Бэла описание внешности. Cочинение «Характеристика образа Бэла

1. Образ Бэлы.

2. Образ Мери.

3. Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина.

М. Ю. Лермонтов - один из немногих великих поэтов и прозаиков, в своих произведениях очень точно и искусно связывающих вещи, которые порой кажутся несопоставимыми. Подтверждением тому является роман «Герой нашего времени», в котором описаны два на первый взгляд абсолютно противоположных характера - светской барышни Мери и «дикарки» Бэлы. Но Лермонтов проводит параллель между двумя этими образами и ненавязчиво доводит до читателя мысль о том, что эти две девушки, несмотря на различные условия воспитания и разницу в мировоззрении, весьма схожи между собой. Внимательный читатель без труда найдет определенное сходство в мыслях, чувствах и даже судьбах Мери и Бэлы.

Бэла -дитя гор, «дикарка», «восточная красавица»: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». Бэле не известно, что такое флирт, кокетство, она далека от разного рода интриг, не искушена в искусстве обольщения. Она воспитана в духе «гор» - такая же гордая и неприступная. И эта гордость не позволяет ей сразу открыть свои чувства к Печорину. .Поэтому она первое время ведет себя с ним настороженно: «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пуглива, как дикая серна». Однако Печорину удается добиться ее расположения, и тут открывается вся сила ее любви. И этой любви она отдает себя всю, без остатка. В. Г. Белинский писал об образе Бэлы: «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе». И оценка Белинского вполне справедлива.

Но как только Печорин понимает, что Бэла его любит, девушка становится ему не интересна. Цель достигнута, и Печорину становится скучно. Финал этой любви для Бэлы трагичен - она погибает.

В отличие от Бэлы в воспитании Мери сказывается вся ее принадлежность к высшему свету. Это красивая девушка: у нее «бархатные глаза», «томный взгляд», «благородная походка». У Мери манеры светской барышни того периода: она кокетлива, не прочь пофлиртовать. Белинский писал об образе Мери: «Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой шинели». Она также не искушена в делах любовных, как и Бэла. Сама того не замечая, Мери позволяет втянуть себя в любовную интригу Печорина, которая для нее оборачивается безнадежным чувством, а Печорин приобретает еще одну марионетку. Она, как и Бэла, оказалась вначале заинтересована Печориным, затем влюбилась в него, а потом он ее бросил. И Мери, можно сказать, тоже «погибла».

Анализируя эти два образа, можно найти определенное сходство между двумя героинями. Несмотря на противоположность условий воспитания и образа жизни, обе молодые девушки оказываются бессильны перед чарами Печорина, полюбив его, они оказываются в полной зависимости от него. И обе они способны на глубокое, всепоглощающее чувство.

Роман «Герой нашего времени» представляет типичных представителей общества того времени. Мери - образ девушки высшего света, а Бэла - обычная девушка-горянка. Печорина же принято относить к «лишним людям», которые не несут ничего хорошего ни себе, ни тем, с кем они соприкасаются. На фоне этого героя обе девушки выглядят воплощением всего самого лучшего, что может быть в женщине.

Женские образы Мери и Бэлы есть отражение импульсов души Печорина. Григорий Александрович сам признается: «Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной надоедают, как и кокетство другой».

На фоне женских образов в романе автор показывает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет тайные мотивы поступков и побуждений Печорина. Не случайно в этом относительно небольшом по объему романе столько женских образов и любовных историй.

Печорин пытается постичь собственную природу. Он размышляет о том, насколько он верит в существование любви. Кажется, что он признает силу любви, но сам этой силе не подвластен. Разбивая надежды Мери, он как бы выносит ей приговор: «Я все это знаю наизусть - вот что скучно!» Печорин неискренен по отношению к ней, когда разыгрывает роль «романтического героя» - мечту любой девушки. Свою исповедь перед Мери он заканчивает, внимательно наблюдая за тем, что испытывает она в эту минуту: «В эту минуту я встретил ее глаза, в них бегали слезы, рука ее, опираясь на мою, дрожала, щеки пылали, ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило когти в ее неопытное сердце...».

Образ Мери и образ Бэлы имеют очень важную функцию в романе - они служат для детализации психологического портрета главного героя - современника Лермонтова. Печорин, по существу, первый в русской литературе реалистически достоверный психологический портрет.

Бэла

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Роман (1839—1840)

Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Максимыч.

Б. — горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!»

Традиционную ситуацию романтической поэмы — «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество— Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин — равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин — горячо любящая Б. Столкновение двух несходных миров кончается трагически. Человек, наделенный более развитым сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным поражением. В конце концов он пасует перед цельностью «простой» натуры и вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души оказывается мнимым.

Ситуация осложняется появлением третьего лица — горца Казбича, — также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести

Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его. Б. предстает заложницей несовместимых культурно-исторических общностей и гибнет под напором разных, но более могущественных, чем сами люди, сил, которые играют ею, воплощаясь в Казбиче и Печорине.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

/ / / Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Бэла является одной из главных героинь романа Михаила Лермонтова « ». В образе Бэлы автор показал нам доселе неизвестный образ девушки гор. Сразу стоит отметить, что, скорее всего, имя для своей главной героини Лермонтов выдумал сам, ведь до момента выхода в свет первой главы романа под названием «Бэла» это имя не использовалось кавказскими народами.

Лермонтов очень точно, с любовью описывает образ девушки гор: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Нужно сказать, что именно глаза Бэлы стали основным элементом ее образа. Ведь читая роман, мы замечаем, как именно в них отражается внутренний мир девушки, ее радость и переживания.

Бэла была представительницей свободолюбивого и независимого народа. Выросла она в окружении высоких гор и холодных ручьев. Ей были дики и не понятны светские забавы и развлечения. Она сторонилась незнакомых людей, говорящих на непонятном языке. Девушка увлекалась рукоделием, пением и танцами. В танце она могла дать фору лучшим столичным красавицам.

Впервые с Бэлой мы встречаемся во время свадьбы ее старшей сестры. Ее дивная красота сразу привлекла внимание Печорина. В ту же минуту в нем возникло желание овладеть девушкой, добиться ее расположения любой ценой. И такой случай представился. выменивает девушку на скакуна. Он увозит Бэлу в крепость, запирает на ключ и начинает одаривать дорогими подарками, пытаясь растопить сердце «дикарки». Будучи, свободолюбивым человеком, Бэла замыкается в себе, она не принимает подарки Печорина, отвергает его ухаживания. Она хочет, чтобы ее уважали и предоставляли право выбора. Однажды Бэла сказала: «Я не раба его!». Печорин даже подумывал оставить попытки завоевать девушку и вернуть ее родителям. Но в один момент, сердце «дикарки» растаяло, и она признается в любви Печорину.

Бэла была тем человеком, который любит полной грудью, по-настоящему, без притворства и корысти. Лермонтов не описывает продолжительных любовных монологов, чувства девушки передают ее черные глаза.

Со временем, чувства Печорина к Бэле проходят. Он перестает интересоваться юной красавицей. Понимая свою ненужность, Бэла замыкается в себе. Теперь ее когда-то светящиеся глаза померкли и наполнились печалью. Но она продолжала любить Печорина. Даже в предсмертный час Бэла ни винит Печорина за его поступки. Она сожалеет лишь об одном, что после смерти они не встретятся на небесах, потому что они разного вероисповедания.

Лермонтов не говорит нам про чувства Печорина к Бэле. Печорин и сам не знает, любил ли он эту прекрасную «дикарку» по-настоящему или это была лишь мужская забава, которая унесла жизнь ни в чем не повинного человека.

Загадочные горные вершины Кавказа, природа и быт народов, населяющих его, всегда живо интересовали поэтов и писателей России прошлых веков. Кавказская тема была активно затронута во многих произведениях. Немаловажное место тема кавказских горцев занимает и в творчестве М. Ю. Лермонтова . «Герой нашего времени» - золотое звено кавказского цикла поэта.

Один из главных персонажей этого произведения - юная черкешенка по имени Бэла , воплотившая в себе доселе незнакомый русскому читателю и неизведанный образ горянки. Загадкой является происхождение имени Бэла, предположительно оно придумано самим Лермонтовым и впоследствии прочно вошло в обиход кавказских имён.

Через всё произведение лейтмотивом проходит противопоставление образов петербургской аристократки княжны Мэри, светской дамы Веры и молодой дикарки, дочери черкесского князя Бэлы. Всех роднило только одно: любовь к главному герою повести, скучающему от жизни молодому прапорщику Григорию Печорину .

Образ Бэлы в романе воспел чистоту, невинность и прелесть юной восточной красавицы, воплотившей традиции и характер своего народа. Автор описывает девушку как высокую, тоненькую, темноокую, с глазами как у горной серны, заглядывающими прямо в душу. В этих глазах отражались все перемены настроения её души: очи то сверкали, как два чёрных угля, от радости, то тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась в танце гораздо лучше первых красавиц московских балов.

Юная горянка выросла в естественных условиях нетронутой природы. Она - нимфа гор, дочь гордого, горячего, самобытного народа, немаловажной чертой которого являлось чувство собственного достоинства. Как и положено, она необразованна, пуглива и дичится чуждых её обществу людей, разговаривающих на плохо понятном языке.

Печорин впервые видит Бэлу на свадьбе её старшей сестры, будучи приглашённым туда в качестве гостя. Черкешенка поражает его своей красотой, скромностью и кротостью. У скучающего молодого человека при виде горной нимфы появляется новая цель в его обыденной военной жизни, он непременно решает завладеть Бэлой любыми способами, и юная горянка становится практически разменной монетой в споре двух русских офицеров.

Нельзя сказать однозначно, любил ли Печорин Бэлу хоть немного на самом деле, или, устав от образованности светских барышень и заскучав от кокетства столичных аристократок, просто поставил цель добиться любви этой девушки в поиске чего - то нового, необычного, экзотического и неизведанного. Вполне возможно, что это была попытка прикоснуться к миру естества, чистоты и искренности чувств, всего того, что ему недоставало в собственной натуре.

История судьбы этой девушки полна трагизма. Собственный брат относится к ней, как к вещи, обменивая на возможность завладеть предметом своего вожделения - чистокровным скакуном, поплатившись за это жизнью их отца. Печорин, всячески добиваясь любви Бэлы, и получив желаемое, через время снова впадает в скуку и охладевает к ней, признаваясь самому себе, что любовь дикарки в итоге ненамного интереснее чувств знатной особы, и что простодушие и невежество одной так же быстро надоедают, как кокетство и образованность другой.

Вся трагедия в том, что выросшая в патриархальной кавказской семье и воспитанная в мусульманской вере, Бэла с малолетства впитала в себя не только безграничную преданность любимому человеку, но и верность своим традициям. Она так беззаветно и страстно смогла полюбить Печорина, что его ответные чувства к ней меркнут, кажутся пустыми и никчемными. Поэтому когда удар кинжалом отводит ей всего пару дней жизни, на предложение принять христианство перед смертью, дабы в будущем воссоединиться с Печориным в раю, девушка отвечает отказом, не желая изменить той вере, в которой воспитывалась, хотя продолжает горячо любить молодого человека.

Подытоживая свою повесть о юной черкешенке, рассказчик считает смерть Бэлы лучшим выходом для неё, ибо сознаёт, что рано или поздно Печорин оставил бы эту невинную душу, разбив сердце и полностью разочаровав мужчинах и жизненных ценностях.

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Бэла – жертва Печорина

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе». Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина. Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры. Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз». Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

Характер Бэлы

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза. Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Свободолюбие

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной. Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе. Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать. Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..»

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

Искренность

В романе «Герой нашего времени» Бэла предстаёт перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своём проявлении. Для неё отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому «ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие…»

Преданность вере

В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа её в раю никогда не встретится с душой любимого. Но в ответ на предложение окрестить её говорит, что умрёт в той вере, в какой родилась. Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, всё делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Бэла – укор Печорину

Обычно говорят – «живой упрёк». А вот Бэла из романа «Герой нашего времени» – это «мёртвый упрёк». Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, её судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем. Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой. Но оправданий нет – и ему остаётся признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлён, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: «Да, вот такой я негодяй». На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, «был долго нездоров, исхудал», ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил её, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Тест по произведению




Top