Детские кризисы, на заметку. Возрастные кризисы.

9 июля 2014, 10:01

КАЛЕНДАРЬ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Эти кризисы сопряжены с особым риском развития расстройств. В то же время они дают возможность для интенсивного развития, значительного изменения в функционировании и, следовательно, изменения отношений ребенка с социальной средой. Кризис на третьем году жизни ребенка.

Этот момент упоминается специалистами как «второе рождение», так как происходит психическое разделение ребенка от матери. Он становится автономным. Это также время воли ребенка. Этот кризис в значительной степени зависит от сопротивления и выражения ребенка по многим вопросам, поскольку существует потребность в самообеспечении. Смысл кризиса - развитие чувства автономии и независимости ребенка.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

С этого момента это может зависеть от того, сможет ли ребенок выразить себя в будущем и будет ли он или она делать независимый выбор. Очень важно, чтобы родители оказались в новой ситуации. Также важно учитывать желания вашего ребенка, но в то же время, что ребенок хочет того же, что и взрослый, - не теряя чувства самоуважения.

Основой для создания источника развития является кризис - это осознание родителями смысла этих преобразований и их роли в дальнейшем функционировании. В этот период родители часто ошибаются в желании доминировать и демонстрировать свою волю, не принимая во внимание потребности или выбор ребенка. Такое отношение взрослого может привести к росту мятежного поведения.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

Кризис одного года;
кризис 2-х лет;
кризис 3-х лет;
кризис 6-8 лет.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Ваш ребенок хочет выбрать свой наряд для детского сада, любимую игрушку, способ играть на детской площадке или ужин на данный момент. Чтобы помочь вашему ребенку пройти этот критический момент, пусть он принимает решения, где это возможно. Шестой кризис? Седьмой год жизни ребенка.

Признак переживания кризиса - видимое изменение в поведении ребенка, который начинает вести себя ненадлежащим образом к своему возрасту. Это может быть клоун, некоторое преувеличение в ответе, хныканье. Решение кризиса связано с созданием новой функциональной структуры, которая будет подходящей для школьного возраста. Говорят, что кризисы на шестом-седьмом году жизни - это переход ребенка из дошкольного возраста в школу. Таким образом, ребенок переживает трудный переход, в котором он должен расстаться с приобретенными формами поведения.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

Борьба с кризисом приводит к многочисленным достижениям в области развития. Основной эффект решения - это начало дифференциации внутреннего и внешнего мира ребенка. Он начинает понимать, что ваши собственные мысли и мнения не должны соответствовать мыслям других людей. На этом этапе также происходит потеря детской спонтанности, которая связана с появлением так называемого интеллектуального момента. Это означает, что ребенок школьного возраста начинает размышлять о своих переживаниях, анализирует их, и только затем, в результате анализа, принимает меры.

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Вместо импульсивного и спонтанного поведения он может сначала подумать, прежде чем он начнет. Это достижение позволит студенту дождаться перерывов в школе, чтобы поговорить с коллегой с другого стенда или сосредоточиться на классе. Это также поможет вам адаптироваться к другим школьным требованиям и правилам. В результате кризиса дети чаще становятся более осведомленными о своих эмоциональных состояниях и их влиянии на поведение. Однако самым важным эффектом развития этого периода является способность к самооценке.

Целью этого кризиса развития является определение себя как социального существа. Затем производятся изменения в значениях. Они позволяют им видеть своего отдельного человека как человека, а их жизни уникальны и уникальны. Это также момент, когда есть расхождение между ожиданиями о себе и потребностями других и компетенциями, которыми они обладают. Эта ситуация приводит к созданию напряженности в телесной, психической и социальной сферах. В результате человек ищет способ уменьшить напряжение, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

В результате личность реорганизуется? Получение новых компетенций, изучение новых способов поведения и преодоления. Все эти кризисы являются неотъемлемой частью человеческого развития. Осознание их существования и механизмов, ведущих их, будет в значительной степени успешно проходить этот этап.

Психическое развитие дошкольного ребенка так же важно, как и малыша. Возраст от 3 до 6 лет - это период быстрого физического, умственного и эмоционального созревания. Это период интенсивного развития и обучения о себе и мире. Ребенок обостряется, позволяя ему все более и более конкретным и более точно воспринимать все, что его окружает. Развитие ребенка на этом этапе часто описывается психологами и педагогами.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Психическое развитие дошкольного ребенка

Уже в раннем детстве ребенок может представлять предметы, которые он воспринимает с помощью символов и слов. В течение этого периода ребенок начинает понимать неизменность объекта. В возрасте до 5-6 лет ребенок борется с отделением реальных явлений от художественной литературы. 6-летний ребенок начинает больше сосредотачиваться на реальности, чем на художественной литературе. Дети в возрасте до шести лет также борются с правильным определением случайных отношений. Типичные познавательные процессы ребенка в возрасте от 3 до 6 лет включают подъем мертвых объектов и приписывание их человеческим качествам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

В раннем дошкольном периоде память дошкольника растет, но она непроизвольная. Концептуально развивается медленное мышление. Только около 6 лет начинает появляться любая память, и только тогда ребенок может полностью распознать конкретные объекты и их свойства, такие как форма.

Смотрите фильм: «Какими навыками должен идти ребенок в детский сад?»

Этапы развития ребенка во время дошкольного образования

Жан Пиаже описал этапы молодого человека. Согласно его теории, дети переживают 4 стадии развития в детстве. Дети в возрасте от 2 до 7 лет находятся в стадии развития, характеризующейся эгоцентрической точки зрения, начинают использовать язык для выражения своих потребностей и требований и символов, представляющих физические объекты. Развитие дошкольного восприятия связано с принятием мер и приобретением нового опыта. Вот почему дошкольник готов рисовать, строить, лежать, прыгать и строить.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

Он становится все более и более эффективным, среди прочих. Из-за интенсивного развития моторного дошкольного ребенка. Действия восприятия становятся более сознательными. Малыш получает лучшую ориентацию и развивает способность анализировать и синтезировать.

По его словам, для каждого этапа характерна ситуация, вызывающая эмоциональный кризис, который необходимо преодолеть, чтобы перейти к следующему этапу развития. В возрасте от 2 до 4 лет ребенок должен примирить свою автономию с чувством стыда. Дети, успешно прошедшие этот этап развития, переходят к следующему этапу с верой в свои способности. Следующий этап, характерный для ребенка в возрасте 3-5 лет, предполагает обучение самостоятельным инициативам и борьбу с виной. Дети на этом этапе учатся сотрудничать с другими людьми посредством активной игры.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

На следующем этапе ребенок учится самодисциплине и вписывается в социальные структуры и нормы. Каждый ребенок - это человек, который развивается в своем собственном темпе. Однако эти изменения происходят в типичном порядке и характерны для данного возрастного диапазона. Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни ребенка, который развивает много новых навыков, стимулируя дальнейшее развитие ребенка.

По словам Эриксона, каждый здоровый и развивающийся человек переживает восемь этапов развития - от младенчества до старости. Разрешение конфликтов определяет его переход к следующему этапу развития. Если конфликт не будет разрешен положительно на данном этапе развития, он вернется в будущем в виде различных трудностей в функционировании.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

В теории Эриксона мы выделяем три основных элемента. Идентичность эго: Эго относится к самосознанию, которое мы приобретаем благодаря социальному контакту. По словам Эриксона, эта часть нашей личности постоянно меняется с новым опытом, полученным благодаря повседневному взаимодействию с окружающей средой.

Компетентность: Эриксон считал, что помимо идентичности эго есть еще один элемент, который стимулирует человека действовать. Этот элемент - это чувство справедливости, способность преодолевать кризисы на каждом этапе функционирования. Неспособность разрешить конфликт приводит к ощущению некомпетентности и отсутствия корректировки.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Конфликт. По словам Эриксона, на каждом из вышеуказанных этапов люди сталкиваются с конфликтом, решение которого заключается в том, чтобы перейти на более высокий уровень развития. Это своего рода поворотный момент на конкретном этапе жизни человека. Эриксон считал, что решение конфликта зависит от развития определенной психологической компетентности в нас. В случае неразрешенного конфликта этот вид компетенции не разработан. Во время кризиса потенциал развития личности очень высок, и неспособность разрешить конфликт может стать серьезным препятствием для дальнейшего развития.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

В первый год жизни ребенок проходит 7 так называемых скачков развития. Это периоды, когда происходит внезапное изменение в незрелой нервной системе малыша. Некоторые из них ясны, другие проходят незамеченными. Каждый такой прыжок длится около недели и ему предшествует «трудный» период, когда ребенок очень упрям, засыпает и спит, постоянно находится в движении, а иногда родители даже могут почувствовать спад, и ребенок забыл, что делать. Узнал до сих пор. С другой стороны, когда этот прыжок происходит, ребенок в один прекрасный день «внезапно» овладел тем, что так усердно изучалось раньше.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Первоначально такие периоды дисбаланса недолговечны, но со временем они становятся длиннее. Признание того, что это естественный этап развития, поможет нам лучше понять поведение ребенка: кризисы, предшествующие прыжку, очень напряжены для ребенка и для родителей, которые не понимают, почему довольно эгоистичный малыш начинает часами болтаться с матерью, требуя от нее постоянного внимания. У родителей иногда создается впечатление, что ребенок потерял приобретенные навыки.

Поскольку зародыши развития связаны с развитием мозга, младенцы, родившиеся ранее, передают их немного позже, и младенцы, которые рано или поздно пришли в мир, потому что их мозг уже развился в жизни плода. Вы должны принять это исправление, прочитав следующие описания. Также имейте в виду, что они показательны и информативны - дети растут в своем темпе, поэтому к каждому нужно подходить индивидуально.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет - так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ

Дети развиваются рывками, а некоторые рывки особенно сильны и особенно сильно проявляются. Развитие не может протекать только плавно , но и включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов, – это кризисы взросления. Кризис – это некий этап, шаг в развитии, переход на новую ступень . Приобретение новых навыков делает ребенка более зависимым, эмоционально неустойчивым, так как незрелая нервная система испытывает перегрузки.

Когда ребенок быстро растет, например, на первом году жизни возможны проявления многих кризисов-переходов, скачков: "кризисы" отождествления себя, как отдельного от матери существа; узнавание себя; каждое новое освоенное движение – это тоже своего рода кризис, причем у некоторых детей и эти "кризисы" вызывают "неприятное" для родителей поведение: например, только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит. Кризис может начаться раньше или позже, совпасть с рождением второго ребенка, проходить ярко или сглаженно, но он неизбежен (о пресловутых истериках с валянием на полу все наслышаны). Любой кризис в развитии отличается от простого непослушания, это непростой для ребенка этап, а значит, и реакция родителей должна быть другой, более гибкой. Если же пытаться сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и частые конфликты будут только нарастать.

Если нет проявлений кризиса, это не всегда хорошо , может значить, что на предыдущих этапах не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты в полной мере какие-то психологические качества. Не было бы кризисов – не было бы самого процесса развития. Кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, вот только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные. В том и состоит сущность процесса развития, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И кризис - толчок новых качеств на каждом из этапов.

Общие признаки кризиса развития:

Ребенок становится нервным, капризным, начинает требовать чего-то невозможного, и никакие аргументы, призывы к здравому смыслу не могут изменить линию его поведения, его поведение резко меняется по сравнению с предыдущим периодом.

Внутренняя подоплека: Во время кризиса происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей, переосмысление своего «я» и авторитетов (матери, отца и т. д.). Кризис обновляет личность.

Психологи выделяют несколько кризисных периодов.

Кризис первого года жизни (отделение себя от мамы). Ребенок начинает ходить, переходит к речевой фазе, начинает выделять себя в окружающем мире, противопоставлять себя другим,у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции. Против запретов и отказов может быть регресс поведения, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду (когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить и т. д.) или агрессия. Трудно переключить внимание на другой предмет, отобрать что-то. Требует!!! Повышенная липучесть! Боится остаться без мамы, начинает понимать отдельность.

«Кризис» перехода от симбиотических отношений с мамой к самостоятельности (примерно 2 года). Американские психологи называют этот период «ужасное двухлетие», сравнивая его, совершенно справедливо, с подростковым кризисом. Одна из причин «детского протестантства» в этот период - потребность ощутить, как чужая воля упирается в него, малыша, как в непреодолимое препятствие. И он сам не рад, говоря свое Неть!», но должен это делать, иначе нельзя…Формирование личностной автономии – главная задача. Это значит, что малыш должен открыть себя как отдельное и самостоятельное существо: «Я и мама - не одно и то же. Я могу действовать сам. Моя воля может быть другой. Источник моих действий внутри меня». Вспышки ярости, в том числе от неспособности выразить свои претензии (от 1,3 – 1,6).

До наступления кризиса он был ласковым и послушным, позволял водить себя за ручку и вдруг превратился в строптивое существо, которое всем недовольно, все время сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Это так не похоже на прежнее шелковое милое создание, что весь этот критический возраст назвали "возрастом строптивости".

Кризис социальной адаптации (примерно 3, 5) «Я сам!» продолжается, ребенок пытается доказать окружающим, что он на что-то способен, появляются случаи лживости, злопамятности, безудержного хвастовства, хитрости и изворотливости, страхи (темноты и т. п.) Он стремится реализовать себя в предметной деятельности, чувствителен к оценкам его умелости окружающими, у него складывается чувство собственного достоинства, у ребенка возникает чувство самоуважения - важный личностный фундамент развития всех детских способностей в последующих возрастах. Очень важно помочь ему обрести это чувство. Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с его "я", что непризнание его достижений он воспримет как личное поражение, как трагедию, как сигнал о его малой ценности для родителей. И повести себя он может по-разному: замкнуться в себе, стать нерешительным и слезливым, а может просто "придумать" свой успех. У ребенка воображение начинает выполнять защитную функцию: он обманывает, придумывает свой успех.

Все эти проявления тревожны и симптоматичны. Если ребенок стал часто обманывать вас, если он заранее пугается ваших строгих замечаний и пытается отвести от себя вину с помощью вымысла, прежде всего задумайтесь о своем поведении, пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли их суровость его провинностям, нет ли в них избыточной обиды для его самолюбия. Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины, их вызывающие, в противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

Любой кризис в развитии отличается от простого непослушания, это непростой для ребенка этап, а значит, и реакция родителей должна быть другой, более гибкой. Если же пытаться сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и частые конфликты будут только нарастать.

Признаки кризиса:

Негативизм

Ребенок не хочет делать что-то только потому, что его об этом попросили (как в уже приведенном примере). Он может реагировать так на просьбы любого взрослого или кого-то одного (только мамы или бабушки, дедушки, брата). Ребенок противится конкретному человеку и его просьбе (а не содержанию просьбы).

Крайняя форма: ребенок на любую реплику взрослого отвечает наперекор. “Этот суп горячий!” – “Нет, не горячий!” (Лучше обжечься, чем признать, что ты прав). “Пойдем гулять!” – “Не пойду!” (Хотя очень хочется).

Как отличить негативизм от непослушания? Негативизм адресован конкретному человеку, если этот человек предложит что-то другое (например, более интересное), и ребенок согласится, значит, это не негативизм. Например, ребенок отказывается выполнять какую-то просьбу потому, что занят чем-то другим, более интересным (отказывается идти спать потому, что играет). Это ничего общего не имеет с негативизмом.

Упрямство

Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а просто, чтобы настоять на СВОЕМ требовании. Например, вы предлагаете ребенку суп, он отказывается, через некоторое время снова предлагаете, и хотя малыш уже проголодался, он не прочь поесть, но “гордость” не позволяет ему уступить.

Строптивость и своеволие

Ребенок проявляет недовольство, независимо от того, доволен ли он на самом деле, и хочет делать все сам. Хочет-то он хочет, но пока еще не может, не умеет, начинает злиться и устраивать скандал.

Протест-бунт

Ребенок находится в состоянии войны, в постоянном конфликте с окружающими, ссорится со всеми. Конечно, это ненастоящая ненависть. Ребенок бунтует против каких-то правил в семье.

Обесценивание

Ребенок начинает отказываться от игрушек и предметов, которыми он пользовался раньше. Происходит обесценивание старых привязанностей (про взрослого мы сказали бы: “происходит переоценка ценностей”). Ему нужно что-то новое.

Ребенок может даже начать употреблять бранные слова, ему нужно выплеснуть агрессию.

Деспотизм или ревность

Ребенок изыскивает множество возможностей, чтобы проявить власть над окружающими. Он хочет во что бы то ни стало добиваться исполнения своих желаний, “стать хозяином положения”.

Причины острого протекания кризиса: авторитарное поведение, резкие приказы, окрики, требования беспрекословного послушания, завышенные требования, излишняя строгость, непоследовательность в поступках взрослых (например, вчера что-то было можно, а сегодня нельзя), несдержанные обещания. Вспышка возможна и без причин, лежащих на поверхности. Стиль общения, принятый раньше, больше не годится, или малышу просто требуется немного вашей ласки.

Профилактика:

Позаботьтесь заранее о том, чтобы у крохи был СВОЙ уголок, свои книги, игрушки, кроватка и т. п.

Прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте о его интересах и т. п.

Учите его самостоятельно есть, одеваться, играть и т. п.

Предлагайте выбор: “Какие колготочки ты хочешь сегодня надеть: красные или белые?”

Цените маленькие и большие достижения ребенка, например, повесьте на стену его рисунок (даже если вам он кажется безумной неаккуратной мазней).

Рассказывайте окружающим о его успехах.

Давайте ему маленькие поручения: подмести пол, протереть со стола, подать что-нибудь и т. п.

Выдавайте ребенку “лавры в кредит”, хвалите его много и преувеличенно.

Он не хочет слушать вас, но, может быть, послушает зайку, надетого на ваш палец.

Не обижайтесь на ребенка всерьез, он вам не ровня и никогда не станет ровней, даже много лет спустя, так что копить обиды нет смысла.

Всегда выполняйте свои обещания.

Будьте последовательны в своих требованиях.

Не перегружайте запретами, лучше уступить в мелочах, не позволяя какие-то принципиальные вещи.

Учите ребенка компромиссному решению проблем . Например, дети нетерпеливы от природы, просите его немного подождать, обозначив границы ожидания: “Сейчас я домою посуду, и мы поиграем”, когда придется сказать: “сейчас я укачаю маленького, и почитаю тебе книжку”, он будет к этому готов.

Что делать?

Если ты меня не слушаешь, я тоже не буду тебя слушать. Спорно, правда, скорее, это угроза.

Чувство юмора. Не будешь одеваться, ну и не надо, так пошли, может, и нам раздеться.

Не хочешь – не надо.

Меньше запретов, но уж те, что есть твердо.

По-другому воспринимать поведение ребенка. Например, пролил кофе – вместо: «Какой безобразник! Теперь мне убирать!». Подумайте так: «О! Какой естествоиспытатель растет, ему интересно, как кофе распространится по столу и куда потечет водичка. Давай-ка я поиграю с ним в кораблики, а потом у нас на полчаса будет чем заняться, потому что кофе пролитое надо будет вместе убрать, заодно у меня будет возможность рассказать ему, почему тряпка впитывает кофе и становится мокрой из сухой».

Про запреты

Дети, которым все запрещают, у которых подавляют все первичные формы негативизма, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными занять себя или придумать игру. Их воображение либо крайне обеднено, либо, напротив, проявляет себя буйно, неупорядоченно и непродуктивно. Частые запреты и переключение внимания ребенка с его собственных наивных задумок на другие цели ломают тонкий механизм формирующейся в этом возрасте детской инициативности. Если же запретов вообще не существует, если любое абсурдное требование выполняется, то страдает способность малыша различать пригодность и целесообразность его инициатив - он оказывается полностью дезориентированным. Ему не на что опереться в своих действиях, он не понимает меры правильности своих поступков, поскольку лишен необходимого "ограничителя" своих желаний - запрета. А негативные оценки взрослого нужны еще и потому, что дети этого возраста очень часто оценивают произведенный ими результат действий или свои поступки методом "от противного": "Я хороший, потому что я не делаю плохого".

Кризис 6-7 лет. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и поясничество. Ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый". Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу, но боюсь, хочу и то и другое, надо - но не хочу...). Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место "Я" в этом мире. Кризис подросткового возраста . Примерно с 13 лет, а по последним данным, с 9 - 11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Это переход от детства к взрослости, самый трудный и сложный из всех кризисов. Главное его содержание - самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители продолжают видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Общая картина этого всплеска такова, что этот возраст по праву называют "трудным". Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, вот только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные. В том и состоит сущность процесса развития, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И кризис - толчок новых качеств на каждом из этапов.

Наталья Кулакова, к.ф.н., психолог, педагог, специалист по раннему развитию




Top