Рисунки обнаженной женской натуры. Как нарисовать человека? Рисуем с обнаженной модели

Программа по направлению «Технология» составлена с учетом федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования и приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1- 4, 5 -11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2008 г.; Технология: программы начального и основного общего образования /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.. «Вентана - Граф», 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Сыктывкара

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Технология»

5 – 9 классы

Ступень образования – вторая

Срок реализации – 5 лет

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Технология».

учителем: Ковалёвым Владимиром Леонидовичем

2012 г.

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Программа по направлению «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1- 4, 5 -11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2008 г.; Технология: программы начального и основного общего образования /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.. «Вентана - Граф», 2011.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Тематический план.
  3. Содержание учебного курса.
  4. Календарно – тематическое планирование.
  5. Требования к уровню подготовки учащихся.
  6. Критерии оценок.
  7. Перечень основных средств обучения.
  8. Список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому Базисному учебному плану в 9-ом классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования выделено из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно один час в неделю в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе. При этом национально-региональные особенности содержания представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учёта интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально – экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Технология».

  1. культура и эстетика труда;
  2. получение, обработка, хранение и использование информации;
  3. основы черчения, графики, дизайна;
  4. элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  5. знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  6. влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  7. творческая, проектная деятельность;
  8. история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для программы по направлению «Технология» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:

Распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

Возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

Выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

Возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

Возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

В учебном плане в 9 классе предусматривается изучение предмета «Черчение», поэтому количество часов, выделенное в предмете «Технология» на изучение раздела «Черчение и графика» уменьшено, количество часов перераспределено на тему «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов».

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо подготовить учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит. Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения следует организовывать технологическую практику школьников. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др.

Содержание обучения черчению и графике, которое задано обязательным минимумом, в программе представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программы. Кроме того, черчение и графика дополнительно изучаются как обобщающий курс в 9 классе.

Занятия по направлению «Технология» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в V, VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В VIII классе – 35 часов

Программа разработана для обучения школьников с V по IX класс с учетом использования времени национально-регионального компонента (35 часов в восьмом классе) и компонента образовательного учреждения (70 часов в девятом классе) и рассчитана на 350 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

  1. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  2. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  3. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  4. Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  5. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  6. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
  7. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Предварительный просмотр:

Тематический план

5 – 9 классы

Разделы и темы

Количество часов

класс

1.1. Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм

Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений

1.2. Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации

Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки

Технологии изготовления изделий из сортового проката

Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей

Технологии обработки конструкционных материалов

1.3. Графическое представление и моделирование

Механизмы технологических машин

Сборка моделей технологических машин

из деталей конструктора по эскизам и чертежам

Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам

Сложные механизмы

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения .

1.5. Технология создания изделий из пластмасс

Изготовление изделий из пластмасс. Способы переработки отходов их пластмасс.

II. Электротехнические работы.

Электромонтажные работы

Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока

Устройства с электромагнитом

Устройства с элементами автоматики

Электропривод

Простые электронные устройства

III. Технологии ведения дома.

Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью

Эстетика и экология жилища

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Ремонтно-отделочные работы в доме

Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.

Введение в предпринимательскую деятельность

IV. Черчение и графика

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

Геометрические построения

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

Сечения и разрезы

Сборочные чертежи

V. Современное производство и профессиональное образование

Сферы производства и разделение труда

Профессиональное образование и профессиональная карьера

VI. Творческая, проектная деятельность

Итого

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

5 класс

№ урока

Кол - во часов

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1 - 2

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины

3 - 4

Пиломатериалы. Древесные материалы

5 - 6

Графическая документация

7 - 8

Этапы создания изделий из древесины. Разметка заготовок из древесины

9 - 10

Пиление столярной ножовкой

11 - 12

Строгание древесины

13 - 14

Сверление отверстий. Соединение деталей гвоздями и шурупами

15 - 16

Склеивание и зачистка изделий из дерева

17 - 18

Выжигание изделий по дереву

19 - 20

Выпиливание изделий из дерева. Лакирование изделий из дерева

21 - 22

Организация рабочего места для ручной обработки металлов

23 - 24

Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из металла

25 - 26

Правка заготовок из тонколистового металла. Разметка. Резка

27 - 28

Правка и резка проволоки. Гибка тонколистового металла и проволоки

29 - 30

Опиливание тонколистового металла и проволоки

31 - 32

Нарезание резьбы

33 - 34

Пробивание отверстий. Сверление отверстий

35 - 36

Соединение деталей из тонколистового металла

37 - 38

Отделка изделий из металла

39 - 40

Понятие о механизме

41 - 42

Понятие о машине

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

43 - 44

Организация рабочего места. Правила электробезопасности

45 - 46

Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ

47 - 48

Приёмы монтажа установочных изделий

49 - 50

Условные обозначения и чтение простой электрической схемы

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

51 - 52

Уход за половыми покрытиями и лакированной мебелью. Средство ухода за мебелью

53 - 54

Уход за окнами, способы их утепления

55 - 56

Выбор темы проектов.

57 - 58

59 - 60

61 - 62

Выполнение эскиза изделия

63 - 66

Изготовление деталей

67 - 68

Сборка и отделка изделия

69 - 70

Всего за учебный год

Предварительный просмотр:

Календарно - тематический план

6 класс

№ урока

Кол - во часов

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

Вводное занятие.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.

Строение древесины.

Пороки древесины.

Производство и применение пиломатериалов.

Производство и применение листовых материалов.

7 - 8

Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

9 - 10

Основы конструирования и моделирования изделий из дерева.

11 - 12

Изготовление призматических деталей ручным инструментом.

13 - 14

Организация рабочего места токаря

15 - 16

Ручные инструменты и приспособления для точения на токарном станке

17 - 18

Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке

19 - 20

Художественная обработка изделий из древесины. Окрашивание изделий из древесины.

Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации

21 - 22

Металлы и сплавы. Основные способы обработки металлов

23 - 24

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

25 - 26

Графическое изображение сортового проката. Размета.

27 - 28

Резание заготовок слесарной ножовкой.

29 - 30

Рубка металла.

31 - 32

Инструмент для опиливания металла. Опиливание металла.

33 - 34

Сверление. Инструмент для сверления.

35 - 36

Заклепочные соединения.

37 - 38

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов в республике Коми.

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

39 - 40

Технологические машины. Виды зубчатых передач. Условные графические обозначения.

41 - 42

Сборка модели механизма с зубчатой передачей

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

43 - 44

Электромонтажные работы с использованием пайки. Виды проводов, припоев, флюсов.

45 - 46

Инструмент для электромонтажных работ. Установочные изделия.

47 - 48

Оконцевание, соединение и ответвление проводов механическим способом.

49 - 50

Оконцевание, соединение и ответвление проводов с использованием пайки.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

51 - 52

Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

53 - 54

Выполнение эскиза жилого помещения и элементов интерьера.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

55 - 56

Выбор темы проектов.

57 - 58

Обоснование конструкции и этапов её изготовления

59 - 60

Технические и технологические задачи, пути их решения

61 - 62

Выполнение эскиза изделия

63 - 66

Изготовление деталей

67 - 68

Сборка и отделка изделия

69 - 70

Презентация изделия и защита проекта

Всего за учебный год

Предварительный просмотр:

Календарно - тематический план

7 класс

№ урока

Кол - во часов

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

Введение. Техника безопасности.

Физические и механические свойства древесины

Пороки древесины.

Сушка древесины. Оценка влажности

Конструкторская документация на изделие с конической и фасонной поверхностью.

Разработка конструкции и выполнения чертежа изделия

7 - 8

Пиление древесины вдоль волокон. Заточка деревообрабатывающих инструментов

9 - 10

Основные виды столярных соединений. Разметка, запиливание шипов и продукции

11 - 14

Долбление проушин и гнёзд.

15 - 16

Сборка шипового соединения

17 - 18

Соединение деталей с помощью нагелей, шкантов

19 - 20

Свойства древесины и их влияние на обработку. Контрольная работа

Технология создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации

21 - 22

Общие сведения о металлах и сплавах. Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

23 - 24

Виды стали и её применение

25 - 26

Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках

27 - 28

Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6

29 - 30

Технология токарных работ по металлу

31 - 32

Устройство горизонтально-фрезерного станка

33 - 34

Понятие о резьбе. Элементы, виды и резьбы

35 - 36

Нарезание наружной и внутренней резьбы

37 - 38

Художественная обработка металла. Контрольная работа

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

39 - 40

Механические автоматические устройства, их условное обозначение на схемах.

41 - 42

Чтение схем механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

43 - 44

Принцип работы и способы подключения предохранителей. Схема квартирной электропроводки.

45 - 46

Работа счетчика электрической энергии. Пути экономии электрической энергии.

47 - 48

Преобразование неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков.

49 - 50

Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.

51 - 52

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

53 - 54

Характеристика систем коммуникаций в жилом помещении. Правила их эксплуатации.

55 - 56

Способы определения места положения скрытой электропроводки. Правила пользования бытовой техникой.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

57 - 58

59 - 60

Технические и технологические задачи, пути их решения

61 - 62

Выполнение эскиза изделия

63 - 66

Изготовление деталей

67 - 68

Сборка и отделка изделия

69 - 70

Презентация изделия и защита проекта

1 - 2

Применение и конструкция кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Условные обозначения механизмов.

3 - 4

Сборка моделей сложных механизмов

Декоративно-прикладное творчество

5 - 6

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества народов России.

7 - 8

Виды декоративно-прикладного творчества народов Республики Коми.

9 - 10

Основной принцип художественно-прикладного конструирования.

11 - 12

Определение эстетических и эргономических требований к изделию.

13 - 14

Разработка эскизов изделий и их декоративное оформление.

15 - 18

Технология изготовления изделий с учетом свойств материалов.

19 - 20

Декоративная отделка изделия.

21 - 22

Презентация изделий.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

23 - 24

Принцип работы двигателей постоянного и переменного тока.

25 - 26

Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем.

27 - 28

Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

29 - 30

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Планирование расходов семьи.

31 - 32

Формирование потребительской корзины. Права потребителя и их защита.

33 - 34

Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы.

35 - 36

Инструменты и приспособления малярных работ.

37 - 38

Назначение и виды обоев и клеев. Технология наклейки обоев встык и внахлест

39 - 40

Схемы горячего и холодного водоснабжения. Система канализации в доме.

41 - 42

Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ.

43 - 44

Устройство водоразборных кранов и вентилей. Монтаж кранов и смесителей.

45 - 46

Причины протекания воды в кранах, вентилях и сливных бачках. Способы ремонта.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

47 - 48

Сферы и отрасли современного производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.

49 - 50

Деятельность производственного предприятия и предприятия сервиса.

51 - 52

Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в республике.

53 - 54

Пути получения профессии.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

55 - 56

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов её изготовления

57 - 58

Классик американской графической и рекламной иллюстрации Эндрю Лумис обучает своих читателей основам рисунка обнаженной натуры. Остроумно и энергично он рассказывает о перспективе и освещении, об особенностях работы с моделью и фотографией, о том, как «остановить» течение жизни и сделать качественный набросок буквально за мгновение.
Его методика и приемы доведения изображения до совершенства позволяют художнику создать работу, которая будет одинаково достойно выглядеть как на выставке, так и на обложке журнала.
Эти упражнения, точные и практические, внушают читателю уверенность в его способности справляться с реальной работой и обеспечивают его необходимым портфолио. Авторские указания по работе с моделями, использованию фотографий, умению удержаться в рамках заданной темы и общей организации студии для хорошей и приятной работы предоставляют читателю опыт, который большинство художников обретают в течение долгого времени путем проб и ошибок.

ИЗУЧИТЕ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.

Постарайтесь выработать привычку тщательно наблюдать за вашим окружением. Однажды вы захотите поместить фигуру, которую будете рисовать, в аналогичную обстановку. Вы не сможете в полной мере добиться успеха в рисовании тела, пока не научитесь рисовать детали окружающей обстановки. Так что начинайте сразу собирать детали, которые придадут обстановке ее «атмосферу».
Учитесь отмечать значительные детали. Необходимо обращать внимание не только на прическу Марты. Чем именно отличается Марта в форменном платье от Марты в шортах или в брюках? Как складки платья спадают на пол, когда она садится?
Следите за жестикуляцией и эмоциями. Что делает девушка руками, когда говорит: «О! Это замечательно!»? Или ногами, когда, падая в кресло, говорит: «О, боже! Как я устала!»? Как изменяется лицо матери, когда она обращается к врачу со словами: «Неужели нет надежды?» А что выражает лицо ребенка, когда он говорит: «Ух ты, вот здорово!»? Вы должны обладать чем-то большим, чем просто техническое умение создавать хорошие рисунки.

Почти каждым успешным художником движет особый интерес, страсть, эмоциональный подъем, которые дают направление развития его техническим навыкам. Часто на это уходит довольно значительная часть жизни.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ
ПОДХОД К РИСОВАНИЮ ТЕЛА
СОДЕРЖАНИЕ
КОСТИ И МЫШЦЫ
РИСОВАНИЕ ЖИВОЙ ФИГУРЫ: МЕТОДИКА ПРОЦЕССА
НЕПОДВИЖНАЯ МОДЕЛЬ
ФИГУРА В ДВИЖЕНИИ: ВРАЩЕНИЕ И СКРУЧИВАНИЕ
ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ: ТОНКАЯ ЛИНИЯ БАЛАНСА
БАЛАНС, РИТМ, ИСПОЛНЕНИЕ
ФИГУРА В ПОЛОЖЕНИИ НА КОЛЕНЯХ, СОГНУВШИСЬ И СИДЯ
ЛЕЖАЧАЯ ФИГУРА
ГОЛОВА, РУКИ И НОГИ
ЗАКОНЧЕННАЯ ФИГУРА В КОСТЮМЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как работает художник
Откройте свою студию
О ваших ценах
Представьте себя
Сделайте все по-своему

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обнаженная натура, руководство по рисованию, Лумис Э., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Рисуя человека, мы обращаемся к живому объекту, поэтому первым важным моментом становится изображение именно живой натуры, непосредственное наблюдение и контакт. В начале обучения полезно делать небольшие трёхминутные скетчи, постепенно переходя к серьёзным штудиям. Однако, не следует забывать, что излишняя проработанность может “заморозить” рисунок, изображение начинает выглядеть как статуя и становится мёртвым.

Оптимальным является освещение модели одним источником света. Ещё старые мастера обнаружили, что наилучшее освещение для создания необходимой глубины и формы изображаемого обеспечивает один источник света. Лучше всего — высоко над моделью, немного сбоку.

Самые важные знания при рисовании фигуры: пропорции человеческого тела и анатомия человека. Вы можете отследить, что в рисунке обращаете внимание только на то, что уже хорошо знаете. Мы так устроены, что видим только то, что уже знаем. Сначала мы видим только контуры фигуры. Когда обращаем внимание на тени, стараемся передать форму и объём в своём рисунке. Зная строение мускулов, связок и костей, мы начинаем их видеть и включаем в свой рисунок.

Существует безграничное множество техник и способов рисования. Попробуйте использовать все средства и методики, которые вам нравятся, вызывают отклик. Важнее всего не то, чем мы рисуем, а как мы это делаем.

Пропорции тела

Конечно, не существует одинаковых типовых людей. Однако, знание общих пропорций значительно упрощает рисование. У классических греческих фигур и фигур эпохи Ренессанса рост составляет восемь размеров головы, а размер головы используется в качестве единицы измерения. В природе, средняя длина человеческой фигуры составляет семь с половиной длин голов, однако, фигура в восемь размеров выглядит на рисунке благороднее и её удобнее измерять.

У классической мужской фигуры ширина плеч составляет два размера головы, а бёдер — полтора размера. У женской наоборот: бёдра — два размера головы, плечи — полтора.

Некоторые кости проступают на поверхности кожи и становятся важными опорными точками для рисования, при оценке пропорций. На худом теле они выступают, на полном выделяются в виде ямочек.

Передача формы

Изображая любые объекты живой или неживой природы, мы рассматриваем их или их части как простые фигуры. Части человеческого тела имеют формы цилиндра или сферы. Все угловые плоскости тела всегда завершаются мягкими скруглёнными краями. Рисуя торс или палец(в основе обеих частей тела цилиндр), мы решаем одну и ту же задачу на передачу формы. Где нам важно чётко представлять соотношение света и тени.

Легче всего рассмотреть эти отношения на примере освещённой сверху и сбоку сферы. Средним тоном мы называем общий оттенок освещённой области. Это, как правило, 80% нашего изображения. Наиболее яркая часть, выделенная светом, располагается ближе всего к источнику света. Область, обращённая в сторону, противоположную от источника света, называется тенью. Самая тёмная тень лежит на границе со средним тоном, это “акцент тени”. Область на нашем рисунке, лежащая у “границ” сферы будет светлее, так как на неё даёт рефлекс фон или другие расположенные рядом предметы. Сфера будет отбрасывать падующую тень на фон или расположенные рядом предметы. По насыщенности такая тень темнее всего рядом с самой сферой. Насыщенность смягчается, становится более светлой и диффузной, к краям отбрасываемой тени. От самого светлого к тёмному оттенки можно расположить таким образом: блик, самый яркий свет, средний тон, отражённый свет(рефлекс), тень, падающая тень, акцент тени, начало падающей тени.

По отбрасываемым теням можно определить как объекты соотносятся друг с другом.

Большинство старых мастеров использовали один источник света, получая три четверти освещённого пространства и одну четверть тени.

Формы тела

При изучении форм тела важно уяснить и держать в голове, прежде всего, как женская фигура отличается от мужской. У женщин обычно больше жировой ткани, это придаёт форме их тела и теням мягкий округлый вид. Кости обоих скелетов одинаковы, за исключение бёдер, но у женщин они меньше. Черты лица у женщин тоньше, шея изящнее и визуально выглядит более длинной, ключицы располагаются более горизонтально, а формы мускул на груди и плечах не просматриваются. Грудь лежит поверх мускул груди, различаясь по форме и строению. Женская талия выше, чем мужская, а ягодицы тяжелее, их линии плавнее. Пупок расположен ниже талии и глубже утоплен в живот.

У мужчин сильнее выдаётся челюсть, шея толще, плечевые мышцы больше. Ключицы вытянуты и указывают своими кончиками на верхнюю часть плеча. Размеры рук и ног, относительно размеров тела, больше, чем у женщин. Мужской скелет крупнее, а мышцы более развиты. Меньше жировой ткани, что придаёт фигуре более угловатый вид.

При рисовании стоящей фигуры, нам не нужно учитывать перспективу, в этом случае нам легче пользоваться своими знаниями о стандартных пропорциях.
Существует три способа постановки фигуры: с опорой на одну ногу, когда вес равномерно распределён на обе ноги, с опорой на одну ногу, другая поднята.

Когда вес тела перенесён на одну ногу, бедро с этой стороны располагается выше, чем с другой. Другая нога обеспечивает равновесие тела. Плечи обычно образуют противоположный угол, обеспечивая баланс фигуры. Это, так называемая, поза противостояния. Когда вес тела равномерно распределён, плечи образуют прямую линию.

В большинстве случаев, высота сидящей фигуры составляет шесть размеров головы: четыре на торс и две на ту часть ноги, которая расположена не в перспективе. Вес тела переносится на ягодицы и бёдра, что делает их более плоскими.

Когда фигура стоит на коленях, вес распределяется на оба колена или на одно, а также, иногда, на локти или кисти рук. Высота фигуры составляет шесть размеров головы. Фигуры в коленопреклонённых позах могут быть очень выразительными.

Довольно сложно изображать фигуру, сидящую на корточках. Такая поза даёт ощущение ожидания действия. Распределение веса тела носит временных характер. Трудно рисовать руки и ноги в сложной перспективе.

Рисование лежащей фигуры представляется наиболее сложной задачей из-за необходимости изображения форм тела в перспективе и различных ракурсах. Самой главной трудностью становится соблюдение пропорций. Трудно пользоваться правилом восьми голов, из-за того, что восприятие лежащего человека не так привычно, как стоящего. По-видимому, самый простой способ заключается в том, чтобы разделить протяженность фигуры на половины, потом на четверти и отметить опорные точки.

При работе над изображением фигуры человека в перспективе, важно не находиться слишком близко к объекту, так как слишком близкое расположение визуально искажает пропорции. Важно найти части тела, которые находятся на одной линии.

Чтобы создать впечатление движения фигуры, следует рисовать её свободно, не углубляясь в проработку деталей. Необходимо уловить основную линию жеста. Изображение движения бывает трёх характеров: подготовка к движению, само движение и момент, когда оно произошло. Фигура должна выглядеть несбалансировано для придания движению реалистичности.

обнаженных натур. Женских обнаженных натур.

Пропорции, пропорции и еще раз пропорции

Вот что является главным при рисовании с натуры, так это четкое определение пропорций, стоящей перед вами, особы. Основой измерения по традиции являются размер стопы, головы или лица. Для среднестатистического человека среднего роста пропорции обычно определяются следующим образом:

Размер головы с размером тела – 7:1

Лицо, кисть руки – 10:1

Ступня – 6:1

Суть, думаю, ясна. Голова в рост человека укладывается примерно 7-8 раз, ступня – 6, ну и так далее. На самом деле, это просто такие себе замеры, но если вы будете обращать на них внимание, то вот этих гадских проблем с короткими руками и огромными ступнями у вас не возникнет. Очень важна и соразмерность частей тела. Ваша ладонь приблизительно одного размера с лицом, двуглавая мышца руки – с высотой головы и большой ягодичной мышцей.

Череп человека, по сути, имеет форму овала. Для обозначения поворота лица наметим вертикальную профильную линию (грубо говоря, пилим голову пополам). Горизонтальная ось (линия разреза глаз) определяется наклоном головы вверх или низ. Она пересекается с вертикальной линией в области переносицы, образуя опорную крестовину. Если вы рисуете объект в профиль, то горизонтальные линии должны быть ровными, при наклоне головы эти линии выгибаются вверх, ухо перемещается выше, четко выделяются надбровные дуги.

Лицо я в подробности расписывать не буду, ибо главное – красота тела в нашем случае, но наша натура будет не очень рада, если тело ее будет хорошо собой, а вот лицом она не выйдет. Для начала следует обозначить горизонтальной линией середину высоты головы, на этом уровне располагаются глаза. Верхние края ушей расположены на уровне бровей, нижние – на основании носа. Расстояние между глазами равно длине глаза.

Руки. Безусловно, вся работа будет зависеть от того, как ваш объект будет расположен. Сидит\стоит, находится в расслабленном состоянии или напряженном. Это дело уже ювелирной тонкости. Поэтому в общих чертах: если кисть находится в напряженном состоянии, то одной из главных деталей являются сухожилия разгибателей пальцев (веерообразные штукенции). Если девушка держится рукой о стул (или еще что), между сухожилием короткого разгибателя большого пальца и его длинного разгибателя образуется впадинка, которая придает кисти более выгнутую форму.

Плечевой пояс состоит из ключиц и лопаток. Тут стоит также провести серединную линию от яремной ямочки до пупка, от этой линии уже отталкиваемся при прорисовке парных форм. При напряженных руках (в случае опоры на них) выделяется надключичная ямка, напряженная грудная мышца. Груди прекрасной барышни имеют чаще не ровно круглую, а скорее немного каплеобразную форму, соски (вид сбоку) направлены чуть вверх и в стороны. Если девушка тощая, не стоит вырисовывать ей выпирающие ребра и тем более очерчивать их тенью, достаточно будет слегка обозначить их выпуклость наравне с ложбинкой между грудью.

Торс, собственно, состоит из грудной части и части живота. При расположении девушки спиной, их соединяет позвоночный столб, который чаще всего не прорисовывается, но служит вертикальной серединной линией, определяющей изгиб в ту или иную сторону. От нее обозначаем объем большой грудной мышцы, линии ребер и мышцы живота. Грудную клетку обозначаем формой цилиндра, сужающегося кверху. Сама грудь фиксируется так же лопатками, но если барышня находится в расслабленном положении, то они никак не обозначены.

Ноги. Если мы рассматриваем нашу даму со спины, то самыми примечательными в ее ногах будут формы икроножной мышцы. Особой тонкости в такой позе требует и ахилловы сухожилия. У девушек, занимающихся, допустим, танцами, мышечная часть ноги чаще всего находится в непроизвольном напряжении, что особенно выделяет накаченную мышцу. При ровном расположении ступни, наружная лодыжка всегда находится ниже внутренней. Без плоскостопия хорошо выделяется арочный изгиб стопы. Большой палец обычно чуть приподнят вверх, остальные расположены четко на уровне плоскости.

Постановка

После того, как девушка заняла нужную нам позу, ее постановка на листе начинается с наметок общей массы фигуры, определения центра тяжести. Если девушка стоит, гораздо легче провести эту вертикаль (ориентир устойчивости тела). В положении сидя первое внимание уделяется наряду с массой фигуры наклону бедренного и плечевого пояса. Средняя линия так же отмечается, но после схематичной конфигурации всего силуэта. Для упрощения можно сразу наметить линиями направление движения рук и ног. Далее находим общие пропорции фигуры, углы наклона плечевого пояса и головы, объем таза, плеч, спины. Обозначаем объем точками, начиная намечать каркас фигуры.

Не следует акцентировать на чем-либо внимание, сначала придайте силуэт (рисуя парными формами), двигаясь по всей фигуре. Прослеживайте натяжку мышц, помечая хорошо выделяющиеся их части штрихом (в итоге туда ляжет тень). После наметки каркаса переходите к прорисовке кистей рук, от них к предплечьям и локтевым суставам, передайте общие черты лица. Переходите к абрису лонной дуги, коленным чашечкам, постепенно убирая или смягчая линии построения. Далее прорабатываем бедра и голень, намечая тени.

Ну и в конечном итоге снова возвращаемся к голове. Придаем тон прическе, конечно, формируем лицо, добавляя в него светотеневое отношение, уделяем большое внимание мелким деталям: прорисовываем впадинки ключиц, отмечаем разгибатели пальцев, расставляем теневые акценты. Проводим сверку с натурой, хотя завершение рисунка (если, конечно, все тени были намечены ранее) происходит чисто автоматически, чаще, девушка нам для этого уже не нужна.




Top