Чебышева маргарита петровна биография. Образ вятской природы в стихотворениях маргариты петровны чебышевой

Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом.

Преподобный Ферапонт, в миру Федор, родился в Волоколамске в семье дворян Поскочиных. С юного возраста мечтая о монашеской жизни, он тайно ушел из дома и принял постриг в Симоновом монастыре.

Настоятель часто давал ему разные поручения. Однажды он послал Ферапонта в дальнюю белозерскую сторону. Суровый и задумчивый русский Север пленил молодого монаха. Жажда пустынного уединения в тишине северных лесов охватила его. Вернувшись в Симонов монастырь, он поделился своими мыслями с преподобным Кириллом, будущим Юфиллом Белозерским. «Есть ли на Белом озере место, где бы можно безмолствовать иноку?» - спросил Кирилл. «Там их много», - отвечал Ферапонт. Жребий был брошен: Кирилл и Ферапонт решились уйти в пустынную сторону.

Избрав место на берегу озера Сиверского, {бфилл и Ферапонт водрузили здесь крест и выкопали себе землянки. Прожив некоторое время вместе с Кириллом, Ферапонт отправился на поиски уединения и поселился на берегу Бородавского озера, в месте «пространном и гладком». Вскоре сюда стали приходить и другие монахи, желавшие разделить его пустынножительство. В 1409 году Ферапонт построил деревянный храм в честь Рождества Богоматери. Так возник Ферапонтов монастырь.

Земли Белозерья входили в удел князя Андрея Дмитриевича Можайского. Услышав о новой обители, он прислал в дар утварь для храма и пожаловал монастырю земли. Вскоре княжеский наместник, приехав из Белоозера в Можайск, рассказал князю о духовных подвигах преподобного Ферапонта. Давно желая построить близ Можайска монастырь, князь Андрей пригласил Ферапонта к себе. Оставив обитель, Ферапонт уехал в Можайск, где основал Лужецкий монастырь, там он и умер в 90-летнем возрасте 27 мая 1426 года.


Преемником преподобного Ферапонта стал игумен Мартиниан, видный церковный деятель XV века. Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил Стомонахов, родился около 1400 года в вологодской деревне Сяма. В юном возрасте он был пострижен в монахи Кириллом Белозерским. Был учеником Ферапонта. Около 1427 года преподобный Мартиниан основал на озере Воже Вожеезерский Спасский монастырь, но вскоре стал игуменом Ферапонтова монастыря. В 1447 году он оказал поддержку сосланному в Вологду Василию Темному, который впоследствии пригласил Мартиниана Ферапонтов управлять Троице-Сергиевым монастырем. В 1455 году преподобный оставил эту обитель и переселился в любимый им Ферапонтов монастырь, где провел остаток жизни.


Трудами преподобного Мартиниана обитель начала разрастаться, став крупным центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке. Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, много имуще братии работающих».

На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.

Уединенность и отдаленность монастыря сделали его местопребыванием ссыльных из лиц высокого духовного звания. Первым из них был архиепископ Ростовский Иоасаф. Архиепископ Иоасаф (Оболенский) в молодые годы принимал постриг в Ферапонтовом монастыре. В 1488 году после ссоры с Иоанном III он был сослан в Ферапонтово. Иоасаф прожил в монастыре около двадцати пяти лет, проведя последние годы в совершенном безмолвии. Он умер в 1513 году и погребен рядом с преподобным Мартинианом, которого считал своим наставником.

Спустя некоторое время после появления в Ферапонтове архиепископа Иоасафа, в монастыре случился сильный пожар, во время которого юродивый по имени Галактион спас всю казну архиепископа. На эти чудом уцелевшие средства в 1490 году был построен новый собор в честь Рождества Богородицы. Он стал второй каменной постройкой Белозерья после собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Собор в честь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - традиционный для русских северных монастырей строгий одноглавый храм, в котором чувствуются традиции новгородско-псковской школы каменного зодчества XV века. Собор очень скупо декорирован. Над храмом на широком барабане поднимается массивный колоколовидный купол с небольшой главкой в завершении. Собор окружает крытая каменная галерея, к которой с западной стороны примыкает квадратная одноярусная колокольня, крытая невысоким шатром.

Спустя двенадцать лет после строительства собора, в 1502 году, в Ферапонтово приехал известный живописец Дионисий с сыновьями - расписывать собор. «В лето 7010-е (1502) месяца августа в 6 день на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, начата бысть подписывать церковь, а кончена на второе лето 9 дня месяца сентября... А писцы - Дионисий-иконник со своими чадами. О, Владыко Христе, всех царь, избави их, Господи, мук вечных», - гласит древняя надпись на северной стене собора в честь Рождества Богородицы.

Соборная церковь Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия давно вошла в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Фрескам Дионисия посвящены изданные во всем мире многочисленные научные труды, фотоальбомы, сведения о них можно найти в любом издании, посвященном древнерусской живописи.


Датой рождения Дионисия считают 1440 год. Продолжатель дела Андрея Рублева много работал в Москве и подмосковных монастырях. В 1467-1476 годах он писал фрески и иконы в Пафнутьевом Боровском монастыре, в 1481 году расписывал Успенский собор Московского Кремля, затем работал в московском Спасо-Чигасовом монастыре и в кремлевском Воскресенском монастыре, после 1485 года писал иконы для церкви Успения Богоматери Иосифо-Волоколамского монастыря, в 1500 году - в Павло-Обнорском монастыре. В 1502 году Дионисий вместе с сыновьями Феодосием, Владимиром и Андреем создал один из самых совершенных ансамблей русского средневекового искусства - фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре.


Собор Рождества Богородицы Ферапонтова Лужецкого Можайского монастыря



По счастливому совпадению, эти фрески - главное сохранившееся до наших дней произведение Дионисия.


В отличие от Андрея Рублева, Дионисий не был монахом. В его искусстве практически нет аскетического начала. По работам мастера можно судить, что Дионисий был человеком образованным, сведущим в русской истории, знавшим летописи и житийную литературу. В его искусстве чувствуется и влияние Византии. Живопись Дионисия отличает легкий, одухотворенный рисунок, богатство красок, умелая композиция росписи.

Роспись покрывает все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Праздничность, нарядность - вот основное настроение, определяющее то впечатление, которое росписи собора производят на зрителя. Собор Ферапонтова монастыря был расписан, как доказали последние исследования, всего за 34 дня, а не за два года, как это считалось ранее.

Основная тема фресок ферапонтовского храма - единство мира видимого и невидимого, мира людей и мира «небесных сил бесплотных». Они выдержаны строго в духе античного правила: гармония, единство и ничего лишнего. Ферапонтов Белозерский монастырь


Фрески поражают своим цветовым богатством и благородством тонов - нежно-розового, золотисто-желтого, сиреневого, зеленоватого, лилово-коричневого и красновато-коричневого. Несмотря на некоторую приглушенность цвета, они создают впечатление нежности и прозрачности красок. Долгие годы считалось, что в качестве красителей для Ферапонтов Белозерский монастырь фресок были использованы цветные камешки и глины разных цветов и оттенков, которые можно найти на берегах Бородавского и Паского озер и в руслах впадающих в них ручьев. Эти камешки дробились, растирались и замешивались на яичном белке. Целая волна паломников приезжала в Ферапонтово из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Они искали аналогичные камешки и глины и готовили из них краски по старинным рецептам.


С юга к Рождественскому собору примыкает церковь святого Мартиниана Белозерского. Она построена в 1640-1641 годах над гробницей игумена Мартиниана, преемника преподобного Ферапонта. В 1549 году преподобный Мартиниан Белозерский был канонизирован. В храме сохранилась деревянная резная позолоченная рака над гробом преподобного Мартиниана.

Крытыми переходами собор соединен с колокольней и трапезной палатой с церковью Благовещения. Трапезная сооружена в 1530-1534 годах на средства, пожертвованные монастырю великим князем Московским Василием III, когда тот с Еленой Глинской объезжал северные монастыри, вымаливая у Бога себе наследника.

Надвратная церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта возведена в 1650 году.

В конце XV века в монастыре отбывал ссылку опальный киевский митрополит Спиридон, написавший здесь «Житие святых Зосимы и Савватия Соловецких» и «Изложение о православной истинной нашей веры».

А с 1666 по 1676 год в монастыре жил опальный Патриарх Никон. Не смирившись с утратой своего влияния, он не переставал надеяться на скорое возвращение и требовал от монахов патриарших почестей и привилегий. Монастырские власти, не вполне уверенные в том, что бывший Патриарх не окажется снова в Москве, покорно выполняли все его требования. По указанию Никона для него были выстроены особые хоромы - «кельи многие житей с двадцать пять», а посреди Бородавского озера из камней насыпали остров в виде креста, где Никон водрузил деревянный крест и подолгу проводил там время в молитвах и уединении. На кресте была вырезана надпись: «Животворящий крест Христов поставил смиренный патриарх Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за Святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме».


После смерти в 1676 году царя Алексея Михайловича положение Никона изменилось в худшую сторону. Патриарх Иоаким, давний противник Никона, предъявил ему целый список новых обвинений, среди которых фигурировали даже сношения бывшего Патриарха с посланцами Степана Разина. Никона перевели в Кирилло-Белозерский монастырь в тюремное заключение. Только в 1681 году бывший Патриарх получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге, в Ярославле, разболевшийся Никон умер.

После вкладов царя Михаила Романова, сделанных в 1640-х годах, никаких других пожалований Ферапонтов монастырь не получал. К концу XVII века он пришел в упадок и в 1798 году был упразднен, а его церкви обращены в приходские. Но слава древнего монастыря не умирала никогда, и в начале XX века, в связи с 500-летием основания, Ферапонтов монастырь был возрожден уже как женский. В 1908-1915 годах в монастыре велись восстановительные работы. Инициатором восстановления Ферапонтова монастыря была игуменья Леушинского монастыря Таисия. Благодаря ее неукротимой энергии дважды проводился всероссийский сбор пожертвований на это благое дело. Она же стала первой игуменьей восстановленного Ферапонтова монастыря. Игуменья Таисия скончалась в январе 1915 года.

Ферапонтов монастырь был закрыт в 1924 году, а его тогдашняя игуменья расстреляна коммунистами. В монастыре размещается музей. Монастырский храм Богоявления с 1990 года используется для богослужений.

Месторасположение: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово.


Памятник истории и культуры федерального значения Кирилловского района Вологодской области. В соборе Рождества Богородицы сохранились росписи Дионисия с сыновьями. Это единственный храм, где сохранилась столь объемная (общей площадью 600 м2), документально подтвержденная роспись Дионисия. Ныне в стенах Ферапонтова монастыря располагается музей фресок Дионисия. В 2000 году монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом Белозерским, сподвижником святого Кирилла Белозерского. В XV веке монастырь становится широко известен, его посещают многие выдающиеся политические деятели. В начале XVI века Богородице-Рождественский собор расписывает известный московский мастер Дионисий с сыновьями. Стоимость работы иконописца приблизительно равнялась стоимости постройки самого монастыря.

В период с 1666 по 1676 годы в Ферапонтовом монастыре пребывал сосланный туда бывший патриарх Никон.

В 1798 году монастырь был упразднен указом Синода как пришедший в запустение, и лишь в 1904 году был возобновлен как женский. Однако в этом виде он существовал 20 лет и в 1924 году был закрыт. С 1975 года началось создание музея.

Основание монастыря

Жития преподобных Ферапонта и Кирилла повествуют о том, что будущие основатели северных обителей, названных Андреем Николаевичем Муравьевым Русской Фиваидой на Севере, являлись монахами московского Симонова монастыря. Вместе они подвизались в труде и молитве, часто общались с посещавшим монастырь преподобным Сергием Радонежским. Когда Кириллу было явление Богородицы, указавшей место основания нового монастыря, именно Ферапонт был избран подвижником в качестве спутника. Достигнув берега Сиверского озера, старцы ископали кельи и постепенно началось обустройство будущего Кирилло-Белозерского монастыря. Спустя небольшое время Ферапонт оставил Кирилла и пошел дальше на северо-восток, пока на расстоянии 15 верст (20 км.) от Сиверского озера он обнаружил озера Пасское и Бородавское, соединенные небольшой речкой Паской. «Есть у меня желание, и оно непрестанно влечет меня, идти безмолвствовать на особое место», - простосердечно сказал Ферапонт, и столь же искренно отвечал ему Кирилл: «Если воля Божия на то будет, можешь и на деле исполнить». На возвышении меж двумя озерами старец и основал свою обитель. Годы основания Кириллова и Ферапонтова монастыря совпадают - 1397 год. Обитель начала развиваться, однако Ферапонт был вынужден покинуть её и по просьбе князя Андрея Дмитриевича Донского отправиться в Можайск, чтобы основать обитель на берегу Москва-реки. Так возник Лужецкий монастырь.

Монастырь в XV-XVII веках

В самом же Ферапонтовом монастыре игуменом стал Мартиниан Белозерский, ученик Кирилла Белозерского. Именно при Мартиниане в 1409 году возводится деревянная церковь Рождества Богородицы с трапезной. Монастырь приобретает широкую известность, во второй половине XV - начале XVI века он становится, наряду с Кирилло-Белозерским и Спасо-Каменным монастырями, духовным, культурным и идеологическим центром северных земель. Долго время после кончины Мартиниана и обретения мощей монастырь носил название «Мартемьяновского».

В 1490 году заканчивается возведение каменного собора Рождества Богородицы, над которым работали ростовские мастера, приглашенные архиепископом Ростовским Иоасафом, выходцем из самого монастыря. Иоасаф же в 1502 году пригласил знаменитого московского художника Дионисия, дабы тот расписал новый собор. Расположенная на поверхности арки северного входа собора надпись сообщает о времени создания (1502) и рекордных сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». Поразительным фактом является и то, что росписи сохранились до наших дней без поновления.

На XVI столетие приходится расцвет монастыря. Именно в этот период монастырь получает множество вкладных и жалованных грамот от царя и князей. В монастырь на богомолье приезжают Василий III, Елена Глинская, Иван IV. Тогда же возводятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата.

Однако в 1614 году монастырь был разорен поляками, были сожжены кельи и ворота, разграблению подверглись окрестные деревни. Спустя четверть века монастырь оправился от нашествия польско-литовских отрядов. В 1643 году в Мартиниановской церкви, выстроенной в 1495 году, была установлена рака с мощами преподобного. В 1645 году была построена двухпридельная надвратная церковь. В 1666 году в Ферапонтов монастырь был сослан патриарх Никон. 10 лет он провел в заточении в обители. Известен поклонный крест, вырезанный и установленный Никоном на небольшом островке посреди Бородавского озера.

Монастырь в XVIII-XXI веках

В XVIII веке монастырь постепенно приходил в запустение, пока в 1798 году не был упразднен указом Синода. Монастырские церкви стали приходскими.

В 1904 году монастырь был возобновлен уже в качестве женского, но вновь закрыт в 1924 году.

С 1975 года началось формирование современного музея.

В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Идет паломник неспешно, вдумчиво. В святые места путь держит. Чтоб в намоленном месте и ему помолиться, святым мощам поклониться. И путь этот сам по себе труд, подвиг. Пока идет, на постой просится, люди ему копеечку на свечку подают и о них попросить в Божьей обители наказывают. Глядишь, как дойдет - другим станет. Чище, к Богу ближе…

Таковые пути в наши дни сложны. Не скажу, невозможны - не приняты. Бежим, торопимся. Но это не значит, что в намоленные места стремиться нужно с меньшим тщанием. Поездки те и поныне отраду духовную и радость Божию приносят.

Ферапонтово надолго, точнее, навсегда запало в душу. Ощущение такое, что войди я в этот собор без Бога за душой, поверила бы и обратилась вмиг, столь велико впечатление от кисти Дионисия. Уверена, что были и такие люди. Как у Николая Рубцова:

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды явившись из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты небывалой досель…

Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле…

Ученые полагают, что вид монастыря (как и окружающего ландшафта) с XVII века практически не изменился. По сравнению с соседним Кирилло-Белозерским монастырем (эта обитель в 20 километрах) Ферапонтов кажется маленьким, просто игрушечным. Находится он между двух озер, Бородаевским и Паским, на небольшой возвышенности. К монастырю ведет песчаная проселочная дорога, сразу настраивающая посетителя на домашний, камерный лад.

Окрестности удивительно живописны. Озеро с редкими рыбаками на деревянных лодках… пасущиеся невдалеке лошади…

Слава Богу, в СССР до монастыря «не доходили руки». Долгое время, с 1924 до 1975 года, Ферапонтов монастырь был закрыт. Потом на его территории сделали музей со штатом из одного сотрудника - сторожа.

В наши дни монастырь так и не открыли, действует только надвратная церковь с приделами Богоявления и прп. Ферапонта. Святых мощей, чудотворных крестов, здравствующих старцев-молитвенников здесь нет. И все же поход стал сродни паломничеству, место это святое. Намоленное.

Фрески Дионисия

Безусловная святыня Ферапонтова, да и всей вологодской земли, если не сказать больше - это фрески собора Рождества Богородицы. С 19 августа по 21 сентября 1502 года по новому стилю - с Преображения Господня до Рождества Богородицы - за 34 дня собор был расписан артелью великого иконописца Дионисия с сыновьями Владимиром и Феодосием, левкасчиком Еремеем, пособниками и писцами. Исследователи установили, что рисунок всех композиций и основная прокладка цветом, выполненная водяными красками по сырой штукатурке, была сделана всего за пять дней. При этом искусствоведам не удалось выделить руку каждого из писавших - вероятно, все три мастера работали сообща над каждой композицией. Кроме стенописи артелью был написан и иконостас собора (сохранившиеся иконы ныне хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и Кирилловском музее-заповеднике).

Ко времени прибытия в Ферапонтово Дионисий был уже очень известен - его артелью были написаны иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Фрески Дионисия и его сподвижников, а им более 500 лет, поражают и удивляют. Как это ни помпезно звучит, степень их воздействия на современного зрителя невозможно передать словами. Это праздник, радость и свет, запечатленный на стенах собора. Возможно, фрески части древнерусских храмов XVI века были столь же прекрасны - но, увы, все они не дошли до нас в своей первоначальной красоте. Причина тому - поновления или разрушения. Так, в Великую Отечественную войну были разрушены практически все новгородские храмы. И собор Рождества Богородицы - не только единственный, дошедший практически в целости монументальный памятник работы Дионисия, но и единственный непоновленный памятник древнерусской фресковой росписи.

Устроитель монастырей

В 2000 году Ферапонтов монастырь включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (всего в России на сегодняшний день 15 культурных памятников, находящихся под опекой ЮНЕСКО). Музейная коллекция Ферапонтова очень интересна и по-своему уникальна. Собрание рукописных и старопечатных книг, экспозиция точно воспроизведенных соборных фресок (художник-реставратор Н.В. Гусев), прекрасно продуманные регулярно обновляющиеся экспозиции, ежегодные Ферапонтовские чтения… Будет ли комплекс передан Церкви - Бог весть. С Божией помощью и это устроится. Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году преподобным Ферапонтом (вначале святой подвизался в Московском Симоновом монастыре, затем отправился с преподобным том по обоюдному согласию заложил свой монастырь). Отшельничество, безмолвие, набеги разбойников. Позже к преподобному стали стекаться иноки. Пустынь, где жили единичные отшельники, становится общежительным монастырем. Преподобный Ферапонт по смирению не принимает настоятельства. Но известность о подвигах угодника распространяется далеко за пределы Белозерья. Спустя десятилетие князь Андрей Дмитриевич вызывает преподобного Ферапонта для устроения в Можайске монастыря (там возник Лужецкий Богородице-Рождественский монастырь).

Расцвет и закат

Второй настоятель монастыря, преподобный Мартиниан, был избран монастырской братией. Ребенком он жил при Кирилло-Белозерском монастыре и обучался грамоте у самого преподобного Кирилла. И одним из послушаний всех монахов Ферапонтова монастыря стало чтение, переписывание и переплет книг. Вскоре небольшой Рождество-Богородицкий монастырь стал еще и крупным общественно-культурным центром. Когда новгородскому архиепископу Геннадию потребовались для борьбы с еретиками редкие книги, он послал за ними в Ферапонтов монастырь.

В течение десяти лет Ферапонтово было
местом ссылки патриарха Никона

Расцветом Ферапонтова монастыря справедливо считается XVII век. К этому времени на территории монастыря были возведены три каменных здания. Первым среди них был храм Рождества Богородицы, построенный в 1490 году (Дионисием с сыновьями он был расписан позднее, через 12 лет). В конце XVII века Ферапонтово в течение десяти лет было местом ссылки патриарха Никона.

В XVIII веке Ферапонтово постигли набеги, пожары, разоренья. Окончательно подкосило изъятие монастырских земель. В 1798 году монастырь упразднили, его храмы стали приходскими. В 1904 году он был открыт вновь, но уже как женский. После прихода новой власти в 1924 году монастырь был закрыт окончательно.




Top