Береги платье снову а. Береги платье снову, а здоровье смолоду

Преподобный Савва Сторожевский: икона, о чем молятся, источник

Преподобный Савва Сторожевский - один из учеников Сергия Радонежского. Узнайте о его монастыре, чудотворном источнике, торжествах его памяти и молитве святому

Преподобный Савва Сторожевский

Преподобный Савва Сторожевский - один из первых и ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Святой Савва во многом повторил его подвиги: он также самостоятельно основал известный монастырь, названный его именем, и руководил духовной и политической жизнью князей русских. Недавно, в 2007 году, в Саввино-Сторожевском Рождественском монастыре были совершены торжества 600-летие канонизации - прославления преподобного Саввы в лике святых.



Иконография Саввы Сторожевского - как узнать святого на иконе

Образ святого всегда выполнен в достаточно простом стиле, однако его всегда можно узнать по иконе в руках и, конечно, подписи под изображением.


    Самый распространенный образ показывает святого Савву в схимнической одежде - черной или коричневой монашеской мантии с капюшоном на плечах. Его правая ладонь сложена в жесте священнического благословения молящихся.Значение этого жеста на иконе и в жизни - благословением именем Иисуса Христа. Пальцы правой руки при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец - буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец - две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.


    Святой смотрит прямо на молящегося. У него удлиненная светлая борода, волосы также светлые и седоватые, немного вьющиеся, лоб открыт.


    В левой руке святой держит икону Богоматери Одигитрии, а иногда также свиток, символ богомыслия, размышления о Боге и оставленных ученикам наставлений. Зачастую свиток развернут и в нем написаны поучения святого, сохранившиеся в житии.


    Фон на иконе обычно золотой или голубой - символы пребывания преподобного в райских обителях, в свете Божией благодати.


    В XIX веке, когда святые изображались в академической манере (то есть иконы были по сути портретами, только с подписью на церковнославянском языке и нимбом над головой изображенного), написана икона, похожая на портрет святого. Создаются такие образы и сейчас - они каноничны, можно молиться святому перед ними.


    Интересный тип иконографии преподобного Саввы Сторожевского - образ, впервые написанный в середине XVI века. Это житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в последующие века. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в традиционных монашеских одеждах.



Житие преподобного Саввы Сторожевского

Святой пришел в Свято-Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским, очень юным. Дата рождения его и семья неизвестны - есть предположения, что он был сыном боярина из Смоленска. Пройдя обычные труды и испытания, он был пострижен в монахи самим святым Сергием.Как и все насельники Сергиевой обители, он много трудился - носил воду, строил храмы и кельи, ухаживал за огородом обители, - а также совершал аскетические подвиги поста, бдения и молитвы. Братия и игумен любили Савву за многие добродетели, кротость и смирение, всегда мирное состояние души. Он полюбил монастырские богослужения и всегда уходил из храма последним, а для уединенной молитвы избрал овраг неподалеку от монастыря. Сейчас неподалеку бьет источник, названный его именем.


Со временем святой был рукоположен со священника и назначен самим игуменом обители, преподобным Сергием, быть духовником братии и также исповедовать мирян, приходящих в обитель помолиться. В каждом монастыре это важнейшая роль и великая духовная ответственность. Советы святого Саввы были исполнены Божией благодати и назидания.


Посчитав Савву готовым к самостоятельной жизни и подвигам, преподобный Сергий благословил его стать игуменом Успенской обители на реке Дубинке, основанной святым князем Дмитрием Донским в благодарность Богу за победу на Куликовом поле. В 1392 году, после смерти преподобного Сергия Радонежского и ухода в затвор (принятие подвига уединенной молитвы) престарелого святого Никона Радонежского, преемника святого Сергия, братия монастыря упросила преподобного Савву стать настоятелем Троице-Сергиевой лавры (тогда носившей название простого монастыря). На этом посту он пробыл около шести лет.


В 1399 году князь Звенигорода Юрий Димитриевич, бывший крестником преподобного Сергия, просил преподобного Савву стать своим духовником и поселиться в его владениях, основав там монастырь. Оставив Троице-Сергиеву обитель на попечение учеников, святой отправился на пустынную Сторожеву гору, основав там храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и небольшую келию. Князь навещал там святого, прося благословения на важные дела правления - так, преподобный благословлял Юрия на победоносные походы против татар (в Волжскую Булгарию, на Казань). Через время молитва Сторожевского старца помогла и сохранить Русь при нашествии Тамерлана. Преподобный Савва предрекал победу, и прозорливые слова его сбывались.


Со временем в Сторожевском монастыре также появилась братия. Несмотря на старость, святой Савва и здесь трудился в строительстве храмов и жилищ для братии. Он мирно скончался в 1407 г., в очень преклонном возрасте, дав перед смертью наставления братии. Церковь канонизировала его в лике преподобных подвижников Божиих через сто лет.


Увы, после смерти святого потомки князя Юрия и его братьев начали междоусобную брань, поэтому Звенигородский монастырь пришел во временный упадок.



Агиография святого Саввы

В XVI веке Маркелл Безбородый Хутынский - игумен Новгородского Хуторского монастыря - создал житие святого Саввы, собрав сохранившиеся агиографические (житийные) сведения и записал чудеса, сотворенные звенигородским святым.


Удивительно, но это житие дошло до нас в переводе на русский самого Александра Сергеевича Пушкина. Около 1830 года он переложил его с церковнославянского на русский. Этот текст при публикациях творчества великого поэта многие годы опускали: действительно, Пушкина стремились представить вольнолюбием и революционером, а между тем духовные стихи поэта и, в том числе, житие почитаемого им святого Саввы Сторожевского выбивались из общих представлений о его личности. Перевод жития был кратким, без пространных описаний чудес преподобного, поэтому современные исследователи считают его заготовкой для некого крупного произведения, не написанного классиком.


Интересно, что Пушкин называет редким именем Саввы одного из героев «Евгения Онегина» - благочестивого отца Татьяны. Беловой автограф жития по сей день хранится в Пушкинском доме - Институте русской литературы в Петербурге, и ознакомиться с ним может любой желающий.


Чудеса святого Саввы

Житие сохранило немало описаний прижизненных и посмертных чудес преподобного, кроме изведения из земли двух источников воды:


    Царь Алексей Михайлович Романов почитал святого Савву своим покровителем: царь на охоте спасся от разъяренного медведя, с легкостью изгнанного простым старцем в монашеской мантии. Царь спросил его об имени, и старец ответил, что он Савва, инок Сторожевской обители. В то время в монастыре не было ни одного монаха с таким именем, и Алексей Михайлович понял, что ему явился сам святой. С тех пор царь взял обитель, пребывавшую в забвении, под свой покров, даже не позволяя никому из придворных помогать ей: во всем он обеспечивал монастырь и его иноков.


    В 1812 году, во время Отечественной войны, святой Савва явился Эжену Богарне, наполеоновскому генералу, занявшему обитель. Его солдаты пытались творить кощунства в монастыре, но святой предупредил Богарне о том, чтобы он остановил бесчинства и относился к святыням обители с благоговениям - тогда Господь сохранит его и в войне. Генерал не сразу понял, кто был пришедшим к нему иноком, и узнал его лишь по иконе. Действительно, сохранив монастырь, Богарне и сам выжил в проигранной Францией войне. Эту историю он рассказал и русским военачальникам.



Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде

Строительство монастыря было завершено около 1405 года: трудами и молитвами святого, при участии Звенигородского князя в обители были воздвигнуты несколько храмов, сохранившихся по сей день жемчужин древнерусской архитектуры. Кроме того, для росписи церквей и создания иконостаса храма был приглашен преподобный Андрей Рублев - также инок Троице-Сергиевой обители. Возможно, это был один из первых иконописных опытов святого Андрея, позже расписывавшего Успенские соборы Владимира и Москвы - ключевые храмы Руси, ставшего автором величайшего шедевра древнерусской иконописи - Святой Троицы.


Монастырь в древние времена находился в стратегически важном для Московской Руси месте, защищая ее с запада. Здесь часто молились царя и великие князья от Ивана Грозного до Алексея Михайловича.


Интересно, что знаменитая «Рублевка», Рублево-Успенская трасса обязана своим появлением монастырю святого Саввы. Она была проложена для царского богомолья - посещения обители уже после смерти святого Саввы.


В годы гонений на Церковь при большевиках обитель, претерпевшая многие войны и трудные времена, была закрыта. Огромный колокол, ставший одним из «вестников Звенигорода» - этот город назван так по колокольному звону, прославившему его - был разбит. Обитель то превращали в музей, то размещали в нем разные учреждения.


Возрождение духовной жизни началось здесь в 1995 г. здесь проживают несколько десятков монахов. Возобновлена традиция большого крестного хода в день памяти святого Саввы.



Источник и скит святого Саввы Сторожевского в Троице-Сергиевой лавре

Для глубокой сердечной молитвы в уединении преподобный Савва любил удаляться из обители. В Звенигородском монастыре он имел келью в пещере, ископанной в овраге. Сейчас здесь стоит церковь, построенная в 1870 году в память святого, а неподалеку бьет источник.


Еще один источник находится у стен Троице Сергиевой лавры. Если идти направо от ворот обители, пройдя мимо пруда, точней и Звонковой башен, можно увидеть небольшую деревянную часовню, освященную честь святого Саввы. Под ней бьет родник, появившейся по молитве святого из-под земли в период его игуменства в обители.


Вода в обоих источниках двух обителей целебная. Есть свидетельства об исцелениях после окунания в эти источники с молитвой. Также воду берут домой, пьют с благоговением и молитвой преподобному во исцеление души и тела.



Почитание святого Саввы Сторожевского

Мощи святого Саввы были обретены нетленными 19 января 1652 года. Сегодня они пребывают открыто для всех в соборе Рождества Богородицы Сторожевской обители, справа от Царских врат. Во времена гонений на Церковь они были увезены из обители и вновь возвратились в нее лишь в 1998 году. Для того, чтобы к ним приложиться, многие совершают паломничество в обитель.


Праздник в честь преподобного Саввы установлен соборным определением 1549 г.. 3 декабря - отмечается преставление святого Саввы в 1407 году.


Также днями памяти святого является


19 января - обретение мощей преподобного (1652 год).
30 июля - перенесение мощей игумена Звенигородского Саввы в обновленную сень (1847 год).
23 августа - второе обретение мощей преподобного Саввы и перенесение их в возрожденный Саввино-Сторожевский монастырь (1998 год).


В эти дни совершаются особо торжественные богослужения в обители и в храмах, освященных в честь преподобного, а также во всей Московской области, где особо почитается преподобный как заступник края. Образ святого выносится на середину храма, накануне совершается Всенощное бдение, в сам день памяти - торжественная Божественная литургия. Также могут совершаться молебны с акафистом святому. В эти дни за богослужениями поются особые краткие молитвы - тропари и кондаки святому. Их также можно читать по памяти и онлайн в любые трудные или опасные моменты жизни:


В пустыне ты стал ростком добра, преподобный Савва: с юности ты чисто жил, духовному учителю твоему, преподобному Сергию, следуя, и его назиданиями ум к небу поднимал, твоей обители наставником мудрым стал, потому и Христос прославил тебя чудесами, как яркий светильник благодати Своей Савва, отец наш, моли Его о спасении душ наших.
С юностью ревностью о Боге ты горел, любил чистоту жизни и презирал мира этого красоту и суету, следовал своему умудренному Богом учителю, святому Сергию, в трудах и бдениях, посте и молитве, и подвигах. На реку Сторожу ты пришел ради безмолвия и строгости духовной, стоя же и не засыпая в подвигах ради Бога, получил разумение Божие, видел и козни демонов, и их нападения отражал, озарение Святого Духа принял, сияя как звезда пресветлая всем людям, Господу верным. Потому почитаем тебя как премудрого и светозарного предстоятеля и пастыря стаду овец православных, светом твоим просвещая и всех, приходящих к тебе с верой, отец наш Савва, молись ко Господу Иисусу Христу, да спасет Он души наши.



В чем помогает святой Савва Сторожевский

Святому Савве Сторожевому молятся о многих нуждах. В обители всегда немало паломников со всей России и даже из других стран. В Православии есть традиция молиться каждому святому, прося его о том, в чем он прославился при жизни или чудесами посмертными. Святого Савву просят:


  • О хорошей работе и карьерном росте - ведь сам он многими подвигами получил несколько начальственных постов;

  • Об избавлении от трудностей на работе;

  • Об укреплении веры;

  • О спасении в опасности и трудных обстоятельствах - ведь святой спас царя даже от разъяренного медведя;

  • Об исцелении в болезнях - после смерти преподобный Савва после молитв к нему исцелял многих иноков и паломников его обители;

  • О чистоте души и тела.

  • Как и любому святому, ему молятся также о помощи в избавлении от грехов и пороков, о силе воли, об искренней молитве без лени.

Молитву святому преподобному Савве Сторожевскому можно читать онлайн по тексту ниже:


О чествуемый всеми, святой начальник обители Сторожевской, ныне же Небесного Иерусалима гражданин, ставший сам обителью Пресвятой Троицы, преподобный отец наш Савва! Ты имеешь великую силу перед Милостивым Владыкой Богом молиться о братии обители твоей и всех духовных детях твоих, которых по духу усыновляешь. Не промолчи в ответ на молитвы наши, но сам ко Господу за нас проси, не отвернись от людей, почитающих тебя с верой и любовью.
Попроси у Царя над всеми царями, Господа Иисуса Христа, мир Церкви нашей, под знамением креста борющейся с духами злобы, будь ходатаем обо всех нас: даруй архиереям величие и святость, монахам добрую помощь в подвигах аскетических; святой обители твоей, городу и всем городам и странам мира охрану; миру всему безмятежность и покой, избавь всех от голода и гибели; старым и больным людям подай утешение и укрепление сил, юношам и младенцам помоги в вере не сомневаться, в учении Христа возрастать, в чистоте и целомудрии быть; вдовам и сиротам будь милостивым заступником, пленникам подай радость и возвращение в дома их, немощным даруй исцеление, малодушным спокойствие, заблудшим с пути истинного дай исправление, согрешившим сознательно или по невниманию - раскаяние, а всем, нуждающимся в помощи благодатной, поддержку своевременную.
Не разочаруй нас, к тебе с верой приходящих, помогай нам, как отец добрый детям, нести крест, данный нам в жизни, как данный Самим Христом, - с благодушием и терпением, помоги каждому завершить жизнь свою в мире и покаянии и с крепкой надеждой на милосердие Божией переселиться в селения небесные. Там и ты после трудов и подвигов пребываешь с Ангелами и всеми святыми и вечно славишь Бога во Пресвятой Троице Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.


Молитвами преподобного Саввы да хранит вас Господь!


САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, был учеником святого Сергия Радонежского. О рождении и юношеских годах его сведений не сохранилось. Житие святого было составлено иноком Маркеллом (будущим игуменом Новгородского Хутынского монастыря) по поручению митрополита Макария в середине XVI века. К тому времени, как писал сам Маркелл, уже никто не знал, где и когда родился святой: «Мы же о рожении и о воспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше».

Неизвестно и то, когда и откуда пришел он в монастырь к святому Сергию. Во всяком случае, это произошло задолго до 1381 года, потому что к этому времени Савва был уже опытным иноком, весьма авторитетным среди братии. Житие святого рассказывает, что, руководимый своим великим наставником, он пребывал в совершеннейшем послушании ему и всю свою жизнь проводил в строгом воздержании и непрестанной молитве. Инок любил безмолвие и избегал бесед с другими; поэтому долгое время он казался всем простецом, хотя разумом превосходил многих, кичившихся своим умом. Преподобный Сергий, видя успехи своего ученика в духовной жизни, сделал его духовником (исповедником) всей братии монастыря.

В 1380 году на поле Куликовом была одержана великая победа Руси над татарами. Великий князь Дмитрий Иванович, памятуя о благословении преподобного Сергия, данном ему перед началом битвы, поспешил навестить игумена. Он рассказал ему о битве и поблагодарил игумена и братию за горячие молитвы. Помимо прочего, Дмитрий вспомнил о своем обещании, данном еще перед войной с татарами: построить монастырь, и обратился к преподобному Сергию за помощью в этом деле. Сергий с радостью постарался помочь великому князю. Он обошел много пустынных мест, подыскивая подходящее для строительства монастыря. Место такое было найдено в 40 верстах от Троицкого монастыря, на уединенном острове, образованном речками Дубенкой, Дубною и Быстрицей. Вскоре здесь был основан Успенский монастырь. Настоятелем монастыря Сергий избрал своего ученика Савву. Великий старец благословил его и сказал: «Бог да поможет тебе, чадо, да подаст тебе усердие и силу и да руководит тобою на пути ко всему благому и полезному».

Более десяти лет пробыл Савва настоятелем Дубенского монастыря. Будучи игуменом, он продолжал вести самую суровую жизнь: изнурял себя постом, избегал сытной и вкусной пищи, никогда не носил мягких одежд. Часто братия слышали, как он проливал горькие слезы и со стонами сокрушался о своих грехах.

25 сентября 1392 года преставился учитель преподобного Саввы святой Сергий. Еще за полгода до кончины великий старец избрал преемником своего ученика Никона. Однако вскоре после преставления святого Никон решил отказаться от игуменства: он принял затвор, желая пребывать в совершенном безмолвии. Братия обратились с просьбой к преподобному Савве принять на себя игуменство в Троицком монастыре, и после долгих уговоров преподобный согласился. Он вернулся в обитель и в течение шести лет руководил монастырем, во всем подражая святому Сергию. По прошествии шести лет Савва оставил управление обителью. Братия вновь возвели на игуменство преподобного Никона, Савва же остался в монастыре, желая пребывать в безмолвии и трудах.

Вскоре после этого в обитель приехал князь Юрий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, князь Звенигородский. С Троицким монастырем князь Юрий был связан тесными духовными узами: он приходился крестником самому Сергию Радонежскому, а преподобный Савва был его духовником. Юрий упросил своего духовного отца посетить его дом и благословить домашних. Савва согласился и отправился в Звенигород, думая вскоре вернуться в Троицкую обитель. Однако в Звенигороде князь Юрий стал настойчиво упрашивать его навсегда остаться в его отчине, устроить монастырь близ Звенигорода и игуменствовать в нем. Князь заранее облюбовал место для монастыря - на горе «Сторожи», или Сторожевской, в полутора верстах от Звенигорода. Место это полюбилось и преподобному Савве. Помолившись, он согласился остаться здесь. В короткое время была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, поставлены келии и собралась братия. По образцу Троице-Сергиева монастыря преподобный принял общежительный устав. Так устроился монастырь, получивший впоследствии название Савво-Сторожевского.

В 1399 году князь Семен Суздальский привел к Нижнему Новгороду татарского царевича Ентяка с тысячей татар. Татары обступили город и трижды приступали к нему. Нижегородцы же храбро защищались, хотя и несли тяжелые потери от татарских стрел. Наконец, люди заключили с татарами мир. Однако когда мир был уже заключен, татары вероломно нарушили его и разграбили город. Услыхав это, великий князь Василий Дмитриевич отправил против поволжских татар рать во главе со своим братом Юрием Звенигородским.

Накануне выступления князь Юрий Дмитриевич пришел в Сторожевскую обитель к своему духовному отцу испросить у него благословения на брань. Святой помолился и, взяв честный крест, осенил им князя, сказав: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою. Врагов своих ты одолеешь и, благодатию Божией, здравым возвратишься в свое отечество!» И пророчество святого сбылось. Русская рать во главе с князем Юрием разбила татар и взяла их города - Болгар, Жукотин, Казань и другие, и с богатой добычей возвратилась домой. С этого времени, рассказывает Житие, князь Юрий еще больше стал почитать преподобного и сделал щедрые пожертвования в его монастырь. В 1405 году на средства князя был построен сохранившийся доныне великолепный белокаменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы - один из признанных шедевров средневекового русского зодчества.

Между тем слава о монастыре преподобного Саввы росла. Все большее число иноков приходило к нему. Избегая земной славы, преподобный удалился от братии и в версте от монастыря, в глубоком овраге, под сенью густого леса, выкопал себе пещерку, где в уединении и безмолвии молился Богу. Несмотря на преклонный возраст, он не переставал трудиться для обители: сам носил воду и старался делать всю работу, которую надлежало исполнять иноку. Предание рассказывает, что игумен собственными руками выкопал колодец под горою, из которого братия впоследствии брали воду для обители.

Почувствовав приближение смерти, преподобный собрал братию, преподал им последние наставления и избрал своим преемником своего ученика, также по имени Савва. Скончался святой старец 3 декабря 1407 года.

Рассказывали, что спустя много лет после преставления, при великом князе Иване III Васильевиче, святой явился в сонном видении игумену Сторожевской обители Дионисию, бывшему искусным иконописцем, и при этом сказал ему: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». «Кто ты, господине, и как твое имя?» - спросил в недоумении Диониисий. Савва назвал себя. Дионисий призвал к себе старца Аввакума, который в молодые годы видел преподобного Савву, и расспросил его о том, как выглядел святой. Аввакум описал наружность святого, и Дионисий убедился, что ему, действительно, явился преподобный Савва. Вскоре он написал икону преподобного; с этого времени при гробе святого стали совершаться чудеса. Так началось церковное прославление преподобного Саввы Сторожевского.

Преподобный игумен Савва прославился как великий чудотворец. Множество совершенных при его гробе чудес не поддается подсчету. Приведем лишь два из них. Однажды в монастырь преподобного приехал сын боярский Иван Ртищев; он привез своего больного сына Георгия, который не мог вымолвить ни слова. Усердно помолившись Богу и попросив помощи у преподобного Саввы, Ртищев влил в уста сыну немного монастырского кваса. И произошло чудо: больной тотчас заговорил и вскоре исцелился от болезни. Пораженный Ртищев попросил у игумена обители немного кваса для дома, ибо, сказал он, «в доме у меня множество болящих». Вернувшись домой, Ртищев исцелил многих своих домашних и слуг, а затем и сам исцелился монастырским квасом от своей застарелой болезни.

Еще более замечательное чудо произошло в 1812 году, во время войны с Наполеоном. Французы тогда заняли Москву, а принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона и вице-король Италии, стоял со своими войсками в Звенигороде. Его солдаты заняли для постоя Сторожевский монастырь и принялись грабить его, не щадя и церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат монастыря. И вот однажды вечером - позже принц Евгений и сам не мог вспомнить, во сне это было или наяву, - ему явился старец в черном иноческом одеянии и, приблизившись, произнес: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Войдя наутро в церковь и поглядев на икону преподобного Саввы, принц Евгений узнал старца. Устрашенный видением, он отдал приказ своим солдатам возвращаться в Москву. Храм же велел запереть своей печатью, чтобы все осталось в целости и невредимости.

Местное почитание преподобного Саввы, как уже было сказано, началось вскоре после его смерти. А в XV или в первой половине XVI века он был официально причтен Церковью к лику святых. В 1652 году, в царствование Алексея Михайловича, произошло торжественное открытие мощей преподобного. Рассказывали, что этому предшествовало еще одно совершенное им чудо: охотясь в звенигородских лесах, царь Алексей Михайлович однажды подвергся нападению огромного медведя; зверя прогнал некий старец, назвавшийся Саввой, иноком Сторожевской обители. Но тогда в обители не было инока с таким именем; взглянув позднее на образ преподобного, царь понял, кто был его спасителем. В 1680 году сын Алексея Михайловича, царь Федор Алексеевич, переложил святые и нетленные мощи из дубовой гробницы в серебряную позлащенную раку.

Церковь празднует память преподобного Саввы Сторожевского 3 (16) декабря и 19 января (1 февраля).

СОСТАВЛЕНО В ОСНОВНОМ ПО:

Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII в.) / Материалы для истории Звенигородского края. Вып. 3. М., 1994;

Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992.

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Отец Савва Эсфигменит Одним из самых близких друзей отца Тихона был благочестивейший отец Савва, стяжавший непрестанную молитву и достигший высокого духовного состояния. Отец Савва, будучи еще отроком четырнадцати лет, оставил своих родителей и родину - Филиппиаду - и

Из книги Святые южных славян. Описание жизни их автора (Гумилевский) Филарет

12 ч. СВ. САВВА, архиепископ сербский. У великого жупана Сербии Стефана Немани были два сына – Стефан и Волкан; но родителям хотелось еще иметь сына и по молитве их родился им сын Ростислав13). Желанному сыну дано было прекрасное образование; на 15 году Ростислав получил в

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Савва Вишерский, преподобный Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине Тверского княжества. Его отец Иван Васильевич Борозда происходил из благородного и славного рода, отличавшегося в боях воинскими доблестями. Еще в самых юных летах Савва отличался

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Савва Сторожевский, Звенигоровский чудотворец, преподобный Прп. Савва Звенигородский был одним из учеников прп. Сергия, Радонежского чудотворца. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к прп. Сергию и

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Савва Крыпецкий, преподобный Преподобный отец наш Савва родился не в Русской земле. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли в богохранимый град Псков, другие же - что от горы Афонской. Сперва он поселился на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова,

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Савва Готфский, мученик Святой мученик Савва, по происхождению готф, жил в IV веке. В то время среди готфов проповедовал христианство епископ Вульфил. Среди многих крестившихся был и святой Савва. Св. Савва, проживая в Готфии среди рода лукавого и развращенного, явился как

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский (+ 1407) Память его празднуется 3 дек. в день преставления, 19 янв. в день обретения мощей и 6 июля вместе с собором Радонежских святыхПрп. Савва родился в 1327 г. Он пришел к прп. Сергию двадцатилетним юношей и был одним из

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Преподобный Киприан Сторожевский (XVI в.) Память его празднуется 26 авг. в день памяти его наставника - прп. Адриана, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхБыл предводителем разбойничьей шайки, вразумлен и обращен к Богу прп. Адрианом Ондрусовским

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Саввино-Сторожевский монастырь До него ехать примерно столько же, сколько до Троице-Сергиевой Лавры. Только к ней надо ехать от Москвы по Ярославской железной дороге, а к Саввино-Сторожевскому монастырю - по Белорусской. Монастырь перенял от Древней Руси название

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Поучение 3-е. Преп. Савва Сторожевский (Уроки из его жизни: а) клевета есть тяжкий грех и б) ходатайство святых имеет великую силу) I. Преп. Савва Звенигородский, память коего совершается ныне, был ученик и постриженник преп. Сергия Радонежского. По просьбе звенигородского

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Савва Сторожевский (+1407) Савва Сторожевский (Савва Звенигородский; ум. 16 декабря 1407) - преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

САВВА, преподобный Звенигородский постриженик и ученик св. Сергия Радонежского. Он монашествовал сперва в обители св. Троицы, где даже был, но не долго, игуменом. Удалясь оттуда в пустыню, лежащую на Москве реке, устроил там келью, и отшельником проводил жизнь в посте и

Из книги автора

САВВА, преподобный Крыпецкий Псковский чудотворец; кто был родом, неизвестно; прибыл в Россию около половины XV века, как полагают, из Сербии или с Афонской горы, и поселился близ города Пскова, в монастыре Пресв. Богородицы, что на Снятной горе, и был там несколько времени в

Из книги автора

САВВА, преподобный Вишерский уроженец Кашинский, происходил от рода дворян Бороздиных. С юных лет приняв иноческий сан, он отошел в пустыню на реку Вишеру, в семи верстах от Новгорода, и там, по благословению архиепископа Новгородского Симеона, построил (1418 г.) деревянную

Из книги автора

САВВА, преподобный Печерский мощи его почивают открыто в пещерах Антониевых; когда преставился, неизвестно. Житие Саввы в Патерике не описано; память его совершается в Киевопечерской лавре 24 апреля (277) Пат. Печ. Опис. Киев.

Из книги автора

Прп. Киприан Сторожевский, бывший разбойник († после 1598), память 16 сентября, 27 мая Это либо тот самый атаман разбойников, что держал в заложниках преподобного Адриана Ондрусовского – ученика Александра Свирского, либо предводитель другой шайки, разбойничевшей в оятских

Преподобный Савва Сторожевский возлюбил Христа с малых лет. Постриг он принимал от преподобного Сергия Радонежского .

Уже будучи иноком, Савва с особенным рвением боролся с соблазнами и в добродетелях старался быть первым, зная о небесных благах уготованных Господом угодникам Его. Инок Савва для всех выглядел простым и не образованным, но мудростью был выше многих считавших себя мудрыми, - первым в церковь входил и последним выходил из нее, - таково было его умиление, что не мог он сдерживаться от рыдания во время службы божественной. Отцы видя такое умиление удивлялись и славили Господню благодетель.

Благодаря высокой духовной опытности Савва снискал большое уважение окружающих. В скором времени его назначили духовником братии. Дополнительно, он иногда исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в своих добродетелях, игумен Савва стяжал себе уважение князей и известность по всей земле Русской. Боголюбивый князь Георгий (в миру Юрий) Дмитриевич приехал в монастырь преподобного Сергия к блаженному Савве и уговорил его образовать в своейвотчине на подобающем для того месте собственную обитель. Таким образом Савва покинул обитель преподобного Сергия и переселился в пустынное месте на возвышенности. Место это находилось в верховьях Москвы-реки, рядом с городом Звенигород и называлось Сторожи. Именно на этом месте преподобный и решил организовать обитель свою. Жил святой Савва в полном безмолвии и отдалении от всех, стойко перенося все капризы природы в одиночку с Господом в сердце и молитвой на устах. Как водится молва о подвигах святого жития его быстро распространилась по округе и потянулись к святому иноки и миряне со всех окраин. Желание у них было лишь одно, чтобы руководил преподобный Савва жизнью их духовной. Всех, кто приходил преподобный встречал с любовью, был примером смирения и трудолюбия. Савва сам носил воду с реки, поднимаясь в высокую гору и исполняя прочие труды по хозяйству. Такими поступками он хотел приучить к труду братию, чтоб не теряли они дней отпущенных на земле в праздности, которая есть мать всех пороков.

Позднее, князь Георгий Дмитриевич, предложивший преподобному Савве саму идею создания обители выделил ему средства на воздвижение храма. И был построен храм, освещенный во славу Рождества Пречистой Богоматери. Стала процветать обитель великая, направленная на спасение души всякого в ней пребывающего. Добрый пастырь был Савва в этой обители для паствы Христовой. И взойдя на духовную пажить , утвердился он в добродетелях великих.

Вся жизнь святого просияла добродетелями, так что Богу угодно было во время земной жизни Саввы наградить его даром провидения. Князь Георгий Дмитриевич в 1399 году должен отправиться на войну супротив булгар. До выступления в путь посетил он монастырь преподобного Саввы и испросил благословения его. Старец, прочитав молитву благословил его крестом, и предсказал: «Иди, смело, благоверный князь, и прибудет с тобой Господь, помогая тебе! Всех недругов своих победишь и по волии Христовой здоровым в свое Отечество вернешься».

Взяв позднее командование над великокняжескими полками, Георгий благословенный старцем выступил на неприятеля. Три долгих месяца вел он сражения и из всех битв вышел победителем. Вернувшись домой первым делом Георгий поспешил в святое пристанище преподобного старца и вознес благодарение Богу, даровавшего победу ему по молитвам святого отца обители Сторожевской.

Дожив до седин, святой Савва Строжевский тяжело заболел и, собрав всю братию, довольно учил их в Писаниях Божественных, напоминая о важности хранить чистоту телесную и молиться неустанно. Далее преподобный старец, назначил в игумены своего ученика, наказав всем быть у него в повиновении и послушании. Преподав мир всем и прощальное целование, старец Савва, святой Богоугодник в добром исповедании отдал свою чистую душу в руки Господа в третий день от начала зимы.

Новость о преставлении преподобного мгновенно облетела все окрестности. Абсолютно все православные жители Звенигорода с любовью великой собрались на проводы в последний путь святого угодника, на руках неся больных и увечных. Проведя надгробное пение, с почестями упокоили Савву Сторожевского в храме Рождества Пресвятой Богородицы, созданным им при жизни.

Мощи преподобного Саввы даже в наши дни являют чудодейственные исцеления каждому, кто с верой придет поклониться им, во славу Господа нашего Иисуса Христа, через угодников Своих творящего дела свои, а по преставлении - чудеса свои.
Празднование Савве Сторожевскому, как святому установлено было на Московском Соборе в 1547 году и проводится 3.12/16.12. Первое обретение святых мощей состоялось 16.01/01.02 1652. Второе обретение 23.08.1998. 17.07/30.07 отмечается перенос мощей преподобного под новую сень , произошедший в 1847 году.

Преподобный Савва Сторожевский хорошо известен на Руси, этот чудотворец прославился своей богобоязненностью и мудростью. Еще при жизни он являлся одним из самых первых последователей Сергия Радонежского и считался его учеником. Но о нем самом сохранилось очень мало достоверной информации. Многие считают, что это связано с тем, что старец жил более тысячи лет назад. А потому его жизнеописание делалось по воспоминаниям монахов и иноков, которые сами встречались с преподобным. В последующие годы житие преподобного Саввы Сторожевского было написано самим Александром Пушкиным. Русский поэт был вдохновлен тем, что он узнал о старце, и даже приезжал в храм близ Звенигорода, чтобы поклониться его мощам. Из нашей статьи вы узнаете о том, чем снискал себе уважение преподобный Савва Сторожевский, и чудесах, которые он творил при жизни и после смерти.

Юные годы будущего святого

О месте и дате рождения преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского ничего не известно. Эти данные были утеряны еще при его жизни, однако у историков есть все основания полагать, что чудотворец происходил из знатного боярского рода. На это указывают некоторые косвенные факты, но опровергнуть или доказать их пока не удается.

В самом юном возрасте Савва (впрочем, это имя он получил уже после пострига) изъявил желание служить Богу и возлюбил его больше всего на свете. Ради этого он самолично пришел к Сергию Радонежскому и принял постриг в качестве его послушника.

Целыми днями преподобный проводил в воздержании, молитвах, а также пел в церковном хоре. Савва регулярно изучал церковную литературу и был целиком послушен своему наставнику. Известно, что с самого раннего утра еще до рассвета он приходил в храм на службу и выходил из его дверей позже всех.

Преподобный Савва Сторожевский избегал частых бесед и большую часть времени предпочитал проводить в тишине и безмолвии. Из-за этого братья недооценивали его мудрость, считая молодого послушника недалеким и косноязычным. Однако в действительности Савва превосходил мудростью многих, кто жил вместе с ним в Троицком монастыре.

Преподобный Сергий высоко ценил богобоязненность своего послушника и считал его одним из лучших своих учеников. В последние годы жизни он практически отошел от дел монастыря, поставив на его управление Никона. Однако тот пробыл во главе храма недолго, изъявив желание остаться в уединении. И тогда выбор однозначно пал на преподобного Савву Сторожевского.

Управление монастырем

В должности игумена преподобный Савва Сторожевский Звенигородский пробыл около шести лет. Известно, что в эти годы Троицкий монастырь процветал, а однажды по возле него забил источник с чистейшей водой.

Свою деятельность, управляя монастырем, он вел, как и его прежний игумен Сергий Радонежский. Во многом Савва придерживался его мировоззрений и разделял все его взгляды.

По истечении шести лет преподобный решил отказаться от своего почетного поста и полностью погрузиться в служение Господу. Он остался жить в Троицком монастыре, но практически все время проводил в уединении и горячих молитвах. С братьями он почти не общался, и те ожидали, что вскоре старец примет обет безмолвия.

Исход из Троицкого монастыря

В один из дней в монастырь специально к преподобному прибыл князь Георгий Димитриевич. Он всегда очень тепло относился к Троицкому монастырю и являлся крестным сыном самого Сергия Радонежского. Савва Сторожевский с ранних лет был духовником князя и часто виделся с ним.

Георгий Димитриевич был очень набожным человеком и приехал уговаривать своего духовного наставника отправиться в Звенигород и устроить вблизи города новую обитель. Намерения князя были чисты, к тому же он уже выбрал походящее место для нового храма. Им должна была стать гора Сторожи, располагающаяся совсем рядом с городом.

Видя, что слова князя горячи и искренни, преподобный согласился покинуть монастырь и направиться в Звенигород. Кстати, многие историки полагают, что Савва Сторожевский был родом из этих краев. Поэтому он охотно согласился вернуться в родные места и последовал за благочестивым князем.

Создание новой обители

Если верить летописным записям, то преподобный поднялся на гору с иконой Богородицы. На самой вершине он установил образ и обратился к Божьей Матери с горячей молитвой. Со слезами на глазах старец просил ее о помощи в новом деле и благословении любых начинаний. Собственными руками чудотворец при содействии Георгия Димитриевича построил небольшую деревянную церковь. Рядом он возвел скромную келью для себя и остался жить на горе.

Вести о святом и его праведной жизни быстро разлетелись по Руси, и на гору потянулись люди, желающие служить Богу и проводить дни в молитвах. Преподобный не отказывал в крове никому из пришедших. Каждого он принимал с любовью и благословлял на монашеский подвиг.

Вскоре вокруг него собралось довольно много людей, и Савва Сторожевский создал монашескую обитель, став ее игуменом. На этом посту он ежедневно показывал пример смирения, терпения, воздержания и трудолюбия.

Он учил своих братьев трудиться каждый день и не проводить ни минуты в праздности. Даже в преклонном возрасте игумен сам носил воду из источника в гору и делал все, что было необходимо для себя и монахов.

Строительство храма в честь Рождества Богородицы

В конце четырнадцатого века князь Георгий отправился на битву с войском Золотой Орды. Перед выступлением он обратился за благословением к преподобному. Тот произнес молитву и отпустил князя с миром. Вернувшись с победой, Георгий поблагодарил старца, но тот, будучи очень скромным, посоветовал ему вознести хвалу Богу и быть милосердным ко всем вокруг. Пораженный мудростью преподобного, князь начал делать щедрые пожертвования в обитель, благодаря чему на месте скромной церквушки был возведен красивый каменный храм. Несмотря на то что обитель разрасталась, ее игумен оставался очень скромным человеком и опасался земной славы. Однако еще при его жизни многие простые люди стали называть ее храмом преподобного Саввы Сторожевского.

Последние годы жизни старца

Со временем в обитель Саввы стали приходить люди из разных городов. Одни становились иноками и просили его наставничества, а другие обращались к чудотворцу за советами и руководством. Для того чтобы избежать земной славы, преподобный покинул свой монастырь и ушел в лес. Там он выкопал небольшую пещеру, где и проводил дни в молитвах и разговорах с Богом. Однако и это старец считал малым вкладом в дело служения Творцу. Своими руками он вырыл колодец для того, чтобы у братьев всегда была свежая вода, и часто приносил ее в монастырь сам. Даже будучи в преклонном возрасте чудотворец полностью обеспечивал себя всем необходимым и продолжал трудиться на благо обители.

Чувствуя приближение смерти, старец созвал всех братьев и начал наставлять их. Он советовал им быть смиренными, поститься и непрестанно молиться. Назвав своего преемника, преподобный спокойно отошел в мир иной. Его тело захоронили в построенном на пожертвования князя храме.

Икона преподобного Саввы Сторожевского

Первые образы святого появились спустя десятилетия после смерти игумена. Известно, что после написание первого лика у мощей преподобного начали происходить чудеса. Да и сама история создания его иконы является чудесной.

Согласно легенде, игумен Дионисий, который в тот момент управлял Звенигородской обителью, славился своим умением писать иконы, однажды ночью увидел старца, приказавшего ему написать его образ. Дионисий был удивлен и спросил имя пришедшего. Наутро он приказал послать за одним из братьев, который когда-то был лично знаком с Саввой. Тот подробно по памяти описал его, и игумен узнал в словесном портрете того старца, который пришел к нему во сне. Он исполнил повеление чудотворца и написал икону. После этого почитание святого усилилось, а на его могиле начали происходить разные чудеса.

Чудеса у мощей святого

О чудесах преподобного в народе говорят очень много. В разные времена происходили самые невероятные события, связанные со святым старцем. Мы расскажем читателям лишь о некоторых из них.

Широко известна история об исцелении Однажды на могилу старца приехал боярин со своим немым сыном. Они горячо молились у мощей Саввы, а после боярин попросил у братьев кваса, который они сами готовили в обители. Буквально после первого глотка сын боярина начал говорить, что мгновенно было признано чудом. Возблагодарив святого, боярин взял квасу домой и вылечил им всех своих домочадцев, страдавших от тех или иных болезней.

О спасении святым царя Алексея Михайловича тоже знают многие православные. Во время охоты царь заблудился и долго пытался выйти на тропу. Пробравшись сквозь чащу, он выбрался на поляну, где ему навстречу бросился медведь. Неизвестно, чем закончилась бы эта история, если бы из-за деревьев не вышел старец. Он прогнал зверя и растворился в воздухе. Пораженный царь, добравшись до своей свиты, решил поблагодарить Бога за чудесное спасение. Ближайшим храмом оказался Сторожевский монастырь, зайдя в который, царь сразу же увидел икону с изображением загадочного старика, которого он лицезрел в чаще. В дальнейшем Алексей Михайлович открыто покровительствовал обители и не раз бывал в ней.

Однако самым известным чудом считается история, произошедшая с пасынком самого Наполеона. Во время войны он со своим войском обосновался в Звенигородской обители, и ночью к нему явился старец, рассказавший принцу, что сохранит ему жизнь, если монастырь не пострадает и не будет разорен.

Наутро принц покинул обитель и действительно остался жив, а в дальнейшем он даже породнился с царской семьей и прожил в России долгие годы.

Преподобный Савва Сторожевский: в чем помогает

Православные часто интересуются тем, с какой просьбой можно обратиться к святому. Ведь известно, что каждый из канонизировнных старцев помогает в каких-то определенных делах. Савва Сторожевский чаще всего помогает исцеляться от различных физических и душевных болезней.

Среди его чудес было много спасений людей от неизлечимых заболеваний. Некоторые из них были одержимы, другие - слепы или глухи, а третьи - спасались молитвой от всевозможных немощей.

Поэтому если вы просите за здоровье своих близких, то приходите к иконе старца и обращайтесь к нему с горячей молитвой.

Молитва преподобному Савве Сторожевскому

Для того чтобы просьба к святому была быстрее услышана, обратитесь к нему со специальными словами. Молитву чудотворцу мы приводим в полном варианте.

Акафист

В разных ситуациях православные могут кроме молитвы читать еще и акафист преподобному Савве Сторожевскому. Его текст мы не можем привести полностью, но начало обязательно приведем:

Если вы окажетесь вблизи Звенигорода, то обязательно загляните в монастырь, когда-то созданный преподобным. Поклонитесь его мощам и попросите за своих родных, ведь старец никогда и никого не оставляет без помощи и поддержки.

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение.

В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностью боролся со страстями и упражнялся в добродетелях. Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми, — прежде всех входил в церковь и после всех из нее исходил, — такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога.

За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы-реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители. Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.

Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.

И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения. В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего, великого князя, идти на войну против булгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».

Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.

Достигнув преклонных лет, святой Савва впал в болезнь и, созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении.

Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца.

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великой любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 (16 — по новому стилю) декабря.

Первое обретение святых мощей состоялось 16 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 года.

17 (30 — по новому стилю) июля отмечается перенесение мощей преподобного Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1847 году.




Top