Значение русской литературы 20 века. Русская литература XX века ("Серебряный век"

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

    В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

    Политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,

    Усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,

    Отрицание литературных традиций,

    Интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,

    Слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,

    Стремление к жанру эссе.

    В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

    1)1917-1945гг.

    2) после 1945г.

    Особенности лит-ры 20 века:

    1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений - реализма и модернизма.

    Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

    Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

    Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

    Особенностями этого направления являются:

    Утверждение «чистого» немотивированного действия,

    Утверждение индивидуализма,

    Отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

    Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.

    У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл неомифологизм.


    Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений («Антигона» Жана Ануя – сюжет тот же, но косметика, кофе…). С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» – мотив потопа, мотив первородного греха – за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека. Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к.думает, что родится уродливый ребёнок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке. У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив – конец мира – цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что её прочтёт последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всём, что было раньше.

    3.Утопическая и антиутопическая тенденции - связаны с реальным историческим опытом в 20 веке. Утопия в своей разновидности технократической утопии (соц проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса)ь - Олдос Хаксли "Остров", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Антиутопии - Замятин "Мы", Платонов "Чевенгур, Набоков "Приглашение на казнь" Оруэлл "1984" - В романе Оруэлла до невыносимой напряженности доведены черты полицейского тоталитарного государства, каким он видел Советский Союз – но действие романа происходит в Лондоне.

    4.Роман в 20 веке - Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

    5.Сказать о том, что весь лит-ый процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.

    Урок 1

    Основные литературные направления

    Литература XX века

    «Ни одна мировая литература не имела столь
    безграничного опыта тревог, надежд,
    обострённых нравственных исканий, боли за
    судьбу родного народа
    в час опасности...»
    В.А. Чалмаев
    Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,
    Русско-японскую война 1904-1905 гг.

    Гражданская война
    Сталинские репрессии
    Вторая мировая война
    Экологические катастрофы

    Литература XX века

    «Наше время трудновато для пера...»
    В.В. Маяковский
    «Ни одна мировая литература XX века,
    кроме русской, не знала столь обширного
    списка безвременно, рано ушедших из
    жизни мастеров культуры...»
    В.А. Чалмаев
    «XX век всех нас переломал...»
    М.И. Цветаева

    Периодизация литература XX века

    Русская литература
    Серебряный век (1900 – 1917г.г.)
    Первые десятилетия советской литературы (1917
    – 1941г.г.)
    литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.)
    литература середины века (50 – 70-ые годы)
    литература 80-90-ых годов
    современная литература
    Эмигрантская литература (литература русского
    зарубежья)

    Серебряный век

    «Серебряный век – это не столько время и
    отдельные творческие личности, сколько
    целостное мировоззрение, картина мира,
    в которой личность и творчество
    едины...»
    В.А. Чалмаев
    «...писали как жили, жили как писали»
    В.А. Чалмаев

    Историческая ситуация в России начала XX века

    ФИЛЬМ
    Задание:
    записать основные исторические факты и события

    Важнейшие исторические события в России начала 20 века

    Три революции: 1905 года,
    Февральскую, Октябрьскую 1917 г.,
    Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
    Первая мировая война 1914-1918гг.,
    Гражданская война 1917-1922 гг.
    Сталинские репрессии

    «Культурный ренессанс»

    «Это была эпоха пробуждения в России
    самостоятельной философской мысли,
    расцвета
    поэзии
    и
    обострения
    эстетической
    чувствительности,
    религиозного беспокойства и искания,
    интереса к мистике и оккультизму.
    Появились новые души, были открыты
    новые источники творческой жизни,
    виделись новые зори, соединялись
    чувства заката и гибели с чувством
    восхода и с надеждой на преображение
    жизни»
    Н. Бердяев

    Основные литературные направления XX века

    Критический реализм.
    Декаданс.
    Модернистские течения:
    символизм
    акмеизм
    футуризм
    Социалистический реализм.

    Критический реализм (XIX век -начало XX века)

    Правдивое, объективное
    отображение
    действительности в ее
    историческом развитии.
    Продолжение традиций
    русской литературы XIX века,
    критическое осмысление
    происходящего.
    Человеческий характер
    раскрывается в органической
    связи с социальными
    обстоятельствами.
    Пристальное внимание к
    внутреннему миру человека.

    Писатели-реалисты

    Максим
    Горький
    1868-1936
    Замятин
    Евгений
    Иванович
    1884-1937
    Короленко
    Владимир
    Галактионович
    1853-1921
    Андреев
    Леонид
    Николаевич
    1871-1919

    Писатели - реалисты

    Бунин
    Иван
    Алексеевич
    1870-1953
    Куприн
    Александр
    Иванович
    1870-1938
    Зайцев Борис
    Константинович
    1881-1972
    Вересаев
    Викентий
    Викентьевич
    1867-1945

    Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.)

    От
    франц. decadence; от средневекого лат.
    decadentia - упадок.
    Настроение
    пассивности,
    безнадежности,
    неприятие общественной жизни, стремление
    замкнуться в мире своих душевных переживаний.
    Оппозиция
    к общепринятой «мещанской»
    морали.
    Культ красоты как самодовлеющей ценности.
    Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие
    и цинизм, особое «чувство бездны».

    Декаданская лирика

    Пустынный шар в пустой пустыне,
    Как Дьявола раздумие...
    Висел всегда, висит поныне...
    Безумие! Безумие!
    Единый миг застыл – и длится,
    Как вечное раскаянье...
    Нельзя ни плакать, ни молиться...
    Отчаянье! Отчаянье!
    Пугает кто-то мукой ада,
    Потом сулит спасение...
    Ни лжи, ни истины не надо...
    Забвение! Забвение!
    Сомкни плотней пустые очи
    И тлей скорей, мертвец.
    Нет утр, нет дней, есть только ночи.
    Конец.
    З. Гиппиус

    Декаданская лирика

    Так жизнь ничтожеством страшна,
    И даже не борьбой, не мукой,
    А только бесконечной скукой
    И тихим ужасом полна,
    Что кажется - я не живу,
    И сердце перестало биться,
    И это только наяву
    Мне все одно и то же снится.
    И если там, где буду я,
    Господь меня, как здесь, накажет, -
    То будет смерть, как жизнь моя,
    И смерть мне нового не скажет.
    Д.С. Мережковский

    Модернизм (от франц. moderne - современный)

    Понятие
    «модернизма» применялось ко всем течениям
    искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
    социалистического реализма.
    Совокупное
    наименование
    художественных
    тенденций,
    утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых
    форм творчества, где возобладало уже не столько следование
    духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера,
    вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя
    личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.
    Новые художественные направления обычно заявляли о себе
    как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда -
    само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на
    ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

    Серебряный век – поэзия начала XX века.

    Условное обозначение культурной эпохи в истории
    России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и
    науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.
    Термин возник по аналогии с «Золотым веком».
    Формула «Серебряный век» имела оценочный
    характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся
    «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные
    черты вторичности, и в то же время утонченности.
    Поэты Серебряного века создали новую концепцию
    мира и человека в этом мире: не все создаваемое
    людьми осознается, есть области, недоступные
    аналитическому разуму.

    Символизм (1870-1910гг.)

    (1870-1910гг.)
    Символизм
    Выражение идей посредством символов.
    «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ
    впечатления.
    Внутренний мир личности – показатель общего трагического
    мира, обреченного на гибель.
    Существование в двух планах: реальном и мистическом.

    Старшие символисты

    Гиппиус
    Зинаида
    Николаевна
    1869-1945
    Кузмин
    Михаил
    Алексеевич
    1875-1936
    Бальмонт
    Константин
    Дмитриевич
    1867-1942
    Фёдор
    Сологуб
    1863-1927

    Младосимволисты

    Андрей
    Белый
    1880-1934
    «Последняя
    цель искусства –
    пересоздание
    жизни.» (А.Блок)
    Александр
    Александрович
    Блок
    1880-1921
    Иванов
    Вячеслав
    Иванович
    1866-1949

    В чем разница?

    Старшие не принимали реальность,
    проповедовали уход в "вечный" мир по
    теории Соловьева; младшие принимали
    реальность через преодоление разрыва с
    вечностью, путем слияния жизни и
    искусства. Для старших символистов поэт мистик, заклинатель; для младших преобразователь жизни. В идеях
    младосимволистов больше
    просматривалось стремление к вечному,
    идеальному.

    Валерий Брюсов «Женщине»

    Валерий Брюсов
    Брюсов
    Валерий
    «Женщине»
    «Женщине»
    Ты – женщина, ты – книга между книг,
    Ты – свернутый, запечатленный свиток;
    В его строках и дум и слов избыток,
    В его листах безумен каждый миг.
    Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток!
    Он жжет огнем, едва в уста проник;
    Но пьющий пламя подавляет крик
    И славословит бешено средь пыток.
    Ты – женщина, и этим ты права.
    От века убрана короной звездной,
    Ты – в наших безднах образ божества!
    Мы для тебя влечем ярем железный,
    Тебе мы служим, тверди гор дробя,
    И молимся – от века – на тебя!

    Акмеизм (образов. в 1910 г.)

    Акмеизм (образов.
    (образов. вв 1910
    1910 г.)
    г.)
    Акмеизм
    Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина»,
    «цветущая сила», «высшая степень».
    Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над
    всем остальным.
    Возврат слову его изначального, не символического
    смысла.

    Акмеисты

    Ахматова
    Анна
    Андреевна
    1889-1966
    Мандельштам
    Осип
    Эмильевич
    1891-1938
    Гумилёв
    Николай
    Степанович
    1886-1921
    Сергей
    Городецкий
    1884-1967

    Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»

    Перед весной бывают дни такие:
    Под плотным снегом
    отдыхает луг,
    Шумят деревья весело-сухие,
    И теплый ветер нежен и упруг.
    И легкости своей дивится тело,
    И дома своего не узнаешь,
    А песню ту, что прежде надоела,
    Как новую, с волнением поешь.

    Футуризм (начало 1910 г.)

    Футуризм
    Футуризм
    (начало 1910
    1910 г.)
    г.)
    (начало
    Перестройка
    русской
    словесности,
    «искусство
    будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее).
    Авангардное течение, отрицающее художественное и
    нравственное наследие.
    Создание «заумного языка», игра слов и букв.
    Любование словом вне зависимости от смысла.
    Словотворчество и словоновшество.

    Футуристы

    Маяковский
    Владимир
    Владимирович
    1893-1930
    Бурлюк
    Давид
    Давидович
    1882-1967
    Игорь
    Северянин
    1887-1941
    Велимир
    Хлебников
    1885-1922

    Велимир Хлебников «Заклятие смехом»

    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!
    Что смеются смехами, что
    смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О, рассмешищ надсмеяльных – смех
    усмейных смеячей!
    О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных
    смеячей!
    Смейво, смейво,
    Усмей, осмей, смешики, смешики.
    Смеюнчики, смеюнчики.
    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!

    Социалистический реализм (октябрь1917)

    Правдивое,
    историческиконкретное
    изображение
    действительности
    в
    ее
    революционном развитии.
    Основная
    задача:
    идейная
    переделка
    и
    воспитание
    трудящихся в духе социализма.
    Писатель – это «выразитель»,
    «представитель», «учитель».
    Настоящие герои – борцы за
    идею, труженики, честные и
    справедливые люди, смелые и
    отважные.

    Я последний поэт деревни,
    Скромен в песнях дощатый мост.
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвой берез.
    Догорит золотистым пламенем
    Из телесного воска свеча,
    И луны часы деревянные
    Прохрипят мой двенадцатый час.
    На тропу голубого поля
    Скоро выйдет железный гость.
    Злак овсяный, зарею пролитый,
    Соберет его черная горсть.
    Не живые, чужие ладони,
    Этим песням при вас не жить!
    Только будут колосья-кони
    О хозяине старом тужить.
    Будет ветер сосать их ржанье,
    Панихидный справляя пляс.
    Скоро, скоро часы деревянные
    Прохрипят мой двенадцатый час!
    С.А. Есенин

    Вне литературных стилей и направлений

    Вскрыла жилы: неостановимо,
    Невосстановимо хлещет жизнь.
    Подставляйте миски и тарелки!
    Всякая тарелка будет – мелкой,
    Миска – плоской.
    Через край – и мимо
    В землю черную, питать тростник.
    Невозвратно, неостановимо,
    Невосстановимо хлещет стих.
    М.И. Цветаева

    Вне литературных стилей и направлений

    повести
    Андрей Платонов
    «Епифанские
    шлюзы», «Город
    Градов» «Река
    Потудань»,
    «Котлован»,
    «Ювенильное море»
    «Джан»
    романы «Чевенгур»,
    «Счастливая
    Москва»

    Вне литературных стилей и направлений

    повести
    «Дьяволиада»,
    «Роковые яйца»,
    «Собачье сердце»
    романы «Белая
    гвардия», «Мастер и
    Маргарита»
    пьесы «Кабала
    святош», «Дни
    Турбиных», «Бег»

    Литература начала XX века

    «Это время -Серебряный век – выдвинуло
    писателей, поразительных по
    разнообразию, смелости, остроте
    видения жизни и одухотворённости
    чувства... Они во многом проделали
    работу, которая была необходима России
    для её самопознания в наступивший
    переломный момент истории»
    Л.Б. Воронин

    Литература начала XX века

    На рубеже веков русская литература переживала расцвет,
    сравнимый по яркости и многообразию талантов с
    блистательным началом 19 века.
    Это период интенсивного развития философской мысли,
    изобразительного искусства, сценического мастерства.
    В литературе развиваются различные направления.
    В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе
    три литературных течения - символизм, акмеизм и
    футуризм, которые составили основу модернизма как
    литературного направления.
    Литература серебряного века явила блестящее созвездие
    ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых
    являл собой огромный творческий пласт, обогативший не
    только русскую, но и мировую поэзию XX века.

    Русская литература XX века (первая половина)

    СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

    Аверченко А.Т . Рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы».

    Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Петька на даче. Жили-были. Кусака. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. К звездам. Жизнь человека. Анатэма.

    Анненский И.Ф . Кипарисовый ларец. Книга отражений.

    Арбузов А.Н. Таня.

    Ахматова А.А . Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». Лирика 20-60-х гг. Реквием. Поэма без героя.

    Бабель И.Э . Конармия. Одесские рассказы.

    Бальмонт К.Д . Стихотворения.

    Багрицкий Э.Г . Дума про Опанаса. Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым. Последняя ночь. Человек предместья. Смерть пионерки.

    Бажов П.П . Малахитовая шкатулка.

    Бедный Демьян . Стихотворения. Басни.

    Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Петербург. Серебряный голубь. Между двух революций.

    Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.

    Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.

    Блок А.А . Стихи о Прекрасной даме. Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Песня Судьбы. Роза и крест. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

    Брюсов В.Я. Стихотворения. Огненный ангел.

    Булгаков М.А . Белая гвардия. Дни Турбиных. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Бег. Кабала святош (Мольер). Театральный роман. Мастер и Маргарита.

    Бунин И.А . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни.

    Вагинов К.К. Козлиная песнь.

    Васильев П.Н . Лирика. Стихи в честь Натальи. Песня о гибели казачьего войска.

    Вересаев В.В. Без дороги. Записки врача.

    Веселый Артем . Россия, кровью умытая.

    Вишневский Вс.В . Оптимистическая трагедия.

    Волошин М.А . Демоны глухонемые. Стихотворения 1919-1929 гг. Владимирская Богоматерь.

    Гиппиус 3.Н . Стихотворения, литературно-критические статьи.

    Горький М . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Трое. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Дети солнца. Враги. Исповедь. Городок Окуров. Детство. В людях. Мои университеты. Рассказы из сборника «По Руси» Последние. О том, как я учился писать. Беседы о ремесле. Несвоевременные мысли. Лев Толстой. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие.

    Грин А.С. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.

    Гумилев Н.С . Стихотворения.

    Есенин С.А . Лирика 1915-1925 гг. Певущий зов. Товарищ. Иорданская голубица. Инония. Небесный барабанщик. Пантократор. Кобыльи корабли. Сорокоуст. Пугачев. Страна негодяев. Персидские мотивы. Анна Снегина. Черный человек.

    Заболоцкий Н.А. Торжество земледелия. Стихотворения 20-30-х гг.

    Зазубрин В.Я. Щепка.

    Замятин Е.И . Островитяне. Мы. Я боюсь.

    Зощенко М.М . Рассказы. Сентиментальные повести. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца.

    Иванов Вс.Вяч . Бронепоезд 14 – 69.

    Иванов Вяч.И . Стихотворения и поэмы.

    Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

    Исаковский М.В . Лирика 30-х гг. и военных лет.

    Каверин В.А . Скандалист, или Вечера на Васильевском острове.

    Кедрин Д.Б. Стихотворения. Зодчие. Приданое.

    Кириллов В.Т . Мы. Матросы. Железный Мессия.

    Клычков С.А . Лирика. Чертухинский балакирь.

    Клюев Н.А . Стихотворения 10 – 30-х гг. Погорельщина.

    Кузмин М.А . Лирика. Александрийские песни. Форель разбивает лед.

    Куприн А.И . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Изумруд. Суламифь. Гранатовый браслет.

    Лавренев Б.А. Сорок первый.

    Леонов Л.М. Вор. Половчанские сады.

    Луговской В.А. Стихотворения 30-х гг.

    Макаренко А.С . Педагогическая поэма. Флаги на башнях.

    Мандельштам О.Э . Лирика 10 – 30-х гг. Воронежские тетради.

    Маяковский В.В . Я сам (автобиография). Стихотворения. Мистерия-буфф. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

    Мережковский Д.С . Христос и Антихрист.

    Неверов А. Ташкент – город хлебный.

    Новиков-Прибой А.С. Цусима.

    Олеша Ю.К . Зависть.

    Островский Н.А . Как закалялась сталь.

    Пастернак Б.Л. Лирика разных лет. Девятьсот пятый год. Высокая болезнь. Лейтенант Шмидт. Спекторский. Детство Люверс. Доктор Живаго.

    Паустовский К.Г. Кара-Бугаз. Колхида.

    Пильняк Б.А . Голый год. Повесть непогашенной луны.

    Платонов А.П . Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан.

    Погодин Н.Ф . Человек с ружьем.

    Пришвин М.М. Жень-шень. Журавлиная роща. Календарь природы.

    Ремизов А.М . Крестовые сестры. Пруд. Подстриженными глазами. Огонь вещей.

    Светлов М.А . Гренада.

    Северянин Игорь . Стихотворения.

    Серафимович А.С . Железный поток.

    Смеляков Я.В. Стихотворения из сборника «Работа и любовь».

    Соловьев Вл.С . Стихотворения.

    Сологуб Ф.К . Стихотворения. Мелкий бес. Творимая легенда.

    Тихонов Н.С . Стихотворения из сборников «Орда», «Брага».

    Толстой А.Н . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин. Детство Никиты. Хождение по мукам. Петр Первый. Рассказы Ивана Сударева.

    Тренев К.А. Любовь Яровая.

    Тынянов Ю.Н . Смерть Вазир-Мухтара. Кюхля. Подпоручик Киже. Пушкин.

    Тэффи. Рассказы из сборников «Юмористические рассказы», «Неживой зверь».

    Фадеев А.А . Разгром. Молодая гвардия.

    Федин К.А . Города и годы.

    Форш О.Д. Сумасшедший корабль.

    Фурманов Д.А . Чапаев.

    Хармс Даниил . Стихотворения.

    Хлебников Велимир . Стихотворения и поэмы 1917-1922 гг.

    Цветаева М.И . Лирика 20 – 30-х гг. Лебединый стан. Поэма горы. Поэма конца.

    Черный Саша. Стихотворения из сборников «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

    Шварц Е.Л. Тень.

    Шолохов М.А. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

    Эрдман Н.Р. Мандат. Самоубийца.

    Минералова И.Г. Русская литература XX века. Поэтика символизма. М., 2004.

    Русская литература рубежа веков (1890 - начало 20-х гг.): В 2 кн. / Под ред. В.А. Келдыша. Кн.1. М., 2000. Кн. 2. М., 2001.

    Русская литература XX в.: В 2 тт. / Под ред. Л.П. Керменцова. Т. 1. 1920-1930-е гг. Т.2. 1940-1990-е гг. М., 2002.

    Литература русского зарубежья

    СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

    Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Господин из Сан-Франциско.

    Куприн А.И. Купол Св. Исаакия Далматского. Юнкера.

    Шмелев И.С. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне. Няня из Москвы.

    Ремизов А.М. Взвихренная Русь. В розовом блеске. Подстриженными глазами.

    Зайцев Б.К. Авдотья-смерть. Преподобный Сергий Радонежский. Путешествие Глеба. Голубая звезда.

    Гиппиус 3.Н. Сияния.

    Бальмонт К.Д. Дар земли. Мое – ей. Стихи о России.

    Иванов В.И. Римские сонеты.

    Адамович Г.В. На западе.

    Оцуп Н.А. Град.

    Ходасевич В.Ф. Путем зерна. Тяжелая лира. Критические статьи.

    Берберова Н.Я . Биянкурские праздники.

    Иванов Г.В. Розы. Отплытие на остров Цитеру. Распад атома.

    Цветаева М.И . Стихи из книг «Лебединый стан», «Ремесло», «После России». Крысолов. Поэма горы. Поэма конца.

    Осоргин М.А. Сивцев Вражек. Свидетель истории. Времена.

    Газданов Г . Вечер у Клэр. Призрак Александра Вольфа. Ночные дороги. Эвелина и ее друзья.

    Алданов М.Л. Св. Елена – маленький остров. Бельведерский торс.

    Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Весна в Фиальте. Пнин.

    Поплавский Б.Ю. Домой с небес. Флаги. Снежный час. Дирижабль неизвестного направления.

    Аверченко А. Дюжина ножей в спину революции. Рассказы.

    Черный С. Стихи. Кому в эмиграции жить хорошо. Солдатские сказки.

    Тэффи Н. Рассказы.

    Несмелов А. Стихи о Харбине. Пять рукопожатий. Потомку.

    Перелешин В. Заблудившийся аргонавт. Три родины.

    Присманова А. Стихи.

    Головина А. Стихи.

    Дон Аминадо. Стихи.

    Ачаир А. Стихи.

    Божнев Б. Борьба за несуществование. Фонтан.

    Кленовский Д. Стихи.

    Моршен Н. Стихи.

    Синкевич В. Стихи.

    Анстей О. Стихи.

    Елагин И. По дороге оттуда.

    Нароков Н. Мнимые величины.

    Гингер А. Сердце. Стихи.

    Довлатов С. Наши. Чемодан. Заповедник. Иностранка.

    Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. Эссе.

    Бродский И. Нобелевская лекция. Письма римскому другу. Двадцать сонетов Марии Стюарт. Конец прекрасной эпохи. Меньше единицы.

    Бобышев Д.В. Стихи.

    Кублановский Ю. Стихи из книг «С последним солнцем», «Избранное».

    МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Адамович Г.В. Одиночество и свобода.

    Анненков Ю.П. Дневник моих встреч.

    Берберова Н.Я . Курсив мой.

    Бунин И.А. Окаянные дни.

    Гиппиус 3.Н. Живые лица.

    Гуль Р.В. Я унес Россию: Апология русской эмиграции.

    Дон Аминадо. Поезд на третьем пути.

    Иванов Г.В. Петербургские зимы.

    Зайцев Б.К. Молодость – Россия.

    Набоков В.В. Другие берега.

    Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены.

    Седых А. Далекие, близкие.

    Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.

    Терапиано Ю. Встречи: 1926–1971.

    Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения.

    Ходасевич В.Ф. Некрополь.

    Яновский B . C . Поля Елисейские: книга памяти.

    СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

    Цветаева М. Рас-стояние: версты, мили…Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Тебе через сто лет.

    Ходасевич В. Жив Бог! Умен, а не заумен… Перед зеркалом. « Баллада (1921).

    Черный С. Весна в Шарлоттенбурге. На миг забыть – и вновь ты дома… Ночные ламентации.

    Божнев Б. Над городом несется смерч… Неблагодарность – самый черный грех… В четвертом этаже играют Баха.

    Присманова А. С ночных высот они не сводят глаз… Сияние (памяти Раисы Блох). Облако.

    Поплавский Б. Черная мадонна. Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков… Детство Гамлета.

    Несмелов А. В. Сочельник. Тихвин. Нищие духом.

    Набоков В. Расстрел. К России (Отвяжись, я тебя умоляю…) Люби лишь то, что редкостно и мнимо… (из романа «Дар»).

    Бродский И. Рождественский романс. Письма римскому другу. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

    Кублановский Ю. Ангел. Возвращение. Вчера мы встретились с тобой…

    УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ

    Адамович Г. Одиночество и свобода. – М.: Республика, 1996.

    Агеносов В.В. Литература russkogo зарубежья. 1918–1996: Учебн. пособие. – М.: Терра: Спорт, 1998.

    Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 2003.

    Глэд Д. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. палата, 1991.

    Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков: Учебн. пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. – СПб., 2003.

    Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М.: Скифы, 1991.

    История русской литературы XX века: Учебн. пособие: в 4-х кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высш. шк., 2005. – Кн. 2: 1910–1930 годы. Русское зарубежье.

    Критика русского зарубежья: в 2 ч. / Сост., предисл., преамбулы, примеч. О.А. Коростелёва, Н.Г. Мельникова. – М.: Олимп: АСТ, 2002. – (Б-ка русской критики).

    Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940: В 2-х кн. – М.: Наследие, 1994.

    Ланин Б.А. Проза русской эмиграции: Третья волна: Пособие для преподавателей литературы. – М.: Новая школа, 1997.

    Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебн. пособие: в 3-х кн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

    Литература русского зарубежья: 1920–1940. – Вып. 2. – М.: ИМЛИ –Наследие, 1999.

    Литература русского зарубежья (1920–1990): Учебн. пособие / Под. ред. А.И. Смирновой. – М.: Флинта; Наука, 2006.

    Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. – М., 2001.

    Поэты русской эмиграции: Учебн. пособие. – Псков, 1993. – Вып. 1.

    Плетнев Р. История русской литературы XX века. – Нью-Йорк, 1987.

    Раев М.И. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции, 1918–1939. – М., 1994.

    Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П. Полторацкого. – Питсбург, 1972.

    Русский Париж. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

    Современное русское зарубежье. – М., 1998.

    Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х–40-х гг. – М., 1991.

    Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. – М., 1999.

    Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. – Париж, М., 1996.

    Струве Г.П. Семьдесят лет русской эмиграции. 1919–1989. – Париж, Файар, 1996.

    Толстой И.Н. Книжный угол // Толстой И.Н. Курсив эпохи. – СПб., 1993.

    Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья: Учебн. пособие. – Тверь, 1995.

    «Вернуться в Россию стихами…». 200 поэтов эмиграции: Антология / Сост., автор предисл., коммент. и биогр. сведений В. Крейд. – М. Республика, 1995.

    Литература русского зарубежья: Антология: В 6 томах. – М.: Книга, 1990– 1993.

    «Мы жили тогда на планете другой…». Антология поэзии русского зарубежья. 1920–1990. Кн. 1–4 / Сост. Е.В. Витковский. – М., 1995–1997.

    Третья волна. Антология русского зарубежья. – М., 1991.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940. Материалы к библиографии /Отв. Ред. К.Д. Муратова. – СПб., 1993.

    Изучение литературы русского эмиграции за рубежом (1920–1990 гг.). Аннотированная библиография. – М., 2002.

    Изучение литературы русского эмиграции за рубежом в 1980-е годы. Аннотированный библиографический указатель (учебники, монографии, сборники). – М., 1995.

    Казак В. Лексикон русской литературы XX века. – М, 1996.

    Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918–1940 / ИНИОН РАН; Под. ред. А.Н. Николюкина. Т. 1–3. – М., 1994–1997.

    Писатели русского зарубежья (1918-1940): Справочник: В 3-х частях. – М., 1993–1995.

    Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997.

    Русское зарубежье. Хроника научной, культурной, общественной жизни. Франция. 1920–1940: В 4 т. / Под. ред. Л.А. Мнухина. – М., 1995–1997.

    Русские писатели XX века: Словарь: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Грознова. – М., 1998.

    Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. – СПб., 1999.

    Словарь русских зарубежных писателей / Сост. В.Ф. Булгаков; Ред. Г. Ванечкова. – Нью-Йорк, 1993.

    Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы (1918–1968). Т. 1-2. – Бостон, 1970.

    НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

    Азадовский К.М., Лавров В.В. 3.Г. Гиппиус. Сочинения. – СПб.: Худ. лит., 1991.

    Александров В.Е. Набоков и потусторонность. – СПб., 1999.

    Алексей Ремизов: Исследования и материалы. – СПб., 1994.

    Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.

    Ариель (Е. Витковский) «В день кончины моей»: Памяти Валерия Перелешина // Новый журнал. – 1993. – № 190-191.

    Белкина М. Скрещение судеб [О творчестве М. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988.

    Битов А. Грусть всего человека [О творчестве С. Соколова] // Октябрь. – 1989. – № 3.

    Богомолов Н. Жизнь и поэзия В. Ходасевича. – Вопр. лит. – 1988. – № 3. – С. 23-61.

    Борисов Л. За круглым столом прошлого [О творчестве А. Аверченко]. – Л., 1971. – С. 123-129.

    Бочаров С. «Но все ж я прочное звено...» [О творчестве В. Ходасевича] // Новый мир. – 1990. – № 3. – С. 160-167.

    Бродский И. Послесловие // Кублановский Ю. С последним солнцем. – Paris, 1983.

    В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных исследователей и мыслителей. – СПб., 1997.

    Возвращение Гайто Газданова: Материалы и исследования / Сост. М.Д. Васильева. – М., 2000.

    В поисках гармонии: О творчестве Б.К. Зайцева: Межвузовский сборник научных трудов. – Орел, 1998.

    Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского. – Лит. обозрение. – 1990. – № 8. – С. 23-29.

    Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Лит. обозрение. – 1993. – № 1/2. – С.13-16.

    Василевский А. Разорение III [О творчестве И. Бунина]. – Новый мир. – 1990. № 2. – С. 264-267.

    Васильев И. Борис Поплавский. Дальняя скрипка // Октябрь. – 1989. – № 9.

    Винокурова И. Замечательный лирик "Н" [О творчестве И. Бродского]. – Октябрь. – 1988. – № 7.

    Витковский Е. Еще одна страница [О творчестве А. Несмелова] // Рубеж. – Владивосток, 1992. – № 1.

    Зорин А. Насылающий ветер [О творчестве С. Соколова] // Новый мир. – М., 1989. – № 12. – С. 250-253.

    Кублановский Ю. Поэзия нового измерения [О творчестве И. Бродского]. – Новый мир. – 1991. – № 2. – С. 242-246.

    Дарк О. Загадка Сирина : Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы литературы. – 1990. – № 3. – С. 243-257.

    Дарк О. Миф о прозе [О творчестве Саши Соколова] // Дружба народов. – 1992. – № 5. – С. 219-234.

    Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ, 1995.

    Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Набокова. – Лит. обозрение. – 1988. – № 9. – С. 15-24.

    Генис А. Довлатов и окрестности. – М., 1997.

    Гинзбург Л. Литература в поисках реальности [О творчестве В. Ходасевича]. – Л., 1987. – С. 87-113.

    Грачева A.M. A.M. Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

    Грачева A.M. Жизнь и творчество A.M. Ремизова. – М., 2000.

    Евстигнеева Л. Поэты-сатириконцы // Поэты «Сатирикона». – М.-Л., 1977. – С. 8-53.

    Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. – Т. 1. – М.: Правда, Огонек. – 1990. – С. 3-32.

    Иванов Ю. Прошедший все ступени: «Идеологический сюжет» поэзии А. Несмелова // Литературное обозрение. – 1992. – № 5-6.

    Кабалоти С. Поэтика прозы Гайто Газданова 20–30-х годов. – СПб., 1998.

    Карпович М. М. Алданов в истории // Новый журнал. – 1956. – № 47.

    Колодный Л. Писатель Борис Зайцев // Колодный Л. Хождение в Москву. – М., 1990. – С. 205-209.

    Комолова Н.П. Италия в судьбе и творчестве Бориса Зайцева. – М., 1998.

    Костырко С. Выжить, чтобы жить [О творчестве Н. Берберовой] // Новый мир. – 1991. – № 9.

    Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. А.Т. Аверченко. – РЯЛ. – 1990. – № 4. – С. 52-57.

    Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. К.Д. Бальмонт. – РЯЛ. – 1989. – Т. 11. – С. 42-45.

    Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. – М., 2002.

    Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика. – Новый мир. – 1992. – № 10. – С. 243-250.

    Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1979.

    Кутырина Ю. Трагедия И. Шмелева // Слово. – 1991. – № 2.

    Лавров В. Идти всему наперекор [О творчестве З. Гиппиус]. – Совет. Россия. – 1989. – 17 февраля. – С. 4.

    Лавров В. Холодная осень: Бунин в эмиграции (1920–1953). – М.: Мол.гв. – 1989.

    Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999.

    Липкин С. Судьба стиха – миродержавная. О поэзии Юрия Кублановского // Знамя. – 1991. – № 10. – С. 43-45.

    Лосев Л. Поэзия как добродетель [О поэзии Ю. Кублановского ] // Континет. – Берлин, 1983. – № 37. – С. 415-420.

    Лотман М. Русский поэт – лауреат Нобелевской премии по литературе [О И. Бродском]. – Дружба народов. – 1988. – № 8.

    Марков В. Неизвестный писатель Ремизов // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

    Марков В. Русские цитатные поэты: Заметки о поэзии П. Вяземского и Г. Иванова // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

    Марченко Т.В. Традиции Гоголя в творчестве И.С. Шмелева // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 4.

    Материалы творческой биографии В. Ходасевича. – Вопросы лит. – 1987. – № 9. – С. 225-245.

    Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции «Осоргинские чтения» (23-24 ноября 1993 г.). – Пермь: Пермский ун-т, 1994.

    Михайлов О. Аркадий Аверченко // Аверченко А. Избранные рассказы. – М. 1985. – С. 5-18.

    Михайлов А.И. Сказочная Русь A.M. Ремизова // Русская литература. – СПб., 1995. – № 4.

    Михайлов О. Поэт «потерянного поколения» // Волга. – 1989. – № 7.

    Михайлов О. Строгий талант [О творчестве И. Бунина]. – М.: Современник. – 1976.

    Мулярчик А.С. Русские романы В. Набокова. – М., 1997.

    Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. – М., 1995.

    Орлов В. Перепутья [О творчестве К. Бальмонта]. – М., 1976. – С. 179-254.

    Орлов В. М. Цветаева // Перепутья. – М.: Худ. лит., 1976. – С. 255-312.

    Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. – Л., 1989.

    Поплавский Б. Из дневников 1928–1935. Бердяев Н.А. По поводу «Дневников» Б. Поплавского / Публ., прим. С. Никоненко // Лит. учеба. – 1996. – № 3.

    Перелешин В. Об Арсении Несмелове // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

    Потапов В. Очарованный точильщик: Опыт прочтения // Волга. – Саратов, 1989. – № 9. – С. 103-107.

    Приходько В. Что осчастливит паяца: О Саше Черном, известном и неизвестном // Литературное обозрение. – 1993. – № 5. – № 7/8.

    Ратгуаз М.Г. О Борисе Поплавском // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

    Рогов О. Ю. Кублановский: поэтика путешествий. Очерки неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Волга. – 1999. – № 7. – С. 144-153.

    Саакянц А. Поэзия М. Цветаевой. – М.: Худ. лит., 1986.

    Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 1994.

    Сухих И. Писатель с «философского парохода» [О творчестве М.А. Осоргина] // Нева. – 1993. – № 2.С. 228- 246.

    Сухих И. Сергей Довлатов. – СПб., 1996.

    Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. – М.: Наследие, 1999.

    Телешов Н. Записки писателя [О творчестве А. Куприна]. – М., 1980.

    Топоров В. Набоков наоборот. – Лит. обозрение. – 1990. – № 4. – С. 71-75.

    Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. – Калуга, 1995.

    Чуковский К. Онегин на чужбине [О творчестве В. Набокова]. – Дружба народов. – 1988. – № 4. – С. 246-257.

    Чуковский К. Саша Черный. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т.2. – С. 372-394.

    Шайтанов И. Предисловие к знакомству [О творчестве И. Бродского]. – Лит. обозрение. – 1988. – № 8. – С. 55-62.

    Шевелев Э. На перекрестках, или размышления у могилы Аркадия Аверченко, а также до и после ее посещения с напоминаниями о том, что писал он и что писали о нем. – Аврора. – 1987. – № 3. – С. 62-85.

    ... обязательны для ... изученных языковых художествен­ных ... культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для ... произ­ведениях художественной литературы. . Список литературы Для ... -ирова -, ...

  • Русский язык и культура речи (5)

    Документ

    обязательность для произведения список ...

  • Русский язык и культура речи (22)

    Документ

    Устойчивость, 2) общеупотребительность, 3) обязательность для всех носителей языка, 4) ... произведения ; 3) выводы автора реферата; 4) библиографический аппарат. Библиографический аппарат составляют: а) библиографический указатель - список ...

  • Литневская язык краткий теоретический курс для школьников

    Документ

    ... обязательный учебный предмет. Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения ... - язык культуры и язык... художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для ... В лингвистике список разрядов сочинительных...

  • Русская литература XX века: общая характеристика

    Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

    Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

    Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

    Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие - с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

    На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором - все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

    В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

    Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

    Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 - выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) - 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921-1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

    Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

    Представители литературных направлений


    • Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

      • Мистики-богоискатели : Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

      • Декаденты-индивидуалисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

    • Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

    • Акмеизм : Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

    • Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

    • Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

    • Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

    • Объединение "Центрифуга" : Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
    Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

    Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы - сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

    Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

    Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

    Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

    Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946-1953 гг.); "оттепели" (1953-1965 гг.); застоя (1965-1985 гг.), перестройки (1985-1991 гг.); современных реформ (1991-1998 гг.) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.



    
    Top