Хит из фильма темный рыцарь сканворд. Как хит леджер готовился к роли джокера

Ко лжи мы прибегаем постоянно, по разным причинам и в разных ситуациях. Скольких бед и проблем можно было бы избежать, если бы мы знали истинную ситуацию и нас не вводили в заблуждение. Эта книга – одна из попыток сделать все возможное, чтобы лжи и обмана в нашей жизни стало меньше, а значит, кто-то стал счастливее.

Перед вами практическое пособие по безынструментальной детекции лжи. В нем приведены не только советы, но и задания для самостоятельной отработки навыков. Когда уважаемый читатель выполнит хотя бы часть предложенных заданий и упражнений, ложь станет для него достаточно очевидной.

Несмотря на то что текст изложен очень доступно, в его основу положены многотысячные исследования, реальные полевые эксперименты и выборка, которой может позавидовать любой социальный психолог или психотерапевт, а главное – она абсолютно научна.

Издание подойдет всем, кто хочет обрести свободу, прямо смотреть лжи в глаза и видеть ее, с легкостью говорить правду и быть счастливым – откройте для себя иной взгляд не только на психологию лжи, но и на другие модели и мотивы поведения человека. Также книга будет интересна психологам и психотерапевтам, специалистам-полиграфологам, юристам и работникам правоохранительных органов, специалистам по подбору кадров, собственникам бизнеса, переговорщикам, руководителям проектов – поднимите уровень своих знаний, учитесь новым моделям распознавания лжи.

    Часть 2. Основные маркеры лжи – точка ориентировочного замирания, признаки вегетативной нервной системы, речь, мимика и пантомимика 10

Е. Спирица
Психология лжи и обмана: как разоблачить лжеца

Моей жене Ольге, без которой эта книга никогда не была бы написана, посвящается.

Еще хочу сказать огромное спасибо Валерию Коровину, Михаилу Пелехатому, Татьяне Неверовой, Александру Лукину, Виктору Макарову, Анне Ковбас, Михаилу Баеву за помощь в написании и издании этой книги.

Для кого эта книга и как с ней работать

Ко лжи мы прибегаем постоянно, по разным причинам и в разных ситуациях. Скольких бед и проблем можно было бы избежать, если бы мы знали истинную ситуацию и нас не вводили в заблуждение! Эта книга – одна из небольших попыток сделать все возможное, чтобы лжи и обмана в нашей жизни стало меньше, а значит, кто-то стал немного счастливее.

Детекцией лжи я занимаюсь более 20 лет, за которые прочел немало книг по этой теме, увидел огромное количество специалистов в данной отрасли, как отечественных, так и зарубежных. На моем пути было множество открытий и разочарований.

Те, кто читал "Психологию лжи" П. Экмана, наверняка согласятся, что его книга состоит из набора статей, объединенных одной темой. А если вчитываться внимательно, то некоторые определения и вовсе кажутся странными. Например, определение, которое звучит как "горячие точки", – что это такое? Невольно задаешься вопросом, что это за "точки", как они "горят" и, главное, кто их поджег? Понятно, что это всего лишь метафора, но если мы говорим о научном подходе и об эпистемологии, то за метафорой должны стоять критериально-точный описательный процесс феноменов и их системная категоризация и классификация. Чего у Экмана мы явно не наблюдаем. Огромная его заслуга в том, что он первый обратил внимание на такое направление социальной психологии и, может, даже антропологии, как психология лжи , и первый, кто начал использовать для детекции лицо и эмоции. Однако популярность ему принес сериал "Обмани меня", и, наверное, это правильно: уникальный человек должен остаться в истории науки об эмоциях, однако реальными именами в реальной практической детекции лжи останутся не именитые лабораторные ученые, а реальные практики вроде Джона Рейда, Джеймса А. Матте и Натана Гордона. Именно они были теми, кто впервые в ситуации реальных расследований и проверок начал описывать невербальные признаки (маркеры) лжи.

Эта книга – одна из первых и, надеюсь, не последних попыток попробовать дать описание системному подходу к безынструментальной детекции лжи. Написанная достаточно простым языком, она имеет под собой многотысячные исследования и реальные полевые эксперименты и выборку, которой может позавидовать любой социальный психолог или психотерапевт, а главное – она абсолютно научна. Теория и наука – это концентрированный и систематизированный опыт поколений. Поколения полиграфологов и верификаторов каждый день работают в рамках безынструментальной детекции лжи, основы которой мне хотелось бы изложить на страницах данной книги.

Кому она будет полезна?

Психологам и психотерапевтам. Книга раскроет взгляды полиграфологов и верификаторов не только на психологию лжи, но и на ряд психотипов, поможет понять мотивы поведения людей, узнать, где они говорят правду, а где врут, уяснить, почему они это делают, и научиться быстрее помогать клиентам.

Специалистам-полиграфологам – для того чтобы поднять уровень своих знаний, получить дополнительную квалификацию, повысить свою конкурентоспособность на рынке и научиться новым моделям распознавания лжи.

Юристам и работникам правоохранительных органов. Книга расскажет о способах получения действительно достоверной информации от клиентов или оппонентов, что поможет не только быть на шаг впереди, но и более грамотно строить линию защиты или нападения в юридических коллизиях.

Собственникам бизнеса, переговорщикам, руководителям проектов. Распознавание лжи – одно из мощнейших оружий в бизнесе. Согласитесь, что хорошо знать, что на самом деле думают о вас ваши сотрудники, подчиненные, деловые партнеры или подрядчики. Книга позволит вам понять, когда ваши подчиненные или начальники лукавят, и расскажет, что это всегда можно использовать себе на пользу. Это знание может сохранить не только ваше время, но и огромное количество денег. Ведь никому не хочется заключать сделку с лжецами.

Специалистам по подбору кадров. Материал, изложенный в книге, позволит сделать проведение собеседований и интервью более технологичным и менее энергоемким. В книге излагается система вопросов, которые просто задать – и вы сразу поймете, говорит ли соискатель правду.

Менеджерам среднего звена/узкоспециализированным экспертам с проблемами в личной жизни. Спекулировать на проблемах в личной жизни не очень хорошо, но если вы действительно хотите узнать, что думает о вас ваш любимый или близкий человек, то эта книга – один из немногих способов узнать истину. Кроме того, вы сможете за несколько секунд понять, насколько перспективен данный разговор или новое знакомство.

Всем интересующимся психологией. Если вы поклонник сериалов "Обмани меня", "Менталист" и вам интересна психология лжи, то вы знаете, что в книжных магазинах по теме распознавания лжи куча популярных книг, но действительно грамотных – ни одной. Эта книга – первый профессиональный подход к теории распознавания лжи.

Таким образом, я представляю вам своеобразный самоучитель по безынструментальной детекции лжи. Материал, изложенный в данной книге, позволяет пользоваться ею как практическим самоучителем по детекции лжи. В ней приведены не только советы, но еще и практические задания для самостоятельной наработки навыков. Если уважаемый читатель выполнит хотя бы часть этих заданий и упражнений, то сможет гораздо лучше разбираться во лжи.

Введение

Из-за лжи человек, каким он был, исчезает, уничтожая свою гордость и свое достоинство.

Безо лжи человек погибнет от отчаяния и скуки.

Долгое время я занимаюсь детекцией лжи. Работа в этой сфере позволила мне обратить внимание на то, что количество людей, порицающих ложь, называющих ее одним из самых страшных человеческих изобретений, огромно. Не исключено, что именно ложь приводит людей к различным неприятным ситуациям, влечет за собой катастрофические последствия. Многие философы начиная с античных времен утверждали, что ложь опасна, она порождает недоверие, презрение к лжецу. Само слово "ложь" носит негативный характер. Когда мы произносим фразу "Ты солгал", то не только даем отрицательную характеристику речевому поведению нашего оппонента, но и тем самым даже унижаем его. Книга книг, Библия, учит нас тому, что ложь привела человека к грехопадению. Обратите внимание на то, как интересно устроен наш мозг: лжецы в нашем сознании – это всегда кто-то другой, то есть не мы с вами. Тут закономерно возникает вопрос: можем ли мы с уверенностью утверждать, что это так, или есть смысл более глубоко разобраться в этом явлении, которое окружает человека на протяжении всей его жизни?

«Вы получите оплату в течение семи дней». «Я никогда не обкрадывал своего работодателя». «Вся наша работа проверена и сертифицирована».

Было бы неплохо знать, когда люди говорят вам правду, и когда врут, не так ли? Вот как можно это сделать. Джанин Драйвер в течение десятилетий обучала агентов ФБР, ЦРУ и ATF, как определить ложь, а ее книга «You Can’t Lie to Me» («Вы не можете мне лгать») объясняет, как это можно сделать.

«Многие хотят вами воспользоваться», говорит она. Чтобы избежать этого, выполните следующие действия, которые помогут вам определить неправду:

1. Начните с наблюдения за человеком. Прежде чем вы попытаетесь сказать, что кто-то вас обманывает, вы должны получить представление о том, как человек ведет себя в непринужденной атмосфере. «Заговорите с ним о Ред Сокс или его друге по школе, который нашел его через Facebook», предлагает она. Вам необходимо это базовое представление о поведение, потому что некоторые движения с его стороны, которые могут указывать на проблемы, например, перемещение с ноги на ногу или многократное использование «гм» и «хорошо», может быть просто нормальным способом общения для этого индивидуума.

«Это базовое представление о человеке вы получаете тогда, когда пытаетесь установить с ним связь», говорит Драйвер. «Для этого вам нужно как минимум три минуты».

2. Слушайте внимательно. Анализ ответов (заявлений) может вам помочь распознать, когда кто-то говорит неправду. Например, если вы задаете полярные вопросы (на которые можно ответить «да» или «нет»), то ответ должен содержать слова «да» или «нет». Следите за отрицанием, которое не содержит слова «нет».

Допустим, вы спрашиваете: «Вы когда-нибудь воровали что-то у своего работодателя?» Если звучит ответ: «Я бы никогда этого не сделал», это может служить сигналом, как говорит Драйвер. Это нормально, если человек говорит: «Нет, никогда» (потому что в ответе есть слово «нет»). Если проанализировать фразу «я бы никогда этого не сделал», то вы поймете, что речь идет о действии в будущем, что не является ответом на ваш вопрос о событиях в прошлом.

3. Следите за «горячими точками». Когда кто-то начинает вести себя подозрительно, не так как обычно, Драйвер советует обратить внимание на «горячие точки» - те области, за которыми вы должны пристально следить. Джанин использует детскую песенку «Head, Shoulders, Knees, and Toes» («голова, плечи, колени и пальцы ног»), которая дает прямую наводку за какими частями тела нужно наблюдать, чтобы увидеть истинные чувства человека. Например, как она говорит, если человек пожал плечами, то это указывает на неопределенность.

И не забывайте следить за мимикой. Когда брови поднимаются вверх, то это означает, как правило, что человеку нравится то, что он только что увидел, или услышал. Если кто-то покусывает губу, то это свидетельствует об обратном. Ухмылка или полуулыбка указывает на презрение или чувство превосходства над другими (Дик Чейни всегда ходил с подобным выражением лица, отмечает Драйвер). Но это также может означать самодовольство и гордость.

4. Задавайте дополнительные вопросы. Не стоит думать, что человек врет только потому, что вы заметили какое-то отклонение в его поведении, но это точно повод, чтобы задать дополнительные вопросы. Например, после просьбы «объясните, пожалуйста, этот пробел в вашем резюме», может последовать ответ «я была в декрете и воспитывала своих детей». «Если человек говорит это с неким презрением, то это может означать только одно – он врет», говорит Драйвер.

Поэтому, она рекомендует спрашивать что-то вроде этого: «Я могу ошибаться, но мне показалось, что вы испытывали чувство гордости, когда я спрашивала вас о том времени». И здесь человек может рассказать вам, насколько он горд тем, что стал родителем. Об этом вы можете и не узнать, если не спросите, поэтому, не пытайтесь быть телепатом.

5. Спросите, говорят ли они вам правду. Последний вопрос, который вы должны задать: «Вы говорили правду, отвечая на все вопросы?». «Мы ищем ответ да или нет», говорит Драйвер. Удивительно, но некоторые признают, что немного (или много!) приврали. Теперь вы можете узнать правду.

Если перед вами находится человек, который вызывает у вас доверие, но вы все равно хотите убедиться в том, что он говорит правду, вы можете задать следующий вопрос: «Почему я должен вам верить?»

Вот в чем уловка: что бы собеседник ни ответил, задайте этот вопрос снова: «Это не ответ на мой вопрос, так почему же я должен вам верить?»

А вот теперь внимательно слушайте ответ. Он должен быть коротким, простым, и по сути, например: «Потому что я сказал правду». Но лжец будет пытаться что-то вам очень долго объяснять. Он может начать злиться на вас и говорить, что даже если он снова скажет правду, вы ему все равно не поверите, и он уже в любом случае не желает работать с вами. С другой стороны, лжец может также ссылаться на своих коллег по работе: «Вы можете спросить их, говорю я правду или нет!»

Драйвер говорит, что когда вы слышите что-то подобное, лучше обратить внимание на эти контакты. «Вы, вероятно, будет удивлены тем, что можете узнать», говорит Джанин.

Минда Цетлин, inc.com
Перевод Татьяны Горбань

Проверка на честность

«Честный, как Чиполлино!» - говорят о человеке, который готов резать правду-матку в глаза. Причем всем без разбору и не думая о последствиях. Эх, надо ли говорить, что такие типы в наше время встречаются все реже и реже. Зато с обманом, будь то невинная хитрость или чудовищная ложь, сталкиваться приходиться часто. Чтобы не «попадаться на удочку», запомни несложные способы, как изобличить лжеца.
«А я пойму все по глазам…»
1. В глаза смотреть!
В первую очередь, ты можешь увидеть обман по его глазам, которые, как известно, зеркало души. Помнишь расхожий стереотип, что якобы врун никогда не смотрит в глаза? В памяти тут же угодливо всплывает фраза милицейских работников: «В глаза смотреть!»
Так вот – забудь об этом. Потенциальный обманщик тоже знает эту уловку, поэтому будет изо всех сил таращиться на тебя. Среди лгунишек этот прием называется «смотреть честными глазами». Признайся, ты ведь тоже не раз прибегала к этой хитрости, глядя на незадачливого кавалера глазами олененка Бемби (то бишь распахнув их в пол-лица) и «заливая», что не можешь пойти в кино, так как вечером занята. Но есть один нюанс, который выдаст с головой – от напряжения лжец будет часто-часто моргать. Между прочим, данный факт был доказан агентами национальной безопасности США после многочисленных допросов. Проморгались, что тут говорить!
2. Шаг влево…
Глаза собеседника способны еще кое-что выдать во время проверки на честность. Мысленно раздели его взгляд на три уровня: верхний, средний и нижний. Это проще простого: твой визави смотрит вверх, прямо перед собой или «опустил очи долу». Задав провокационный вопрос, в первые же секунды следи за направлением взгляда и знай – как только посмотрел влево – соврал. Знаешь, почему существует такая «зависимость» от левой стороны? Дело в том, что наши эмоции и воображение контролирует правое полушарие мозга, однако по закону природы связи управления перекрещиваются, и в результате все, о чем ты думаешь, отражается на левой половине лица. А теперь обо этом подробнее.
Верхний уровень взгляда отвечает за визуальную информацию. Правый угол - это реальные зрительные образы, воспоминания, то, что человек видел на самом деле, а левый – все из области вымышленного. И когда на вопрос о раздражающем тебя поклоннике подруги «Ты вчера виделась с Андреем?» она посмотрит влево, ты можешь быть уверена - она лжет. Виделась, даже если клянется в обратном.
Средний уровень – это так называемая слуховая зона. Справа то, что было услышано твоим «испытуемым» в действительности, а слева – «из области фантастики». В общем, принцип тот же: «Иван Иваныч, шеф действительно хвалил мой проект на вчерашней планерке?» Быстрый взгляд вправо и ответ: «Да, отзывы были самые лестные». Что ж, смело принимай за чистую монету.
Нижний уровень. А вот здесь несколько сложнее, «в подвале» взгляда обитает информация об эмоциях. Она в принципе не может быть нереальной, однако, если в правом углу живут истинные чувства, то, в чем человек уверен, чем «живет и дышит», то в левом теснятся сомнения и опасения. И если на вопрос о том, что собеседник испытывает к тебе (любому другому субъекту или явлению), он смотрит вниз и влево – ищет, как бы смухлевать. Увы, искреннего ответа лучше не ждать.
«Имеющий уши да услышит…»
Тебе необязательно все время пристально наблюдать за направлением взгляда того, кого подозреваешь во лжи. Прислушайся к его речи – по словам и по голосу тебе откроется, можно ли верить собеседнику.
1. Излишне подробно…
Во-первых, есть повод насторожиться, если на твой вопрос «товарищ» отвечает удивительно подробно, причем событие, о котором ты интересуешься, произошло не час и не неделю назад, а, как говорится, это «дела давно минувших дней». Значит, человек знал, что «туманные» дела того периода вызовут интерес, вот и заранее подготовил почву, придумав оправдательную историю и крепко-накрепко запомнив ее мельчайшие нюансы. Эту особенность знают следователи, поэтому скептически относятся к чересчур детальным показаниям подозреваемых (да и остальных участников процесса), касающимся сомнительного момента.
Чтобы убедиться, проведи эксперимент, попросив знакомого (ни в чем не «повинного») рассказать, как он провел прошлые выходные, что называется, «по минутам». Наверняка «подопытный» будет путаться в своем повествовании, да это и понятно – если нечего скрывать, то к чему запоминать, в который час он выходил в магазин и когда встретил на улице коллегу? Но если спросить бойфренда, в верности которого имеются сомнения, как он провел вечер две недели назад (когда он отменил свидание якобы из-за важной встречи), ты услышишь подробный рассказ о его безупречном поведении, правда, фигурировать там будут сплошь незнакомые люди, и проверить истинность слов не представится никакой возможности. Лукавит, известное дело!
2. Не мое это!
«Хомо сапиенсы» так устроены, что ложь – некомфортное для них состояние, вот они и стараются всячески оградиться от нее. Именно поэтому, обманывая, человек пытается максимально дистанцироваться от ситуации, которую он описывает. Допустим, он звонит тебе и говорит, что сегодняшний поход в кино срывается, так как поломался компьютер, и он ждет мастера. «Легенда» будет звучать так: «Эта чертова железяка опять поломалась!» А правда так: «У меня компьютер опять сломался». Почувствовала разницу? Лгущий человек всеми силами старается избегать слов «я», «мой», «у меня».
По тому же принципу обманщик предпочитает не упоминать имени человека, о котором он лжет. Известный пример – Билл Клинтон во время показаний по поводу его связи с Моникой Левински. Он никогда не называл ее «Моника» или «Мисс Левински», упрямо твердил (на потеху психологам): «У меня не было сексуальных отношений с этой женщиной».
3. Когда подводит голос.
В стрессовой ситуации (а говорить неправду - тоже стресс) нас может подвести голос. Неопытный обманщик рискует «дать петуха», сорваться на фальцет. А еще, как утверждают психологи, врун «без стажа», застигнутый врасплох внезапным вопросом, разговаривает тихо, нередко с заискивающей улыбочкой. Так что, если голос допрашиваемого вдруг взлетел до верхнего регистра или, напротив, собеседник пищит словно мышь – дело нечисто.
Тело как детектор лжи
Существует такое полезное изобретение, как детектор лжи. Принцип его действия основан на том, что в «процессе вранья» у человека учащается пульс и усиливается потоотделение. Устройство, несомненно, полезное, но в повседневной жизни трудноприменимое – не станешь же ты проверять у «субъекта» пульс и промокать его лоб салфеткой на предмет повышенной влажности. Зато ты можешь его эмоции «читать по лицу», и первый помощник в этом – улыбка. Настоящая улыбка (та, о которой говорят «от души») симметрична, появляется быстро и тает медленно. Фальшивая улыбка, наоборот, появляется медленно, скоро угасает и «слегка перекошена».
Еще один «детектор лжи» на лице – нос. У сказочного Пиноккио он имел свойство расти, как только ожившее поленце принималось «заливать». Так вот и мы подвержены этому качеству! Когда «венец творения природы» лжет, под воздействием адреналина к его лицу приливает кровь, и нос увеличивается в размерах, хотя «прибавку» способен выявить только микроскоп. И все же это не остается незамеченным – враль чувствует щекотливые позывы на кончике носа и дотрагивается до него. Конечно, по досадному совпадению у собеседника может попросту зачесаться нос, но различить эти движения (касание и, пардон, интенсивное почесывание) тебе вполне по силам.
Еще один признак «яростных сомнений» - касание лица. Американский специалист по отношениям и автор книги «Язык телодвижений» Алан Пиз утверждает, что людям вообще свойственно трогать лицо в тот момент, когда они лгут – ведь они подсознательно пытаются «закрыть» рот, глаза и уши от словесной «скверны». В раннем детстве малыши инстинктивно зажимают себе рот, если говорят неправду. Вырастая, мы делаем это не так явно, например, трогаем подбородок или угол рта, теребим мочку уха.
Самый явственный жест лжи – рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке, так как посылает сигнал сдерживать произносимые слова. Далее на очереди – потирание века. Мужчины при вранье потирают веко весьма энергично, а мы, дамы, деликатно проводим пальцем под глазом. И будь начеку, если партнер оттягивает воротничок рубашки, он говорит неправду или подозревает, что его обман раскрыт.
Правда тебе не станет известна и в том случае, если партнер «закрылся», то есть принял оборонительную или негативную позу. Самая универсальная «закрытая» поза – скрещивание рук. Правда, этот жест может означать спокойствие и уверенность, но лишь в том случае, если беседа не носит конфликтного характера. И вообще, внимательно наблюдай за руками «подозреваемого». Сжал в кулак или сложил «домиком», упершись кулаками в подбородок – внимание, сейчас будет задача «со многими неизвестными».
Их не догонишь…
И напоследок горькая пилюля: некоторых товарищей уличить во лжи практически невозможно. Вероятнее всего, обман останется нераскрытым, если «клиент»:

  • имеет солидный опыт по части «вешания лапши на уши», то есть обманщик со стажем;
  • на твою беду, обладает хорошей памятью – на деталях его не поймаешь;
  • умен, сообразителен, обладает быстрой реакцией и богатой фантазией и к тому же прирожденный актер и оратор;
  • врет без всякой выгоды для себя;
занимается этим профессионально, то есть знаком со специальными техниками распознавания лжи..........а таких не мало)

С момента выхода супергеройского блокбастера режиссёра Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь » прошло десять лет [российская премьера фильма состоялась 14 августа 2008 года ], а перформанс Хита Леджера до сих пор остаётся одним из самых выдающихся в истории экранизации комиксов. При создании супергеройской картины Кристофер Нолан вдохновлялся дебютом Джокера в комиксах в 1940 году, графическим романом «Убийственная шутка » 1988 года и серии «Долгий Хэллоуин » 1996 года. Хит Леджер за безупречное исполнение роли Джокера посмертно удостоился «Оскара», BAFTA, «Золотого глобуса», а также премии Гильдии киноактёров [«Лучший актёр второго плана»]. Ранее в одном из интервью Хит Леджер заявлял, что получил копию «Убийственной шутки» в качестве важного материала для подготовки к роли.

В настоящее время для заказа доступна книга «100 вещей, которые должны знать и сделать фанаты Бэтмена прежде, чем умереть », в которой приводится интервью Джозефа Маккейба с Хитом Леджером, Кристофером Ноланом и Кристианом Бэйлом. В частности, поклонники персонажей DC Comics и одного из лучших фильмов всех времён за всю историю кинематографа узнают, что во время культовой сцены допроса Хит Леджер просил Кристиана Бэйла бить его по-настоящему, чтобы всё происходящее казалось максимально реалистичным.

Каково было работать с Хитом Леджером в образе Джокера?

Кристиан Бэйл: Наша первая общая сцена была в комнате для допросов, и я увидел, что Хит Леджер — потрясающий актер, который полностью отдаётся работе и привержен этому, и абсолютно понимает тональность, которую Крис [Нолан] старался создать. Мы не из тех актёров, которые наслаждаются пародийной игрой на персонаж. Мы рассматривали «Тёмного рыцаря» как серьёзную драму. Ты начинаешь играть и остаёшься в образе. Люблю это. Я выяснил, что люблю нелепость, и отношусь к этому серьёзно. Хит полностью разделял это. Когда он был в гриме и костюме — он всё время оставался в образе Джокера; и как только он снимал всё это, то становился абсолютно приятным парнем.

В [сцене допроса] фильма Бэтмен начинает избивать Джокера и понимает, что это необычный соперник. И чем больше я его бил, тем больше ему это нравилось. Тем больше удовлетворения он получал. Хит вел себя очень похоже. Он как будто меня подначивал. Я говорил ему: «Мне не нужно по-настоящему тебя бить. Будет выглядеть так, как будто я тебя правда ударил». А он такой: «Давай, давай, давай...». Он сам бился о плиточные стены в комнате допроса так, что на них оставались вмятины и по ним шли трещины. Он полностью вжился в образ Джокера.

Вы когда-нибудь боялись, что он Вас переиграет?

Кристиан Бэйл: Нет, совсем нет. Потому что это именно то, с чем у меня были проблемы во всех других фильмах о Бэтмене. Особенно после того, как я прочитал комикса Фрэнка Миллера «Бэтмен: Год первый» и других графических романов. Я спросил себя: «Ну, как же получается, что Бэтмен всегда самый скучный персонаж?». Я никогда не считал его увлекательным персонажем, хотя в этих комиксах его изображали наиболее интересным. Мне кажется, что в фильме «Бэтмен: Начало» нам удалось показать, что он — парень со стержнем. Так что у меня не было проблем с тем, что у него появится конкурент. Потому что фильм станет лучше, если в нём появятся и другие захватывающие персонажи.

Культовая сцена допроса из супергеройского фильма «Тёмный рыцарь»

Что оказало влияние на перформанс Хита Леджера?

Кристофер Нолан: Джонни Роттен, Сид Вишес — про такие панк-вещи мы говорили. Мы также обсуждали Алекса в «Заводном апельсине». Он очень анархичен и в то же время обладает огромной харизмой — как в книге, так и в фильме. Мы говорили о самых разных источниках вдохновения, и он говорил о таких экстраординарных вещах, как куклы чревовещателей. То, как они двигаются и как разговаривают, и другие странные вещи, которые я даже представить себе не мог — пока не увидел, как Хит начал играть и показывать, как двигается Джокер, жестикулирует, разговаривает этим необычайно непредсказуемым голосом. А интонация голоса — от самых верхних до самых нижних нот — просто исключительна, и меняется непредсказуемо и неожиданно.

Что касается языка... у Хита была накладка на нижней губе, и иногда она отклеивалась. Я увидел, как он пытается приклеить её обратно языком, и только после нескольких недель съёмок понял, что он присвоил этот жест персонажу. Было невероятно интересно монтировать игру Хита, потому что он испробовал все интересные грани, все манеры. И мне нравилось, что все они подходят персонажу. Их трудно назвать актёрскими приёмами. Я считал их гениальными проявлениями человеческой натуры.

Вы говорили, что не были большим поклонником комиксов. Чем Вас привлёк «Тёмный рыцарь»?

Хит Леджер: Да, единственная причина, по которой я не был поклонником - я вырос в семье с девочками. Так что у нас было всего лишь несколько комиксов о Бэтмене. В основном это [были] комиксы «Арчи». Так что это, наверное, это единственная причина, по которой я вырос, не читая «Бэтмена».

Но мне очень понравился «Бэтмен: Начало»; и персонаж Джокера — слишком хороший, чтобы отказываться. Я уже говорил раньше, но... если бы Тим Бертон снимал «Тёмного рыцаря» и попросил меня сыграть Джокера, я бы согласился. Потому что пытаться прикоснуться к тому, что сделал Джек Николсон в фильме Бертона, было бы преступлением. Поэтому когда Крис [Нолан] пришёл ко мне... я знал, какой он. Он уже создал мир для меня. Я видел, в каком мире мне придётся играть. Я знал, что этот мир открыт для новой интерпретации. У меня в рукаве был тот козырь, который искал Крис. Мы сели и вроде как начали обмениваться идеями, и они были одинаковые. Так мы и начали работать.

Прошло уже восемь лет с выхода последнего законченного фильма Хита Леджера, а мы до сих пор скучаем по актеру и великолепному образу Джокера, который он подарил миру. Чтобы отметить недавнюю годовщину «Темного рыцаря», мы решили вспомнить, как актер готовился к роли, и как прошли его последние дни на съемочной площадке.

16. Хит Леджер приговорил себя к полной изоляции

Чтобы действительно вжиться в роль, актер провел 43 дня в мотеле в полном одиночестве. Все мы прекрасно знаем, насколько Джокер безумный и «поломанный» персонаж – страшно представить, что творилось в голове Леджера в эти дни добровольного заключения.

15. Он применил «взгляд Кубрика»

Большое влияние на леджеровский образ Джокера оказал персонаж Алекс ДеЛардж в исполнении Малькольма МакДауэлла из фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» (1971). Он скопировал его жесты и мимику, включая широко известный «взгляд Кубрика».

14. Он сымпровизировал две самые яркие сцены в фильме

Одна из этих сцен – саркастичные аплодисменты Джокера, когда Гордон получает повышение. Этого момента не было в сценарии, но режиссер Кристофер Нолан приказал операторам продолжить снимать, и в итоге вставил сцену в фильм. Второй раз Леджеру пришлось думать на ходу в сцене со взрывом больницы. Момент с неисправным пультом – чистая импровизация актера.

13. Он вел дневник Джокера

В этом дневнике он хранил вырезки из газет с трагическими новостями, фотографии Алекса ДеЛарджа, гиены и улыбающегося клоуна. Актер всюду носил с собой этот дневник, чтобы в нужный момент напоминать себе, какого темного и садистского персонажа он играет.

12. Он хотел быть Бэтменом

Изначально Хит Леджер пробовался на роль Бэтмена, но, как мы все прекрасно знаем, эта роль ушла к Кристиану Бэйлу. К счастью, Кристофер Нолан запомнил актера и пригласил его в следующий проект на роль Джокера.

11. Он потребовал, чтобы его избили

Вы хорошо помните сцену допроса в «Темном рыцаре»? Так вот… Леджер, оказывается, лично настоял на том, чтобы Кристиан Бэйл бил его как можно сильнее, чтобы сцена вышла достоверной. Поступок истинного Джокера!

10. Он позаимствовал для образа свои собственные привычки

С первого же взгляда на Джокера в начале фильма мы понимаем, что с этим парнем что-то не так. Его манеры, мимика, жесты – все указывает на то, что это очень странный персонаж. Одной из его отличительных особенностей является привычка постоянно облизывать губы. Оказывается, это была реальная привычка Леджера, и он позаимствовал ее для роли.

9. Он был самым молодым Джокером

Джокер не раз находил воплощение на большом экране, но самыми известными исполнителями этой роли, помимо Леджера, являются Джек Николсон, Сизар Ромеро и Джаред Лето. Всем трем актерам было за сорок, когда они сыграли легендарного злодея, в то время как Леджеру было всего 28.

8. Он первый получил Оскар за исполнение роли персонажа комиксов

За роль Джокера Хит Леджер не просто добился широкого признания и бурных похвал – он стал первым актером в истории, который получил премию Оскар за роль в фильме про супергероев. Но актер так и не увидел заветную статуэтку – на церемонии награждения ее вручили членам его семьи.

7. Он напугал своих коллег по фильму

Актеры Майкл Кейн и Мэгги Джилленхол не видели Леджера в гриме вплоть до съемок сцены вечеринки Wayne Enterprises. Образ настолько напугал Кейна, что он забыл слова, а Джилленхол и вовсе не могла на него смотреть.

6. Майкл Кейн предпочитает Леджера Николсону

Сэр Майкл Кейн придерживается высокого мнения о Джокере Леджера. Он даже заявил, что актер переплюнул Николсона и его исполнение Джокера в «Бэтмене» 1989 года. «Джек был клоуном, добродушным, но извращенным – старенький дядюшка-убийца. Он мог становиться веселым и заставлять зрителя смеяться. Хит пошел в совершенно противоположном направлении, он изобразил действительно страшного психопата».

5. Хит Леджер был не первым кандидатом на роль

Режиссер Кристофер Нолан с самого начала желал видеть в образе Джокера только Леджера и боролся до последнего, но киностудия все равно решила сперва предложить роль другим кандидатам. В их число входили Стив Карелл, Эдриан Броуди, Робин Уильямс и Пол Беттани.




Top