Безумный макс биография. Нормальный Макс

Персонаж или Макс Рокатански (Max Rockatansky) был придуман австралийским режиссёром Джорджем Миллером (George Miller). Герой, включая серию фильмов, обрёл культовый статус, весьма успешно популяризировав направление кинофантастики дизельпанк и породив массу поклонников представленного выдуманного постапокалиптического мира, чьё признание ярко выражено, например, в фестивале Wasteland Weekend.

Впервые персонаж появился на экране в 1979-ом году в ленте «Безумный Макс» («Mad Max»), что стала полнометражным дебютом бессменного режиссёра будущей франшизы. Зачатки идеи берут начало, когда автор работал над коротким метром в документалке со звучным неслучайным заглавием «Violence in the Cinema, Part 1», которую можно перевести на русский как «Насилие в кино, Часть 1». Так же для вдохновения Миллер немало провёл времени в больнице, будучи врачом на скорой помощи, наблюдая страшные последствия от дорожных аварий. Полученные впечатления требовалось выразить в ультражестоком скоростном боевике, но для большей достоверности событий было решено перенести действие в недалёкое антиутопическое будущее, описывающее гротескный мир упадка на краю экономического кризиса. Фильм погружал зрителя в австралийские пустоши, патрулируемые офицерами Основного Силового Патруля, представляющего из себя подобие полиции, постепенно отходящей в прошлое из-за набирающей силы анархии с отменой гражданского права. Одним из них был Макс Рокатански, с чьей семьёй жестоко расправилась банда мотоциклистов, натворившая немало и других жутких дел. Руководствуясь местью, наш герой начал расправляться с негодяями…

После выхода картина принесла феноменальную прибыль из-за разницы в скромных затраченных средствах и огромного кассового успеха. Если пытаться анализировать этот факт, то можно прийти к выводу, что идейно фильм в чём-то наследовал эксплуатационные мотивы плавно отмирающего грайндхауса направления постановок о байкерах, олицетворяющих этаких ангелов ада колесящих по дорогам, упивающихся полной свободой, насилующих и убивающих простых мирных граждан. Однако семя нехитрой и откровенно примитивной эксплуатации в руках талантливого режиссёра выросло в крепкий авто-боевик, опять-таки с тогда актуальной темой крутого мстителя против зарвавшихся обидчиков. Захватывающие погони, кстати, похвально выполненные без всяких компьютерных спецэффектов естественным образом, поражали драйвом, а уровень жестокости футуристического мира наполнял кадр особой стойкой брутальной атмосферой.

Интересна получилась и пропись центрового персонажа для будущих продолжений, гармонично вливающегося в общую концепцию вселенной: в первой части общество ещё живёт по трещащим по швам рамкам законов и Макс обладал семьей с домом, но потеряв этот корень, став преследующим безумцем, у которого после исполнения мести осталась лишь душевная пустота и такая же дорога в никуда, именно туда метафорично начал скатываться весь остальной мир. Таким он предстал в сиквеле «Безумный Макс 2: Воин дороги» («Mad Max 2»). Режиссёр полностью отменил всякие нормы морали, продолжив усугублять свою антиутопию, разжигая в ней террор и хаос, рассказывая о диких землях, где капля топлива дороже человеческой жизни, дорога изобилует бандами на гротескных автомашинах, предназначенных для охоты на новых жертв. Зритель становился свидетелем осады жестокими дикарями малой группы цивилизованного сообщества, охраняющего нефтяную вышку. Макс превратился в нелюдимого одиночку, ездящего на бывшем патрульном авто, вызвавшемся вывести людей в безопасное место за обещанное топливо, тем самым нажив себе врагов…

Уход целиком в постапокалиптические рамки, позволил автору усилить задатки оригинала по всем фронтам. Окунув человечество в этическую свободу после прогремевшей войны двух неназванных, но легко читаемых между строк «великих племён» под ядерные вспышки предполагаемого апогея Холодной войны, он выпустил на свет полное моральное разложение общества, породившее специфическую атмосферу фильма. Та самая скоростная австралийская дорога наполнилась невероятно колоритными бандами авто-панков будущего и такими же смертельно опасными машинами, чей общий облик прочно вошёл в массовую культуру с подражанием в иных картинах, видеоиграх или наличия откровенного цитирования где-либо. Безупречное трюковое шоу каскадёров на огромной скорости залилось яркими вспышками взрывов, тоннами покорёженного металла и кровью, подкрепляя идею фильма о безжалостной утопии тотального хаоса, упивающегося страшным безумием под рёв мотора.

Третья часть «Безумный Макс 3: Под куполом грома» («Mad Max: Beyond Thunderdome») обрела второго режиссёра Джорджа Огилве (George Ogilvie) – постановщика трюков из сиквела. История продолжила видоизменение выдуманного сумасшедшего мира в стадию перерождения общества в новую цивилизацию с грубыми, но уже правилами и законами, основанными на натуральном обмене. Пред нами открывался густонаселённый город Бартертаун в пустыне с налаженной инфраструктурой, куда попадал Макс, став этаким молчаливым сосредоточенным вольнонаёмным самураем будущего, ищущим себе хозяина, ну или хозяйку в колоритном исполнении Тины Тёрнер (Tina Turner), впоследствии исполнившей две песни в качестве саундтрека к фильму. Оказавшись в центре интриг управленцев сообщества, наш герой спустя изгнание, обрёл племя детей, став их защитником на пути к новому безопасному дому…

Имея знакомый колорит, лента всё-таки далеко отошла от предыдущей пары красочного шумного панк-безобразия. В ней нет больше упора на дорожные ужасы или каскадёрские автомобильные погони. Уровень жестокости так же ощутимо снизил обороты. Стал заметен курс на почти детскую фэнтазийную байку с футуристическим налётом в духе спилберговских масштабов с привлечением крупного бюджета и, само собой, бдительного надзора расчётливых продюсеров, а Макс быстро примерил на себя образ спасителя-няньки одичавших ребятишек, выросших вдали от грубости занёсённой песком дороги или испорченного города, чтоб метафорично замкнуть трилогию на обнадёживающем добром (ох, как это чуждо грубому брутальному боевику, каким он был раньше!) финале, настраивающем на идейный зачаток нового цивилизованного начала. Собственно, как понятно, те самые продюсеры постарались выручить побольше прибыли из картины, высокий взрослый рейтинг вдруг изменился на детский (!), скупой чёрный юмор превратился в сказочные вольности, автор начал осмысливать придуманную вселенную в ущерб зрелищу, и трилогия окончилась коммерчески успешно, но переродившись из крутого авто-триллера дуплетом в приключенческую фантастику или же фэнтези, постоянно меняя придуманный мир и его главного персонажа, бессменного играемого Мэлом Гибсоном (Mel Gibson), сумевшим достичь высот Голливуда, начав именно с этой роли.

Совсем скоро ожидается выход нового продолжения под названием «Безумный Макс: Дорога ярости» («Mad Max: Fury Road»). На радость зрителям, хоть произошла смена центрового актёра, режиссёр всё же не доверил свой пост никому иному, и главное – заявлен взрослый рейтинг, ведь по сюжету нас ждёт промежуточная история между оригиналом и сиквелом, а значит, ожидается авто-безумие, населённое дикими бандами на невиданных машинах, где ездит молчаливый хладнокровный воин футуристической дороги – Безумный Макс.

Фильмография персонажа:

  • Безумный Макс (1979) Mad Max
  • Безумный Макс 2: Воин дороги (1981) Mad Max 2
  • Безумный Макс 3: Под куполом грома (1985) Mad Max Beyond Thunderdome
  • Безумный Макс – ренегат (2011) Mad Max Renegade (короткометражный любительский)
  • Безумный Макс: Дорога ярости (2015) Mad Max: Fury Road

В мае 2015 года режиссер Джордж Миллер наконец представил зрителю четвертый фильм знаменитой франшизы о Максе Рокатански. Продолжение его приключений вышло на экраны спустя 30 лет с момента показа третьей части.

Картина была одобрительно встречена критиками и отмечена многими наградами. Среди них имеются шесть премий «Оскар». Главный герой и законы постапокалиптического мира остались прежними, а исполняющие ведущих персонажей актеры фильма «Безумный Макс» по понятным причинам изменились.

Том Харди

Роль в четвертом фильме досталась британскому актеру Тому Харди. Нашему зрителю он хорошо знаком по роли Имса в фильме «Начало». Также актер мог запомниться в образе Бейна - непримиримого врага Бэтмена в картине «Темный рыцарь: Возрождение легенды».

В киноленте «Выживший» он исполняет одну из ведущих и противоречивых ролей - охотника Джона Фицджеральда. По словам Тома Харди, роль Макса ему далась нелегко. Ведь ранее исполнявшие главные роли актеры фильма «Безумный Макс» уже давно ассоциируются у зрителя с этой историей.

Мел Гибсон

Напомним, что в трех предыдущих фильмах знаменитой франшизы роль главного персонажа Макса Рокатански исполнил неподражаемый Мел Гибсон. По словам режиссера, участие в съемках полюбившегося актера не давало франшизе дальнейшего развития. Вышла бы история о стареющем Максе. Поэтому опасения Тома Харди оказались напрасными. Его работа была высоко оценена критиками.

А другой образ героя оказался весьма органичным, поскольку история получила новый виток. Дело в том, что режиссер Джордж Миллер планировал закончить историю о славном воине дорог фильмом «Безумный Макс 3: Под куполом грома». Идея новых приключений Рокатански зрела 30 лет. Изменились условия игры в безумном мире, эволюционировал главный герой. Теперь ему придется сражаться за человечество в целом, а не только за пищевые и топливные ресурсы.

Шарлиз Терон

Знаменитая Шарлиз Терон исполнила роль военного начальника «Цитадели поселения подземных вод» - Фуриосы. Ее героиня не нуждается в защите? в отличие от персонажей, показанных в предыдущих картинах франшизы «Безумный Макс». Фильм, актеры и герои которых они играют, продолжают печальный рассказ о деградировавшем после бесконечных войн за топливные ресурсы мире. Но надежда есть.

Миссией Фуриосы является доставка молодых женщин из гарема диктатора цитадели Несмертного Джо к свободным «Зеленым землям», чтобы основать новую общину. Макс в силу обстоятельств становится участником этого задания. Скрываясь от преследователей и участвуя в сражениях, героям удается осуществить задуманное, но не так, как планировалось. Талантливая и оскароносная Шарлиз Терон знакома нашему зрителю по многим фильмам, среди которых: «Монстр», «Жена астронавта», «Адвокат дьявола», «Могучий Джо Янг», «Эон Флакс», «Сладкий ноябрь».

Николас Холт

Роль Накса, последователя Несмертного Джо, подосланного убить мятежную Фуриосу, а затем ставшего ее верным союзником, сыграл английский актер Николас Холт. Как и другие актеры фильма «Безумный Макс», он имеет довольно интересный внешний вид и убранство. Надо сказать, что за работу костюмеров и гримеров фильм получил одну из шести честно заслуженных премий «Оскар».

Роль в этом фильме - не первая работа актера, которую высоко оценили критики и публика. Зрителю этот молодой, но уже популярный артист хорошо запомнился главной мужской ролью в фильмах «Джек - покоритель великанов», «Тепло наших тел», «Равные». Также аудитории известна его работа в новой версии супергеройской трилогии «Люди Икс», где он играл мутанта Хэнка Маккоя по прозвищу Зверь.

Фильм «Безумный Макс»: актеры, роли

Роль главного злодея - полковника Джо Мура, известного как Несмертный Джо, исполнил австралийский актер и режиссер Хью Кияс-Берн. Это не первая его работа в знаменитой киносаге. В 1979 г. он уже был занят в фильме «Безумный Макс». Хью тогда играл Потрошителя главаря банды байкеров.

В роли Прелестной Анкхарт, одной из жен диктатора Несмертного Джо, снялась знаменитая супермодель Роузи Элис Хантингтон-Уайтли. Поклонникам популярной франшизы о трансформерах она известна благодаря главной женской роли в третьей части картины «Темная сторона Луны».

В завершение хочется пожелать всем приятного просмотра и насладиться трюками, спецэффектами, сюжетом и персонажами, которых блестяще исполнили актеры фильма «Безумный Макс: Дорога ярости».


То, что начиналось как амбициозный боевик режиссера Джорджа Миллера о полицейском-одиночке (которого сыграл Мел Гибсон), в итоге переросло в пост-апокалиптическую культовую сагу из четырех фильмов ("Безумный Макс" (1979), "Воин дорог" (1981), "Под куполом грома" (1985) и "Дорога ярости" (2015). Сегодня речь пойдет о любопытных фактах, которые мало кто знает о данной франшизе.

1. Режиссер Джордж Миллер работал врачом


Поскольку у фильма был очень маленький бюджет ($ 350 000), Миллер дополнительно собирал деньги, работая врачом скорой помощи, чтобы фильм все же был доснят. "Нам был выделен очень низкий бюджет и попросту в один прекрасный момент закончились деньги на редактирование и пост-продакшн, я потратил год на редактирование фильма у себя дома на кухне.

Байрон Кеннеди делал звуковое оформление тоже у себя дома, - впоследствии рассказал Миллер. - А потом я подрабатывал врачом скорой помощи на выходных, чтобы заработать деньги на дальнейшие съемки". Медицинская практика Миллера нашла отражение в фильме: Макс Рокатански назван в честь патологоанатомома Рокитанского.

2. Мел Гибсон пришел на кастинг за компанию


Гибсон был весь в синяках после недавней драки в баре с "половиной команды по регби", когда друг попросил подвезти его на кастинг "Безумного Макса". Поскольку агентство также проводило кастинг "фриков" для массовки, то сфотографировали даже Гибсона, который просто ждал своего друга. Его попросили вернуться, когда синяки пройдут. Гибсон приехал повторно и Миллер сразу же отдал ему главную роль в своем фильме.

3. Джордж Миллер платил малозначимым актерам пивом


Поскольку денег едва хватало, чтобы закончить фильм, Миллер предложил заплатить водителям машин скорой помощи, водителю трактора, а также некоторым из байкеров пивом (упаковками из 24 банок).

4. Банду байкеров сыграли настоящие байкеры


Чтобы сэкономить деньги на подготовке каскадеров, Миллер нанял для съемок настоящих профессиональных байкеров. Объявления о предстоящих съемках были развешены во всех местных барах и магазинах байков.

5. Сюжет "Безумного Макса-2: Воин дорог" навеян нефтяным кризисом 1970-х годов


Во время интервью The Daily Beast Миллер рассказал, как ему пришла в голову идея снять "Воина дорог". По его словам, все было так: "Я жил в очень красивом и благополучном городе, в Мельбурне. В это время разразился тотальный нефтяной кризис и единственными людьми, которые могли спокойно заправить бак бензином, были спасатели, пожарные, сотрудники больниц и полицейские. Всего через 10 дней в мирном городе раздались первые выстрелы и я подумал: "а что случилось бы, если бы в таких условиях прошло 10 лет".

6. У Мела Гибсона было всего 16 реплик в "Безумный Макс-2: Воин дорог"


После премьеры "Дороги ярости" в 2015 году, социальные медиа пестрели остротами относительно того, что Том Харди почти не разговаривал, а только хмыкал и отпустил пару острот. При этом все забыли, что в "Воине дорог" у Мела Гибсона было всего 16 строк диалога.

7. Гибсон заявил, что "Воин дорог" - его любимый фильм из цикла


В интервью Playboy Мел Гибсон рассказал, что из трех фильмов о безумном Максе ему больше всего понравилась вторая часть, "Воин дорог". "Это же элементарно, - объяснил известный актер. - Из фильма буквально брызжет его энергетика. Из-за бензина в нем не щадят никого: ни женщин, ни детей. Это тот же самый первый "Безумный Макс", только еще лучше. Мне кажется, что третий фильм не станет популярным".

8. Вдохновением для "Дороги ярости" послужил "Повелитель мух"


В 1985 году Миллер рассказал в интервью, как они разговаривали с Терри Хейсом о мифологии. По словам Миллера, "Терри утверждал, что в обществе, где у людей мало знаний, они имеют тенденцию быть более верующими. Другими словами, они берут фрагменты знаний или фактов и выстраивают их них очень сложные мифологические верования, объясняющие всю Вселенную.

Терри говорил, если бы существовало постапокалиптическое племя детей, которое бы владело лишь несколькими фрагментами знаний, то сюжет бы развивался подобно "Повелителю мух".

9. Тина Тернер была приглашена в "Под куполом грома" из-за...


Тине Тернер отдали предпочтение перед Джейн Фондой и Линдсей Вагнер на роль тетушки Энтити исключительно потому, что она воспринимается как довольно позитивный персонаж. Миллер сказал, что он хотел взять на роль "настоящую женщину.... с огромной харизмой... о которой говорят только хорошее".

10. Имена персонажей "Безумного Макса" намекают на их предыстори


Одной из самых своеобразных причуд франшизы Миллера стали странные имена персонажей. Как объяснил сам режиссер, одним из его требований было то, чтобы все в данной истории должны иметь какую - то индивидуальную предысторию. Причем это был не только каждый персонаж, но каждое транспортное средство, каждое оружие, каждый костюм и т. д.

11. Джордж Миллер - заядлый феминист


Это прекрасно видно по последней части франшизы, "Дорога ярости", при съемках которого для консультаций была приглашена автор "Монологов вагины" Ив Энцлер. А должна она была консультировать актрис о жестокости и насилии против женщин. Сам же Джордж Миллер в интервью заявил, что главным сокровищем в данной серии он выбрал не нефть, как в прочих, а женщин.

Остаётся лишь отметить, что Мел Гибсон, с которого в общем-то и начинался «Безумный Макс», входит в список .

В этой статье вы узнаете:

Макс Рокатански (Mad Max ) — персонаж фильмов «Безумный Макс». В трех первых фильмах его роль исполнил Мэл Гибсон. Последующая роль персонажа досталась Тому Харди.

Макс один из самых узнаваемых персонажей постапокалиптической фантастики прошлого века. Знаменитая трилогия восьмидесятых переносит нас в выжженную пустошь Австралии, где власть из последних сил пытается сохранить контроль над бандами головорезов. В роли одного из офицеров «Основного Силового Патруля» и предстает перед нами Макс.

Арт «Безумного Макса»

Доподлинно о мире «Безумного Макса» и о прошлом самого героя ничего не известно. В первом фильме серии время действия описывается как «на несколько лет вперед от наших дней» (напомним, фильм был снят в 1979 году). Можно предположить, что Макс родился еще до ядерной войны, так как приблизительно возраст его можно оценить в 23-25 лет.

Как бы то ни было, детальное описание истории Рокатански начинается с его службы в рядах «постъядерной дорожной полиции». Героя можно назвать типичным слугой закона, он помогает поддерживать порядок на дорогах пустоши и держать под контролем разношерстные шайки.


Роканатски в исполнении молодого Мэла Гибсона

Макс живет вместе с женой Джесси и сыном Спрогом.

В результате стычки с бандой «Пальцереза» Макс убивает одного из разбойников. Это приводит к ожесточению вражды между «Патрулем» и бандитами.

Одержимый местью «Пальцерез» жестоко убивает друга Рокатански, тем самым вынуждая героя взять перерыв в своей работе. Макс с семьей отправляется в еще сохранившуюся деревню. Однако банда выслеживает их и там, не менее жестоко расправляясь с женой и сыном Макса.

Три смерти самых близких людей «ломают» Макса и делают его по-настоящему «Безумным». Он, как ранее и сам «Пальцерез», желает теперь только одного – мести. Уничтожив всю банду разбойников и их главаря, Макс оставляет службу и отправляется в странствия по пустоши.

Безумный Макс 4: Дорога ярости

Следующий виток истории Макса нашел отображение в фильме 2015 года. Через некоторое время (примерно через год) после начала самостоятельных скитаний по Австралии Макс предстает по-настоящему безумным. Его преследуют видения людей, которых он не сумел уберечь от смерти, он мучается размышлениями о судьбе мира.

В таком состоянии Макса ловят воины из Цитадели, мощного форта, хозяин которого контролирует подачу воды из-под земли. Макс становится «живым топливом», источником крови для воинства Цитадели. Невольно он попадает в компанию жены Джо, хозяина Цитадели, которая решила предать свою фракцию и спасти других жен тирана.

В итоге, после длительной погони и возвращения, отступники убивают Джо и захватывают Цитадель. Макс покидает счастливых бродяг, купающихся в потоках воды, и продолжает свой путь в пустошах.

Безумный Макс 2: Воин дороги

Спустя пять лет после смерти семьи, «Безумный Макс» появляется у ворот поселения у нефтяной вышки. Жителей терроризируют разбойники, которые стремятся получить бесценный бензин. Да и сам Макс не против разжиться топливом.

Руководствуясь лишь своими стремлениями, герой предлагает помощь обитателям поселения, садится за руль бензовоза и уводит за собой бандитов.

Итог этого эпизода печален: Макс самоотверженно таранит главаря банды, однако понимает, что его обманули, обнаружив в цистернах песок, а не бензин. Жители же поселения, избавившись от врагов, уезжают с топливом в другую часть пустыни. Израненный Макс, заручившись помощью сумасшедшего изобретателя, также покидает место схватки.

Безумный Макс 3: Под куполом грома

Финальная встреча с Рокатански происходит через 13 лет после событий второго фильма . Макс постарел (ему уже за 40) и подобрел. Теперь его безумие заключается, скорее, в некой маниакальной отрешенности.

Дорога приводит героя в Бартертаун, где он вынужден сражаться на арене в качестве гладиатора. Победив своего противника, Макс, однако, отказывается убивать того, в результате чего оказывается выслан в пустыню без воды и еды.

Цепь случайностей и везения приводит Макса в оазис среди пустошей, где живут подростки, выжившие после падения самолета. Те принимают Макса, как бога и молят его отвести их в своеобразный «рай», родной город (за время после катастрофы вся Австралия уже превратилась в пустыню, даже крупные города теперь лишь руины). После того как часть детей уходит из оазиса, Макс спешит спасти их (в душе «Безумного» теперь есть место и благородству). После еще одного конфликта с жителями Бартертауна, герой спасает детей, и те отправляются на самолете в Сидней.


Каждый выбирает своего Макса

Дальнейшая история Макса неизвестна. Однако он оставляет нас более спокойным и уравновешенным, чем в начале истории. Многие годы скитаний пустошами Австралии изменили героя, сгладили воспоминания. Макс повстречал многих людей на своем пути, многим помог (некоторым походя, некоторым специально). «Безумный Макс» – необычный герой. Он стремится к своим целям, желает, прежде всего, спокойствия для самого себя. Но ему не чужда ни доброта, ни радость, ни любовь. Пожалуй, Рокатански максимально близко отображает «простого героя», который не стремится спасать мир, но и не может остаться в стороне от бед других.

Пророчество об Азор Ахае Кто настоящий Капитан Америка? Тест. Какой Камень Бесконечности вам подходит Новые комиксы из вселенной Хелбоя Marvel — зомби вселенная (Земля 2149) Кто такие Гномы?

«Безумный Макс»

В недалеком будущем в Австралии иссякают энергетические ресурсы - население, зависящее от бензина, выходит из-под контроля. Общественный порядок в руинах, главарь банды байкеров-анархистов по прозвищу Ночной Ездок бежит из-под стражи, но, оторвавшись от трех патрулей, встречает на своем пути офицера Макса Рокатански. Ночной Ездок въедет в грузовик и умрет, а в налаженный быт Макса ворвутся остальные участники банды, убьют его семью и попытаются добраться до него самого. Но не тут-то было: потерявший все Макс поднимает пыль тяжелыми сапогами и отправляется мстить.

Первая часть, с бюджетом в 350 тысяч австралийских долларов, снятая одержимыми кинематографом самоучками Джорджем Миллером и Байроном Кеннеди за 12 недель в их родном Мельбурне, окончилась для Австралии ренессансом местного кинематографа, а для авторов, которым пришлось монтировать фильм у себя дома, - триумфальной международной гастролью, строчкой в Книге рекордов Гиннесса и миллионом голливудских предложений, в том числе - снять «Рэмбо: первую кровь». От всего этого Миллер тем не менее отказался, заявив, что ему еще надо учиться, и занялся производством второй части.

«Безумный Макс-2: Воин дорог»


Через несколько лет после событий первой части в антиутопическом австралийском обществе назревают восстания. В условиях военной обстановки власти вынуждены создавать специальные политические бригады для того, чтобы усмирять преступные группировки, разъезжающие по Австралии на своих автомобилях. Правительство в руинах, Макс Рокатански стал кочевником. В пустыне Макс встречает изобретателя, который покажет ему небольшую общину около одинокой нефтяной вышки. Скважина осаждается группой бандитов, стремящихся завладеть бензином. Интерес в бензине есть и у самого Макса, но, потеряв автомобиль и собаку, ему снова придется заниматься привычным делом - мстить.

Вторая часть стоила примерно в десять раз больше первой и стала самым дорогим австралийским фильмом в истории местного кинематографа - более того, для него была построена самая дорогая декорация. Затем последовал самый большой взрыв в австралийском кинематографе - когда эту площадку ликвидировали. Мел Гибсон, ставший суперзвездой после «Воина дорог», в этом фильме произносит всего 16 реплик, две из которых - «Я просто зашел за бензином». «Воином дорог», кстати, фильм пришлось назвать из-за того, что первая часть выходила в лимитированный прокат в США и американская аудитория не способна была понять, что это - сиквел. Поэтому же, кстати, в международном трейлере почти нет Гибсона, зато есть перестрелки и погони - чтобы никого не смущать малоизвестным актером.

«Безумный Макс-3: Под куполом грома»


Ядерная война разрушила цивилизацию, и Макс без дела слоняется по пустынным дорогам. Судьба приводит его в провонявший свиным навозом Бартертаун, управляемый жестокой Тетушкой Энтити и карликом Мастером, которого таскает на плечах гигант Бластер. Макс с трудом выбирается из города и натыкается на секретный оазис, где живет секта, состоящая из детей и подростков, выживших после авиакатастрофы. Те принимают Макса за пророка, и теперь ему придется их спасать.

На самом деле Джордж Миллер не собирался снимать третью часть, решив, что поставил довольно серьезную точку в конце второй. Но у него был план снять постапокалиптическую версию «Повелителя мух», романа Уилльяма Голдинга про диких детей, которых спасли моряки. Когда Миллеру то ли в шутку, то ли всерьез предложили, что нашедшим детей человеком может быть Макс, он всерьез загорелся этой идеей и написал «Под куполом грома». Третья часть оказалось самой неудачной - не в последнюю очередь из-за личных обстоятельств Миллера (см. пункт «Байрон Кеннеди»), - не слишком удачно прошла в прокате, и до сих пор многие - как критики, так и фанаты - предпочитают делать вид, что ее просто не было.

Из чего сделана вселенная «Безумного Макса»

Автокатастрофы


Фотография: Warner Bros.

Джорджа Миллера с раннего возраста захватывала субкультура, построенная вокруг насилия и автомобилей, - он вырос в небольшом городе в австралийском Квинсленде, где происходило очень много автокатастроф - в них погибли трое его школьных приятелей. Позже, когда он работал врачом дежурного отделения в Мельбурне, он встречался с жертвами автокатастроф ежедневно - его страхи, размышления и живое представление об автомобильных авариях и стали главным вдохновением для «Безумного Макса». Как он скажет потом в интервью, «в США есть культура оружия, а у нас культура своя - автомобильная».

Автомобили


Желтый «Перехватчик» Макса - это перекрашенный по моде Ford Falcon XB 1974 года. «Биг Боппер» Рупа и Чарли - это тоже Ford Falcon, и оба они – вышедшие из употребления полицейские машины штата Виктория. Знаменитый черный «Преследователь» - это Ford XB Falcon GT351 1973 года, переделанный механиком Мюрреем Смитом, Питером Аркадипейном из Ford Australia и другими. После съемок машину отправили по стране в рамках промокампании, а затем собирались продать - но ей никто не заинтересовался, машина вернулась в ведомство Мюррея Смита, а после и во второй фильм. Грузовик, который разбивают в начальной сцене, - это грузовик самого Джорджа Миллера, предоставленный им из-за недостатка средств. Из-за этого же, кстати, пришлось отменить примерно 20 процентов запланированных автомобильных погонь.

Англия


Фотография: TUC Library Collections

Еще одна серьезная деталь общей безумной атмосферы франшизы и ощущения того, что мир вышел из-под контроля, - английская «зима несогласия» 1978–1979 годов, когда в Британии уровень инфляции достиг рекордных отметок и по всей стране начались массовые забастовки рабочих, включая знаменитую забастовку мусорщиков, когда улицы в Лондоне оказались завалены мусором.

Вестерны и самураи


Фотография: Paramount Pictures

Несмотря на то что Миллер активно отмахивается от всех параллелей и в качестве вдохновения называет книгу Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами», Безумный Макс имел в числе своих предков Человека без имени из «Долларовой трилогии» Серджо Леоне, самурая Сандзюро Кувабатакэ из «Телохранителя» Акиры Куросавы и Бэтмена - неизвестных героев, вставших на защиту собственной территории посреди полнейшего хаоса. Это Миллер признает только после того, как фильм выйдет в прокат и получит огромные сборы. Во вторую часть тем не менее он вставит линию, оказавшуюся ссылкой на классический вестерн 1953 года «Шейн» - дружбу Макса с диким ребенком.

Врачи

После дежурного отделения, уже когда «Безумный Макс» был придуман, Миллеру вновь пришлось поработать врачом - на стадии производства им с Кеннеди (см. пункт «Байрон Кеннеди») пришлось собирать деньги, разъезжая на машине скорой помощи. Миллер лечил, Кеннеди водил - и так целых три месяца. Медицинский опыт также пригодился во время съемок фильма: многие эпизоды были экранизацией того, что Миллеру довелось видеть своими глазами.

Мел Гибсон


Фотография: Roadshow Entertainment

Никому в то время не известный актер Мел Гибсон, успевший сняться только в одном серферском триллере, за который ему заплатили 20 долларов наличными и отправили восвояси, по его словам, и не собирался на прослушивание «Безумного Макса», а просто пришел поддержать друга. Накануне он подрался в баре, и его лицо было равномерно покрыто синяками - «как черно-синяя тыква», вспоминает он. На прослушивании тем не менее ему сказали: «Нам нужны фрики» - и попросили зайти через пару недель. Когда он вернулся, его едва смогли узнать - синяки прошли, и команда единогласно решила, что надо позволить ему попробоваться на главную роль. Он удачно пошутил, смог доказать, что действительно может водить, и получил роль. Есть, правда, предположение, что все это байка, придуманная самим Гибсоном, а роль ему дали просто за приятную внешность. Тем не менее она сделала его звездой: после международного успеха «Безумного Макса» Гибсона сначала снял Питер Уир, потом посыпались голливудские предложения, а затем - окончательно утвердившая его в статусе нового героя боевика франшиза «Смертельное оружие». Когда Гибсона спросили, зачем он вернулся во вторую часть, ведь он же католик и ему, наверное, не стоит сниматься в подобном, он ответил: «Мой персонаж - это Иисус, затянутый в черную кожу».

«Заводной апельсин»


Еще один серьезный источник вдохновения для Миллера - роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин», из которого он почерпнул то, как должны разговаривать члены банды Пальцереза. Миллеру хотелось избежать слишком современно звучащих диалогов и придумать, как это сделать, ему помог журналист Джеймс МакКосланд, с которым он познакомился на вечеринке. В результате бандиты разговаривают удивительно цветистыми лингвистическими конструкциями - как раз благодаря Берджессу и МакКосланду.

Байрон Кеннеди

Уроженец Мельбурна, Байрон Кеннеди в возрасте 18 лет основал собственную компанию Warlock Films и начал продюсировать авторские короткометражки, в 21 - получил австралийский The Kodak Trophy за свою короткометражку «Hobson’s Bay» - документальное исследование о районе Мельбурна Уилльямстауне. Эта награда позволила ему много путешествовать и познакомиться с особенностями кино- и телеиндустрии по всему свету. Потом Кеннеди вернулся в Австралию, где поступил в Университет Нового Южного Уэльса и познакомился с Джорджем Миллером. Они быстро подружились и сделали вместе короткометражку «Насилие в кино: часть 1» , получившую международное признание. На волне совместного успеха было решено создать новую продюсерскую компанию Kennedy Miller, первым - и самым важным - фильмом которой и стал «Безумный Макс», придуманный Кеннеди и Миллером бессонными ночами в университете. Вместе они и монтировали его - за неимением бюджета это пришлось делать в спальне Кеннеди на самодельном аппарате, который его отец, инженер, собрал специально для них. Кеннеди разбился на вертолете в 33 года во время съемок третьей части «Безумного Макса», пока занимался подбором локаций. После смерти друга Миллер потерял к проекту интерес, доделывал его спустя рукава, занимаясь только экшен-сценами и оставив все остальное соавтору Джорджу Огилви, а позже - учредил премию имени Байрона Кеннеди за выдающиеся достижения в области кинематографа и телевидения.

Костюмы


Фотография: Warner Bros.

Из-за небольшого бюджета костюм из настоящей кожи на площадке достался только Гибсону и его другу Стиву Бисли, который играл Гуся, всем остальным пришлось щеголять в виниле. Существует также многословное объяснение костюма главного героя из второй части, подробно рассказывающее, что стало, например, с рукавом, а также для чего нужна каждая дырка. Также любопытный факт: железный костюм Тины Тернер из «Под куполом грома» весил больше пятидесяти килограмм.

Несчастные случаи

Гусь и его мотоцикл

Несмотря на скромный бюджет, Миллер и компания брали на себя серьезные риски: многие экшен-сцены снимались на реальных скоростях - например, когда спидометр Гуся показывает 180 километров в час - это чистая правда, снятая оператором на велосипеде, привязанном к машине. Странно, что основные несчастные случаи происходили даже не на съемках: главный каскадер Грант Пейдж и Рози Бейли, актриса, которая должна была играть жену Макса, ехали на мотоцикле, пытаясь успеть на съемки, но их подрезали на дороге, и они разбились. Оба переломали ноги: Бейли пришлось заменить на Джоанну Сэмюэль, а Пейджу немножко отдохнуть. Несмотря на это, он все равно исполнил несколько трюков - например, когда «Перехватчик» перепрыгивает через караван в открывающей фильм погоне. Сцена смерти Ночного Ездока снималась три дня, и в ней использовали военную ракету, которая должна была взрываться прямо перед машиной. Пока снималась эта сцена, было уничтожено четырнадцать машин - и каждая катастрофа была снята одним дублем. Это был настолько опасный трюк, что каскадера просили не есть ничего за 12 часов до съемок - на всякий случай, вдруг ему придется отправиться в больницу и делать операцию.

Нефтяной кризис


Фотография: Wikipedia

Один из главных источников вдохновения Миллера - знаменитое нефтяное эмбарго 1973 года, когда страны - члены ОПЕК, а также Египет и Сирия заявили, что не будут поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в конфликте с Сирией и Египтом. Речь шла в основном про США и их союзников в Западной Европе, а цена на нефть за год выросла с 3 до 12 долларов за баррель. Миллер в то время начал удивляться, на что способны люди ради того, чтобы заставить свои машины ездить, а его соавтор сценария, журналист Джеймс МакКосланд, вдохновлялся своими воспоминаниями о протестах около бензоколонок, огромных очередях и насилии, на которое шли австралийцы, отчаявшись получить дешевый бензин.

«Новая волна» австралийского кинематографа

«Безумный Макс» стал возможен, в частности, потому, что в австралийском кинематографе в те годы происходило нечто вроде ренессанса: в начале 1970-х премьер-министр Джон Гортон ввел несколько реформ по поддержке кино и искусства, а его последователь Гоф Уитлэм их поддержал. «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира и «Sunday Too Far Away» неплохо прошли на зарубежном рынке, но «золотой век» австралийского кинематографа начался как раз после успешной гастроли «Безумного Макса», поднявшей индустрию на новый уровень международного признания. Во второй и третьей частях франшизы даже встречаются цитаты из Гофа Уитлэма: «We’re going to either crash, or crash through» и «One day, cock of the walk. Next, a feather duster».

Новая Зеландия

«Безумный Макс» не вышел в Новой Зеландии из-за сцены, в которой Гусь сгорел заживо в своей машине. Она повторяла инцидент с реальной бандой, произошедший незадолго до выхода фильма, поэтому первую часть показали там только в 1983 году - после того как сиквел получил крупнейший международный успех, - и то добавив ему рейтинг «18+».

«Парень и его собака»


Фотография: First Run Features

Еще одно серьезное вдохновение для Джорджа Миллера, которое он сам любит упоминать, - постапокалиптический боевик Л.-К.Джонса 1975 года про то, как в 2024 году после ядерной войны общество раскололось надвое: на радиоактивной поверхности живут одиночки, занятые борьбой за выживание, а под землей - выжившие, среди которых парень и его сверхумная собака, владеющая телепатией. Именно в «Парне и его собаке» Миллер нашел тот постапокалиптический настрой, из-за которого решил перенести действие своей истории в недалекое будущее.

Переозвучка

В то время, когда «Безумный Макс» выходил в кино, у американской аудитории не было достаточного опыта по части просмотра фильмов с австралийским акцентом. Поэтому картину пришлось переозвучить, чтобы не распугать зрителей и избежать коммерческого провала, - оригинальный голос остался только у Робины Чаффи, певицы из ночного клуба «Шугатаун». Австралийскую звуковую дорожку в Америке впервые услышали только в 2002 году, когда вышло специальное переиздание DVD «Безумного Макса».

Прибыль

Официальный трейлер первого «Макса»

Всего на производство фильма Миллеру и Кеннеди удалось собрать 300 тысяч австралийских долларов, притом 15 из них выплатили в качестве гонорара Мелу Гибсону. После местного, австралийского релиза, взорвавшего публику, «Безумного Макса» продали в Америку, а затем и в мировой прокат, где в результате он собрал больше 100 миллионов долларов, оказавшись, таким образом, фильмом-рекордсменом по наивысшему соотношению прибыли и бюджета. Это звание в Книге рекордов Гиннесса «Макс» удерживал вплоть до 2000 года, пока его не сменила «Ведьма из Блэр».

Пес


Фотография: Warner Bros.

Собаку Макса из второй части звали просто Пес, съемки фильма спасли его от усыпления. Члены съемочной группы приехали в приют за день до того, как Пса должны были усыпить, и выбрали именно его, потому что увидели, что тот играет с камнем как с игрушкой. Более того, Пес принес этот камень и положил под ноги Миллеру, - из чего тот сделал вывод, что собака умная, ее можно обучить трюкам и снять в кино. Псу съемки не очень нравились, а гул моторов и вовсе его пугал, что приводило к неприятным инцидентам на площадке, поэтому для Пса разыскали специальные беруши. После съемок его забрал к себе один из операторов, и «Воин дорог» оказался единственным фильмом в его кинокарьере.




Top