Царица из ахматовской последней розы. "заключенье небывшего цикла"

ЩЕРБ́́АТОВА Мария Алексеевна (урожд. Штерич ) (ок. 1820-79), княгиня; в первом браке за князем М.

А. Щербатовым, во втором - за И. С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839-40. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. «Поэтическая дружба» связывала Щербатову с М. И. Глинкой (см. М. И.Глинка . Записки, Л., 1953, с. 136). Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у нее «Демона» она сказала поэту: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака» (Столыпин Д. А. и Васильев А. В., в кн.: Воспоминания) . По свидетельству А. И. Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьезное чувство («Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова»). Однако бабушка Щербатовой (С. И. Штерич), как вспоминает А. О. Смирнова, «ненавидела Лермонтова» и желала, чтобы на ее внучке женился И. С. Мальцов. Лермонтов бывал у Щербатовой в Петербурге в доме на Фонтанке (ныне № 101) и на даче в Павловске, встречался с ней у общих петерб. знакомых, а в мае 1840 - в Москве. Соперничество в ухаживании Лермонтова и Э. Баранта за Щербатовой считается одной из возможных причин дуэли между ними. Поэт посвятил Щербатовой стих. «Молитва» («В минуту жизни трудную») и «М. А. Щербатовой». Последнее отдано в печать после смерти Лермонтова самою Щербатовой («ОЗ», 1842, № 1). По предположению Б. Эйхенбаума [(5), II, с. 218], к Щербатовой обращено и стих. «Отчего».

Литература: Смирнов Н. М., Из памятных заметок, «РА», 1882, № 2, с. 239-40;Семевский М. И., Устные рассказы Е. А. Сушковой, в кн.: Сушкова, с. 225;Смирнова-Россет А. О., Автобиография. (Неизд. материалы), М., 1931, с. 247; Пахомов Н., Письмо Л. к А. И. Тургеневу, ЛН, т. 45-46, с. 28-29;Майский (3), с. 154, 161-62; Мануйлов (9), с. 270-72; Нейман Б.,Прокопенко Л., Украинская страница биографии поэта, «Радуга», 1964, № 10, с. 164-65; Тургенев А. И., Хроника русского. Дневники, М. - Л., 1964, с. 493; Шан-Гирей А. П., в кн.: Воспоминания; Корф М. А., там же;Мануйлов (13), с. 330-31, 361-64,

Лермонтовская энциклопедия - http://dic.academic.ru/dic.nsf/lermontov/1546/%D0%A9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0

М. А. ЩЕРБАТОВА И СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА,
ЕЙ ПОСВЯЩЕННЫЕ

О княгине Марии Алексеевне Щербатовой в литературе о Лермонтове имеются в общем довольно скудные и разрозненные сведения. Между тем поэт посвятил ей стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную») и «<М. А. Щербатовой>». По предположению Б. М. Эйхенбаума, М. А. Щербатовой адресовано и стихотворение «Отчего».

Имя ее вошло также в историю дуэли Лермонтова с Э. де Барантом, повлекшей за собой вторую ссылку поэта на Кавказ; об этом свидетельствуют многие из современников поэта, в частности А. П. Шан-Гирей, Н. М. Смирнов, А. И. Тургенев, М. А. Корф и другие. Указав, что зимой 1839 г. Лермонтов был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», Шан-Гирей пишет далее, что «слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта <...> и на завтра назначена была встреча». Н. М. Смирнов в «Памятных заметках» также рассказывает: «...он (Лермонтов, - Л. Н. ) влюбился во вдову княгиню Щербатову <...> за которою волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом... Они дрались...».

Что же представляла собой женщина, вдохновившая поэта на создание замечательных лирических стихотворений, какова была ее жизненная судьба? На эти вопросы проливают свет некоторые мало привлекавшиеся до сих пор источники, а также архивные материалы.

Мария Алексеевна Щербатова (род. около 1820 г.) была дочерью украинского помещика Алексея Петровича Штерича. В 1837 г. она вышла замуж за князя Александра Михайловича Щербатова (1810 - 1838). Некоторые сведения об ее неудачном

замужестве содержатся в неопубликованных письмах Екатерины Евгеньевны Кашкиной к ее двоюродной племяннице Прасковье Александровне Осиповой, владелице Тригорского, близкой приятельнице Пушкина. Е. Е. Кашкина была дальней родственницей («кузиной») или свойственницей Серафимы Ивановны Штерич (1778 - 1848), бабушки М. А. Щербатовой. Позднее Поликсена Алексеевна Штерич, младшая сестра М. А. Щербатовой, стала второй женой А. А. Грессера, за которым была ранее (с 1833 г.) замужем Варвара Николаевна Кашкина, племянница и воспитанница Е. Е. Кашкиной.

Прошло четыре года. 2 августа 1842 г. Е. Е. Кашкина в письме к П. А. Осиповой снова обращается к истории неудачного брака М. А. Щербатовой. Подчеркнув, что муж внучки С. И. Штерич был дурной человек («mauvait sujet»), она пишет, что, к счастью для молодой женщины, он умер через год и несколько месяцев после брака. 10

В 1838 г. молодая вдова М. А. Щербатова, интересовавшаяся литературой и искусством, встречалась с М. И. Глинкой. Ее сестре Поликсене композитор давал уроки пения. 11 В недавнем прошлом М. И. Глинка был близким другом рано умершего Евгения Петровича Штерича (1809 - 1833), камер-юнкера, композитора-любителя, сына С. И. Штерич, дяди Марии и Поликсены.

М. И. Глинка, по его словам, в доме С. И. Штерич стал «как домашний, нередко обедал и проводил часть вечера». М. А. Щербатова,

утверждал он, была «видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». «Иногда получал я, - вспоминает Глинка, - от молодой княгини маленькие записочки, где меня приглашали обедать с обещанием мне порции луны и шубки. Это означало, что в гостиной княгини зажигали круглую люстру из матового стекла, и она уступала мне свой легкий соболий полушубок, в котором мне было тепло и привольно. Она располагалась на софе, я на креслах возле нее; иногда беседа, иногда приятное безотчетное мечтание доставляли мне приятные минуты. Мысль об умершем друге (Е. П. Штериче, - Л. Н. ) была достаточна, чтобы удержать мое сердце в пределах поэтической дружбы». 12

Возможно, что Лермонтов познакомился с М. А. Щербатовой у Карамзиных в 1839 г. Поэт стал бывать в этом литературном салоне начиная со 2 сентября 1838 г. Но имена Лермонтова и Щербатовой одновременно впервые упоминаются в письмах С. Н. Карамзиной к Е. Н. Мещерской от 1 и 17 августа 1839 г. 13 Вскоре Лермонтов начал посещать Щербатову в петербургском доме ее бабушки С. И. Штерич (ныне № 101 по наб. Фонтанки) 14 и на даче в Павловске. Редко читавший свои произведения в светских гостиных, поэт несомненно делал исключение для М. А. Щербатовой. Однажды после чтения у нее поэмы «Демон» Щербатова сказала Лермонтову: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака». 15 Наконец, поэт мог встречать Щербатову также у общих знакомых, на светских балах, в театрах. Ведь круг знакомых был в основном один и тот же. В записях за 1839 - 1840 гг. неопубликованного дневника К. П. Колзакова, гвардейского офицера, встречаются упоминания не только о Лермонтове, но и о Щербатовой, а также ее сестре. 16 Так, например, княгиню Щербатову «с хорошенькою m-lle Стерич» Колзаков видел во Французском театре 31 октября 1839 г. 7 января 1840 г. Колзаков снова встретил Щербатову и ее сестру. 17

А. О. Смирнова вспоминает о том, при каких обстоятельствах написано было Лермонтовым стихотворение «Молитва». «Машенька

(М. А. Щербатова, - Л. Н. ) велела ему молиться, когда у него тоска. Он <...> обещал и написал ей эти стихи:

В минуту жизни трудную...».

Высокую оценку стихотворение получило у Белинского, который процитировал его полностью в статье «Стихотворения М. Ю. Лермонтова» (1841). Критик, отвечая тем, кто отрицал достоинства стихотворения «И скучно и грустно», писал: «...из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце человеческое звуки, из того же самого духа вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнию». 18

Между прочим, А. О. Смирнова пишет, что М. А. Щербатова «чувствовала себя несчастной у Серафимы Ивановны (Штерич, - Л. Н. ), которая ненавидела Лермонтова и хотела непременно, чтобы на ней женился Иван Сергеевич [Мальцев]». 19 Жизнь М. А. Щербатовой была осложнена и теми сплетнями, злословием на ее счет, которые были связаны прежде всего с ее неудачным браком и завещанием покойного мужа князя А. М. Щербатова (согласно ему, потеряв маленького сына, 20 она лишилась почти всего состояния, перешедшего в основном обратно в род Щербатовых). Отголоски светских сплетен и пересудов на эту тему сохранились в воспоминаниях современников. 21

И поэт имел право, восхищаясь стойким характером и независимостью М. А. Щербатовой, написать о ней:

Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит...

Сходные мысли выразил Лермонтов и в стихотворении «Отчего»:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.

О стихотворении «Отчего» с восторгом писал В. Г. Белинский в цитированной выше статье: «Это вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! <...> Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения...». 22

После дуэли Лермонтова с Э. Барантом М. А. Щербатова 22 февраля поспешила в Москву, но позднее, приехав, очевидно, на могилу сына, она виделась с поэтом. Об этой их встрече известно со слов дежурного офицера П. Г. Горожанского, бывшего воспитанника школы юнкеров. Именно он разрешил Лермонтову отлучиться с гауптвахты, рискуя быть наказанным за это. 24

В мае 1840 г. Лермонтов и Щербатова, возможно, виделись и в Москве, где ее навестил А. И. Тургенев, который в своем дневнике 10 мая 1840 г. записал: «Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». 25

Да, М. А. Щербатова несомненно серьезно любила поэта, но отвечал ли он ей взаимностью? Ответить на этот вопрос однозначно довольно трудно. Конечно, Лермонтов был увлечен Щербатовой, бывал у нее дома, открыто ухаживал за нею, встречаясь у общих знакомых, на светских балах и вечерах. Но писем Лермонтова сохранилось мало, воспоминания современников скудны. Обратимся, однако, именно к ним - свидетельствам мемуаристов.

А. П. Шан-Гирей, близкий друг и родственник поэта, указывает, что Лермонтов был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», которая, по собственному признанию поэта, была такова, «что ни в сказке сказать ни пером описать». 26

М. Н. Лонгинов, тоже родственник Лермонтова, хотя и дальний, высказался более определенно. О стихотворении «<М. А. Щербатовой>» он писал: «Кто не помнит вдохновенного портрета нежно любимой им женщины (курсив наш, - Л. Н. ):

Как ночи Украины,
В мерцании звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных». 27

Думается, что Лонгинов в этом суждении был прав. Стихотворение «<М. А. Щербатовой>» о многом говорит и позволяет думать об ответном чувстве поэта.

Лермонтов создал в нем необычайно привлекательный внешний и внутренний облик героини. Блондинка («И солнца отливы Играют в кудрях золотистых») с синими глазами («Прозрачны и сини, Как небо тех стран, ее глазки»), она обладает именно теми чертами, которые в любовной лирике первой трети XIX в. (например, Е. А. Баратынского) ассоциировались с носительницей «небесной души», противопоставленной «красе черноокой» с ее «недобрым лукавством». 28

Справедливо рассматривать стихотворение «<М. А. Щербатовой>» в ряду тех стихотворений («Памяти А. И. Одоевского», «Как часто, пестрою толпою окружен» и др.), где беспощадному свету противопоставлен «мир природы, величественный, живой, свободный и гармоничный». 29 Однако лучшие черты характера героини - ее внутренняя красота, благородство, мужество, связаны не только с миром природы; они объясняются также особенностями национального характера украинского народа.

Современники Лермонтова восхищались стихотворением «<М. А. Щербатовой>». Так, Белинский считал, что оно принадлежит к «драгоценнейшим перлам созданий <...> поэта» 30 наряду со стихотворениями «Соседка», «Договор», отрывками из «Демона», поэмой «Боярин Орша», а также лучшим, самым зрелым из произведений Лермонтова - «Сказкой для детей».

А. В. Кольцов 27 февраля 1842 г. с восторгом писал Белинскому: «Лермонтова „На украинские степи“ чудо как хорошо, из рук вон хорошо!». 31

Сильное впечатление произвело это стихотворение и на Н. С. Лескова, который, по словам его сына, говоря о своей жене, с «убежденностью» относил «к ней <...> строки особо чтимого им поэта, посвященные украинке же, М. А. Щербатовой:

От дерзкого взора
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.

Это в устах Лескова являлось высшим признанием». 32

Со времени гибели Лермонтова прошло более двух лет. 20 ноября 1843 г. 33 Е. Е. Кашкина сообщала П. А. Осиповой о предстоящем вторичном браке М. А. Щербатовой. Она собиралась выйти замуж за полковника гвардии Лутковского. 3 января 1844 г. Е. Е. Кашкина писала о том, что свадьба состоялась в Малороссии, у отца невесты. 34

С Иваном Сергеевичем Лутковским (1805 - 1888) Щербатова, вероятно, встречалась ранее у Карамзиных. В 1836 - 1841 гг. он был командиром третьей батареи гвардейской конно-артиллерийской бригады, 35 т. е. сослуживцем А. Н. и Андр. Н. Карамзиных. 36 Впоследствии И. С. Лутковский был генералом от артиллерии, генерал-адъютантом (с 1856 г.), членом Военного совета (с 1862 г.). 37 Брак с И. С. Лутковским, вероятно, оказался для М. А. Щербатовой более счастливым, чем первое ее замужество. Она на много лет пережила Лермонтова, скончавшись 15 декабря 1879 г. 38

Наиболее существенные из источников (воспоминаний, книг, статей) см. в изд.: Лермонтовская энциклопедия. М., 1981, с. 628.

См.: Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. М.; Л., 1936, т. 2, с. 218.

М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972, с. 46.

Рус. арх., 1882, № 2, с. 239.

См. о нем в статье Е. И. Мительмана «Еще о М. А. Щербатовой» (наст. сборник, с. 285 - 286).

ИРЛИ, 22914/CLXб28. Несколько отрывков из этих писем (за 1829, 1831, 1834 - 1835, 1837 и 1843 гг.), не имеющих отношения к Штеричам и М. А. Щербатовой, опубликованы в статье:Модзалевский Б. Л. Поездка в село Тригорское в 1902 г.: (Отчет Отделению русского языка и словесности императорской Академии наук). - В кн.: Пушкин и его современники: Материалы и исследования. Спб., 1903, вып. 1, с. 65 - 72.

См.: Кашкин Н. Н. О роде Кашкиных. Спб., 1913, с. 367.

Год проставлен неизвестной рукой.

ИРЛИ, 22914/CLXб28, л. 129 об. - 130 (подлинники по-французски).

10 Там же, л. 200.

11 Глинка М. Письма и документы. М., 1953, с. 815.

12 Глинка М. Записки / Под ред. В. Богданова-Березовского. Л., 1953, с. 136.

13 См.: М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л., 1979, с. 325, 363, 368.

14 См.: Назарова Л. Н. М. Ю. Лермонтов. - В кн.: Литературные памятные места Ленинграда. Л., 1976, с. 171. 22 декабря 1839 г. М. А.. Щербатову навестил А. И. Тургенев и застал у нее Лермонтова (см.: Гиллельсон М. И. А. И. Тургенев и его литературное наследство. - В кн.: Тургенев А. И. Хроника русского: Дневники (1825 - 1826). М.; Л., 1964, с. 493).

15 Столыпин Д. А., Васильев А. В. Воспоминания: (В пересказе П. К. Мартьянова). - В кн.: М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, с. 166.

16 См. об этом в статье И. С. Чистовой «Дневник гвардейского офицера» (наст. сборник, с. 165).

17 ИРЛИ, ф. 484, № 39, л. 101; № 40, л. 9.

18 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954, т. 4, с. 527 - 528.

19 Смирнова-Россет А. О. Автобиография: (Неизданные материалы) / Подгот. к печ. Л. В. Крестова. М., 1931, с. 247.

20 См. об этом в статье Е. И. Мительмана «Еще о М. А. Щербатовой» (наст. сборник, с. 286).

21 См., например: Корф М. А. Из дневника. - В кн.: М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, с. 230 - 231. Позднее П. И. Бартенев, со слов лиц, знавших поэта, записал, что Лермонтов и Барант «поссор<ились> за Штерич, к<оторая> тогда была богатою вдовою кн<язя> Щербатова. Когда у нее ум<ер> ребенок и она стала бедна, Л<ермонтов> ее бросил» (ААН, ф. 111, № 11, л. 1; сообщил В. Э. Вацуро). Утверждение, касающееся поэта, весьма сомнительно.

22 Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 4, с. 532.

23 ЦГИА, ф. 1343, оп. 46, № 979, л. 276.

24 Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество. М., 1891, с. 318 (ср.:Найдич Э. Э. Стихотворение «М. А. Щербатовой»: (Лермонтов и Е. П. Гребенка). - В кн.: М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы, с. 404).

25 Лит. насл. М., 1948, т. 45 - 46, с. 420.

26 М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, с. 46.

27 Рус. вестн., 1860, т. 26, № 4, кн. 2, отд. VI, с. 388. Вновь и вновь перечитывая стихотворения Лермонтова, обращенные к М. А. Щербатовой и исполненные высокой поэзии и большого чувства, трудно согласиться о А. Марченко. В своей интересной в целом статье она высказывает малообоснованное, на мой взгляд, предположение о том, что история взаимоотношений поэта с М. А. Щербатовой нашла отражение в «Княжне Мери», над которой Лермонтов работал зимой 1839 г. (см.: Марченко А. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Спб., 1886, т. 1, с. 567. В кн.: Мануйлов В. А. Лермонтов в Петербурге. Л., 1964, с. 271, примеч. 2 - ошибочно указано, что во втором браке М. А. Щербатова была за Ф. С. Лутковским.

А вот стихи, посвященные Щербатовой - целиком:

Молитва

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

5Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
10Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

На светские цепи...

М. А. ЩЕРБАТОВОЙ

На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи
Украйны она променяла,

Но юга родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного,
Среди беспощадного света.

Как ночи Украйны,
В мерцании звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных,

Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, ее глазки,
Как ветер пустыни,
И нежат и жгут ее ласки.

И зреющей сливы
Румянец на щечках пушистых
И солнца отливы
Играют в кудрях золотистых.

И, следуя строго
Печальной отчизны примеру,
В надежду на бога
Хранит она детскую веру;

Как племя родное,

У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит;

От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.

Мария Алексеевна Щербатова (около 1820 – 1879) красивая и образованная молодая вдова, вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных. По свидетельству А. И. Тургенева испытывала к М. Ю. Лермонтову неподдельное чувство любви. В феврале 1840 года, явилась одной из причин дуэли между Лермонтовым и с сыном французского посла де Барантом.
Лермонтов познакомился с молодой вдовой в 1839 г. в салоне Карамзиных. Блондинка с синими глазами, она была, по словам М.И. Глинки, «видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». По свидетельству троюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея, поэт был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», которая, по его признанию, была такова, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Марии Алексеевне нравилась поэзия Лермонтова. После чтения поэмы «Демон» она сказала автору: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака».

А.О. Смирнова вспоминала, что как-то при ней Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Он сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, – воскликнула княгиня Щербатова, – не может быть!» Александра Осиповна сказала княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Щербатова тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), которое преподнес ей. М.А. Щербатовой посвящено и стихотворение «Отчего»:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.

На долю Марии Алексеевны выпало много испытаний. Ее имя вошло в историю дуэли Лермонтова с французом Э. де Барантом, повлекшей за собой вторую ссылку поэта на Кавказ. А.П. Шан-Гирей писал, что «слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта… и на завтра назначена была встреча». Н.М. Смирнов в «Памятных заметках» также рассказывал, что Лермонтов «влюбился во вдову княгиню Щербатову…, за которой волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом… Они дрались…»

Через несколько дней после дуэли Мария Алексеевна уехала в Москву. Но позднее, ненадолго вернувшись в Петербург, она виделась с Лермонтовым. П.Г. Горожанский, бывший товарищ поэта по юнкерской школе, вспоминал: «Когда за дуэль с де Барантом Лермонтов сидел на гауптвахте, мне пришлось занимать караул. Лермонтов был тогда влюблен в кн. Щ(ербатову), из-за которой и дрался. Он предупредил меня, что ему необходимо по поводу этой дуэли иметь объяснения с дамой и для этого удалиться с гауптвахты на полчаса времени. Были приняты необходимые предосторожности. Лермонтов вернулся минута в минуту, и едва успел он раздеться, как на гауптвахту приехало одно из начальствующих лиц справиться, все ли в порядке. Я знал, с кем виделся Лермонтов, и могу поручиться, что благорасположением дамы пользовался не де Барант, а Лермонтов».

Вопреки молве Мария Алексеевна не признавала себя виновницей в этой дуэли. В марте 1840 г. она писала А.Д. Блудовой: «Вы знаете, моя дорогая, нет большего позора для женщины, чем низкие домыслы о ней со стороны тех, кто ее знает. Но если женщина слишком горда, она часто предпочитает склонить свою голову перед гнусной клеветой, нежели оказать честь этим клевещущим на нее людям, представляя им доказательства своей чистоты… Я счастлива, что они не поранили один другого, я желаю лучше быть осужденной всеми, но все-таки знать, что оба глупца останутся у своих родителей. Я-то знаю, что значит такая потеря». Потерей Щербатовой был ее двухлетний сын, который умер через две недели после этой злосчастной дуэли.

В мае 1840 г. Лермонтов, направляясь на Кавказ, в Москве, видимо, встретился с Марией Алексеевной в последний раз. 10 мая ее навестил А.Н. Тургенев, который записал в своем дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Через несколько месяцев она уехала за границу, когда вернулась, поэта уже не было в живых. Лирический портрет М.А. Щербатовой поэт создал в стихах.



Михаил Юрьевич Лермонтов и его музы.

В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Его вдохновительницы и возмутители его душевного покоя: Лопухина Варвара Александровна, Сушкова Екатерина Александровна, Иванова Наталья Федоровна, Щербатова Мария Алексеевна и Быховец Екатерина Григорьевна.
У многих поэтов есть стихи о любви к своим женщинах. Михаил Юрьевич Лермонтов не стал исключение. За свои 27 лет он влюблялся не один раз, его женщины были его музами которым он посвящал свои стихи. В них он и воспевал свою пламенную любовь, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных.

Бахметева, Варвара Александровна (Лопухина) происходила из старинного дворянского рода. Была 7 ребёнком из 8 детей, но из них 4 умерли в детстве. Её старший брат Алексей (1813-72) и сестры Мария (1802-77) и Елизавета (1809-82; мать Н. Н. Трубецкого), были близкими друзьями Михаила Лермонтова с 1828 года, со времён его обучения в Москве. Сохранилась переписка Марии Лопухиной и Лермонтова.
Варвара Лопухина познакомилась с поэтом в ноябре 1831 года, когда приехала в Москву из имения. Молодые люди полюбили друг друга. Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество произведений


Однако, все ее движенья,

Улыбка, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты;

Как вспоминанье лучших дней…

Родные выдали Варвару за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.

Хвостова Екатерина Александровна (Сушкова) родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. С младенчества была разлучена с родителями и до трёх лет воспитывалась в доме деда ВасилиВ 1820 году родители Екатерины разъехались. Отец, посчитав, что жена больная сердцем не может воспитывать детей, силой забрал их себе и отдал Екатерину и её младшую сестру Елизавету (1815—1883) на воспитание своей сестре.

В богатом доме своей тетки Марии Васильевны Беклешовой (1792—1863) Екатерина жила до замужества. В 1829 году Екатерину стали вывозить в свет, где она имела успех и поклонников. Многие считали Екатерину суетной и слишком светско-пустой девушкой, возможно это мнение составилось вследствие того, что её тетка Беклешова очень любила свет и держала свой дом открытым. У них была вечная сутолка, обеды и балы.я Михайловича Сушкова (1747—1819), бывшего симбирского губернатора. После, до шести лет, проживала с родителями в Пензе, а потом в Москве. Семейная жизнь родителей, Александра Васильевича Сушкова и Анастасии Павловны (1789—1828), урождённой княжны Долгоруковой, не сложилась.

Знакомство с Лермонтовым:
В доме Верещагиных весной 1830 г. Екатерина Александровна познакомилась с Лермонтовым. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие. А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог!

«Расстались мы...»

Обрескова Наталья Фёдоровна (Иванова) (1813—1875) — дочь московского литератора и драматурга Ф. Ф. Иванова; между 1833 и 1836 вышла замуж за Н. М. Обрескова.
В период знакомства Михаила Лермонтовым и Натальи Ивановой 1830 по 1832 годы, поэтом было написано 40 стихов, данный цикл назвали «ивановский цикл».
Отношения между Н. Ф. Ивановой и М. Ю. Лермонтовым складывались сложно. Ободренный в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения кончились разрывом, который вызвал у поэта не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости. Описывая портрет Натальи, Лермонтов называет её «бесчувственным, холодным божеством».

Когда одни воспоминанья


Когда одни воспоминанья

О днях безумства и страстей

Наместо славного названья

Твой друг оставит меж людей,

Когда с насмешкой ядовитой

Осудят жизнь его порой,

Ты будешь ли его защитой

Перед бесчувственной толпой?

Он жил с людьми как бы с чужими,

И справедлива их вражда,

Но хоть виновен перед ними,

Тебе он верен был всегда.

Одной слезой, одним ответом

Ты можешь смыть их приговор, —

Верь! Не постыден перед светом

Тобой оплаканный позор!


Щербатова Мария Алексеевна . Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Когда они познакомились ей было около 20 лет, Лермонтову – 25. - Она была красивая и образованная, вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных. Лермонтов говорил о ней:” Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. В феврале 1840 года, явилась одной из причин дуэли между Лермонтовым и с сыном французского посла де Барантом. Поэтический портрет М. Щербатовой дан поэтом в посвященном ей стихотворении "М. А. Щербатовой”. И.С. Тургенев, встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем дневнике: "Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”.



М. А. Щербатовой

На светские цепи,

На блеск утомительный бала

Цветущие степи

Украйны она променяла,

Но юга родного

На ней сохранилась примета

Среди ледяного,

Среди беспощадного света.

Как ночи Украйны,

В мерцании звезд незакатных,

Исполнены тайны

Слова ее уст ароматных,

Прозрачны и сини,

Как небо тех стран, ее глазки;

Как ветер пустыни

И нежат и жгут ее ласки.

И зреющей сливы

Румянец на щечках пушистых

И солнца отливы

Играют в кудрях золотисты.

И следуя строго

Печальной отчизны примеру,

В надежду на бога

Княгиня Мария Григорьевна Щербатова , урождённая графиня Строганова (17 октября 1857, Санкт-Петербург - 20 января 1920, имение Немиров Брацлавский уезд Подольская губерния) - благотворительница, предпринимательница, наследница части художественного собрания Строгановых и Немировской усадьбы Потоцких.

Биография

Мария Григорьевна родилась в семье коллекционера графа Григория Сергеевича Строганова (1829-1910) и графини Марии Болеславовны Потоцкой (1839-1882), дочери Б. С. Потоцкого и М. А. Салтыковой. Была потомком двух знаменитых аристократок: Натальи Голицыной и Софии Потоцкой. Кроме дочери у Строгановых родился сын Сергей (1861-1877), рано скончавшийся.

В 1910 году после смерти отца Мария Григорьевна унаследовала дом на виа Грегориана в Риме, имевшем богатейшее собрание искусства и книг. Подробных распоряжений по поводу своей коллекции Григорий Сергеевич не оставил, и княгиня Щербатова передала всё оставленное состояние своим детям. Те в свою очередь передали ряд предметов в музеи.

В 1912 году в Эрмитаж поступили также две картины: «Молящаяся святая» Якопо Селлайо и «Вознесение» сиенской школы. Однако большая часть коллекции оставалась в Риме и была распродана княгиней Еленой Петровной Щербатовой, которая, эмигрировав после революции, осталась без средств к существованию. В 1926 году Роберто Лонги писал в журнале «Dedalo»: «Распыление строгановской коллекции - уже свершившийся факт».

Большую часть жизни Мария Григорьевна проводила в семейном имении Немиров. В 1872 году её отец открыл здесь винокуренный завод, и княгиня Щербатова продолжила его дело. К началу XX века винокурня производила уже более 5 тыс. полулитровых бутылок спирта в сутки. В отличие от своих конкурентов, изготавливавших спирт из дешёвого картофельного сырья, Мария Григорьевна выпускала более дорогой, но качественный зерновой спирт. В ноябре 1906 года был подписан контракт, позволявший осуществлять Немировскому спиртзаводу регулярные поставки спирта на казенные водочные заводы Москвы и Санкт-Петербурга.

Продолжая семейные традиции своего деда Болеслава Потоцкого, существенную долю средств княгиня Щербатова отдавала на благотворительные цели. В Немирове было осуществлено мощение улиц, вдоль которых поставили электрические фонари, построена бесплатная больница для бедных, содержались гимназия и монастырская школа для девочек. Княгиня финансировала строительство Киевского политехнического института, на её средства способные дети местных жителей обучались в Одессе, Киеве, Москве и Петербурге.

Мария Григорьевна выписала из Праги архитектора Иржи Стибрала, по проектам которого в Немирове были возведены новый спиртзавод, электростанция, крытый рынок, Немировский дворец и дендропарк, занявший территорию в 85 га. Строительство продолжалось с 1885 по 1917 годы.

Своим спасением княгине Щербатовой обязано одно из самых больших городищ на территории Украины - Немировское. До 1908 года раскопки здесь велись жителями с целью поиска сокровищ. Мария Григорьевна пригласила профессиональных археологов. В 1909 году состоялась первая научная экспедиция под руководством профессора С. С. Гамченко, который обнаружил остатки трипольского поселения, а в 1910 году вторая - под руководством профессора А. А. Спицина.

С началом Первой мировой войны в замке располагался лазарет, где княгиня Щербатова работала в качестве сестры милосердия. С этой же целью в Немиров приехали Елена (1893-1985), Ольга (1897-1920) и Александра (1898-1987) Столыпины вместе с матерью Ольгой Борисовной и младшим братом Аркадием. Один из местных жителей вспоминал.

“среди беспощадного света...”

Мария Алексеевна Щербатова (1820-1879) была дочерью украинского помещика А.П. Штерича. После смерти матери она жила в доме бабушки С.И. Штерич в Петербурге. В 1837 г. юная Мария вышла замуж за гусарского офицера князя А.М. Щербатова. Однако через год после свадьбы ее муж заболел и умер - к счастью для молодой женщины, как писала ее родственница, потому что Щербатов оказался «дурным человеком», «злым и распущенным».

Лермонтов познакомился с молодой вдовой в 1839 г. в салоне Карамзиных. Блондинка с синими глазами, она была, по словам М.И. Глинки, «видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». По свидетельству троюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея, поэт был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», которая, по его признанию, была такова, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Марии Алексеевне нравилась поэзия Лермонтова. После чтения поэмы «Демон» она сказала автору: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака».

А.О. Смирнова вспоминала, что как-то при ней Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Он сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, - воскликнула княгиня Щербатова, - не может быть!» Александра Осиповна сказала княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Щербатова тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), которое преподнес ей. М.А. Щербатовой посвящено и стихотворение «Отчего»:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.

На долю Марии Алексеевны выпало много испытаний. Ее имя вошло в историю дуэли Лермонтова с французом Э. де Барантом, повлекшей за собой вторую ссылку поэта на Кавказ. А.П. Шан-Гирей писал, что «слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта... и на завтра назначена была встреча». Н.М. Смирнов в «Памятных заметках» также рассказывал, что Лермонтов «влюбился во вдову княгиню Щербатову..., за которой волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом... Они дрались...»

Через несколько дней после дуэли Мария Алексеевна уехала в Москву. Но позднее, ненадолго вернувшись в Петербург, она виделась с Лермонтовым. П.Г. Горожанский, бывший товарищ поэта по юнкерской школе, вспоминал: «Когда за дуэль с де Барантом Лермонтов сидел на гауптвахте, мне пришлось занимать караул. Лермонтов был тогда влюблен в кн. Щ(ербатову), из-за которой и дрался. Он предупредил меня, что ему необходимо по поводу этой дуэли иметь объяснения с дамой и для этого удалиться с гауптвахты на полчаса времени. Были приняты необходимые предосторожности. Лермонтов вернулся минута в минуту, и едва успел он раздеться, как на гауптвахту приехало одно из начальствующих лиц справиться, все ли в порядке. Я знал, с кем виделся Лермонтов, и могу поручиться, что благорасположением дамы пользовался не де Барант, а Лермонтов».

Вопреки молве Мария Алексеевна не признавала себя виновницей в этой дуэли. В марте 1840 г. она писала А.Д. Блудовой: «Вы знаете, моя дорогая, нет большего позора для женщины, чем низкие домыслы о ней со стороны тех, кто ее знает. Но если женщина слишком горда, она часто предпочитает склонить свою голову перед гнусной клеветой, нежели оказать честь этим клевещущим на нее людям, представляя им доказательства своей чистоты... Я счастлива, что они не поранили один другого, я желаю лучше быть осужденной всеми, но все-таки знать, что оба глупца останутся у своих родителей. Я-то знаю, что значит такая потеря». Потерей Щербатовой был ее двухлетний сын, который умер через две недели после этой злосчастной дуэли.

В мае 1840 г. Лермонтов, направляясь на Кавказ, в Москве, видимо, встретился с Марией Алексеевной в последний раз. 10 мая ее навестил А.Н. Тургенев, который записал в своем дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Через несколько месяцев она уехала за границу, когда вернулась, поэта уже не было в живых. Лирический портрет М.А. Щербатовой поэт создал в стихах.

М.А. ЩЕРБАТОВОЙ

На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи
Украйны она променяла,

Но юга родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного,
Среди беспощадного света.

Как ночи Украйны,
В мерцании звёзд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных,

Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, ее глазки,
Как ветер пустыни,
И нежат и жгут ее ласки.

И зреющей сливы
Румянец на щечках пушистых,
И солнца отливы
Играют в кудрях золотистых.

И, следуя строго
Печальной отчизны примеру,
В надежду на Бога
Хранит она детскую веру.

Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит.

От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.

М.Ю. Лермонтов, 1840 г.

Кутявин В.Н. «Портрет М.Ю. Лермонтова». Картон, масло, 1988 г.




Top