаря удивительно быстро восстанав - ливающего свои силы; иногда он давал 300 концертов за год!), Кинг умело регулирует свою студийную работу. Кроме того, его диск 1993 года "Blues Summit" возвращается к формам стандартов, когда Кинг пел в дуэтах с равными по положению исполнителями ( , Etta James, Fulson, Koko Taylor). В 1999 году вышел еще один выдающийся альбом "Let the Good Times Roll: The Music of Louis Jordan".

    В июне 2006 Би Би Кинг присутствовал на встрече, посвящённой его первой радиопередаче в Гринвуде, штат Миссисипи. В конце октября 2006 Кинг выпустил CD и DVD, с записью концертов в своих блюзовых клубах в Мемфисе и Нэшвиле. Четыре дня записи запечатлили постоянный коллектив Би Би Кинга и его ночные выступления по всему миру. Это была первая за последние 14 лет запись выступления.

    28 июля 2007 года Кинг участвовал во втором фестивале «Crossroads Guitar Festival», организованном Эриком Клэптоном вместе с двадцатью другими гитаристами в Чикаго, штат Иллинойс. Целью фестиваля был сбор денег для центра лечения пагубных зависимостей «Crossroads». Он играл с такими музыкантами, как , и Хьюберт Самлин песни «Paying the Cost to Be the Boss» и «Rock Me Baby». В ходе выступления он поднял тост за организатора фестиваля Эрика Клэптона, в котором рассуждал о своем возрасте и жизни, однако речь не была записана полностью на DVD.

    В июне 2008 года Кинг выступил в концерте «Bonnaroo Music» и Фестивале Искусств в Манчестере, штат Теннесси. 8 июня он закрывал Двадцать Пятый Ежегодный Блюзовый Фестиваль Города Чикаго. К тому же в том же месяце Кинг играл в заключительной части Блюзового Фестиваля в городе Монтерей, штат Калифорния. В честь музыканта радиостанция Sirius XM Radio’s Bluesville сменила название на B.B. King’s Bluesville. В конце месяца он был включен в Голливудский Зал Славы Боулинга, где и находится между Лайзой Миннелли и сером Джеймсом Голуэем.

    1 августа 2008 года он участвовал в концерте «South Shore Music Circus» в Кохассете, штат Массачусетс. 1 декабря 2008 Кинг выступал в театре Мэрилэнд в Хагерстауне, штат Мэриленд. 3 декабря, Кинг, совместно с Джоном Мейером выступал на закрытии концерта при вручении 51-й премии Грэмми, где играл «Let the Good Times Roll». 30 декабря Кинг давал концерт в «The Kennedy Center Honors Awards Show» в честь актёра Моргана Фримена. 13 сентября 2008 года в городе Индианола, штат Миссисипи, открыт музей, посвященный Би Би Кингу.

    Би Би Кинг умер на 90-м году жизни от осложнений, связанных с диабетом.

    Аудио и видео (в целях ознакомления)

    The Thrill Is Gone


    Now That You"ve Lost Me


    «Люсиль»

    В середине 50-х, во время одного из концертов среди поклонников возник конфликт. Между двумя мужчинами завязалась драка, в ходе которой была опрокинута керосиновая печь. В зале распространился огонь. Би Би поспешил покинуть охваченное огнём здание вместе со всеми, но затем осознал, что оставил внутри свою гитару. Эта акустическая гитара была его любимым инструментом, несмотря на то, что стоила всего $30. С риском для жизни он поспешил за ней обратно. Позднее выяснилось, что потасовка произошла из-за женщины по имени Люсиль, и Би Би Кинг решил назвать этим именем свою гитару, чтобы никогда не совершать «таких сумасшедших поступков, как драка из-за женщины».

    После того, как оригинальная гитара Люсиль была украдена из багажника его автомобиля (точная дата неизвестна), каждую свою последующую гитару фирмы Gibson музыкант называет этим именем. Тогда в газетном объявлении Би Би объявил награду в 20 000$ за возвращение излюбленной гитары. Даже сейчас музыкант готов отдать 900 000$ за то, чтобы получить её обратно.

    GIBSON ES-345 B.B. King «Lucille»




Top